Заочное обучение что это такое


Заочное обучение – это как?

Заочное обучение хотя и не так популярно в России, как очное, – по крайне мере, если речь идет о первом высшем образовании, – оно тем не менее имеет постоянно высокий спрос у абитуриентов. Несмотря на то, что заочная форма получения знаний дает облегченную теоретическую подготовку по сравнению с дневной, целеустремленные студенты предпочитают компенсировать этот условный недостаток реальным опытом работы, который, как показывает практика трудоустройства, ценится у работодателей гораздо выше, чем оценки в дипломе. 

Как устроена заочная форма образования

Обучение на «заочке» имеет некоторые черты дневного образования, с одной стороны, а с другой – заочное отделение чем-то напоминает дистанционный формат, поскольку методика во многом строится на самообучении. Каждая дисциплина, тем не менее, должна быть изучена строго в срок, никакие вольности и отклонения от учебного плана не допускаются. А каждый семестр традиционно оканчивается сессией и предварительным общением с преподавателями, в рамках которого можно проконсультироваться по сложным вопросам, связанным с пройденным материалом. 

Отличие заочного от очного

Если про очный формат обучения все понятно, то вечерний нередко вызывает много вопросов. Есть ли желанная специальность, выбрать государственный вуз или коммерческий, как поступить, как сдавать сессию? На самом деле эти две формы отличаются по сути только тем, как часто приходится приезжать на занятия. Если очники вынуждены каждый день присутствовать в вузе, то заочники встречаются с преподавателями дважды в год – в сессионный период. Это может быть тяжело тем, кто не обладает достаточной мотивацией к тому, чтобы осваивать профессию. С другой стороны, когда человек учится, самостоятельно добывая знание из учебной литературы, не перекладывая ответственность на преподавателя, это знание и ценится выше, и надежнее откладывается в памяти. Впрочем, при активном желании студент может получить право являться на лекции и в течение учебного года. Хотя большинство заочников все же предпочитает больше внимания уделять практике: работа занимает большую часть личного времени, давая тем самым шанс получать истинное представление о выбранной профессии. А диплом будет един как для очников, так и для заочников, разница – только в форме обучения, которая в нем указывается. 

Плюсы и минусы образования

Единственное ограничение касается выбора специальностей: действительно, не все направления деятельности можно изучать в режиме самообразования. Однако список профессий, которые нельзя освоить с помощью заочной формы, на самом деле не так уж велик, и речь идет скорее об исключениях. Еще один минус – отсутствие студенческой жизни, хотя и этот недостаток весьма спорный. При этом обучение на заочном более доступно для подавляющего большинства поступающих, поскольку обладает важными преимуществами, среди которых:

  • отсутствие необходимости ежедневно посещать вуз. Хотя для кого-то это обстоятельство является недостатком, все же возможность учиться частично в удаленном режиме очень подходит некоторым будущим «заочникам» – например, молодым мамам в декрете или начинающим специалистам, которых затруднит перспектива постоянно отпрашиваться с работы, а также студентам из регионов, которые приезжают в столицу лишь на период сессии, и тем, кому состояние здоровья не позволяет совершать регулярные поездки в учебное заведение;
  • более простые условия поступления. Будущим студентам не обязательно покорять вершины ЕГЭ – в том, что касается баллов: для заочного отделения их проходное количество значительно ниже, чем для других форм обучения;
  • отсутствие возрастных ограничений: можно стать студентом на любом жизненном этапе;
  • более выгодные условия обучения – если речь идет о платной основе. Тут все понятно: тем, кому финансово не потянуть очное отделение, «заочка» предоставляет реальный шанс получить высшее образование и не остаться в этой жизни без диплома.

synergy.ru

Высшее образование заочно: к чему готовиться?

Количество заявлений

На основе данных государственной статистики в 2016 году, конкурс при приеме в вузы в 2016 г. был таким:

  • на очное образование – почти 7 заявлений на одно место;
  • на заочное – чуть больше 2 заявлений.

А поступило 57,5 % на очную форму и 40,1 % – на заочную. Остальные абитуриенты выбрали очно-заочную форму обучения.

Вступительные экзамены

Как поступить в вуз без ЕГЭ заочно? Сделать это могут те, у кого уже есть среднее профессиональное образование. Они зачисляются на основании результатов вступительных внутренних экзаменов учебного заведения. А всем, кто недавно закончил 11 классов, результаты ЕГЭ – обязательны.

Если поступать на заочную форму обучения в вузе после среднего образования, то может сократиться срок обучения и условия сдачи вступительных экзаменов.

Например, в Тюменском индустриальном университете условия такие: выпускники школ поступают по результатам ЕГЭ. Если у абитуриента есть среднее специальное или высшее образование, тогда прием осуществляется по результатам вступительных экзаменов самого университета. Проходной балл ниже, чем на очном обучении.

Результаты ЕГЭ действуют 4 года включительно. То есть если вы сдали его в 2018 году, поступать можете до 2022 включительно.

Стоимость

Если в вузе на выбранную вами специальность предусмотрены бюджетные места и вы набрали проходной балл, можете учиться бесплатно.

Возраст студентов

Любой.

Как проходит заочное обучение в вузе

Срок обучения – от 3 до 6 лет. Зависит от учебной программы, наличия образования у абитуриента. Если поступать на заочное высшее обучение, имея среднее профессиональное образование, срок обучения сокращается на 1–2 года. В некоторых вузах можно обучаться по индивидуальному плану и сократить срок обучения в среднем на полгода. Например, в ХГУ им. Н. Ф. Катанова по направлению «Экономика: Бухгалтерский учет, анализ и аудит» бакалавру заочно нужно учиться 5 лет, а при индивидуальном плане обучения – 4 года и 7 месяцев.

Не все возможности, доступные студентам-очникам, будут доступны и заочникам. Например, не получится пройти зарубежную стажировку, участвовать в грантах для обучения за границей.

Диплом, который получают студенты-заочники, отличается от диплома очников только меньшим количеством часов. Указание формы обучения вносится в диплом только по согласованию с выпускником.

О чем еще нужно подумать заранее

Стипендия. Даже если студент поступил на бюджет, стипендия ему все равно не полагается.

Отсрочка от армии. Молодой человек будет в списке призывников наравне с остальными, отсрочки на заочке нет.

Призывники

Совмещение работы и учебы. Обычно на время сессии студенту полагается оплачиваемый учебный отпуск, но по факту это зависит от работодателя. Иногда студенты берут ежегодный отпуск на работе и учатся в это время. Не всем это нравится, зато начальник раздражается меньше.

Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?

  • Работа сразу после школы. Отличный вариант для тех, кто обеспечивает свою жизнь сам.
  • Возможность жить в родном городе. Не нужно постоянно жить в большом городе. Можно приезжать на месяц из своего региона, экономя деньги на оплате за жилье.
  • Низкая стоимость обучения. Иногда даже вполовину меньше, чем оплата за очную форму обучения.
  • Индивидуальный график учебы. Заочная форма образования дает большую свободу действий, чем очная. Сессии проходят 2–3 раза в год по одному месяцу, а оставшееся время вы можете заниматься спортом, творческой деятельностью или ухаживать за ребенком.
  • Вне возрастных стереотипов. Учиться можно в любом возрасте. На заочном обучении, скорее всего, вы встретите своих ровесников, сколько бы лет вам ни было.

«В нашей группе на заочном отделении училось 22 человека. Двое девушек поступили после 11-го класса. Они жили в селе и в город приезжали только на сессии. Еще двое сначала учились очно, потом взяли академический отпуск по уходу за ребенком и перевелись к нам. Парень недавно пришел из армии. Остальные – женщины 30–40 лет. Они уже работали и получали образование по профессии». Антонина, 28 лет.

Мифы о заочном обучении

Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.

Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.

Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным. Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ. Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.

Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы – им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.

Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку – бесплатную или оплачиваемую.

Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией. Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1–2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике. А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.

Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства. Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах. НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.

Минобрнауки идет к тому, чтобы оставить заочное обучение только как способ повышения квалификации для тех, кто получает второе высшее образование. Но пока этого не произошло, сотни тысяч студентов в 2018 году подают заявления на заочную форму обучения.

propostuplenie.ru

Заочное обучение: высшее образование без отрыва от производства

В России ежегодно более миллиона человек[1] проходят заочное обучение. Рост желающих получать образование без отрыва от производства наметился в 2008 году — экономический кризис повлиял на платежеспособность населения, а потому дневная форма обучения оказалась доступной далеко не каждому. Сегодня учиться заочно — значит не только экономить, но и совмещать учебу с работой, повышать квалификацию в декрете, иметь возможность не переезжать из родного города ради поступления в вуз и многое другое.

Заочная форма обучения — это…

Учебный план студентов очного и заочного отделений не отличается — обучающиеся осваивают информацию практически в одинаковом объеме. Дипломы также выдаются идентичные — сведения о форме обучения указываются в приложении к документу. Определяющая черта заочного образования состоит в самообучении студента — 70% материала он осваивает самостоятельно. Учебный процесс заочника делится на установочную и экзаменационную сессии. В период установки студент ездит в вуз на лекции (2–3 недели), дома — читает заданную литературу, выполняет контрольные, пишет курсовые и рефераты и отправляет их на проверку. Примерно через полгода учащийся получает справку-вызов и приезжает на сессию. Такая справка предоставляется в случае необходимости по месту работы студента и обеспечивает ему оплачиваемый отпуск. Зимняя сессия длится приблизительно 10 дней, летняя — месяц.

Заочно можно освоить следующие направления: бухгалтерский учет, анализ и аудит, менеджмент, IT-технологии, государственное и муниципальное управление, фармацевтику, промышленное и гражданское строительство, лингвистику, психологию, банковское дело, дизайн, рекламу, журналистику и другие. Но некоторые сферы предполагают только очное обучение, среди них —медицина, изучение иностранных языков.

Идет полемика С 2016 года ведется активная дискуссия о том, можно ли получать заочно специальности юриста и экономиста. Сторонники запрета убеждены, что по этим специальностям студентов надо готовить с максимальной учебной нагрузкой. Но как быть с теми, кто уже имеет высшее образование, однако для ведения бизнеса нуждается в знаниях юриспруденции или экономики? К примеру, руководитель общественной организации, которому нужно быть подкованным в юриспруденции, но он не может на 5 лет оставить свое дело ради учебы. Вопрос открыт.

И первое, и второе высшее образование можно получить на заочной форме обучения. Первое высшее — 4 года (бакалавриат) или 5 лет (специалитет) и 2–2,5 года (магистратура). Второе высшее — 2–3 года (бакалавриат) или 3–4 года (специалитет). Срок получения второго высшего образования заочно зависит от того, какой объем изученных дисциплин может быть перезачтен.

В чем отличие обучения по заочной форме от других форм?

  • В настоящее время в России наиболее популярно очное образование. Форма предполагает, что студенты посещают вуз ежедневно в будние дни, ходят на семинары и лекции в течение семестра, а затем сдают соответствующие экзамены. Обучающиеся на бюджете могут получать стипендию. Юноши во время учебы не призываются в армию.
  • Очно-заочная (вечерняя) форма обучения предполагает посещение вуза вечером. В этом же графике сдаются и экзамены. Сегодня такая форма есть в небольшом числе учебных заведений.
  • Дистанционное образование считается разновидностью заочного. Студент выходит на связь с преподавателем посредством интернета. Используются электронная почта, видеочаты, видеоконфереции и т.д. С помощью дистанционной формы обучения можно получить диплом практически любого вуза, не выезжая из дома.

Виды заочного обучения

Современному студенту предоставлены широкие возможности по организации своего учебного процесса, который он может наладить максимально удобно для себя и в рамках заочной формы обучения.

Классический вариант «заочки» построен на сессиях. Как уже было отмечено, во время учебных, или установочных, сессий студент посещает вуз, слушает лекции, ходит на групповые или индивидуальные консультации с преподавателями. После такой сессии наступает время домашней работы: изучение учебных материалов, написание контрольных, рефератов, курсовых работ. Затем студент снова приезжает в вуз на экзаменационную сессию. В год обучающийся, как правило, посещает 2 установочные сессии и закрывает 2 экзаменационные.

В конце своего обучения студент приезжает в учебное заведение для сдачи госэкзаменов и получения диплома.

Модульный тип заочного обучения означает, что студент приезжает в вуз по выходным на протяжении нескольких месяцев в году. Это удобно для тех, кому важен частый непосредственный контакт с преподавателями, но мало подходит семейным людям, у которых выходные — зачастую единственная возможность провести время вместе.

Как и при классическом типе, студент сдает в вузе госэкзамены и приезжает на получение диплома.

Заочное образование с использованием ДОТ (дистанционных обучающих технологий) — инновационный метод получения образования. Студент большую часть времени изучает учебную программу самостоятельно, при этом он может находиться в любой точке мира. Расписание занятий и сессий составляется в индивидуальном порядке. При желании студент может приехать в вуз и получить консультацию преподавателя, но можно это сделать и посредством электронной почты, видеосвязи или иначе с помощью интернет-технологий.

Для сдачи государственных экзаменов и получения диплома студенту все-таки придется показаться в вузе.

Вне зависимости от выбранного вида заочного обучения ученику следует проявлять активность, любознательность, организованность и даже жадность в отношении знаний — только так можно достигнуть намеченного результата.

Как стать студентом заочного отделения

Как правило, желающих поступить на заочное отделение вуза меньше, чем на очное, потому стать студентом-заочником проще. Например, если на очное отделение конкурс 20–25 человек на место, то на заочное он составит примерно 15–18 человек[2]. Некоторые вузы проводят внутренние испытания и по их результатам набирают учеников. Но во главе угла чаще всего остается ЕГЭ — заветные баллы позволят поступить на выбранную специальность. Чтобы узнать проходной балл на интересующем вас факультете, зайдите на сайт вуза — так вы сможете объективно оценить свои шансы на поступление.

В некоторых случаях в вуз можно поступить и без сдачи ЕГЭ:

  • если абитуриент является призером всероссийской олимпиады;
  • если абитуриент — иностранец и окончил школу у себя на родине;
  • если руководство компании отправляет сотрудников, уже имеющих высшее образование, на переквалификацию;
  • если абитуриент по состоянию здоровья не может сдать единый госэкзамен.

Итак, вуз выбран, специальность определена, шансы оценены, что делать дальше? Следующий шаг — подача документов в приемную комиссию. Для поступающих на заочное отделение перечень таков:

  1. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  2. Аттестат о среднем (полном) образовании.
  3. Сертификат с результатами ЕГЭ.
  4. Документы, подтверждающие индивидуальные достижения поступающего, учитывающиеся при приеме.
  5. Медицинская справка (форма 086/у).
  6. Приписное свидетельство либо военный билет (для юношей).
  7. Фотографии формата 3х4 (2–6 штук).
  8. Заявление о поступлении.
  9. Справка с места работы (требуется в редких случаях).
  10. Иные документы, предусмотренные конкретным вузом.

Документы можно принести лично, отправить почтой либо на электронный адрес (в этом случае принимаются скан-копии).

Приемная комиссия рассматривает заявки, поступившие в срок, сопоставляет результаты ЕГЭ всех абитуриентов и формирует списки-рейтинги, с которыми можно ознакомиться на сайте вуза.

Преимущества заочной формы обучения

Первой причиной роста популярности заочных отделений в вузах, как уже было отмечено, оказалась сравнительно невысокая стоимость обучения. Сегодня она в 1,5–2 раза ниже стоимости классической формы обучения. Кроме того, на заочное отделение проще поступить — конкурс среди абитуриентов-заочников ниже, чем на аналогичных специальностях дневного отделения.

Наиболее очевидный плюс заочного обучения — возможность совмещать учебу с работой. Порочный круг — на работу без опыта не берут, но чтобы был опыт, нужна работа — может быть разорван. Заочник нарабатывает стаж во время учебы, а после получения диплома может претендовать на солидную должность по специальности. Легко решается и вопрос с производственной практикой — ее заочник проходит прямо на своем рабочем месте.

Заочное образование — единственное решение для мам в декрете. Вместо того чтобы прерывать учебу и уходить в академический отпуск, они могут ухаживать за ребенком и продолжать обучение или же совмещать приятное с полезным — получать второе высшее во время декретного отпуска.

Преимущества заочной формы обучения очевидны и для тех, кто решил сменить профессию. Переквалификация без отрыва от производства — выход для людей разного возраста, уровня достатка, семейного положения.

Приятный бонус заочного отделения — в отношении преподавателей: к заочникам они менее строги, часто прощают то, что учащимся очного отделения никогда бы не спустили с рук. Зачастую общение и сдача экзаменов оказываются не пыткой с дрожью в коленях, а превращаются в интересный диалог равных собеседников — теоретика и практика.

Заочное обучение, помимо всего прочего, развивает дисциплину и самоорганизацию. И хотя классическим считается получение образования в очной форме, дипломы очника и заочника идентичны, разница — в приложении к диплому, где указана форма обучения, а на это сегодня мало кто из работодателей обращает внимание. К счастью, современная система образования позволяет максимально нивелировать разницу между очным и заочным форматом обучения.

Сколько стоит обучение на заочном отделении

Стоимость обучения в вузе определяется не самим учебным заведением, а Министерством образования и науки, и зависит она от ряда показателей, среди которых: статус университета, его территориальное расположение, преподавательский состав, техническая оснащенность, библиотечный фонд. На стоимость обучения на заочном отделении влияет и престижность специальностей. Наиболее востребованные и дорогие сегодня: финансы и бухучет, международные отношения, банковское дело, IT и телекоммуникации, строительство и архитектура, маркетинг, реклама, журналистика, стоматология.

Средняя стоимость обучения на заочном отделении бакалавриата составляет 45–55 тысяч рублей в год, специалитета — 65–75 тысяч рублей в год.

Некоторые вузы также предусматривают наличие бюджетных мест на заочном отделении.

В последнее десятилетие наблюдается рост поступающих на заочные отделения. Раньше заочную форму обучения выбирали в основном те абитуриенты, которые не прошли по конкурсу на очную. Сегодня студенты целенаправленно подают документы именно на «заочку», ведь преимуществ этой формы — множество.

aif.ru

Учиться заочно – это как? Описание формы обучения, ее нюансы

Люди, которые никогда не учились в ссузах и вузах и решили поступить в какое-нибудь учебное заведение, сталкиваются при изучении правил с множеством непонятных слов. Возникает огромное количество вопросов в этот период. Некоторые спрашивают: «Учиться заочно – это как?» Этим словосочетанием обозначается одна из форм обучения. Давайте посмотрим, что она собой представляет.

Сущность заочного обучения

Заочная форма создана специально для тех людей, которые не могут по какой-то причине учиться на дневном отделении, не имеют возможностей ежедневно посещать занятия. Причины могут быть самыми разнообразными: работа, наличие маленького ребенка, необходимость ухода за больным человеком и т. д.

Необходимо самостоятельно изучать учебный материал, чтобы учиться заочно. Это довольно сложно, ведь человеку приходится самому разбираться в сложных темах. Студент в соответствии с учебным планом осваивает определенные дисциплины и в конце пишет контрольные или курсовые работы. Затем все выполненные задания регистрируются до начала сессии в деканате. Они служат допуском к сдаче зачетов и экзаменов.

Период сессии в учебном заведении

Обучение заочно – это как? Рассматривая этот вопрос, стоит обратить внимание на сессию. Она в осеннем семестре начинается, как правило, в середине января, а в весеннем семестре – в мае-июне. Продолжительность этого периода составляет определенное количество дней. Например, сессия на заочном отделении может длиться 20–25 дней. Сессия состоит из блоков. В каждый из них включены:

  • установочные лекции;
  • лабораторные и практические работы.

Завершается каждый блок зачетом, экзаменом или защитой курсовой работы. Стоит отметить, что сдача зачетов и экзаменов может проводиться в разных формах – в письменной, устной. Оценивают результаты преподаватели. Сдача зачетов и экзаменов может также представлять собой прохождение тестов. Правильность ответов оценивается компьютером.

Оформление справки-вызова и справки-подтверждения

Учиться заочно – это, как говорилось выше, самостоятельно в течение семестра осваивать учебный материал. В этот период у людей не возникает проблем с работой, а вот во время наступления сессии все меняется, ведь студенты начинают значительно чаще посещать вуз. В соответствии с законодательством, работающие люди на период сдачи зачетов и экзаменов имеют право оформить учебный отпуск. Как же его можно получить?

Основанием для предоставления учебного отпуска служит справка-вызов. Студенты для ее оформления приносят справку с места работы в деканат образовательной организации на заочное отделение. Это, как следовало бы отметить, является не единственным нюансом. В конце сессии оформляется еще один документ. Он называется справкой-подтверждением. Данный документ необходим для того, чтобы работодатель мог удостовериться в том, что его сотрудник не находился на рабочем месте по уважительной причине.

Что еще следует знать студентам?

Многие люди думают, что учиться заочно – это как бы проще, чем на дневном отделении. На самом деле это не так. К учебе заочников предъявляется немало требований. Во-первых, все контрольные и курсовые работы оформляются по ГОСТу. Они распечатываются или пишутся от руки на листах бумаги формата A4. Те работы, которые пишутся не по правилам, не регистрируются деканатом, возвращаются студентам для внесения необходимых доработок.

Еще один важный нюанс, о котором стоит знать, заключается в том, что на зачетах и экзаменах у студентов обязательно должны быть при себе документы, удостоверяющие личность, и зачетные книжки. При необходимости пересдать какой-либо экзамен необходимо взять в деканате специальный допуск для преподавателя.

Дистанционные технологии

С каждым годом возрастает количество учебных заведений, которые предлагают дистанционное обучение (заочно). Это как бы усовершенствованная классическая форма. Под ней подразумевается изучение учебного материала по электронным учебникам, аудио- и видеолекциям. Для контроля знаний проводятся тесты, для связи с преподавателями используют вебинары, учебные форумы.

У дистанционного обучения масса преимуществ:

  • обучающийся сам составляет свой график учебы – выбирает наиболее удобные дни и время для изучения учебного материала, предусмотренного образовательной программой;
  • в некоторых образовательных учреждениях экзамены и зачеты предусмотрены в виде тестов, которые можно в спокойной обстановке сдать дома (т. е. у студентов нет необходимости ехать в вуз на сессию);
  • есть даже такие учебные заведения, которые предусмотрели возможность дистанционного поступления и защиты дипломной работы.

Итак, мы разобрались в актуальном для многих людей вопросе: «Заочная форма обучения – как это?» Получать образование таким способом довольно выгодно. Во-первых, людям не приходится бросать свою работу. Во-вторых, во многих вузах теперь можно выбирать дистанционное обучение на заочной форме. Это еще более удобно для студентов, ведь весь материал люди изучают в оптимально подходящее для них время.

fb.ru

Всё, что нужно знать про очно-заочную форму обучения

Что такое очно-заочной формы обучения?

Очно-заочная форма обучения – это способ получения образовательного материала посредством посещения занятий в выходные дни или в будни, в вечернее время (стар. наз. “вечерняя форма обучения”).

Студенты-вечерники могут обучаться в учреждении и совмещать образовательную программу с рабочим процессом. Для многих это прекрасная возможность применять на практике получаемые знания и навыки, обычно к окончанию учебы, такие студенты обладают некоторым стажем по выбранной специальности.

Часть студентов, предпочитающих данную форму обучения, получают возможность устроиться на более высокооплачиваемую должность, благодаря наличию некоторого профессионального опыта. По этой причине очно-заочное образование может по-разному восприниматься работодателями и в каждом конкретном случае может приносить успех или неудачу при попытке получить новую должность.

Для многих студентов эта форма более актуальна и удобна, особенно, если для более качественной работы нужны определенные теоретические знания. По окончании вуза студенты, выбравшие совмещение учебы с работой, смогут быстрее подниматься по карьерной лестнице и тем самым, в более короткие сроки добиться успеха на работе.

Отличия от других форм обучения

Основные характеристикиОчная формаЗаочная формаОчно-заочная формаОбучениеВозможность совмещенияПрограммаПоступлениеОплатаДлительностьВозможность найти работу
Очная форма требует ежедневного посещения учебного заведения. Есть возможность решить возникшие вопросы. Свободного времени почти нет.Посещение занятий в определенный период времени, обычно в течение сессии. Сложнее найти специалиста для получения консультации. Имеется время на личную жизнь или работу.Занятия по выходным или в вечернее время. Из-за частых вечерних занятий можно уладить со специалистом все возникшие вопросы. Отсутствие свободного времени из-за самостоятельной учебы. Контроль обучения опытными преподавателями.
Нельзя совмещать с работой или декретом.Можно совмещать с декретом или работой.Можно совмещать с работой или подработкой.
Обычная программа, подаваемая на лекциях и под наблюдением профессоров и профессионалов.Большая часть материала должна быть рассмотрена самостоятельно.Те, кто выбрал очно-заочное отделение, получают доступ к электронным пособиям для самостоятельного ознакомления. Часть материалов может быть подана на лекциях.
Поступить достаточно просто, однако велика конкуренция.Поступить несложно, но в редких случаях имеются бюджетные места.Поступить достаточно просто, низкая конкуренция, минимальные требования и меньшее количество претендентов. Выпускники, которые получили аттестат об окончании школы до 2009 года, могут поступить по результатам комплексного тестирования.
Достаточно высокая, зависит от специальности.Достаточно приятная и низкая стоимость, которая обеспечена низким спросом и .Ниже, чем на стационаре.
от 4 летот 4 летот 5-6 лет
После стационарного обучения обычно сложнее найти работу из-за отсутствия опыта.Не самые высокие шансы для быстрого устройства на работу.Более успешные поиски работы, возможность получения теоретических знаний с применением их на практике.

Сроки обучения на очной-заочной форме зависят от специальности и выбранного вуза. Более короткие сроки на очной форме обусловлены тем, что очники получают более углубленные знания, чем «вечерники». В каждом отдельно взятом учебном заведении сроки могут отличаться из-за особенностей заведения и конкретной специальности.

Очно-заочное обучение – это возможность найти более интересную и востребованную работу, это отличный шанс понять, стоит ли продолжать обучение в выбранном направлении, отметить для себя, насколько интересна вам специальность, разобраться в ее тонкостях без отрыва от производства.

Стоимость учебы на очной-заочной форме обычно ниже, чем на очном отделении. Для многих абитуриентов есть возможность поступить на такое обучение на бесплатной основе. Но если вы не добрали некоторое количество баллов на очное обучение, можно обратить внимание на «вечернее» обучение, оно стоит значительно ниже, чем дневное. За счет совершенно небольшого конкурса, можно получить качественное образование и на очно-заочном отделении.

Плюсы и минусы очной-заочной формы

Достоинства (+)Недостатки (-)
Более высокие нагрузки из-за совмещения обучения с работой;Увеличенная возможность поступления;
Большое количество материалов для самостоятельного изучения;Низкие баллы для прохождения;
Некоторые области специальности могут оставаться вне программы из-за меньшего количества лекций;Комфортная и не слишком высокая стоимость в сравнении с очным отделением;
Сильнее сказывающаяся усталость и недосыпы из-за больших нагрузок;Длительные сроки поступления, которые позволяют предварительно попробовать свои силы для поступления на дневное обучение;
Необходимость успевания и работать, и получать образование одновременно;
Отсутствие свободного времени на личную жизнь;Получение знаний с моментальным применением их на практике на работе (если специальность совпадает с выбранным видом деятельности);
Отсутствие возможности получить отсрочку призыва в армию, то есть находясь на обучении есть вероятность попасть на воинскую службу;Наличие льгот у некоторых работодателей для тех, кто получает образование и работает одновременно (на многих специальностях руководство предоставляет своим подчиненным оплачиваемый отпуск на время учебы);
Отсутствие возможности получить комнату в общежитии вуза;Поступление не зависит от возраста;
Увеличенное время длительности курса обучения;Посещение вечерних лекций позволит решить возникшие вопросы, которые могут появляться в результате самостоятельного рассмотрения материала.
Отсутствие стипендий и льгот, которые доступны очникам.Возможность получать советы и рекомендации от преподавателей, если это необходимо.

Перевод и поступление на очно-заочную форме

При переводе студент должен в обязательном порядке быть подготовленным к новой форме учебы. Можно перевестись с очно-заочной формы, однако студент должен сдать итоговую аттестацию, чтобы убедить руководство вуза в том, что он готов учиться на «вечернем» обучении.

Важно знать! Не менее важно, что перевестись с очного или заочного отделения на очно-заочное не составит труда. Важно лишь, чтобы это позволяла выбранная специальность. Если подаваемая вам программа имеет другую форму, вуз будет готов принять вас на «вечернее» обучение.

Поступить на очно-заочную форму можно после подачи документов и сдачи вступительных экзаменов, которые проводятся в обязательном порядке, но имеют более лояльные требования, чем у студентов очного отделения. В некоторых случаях экзамены могут быть заменены тестами или собеседованием.

При подаче бумаг учитываются результаты ЕГЭ. Студенты могут также поступить на бюджетную форму, однако количество бесплатных мест крайне ограничено.

Кому подойдет очно-заочное обучение

Данная форма будет удобна для тех, кто:

  • Уже владеет одним или двумя высшими образованиями (Как получить второе высшее бесплатно?);
  • Желает работать и развиваться;
  • Не имеет образования по выбранной профессии и приобретает знания, применяя их на практике;
  • Сидит дома с ребенком и не имеет возможности посещать вуз полноценно, обычно мамы оставляют детей на вечер с бабушками и дедушками;
  • Имеет мотивацию обучаться чему-то новому, но не желает поступать на дневное обучение;
  • Живет далеко от города и не имеет возможность с утра приезжать на лекции.

Во время такого обучения студент посещает только особо сложные и нужные дисциплины программы, второстепенные предметы остаются на самостоятельное рассмотрение, экономя время учащегося и позволяя ему больше работать. Однако не стоит забывать, что к итоговому контролю, тестам и экзаменам он будет обязан подготовиться для получения оценок.

Это интерено! Очно-заочный способ обучения позволяет не только развить в себе трудовые качества, улучшить понимание своей специальности и закрепить полученные знания на практике, но и минимизировать негативное отношение к самой учебе, которое возникает у многих абитуриентов, предпочитающих дневную форму обучения.

Студент, поступая на очно-заочную форму, обязуется усвоить учебный материал в полной мере, но в самостоятельном режиме. На вечерних занятиях он получает возможность пообщаться с преподавателем и получше узнать о тех темах, которые вызвали у него затруднение во время самообучения.

Какую форму обучения выбрать?

Если вы хотите получить полную базу знаний по выбранной специализации, освоить теоретические аспекты профессии и познать максимальное количество информации, лучше выбрать очное отделение.

Если вам просто нужно получить диплом, не посещая занятия и получая минимум знаний, то выберите заочную форму обучения.

Если вы хотите работать и совмещать занятие с качественным и полноценным обучением, лучше выбрать очно-заочную форму. Данный вид учебы в вузе подразумевает получение знаний без ущерба личному времени.

nauchniestati.ru

Что такое заочная форма обучения в вузах: особенности, плюсы и минусы

Учеба на заочном отделении университета подразумевает, что большую часть работы студенты делают совершенно самостоятельно, а преподаватели по сути только «направляют» их и контролируют результаты. Студенты появляются в вузе лишь во время сессий, и количество аудиторных часов у них очень невелико.

Но это не означает, что учиться можно только во время сессий: в течение семестра заочники должны самостоятельно делать и сдавать преподавателям письменные работы по всем предметам — контрольные, рефераты, самостоятельные исследования и так далее. Раз в год (чаще всего со второго курса) сдается еще и курсовая работа. Работать над ней чаще всего приходится полностью самостоятельно.

Если студент не сдал работу вовремя — его могут не допустить до сдачи экзаменов. Требования к работам зависят в первую очередь от преподавателя —  кто-то принимает их «для галочки» (особенно когда речь идет об общеобразовательных предметах), а кто-то добивается от студентов серьезной работы по изучению предмета. В  таком случае работы могут оказаться объемными и трудозатратными, и выполнение их потребует не одного дня.

Официально работы должны сдаваться в соответствии с учебным графиком на протяжении семестра. Их сдают в деканат, на кафедру, отправляют на электронную почту преподавателя — форма может устанавливаться как вузом, так и самим преподавателем. Однако заочникам достаточно часто делают «поблажки» и разрешают приносить работы прямо на сессию.

В некоторых вузах заочное обучение организуется с применением дистанционных технологий. В таком случае часть учебного процесса уходит в интернет. Формы могут быть самыми разными — сдача работ через личные кабинеты на сайте вуза, зачеты в форме электронного тестирования, конференции с преподавателем по скайпу и так далее.

Учебной программой заочного обучения предусмотрено и прохождение практики (как минимум преддипломной). Студенты, работающие по профилю, часто проходят ее на месте своей работы.

На последнем курсе заочники, как и студенты других форм обучения, сдают государственные экзамены, пишут и защищают диплом.

Установочная сессия проводится для студентов-первокурсников в самом начале обучения (как правило, в сентябре или октябре). Ее можно назвать «ознакомительной» — никаких экзаменов или зачетов в это время не сдается, студенты знакомятся друг с другом, с преподавателями, с предметами, которые будут изучать в первом семестре. Также в это время решается ряд административных вопросов — таких, как выдача зачеток и студенческих; запись в библиотеку вуза и получение учебников; выборы или назначение старосты и так далее.

Во время установочных сессий проводятся лекции и практикумы по всем предметам, которые предстоит сдавать в зимнюю сессию. Занятия по каждому курсу обычно начинаются с организационной вводной части, во время которой преподаватель:

  • рассказывает о том, в какой форме будет проходить экзамен или зачет;
  • объясняет, какие контрольные работы или рефераты надо будет сделать и сдать в течение семестра;
  • дает список тем, которые надо будет освоить и вопросы к экзамену;
  • знакомит с основной и дополнительной литературой по курсу;
  • оговаривает, как и в какой форме можно с ним связаться для консультаций в случае возникновения вопросов.

Многие заочники считают установочные лекции необязательными для посещения (тем более что «санкций» за их пропуски обычно не бывает). Но лучше все-таки не прогуливать. На этих занятиях педагоги обычно достаточно четко дают понять, какой уровень требований будет предъявляться к контрольным работам и ответам на экзамене, акцентируют внимание на важных для них вопросах курса и т.д. И знание всех этих тонкостей в итоге позволит сэкономить время на подготовке.

Продолжительность установочной сессии обычно составляет одну-две недели.

Сессии у заочников, как и у студентов других форм обучения, обычно проходят дважды в год. Как правило это зимняя и летняя сессии. Конкретные сроки проведения определяются вузом и могут различаться в разных учебных заведениях. Но чаще всего заочников собирают на учебу в январе и июне, в то же время, когда проходят сессии у очников. Для вуза это удобнее всего. Ведь уход очников на сессию означает, что они появляются в вузе только в дни сдачи экзаменов и приходят на консультации. Соответственно, освобождаются учебные аудитории, а у преподавателей появляется время на то, чтобы вплотную заняться заочниками.

Средняя продолжительность сессии на заочном — 3 недели, на старших курсах — до четырех. Дело в том, что по закону работающим студентам-заочникам полагаются оплачиваемые учебные отпуска на время сессии, при этом для студентов 1-2 курса их продолжительность составляет не более 40 дней за календарный год, для старшекурсников «квота» увеличивается до 50 дней. Соответственно вузам приходится укладываться в эти рамки.

Сессия у заочников проходит очень интенсивно. Она включает:

  • лекции и консультации по предметам, изучавшимся в течение прошедшего семестра;
  • сдачу экзаменов и зачетов;
  • установочные занятия по предметам, которые предстоит сдавать в следующую сессию.

Расписание как правило оказывается очень плотным. Сдача, к примеру, трех экзаменов за неделю — не редкость, при этом свободных дней на самоподготовку в расписании не предусмотрено, а занятия могут ставиться и на выходные дни тоже. Поэтому тем, кто привык откладывать подготовку на последнюю ночь, придется нелегко: когда экзамены и зачеты сдаются практически без перерывов, возможности отоспаться после испытаний не будет.

В сравнении со студентами дневного отделения заочники, конечно же, уделяют учебе меньше времени — и учебная программа это учитывает. Поэтому темп освоения программы высшего образования у заочников ниже, а сроки обучения — больше. Как правило, на программу бакалавриата, которую «дневники» осваивают четыре года, студентам заочного отделения отводят пять лет. При этом те, кто учится на базе профильного техникума и уже обладает знаниями, в некоторых случаях могут обучаться по ускоренной программе и «финишировать» на год раньше.

На втором высшем предметы, уже пройденные в первом вузе, перезачитываются — поэтому такие студенты часто также могут сократить сроки своего обучения на год, а в некоторых случаях даже на два. Таким образом при получении второго высшего заочно сроки обучения могут составлять от 3 до 5 лет.

Студенты-заочники находятся в стенах вуза лишь в периоды сессии и работают в основном самостоятельно — соответственно и «себестоимость» их обучения гораздо ниже. Поэтому стоимость обучения значительно ниже — обычно за семестр заочники платят в 2-3 раза меньше, чем студенты очного отделения.

Сколько стоит заочное обучение в выбранном вами вузе, можно узнать, позвонив в приемную комиссию или же в разделе для абитуриентов на сайте вуза.

Получение высшего образования в заочной форме на бюджетной основе возможно — по тем же правилам, что и на дневном или очно-заочном отделениях. Претендовать на бесплатные места могут только те, кто еще не воспользовался правом получить «вышку» за государственный счет. То есть люди, которые либо получают высшее образование впервые либо ранее учились на контрактной основе.

Несмотря на это, поступить заочно на бюджет достаточно сложно. Просто потому, что большинство бюджетных мест в вузах страны приходится на очников, на втором месте — студенты-вечерники. И даже в крупных государственных вузах бюджетный набор на заочное отделение может быть минимальным — или же отсутствовать вообще. И найти место, где по нужной специальности обучают на бюджетной основе удается далеко не всегда. А даже если удастся — конкуренция за немногочисленные бесплатные места может оказаться очень высокой.

Для заочной учебы нет никаких ограничений — первое высшее образование можно получать в любой форме, и поступать на заочное могут все выпускники, имеющие аттестат о полном среднем образовании (или диплом техникума или училища). В эпоху СССР поступить на «заочку» можно было только при наличии официального места работы — однако сейчас это также не является обязательным. Чем студент занимается за пределами стен вуза — его личное дело.

Однако поступившие на заочное после 11 класса не всегда чувствуют себя комфортно: после школы с ее постоянным контролем учиться в такой форме, подразумевающей самостоятельную организацию учебного процесса, довольно сложно. Кроме того, большинство однокурсников, скорее всего, окажутся существенно старше и опытнее.

Список льгот, которые работодатель обязан предоставлять студентам-заочникам, перечислен в 173 статье Трудового кодекса, и он довольно обширен. Это:

  • оплачиваемые учебные отпуска на время сессий (40 дней в год на 1-2 курсе, 50 дней — начиная с третьего курса);
  • оплачиваемый отпуск на срок до 4 месяцев для подготовки к итоговой аттестации (сдачи госэкзаменов и защите диплома);
  • раз в учебный год — оплата работодателем проезда до места учебы и обратно;
  • на последнем курсе — сокращенная на 7 часов рабочая неделя, причем освобожденное от работы время оплачивается в половинном размере.

Все предусмотренные законом льготы предоставляются только в том случае, если вуз имеет государственную аккредитацию, а студент успешно осваивает программу (то есть не имеет «хвостов»).

Однако на практике заочники редко пользуются трудовыми льготами в полном объеме, ведь это снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Исключение составляет разве что ситуации, когда на учебу их направил сам работодатель, заинтересованный в данном человеке и готовый мириться с неудобствами, вызванными отсутствием сотрудника на работе в течение довольно долгого времени.

Несмотря на то, что многие уверены, что получать полноценные знания в заочной форме невозможно, такой способ получения знаний является абсолютно законным и «полноправным». Заочники, успешно освоившие учебную программу, получают такой же диплом о высшем образовании, как и все остальные студенты. При этом в самом дипломе форма обучения не указывается — эта информация с согласия студента вносится лишь во вкладыш. С таким дипломом можно занимать должности, требующие соответствующего уровня квалификации; поступать в магистратуру на любую форму обучения; поступать на второе высшее и так далее.

Имеют заочники право и на получение красного диплома, однако на практике это случается достаточно редко. Просто потому, что все-таки большинство совмещает учебу с полноценной работой, а в такой ситуации сложно демонстрировать только отличные знания на протяжении пяти лет подряд.

Плюсов у заочного обучения достаточно много, и неудивительно, что эта форма получения образования достаточно востребована:

  • учебная нагрузказначительно ниже, а осваивать материал можно в удобном для себя темпе;
  • можно совмещать «заочку» с работой, уходом за детьми или параллельным обучением в другом вузе на очной форме;
  • стоимость обучения значительно ниже;
  • место учебы не привязано к месту жительства — ведь можно ездить на сессию в другой город;
  • отношение к заочникам обычно достаточно лояльное, и для получения зачетов по непрофильным предметам и сдачи экзаменов «на троечки» не придется особенно напрягаться;
  • в то же время если студент нацелен на получение знаний — преподаватели обычно идут ему навстречу, не отказывая в дополнительных консультациях, руководстве перспективной научной работой или возможности посещать «вольнослушателем» занятия на дневном или вечернем отделении;
  • к моменту получения дипломов большинство заочников уже имеют реальный опыт работы по специальности.

Но, разумеется, есть у заочного обучения и свои минусы. И главным из них является то, что полноценные знания в такой форме получить все-таки довольно сложно — это требует интенсивной самостоятельной работы, а на нее способны далеко не все студенты. Поэтому ценность диплома, полученного таким образом, часто подвергается сомнению. Особенно с учетом того, что в некоторых учебных заведениях (особенно негосударственных) требования к заочникам сводят к минимуму, делая учебу формальной. Проверяющие органы в последнее время особенно бдительно следят за «псевдовузами», делающими акцент именно на заочной форме обучения, и лишение их лицензии — не редкость. Так что выбирать вуз по принципу «минимум усилий» становится рискованно: можно потерять деньги, внесенные за учебу и при этом в итоге не получить вожделенной «корочки» государственного образца.

Кроме того, не каждую специальность можно получить в заочной форме. Есть целый ряд профессий, освоение которых требует огромного количества практики. Медицинские специальности, ветеринария, иностранные языки — заочных программ в этих направлениях просто не существует. Кроме того, Роспотребнадзор уже заявил о том, что в ближайшем будущем планируется отменить возможность получения первого высшего в заочной форме по целому ряду направлений, включая юристов, экономистов и менеджеров. Так что выбор доступных направлений для тех, кто хочет получить первое высшее в заочной форме может сократиться.

Кроме того, к недостаткам заочной формы можно отнести:

  • увеличенныйсрок обучения;
  • очень неравномерное распределение сил — даже если выполнять все семестровые работы вовремя, нагрузка в периоды сессии будет «зашкаливать», а автоматы заочникам не ставят практически никогда;
  • необходимость совершенно самостоятельно осваивать большие объемы информации;
  • большинство студенческих льгот (проездные, скидки и т.д.) на студентов-заочников не распространяются, стипендий им не платят, места в общежитиях не предоставляют, кроме того права на отсрочку от армии такая учеба не дает;
  • при поиске работы выбор оказывается ограниченным — далеко не все работодатели готовы отдать предпочтение кандидату, который будет периодически уходить на сессии.

Тем не менее, для большинства плюсы оказываются более существенными, и «заочка» остается очень востребованной формой обучения. И в большинстве случаев абитуриенты, выбирая между заочным и вечерним отделением, отдают предпочтение первому варианту.

www.kakprosto.ru


Смотрите также