











В современном мире осталось совсем не много стран, которые не используют внешние займы. Внешние займы способствуют укреплению финансовых ресурсов страны, снижению бюджетного дефицита и в тоже время повышают риск экономического кризиса и формируют внешний долг. Долговые обязательства формируют дополнительную налоговую нагрузку для населения на будущие годы, сдерживают развитие страны и рост экономики.
Внешний государственный долг – это средства заимствованные для погашения дефицита бюджета за пределами собственной страны: у других стран, зарубежных компаний и финансовых институтов, фондов, частных банков, физических лиц-иностранцев.
Внешнее заимствование происходит путем продажи государственных ценных бумаг за пределами страны или получением денежных средств прямым способом. Величина внешнего долга складывается из обязательств перед организациями развития, органами власти других стран, банковских ссуд, кредитов поставщиков.
Получение внешних займов способствует укреплению финансовых ресурсов, увеличению спроса на товары и услуги собственного производства, если деньги использовать на эти цели. Также внешние поступления могут направляться на погашение предыдущих займов и процентов по ним, оплату импорта, финансирование расходных статей бюджета и социальные выплаты.
Однако, долговые выплаты и погашение процентов по обслуживанию кредитов приводит к сокращению размеров ВВП в той части, которая могла быть направлена на экономическое развитие страны.
Различают внешний долг государственный и корпоративный, когда субъекты экономической деятельности имеют задолженность перед иностранными кредиторами. Государственный складывается из внешних обязательств органов власти и управляющих структур. Сюда входят и гарантии под займы частного капитала.
Корпоративный долг — долг частных или государственных компаний. Корпоративный долг является составляющей в расчете общего внешнего долга. Государство не имеет обязательств по корпоративным долгам, если нет госгарантий.
Внешний долг делится на текущий и общегосударственный. В текущем учитываются суммы для выплат по долговым обязательствам текущего года. Общегосударственный объединяет все текущие долги и задолженность, которая будет погашаться в дальнейшем.
В структуре долга выделяют краткосрочные займы на срок не более 1 года, среднесрочные – на 5 лет и долгосрочные займы на срок свыше 5 лет. Именно краткосрочные кредиты наиболее обременительны для государства, что объясняется высокими процентными ставками и сжатыми сроками возврата. Подобные займы приходится консолидировать или пролонгировать, что возможно лишь при согласии кредиторов.
Интересно: Внутренний государственный долг — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
Под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств включая проценты перед физическими и юридическими лицами внутри страны, а также перед международными организациями, банками и странами с выплатами в конкретный срок.
На формирование государственного долга не влияет задолженность других стран этому государству. Взятые обязательства по возмещению кредитов страны-должника не привязываются к возврату собственного займа.
Внешний долг входит в структуру государственного наравне с внутренним. Под внешним долгом понимаются обязательства по всем видам займов у нерезидентов страны и проценты по принятым обязательствам.
Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).
Интересный факт. Неформальные объединения кредиторов работают наравне с официальными структурами. Наиболее знамениты Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый из них имеет постоянных членов. Здесь занимаются погашением и реструктуризацией долгов государств перед банками и странами-кредиторами.
Долги государства негативно влияют на экономическое положение. Внешний долг признан самым обременительным по нескольким причинам. Проблемы внешнего долга:
В случае, когда выплаты по долговым обязательствам превышают 30% от внешнеэкономической деятельности, правительству становится сложнее получить новый транш. Кредиторы диктуют свои условия, требуют поручительств, дополнительных гарантий, повышают процентные ставки.
Между государственным долгом и бюджетным дефицитом существует прямая зависимость. Бюджетный дефицит провоцирует правительство к новым заимствованиям, государственный долг растет, а статья расходов на покрытие займа становится значительной. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, приходится повышать ставки налоговых платежей для населения, что повышает социальную напряженность в обществе.
Рейтинг 10 стран мира, у которых наименьший внешний долг на 2018 год
Название страны | Внешний долг (млн. долларов) | Внешний долг к ВВП (%) |
Бруней | 0 | 0 |
Макао | 0 | 0 |
Республика Палау | 0 | 0 |
Экваториальная Гвинея | 174 | 1 |
Алжир | 3 389 | 2 |
Иран | 15 640 | 4 |
Нигерия | 15 730 | 5 |
Фиджи | 127 | 5 |
Гаити | 428 | 7 |
Азербайджан | 6 059 | 8,2 |
Для оценки долгового бремени в долгосрочной перспективе используются показатели внешнего долга. Они демонстрируют макроэкономическую стабильность экономики и ее зависимость от иностранных инвестиций. Используются в дальнейшем при построении стратегии экономического развития страны.
Показатели делятся на две группы: отражающие потоки и остатки. К основным коэффициентам платежеспособности относится:
Состояние экономики государства оценивается по уровню налоговых поступлений и внешнего долга, а также по объему иностранной валюты в структуре долга, что повышает уязвимость от колебаний валютного курса.
Важным индикатором является отношение общей суммы внешнего долга к экспортной выручке.
Критическим признан уровень в 200%. Если отметка выше 275%, то может рассматриваться вопрос о полном или частичном списании внешних долгов государства. Показатель указывает на безопасный порог, после которого возникают сложности с выполнением долговых обязательств. На реальную картину кредитной нагрузки влияют и условия получения займов, процентные ставки: высокие или льготные.
Интересный факт. При оценке кредитных возможностей международные организации в первую очередь обращают внимание на соотношение внешнего долга и ВВП страны. Экспертами МВФ критическим признан уровень 60%, для Всемирного банка показатель 80-100%.
Для обслуживания внешнего долга существует система управления и мониторинга. Она отслеживает размер задолженности, устанавливает предельную величину заимствований, занимается рационализацией структуры, работает над изменением условий кредитования, разрабатывает программу погашения и реструктуризации.
Регулирование внешнего долга направлено на решение ряда задач:
Программа сокращения государственного долга основывается на доходной части бюджета, экономических прогнозах и общем состоянии экономики в стране.
Планомерное и ответственное погашение внешнего долга возможно за счет собственных средств и рефинансирования из новых кредитов, из золотовалютных резервов, путем проведения внутреннего займа, продажи ценных бумаг и привлечения инвестиций.
Управление внешним долгом страны имеет свои особенности, ведь в случае чрезмерного увеличения задолженности возникает угроза национальной безопасности и банкротство. Основное внимание уделяется на этапе кредитования, определения целей использования и поиска механизмов погашения.
Внешние заимствования имеют три формы размещения:
К методам управления внешним долгом относятся операции по отсрочке выплат, пролонгации договоров, объединению займов, продлению сроков действия, реструктуризации, когда краткосрочные и дорогие кредиты заменяются долгосрочными и на более выгодных для страны условиях. Возможна и процедура аннулирования государственного долга, когда происходит политическая смена власти либо государство объявляет себя банкротом.
Величину внешних заимствований экономисты оценивают по показателю отношения суммы долга к ВВП. Расчет ведется в национальной валюте государства или в долларах США. Пересчет из иностранной валюты в национальную осуществляется по рыночному курсу на день переоценки. Для объективности сумма выражается в процентах.
Так, по информации Всемирного банка самый большой внешний долг в мире у США – 14,59 трлн долларов долга (99% ВВП). В число должников-лидеров входит Великобритания – 8,98 трлн, Франция – 5,6 трлн $, Германия – 4,7 трлн $ (142% ВВП), Япония – 2,7 трлн. Суммарная задолженность стран Европейского союза всего на 0,87 трлн уступает американской. Внешние долги первой десятки стран-должников мира на 2018 год превысили 54 трлн долларов.
Внешний долг разных стран мира на 2018 год к ВВП:
1 | Япония | 250.91 |
2 | Ливан | 147.62 |
3 | Италия | 131.71 |
4 | Эритрея | 127.5 |
5 | Португалия | 127.33 |
6 | Кабо-Верде | 122.25 |
7 | Бутан | 122.12 |
8 | Ямайка | 116.07 |
9 | США | 107.48 |
10 | Барбадос | 106.58 |
11 | Бельгия | 106.52 |
12 | Гамбия | 99.24 |
13 | Ливия | 98.94 |
14 | Франция | 98.84 |
15 | Испания | 98.47 |
16 | Сингапур | 97.93 |
17 | Мальдивы | 95.84 |
18 | Кипр | 95.32 |
19 | Ирак | 95.22 |
20 | Мавритания | 94.58 |
21 | Сан-Томе и Принсипи | 93.77 |
22 | Украина | 92.31 |
23 | Белиз | 92.04 |
24 | Бахрейн | 92.01 |
25 | Канада | 90.56 |
26 | Хорватия | 88.99 |
27 | Египет | 88.82 |
28 | Антигуа и Барбуда | 88.08 |
29 | Великобритания | 87.92 |
30 | Сент-Люсия | 87.87 |
31 | Иордания | 87.45 |
32 | Ирландия | 84.6 |
33 | Австрия | 83.85 |
34 | Мозамбик | 82.02 |
35 | Словения | 81.78 |
36 | Сент-Винсент и Гренадины | 81.73 |
37 | Доминика | 81.28 |
38 | Бразилия | 80.49 |
39 | Гренада | 78.26 |
40 | Сербия | 77.94 |
41 | Черногория | 76.99 |
42 | Шри-Ланка | 74.83 |
43 | Венгрия | 74.46 |
44 | Киргизия | 73.52 |
45 | Гана | 72.21 |
46 | Тринидад и Тобаго | 69.4 |
47 | Республика Конго | 68.99 |
48 | Беларусь | 68.89 |
49 | Ангола | 68.65 |
50 | Албания | 67.77 |
51 | Израиль | 67.69 |
52 | Багамские Острова | 67.56 |
53 | Малави | 67.45 |
54 | Финляндия | 66.25 |
55 | Лаос | 66.11 |
56 | Германия | 65.88 |
57 | Индия | 65.56 |
58 | Нидерланды | 64.89 |
59 | Вьетнам | 64.82 |
60 | Уругвай | 64.01 |
61 | Марокко | 63.97 |
62 | Пакистан | 63.66 |
63 | Того | 63.13 |
64 | Сальвадор | 61.79 |
65 | Джибути | 61.33 |
66 | Аргентина | 60.87 |
67 | Мальта | 60.78 |
68 | Тунис | 59.27 |
69 | Эфиопия | 59.03 |
70 | Замбия | 58.61 |
71 | Лесото | 58.5 |
72 | Сейшельские Острова | 58.49 |
73 | Йемен | 58.15 |
74 | Пуэрто-Рико | 57.7 |
75 | Маврикий | 57.56 |
76 | Самоа | 57.01 |
77 | Катар | 56.38 |
78 | Сенегал | 56.22 |
79 | Сент-Китс и Невис | 55.98 |
80 | Малайзия | 54.96 |
81 | Кения | 54.96 |
82 | Мексика | 54.89 |
83 | Зимбабве | 54.89 |
84 | Таджикистан | 54.43 |
85 | Гайана | 54.1 |
86 | Польша | 52.85 |
87 | Исландия | 52.63 |
88 | Судан | 52.43 |
89 | Сьерра-Леоне | 52.14 |
90 | Центральноафриканская республика | 52.11 |
91 | Южно-Африканская Республика | 52.11 |
92 | Словакия | 51.89 |
93 | Гондурас | 49.76 |
94 | Габон | 49.52 |
95 | Китай | 49.32 |
96 | Армения | 48.93 |
97 | Боливия | 48.28 |
98 | Колумбия | 47.99 |
99 | Нигер | 47.85 |
100 | Дания | 47.73 |
101 | Либерия | 47.65 |
102 | Коста-Рика | 47.34 |
103 | Гвинея-Бисау | 45.83 |
104 | Молдова | 45.02 |
105 | Гвинея | 44.71 |
106 | Босния и Герцеговина | 44.5 |
107 | Таиланд | 44.49 |
108 | Фиджи | 44.18 |
109 | Швейцария | 44.12 |
110 | Азербайджан | 43.8 |
111 | Руанда | 43.27 |
112 | Суринам | 43.07 |
113 | Папуа — Новая Гвинея | 42.71 |
114 | Танзания | 42.58 |
115 | Швеция | 41.9 |
116 | Оман | 41.7 |
117 | Литва | 41.42 |
118 | Камерун | 41.33 |
119 | Чехия | 40.97 |
120 | Бенин | 40.63 |
121 | Румыния | 40.21 |
122 | Уганда | 40.16 |
123 | Австралия | 39.96 |
124 | Македония | 39.67 |
125 | Грузия | 38.77 |
126 | Чад | 38.46 |
127 | Мадагаскар | 38.11 |
128 | Эквадор | 37.89 |
129 | Вануату | 37.79 |
130 | Южная Корея | 37.45 |
131 | Панама | 37.41 |
132 | Тайвань | 37.3 |
133 | Бурунди | 36.96 |
134 | Республика Гаити | 36.21 |
135 | Мали | 36.07 |
136 | Доминиканская Республика | 35.85 |
137 | Латвия | 34.67 |
138 | Бангладеш | 34.18 |
139 | Филиппины | 33.79 |
140 | Тувалу | 33.32 |
141 | Буркина-Фасо | 33.01 |
142 | Камбоджа | 33.01 |
143 | Маршалловы Острова | 32.5 |
144 | Мьянма | 32.24 |
145 | Никарагуа | 32.16 |
146 | Намибия | 31.82 |
147 | Кот-д’Ивуар | 31.47 |
148 | Болгария | 30.62 |
149 | Южный Судан | 30.47 |
150 | Коморские Острова | 29.59 |
151 | Непал | 29.45 |
152 | Турция | 29.2 |
153 | Новая Зеландия | 29.02 |
154 | Индонезия | 28.4 |
155 | Норвегия | 27.94 |
156 | Парагвай | 27.28 |
157 | Экваториальная Гвинея | 27.25 |
158 | Венесуэла | 27.13 |
159 | Саудовская Аравия | 25.77 |
160 | Перу | 25.48 |
161 | Микронезия | 25.25 |
162 | Туркменистан | 24.54 |
163 | Алжир | 24.45 |
164 | Косово | 24.36 |
165 | Гватемала | 24.28 |
166 | Свазиленд | 22.77 |
167 | Чили | 22.51 |
168 | Демократическая Республика Конго | 22.18 |
169 | Люксембург | 22.13 |
170 | Кувейт | 22.08 |
171 | Сан-Марино | 21.57 |
172 | Кирибати | 20.77 |
173 | Казахстан | 20.46 |
174 | Объединённые Арабские Эмираты | 19.71 |
175 | Россия | 19.43 |
176 | Иран | 17.71 |
177 | Узбекистан | 15.19 |
178 | Нигерия | 13.98 |
179 | Ботсвана | 11.83 |
180 | Соломоновы Острова | 10.07 |
181 | Эстония | 9.16 |
182 | Афганистан | 8.01 |
183 | Бруней | 3.52 |
184 | Гонконг | 0.06 |
185 | Макао | 0 |
По статистике, публикуемой Международным Валютным Фондом. Обновлено 21.07.2018. Источник fincan.ru.
Показатели внешнего долга разных стран мира в пересчете на душу населения
№ | Страна | Внешний долг, млн долларов США | Дата информации | Внешний долг на душу населения | Внешний долг, % к ВВП |
1 | США | 19 911 051 | 31 марта 2016 | 53 851 | 98 |
2 | Европейский союз | 17 950 000 | 31 декабря 2012 | 31 313 | 101 |
3 | Япония | 11 499 000 | 31 декабря 2012 | 23 736 | 261 |
4 | Великобритания | 7 554 816 | 31 декабря 2016 | 119 000 | 314 |
5 | Германия | 5 002 093 | 31 Декабря 2016 | 61 700 | 148 |
6 | Нидерланды | 2 935 000 | 31 декабря 2012 | 81 061 | 700 |
7 | Франция | 2 430 000 | 31 декабря 2012 | 32 000 | 236 |
8 | Италия | 2 604 000 | 31 декабря 2012 | 42 217 | 144 |
9 | Люксембург | 2 504 000 | 31 декабря 2012 | 4 552 700 | 3600 |
10 | Испания | 2 164 000 | 31 декабря 2012 | 48 089 | 137 |
11 | Швейцария | 1 544 000 | 31 декабря 2012 | 191 527 | 417 |
12 | Австралия | 1 480 000 | 31 декабря 2014 | 66 910 | 151 |
13 | Бельгия | 1 424 000 | 31 декабря 2012 | 136 276 | 338 |
14 | Канада | 1 331 000 | 31 декабря 2012 | 38 209 | 88 |
15 | Сингапур | 1 174 000 | 31 декабря 2012 | 210 874 | 346 |
16 | Гонконг | 1 109 000 | 31 декабря 2013 | 155 918 | 290 |
17 | Швеция | 1 039 000 | 31 декабря 2012 | 106 851 | 188 |
18 | Австрия | 812 000 | 31 декабря 2012 | 98 746 | 194 |
19 | КНР | 784 800 | 31 декабря 2013 | 579 | 9 |
20 | Норвегия | 698 900 | 31 декабря 2013 | 139 800 | 201 |
21 | Финляндия | 586 900 | 31 декабря 2012 | 111 392 | 266 |
22 | Дания | 586 700 | 31 декабря 2012 | 105 349 | 244 |
23 | Греция | 568 700 | 31 декабря 2012 | 52 776 | 234 |
24 | Россия | 525 700 | 1 апреля 2017 | 3 590 | 36 |
25 | Португалия | 508 300 | 31 декабря 2012 | 47 005 | 232 |
26 | Бразилия | 475 900 | 31 декабря 2013 | 2 348 | 22 |
27 | Республика Корея | 430 900 | 31 декабря 2013 | 8 786 | 36 |
28 | Индия | 412 200 | 31 декабря 2013 | 333 | 23 |
29 | Польша | 365 200 | 31 декабря 2013 | 9 523 | 71 |
30 | Турция | 359 500 | 31 декабря 2013 | 4 404 | 44 |
31 | Мексика | 354 900 | 31 декабря 2013 | 2 950 | 27 |
32 | Индонезия | 223 800 | 31 декабря 2013 | 882 | 26 |
33 | Венгрия | 170 300 | 31 декабря 2013 | 17 168 | 130 |
34 | ОАЭ | 163 800 | 31 декабря 2012 | 24 273 | 41 |
35 | Казахстан | 163 757 | 01 апреля 2017 | 9 100,5 | 105,9 |
36 | Саудовская Аравия | 149 400 | 31 декабря 2013 | 5 463 | 20 |
37 | Катар | 149 400 | 31 декабря 2013 | 70 367 | 70 |
38 | Китайская Республика | 146 800 | 31 декабря 2013 | 6 284 | 30 |
39 | ЮАР | 139 000 | 31 декабря 2013 | 2 873 | 39 |
40 | Румыния | 130 400 | 31 декабря 2013 | 6 000 | 71 |
41 | Украина | 113 643 | 01 апреля 2017 | 2 673,8 | 127 |
42 | Чили | 119 000 | 31 декабря 2013 | 6 853 | 42 |
43 | Аргентина | 111 500 | 31 декабря 2013 | 2 591 | 23 |
44 | Чехия | 103 200 | 31 декабря 2013 | 9 711 | 52 |
45 | Исландия | 102 000 | 31 декабря 2012 | 321 411 | 699 |
46 | Малайзия | 100 100 | 31 декабря 2013 | 3 328 | 32 |
47 | Израиль | 96 300 | 31 декабря 2013 | 12 312 | 35 |
48 | Кипр | 95 280 | 31 декабря 2013 | 81 265 | 107 |
49 | Таиланд | 86 100 | 31 декабря 2013 | 1 271 | 21 |
50 | Колумбия | 85 830 | 31 декабря 2013 | 1 856 | 23 |
51 | Новая Зеландия | 81 360 | 31 декабря 2013 | 18 483 | 45 |
52 | Венесуэла | 74 870 | 31 декабря 2013 | 2 593 | 20 |
53 | Филиппины | 72 810 | 31 декабря 2013 | 676 | 27 |
54 | Словакия | 68 440 | 31 декабря 2012 | 12 572 | 70 |
55 | Вьетнам | 68 380 | 31 декабря 2013 | 732 | 40 |
56 | Пакистан | 66 457 | 1 сентября 2015 | 346 | нет данных |
57 | Хорватия | 63 300 | 31 декабря 2013 | 14 159 | 108 |
58 | Ирак | 59 490 | 31 декабря 2013 | 1 825 | 27 |
59 | Пуэрто-Рико | 56 820 | 31 декабря 2010 | 15 692 | 61 |
60 | Словения | 53 900 | 31 декабря 2012 | 27 109 | 115 |
61 | Перу | 50 150 | 31 декабря 2013 | 1 663 | 24 |
62 | Египет | 48 760 | 31 декабря 2013 | 561 | 19 |
63 | Мальта | 46 220 | 31 декабря 2012 | 112 006 | 496 |
64 | Судан | 40 920 | 31 декабря 2013 | 1 153 | 78 |
65 | Латвия | 39 870 | 31 декабря 2013 | 18 414 | 131 |
66 | Белоруссия | 37 567,4 | 1 января 2017 | 3 995 | 79 |
67 | Болгария | 37 850 | 31 декабря 2013 | 5 466 | 70 |
68 | Марокко | 36 510 | 31 декабря 2013 | 1 107 | 35 |
69 | Кувейт | 34 410 | 31 декабря 2013 | 12 546 | 19 |
70 | Бангладеш | 30 690 | 31 декабря 2 013 | 184 | 22 |
71 | Литва | 29 550 | 31 декабря 2013 | 8 429 | 63 |
72 | Сербия | 29 031 | 1 января 2015 | 4 027 | нет данных |
73 | Бахрейн | 28 820 | 31 декабря 2013 | 21 931 | 102 |
74 | Шри-Ланка | 27 530 | 31 декабря 2013 | 1 259 | 42 |
75 | Тунис | 26 950 | 31 декабря 2013 | 2 464 | 56 |
76 | Эстония | 26 740 | 31 декабря 2013 | 21 257 | 110 |
77 | Ливан | 26 740 | 31 декабря 2013 | 4 546 | 61 |
78 | Куба | 23 440 | 31 декабря 2013 | 2 122 | 32 |
79 | Ангола | 22 710 | 31 декабря 2013 | 1 190 | 18 |
80 | Иордания | 22 040 | 31 декабря 2013 | 2 779 | 65 |
81 | Эквадор | 19 910 | 31 декабря 2013 | 1 272 | 22 |
82 | Доминиканская Республика | 18 010 | 31 декабря 2013 | 1 740 | 30 |
83 | Гватемала | 17 670 | 31 декабря 2013 | 1 206 | 33 |
84 | Уругвай | 17 610 | 31 декабря 2013 | 5 283 | 31 |
85 | Багамы | 17 560 | 31 декабря 2013 | 54 562 | 210 |
86 | Нигерия | 15 730 | 31 декабря 2013 | 89 | 5 |
87 | Иран | 15 640 | 31 декабря 2013 | 193 | 4 |
88 | Панама | 15 220 | 31 декабря 2013 | 4 218 | 37 |
89 | Коста-Рика | 15 100 | 31 декабря 2013 | 3 175 | 31 |
90 | Гана | 14 680 | 31 декабря 2013 | 570 | 32 |
91 | Сальвадор | 14 440 | 31 декабря 2013 | 2 357 | 58 |
92 | Грузия | 14 116 | 1 января 2015 | 3 785 | нет данных |
93 | Танзания | 13 820 | 31 декабря 2013 | 278 | 43 |
94 | Ямайка | 13 820 | 31 декабря 2013 | 4 717 | 96 |
95 | Папуа — Новая Гвинея | 13 610 | 31 декабря 2013 | 2 077 | 84 |
96 | Эфиопия | 11 990 | 31 декабря 2013 | 124 | 25 |
97 | Кения | 11 960 | 31 декабря 2013 | 266 | 26 |
98 | Босния и Герцеговина | 11 140 | 31 декабря 2013 | 2 877 | 59 |
99 | Оман | 10 840 | 31 декабря 2013 | 3 366 | 13 |
100 | Кот-д’Ивуар | 12 080 | 31 декабря 2009 | 565 | 54 |
101 | Демократическая Республика Конго | 10 000 | 2007 | 164 | 100 |
102 | Армения | 8 595 | 1 января 2015 | 2 890 | нет данных |
103 | Сирия | 7 621 | 31 декабря 2009 | 374 | 15 |
104 | Мьянма (Бирма) | 7 373 | 31 декабря 2009 | 123 | 27 |
105 | Ливия | 6 491 | 31 декабря 2009 | 1 025 | 11 |
106 | Йемен | 6 245 | 31 декабря 2009 | 264 | 25 |
107 | Азербайджан | 6 059 | 1 января 2014 | 647 | 8.2 |
108 | Зимбабве | 5 821 | 31 декабря 2009 | 496 | 132 |
109 | Македония | 5 458 | 31 декабря 2009 | 2 648 | 59 |
110 | Боливия | 5 349 | 31 декабря 2009 | 523 | 30 |
111 | Республика Конго | 5 000 | 2000 | 1 722 | 155 |
112 | Туркмения | 5 000 | 2009 | 934 | 31 |
113 | Никарагуа | 4 700 | 31 декабря 2009 | 743 | 76 |
114 | Маврикий | 4 567 | 31 декабря 2009 | 3 565 | 52 |
115 | Непал | 4 500 | 2009 | 161 | 36 |
116 | Мозамбик | 4 159 | 31 декабря 2009 | 197 | 42 |
117 | Камбоджа | 4 157 | 31 декабря 2009 | 298 | 38 |
118 | Молдавия | 3 970 | 31 декабря 2009 | 1 113 | 73 |
119 | Узбекистан | 14 700 | 1 апреля 2018 | 449 | 20,1 |
120 | Киргизия | 3 743 | 31 декабрь 2016 | 600 | 54,1 |
121 | Алжир | 3 389 | 31 декабря 2009 | 97 | 2 |
122 | Гондурас | 3 315 | 31 декабря 2009 | 423 | 23 |
123 | Замбия | 3 313 | 31 декабря 2009 | 277 | 25 |
124 | Парагвай | 3 220 | 31 декабря 2009 | 513 | 22 |
125 | Либерия | 3 200 | 2005 | 930 | 606 |
126 | Лаос | 3 085 | 2009 | 484 | 55 |
127 | Гвинея | 3 072 | 31 декабря 2009 | 290 | 70 |
128 | Габон | 3 065 | 31 декабря 2009 | 2 078 | 28 |
129 | Сомали | 3 000 | 2001 | 393 | нет данных |
130 | КНДР | 3 000 | 2012 | нет данных | |
131 | Камерун | 2 929 | 31 декабря 2009 | 147 | 13 |
132 | Мали | 2 800 | 2002 | 240 | 84 |
133 | Сенегал | 2 763 | 31 декабря 2009 | 216 | 22 |
134 | Афганистан | 2 700 | 2008 | 96 | 23 |
135 | Нидерландские Антильские острова | 2 680 | 2004 | 12 280 | нет данных |
136 | Таджикистан | 2 169 | 15 февраль 2013 | 271 | 28 |
137 | Нигер | 2 100 | 2003 | 178 | 79 |
138 | Тринидад и Тобаго | 2 079 | 31 декабря 2009 | 1 589 | 10 |
139 | Мадагаскар | 2 054 | 31 декабря 2009 | 99 | 24 |
140 | Уганда | 2 050 | 31 декабря 2009 | 62 | 13 |
141 | Монголия | 1 860 | 2009 | 690 | 44 |
142 | Буркина-Фасо | 1 840 | 31 декабря 2009 | 128 | 23 |
143 | Ботсвана | 1 651 | 31 декабря 2009 | 910 | 14 |
144 | Сьерра-Леоне | 1 610 | 2003 | 311 | 163 |
145 | Чад | 1 600 | 2005 | 177 | 27 |
146 | Албания | 1 550 | 2004 | 497 | 21 |
147 | Западный берег реки Иордан | 1 300 | 2007 | 552 | нет данных |
148 | Сейшельские Острова | 1 250 | 31 декабря 2009 | 14 706 | 163 |
149 | Бенин | 1 200 | 2007 | 135 | 22 |
150 | Бурунди | 1 200 | 2003 | 167 | 202 |
151 | Намибия | 1 184 | 31 декабря 2009 | 569 | 13 |
152 | ЦАР | 1 153 | 2007 | 270 | 68 |
153 | Малави | 1 091 | 31 декабря 2009 | 78 | 24 |
154 | Белиз | 945 | 2008 | 2 982 | 70 |
155 | Гвинея-Бисау | 941 | 2000 | 722 | 203 |
156 | Бутан | 836 | 2009 | 1 239 | 66 |
157 | Гайана | 804 | 30 сентября 2008 | 1 049 | 42 |
158 | Барбадос | 668 | 2003 | 2 456 | 25 |
159 | Черногория | 650 | 2006 | 939 | 24 |
160 | Гамбия | 629 | 2003 | 438 | 170 |
161 | Мальдивы | 589 | 2009 | 1 707 | 43 |
162 | Лесото | 581 | 31 декабря 2009 | 233 | 36 |
163 | Свазиленд | 534 | 31 декабря 2009 | 520 | 18 |
164 | Суринам | 504 | 2005 | 1 011 | 28 |
165 | Аруба | 478 | 2005 | 4 935 | 21 |
166 | Джибути | 428 | 2006 | 573 | 56 |
167 | Гаити | 428 | 31 декабря 2009 | 48 | 7 |
168 | Антигуа и Барбуда | 360 | 1 июня 2006 | 4 388 | 36 |
169 | Гренада | 347 | 2004 | 3 402 | 74 |
170 | Кабо-Верде | 325 | 2002 | 722 | 53 |
171 | Сан-Томе и Принсипи | 318 | 2002 | 2 193 | 349 |
172 | Сент-Китс и Невис | 314 | 2004 | 6 408 | 79 |
173 | Эритрея | 311 | 2000 | 87 | 44 |
174 | Сент-Люсия | 257 | 2004 | 1 586 | 32 |
175 | Коморы | 232 | 2000 | 420 | 115 |
176 | Сент-Винсент и Гренадины | 223 | 2004 | 2 084 | 54 |
177 | Доминика | 213 | 2004 | 3 000 | 75 |
178 | Самоа | 177 | 2004 | 994 | 47 |
179 | Экваториальная Гвинея | 174 | 31 декабря 2009 | 136 | 1 |
180 | Соломоновы Острова | 166 | 2004 | 355 | 44 |
181 | Бермуды | 160 | 1999-2000 | 2 560 | нет данных |
182 | Острова Кука | 141 | 1996 | 7 756 | нет данных |
183 | Фиджи | 127 | 2004 | 150 | 5 |
184 | Маршалловы Острова | 87 | 2008 | 1 377 | 54 |
185 | Вануату | 81 | 2004 | 383 | 22 |
186 | Тонга | 81 | 2004 | 791 | 33 |
187 | Новая Каледония | 79 | 1998 | 404 | нет данных |
188 | Острова Кайман | 70 | 1996 | 2 078 | нет данных |
189 | Фареры | 68 | 2006 | 1 409 | нет данных |
190 | Микронезия | 61 | 2005 | 563 | нет данных |
191 | Гренландия | 58 | 2009 | 1 007 | нет данных |
192 | Виргинские Острова (Великобритания) | 36 | 1997 | 1 897 | нет данных |
193 | Науру | 33 | 2004 | 2 599 | нет данных |
194 | Кирибати | 10 | 1999 | 120 | 14 |
195 | Монтсеррат | 9 | 1997 | 14 958 | нет данных |
196 | Ангилья | 9 | 1998 | 818 | нет данных |
197 | Уоллис и Футуна | 4 | 2004 | 244 | нет данных |
198 | Ниуэ | 0,4 | 2002 | 196 | нет данных |
199 | Андорра | 0 | 2010 | 0 | 0 |
200 | Бруней | 0 | 2005 | 0 | 0 |
201 | Ватикан | 0 | 2003 | 0 | 0 |
202 | Лихтенштейн | 0 | 2006 | 0 | 0 |
203 | Макао | 0 | 2010 | 0 | 0 |
204 | Монако | 0 | 2005-2006 | 0 | 0 |
205 | Палау | 0 | 1999-2000 | 0 | 0 |
206 | ФШМ | 0 | 2006 | 0 | 0 |
Источник wikipedia.org.
Интересный факт. Внешний долг России на январь 2018 г. по данным ЦБ составил $529,1 млрд. При этом он увеличился по сравнению с показателем предыдущего года на 2,9%. В пересчете на каждого жителя страны это около 3000 $.
promdevelop.ru
Вне́шний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам[1]. Может взиматься:
В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учёта одного заимствования повторно.
Валовой внешний долг (ВВД) представляет собой непогашенную сумму фактических и ничем не обусловленных обязательств резидентов данной страны перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и/или процентов, на определенный момент времени.[2]
Валовой внешний долг (ВВД) включает в себя и государственный внешний долг (правительства и Нацбанка), и негосударственный (банков, национальных и акционерных компаний, в том числе нефтяных компаний – у своих материнских зарубежных компаний).[3]
Обычно говоря о внешнем долге приводят его сравнение с объемом ВВП.
Многие развивающиеся страны испытывают трудности с возвращением взятых ранее кредитов: на погашение внешнего долга уходит вся прибыль страны, так что необходимые текущие затраты погашаются за счёт новых кредитов; такое развитие событий часто приводит к тому, что страны-кредиторы вынуждены списать накопившийся долг, так как вернуть его всё равно невозможно.
dic.academic.ru
Государственный долг - это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая займы и начисленные по ним проценты.
Простыми словами, госдолг - это то, сколько денег государство взяло взаймы и теперь обязано вернуть собственным гражданам и иностранцам. Как и любые кредиты, государственный долг нужно обслуживать - выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга.
Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внешний госдолг России на июль 2019 года составил 53,9 миллиарда долларов, отчиталось Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 22 триллиона долларов, сообщает Министерство финансов США.
Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП, объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.
У экономистов нет единой точки зрения на то, как госдолг влияет на экономический рост. Одни исследования указывают, что положительно - в странах с более высоким госдолгом активнее растет ВВП. Другие исследования показывают отрицательную связь госдолга с ВВП на душу населения.
Государственный долг делится на внутренний и внешний.
Внутренний долг - это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:
Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc).
Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.
Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.
Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсаций и т.д.
Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.
Рыночные обязательства - это обязательства по выпущенным облигациям.
Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета - к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.
Внешний долг - это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг - долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:
Долг по государственным ценным бумагам.
Кредиты, выданных государству внешними кредиторами.
Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами.
Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.
Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга - это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.
Государственный долг России - это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, говорится в Бюджетном кодексе РФ.
После распада СССР в 1991 году Российская Федерация взяла на себя обязательства по долгам Советского Союза взамен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов СССР. Длительное время советский долг - до 110 млрд долларов - составлял большую часть внешнего долга России.
В 1990-е годы в связи с тяжелой экономической ситуацией Россия стала набирать новые кредиты за границей. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год - он составил 146,4% ВВП (из сообщения МИД РФ).
На 1 января 2000 года внешний госдолг достиг 146 млрд долларов (суммарный внешний и внутренний госдолг - 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).
На 1 июля 2019 года государственный внешний долг России составляет 53,9 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-16,5% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.
Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 июля 2019 года составляет 482,4 млрд долларов, приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.
Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.
Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию, февраль 2019 года
За первую половину 2019 года Россия нарастила внешний госдолг. При этом растет и профицит федерального бюджета. Строго говоря, никакой нужды занимать за рубежом у Минфина нет, отмечает telegram-канал Anews «Ясно Понятно».
Однако заимствования на внешнем рынке, во-первых, дешевы, во-вторых, носят «имиджевый» характер - позволяют заявить о себе на мировом рынке долга. Минфин РФ, судя по всему, решил воспользоваться благоприятными обстоятельствами и занимал по принципу «на черный день», указывает «Ясно Понятно».
Внешний госдолг России - это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы-нерезиденты.
В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги. Это предполагает один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act - DASKA). В очередной раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года, однако пока разговоры так и остались разговорами.
Угроза санкций может оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объяснял экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти. Парадокс: чем сильнее санкции, тем меньше темпы роста госдолга.
Важно понимать, что резкий роста внешнего госдолга в 2019 году создает риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке становятся главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.
В августе 2019-го президент США Дональд Трамп все-таки ввел санкции против российского госдолга, но очень ограниченные. Американским финансовым организациям запретили покупать долговые бумаги Минфина РФ, номинированные в валюте. Да и то только первичные выпуски - вторичный рынок не закрыт.
Это означает, что ключевого сегмента рынка русского долга - рублевых облигаций федерального займа - санкции не коснулись, объясняет аналический блог Anews «Ясно Понятно». К тому же, никто не запрещает выпускать бонды в других валютах - евро, британском фунте, швейцарском франке, йенах - и продавать их неамериканцам.
Кроме того, в указе Трампа никак не упомянуты крупные корпорации и банки - их долги американцам покупать по-прежнему можно.
www.anews.com
Внешний долг – часть общей задолженности субъектов экономической деятельности в стране, приходящаяся на иностранных кредиторов.
Внешний долг подразделяется на государственный и корпоративный. Кроме того, в странах со свободно конвертируемой валютой возможно получение кредитов гражданами за рубежом, то есть в отдельную категорию выделяется частный долг, но для нашей страны это редкость.
Государственный внешний долг России, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, – это «обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».
На лето 2011 года госдолг России составлял 34,2 млрд долларов США, из которых 31,7 млрд приходится на федеральные, 2,5 млрд – на муниципальные органы власти.
По времени заимствования общий внешний долг можно разделить на наследие СССР в размере 2,6 млрд и 29 млрд – новые долги.
Максимальный размер государственного внешнего долга России был в 1999–2000 годах и достигал почти 160 млрд. Однако большая часть этой суммы приходилась именно на СССР и впоследствии была реструктуризирована и выплачена.
Таким образом, на сегодняшний день размер госзаимствований российских органов власти на внешнем рынке считается небольшим.
Иначе дело обстоит с корпоративными долгами. Общая задолженность компаний на лето 2011 года, по данным ЦБ РФ, составляет: банки – 157 млрд, прочие организации – 328,5 млрд. Общая сумма внешних заимствований оценивается в 532,2 млрд долларов, что больше, чем когда-либо. При этом следует учитывать, что в большинстве крупнейших компаний, имеющих доступ к международным денежным рынкам и рынкам капиталов, крупнейшим акционером выступает государство. Поэтому не исключено, что в случае дефолта иностранные кредиторы могут попытаться обратить взыскание на федеральные органы власти.
Для оценки размера внешнего долга экономисты, как правило, используют показатель отношения его размера к валовому внутреннему продукту (ВВП). По данным Всемирного банка, самый большой внешний долг у США: он составляет 14,59 трлн долларов, или 99% от ВВП. На втором месте – Великобритания (8,98 трлн, 400% от ВВП), на третьем – Германия (4,7 трлн, 142 %). При этом общая задолженность Евросоюза всего на 0,87 трлн меньше, чем американская. На этом фоне общий внешний долг России выглядит умеренно: мы занимаем 21-е место в мире: 532 млрд, или 33% от ВВП. Это составляет приблизительно по 3 тыс. долларов США в пересчете на каждого жителя страны.
www.banki.ru
Внешний долг — – часть общей задолженности субъектов экономической деятельности в стране, приходящаяся на иностранных кредиторов. Внешний долг подразделяется на государственный и корпоративный. Кроме того, в странах со свободно конвертируемой валютой возможно… … Банковская энциклопедия
Внешний Долг — См. Долг внешний Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ВНЕШНИЙ ДОЛГ — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг… … Юридическая энциклопедия
Внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных… … Официальная терминология
Внешний долг — (англ. external debt) в международном праве сумма финансовых обязательств государства по отношению к иностранным кредиторам, которые должны быть погашены в установленные сроки … Энциклопедия права
Внешний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам[1]. Может взиматься:… … Википедия
внешний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный… … Словарь экономических терминов
ВНЕШНИЙ ДОЛГ — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг… … Энциклопедический словарь экономики и права
Внешний долг — INTERNATIONAL DEBT Задолженность государства иностранным кредиторам. Внешний государственный долг это задолженность государства международным организациям, таким как Всемирный банк и Международный валютный фонд, которые предоставляют ему кредиты… … Словарь-справочник по экономике
Внешний долг — (англ. external debt) в международном праве сумма финансовых обязательств государства по отношению к иностранным кредиторам, которые должны быть погашены в установленные сроки. Бюджетное законодательство РФ определяет В.д. как обязательства,… … Большой юридический словарь
dic.academic.ru
Обслуживание внешнего долга является одной из основных факторов, замедляющих прирост показателя ВВП, так как средства, направляемые на погашение долга и процентов по нему, изымаются из общего объема государственного капитала.
Менее выгодными для государства считаются краткосрочные займы, отличающиеся высокими процентами и узкими временными рамками. Часто заемщик прибегает к пролонгации и консолидации, а также иным договорным уступкам со стороны кредитора. Таким образом именно займы на короткий срок могут составлять большую часть внешнего государственного долга страны и оказывать значительное давление на экономику и личное финансовое благополучие граждан.
К таковым можно отнести Лондонский и Парижский клубы, первый создан банками, второй объединяет правительства стран с наиболее развитыми экономиками. В частном порядке, на заседаниях клубов может решаться судьба внутреннего или внешнего долга страны, на условиях, устраивающих стороны или одну из сторон встречи. Обязательное соответствие условий сделки общечеловеческим принципам морали, не гарантируется.
В момент, когда экономика заемщика достигает определенных «низов», международный фонд предлагает собственного специалиста, для консультации ведущих экономических управленцев должника, допустивших возникновение существующих проблем. Кроме этого внешний государственный долг оказывает прямое влияние бюджет, провоцируя возникновение дефицита. Недостаточный объем капитала в экономике, определяет новые займы как необходимость.
Население страны, попавшей в «долговой замкнутый круг» ощущает на себе ценовое давление и вынуждено платить по завышенным налоговым ставкам, а также покупать дорогие продукты. Следующим шагом правительства станет девальвация национальной валюты, как правило именно это рекомендуют международные эксперты, работающие при правительстве по кредитному контракту. Подобная ситуация создает опасную социальную обстановку, в стране могут начаться массовые беспорядки граждан, потерявших возможность жить прежней жизнью.
Бруней | 0 | 0 |
Макао | 0 | 0 |
Республика Палау | 0 | 0 |
Экваториальная Гвинея | 174 | 1 |
Алжир | 3 389 | 2 |
Иран | 15 640 | 4 |
Нигерия | 15 730 | 5 |
Фиджи | 127 | 5 |
Гаити | 428 | 7 |
Азербайджан | 6 059 | 8,2 |
Расчеты долга чаще всего проводятся в долларах США, допустимо использование национальной валюты или одной из валют, формируемых общую внешнюю задолженность. Для получения более точных показателей, применяется процентная система. На текущий момент, наибольшую задолженность имеет экономика Соединенных Штатов, страна должна кредиторам более $14,59 трлн. Суммарное значение мирового внешнего долга превышает $54 трлн, именно столько страны должны фондам и прочим международным кредиторам.
1 | Япония | 250.91 |
2 | Ливан | 147.62 |
3 | Италия | 131.71 |
4 | Эритрея | 127.5 |
5 | Португалия | 127.33 |
6 | Кабо-Верде | 122.25 |
7 | Бутан | 122.12 |
8 | Ямайка | 116.07 |
9 | США | 107.48 |
10 | Барбадос | 106.58 |
11 | Бельгия | 106.52 |
12 | Гамбия | 99.24 |
13 | Ливия | 98.94 |
14 | Франция | 98.84 |
15 | Испания | 98.47 |
16 | Сингапур | 97.93 |
17 | Мальдивы | 95.84 |
18 | Кипр | 95.32 |
19 | Ирак | 95.22 |
20 | Мавритания | 94.58 |
21 | Сан-Томе и Принсипи | 93.77 |
22 | Украина | 92.31 |
23 | Белиз | 92.04 |
24 | Бахрейн | 92.01 |
25 | Канада | 90.56 |
26 | Хорватия | 88.99 |
27 | Египет | 88.82 |
28 | Антигуа и Барбуда | 88.08 |
29 | Великобритания | 87.92 |
30 | Сент-Люсия | 87.87 |
31 | Иордания | 87.45 |
32 | Ирландия | 84.6 |
33 | Австрия | 83.85 |
34 | Мозамбик | 82.02 |
35 | Словения | 81.78 |
36 | Сент-Винсент и Гренадины | 81.73 |
37 | Доминика | 81.28 |
38 | Бразилия | 80.49 |
39 | Гренада | 78.26 |
40 | Сербия | 77.94 |
41 | Черногория | 76.99 |
42 | Шри-Ланка | 74.83 |
43 | Венгрия | 74.46 |
44 | Киргизия | 73.52 |
45 | Гана | 72.21 |
46 | Тринидад и Тобаго | 69.4 |
47 | Республика Конго | 68.99 |
48 | Беларусь | 68.89 |
49 | Ангола | 68.65 |
50 | Албания | 67.77 |
51 | Израиль | 67.69 |
52 | Багамские Острова | 67.56 |
53 | Малави | 67.45 |
54 | Финляндия | 66.25 |
55 | Лаос | 66.11 |
56 | Германия | 65.88 |
57 | Индия | 65.56 |
58 | Нидерланды | 64.89 |
59 | Вьетнам | 64.82 |
60 | Уругвай | 64.01 |
61 | Марокко | 63.97 |
62 | Пакистан | 63.66 |
63 | Того | 63.13 |
64 | Сальвадор | 61.79 |
65 | Джибути | 61.33 |
66 | Аргентина | 60.87 |
67 | Мальта | 60.78 |
68 | Тунис | 59.27 |
69 | Эфиопия | 59.03 |
70 | Замбия | 58.61 |
71 | Лесото | 58.5 |
72 | Сейшельские Острова | 58.49 |
73 | Йемен | 58.15 |
74 | Пуэрто-Рико | 57.7 |
75 | Маврикий | 57.56 |
76 | Самоа | 57.01 |
77 | Катар | 56.38 |
78 | Сенегал | 56.22 |
79 | Сент-Китс и Невис | 55.98 |
80 | Малайзия | 54.96 |
81 | Кения | 54.96 |
82 | Мексика | 54.89 |
83 | Зимбабве | 54.89 |
84 | Таджикистан | 54.43 |
85 | Гайана | 54.1 |
86 | Польша | 52.85 |
87 | Исландия | 52.63 |
88 | Судан | 52.43 |
89 | Сьерра-Леоне | 52.14 |
90 | Центральноафриканская республика | 52.11 |
91 | Южно-Африканская Республика | 52.11 |
92 | Словакия | 51.89 |
93 | Гондурас | 49.76 |
94 | Габон | 49.52 |
95 | Китай | 49.32 |
96 | Армения | 48.93 |
97 | Боливия | 48.28 |
98 | Колумбия | 47.99 |
99 | Нигер | 47.85 |
100 | Дания | 47.73 |
101 | Либерия | 47.65 |
102 | Коста-Рика | 47.34 |
103 | Гвинея-Бисау | 45.83 |
104 | Молдова | 45.02 |
105 | Гвинея | 44.71 |
106 | Босния и Герцеговина | 44.5 |
107 | Таиланд | 44.49 |
108 | Фиджи | 44.18 |
109 | Швейцария | 44.12 |
110 | Азербайджан | 43.8 |
111 | Руанда | 43.27 |
112 | Суринам | 43.07 |
113 | Папуа — Новая Гвинея | 42.71 |
114 | Танзания | 42.58 |
115 | Швеция | 41.9 |
116 | Оман | 41.7 |
117 | Литва | 41.42 |
118 | Камерун | 41.33 |
119 | Чехия | 40.97 |
120 | Бенин | 40.63 |
121 | Румыния | 40.21 |
122 | Уганда | 40.16 |
123 | Австралия | 39.96 |
124 | Македония | 39.67 |
125 | Грузия | 38.77 |
126 | Чад | 38.46 |
127 | Мадагаскар | 38.11 |
128 | Эквадор | 37.89 |
129 | Вануату | 37.79 |
130 | Южная Корея | 37.45 |
131 | Панама | 37.41 |
132 | Тайвань | 37.3 |
133 | Бурунди | 36.96 |
134 | Республика Гаити | 36.21 |
135 | Мали | 36.07 |
136 | Доминиканская Республика | 35.85 |
137 | Латвия | 34.67 |
138 | Бангладеш | 34.18 |
139 | Филиппины | 33.79 |
140 | Тувалу | 33.32 |
141 | Буркина-Фасо | 33.01 |
142 | Камбоджа | 33.01 |
143 | Маршалловы Острова | 32.5 |
144 | Мьянма | 32.24 |
145 | Никарагуа | 32.16 |
146 | Намибия | 31.82 |
147 | Кот-д’Ивуар | 31.47 |
148 | Болгария | 30.62 |
149 | Южный Судан | 30.47 |
150 | Коморские Острова | 29.59 |
151 | Непал | 29.45 |
152 | Турция | 29.2 |
153 | Новая Зеландия | 29.02 |
154 | Индонезия | 28.4 |
155 | Норвегия | 27.94 |
156 | Парагвай | 27.28 |
157 | Экваториальная Гвинея | 27.25 |
158 | Венесуэла | 27.13 |
159 | Саудовская Аравия | 25.77 |
160 | Перу | 25.48 |
161 | Микронезия | 25.25 |
162 | Туркменистан | 24.54 |
163 | Алжир | 24.45 |
164 | Косово | 24.36 |
165 | Гватемала | 24.28 |
166 | Свазиленд | 22.77 |
167 | Чили | 22.51 |
168 | Демократическая Республика Конго | 22.18 |
169 | Люксембург | 22.13 |
170 | Кувейт | 22.08 |
171 | Сан-Марино | 21.57 |
172 | Кирибати | 20.77 |
173 | Казахстан | 20.46 |
174 | Объединённые Арабские Эмираты | 19.71 |
175 | Россия | 19.43 |
176 | Иран | 17.71 |
177 | Узбекистан | 15.19 |
178 | Нигерия | 13.98 |
179 | Ботсвана | 11.83 |
180 | Соломоновы Острова | 10.07 |
181 | Эстония | 9.16 |
182 | Афганистан | 8.01 |
183 | Бруней | 3.52 |
184 | Гонконг | 0.06 |
185 | Макао | 0 |
byrich.ru