Зипун что это такое фото


Главные предметы русской одежды - Мужское (8 фото)

Посмотрите, как мы одеты?! Посмотрите, на кого мы похожи?! На кого угодно, только не на русских. Быть русским, это не только думать на русском языке, но и выглядеть, как русский человек. Итак, меняем свой гардероб. Там должны быть следующие предметы одежды.

1 Кафтан

Это краеугольный камень русского гардероба. Почти все другие виды верхней мужской одежды на Руси являлись версиями кафтана.  Его в X веке ввели в русскую моду варяги, которые, в свою очередь, подсмотрели его у персов. Сначала в нем щеголяли только князья и бояре, но со временем кафтан проник в «туалеты» всех остальных сословий: от священников до крестьян. Для знати кафтаны шили из легких шелковых тканей, парчи или атласа, а по краям часто делали меховую опушку. Рядом с опушкой по полам, манжетам, подолу нашивали золотое или серебряное кружево. Кафтан был чрезвычайно удобной одеждой и скрывал недостатки фигуры своего владельца. Людям невзрачным он придавал значимости, худым – солидности, тучным – величия.

Куда надевать?

На деловые встречи. Хороший кафтан легко заменит вам унылые костюм с галстуком.

2 Ферязь

Этот вид кафтана был широким в подоле, до трех метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Благодаря ферязи  и родилась поговорка «работать спустя рукава». Ее носили как холодной зимой, так и жарким летом. Летние ферязи были на тонкой подкладке, а зимние — на меху. Шили этот предмет одежды из разных тканей — от парчи и бархата (состоятельные люди) до сермяги и хлопчатобумажных тканей (крестьяне). Богатые люди одевали ферязь на другие кафтаны, а бедные — прямо на рубахи. Бюджетный вариант ферязи завязывался на шнуры, а петлицы его отличались скромностью и не превышали числом 3—5.  Эксклюзивные же кафтаны украшались семью дорогими петлицами с кистями, которые могли, как завязываться, так и застегиваться. По краю ферязи обшивались галуном или золотым кружевом.

Куда надевать?

На крупные торжества и официальные приемы, проходящие на открытом воздухе.

3 Опашень

Чем-то напоминает ферязь, однако опашень менее торжественен. Как правило, он выполнял функцию плаща-пыльника или летнего пальто. Опашень шили из сукна или шерсти без подкладки, без украшений, иногда даже без застежки. Рукава длиною до подола вшивались только сзади. Вся передняя часть проймы и оката рукава обрабатывалась обтачкой или тесьмой, благодаря чему опашень можно было надеть как безрукавку: руки в рукавах от нижнего кафтана просовывались в прорези, а рукава опашеня оставались висеть по бокам или завязывались назад. В холодную погоду они набирались на руки, причем часть рукава могла висеть, защищая кисть и пальцы от холода.

Куда надевать?

Может легко заменить повседневное пальто или плащ.

4 Бекеша

«Казуальная» версия кафтана с приталенным коротким силуэтом и меховой отделкой. Шилась на меху или на вате с меховым или бархатным воротником. Русские бояре подсмотрели этот кафтан во время обороны Полоцка в 1579 году у воинов венгерской пехоты, которая сражалась на стороне поляков. Собственно само название кафтана происходит от имени их венгерского полководца Каспара Бекеша. Русская армия потеряла Полоцк, однако привезла в Москву пленных и «модных» венгров. С кафтанов «языков»  сняли мерки, и в русском гардеробе появился еще один предмет одежды.

Куда надевать?

«Бекеша» может стать повседневной, полуспортивной одеждой, и заменить, например, куртку или пуховик.

5 Зипун

Облегченная, минималистичная, версия кафтана из домотканого сукна. Никаких украшений и излишеств в виде стоячего воротника зипун не имеет. Зато очень функционален: не стесняет движения. Зипуны носили в основном крестьяне и казаки. Последние даже назвали свой казачий промысел – походом за зипунами. А грабителей с большой дороги называли «зипунниками».

Куда надевать?

Отлично подойдет для работ на даче в прохладную погоду. Также не заменим на рыбалке и охоте.

6 Епанча

Епанча была создана для непогоды.  Это был плащ без рукавов с широким отложным воротником. Шили епанчу из сукна или войлока и пропитывали олифой.  Как правило, эту одежду украшали нашивками в пяти местах по два гнезда. Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. Епанча была настолько популярной на Руси, что ее даже можно увидеть на гербе Рязани.

Куда надевать?

Отлично заменит парку и макинтош (плащ, а не тот, который Apple).

7 Головной убор

Представить себе русского человека XVII века, появившегося на улице без головного убора, невозможно. Это было чудовищным нарушением приличий. В допетровские времена центральным «головным» атрибутом являлся колпак: остроконечной или сферической формы со слегка отстающим околышем — ободком, облегающим голову. Знатные люди ходили в колпаках, шитых из бархата, парчи или шелка и обитых ценным мехом. Простой народ довольствовался войлочными или валяными шапками, которые так и называли «валёнки». В жаркое время или дома русские носили так называемые «тафьи», прикрывающие макушки шапочки, напоминающие тюбетейки. Знатные граждане имели тафьи, расшитые шёлком или золотыми нитями и украшенные драгоценными каменьями.

Куда надевать?

Колпак легко заменит принятые сегодня вязаные шапочки нелепого вида. А тафья вытеснит «чужеродные» бейсболки и прочие «панамы» в летнее время.

nlo-mir.ru

Зипун (от арабск. «забюн» — куртка)

По В. И. Далю, короткий крестьянский рабочий кафтан со сборами сзади или по бокам. Шили из понитка (крестьянского домотканого сукна обычно с пеньковой или льняной основой и шерстяным утком) — «белого, серого или смурого» (смурым называли некрашеное крестьянское сукно темного цвета). Таким был зипун в XIX и начале XX века.

Другое дело в допетровские времена, в XVI—XVII веках. Тогда зипун был узким домашним кафтаном, длиною до колен, почти в обтяжку и с узкими рукавами.

Зипун, по-малороссийски «жупан», XVIII в.

Часто его рукава отличались по цвету: к зеленому зипуну могли пришить белые рукава, а к желтому — синие.

Надевали эти зипуны поверх сорочки, застегивая на 4— 8 «втышных» пуговиц, то есть продевавшихся в прорези кафтана, что было в то время новшеством.

К зипуну пришивали или пристегивали «ожерелье» — воротник, который по желанию меняли.

Эта одежда была исподней, в ней оставались дома, в кругу домочадцев. Гостей же принимали в кафтанах, надетых поверх зипунов, или даже в шубах.

Сохранилась запись, что в 1626 году царю Михаилу Федоровичу Романову был скроен зипун «камка зелена мелкотравная».

Но были и теплые зипуны вроде телогреи («безрукавые») или полушубка, например, «пупчатой соболей» (упомянут в «Выходах царей» под 1643 г.), то есть на меху с брюшка соболя и потому очень легкий и вместе с тем очень теплый.

Этого бедолагу-пирожника (начало XIX в.) зипун спасал от промозглой питерской стужи. Рисунок из «Волшебного фонаря», издававшегося во времена Л. С. Пушкина

Интересно, что тогда же на Руси под словом «зипун» разумели добычу и военный трофей. «Ходити за зипуном» означало добывать богатство разбоем. Хан Мурат-Гирей постоянно совершал набеги на русские земли, посылая за добычей своих «зипунников».

Да и двести лет спустя лихие отряды донских казаков отправлялись «зипуны доставать», то есть промышлять грабежом.

А еще через двести лет зипуном стали называть крестьянскую одежду из грубого сукна (армячины), но более просторную, чем та, что носили еще в допетровское время.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Армяк, епанча и охабень. Верхняя одежда древней Руси | статья Покупкалюкс

Русь допетровская

В августе 1698 года двадцатишестилетний Петр I совершил свою первую поездку в Голландию. И настолько понравилась ему заграничная жизнь и мода, что на следующий же день после возвращения повелел он своим подданным состричь окладистые бороды, а через год приказал и свободные русские кафтаны поменять на узкие европейские платья. «Прежние старобытные городовые одежды охобни и однорядки оставити», — гласил царский указ. — «Для того, что долги они и приличны женскому платью, а дорожному времени непотребны да и многоубыточны».

А ведь до чего любопытно узнать, что висело бы сейчас в наших гардеробах вместо пальто, курток и пуховиков, не посмотри тогда Петр в сторону Запада. В деревнях бы как прежде носили армяк…

Армяк (первоначально «ормяк»)

Особенности кроя: запашная зимняя одежда похожая на халат из тяжелой шерсти с ярким кушаком.

В 15-16 веке армяк носили, в основном, крестьяне

Первые появившиеся на Руси «ормяки» были татарскими, сшитыми из верблюжьей шерсти — армячины. Но так как этот материал у славян считался дефицитным, вскоре его заменили темной овечьей шерстью, используемой ранее для изготовления артиллерийских мешков.

В качестве аксессуаров к армяку выступала шапка-«гречник», широкий кушак и лапти-берестянки

По милой русской традиции — натягивать на себя две-три верхние одежды (подробнее об этом читайте в статье «Шуба-джубба-блюз») — армяк надевали поверх кафтана или тулупа. Соответственно, застегнуть его не получалось, приходилось стягивать ремнем или поясом.

Такой же теплой и практичной одеждой как армяк, считалась и епанча.

Епанча (она же «япанча», «япончица»)

Особенности кроя: представляла собой круглый плащ без рукавов, но с капюшоном.

Одна из старейших славянских одежд. Пришла к нам от арабов и впервые упоминается в письменных источниках в 1185 году в «Слово о полку Игореве»: «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов»…

Епанча была настолько популярна на Руси, что даже попала на герб Рязани

Долгое время главным предназначением «япончицы» была защита от дождя и пыли, поэтому ее изготавливали из плотного войлока и пропитывали олифой. К XVI веку статус епанчи существенно повышается, теперь она — накидка для торжественных случаев. В честь этого, завязки под подбородком сменяются затейливой фибулой, а войлок уступает место красному сукну.

При Суворове епанча поступает на военную службу, становясь походной одеждой солдат и офицеров.

Епанча на государевой службе

Еще одной массово носимой одеждой на Руси был кафтан.

Кафтан

Особенности кроя: длинные рукава (которые в зависимости от времени года служили и перчатками, и муфтой), чуть присборенная талия, спинка короче переда (чтобы были видны узоры на задниках молодецких сапог)

У москвичей 17-го века добротный кафтан считался такой же необходимой одеждой для мужчины как сейчас черное классическое пальто

До XVII века кафтан на Руси был краеугольным камнем любого гардероба. И на каждый случай жизни имелся свой фасон: облегающий «становой» — на службу, «чуга» с укороченным рукавом — в дорогу, «кожух» на меху — зимой носить, «польский», с широкими манжетами — на выход и т.д.

Становой и польский кафтаны

Надевался кафтан на рубаху и зипун и шился как из дорогих, так и из самых дешевых тканей, вроде синей и серой крашенины. К нарядным кафтанам пришивали сделанные из кораллов пуговицы-кляпыши (их количество доходило до 30 штук!), а так же расшитые драгоценными камнями воротники, ожерелья и «запястья». Повседневные же варианты «украшались» одним лишь кушаком.

Самым популярным цветом русского кафтана был изумрудный, маковый и васильковый

Кафтан на Руси носился дольше всей остальной длиннополой верхней одежды. В деревнях и на прислуге его можно было видеть вплоть до конца XIX века. Например, в 1840-х годах в Москве лучшими считались балы Воронцовых-Дашковых. Гостей особо восхищало начало приема, когда приезжающих встречал «лакейский коридор» — по одну сторону дорожки, ведущей в комнату хозяев, стояли слуги в белоснежных кафтанах, по другую — в багрово-красных.

Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка — вот уж капуста получалась.

Однорядка

Особенности кроя: простой долгополый кафтан из цветного сукна на пуговицах (спускались ниже пояса) и без воротника.

Мужская и женская однорядка

Однорядки были всесословной одеждой, посадские парни, например, часто носили их нараспашку. Идет такой франт: полы разлетаются, пуговицы поблескивают, солнце на шелковых вставках играет! А барышни потом на скамейках вздыхают да поговорки сочиняют: «Как хорош мой миленький в однорядке синенькой».

Боярские же сыны предпочитали разгуливать в охабнях.

Охабень (с древнерусского «охабити» — обнять, охватить)

Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), «козырная» деталь — жесткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.

Слева — демисезонный охабень, справа — зимний, подбитый мехом

Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.

Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.

На пошив охабня шли самые красивые ткани

Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одежку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.

Ну а самым церемониальным верхним платьем на Руси были ферязи.

Ферязь

Особенности кроя: очень широкий подол (до трех метров) и свисающие до колен рукава (исключение — становая ферязь, там длина рукава была чуть короче).

Чем больше было на ферязи петлиц-«разговоров», тем более дорогой считалась одежда

«Работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — говорят, эти выражения появилось в русской речи как раз благодаря ферязи. Дело в том, что ее рукава были настолько длинными, что пока не закатаешь их, ничего толком сделать не получается. Кстати, если не было сильных холодов, в рукав ферязи просовывалась лишь одна рука, вторая же свободно болталась вдоль тела.

Не боярское это дело — работать…

Каждому боярину, стряпчему или дворянину полагалось иметь как минимум три ферязи: золотую, бархатную и шелковую с узорами. Первую в обязательном порядке надевали на Рождество, Троицу и Светлое Христово Воскресение (Пасху), вторую на Сретенье Господне и Рождество Пресвятой Богородицы, а третью на празднования дня Сергия Чудотворца, Иоанна Златоустого и других святителей.

Иван Грозный даже в «домашних» палатах ходил в ферязи из персидского шелка

Ну, а какой была на Руси женская верхняя одежда? Да такой же, как и мужская! Отличалась от нее лишь узорами да мелкими деталями. А так, и охабень москвитянки носили, и однорядку. Впрочем, была у наших барышень и одна чисто женская штучка с теплым таким названием — душегрея.

Душегрея (она же епанечка, коротенька, перышко)

Особенности кроя: в зависимости от губернии, душегреи напоминали то куртку на вате, то жилет с раструбами на спине, то меховой топик. Общим была лишь длина — до талии, редко до поясницы.

После появления на Руси европейских одежд, место душегреи в сундуках столичных модниц заняла пелерина, а вот на севере страны коротеньку носили аж до начала XX века.

Узорчатая русская душегрея

А это современные «душегреи». Только от одного взгляда на них теплеет на душе

Другие увлекательные материалы о моде давно минувших дней вы найдете в нашей постоянной рубрике «История верхней одежды».

www.pokupkalux.ru

ЗИПУН. - Традиционная одежда - Культура - Каталог статей - Официальный Сайт Уральского Казачества Города Гурьева

ЗИПУН.

К началу XVIII в. сложился традиционный тип одежды, обязательной принадлежностью которого был зипун. «С зипуном носили рубахи, бешметы (кафтаны), шаровары, сапоги, шапки».

Зипун и его выкройка.

Зипун — это вид распашной одежды (часто из верблюжьей шерсти) полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными по рукавам и вороту контрастными шнурами из кожи. Как правило, это была двубортная одежда с длинными рукавами, застегивающаяся справа налево на крючки или кожаные пуговицы и кожаные петли. Часто надевался на рубаху под бешмет.

Зипун

Зипун подвязывался кушаком, таким образом, что концы, завязанные спереди, заправлялись за кушак справа и слева.

Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались «походами за зипунами». Первоначальный смысл «ходить за зипунами» не имел вульгарного значения, грабить всякого, кто попадется; это означало вылавливание в степи богатых иноплеменников, одетых в дорогие одежды для того, чтобы получить за них выкуп или обменять на собратьев, попавших в плен.

Еще один вариант зипуна.

Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.

Носили казаки и зипуны своей работы, они были опушены «голубой каймой с шелковыми нашивками».

Источник: http://www.zimovaya.ru/statji/kazachjya-odezhda-2.html

Page 2
Главная » Статьи » Культура » Традиционная одежда
В категории материалов: 3Показано материалов: 1-3
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам ЧТО ГОРЦЫ И КАЗАКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ О ПАПАХЕ.

И для горца, и для казака папаха - это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.....

Бешме́т или каптал — верхняя одежда у тюркских народностей, в виде кафтана со стоячим воротником. Распашной, обычно стёганый, глухо застёгнутый полукафтан, плотно облегающий грудь и талию, доходящий, как правило, до колен, с невысоким воротником-стойкой и рукавами из парчи, бархата. Надевался на рубаху и под халат, хотя в быту мог носиться самостоятельно...

Зипун — это вид распашной одежды (часто из верблюжьей шерсти) полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными по рукавам и вороту контрастными шнурами из кожи.....

uralkazak.ru

Зипун - это... Значение и происхождение слова

Кроме тех, кто всерьез интересуется историей, сегодня редко можно найти людей, которые с уверенностью могут ответить на вопрос о том, что это – зипун. Скорее всего, ответ будет ограничен тем, что это какая-то старинная одежда. Но вот какая именно? Информация о том, что это – зипун, будет изложена в статье.

Словарное толкование

По поводу значения слова «зипун» в словаре сказано, что он представляет собой крестьянскую одежду, имеющую вид кафтана, у которого отсутствует воротник. Как правило, его шили из грубого самодельного сукна.

Примеры употребления слова:

  • Старинный зипун, имевший на спине кружки из шерстяного шнурка, без которого не обходились ни один мужик и ни одна баба, к концу 19-го века исчез окончательно.
  • На мужике был подоткнутый оборванный зипун, ноги были обуты в онучи, обвязанные веревочками, а голову покрывала белая растрепанная шапчонка.
  • Летом он обычно плел кошели из лыка, сидя у околицы, а в зимнее время брал иголку и ножницы и ходил шить полушубки и зипуны.
  • Не нужно бояться грубого зипуна и балахона крестьянского, ведь часто под ними бьется доброе, горячее, золотое сердце.
  • В представлении славян домовой – это плотный маленький старичок с седой длинной бородой, в коротком зипуне и синей рубахе, повязанной алым поясом.

Представляется, что для понимания того, что такое зипун, важно ознакомиться с этимологией термина.

Как считают исследователи, слово уходит своими корнями в арабский язык, где есть существительное جوبة, обозначающее «длинный кафтан, халат». Проследить глубже происхождение изучаемой лексемы пока не удалось.

Из арабского слово «перекочевало» в венетский язык. Этот древний язык связан с областью Венеция, находящейся на северо-востоке Италии. Он использовался племенем венетов и представляет собой одну из отдельных ветвей индоевропейских языков. В начале нашей эры венетский язык был вытеснен латынью.

Там имеется существительное zipón, которое переводится как «деревенский кафтан». Этимологи сравнивают его с итальянским giubbone, имеющим то же значение. По всей вероятности, русское слово «зипун» пришло к нам из новогреческого путем заимствования. Оно образовано от слова ζιπούνι, обозначающего кофту, куртку.

Таким образом, прослеживается весьма древнее происхождение изучаемого слова, что может свидетельствовать о древности самой одежды, носящей такое название, или ее прототипа.

В 16-17-х веках

Как уже было сказано, зипун – это крестьянская одежда, похожая на кафтан без воротника. Ее носили сверху и делали из яркого сукна в домашних условиях, отделывая швы контрастного цвета шнурами.

Первые упоминания в письменных источниках обнаружены в «Домострое», являющемся памятником русской литературы 16-го века. Широкую известность термин приобретает в 17-м веке, им обозначают верхнюю одежду мужчин и женщин.

В то время зипуном называли одежду, напоминающую куртку, имевшую неширокие рукава и облегающую фигуру. Ее носили под кафтаном поверх рубахи. Возможно, у боярского сословия в тот период она использовалась подобно современному жилету.

В 18-м – начале 20-го века

В этот период зипун – это одежда, являвшаяся частью костюма донских казаков. Его надевали под бешмет на рубашку. Что касается всей территории России, в то время по большей части зипун был только верхней одеждой. Его использовали крестьяне и в будни, и в праздники, носили и в весеннее, и в осеннее время. Еще зипун надевали поверх верхней основной одежды, когда собирались в дорогу, или же во время ненастья.

Праздничные зипуны производились не из самодельного, а из фабричного сукна, в основном черного или синего цвета. А будничные, домашней выработки, были белыми или серыми.

Обычно эта одежда была двубортной, имела длинные рукава. Воротник, как правило, отсутствовал, а если и имелся, то был небольшим, стоячим. Застегивался зипун справа налево с помощью крючков или кожаных пуговиц и кожаных петель.

fb.ru

Зипун - это... Что такое Зипун?

Зипун (полукафтан) — в старину — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.

Зипун

В письменных источниках впервые упоминается в «Домострое». Термин широко известен с XVII века, им обозначается мужская и женская верхняя одежда. Тогда зипуном называлась мужская наплечная одежда типа куртки, короткая, облегающая фигуру, с неширокими рукавами. Её надевали поверх рубахи под кафтан. Вероятно, в боярском костюме этого периода она играла роль современного жилета. В XVIII — начале XX века зипун как наплечная одежда входил в состав костюма донского казака. Он надевался на рубаху под бешмет. На большей же части территории России в XVIII — начале XX века зипун бытовал только как верхняя одежда, он использовался как будничная и праздничная одежда крестьян весной и осенью, а также как одежда, надевавшаяся поверх основной верхней одежды в дорогу или во время ненастья. Праздничные зипуны изготавливались из фабричного сукна — чёрного, синего цветов, будничные — из серого или белого сукна домашней выработки, так называемого домотканного сукна. Как правило, это была двубортная одежда с длинными рукавами, без воротника или с небольшим стоячим воротником, застёгивающаяся справа налево на крючки или кожаные пуговицы и кожаные петли.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также