Внешний долг что это такое


Что такое внешний государственный долг страны? Внешний долг стран мира в таблицах

В современном мире осталось совсем не много стран, которые не используют внешние займы. Внешние займы способствуют укреплению финансовых ресурсов страны, снижению бюджетного дефицита и в тоже время повышают риск экономического кризиса и формируют внешний долг. Долговые обязательства формируют дополнительную налоговую нагрузку для населения на будущие годы, сдерживают развитие страны и рост экономики.

Понятие внешнего долга

Внешний государственный долг – это средства заимствованные для погашения дефицита бюджета за пределами собственной страны: у других стран, зарубежных компаний и финансовых институтов, фондов, частных банков, физических лиц-иностранцев.

Внешнее заимствование происходит путем продажи государственных ценных бумаг за пределами страны или получением денежных средств прямым способом. Величина внешнего долга складывается из обязательств перед организациями развития, органами власти других стран, банковских ссуд, кредитов поставщиков.

Получение внешних займов способствует укреплению финансовых ресурсов, увеличению спроса на товары и услуги собственного производства, если деньги использовать на эти цели. Также внешние поступления могут направляться на погашение предыдущих займов и процентов по ним, оплату импорта, финансирование расходных статей бюджета и социальные выплаты.

Однако, долговые выплаты и погашение процентов по обслуживанию кредитов приводит к сокращению размеров ВВП в той части, которая могла быть направлена на экономическое развитие страны.

Виды внешних долгов

Различают внешний долг государственный и корпоративный, когда субъекты экономической деятельности имеют задолженность перед иностранными кредиторами. Государственный складывается из внешних обязательств органов власти и управляющих структур. Сюда входят и гарантии под займы частного капитала.

Корпоративный долг — долг частных или государственных компаний. Корпоративный долг является составляющей в расчете общего внешнего долга. Государство не имеет обязательств по корпоративным долгам, если нет госгарантий.

Внешний долг делится на текущий и общегосударственный. В текущем учитываются суммы для выплат по долговым обязательствам текущего года. Общегосударственный объединяет все текущие долги и задолженность, которая будет погашаться в дальнейшем.

В структуре долга выделяют краткосрочные займы на срок не более 1 года, среднесрочные – на 5 лет и долгосрочные займы на срок свыше 5 лет. Именно краткосрочные кредиты наиболее обременительны для государства, что объясняется высокими процентными ставками и сжатыми сроками возврата. Подобные займы приходится консолидировать или пролонгировать, что возможно лишь при согласии кредиторов.

Интересно: Внутренний государственный долг  — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

Различие между госдолгом и внешним долгом

Под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств включая проценты перед физическими и юридическими лицами внутри страны, а также перед международными организациями, банками и странами с выплатами в конкретный срок.

На формирование государственного долга не влияет задолженность других стран этому государству. Взятые обязательства по возмещению кредитов страны-должника не привязываются к возврату собственного займа.

Внешний долг входит в структуру государственного наравне с внутренним. Под внешним долгом понимаются обязательства по всем видам займов у нерезидентов страны и проценты по принятым обязательствам.

Основные кредиторы в мире

Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).

Интересный факт. Неформальные объединения кредиторов работают наравне с официальными структурами. Наиболее знамениты Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый из них имеет постоянных членов. Здесь занимаются погашением и реструктуризацией долгов государств перед банками и странами-кредиторами.

Суть проблемы внешнего долга государства

Долги государства негативно влияют на экономическое положение. Внешний долг признан самым обременительным по нескольким причинам. Проблемы внешнего долга:

  • В счет погашения задолженности страна отдает ценные товары и сырье. Возврат кредитных средств чаще всего происходит из золотовалютных резервов.
  • Дополнительно приходится оплачивать проценты, что приводит к увеличению суммы долговых обязательств.
  • Страна или организация-кредитор требует выполнения своих условий, которые не всегда совпадают с интересами страны-заемщика.
  • Значительный внешний долг подрывает авторитет страны и доверие к ней.

В случае, когда выплаты по долговым обязательствам превышают 30% от внешнеэкономической деятельности, правительству становится сложнее получить новый транш. Кредиторы диктуют свои условия, требуют поручительств, дополнительных гарантий, повышают процентные ставки.

Между государственным долгом и бюджетным дефицитом существует прямая зависимость. Бюджетный дефицит провоцирует правительство к новым заимствованиям, государственный долг растет, а статья расходов на покрытие займа становится значительной. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, приходится повышать ставки налоговых платежей для населения, что повышает социальную напряженность в обществе.

Рейтинг 10 стран мира, у которых наименьший внешний долг на 2018 год

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
Бруней 0 0
Макао 0 0
Республика Палау 0 0
Экваториальная Гвинея 174 1
Алжир 3 389 2
Иран 15 640 4
Нигерия 15 730 5
Фиджи 127 5
Гаити 428 7
Азербайджан 6 059 8,2

Показатели, характеризующие внешний долг

Для оценки долгового бремени в долгосрочной перспективе используются показатели внешнего долга. Они демонстрируют макроэкономическую стабильность экономики и ее зависимость от иностранных инвестиций. Используются в дальнейшем при построении стратегии экономического развития страны.

Показатели делятся на две группы: отражающие потоки и остатки. К основным коэффициентам платежеспособности относится:

  • баланс процентных платежей и поступлений от экспорта;
  • соотношение внешнего долга и ВВП;
  • показатель устойчивости, указывающий на потенциал погашения;
  • показатель платежеспособности и ликвидности.

Состояние экономики государства оценивается по уровню налоговых поступлений и внешнего долга, а также по объему иностранной валюты в структуре долга, что повышает уязвимость от колебаний валютного курса.

Важным индикатором является отношение общей суммы внешнего долга к экспортной выручке.

Критическим признан уровень в 200%. Если отметка выше 275%, то может рассматриваться вопрос о полном или частичном списании внешних долгов государства. Показатель указывает на безопасный порог, после которого возникают сложности с выполнением долговых обязательств. На реальную картину кредитной нагрузки влияют и условия получения займов, процентные ставки: высокие или льготные.

Интересный факт. При оценке кредитных возможностей международные организации в первую очередь обращают внимание на соотношение внешнего долга и ВВП страны. Экспертами МВФ критическим признан уровень 60%, для Всемирного банка показатель 80-100%.

Способы регулирования внешнего долга

Для обслуживания внешнего долга существует система управления и мониторинга. Она отслеживает размер задолженности, устанавливает предельную величину заимствований, занимается рационализацией структуры, работает над изменением условий кредитования, разрабатывает программу погашения и реструктуризации.

Регулирование внешнего долга направлено на решение ряда задач:

  • Оптимизация затрат на обслуживание
  • Гарантирование исполнения кредитных обязательств в полной мере
  • Контроль безопасного уровня долга

Программа сокращения государственного долга основывается на доходной части бюджета, экономических прогнозах и общем состоянии экономики в стране.

Планомерное и ответственное погашение внешнего долга возможно за счет собственных средств и рефинансирования из новых кредитов, из золотовалютных резервов, путем проведения внутреннего займа, продажи ценных бумаг и привлечения инвестиций.

Управление внешним долгом страны имеет свои особенности, ведь в случае чрезмерного увеличения задолженности возникает угроза национальной безопасности и банкротство. Основное внимание уделяется на этапе кредитования, определения целей использования и поиска механизмов погашения.

Внешние заимствования имеют три формы размещения:

  • Финансовая – самая эффективная. Основано на инвестировании в проекты развития экономики.
  • Бюджетная – самое плохое решение, когда полученными средствами покрываются бюджетные расходы, социальные выплаты и обслуживание текущего внешнего долга.
  • Комбинированная или бюджетно-финансовая.

К методам управления внешним долгом относятся операции по отсрочке выплат, пролонгации договоров, объединению займов, продлению сроков действия, реструктуризации, когда краткосрочные и дорогие кредиты заменяются долгосрочными и на более выгодных для страны условиях. Возможна и процедура аннулирования государственного долга, когда происходит политическая смена власти либо государство объявляет себя банкротом.

Оценка должников

Величину внешних заимствований экономисты оценивают по показателю отношения суммы долга к ВВП. Расчет ведется в национальной валюте государства или в долларах США. Пересчет из иностранной валюты в национальную осуществляется по рыночному курсу на день переоценки. Для объективности сумма выражается в процентах.

Так, по информации Всемирного банка самый большой внешний долг в мире у США – 14,59 трлн долларов долга (99% ВВП). В число должников-лидеров входит Великобритания – 8,98 трлн, Франция – 5,6 трлн $, Германия – 4,7 трлн $ (142% ВВП), Япония – 2,7 трлн. Суммарная задолженность стран Европейского союза всего на 0,87 трлн уступает американской. Внешние долги первой десятки стран-должников мира на 2018 год превысили 54 трлн долларов.

Списки стран мира по внешнему долгу

Внешний долг разных стран мира на 2018 год к ВВП:

Позиция Название государства Процент от ВВП
1 Япония 250.91
2 Ливан 147.62
3 Италия 131.71
4 Эритрея 127.5
5 Португалия 127.33
6 Кабо-Верде 122.25
7 Бутан 122.12
8 Ямайка 116.07
9 США 107.48
10 Барбадос 106.58
11 Бельгия 106.52
12 Гамбия 99.24
13 Ливия 98.94
14 Франция 98.84
15 Испания 98.47
16 Сингапур 97.93
17 Мальдивы 95.84
18 Кипр 95.32
19 Ирак 95.22
20 Мавритания 94.58
21 Сан-Томе и Принсипи 93.77
22 Украина 92.31
23 Белиз 92.04
24 Бахрейн 92.01
25 Канада 90.56
26 Хорватия 88.99
27 Египет 88.82
28 Антигуа и Барбуда 88.08
29 Великобритания 87.92
30 Сент-Люсия 87.87
31 Иордания 87.45
32 Ирландия 84.6
33 Австрия 83.85
34 Мозамбик 82.02
35 Словения 81.78
36 Сент-Винсент и Гренадины 81.73
37 Доминика 81.28
38 Бразилия 80.49
39 Гренада 78.26
40 Сербия 77.94
41 Черногория 76.99
42 Шри-Ланка 74.83
43 Венгрия 74.46
44 Киргизия 73.52
45 Гана 72.21
46 Тринидад и Тобаго 69.4
47 Республика Конго 68.99
48 Беларусь 68.89
49 Ангола 68.65
50 Албания 67.77
51 Израиль 67.69
52 Багамские Острова 67.56
53 Малави 67.45
54 Финляндия 66.25
55 Лаос 66.11
56 Германия 65.88
57 Индия 65.56
58 Нидерланды 64.89
59 Вьетнам 64.82
60 Уругвай 64.01
61 Марокко 63.97
62 Пакистан 63.66
63 Того 63.13
64 Сальвадор 61.79
65 Джибути 61.33
66 Аргентина 60.87
67 Мальта 60.78
68 Тунис 59.27
69 Эфиопия 59.03
70 Замбия 58.61
71 Лесото 58.5
72 Сейшельские Острова 58.49
73 Йемен 58.15
74 Пуэрто-Рико 57.7
75 Маврикий 57.56
76 Самоа 57.01
77 Катар 56.38
78 Сенегал 56.22
79 Сент-Китс и Невис 55.98
80 Малайзия 54.96
81 Кения 54.96
82 Мексика 54.89
83 Зимбабве 54.89
84 Таджикистан 54.43
85 Гайана 54.1
86 Польша 52.85
87 Исландия 52.63
88 Судан 52.43
89 Сьерра-Леоне 52.14
90 Центральноафриканская республика 52.11
91 Южно-Африканская Республика 52.11
92 Словакия 51.89
93 Гондурас 49.76
94 Габон 49.52
95 Китай 49.32
96 Армения 48.93
97 Боливия 48.28
98 Колумбия 47.99
99 Нигер 47.85
100 Дания 47.73
101 Либерия 47.65
102 Коста-Рика 47.34
103 Гвинея-Бисау 45.83
104 Молдова 45.02
105 Гвинея 44.71
106 Босния и Герцеговина 44.5
107 Таиланд 44.49
108 Фиджи 44.18
109 Швейцария 44.12
110 Азербайджан 43.8
111 Руанда 43.27
112 Суринам 43.07
113 Папуа — Новая Гвинея 42.71
114 Танзания 42.58
115 Швеция 41.9
116 Оман 41.7
117 Литва 41.42
118 Камерун 41.33
119 Чехия 40.97
120 Бенин 40.63
121 Румыния 40.21
122 Уганда 40.16
123 Австралия 39.96
124 Македония 39.67
125 Грузия 38.77
126 Чад 38.46
127 Мадагаскар 38.11
128 Эквадор 37.89
129 Вануату 37.79
130 Южная Корея 37.45
131 Панама 37.41
132 Тайвань 37.3
133 Бурунди 36.96
134 Республика Гаити 36.21
135 Мали 36.07
136 Доминиканская Республика 35.85
137 Латвия 34.67
138 Бангладеш 34.18
139 Филиппины 33.79
140 Тувалу 33.32
141 Буркина-Фасо 33.01
142 Камбоджа 33.01
143 Маршалловы Острова 32.5
144 Мьянма 32.24
145 Никарагуа 32.16
146 Намибия 31.82
147 Кот-д’Ивуар 31.47
148 Болгария 30.62
149 Южный Судан 30.47
150 Коморские Острова 29.59
151 Непал 29.45
152 Турция 29.2
153 Новая Зеландия 29.02
154 Индонезия 28.4
155 Норвегия 27.94
156 Парагвай 27.28
157 Экваториальная Гвинея 27.25
158 Венесуэла 27.13
159 Саудовская Аравия 25.77
160 Перу 25.48
161 Микронезия 25.25
162 Туркменистан 24.54
163 Алжир 24.45
164 Косово 24.36
165 Гватемала 24.28
166 Свазиленд 22.77
167 Чили 22.51
168 Демократическая Республика Конго 22.18
169 Люксембург 22.13
170 Кувейт 22.08
171 Сан-Марино 21.57
172 Кирибати 20.77
173 Казахстан 20.46
174 Объединённые Арабские Эмираты 19.71
175 Россия 19.43
176 Иран 17.71
177 Узбекистан 15.19
178 Нигерия 13.98
179 Ботсвана 11.83
180 Соломоновы Острова 10.07
181 Эстония 9.16
182 Афганистан 8.01
183 Бруней 3.52
184 Гонконг 0.06
185 Макао 0

По статистике, публикуемой Международным Валютным Фондом. Обновлено 21.07.2018. Источник fincan.ru.

Показатели внешнего долга разных стран мира в пересчете на душу населения

 № Страна Внешний долг, млн долларов США Дата информации Внешний долг на душу населения Внешний долг, % к ВВП
1  США 19 911 051 31 марта 2016 53 851 98
2  Европейский союз 17 950 000 31 декабря 2012 31 313 101
3  Япония 11 499 000 31 декабря 2012 23 736 261
4  Великобритания 7 554 816 31 декабря 2016 119 000 314
5  Германия 5 002 093 31 Декабря 2016 61 700 148
6  Нидерланды 2 935 000 31 декабря 2012 81 061 700
7  Франция 2 430 000 31 декабря 2012 32 000 236
8  Италия 2 604 000 31 декабря 2012 42 217 144
9  Люксембург 2 504 000 31 декабря 2012 4 552 700 3600
10  Испания 2 164 000 31 декабря 2012 48 089 137
11  Швейцария 1 544 000 31 декабря 2012 191 527 417
12  Австралия 1 480 000 31 декабря 2014 66 910 151
13  Бельгия 1 424 000 31 декабря 2012 136 276 338
14  Канада 1 331 000 31 декабря 2012 38 209 88
15  Сингапур 1 174 000 31 декабря 2012 210 874 346
16  Гонконг 1 109 000 31 декабря 2013 155 918 290
17  Швеция 1 039 000 31 декабря 2012 106 851 188
18  Австрия 812 000 31 декабря 2012 98 746 194
19  КНР 784 800 31 декабря 2013 579 9
20  Норвегия 698 900 31 декабря 2013 139 800 201
21  Финляндия 586 900 31 декабря 2012 111 392 266
22  Дания 586 700 31 декабря 2012 105 349 244
23  Греция 568 700 31 декабря 2012 52 776 234
24  Россия 525 700 1 апреля 2017 3 590 36
25  Португалия 508 300 31 декабря 2012 47 005 232
26  Бразилия 475 900 31 декабря 2013 2 348 22
27  Республика Корея 430 900 31 декабря 2013 8 786 36
28  Индия 412 200 31 декабря 2013 333 23
29  Польша 365 200 31 декабря 2013 9 523 71
30  Турция 359 500 31 декабря 2013 4 404 44
31  Мексика 354 900 31 декабря 2013 2 950 27
32  Индонезия 223 800 31 декабря 2013 882 26
33  Венгрия 170 300 31 декабря 2013 17 168 130
34  ОАЭ 163 800 31 декабря 2012 24 273 41
35  Казахстан 163 757 01 апреля 2017 9 100,5 105,9
36  Саудовская Аравия 149 400 31 декабря 2013 5 463 20
37  Катар 149 400 31 декабря 2013 70 367 70
38  Китайская Республика 146 800 31 декабря 2013 6 284 30
39  ЮАР 139 000 31 декабря 2013 2 873 39
40  Румыния 130 400 31 декабря 2013 6 000 71
41  Украина 113 643 01 апреля 2017 2 673,8 127
42  Чили 119 000 31 декабря 2013 6 853 42
43  Аргентина 111 500 31 декабря 2013 2 591 23
44  Чехия 103 200 31 декабря 2013 9 711 52
45  Исландия 102 000 31 декабря 2012 321 411 699
46  Малайзия 100 100 31 декабря 2013 3 328 32
47  Израиль 96 300 31 декабря 2013 12 312 35
48  Кипр 95 280 31 декабря 2013 81 265 107
49  Таиланд 86 100 31 декабря 2013 1 271 21
50  Колумбия 85 830 31 декабря 2013 1 856 23
51  Новая Зеландия 81 360 31 декабря 2013 18 483 45
52  Венесуэла 74 870 31 декабря 2013 2 593 20
53  Филиппины 72 810 31 декабря 2013 676 27
54  Словакия 68 440 31 декабря 2012 12 572 70
55  Вьетнам 68 380 31 декабря 2013 732 40
56  Пакистан 66 457 1 сентября 2015 346 нет данных
57  Хорватия 63 300 31 декабря 2013 14 159 108
58  Ирак 59 490 31 декабря 2013 1 825 27
59  Пуэрто-Рико 56 820 31 декабря 2010 15 692 61
60  Словения 53 900 31 декабря 2012 27 109 115
61  Перу 50 150 31 декабря 2013 1 663 24
62  Египет 48 760 31 декабря 2013 561 19
63  Мальта 46 220 31 декабря 2012 112 006 496
64  Судан 40 920 31 декабря 2013 1 153 78
65  Латвия 39 870 31 декабря 2013 18 414 131
66  Белоруссия 37 567,4 1 января 2017 3 995 79
67  Болгария 37 850 31 декабря 2013 5 466 70
68  Марокко 36 510 31 декабря 2013 1 107 35
69  Кувейт 34 410 31 декабря 2013 12 546 19
70  Бангладеш 30 690 31 декабря 2 013 184 22
71  Литва 29 550 31 декабря 2013 8 429 63
72  Сербия 29 031 1 января 2015 4 027 нет данных
73  Бахрейн 28 820 31 декабря 2013 21 931 102
74  Шри-Ланка 27 530 31 декабря 2013 1 259 42
75  Тунис 26 950 31 декабря 2013 2 464 56
76  Эстония 26 740 31 декабря 2013 21 257 110
77  Ливан 26 740 31 декабря 2013 4 546 61
78  Куба 23 440 31 декабря 2013 2 122 32
79  Ангола 22 710 31 декабря 2013 1 190 18
80  Иордания 22 040 31 декабря 2013 2 779 65
81  Эквадор 19 910 31 декабря 2013 1 272 22
82  Доминиканская Республика 18 010 31 декабря 2013 1 740 30
83  Гватемала 17 670 31 декабря 2013 1 206 33
84  Уругвай 17 610 31 декабря 2013 5 283 31
85  Багамы 17 560 31 декабря 2013 54 562 210
86  Нигерия 15 730 31 декабря 2013 89 5
87  Иран 15 640 31 декабря 2013 193 4
88  Панама 15 220 31 декабря 2013 4 218 37
89  Коста-Рика 15 100 31 декабря 2013 3 175 31
90  Гана 14 680 31 декабря 2013 570 32
91  Сальвадор 14 440 31 декабря 2013 2 357 58
92  Грузия 14 116 1 января 2015 3 785 нет данных
93  Танзания 13 820 31 декабря 2013 278 43
94  Ямайка 13 820 31 декабря 2013 4 717 96
95  Папуа — Новая Гвинея 13 610 31 декабря 2013 2 077 84
96  Эфиопия 11 990 31 декабря 2013 124 25
97  Кения 11 960 31 декабря 2013 266 26
98  Босния и Герцеговина 11 140 31 декабря 2013 2 877 59
99  Оман 10 840 31 декабря 2013 3 366 13
100  Кот-д’Ивуар 12 080 31 декабря 2009 565 54
101  Демократическая Республика Конго 10 000 2007 164 100
102  Армения 8 595 1 января 2015 2 890 нет данных
103  Сирия 7 621 31 декабря 2009 374 15
104  Мьянма (Бирма) 7 373 31 декабря 2009 123 27
105  Ливия 6 491 31 декабря 2009 1 025 11
106  Йемен 6 245 31 декабря 2009 264 25
107  Азербайджан 6 059 1 января 2014 647 8.2
108  Зимбабве 5 821 31 декабря 2009 496 132
109  Македония 5 458 31 декабря 2009 2 648 59
110  Боливия 5 349 31 декабря 2009 523 30
111  Республика Конго 5 000 2000 1 722 155
112  Туркмения 5 000 2009 934 31
113  Никарагуа 4 700 31 декабря 2009 743 76
114  Маврикий 4 567 31 декабря 2009 3 565 52
115  Непал 4 500 2009 161 36
116  Мозамбик 4 159 31 декабря 2009 197 42
117  Камбоджа 4 157 31 декабря 2009 298 38
118  Молдавия 3 970 31 декабря 2009 1 113 73
119  Узбекистан 14 700 1 апреля 2018 449 20,1
120  Киргизия 3 743 31 декабрь 2016 600 54,1
121  Алжир 3 389 31 декабря 2009 97 2
122  Гондурас 3 315 31 декабря 2009 423 23
123  Замбия 3 313 31 декабря 2009 277 25
124  Парагвай 3 220 31 декабря 2009 513 22
125  Либерия 3 200 2005 930 606
126  Лаос 3 085 2009 484 55
127  Гвинея 3 072 31 декабря 2009 290 70
128  Габон 3 065 31 декабря 2009 2 078 28
129  Сомали 3 000 2001 393 нет данных
130  КНДР 3 000 2012 нет данных
131  Камерун 2 929 31 декабря 2009 147 13
132  Мали 2 800 2002 240 84
133  Сенегал 2 763 31 декабря 2009 216 22
134  Афганистан 2 700 2008 96 23
135  Нидерландские Антильские острова 2 680 2004 12 280 нет данных
136  Таджикистан 2 169 15 февраль 2013 271 28
137  Нигер 2 100 2003 178 79
138  Тринидад и Тобаго 2 079 31 декабря 2009 1 589 10
139  Мадагаскар 2 054 31 декабря 2009 99 24
140  Уганда 2 050 31 декабря 2009 62 13
141  Монголия 1 860 2009 690 44
142  Буркина-Фасо 1 840 31 декабря 2009 128 23
143  Ботсвана 1 651 31 декабря 2009 910 14
144  Сьерра-Леоне 1 610 2003 311 163
145  Чад 1 600 2005 177 27
146  Албания 1 550 2004 497 21
147  Западный берег реки Иордан 1 300 2007 552 нет данных
148  Сейшельские Острова 1 250 31 декабря 2009 14 706 163
149  Бенин 1 200 2007 135 22
150  Бурунди 1 200 2003 167 202
151  Намибия 1 184 31 декабря 2009 569 13
152  ЦАР 1 153 2007 270 68
153  Малави 1 091 31 декабря 2009 78 24
154  Белиз 945 2008 2 982 70
155  Гвинея-Бисау 941 2000 722 203
156  Бутан 836 2009 1 239 66
157  Гайана 804 30 сентября 2008 1 049 42
158  Барбадос 668 2003 2 456 25
159  Черногория 650 2006 939 24
160  Гамбия 629 2003 438 170
161  Мальдивы 589 2009 1 707 43
162  Лесото 581 31 декабря 2009 233 36
163  Свазиленд 534 31 декабря 2009 520 18
164  Суринам 504 2005 1 011 28
165  Аруба 478 2005 4 935 21
166  Джибути 428 2006 573 56
167  Гаити 428 31 декабря 2009 48 7
168  Антигуа и Барбуда 360 1 июня 2006 4 388 36
169  Гренада 347 2004 3 402 74
170  Кабо-Верде 325 2002 722 53
171  Сан-Томе и Принсипи 318 2002 2 193 349
172  Сент-Китс и Невис 314 2004 6 408 79
173  Эритрея 311 2000 87 44
174  Сент-Люсия 257 2004 1 586 32
175  Коморы 232 2000 420 115
176  Сент-Винсент и Гренадины 223 2004 2 084 54
177  Доминика 213 2004 3 000 75
178  Самоа 177 2004 994 47
179  Экваториальная Гвинея 174 31 декабря 2009 136 1
180  Соломоновы Острова 166 2004 355 44
181  Бермуды 160 1999-2000 2 560 нет данных
182  Острова Кука 141 1996 7 756 нет данных
183  Фиджи 127 2004 150 5
184  Маршалловы Острова 87 2008 1 377 54
185  Вануату 81 2004 383 22
186  Тонга 81 2004 791 33
187  Новая Каледония 79 1998 404 нет данных
188  Острова Кайман 70 1996 2 078 нет данных
189  Фареры 68 2006 1 409 нет данных
190  Микронезия 61 2005 563 нет данных
191  Гренландия 58 2009 1 007 нет данных
192  Виргинские Острова (Великобритания) 36 1997 1 897 нет данных
193  Науру 33 2004 2 599 нет данных
194  Кирибати 10 1999 120 14
195  Монтсеррат 9 1997 14 958 нет данных
196  Ангилья 9 1998 818 нет данных
197  Уоллис и Футуна 4 2004 244 нет данных
198  Ниуэ 0,4 2002 196 нет данных
199  Андорра 0 2010 0 0
200  Бруней 0 2005 0 0
201  Ватикан 0 2003 0 0
202  Лихтенштейн 0 2006 0 0
203  Макао 0 2010 0 0
204  Монако 0 2005-2006 0 0
205  Палау 0 1999-2000 0 0
206  ФШМ 0 2006 0 0

Источник wikipedia.org.

Интересный факт. Внешний долг России на январь 2018 г. по данным ЦБ составил $529,1 млрд. При этом он увеличился по сравнению с показателем предыдущего года на 2,9%. В пересчете на каждого жителя страны это около 3000 $.

promdevelop.ru

Внешний долг - это... Что такое Внешний долг?

Вне́шний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам[1]. Может взиматься:

  • правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов)
  • кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.)
  • напрямую крупными предприятиями страны
  • у кредитно-финансовых организаций других стран

В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учёта одного заимствования повторно.

Валовой внешний долг

Валовой внешний долг (ВВД) представляет собой непогашенную сумму фактических и ничем не обусловленных обязательств резидентов данной страны перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и/или процентов, на определенный момент времени.[2]

Валовой внешний долг (ВВД) включает в себя и государственный внешний долг (правительства и Нацбанка), и негосударственный (банков, национальных и акционерных компаний, в том числе нефтяных компаний – у своих материнских зарубежных компаний).[3]

Инструменты внешнего заимствования

Связь с другими макроэкономическими показателями

Обычно говоря о внешнем долге приводят его сравнение с объемом ВВП.

Задолженность развивающихся стран

Многие развивающиеся страны испытывают трудности с возвращением взятых ранее кредитов: на погашение внешнего долга уходит вся прибыль страны, так что необходимые текущие затраты погашаются за счёт новых кредитов; такое развитие событий часто приводит к тому, что страны-кредиторы вынуждены списать накопившийся долг, так как вернуть его всё равно невозможно.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Госдолг России в 2019 году. Что такое внутренний и внешний государственный долг

Государственный долг - это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая займы и начисленные по ним проценты.

Простыми словами, госдолг - это то, сколько денег государство взяло взаймы и теперь обязано вернуть собственным гражданам и иностранцам. Как и любые кредиты, государственный долг нужно обслуживать - выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга.

Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внешний госдолг России на июль 2019 года составил 53,9 миллиарда долларов, отчиталось Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 22 триллиона долларов, сообщает Министерство финансов США.

Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП, объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.

У экономистов нет единой точки зрения на то, как госдолг влияет на экономический рост. Одни исследования указывают, что положительно - в странах с более высоким госдолгом активнее растет ВВП. Другие исследования показывают отрицательную связь госдолга с ВВП на душу населения.

Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

  • Внутренний долг - это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc).

    • Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.

    • Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.

    • Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсаций и т.д.

Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.

    • Рыночные обязательства - это обязательства по выпущенным облигациям.

    • Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета - к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.

  • Внешний долг - это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг - долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам.

    • Кредиты, выданных государству внешними кредиторами.

    • Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами.

    • Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.

Что такое реструктуризация госдолга

Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга - это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.

Госдолг России. Сумма Госдолга РФ в 2019 году

Государственный долг России - это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, говорится в Бюджетном кодексе РФ.

После распада СССР в 1991 году Российская Федерация взяла на себя обязательства по долгам Советского Союза взамен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов СССР. Длительное время советский долг - до 110 млрд долларов - составлял большую часть внешнего долга России.

В 1990-е годы в связи с тяжелой экономической ситуацией Россия стала набирать новые кредиты за границей. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год - он составил 146,4% ВВП (из сообщения МИД РФ).

На 1 января 2000 года внешний госдолг достиг 146 млрд долларов (суммарный внешний и внутренний госдолг - 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).

На 1 июля 2019 года государственный внешний долг России составляет 53,9 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-16,5% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.

Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 июля 2019 года составляет 482,4 млрд долларов, приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.

Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию, февраль 2019 года

За первую половину 2019 года Россия нарастила внешний госдолг. При этом растет и профицит федерального бюджета. Строго говоря, никакой нужды занимать за рубежом у Минфина нет, отмечает telegram-канал Anews «Ясно Понятно».

Однако заимствования на внешнем рынке, во-первых, дешевы, во-вторых, носят «имиджевый» характер - позволяют заявить о себе на мировом рынке долга. Минфин РФ, судя по всему, решил воспользоваться благоприятными обстоятельствами и занимал по принципу «на черный день», указывает «Ясно Понятно».

Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят

Внешний госдолг России - это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы-нерезиденты.

В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги. Это предполагает один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act - DASKA). В очередной раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года, однако пока разговоры так и остались разговорами.

Угроза санкций может оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объяснял экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти. Парадокс: чем сильнее санкции, тем меньше темпы роста госдолга.

Важно понимать, что резкий роста внешнего госдолга в 2019 году создает риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке становятся главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.

В августе 2019-го президент США Дональд Трамп все-таки ввел санкции против российского госдолга, но очень ограниченные. Американским финансовым организациям запретили покупать долговые бумаги Минфина РФ, номинированные в валюте. Да и то только первичные выпуски - вторичный рынок не закрыт.

Это означает, что ключевого сегмента рынка русского долга - рублевых облигаций федерального займа - санкции не коснулись, объясняет аналический блог Anews «Ясно Понятно». К тому же, никто не запрещает выпускать бонды в других валютах - евро, британском фунте, швейцарском франке, йенах - и продавать их неамериканцам.

Кроме того, в указе Трампа никак не упомянуты крупные корпорации и банки - их долги американцам покупать по-прежнему можно.

www.anews.com

Внешний долг, государственный внешний долг (госдолг), внешние долги стран

Внешний долг – часть общей задолженности субъектов экономической деятельности в стране, приходящаяся на иностранных кредиторов.

Внешний долг подразделяется на государственный и корпоративный. Кроме того, в странах со свободно конвертируемой валютой возможно получение кредитов гражданами за рубежом, то есть в отдельную категорию выделяется частный долг, но для нашей страны это редкость.

Государственный внешний долг России, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, – это «обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».

На лето 2011 года госдолг России составлял 34,2 млрд долларов США, из которых 31,7 млрд приходится на федеральные, 2,5 млрд – на муниципальные органы власти.

По времени заимствования общий внешний долг можно разделить на наследие СССР в размере 2,6 млрд и 29 млрд – новые долги.

Максимальный размер государственного внешнего долга России был в 1999–2000 годах и достигал почти 160 млрд. Однако большая часть этой суммы приходилась именно на СССР и впоследствии была реструктуризирована и выплачена.

Таким образом, на сегодняшний день размер госзаимствований российских органов власти на внешнем рынке считается небольшим.

Иначе дело обстоит с корпоративными долгами. Общая задолженность компаний на лето 2011 года, по данным ЦБ РФ, составляет: банки – 157 млрд, прочие организации – 328,5 млрд. Общая сумма внешних заимствований оценивается в 532,2 млрд долларов, что больше, чем когда-либо. При этом следует учитывать, что в большинстве крупнейших компаний, имеющих доступ к международным денежным рынкам и рынкам капиталов, крупнейшим акционером выступает государство. Поэтому не исключено, что в случае дефолта иностранные кредиторы могут попытаться обратить взыскание на федеральные органы власти.

Для оценки размера внешнего долга экономисты, как правило, используют показатель отношения его размера к валовому внутреннему продукту (ВВП). По данным Всемирного банка, самый большой внешний долг у США: он составляет 14,59 трлн долларов, или 99% от ВВП. На втором месте – Великобритания (8,98 трлн, 400% от ВВП), на третьем – Германия (4,7 трлн, 142 %). При этом общая задолженность Евросоюза всего на 0,87 трлн меньше, чем американская. На этом фоне общий внешний долг России выглядит умеренно: мы занимаем 21-е место в мире: 532 млрд, или 33% от ВВП. Это составляет приблизительно по 3 тыс. долларов США в пересчете на каждого жителя страны.

www.banki.ru

Внешний долг - это... Что такое Внешний долг?

  • Внешний долг — – часть общей задолженности субъектов экономической деятельности в стране, приходящаяся на иностранных кредиторов. Внешний долг подразделяется на государственный и корпоративный. Кроме того, в странах со свободно конвертируемой валютой возможно… …   Банковская энциклопедия

  • Внешний Долг — См. Долг внешний Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ВНЕШНИЙ ДОЛГ — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг… …   Юридическая энциклопедия

  • Внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных… …   Официальная терминология

  • Внешний долг — (англ. external debt) в международном праве сумма финансовых обязательств государства по отношению к иностранным кредиторам, которые должны быть погашены в установленные сроки …   Энциклопедия права

  • Внешний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам[1]. Может взиматься:… …   Википедия

  • внешний долг —    суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный… …   Словарь экономических терминов

  • ВНЕШНИЙ ДОЛГ — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Внешний долг — INTERNATIONAL DEBT Задолженность государства иностранным кредиторам. Внешний государственный долг это задолженность государства международным организациям, таким как Всемирный банк и Международный валютный фонд, которые предоставляют ему кредиты… …   Словарь-справочник по экономике

  • Внешний долг — (англ. external debt) в международном праве сумма финансовых обязательств государства по отношению к иностранным кредиторам, которые должны быть погашены в установленные сроки. Бюджетное законодательство РФ определяет В.д. как обязательства,… …   Большой юридический словарь

dic.academic.ru

Внешний долг стран мира

Привлечение денежных средств посредствам внешних займов – достаточно распространенная практика среди государственных экономических институтов. Иностранный капитал служит для улучшения финансовых показателей государства, формируя при этом внешний долг страны. Международные заимствования способны как оздоровить экономику отдельно взятого государства, так и привести ее к серьезным проблемам и стать причиной кризиса. Государственная задолженность влияет на размеры гражданских налогов и является одной из причин снижения темпов экономического развития.

Что такое внешний долг

Привлечение заемных средств от частных и государственных структур иностранного подданства, приводит к накоплению долговых обязательств рассматриваемого государства. Средства могут использоваться в различных целях, в том числе для нормализации состояния внутреннего экономического климата. В роли источников денежных средств могут выступать: фонды, частные инвесторы, банки и т.д.Формирование внешнего государственного долга (т.е. заимствования) осуществляется через операции на долговом рынке или посредствам прямых займов. Облигации федерального займа (Россия) или иные бумаги аналогичного типа, считаются основными инструментами привлечения капитала государством. Размер госдолга – это динамическая величина, рассчитываемая путем сложения всех кредитных обязательств страны.Положительным аспектом международных финансовых ресурсов является увеличение объема ликвидности, приводящее к повышению потребительской активности и промышленному росту. Привлеченные средства могут использоваться для рефинансирования внешнего государственного долга страны, то есть погашения предыдущих займов. Социальные и бюджетные программы также могут финансироваться за счет средств, привлеченных по внешним каналам.

Обслуживание внешнего долга является одной из основных факторов, замедляющих прирост показателя ВВП, так как средства, направляемые на погашение долга и процентов по нему, изымаются из общего объема государственного капитала.

Основные разновидности внешнего долга

Внешние заимствования имеют типовые и периодические различия, по которым определяют:
  • корпоративный внешний долг – финансовые обязательства экономических субъектов выполняющих определенную деятельность внутри государства. Учитываются как частные компании, так и государственные. Данный вид принимается в расчет при определении общей суммы внешнего государственного долга страны, но не накладывает финансовых обязательств непосредственно на государство, за исключением случаем наличия госгарантий и обеспечения;
  • государственный внешний долг – совокупность обязательств, взятых на себя муниципальными и федеральными представительствами органов власти, в том числе гарантийное обеспечение частных и корпоративных займов;
  • текущий госдолг – обязательства, исполнение по которым ограничено периодом в 12 месяцев;
  • общегосударственная задолженность – совокупность всех обязательств, исполнение по которым намечено как на текущий период, так и на перспективу.
Отдельно следует отметить сроки, на которые кредитор готов выделить средства. Существуют краткосрочные, среднесрочные, а также кредиты с большим сроком. В последнем случае кредитор предоставляет деньги на пять лет и более, в первых двух – это сроки до года и пяти лет, соответственно.

Менее выгодными для государства считаются краткосрочные займы, отличающиеся высокими процентами и узкими временными рамками. Часто заемщик прибегает к пролонгации и консолидации, а также иным договорным уступкам со стороны кредитора. Таким образом именно займы на короткий срок могут составлять большую часть внешнего государственного долга страны и оказывать значительное давление на экономику и личное финансовое благополучие граждан.

Чем госдолг отличается от внешнего долга

Чем госдолг отличается от внешнего долгаРазличить два представленных понятия несложно, под госдолгом понимается общая (совокупная) задолженность государства перед кредиторами, работающими на внутреннем и внешнем рынках. При определении размера государственного долга страны не учитываются средства, одолженные самим государством. Задолженность перед государственными институтами не влияет на отчетные показатели госдолга.Соответственно внешний госдолг является составной частью госдолга в целом. Данное понятие объединяет задолженность и обязательства по выплате процентов, взятые государством в пользу иностранных финансовых структур. На большую часть мирового государственного долга имеют права такие организации как:
  • МВФ;
  • МБРиР;
  • ЕБРиР;
  • АВФ и т.д.
Первые две структуры являются основными кредиторами большинства существующих в мире государств. Деятельность представленных организаций не ограничивается предоставлением займов, в их интересах проведение структурных корректировок экономик стран претендентов на получение средств. Кроме процентов по государственному долгу, банк развития и реконструкции, также, как и валютный фонд, получают возможность внедрения в иностранную систему собственных сотрудников для управления и изменения основных экономических и социальных моделей.Такие организации как арабский валютный фонд или ЕБРиР, имеют схожий функционал и возможности, но работают на меньшей территории ограниченной национальными, экономическими интересами. Следует упомянуть неформальные структуры решающие вопросы финансового характера на мировом уровне, не имея статуса международной финансовой организации.

К таковым можно отнести Лондонский и Парижский клубы, первый создан банками, второй объединяет правительства стран с наиболее развитыми экономиками. В частном порядке, на заседаниях клубов может решаться судьба внутреннего или внешнего долга страны, на условиях, устраивающих стороны или одну из сторон встречи. Обязательное соответствие условий сделки общечеловеческим принципам морали, не гарантируется.

Проблемы долговой нагрузки

Государственная задолженность негативно сказывается на общем положении финансово-экономической системы государства. Наличие рычагов влияния на уникальные экономические характеристики и черты у рыночных конкурентов, предполагают существенные ограничения в плане системного развития государства. Определен ряд причин, делающих внешний долг государства самым обременительным, среди них:
  • доступ иностранных структур к льготным ценам на ресурсы должника;
  • высокие проценты, требующие оплаты любыми средствами, в том числе резервными;
  • возможность ущемления некоторых прав страны заемщика;
  • снижение основных рейтингов страны с внешним долгом значительного размера.
Степень экономического влияния кредитора зависит от размера долга в процентном соотношении к ВВП. При достижении размера долга в 30%, правительство ограничивается в новых займах на действующих условиях. Одним из чаще предпринимаем шагов кредитора является увеличение процента собственного вознаграждения, то есть кредитные программы становятся дороже.

Проблемы долговой нагрузкиВ момент, когда экономика заемщика достигает определенных «низов», международный фонд предлагает собственного специалиста, для консультации ведущих экономических управленцев должника, допустивших возникновение существующих проблем. Кроме этого внешний государственный долг оказывает прямое влияние бюджет, провоцируя возникновение дефицита. Недостаточный объем капитала в экономике, определяет новые займы как необходимость.

Население страны, попавшей в «долговой замкнутый круг» ощущает на себе ценовое давление и вынуждено платить по завышенным налоговым ставкам, а также покупать дорогие продукты. Следующим шагом правительства станет девальвация национальной валюты, как правило именно это рекомендуют международные эксперты, работающие при правительстве по кредитному контракту. Подобная ситуация создает опасную социальную обстановку, в стране могут начаться массовые беспорядки граждан, потерявших возможность жить прежней жизнью.

Страны с самым маленьким внешним долгом

СтранаВнешний долг (млн. долларов)Внешний долг к ВВП (%)
Бруней00
Макао00
Республика Палау00
Экваториальная Гвинея1741
Алжир3 3892
Иран15 6404
Нигерия15 7305
Фиджи1275
Гаити4287
Азербайджан6 0598,2

Характерные показатели внешнего госдолга

Оценочный анализ кредитной нагрузки будет неполным без указания значений внешнего долга. Именно данный показатель способствует пониманию общего самочувствия изучаемой экономики. Стабильность и степень инвестиционной зависимости суверенной экономики – еще одни показатели, рассматриваемые через призму внешних кредитных обязательств. Минфин использует полученные при анализе сведения для моделирования дальнейших экономических сценариев и определения государственного экономического курса.Существуют два основных показателя, определяющие характеристики целых групп данных, эти показатели определяют остатки и динамику (потоки). Важное значение при расчетах размера внешнего долга страны, имеют коэффициенты платежеспособности отражающие такие аспекты как:
  • объем долга по отношению к ВВП;
  • баланс объема экспортной прибыли к платежам по процентам займа (в %);
  • индикатор устойчивости – указывает на степень потенциального риска, связанного с выплатами по кредиту;
  • уровень ликвидности и возможность платить.
Многие кредиторы считают важнейшим, показатель отношения долга к размеру ВВП. Также важен показатель долг/экспортная прибыль. При росте показателя выше 275% может быть запущена процедура списания долгов с государства. Рост данного показателя приводит к изменению условий выдачи займов.

Механизмы регулирования размеров внешнего госдолга

Обслуживанием долга занимаются эксперты администрирования и мониторинга. Система выполняет регулирующие функции затрагивая такие моменты как: величина долга и ее пороговые значения, условия предоставления денежных средств и разработка методов снижения долговой нагрузки путем погашения долга или его реструктуризации.При правильном регулировании могут быть решены задачи по следующим направлениям:
  • ограничение долговой нагрузки;
  • снижения стоимости заимствований;
  • увеличение гарантий исполнения взятых обязательств.
Механизмы регулирования размеров внешнего госдолгаК используемым методам можно отнести управление длительностью кредитного договора, реструктуризацию внешнего государственного долга и переход на более выгодные программы, и т.д. Различают три основных системы погашения долга: финансовая – работает от реализации проектов и получения дополнительной прибыли; бюджетная – исполнение долговых обязательств за счет средств государственного бюджета. Также может применяться комбинированная система.

Расчеты долга чаще всего проводятся в долларах США, допустимо использование национальной валюты или одной из валют, формируемых общую внешнюю задолженность. Для получения более точных показателей, применяется процентная система. На текущий момент, наибольшую задолженность имеет экономика Соединенных Штатов, страна должна кредиторам более $14,59 трлн. Суммарное значение мирового внешнего долга превышает $54 трлн, именно столько страны должны фондам и прочим международным кредиторам.

Список стран по внешнему долгу

1Япония250.91
2Ливан147.62
3Италия131.71
4Эритрея127.5
5Португалия127.33
6Кабо-Верде122.25
7Бутан122.12
8Ямайка116.07
9США107.48
10Барбадос106.58
11Бельгия106.52
12Гамбия99.24
13Ливия98.94
14Франция98.84
15Испания98.47
16Сингапур97.93
17Мальдивы95.84
18Кипр95.32
19Ирак95.22
20Мавритания94.58
21Сан-Томе и Принсипи93.77
22Украина92.31
23Белиз92.04
24Бахрейн92.01
25Канада90.56
26Хорватия88.99
27Египет88.82
28Антигуа и Барбуда88.08
29Великобритания87.92
30Сент-Люсия87.87
31Иордания87.45
32Ирландия84.6
33Австрия83.85
34Мозамбик82.02
35Словения81.78
36Сент-Винсент и Гренадины81.73
37Доминика81.28
38Бразилия80.49
39Гренада78.26
40Сербия77.94
41Черногория76.99
42Шри-Ланка74.83
43Венгрия74.46
44Киргизия73.52
45Гана72.21
46Тринидад и Тобаго69.4
47Республика Конго68.99
48Беларусь68.89
49Ангола68.65
50Албания67.77
51Израиль67.69
52Багамские Острова67.56
53Малави67.45
54Финляндия66.25
55Лаос66.11
56Германия65.88
57Индия65.56
58Нидерланды64.89
59Вьетнам64.82
60Уругвай64.01
61Марокко63.97
62Пакистан63.66
63Того63.13
64Сальвадор61.79
65Джибути61.33
66Аргентина60.87
67Мальта60.78
68Тунис59.27
69Эфиопия59.03
70Замбия58.61
71Лесото58.5
72Сейшельские Острова58.49
73Йемен58.15
74Пуэрто-Рико57.7
75Маврикий57.56
76Самоа57.01
77Катар56.38
78Сенегал56.22
79Сент-Китс и Невис55.98
80Малайзия54.96
81Кения54.96
82Мексика54.89
83Зимбабве54.89
84Таджикистан54.43
85Гайана54.1
86Польша52.85
87Исландия52.63
88Судан52.43
89Сьерра-Леоне52.14
90Центральноафриканская республика52.11
91Южно-Африканская Республика52.11
92Словакия51.89
93Гондурас49.76
94Габон49.52
95Китай49.32
96Армения48.93
97Боливия48.28
98Колумбия47.99
99Нигер47.85
100Дания47.73
101Либерия47.65
102Коста-Рика47.34
103Гвинея-Бисау45.83
104Молдова45.02
105Гвинея44.71
106Босния и Герцеговина44.5
107Таиланд44.49
108Фиджи44.18
109Швейцария44.12
110Азербайджан43.8
111Руанда43.27
112Суринам43.07
113Папуа — Новая Гвинея42.71
114Танзания42.58
115Швеция41.9
116Оман41.7
117Литва41.42
118Камерун41.33
119Чехия40.97
120Бенин40.63
121Румыния40.21
122Уганда40.16
123Австралия39.96
124Македония39.67
125Грузия38.77
126Чад38.46
127Мадагаскар38.11
128Эквадор37.89
129Вануату37.79
130Южная Корея37.45
131Панама37.41
132Тайвань37.3
133Бурунди36.96
134Республика Гаити36.21
135Мали36.07
136Доминиканская Республика35.85
137Латвия34.67
138Бангладеш34.18
139Филиппины33.79
140Тувалу33.32
141Буркина-Фасо33.01
142Камбоджа33.01
143Маршалловы Острова32.5
144Мьянма32.24
145Никарагуа32.16
146Намибия31.82
147Кот-д’Ивуар31.47
148Болгария30.62
149Южный Судан30.47
150Коморские Острова29.59
151Непал29.45
152Турция29.2
153Новая Зеландия29.02
154Индонезия28.4
155Норвегия27.94
156Парагвай27.28
157Экваториальная Гвинея27.25
158Венесуэла27.13
159Саудовская Аравия25.77
160Перу25.48
161Микронезия25.25
162Туркменистан24.54
163Алжир24.45
164Косово24.36
165Гватемала24.28
166Свазиленд22.77
167Чили22.51
168Демократическая Республика Конго22.18
169Люксембург22.13
170Кувейт22.08
171Сан-Марино21.57
172Кирибати20.77
173Казахстан20.46
174Объединённые Арабские Эмираты19.71
175Россия19.43
176Иран17.71
177Узбекистан15.19
178Нигерия13.98
179Ботсвана11.83
180Соломоновы Острова10.07
181Эстония9.16
182Афганистан8.01
183Бруней3.52
184Гонконг0.06
185Макао0

byrich.ru


Смотрите также