Велосипед мтб что это такое


Горные велосипеды от А до Я

Как и момент самого изобретения велосипеда, появление первых горных велосипедов приурочивается сразу к нескольким датам.

Самые ранние варианты – это рубеж XIX-XX вв., когда армия США изучала возможность применения велосипедов в горах. Следующая дата, претендующая на первенство, – появление велокросса как дисциплины в 1940 г., или 1956 год, когда во Франции механики-энтузиасты собрали очень похожий на современный MTB байк.

Официально же первый горный велосипед был выпущен компанией Ritchey в 1975 году, но весил целых 29 килограмм. Постепенно он совершенствовался. В 1981 на сцену вышла компания Specialized с моделью-доработкой Ritchey, которая стоила вдвое меньше и называлась Specialized Stumpjumper. Вскоре рынок был сформирован, и на нём появились многие ныне знаменитые компании, например, Shimano и Santour.

Конструкция MTB

Теперь немного о том, что же является определяющим для класса горных велосипедов. В первую очередь, следует сформулировать предназначение. Данный класс велосипедов предназначен для того, чтобы ездить вне дорог, и потому имеет особенности конструкции, обеспечивающие:

  • лёгкий подъём в гору;
  • езду с препятствиями;
  • прыжки;
  • надёжность под нагрузкой.

Соответственно, практически все узлы горных байков отличаются от элементов дорожных, трековых и шоссейных моделей, хотя общее строение у них совпадает.

Элементы конструкции

Разберём все элементы конструкции мтб и особенности их строения:

  • Рама: как и в других типах, делается максимально лёгкой, но при этом используется заниженная геометрия (более «крепкие» треугольники) и максимально усиленные трубы. В итоге, это увеличивает и визуальный объём, и реальный вес байка.
  • Вилка: практически на всех горных велосипедах используется амортизационная вилка, хотя этот элемент один из самых молодых, лишь в паре дисциплин используются байки без амортизации.
  • Задний амортизатор: встречается исключительно на горных моделях. В последние годы появились женские городские велосипеды с дополнительными амортизаторами, но их единицы, и это исключение только подтверждает общее правило.
  • Просвет: не особо выдающаяся и формальная особенность, но просвет до каретки и до шатунов на горных байках превышает аналоги, а в некоторых дисциплинах делается очень большим.
  • Колёса: практически все модели комплектуются усиленными колёсами с двойными ободами или иным образом усиленными конструкциями.
  • Покрышки: обычно толстые, с ярко выраженным рисунком протектора.
  • Передачи: добавляются пониженные комбинации передач, позволяющие компенсировать резкие подъёмы.
  • Тормоза: простые и надёжные v-brake, или дисковые модели, на хорошем уровне, с гидролинией, для максимально точной передачи усилия.

В целом, все элементы лишь немного смещаются в ту или иную сторону от некоторого среднего «стандарта», но в комбинациях не только сам класс горных велосипедов отличается от других, но и байки внутри данного класса, в зависимости от дисциплины, в которой они используются, могут серьёзно различаться.

Типы компоновок

Среди горных велосипедов нет каких-либо особых ухищрений в плане форм, поэтому компоновка стандартная, и выделяют лишь типы от наличия амортизаторов:

  • Ригид (rigid – жесткий) – модель без амортизаторов;
  • Хардтейл (hard tail) – только передний амортизатор, подавляющее число байков представлено именно в этой компоновке;
  • Двухподвесные – велосипед с передним и задним амортизатором.

Так же можно выделить велосипеды с амортизатором, встроенным в задний треугольник рамы, но это, скорее, редкость, чем стандарт какой-либо конструкции.

Спортивные модели и дисциплины

Далее мтб разделяются по конструкциям, заточенным под конкретную дисциплину или определённый стиль катания. Стандартом здесь становится велосипед, описанный в предыдущем разделе.

КроссКантри

Абсолютная классика mtb, собственно, с этой дисциплины и начинается история большинства современных моделей. Но, в первую очередь, кросс-кантри – это лёгкий спортивный велосипед, и ошибочно так называть любой хардтейл с «круто» выглядящими покрышками.

Передний амортизатор у кросскантрийников имеет средний ход – около 10 см. Иногда добавляется очень короткий задний амортизатор, но подавляющее большинство моделей – это hard tail. Оборудование ставится высокого или среднего (для любительских вариантов) уровня, часто появляются различного рода защиты, успокоители.

Традиции по тормозам и механизму привода не сложились, поэтому здесь можно увидеть и диски, и v-brake. Всё зависит от вкуса и целей райдера.

All-terrain-bike (ATB)

Небольшое движение в сторону «универсального» велосипеда от кросс-кантрийника. Ход вилки ещё меньше (сантиметров 8), иногда и вовсе без амортизаторов. Обычно используются недорогие комплектующие и рамы.

Цель этого класса – удовлетворить огромный спрос на «условно» горные велосипеды, которые используются максимум в парках и на грунтовых дорогах. Для серьёзных нагрузок и агрессивного катания такие варианты, конечно, непригодны.

Низкие требования к надёжности рамы позволяют дизайнерам спроектировать в этом классе и женский байк, и прогулочный круизер, и различные модели, которые сами по себе являются произведениями искусства.

Даунхилл

Сама дисциплина скоростного спуска привлекает очень рисковых ребят, и оборудование им необходимо соответствующее. Основная функция велосипеда для даунхилла – помочь райдеру добраться до конца дистанции целым, и только это.

Велосипеды данного класса тяжёлые (до 20 килограмм), с двумя амортизаторами очень широкого хода. Комплектуются исключительно высококачественными и очень надёжными компонентами. Соответственно, даунхилл-модели – самые дорогие байки, за исключением, пожалуй, высокотехнологичных гоночных шоссейников и трековых моделей, где используются лучшие материалы.

Агрессивные широкие покрышки на двухподвесе при очень низкой (иной раз смахивающей на BMX) раме – перед нами специализированная модель для даунхилла. Для больших дистанций и вообще длительного катания такой велосипед не предназначен.

Фрирайд

Модели для прохода смешанных трасс представляют нечто среднее между моделями для даунхилла и обычными кросс-кантрийниками. Рама чуть ниже и крепче стандарта, обычно это двухподвесные велосипеды с достаточно жесткими амортизаторами (редко – качественно спроектированный хардтейл), качественные комплектующие – получаем велосипед для сложных трасс, на котором райдер может передвигаться достаточно долгое время без моментальной потери сил.

Триал

Велосипеды для триала – это, скорее, варианты BMX, а не спортивные горные модели. Низкая жесткая рама, обычно единственный задний тормоз через гироротор и синглсипд. Данные байки предназначены не для преодоления тех или иных препятствий, а для исполнения трюков и прохождения искусственных сложных трасс.

Вариации и специализированные модели

Уже давно на рынке не виды горных велосипедов формируют модельный ряд, а различные теоретики пытаются как-то организовать огромное число вариаций в некоторые классы – по предназначению, дисциплинам, конструкции или иным признакам. Вот и на базе горных комплектаций начинают появляться новинки или оформляться небольшие решения.

Электровелосипед

Один из примеров апгрейда стандартных моделей – это добавление электромотора. Есть целая серия компоновок и с мотор-колесом, и с отдельным двигателем, которые делают из стандартных байков электровелосипеды практически без изменений в конструкции. Знай, добавь моторчик да батарею.

Компактные

Второе направление – это компактные велосипеды. Наверное, все помнят советскую модель «Кама». Западные же производители пошли ещё дальше. Сейчас можно найти складной горный велосипед, который складывается по 3-5 точкам, упаковываясь в небольшую сумку, пригодную для провоза в ручной клади или на багажной полке электрички.

Производители

Так как выбрать горный велосипед нелегко, начать следует с изучения производителей, несмотря на их обилие. Это позволит понять, что перед нами: настоящий, «заточенный» на решение одной задачи, велосипед или очередная сборка средних комплектующих, удовлетворяющая запросам лишь новичка.

Логичнее всего начать с тех, которые выпустили первые MTB:

Чем хорош складной велосипед с алюминиевой рамой?
  • Specialized – по мнению многих профессионалов, создатели самых качественных байков в мире. Ещё в 1983 году была создана одноимённая спортивная команда, и до сих пор велосипеды этой фирмы участвуют в олимпиадах и практически всех соревнованиях. Настоящие новаторы, правда, их изделия отличаются ещё и очень «новаторской» стоимостью;
  • Trek – стартовав чуть позже калифорнийского Specialized, сохранили американское производство и одно время лидировали по продажам на территории США. Сохраняют широкую линейку при стабильно высоком качестве, сотрудничают с американскими же производителями комплектующих;
  • GT – одно из самых громких имён на рынке. Продукция отличается уникальной геометрией рамы, давая максимальную жёсткость и надёжность конструкции, лучше, чем иные профессиональные решения. Сама компания переживала расцвет с 1988-го по 2001-й, когда её директор и основатель погиб, и ныне принадлежит крупному холдингу, включающему Schwinn и Mongoose;
  • Cannondale – «классики» производства, на рынке с 1972 года, всегда фокусировались на самых современных технологиях. Никогда не использовали стальные рамы, первые выпустили двухподвесные велосипеды, сейчас выпускают сверхлёгкие вилки Lefty весом меньше 2-х килограмм. Проверенная и очень дорогая марка;
  • Cube – немцы, открывшиеся в 1992 году. Немного отстают по качеству от американских аналогов (того же Cannondale), но более дешевые в России, и отличаются ярким дизайном и агрессивным маркетингом;
  • Merida – надёжная тайваньская марка, появилась после вывода многих производств американских производителей на этот китайский остров на рубеже 80-х – 90-х. Разработка дизайна осуществляется в Германии, для массового производителя предлагают очень хороший уровень качества;
  • Giant – китайский производитель, лидер по числу проданных байков последних лет. Сочетает достаточное качество с очень низкой ценой, обилие моделей позволяет правильно выбрать все параметры без замены комплектующих сразу после покупки;
  • Stels – надёжные сборщики из России. Неплохо подобранные компоненты и рамы-клоны передовых брендов дают возможность за небольшие деньги получить надёжный велосипед мирового уровня.

Видео с полезными советами по выбору MTB:

Заключение

Горный велосипед – основа сегодняшнего рынка байков. Выделяют множество типов, а скорее, комбинаций комплектующих, которые при должных знаниях можно скомпоновать в уникальный байк, отвечающий запросам любого, даже самого привередливого райдера.

velofans.ru

Классификация велосипедов. Часть 3. Маунтин байки

Продолжаем классификацию велосипедов по версии проекта Outdoor time. В первой части мы разобрали шоссейно-гоночные хардтейлы, во второй части мы разобрали трюковые и дорожные хардтейлы, а в этой части мы разберем МТБ (горные велосипеды).

МТБ – маунтин байк, горный велосипед – самый всеобъемлющий подкласс велосипедов. Проблема в том, что сейчас существует великое множество диаметров колес – 26, 27.5, 27.5+, 29 и т.д. В этой статье мы касаться диаметров колес не будем, поэтому разберем без этого фактора, зато в классификацию МТБ входят как хардтейлы, так и двухподвесы.

Начнем с того, что двухподвес, или full suspension – это более узкопрофилированное направление велосипедов.

Двухподвесы существуют для того, чтобы преодолевать неровности не теряя контакта колеса с дорогой. В отличие от триальных или дёртовых велосипедов, ехать приходится на бОльшей скорости и бОльшей протяженности. Важно понимать, что двухподвес не дешевая машинка, за стоимость бюджетного двухподвеса с хорошей системой амортизации можно купить МТБ хардтейл начального гоночного уровня.

Категории хардтейлов МТБ: – Горный хардтейл,

– Фэтбайк.

Категории двухподвесов МТБ: – Даунхил, – Эндуро, – Фрирайд,

– Кросс-кантри.

Прочие категории двухподвесов: – Софттейлы.

Горный хардтейл – самая многоликая группа. Вариантов сочетаний компонентов бесконечное множество, но есть общие черты: свободный ход, ручные тормоза, прочная рама и амортизационная вилка с ходом 80 мм и более. Иногда есть крепления под багажник и крылья. В России эта группа также популярна в среде велотуристов потому, что «горняки» очень доступны, как и компоненты для них, да и прочность рам высокая.

Фэтбайк (fat bike) – жирный велосипед. Отличительная особенность данной группы – широченные высокопрофильные покрышки низкого давления. Велосипед предназначен для катания по мягким, сыпучим грунтам: пляжам, снегу, пустыням. Но и в кросс-кантри «жирдяй» имеет своих почитателей за особенный, мягкий накат. Единственное для чего этот велосипед не предназначен – для катания по асфальту.

Даунхил – вниз с холма. Эти велосипеды предназначены для скоростного спуска с горы, с преодолением камней, ям, трамплинов и неровностей. Данный велосипед обладает, пожалуй, самой прочной рамой. А еще большим весом, так как в ДХ прочность важнее веса, да и легкие велосипеды может «сдуть» с трассы при маневрах. Данные велосипеды так же облагают самым длинным ходом подвески как спереди, так и сзади, а так же можно встретить 29 колесо спереди и 26 или 27.5 сзади для лучшего преодоления препятствий. Еще мощные тормоза на больших роторах и укороченные шатуны с приподнятой кареткой. На этом велосипеде хорошо ехать только вниз.

Фрирайд – это дисциплина, которая очень похожа на ДХ. Велосипеды для ФР и ДХ вообще могут ничем не отличаться, различие в трассах. Если в ДХ задача спуститься по трассе внутри специальной разметки как можно быстрее, то в ФР движение осуществляется по норд-шорам – специальным извилистым узким дорожкам, прыжкам по искусственным и естественным препятствиям и лавировании между деревьев. Во фрирайде, как и даунхиле. Обязательно используется массивная защита – черепахи, щитки, шлемы фулл-фейс и т.д.

Эндуро – велосипед для выносливых. Дисциплина эндуро подразумевает участки как даунхила, так и апхила (подъемы в горку), поэтому этот велосипед чуть менее прочный чем ДХ, но должен быть более легким и работа подвески и переключателей должны быть соответствующими. Данная категория является самой универсальной среди двухподвесных велосипедов. Кстати, ход подвески у эндуриков немного меньше, чем у ДХ, но больше, чем у других подвесов.

Кросс-кантри – пробежка – именно так переводится это слово. Этот велосипед предназначен для скоростного передвижения по неровным грунтам. Рама самая легкая, но и наименее прочная из двухподвесов. Длина хода вилки и амортизаторов меньше, обычно двухподвесы для КК называются короткоходными. Этот велосипед предназначен для гонок по относительно ровной пересеченной местности, хотя сама дисциплина подразумевает как затяжные подъемы, так и крутые спуски. Обычно на КК велосипедах бывает 20 и более скоростей.

Софттейл – мягкий хвост, а точнее мягкий зад. Это двухподвесный велосипед с самой дешевой подвеской, работающей напрямую. Данный тип подвески всегда «раскачивается» при педалировании, поглощая КПД. Плюс – ехать на таком велосипеде комфортно, но далеко и долго невозможно. Это прогулочный велосипед для парков. По комфортности похож на круизер, но более дешевый. 99% софттейлов – это, так называемые, ашанбайки крайне хренового качества. Оставшийся 1% это очень комфортные скоростные велосипеды для прогулочного передвижения, с ходом подвески не более 40 мм.

О других классах велосипедов читайте в следующих статьях, скоро на нашем сайте.

Благодарю за внимание, Алексей Евдокимов

  • Современный рынок предлагает великое множество вариантов транспортировки вашего ребенка на велосипеде так, чтобы это было безопасно....
  • Велоприцеп — это самый простой и удобный способ перевезти большое количество груза на большое расстояние с...
  • В этой статье я расскажу о том, на чем я ездил в велопоходы и как моим...

outdoortime.info

Горные велосипеды MTB: отзывы, характеристики, модельный ряд :

Горный велосипед является наиболее распространенным и популярным на сегодняшний день типом этого двухколесного транспортного средства. Его еще называют маунтинбайком: от англ. Mountain Bike (сокращенно – MTB). Такой велосипед в первую очередь предназначен для дорог невысокого качества или местности с пересеченным рельефом. Видимо, поэтому он так востребован сегодня.

Общая информация

Понятие «велосипед горный MTB» очень широкое. Оно объединяет в себе существенно отличающиеся по назначению и по конструкции подтипы. По второму признаку Mountain Bike делятся на ригиды – модели без амортизации, хардтейлы, имеющие амортизационную вилку, и двухподвесные байки. Тогда как по назначению существуют горные велосипеды, предназначенные для стрита, дерта, фрирайра, даунхилла и т. н. байки общего назначения.

Самыми популярными среди населения являются именно последние. Велосипед MTB – неспециализированный горный тип, предусмотрен для умеренно агресивной езды по дорогам или бездорожью. Этот вариант востребован у тех, кто любит путешествовать на байке, при этом не является профессиональным спортсменом. Впервые понятие «велосипед MTB» появилось на рубеже XIX-XX веков, когда американская армия изучала возможности для использования байков в горах.

Официально же первый экземпляр этого двухколесного транспортного средства в 1975 году был произведен компанией Ritchey. Однако он сильно отличался от своего нынешнего прототипа. Первый велосипед MTB весил около тридцати килограмм. Постепенно его усовершенствовали. В 1981 году компанией Specialized была выпущена модель-доработка Ritchey. Она называлась Specialized Stumpjumper и была гораздо дешевле. Вскоре рынок горных велосипедов был сформирован: на нем появилась продукция многих ныне знаменитых брендов, например, Shimano или Santour.

Конструкция

Для того чтобы понять, что является определяющим для класса горных велосипедов, нужно в первую очередь сформулировать их предназначение. Данный класс байков предназначен для езды вне дорог. Поэтому он имеет определенные особенности в конструкции, обеспечивающие легкий подъем в гору, использование его для прыжков, надежность работы под нагрузкой. Велосипед MTB оснащен узлами, которые отличаются от аналогичных элементов шоссейных, дорожных и трековых моделей. При этом у них общее строение совпадает.

Многие ведущие компании-производители пытаются внедрять новые технологии в конструкцию велосипедов для маунтинбайка, однако от этого сущность этого транспортного средства не меняется: у него все так же есть рама, два колеса, руль, вилка и седло.

Характеристики

Рассмотрим все элементы горных байков и их особенности. Велосипед MTB оснащается максимально легкой рамой. При этом в ней используется заниженная геометрия и усиленные трубы. В результате увеличиваются как визуальный объем, так и реальный вес байка. Практически на всех велосипедах для маунтинбайка присутствует амортизационная вилка. Задний амортизатор ставится исключительно на двухподвесных моделях. Велосипед MTB имеет большой просвет.

Практически все модели укомплектованы усиленными колесами, имеющими двойные ободы, толстые покрышки с сильно выраженным протекторным рисунком.

Еще одна характеристика горных велосипедов MTB - пониженные комбинации передач, которые позволяют компенсировать резкий подъем. Тормоза на большинстве моделей простые, но надежные v-brake, на некоторых установлены дисковые вариации с гидролинией для максимальной точности передачи усилия.

Модельный ряд

Выбрать горный велосипед непросто. На рынке сегодня представлено много производителей. Самой качественной, по мнению профессионалов, является продукция спортивной компании Specialized. Велосипеды этого производителя можно увидеть на олимпиадах и крупных соревнованиях. Это настоящие новаторские велосипеды, правда, и цена такая же.

Еще один лидер рынка – компания Trek. Одно время велосипед MTB 26-дюймовый этого производителя лидировал по продажам в США. Широкая модельная линейка, стабильно высокое качество – так отзываются о байках этой компании потребители. Еще одно громкое имя на рынке – GT. Его продукцию отличает уникальная геометрия рамы, дающая максимальную надежность и жесткость конструкции. Компания входит в крупный холдинг, включающий также Mongoose и Schwinn.

Недорогие варианты

Классикой производства является модельный ряд Cannondale – производителя, который всегда фокусировался на современных технологиях. В 1992 году было начато производство горных байков немецкой компанией Cube. Ее продукция немного отстает по качеству от американских аналогов, например, Cannondale, но зато она более дешевая и отличается ярким дизайном.

В последние годы лидером продаж стал китайский Giant. Его модельный ряд славится средним качеством, очень низкой ценой. Например, велосипед MTB Sport этого производителя можно приобрести всего за двенадцать тысяч рублей. А обилие линейки дает возможность покупателю выбирать понравившийся байк с учетом требуемых параметров. Велосипеды MTB Stels – это надежные российские модели. У них неплохо подобраны компоненты, рама-клон передовых брендов, что дает возможность за небольшую сумму покупать надежный байк, соответствующий высокому уровню.

Велосипед Altair MTB HT 26

Эти отечественные горные байки, относящиеся к бюджетному классу, технически приспособлены для активной езды по сложному рельефу и на различного типа покрытиях, включая грязь, щебень, песок и проч. Они отлично подходят и для эксплуатации в городской среде. Горный велосипед «Альтаир» оснащен трансмиссией для нескольких скоростей, однако их количество меньше, чем у аналогичных байков высокой ценовой категории. Они предназначены как для мужчин, так и для женщин. Велосипед MTB Altair имеет жесткую вилку, ободные V-Brake тормоза, стальную раму и такую же систему шатунов.

Байки этого производителя лишены многих дорогостоящих опций, которые характерны для аналогов премиум-класса. Соревновательных заездов на пересеченной местности или профессиональных тренировок в агрессивном стиле они, конечно, не выдержат, но с другой стороны компания на это и не претендует. Характеристики большинства моделей данного бренда эксперты называют вполне удовлетворительными для обычных велосипедистов, которым большая половина технических усовершенствований или сложных настроек никогда не пригодиться.

В модельном ряде этого производителя есть также велосипед MTB 24, предназначенный для подростков от девяти до тринадцати лет. Он собран на стальной раме и имеет все необходимые параметры для динамичной езды. У этой модели восемнадцать скоростей, амортизационная вилка, покрышки с агрессивным протекторным рисунком, V-Brake тормоза, а также легкие пластиковые крылья, защищающие на бездорожье от грязи. В продаже доступны модели двух цветов: белого и синего.

Плюсы и минусы

Преимуществом велосипедов MTB Altair является их укомплектованность практически необходимым начинающему байкеру - багажником, насосом, звонком, подножкой, поддерживающей парой колес в детских моделях и т. д. в сочетании с их невысокой ценой. Однако эти байки много весят. Поэтому их вряд ли можно рекомендовать для девушек, а также пожилых и мужчин, которые не склонны к поднятию тяжести. Для велосипеда MTB восемнадцать килограмм являются очень серьезной заявкой на неудобство при использовании.

Велосипед MTB: отзывы

Специалисты считают, что нижняя ценовая граница цены более или менее приличной модели для маунтинбайка находится не ниже пятисот долларов. Судя по отзывам, для мирных или дальних поездок отлично подходит велосипед MTB, имеющий стальную раму. Такие модели более дешевые, при этом они прочные и никогда внезапно не ломаются. О грядущей поломке владелец может догадаться по трещинам, появляющимся на стальной раме.

Профессионалы доверяют трансмиссии таких производителей, как Shimano или Sram. Как свидетельствуют отзывы любителей, им вполне хватает для езды двенадцать скоростей. Тогда как экстремалы советуют покупать модели с большим количеством данного параметра. Для езды по холмам и ухабистым лесным дорогам дисковыми тормозами не обойтись. Однако отзывы велосипедистов-любителей о них не слишком лестные, поскольку, случайно повредив их, следует готовиться к серьезным тратам. Выбирать велосипед MTB следует исходя из того, как предстоит его использовать, поэтому для непрофессиональной езды вполне можно остановиться на эконом-вариантах.

www.syl.ru

Горные велосипеды: характеристика, устройство, размеры и выбор

Если вам надоело ездить по стадионам и городским дорогам, а душа захотела настоящего адреналина — приобретите горный байк. Этот транспорт с легкостью преодолевает российское бездорожье, ему не страшны трамплины, а также ямы и кочки, возникающие на пути. Ассортимент маунтинбайков настолько широк и разнообразен, что определиться с подбором подходящей модели непросто. Для того чтобы упростить эту задачу, мы приготовили небольшой обзор, надеемся, он поможет вам подобрать оптимальный MTB.

Маунтинбайк — это настоящий мужской двухколесный велосипед, предназначенный для катания по зоне бездорожья, в труднопроходимой горной местности со сложным каменистым покрытием. В то же время не надо думать, будто Mountain Bike узкоспециализированный, напротив, в городской черте подобная модель также будет удобна и безопасна в использовании.

Об истории создания горного велосипеда ходит много легенд. Как минимум десяток компаний, производящих велосипеды, в своих рекламных постерах приписывают себе пальму первенства в разработке и создании MTB. Для уточнения вопроса о том, кто и когда впервые придумал горный байк, необходимо вернуться в 70-е годы прошлого столетия.

Известно, что в это время на территории США наблюдался пик увлечения велосипедами. Одним из основных центров велоспорта стало солнечное побережье Тихого океана в штате Калифорния. В то время проводилось большое число состязаний самого различного уровня — в большинстве случаев это были гонки на байках по шоссе. Примерно в тот же период в Калифорнии набрало популярность катание по горам, причем не только на байках, но и на мотоциклах.

Некоторые спортсмены выбирались на пересеченную местность ради дозы адреналина, а другие ехали в горы, чтобы просто вырваться из бешеного ритма жизни в мегаполисах. Однако вскоре власти установили запрет на езду вне дорог на мототранспорте. Считается, что именно это и послужило толчком для активного использования байков при катании по горам.

В 1990 г. горные байки были признаны международной ассоциацией велосипедного спорта, а горный велоспорт был выделен в отдельную спортивную дисциплину.

Тормозная система маунтинбайка за время существования была многократно усовершенствована, на смену устаревшим ободным тормозным системам пришли самые современные дисковые, к которым относят:

  • механические — способствуют созданию усиленной передачи посредством тяги троса;
  • гидравлические — их конструкция предусматривает гидролинию, наполненную тормозной жидкостью.

Колеса горного велосипеда в соответствии с принятым стандартом могут иметь размер в 24 или 26 дюймов, некоторое время назад появились колеса с параметром 27,5 дюйма, а также 29 дюймов — они получили название «найнеры». После появления и повсеместного использования новых технологий 24-дюймовые колеса стали скорее редкостью, однако они по сей день пользуются спросом у подростков и любителей фристайла.

Стоимость MTB варьируется от 100 до 10000 долларов, выбор модели зависит от степени подготовки и цели занятий. Так, для любителей вполне сойдет маунтинбайк по цене 100-500 долларов, профессиональным спортсменам придётся оставить в магазине уже несколько тысяч за свой байк. В силу своей узконаправленной специализации горный байк имеет несколько характерных признаков, которые делают этот велосипед уникальным и отличающимся от всех остальных разновидностей велотранспорта.

К таким особенностям относят прежде всего крепкий корпус, выполненный из особо прочных металлов. Он предполагает особенную конструкцию рамы, которая у MTB в сравнении с прочими моделями велосипедов имеет крупные грязевые просветы.

Это довольно удобно во время поездок по бездорожью, где пользователь никогда не может быть полностью уверен в чистоте дороги.

Объемные покрышки, оборудованные строением протектора. В большинстве случаев они имеют либо внедорожный, либо смешанный рисунок. Подобная защита внутренней поверхности шины предотвращает неблагоприятные внешние воздействия. Для катания по горам оптимальным вариантом станут внедорожные протекторы с высококачественными грунтозацепами и повышенным расположением рисунка.

Самым удачным вариантом подвески для маунтинбайка станет подвеска для обоих колёс, допускается наличие подвески исключительно для переднего колеса. Потенциал хода подобного приспособления должен составлять от 80 мм и более. На эти параметры во многом влияют базовая комплектация и конструкционные особенности каждой отдельно взятой модели.

Силовая передача обычно задействована с переключением внешнего типа. Высокий уровень емкости трансмиссии обуславливает хороший КПД. Оба эти параметра находятся в непосредственной зависимости друг от друга. Обычно трансмиссия MTB предполагает максимальную емкость, не менее 2/3 которой расходуется на понижающие передачи. Руль горного байка должен быть хорошо выверенным.

Маунтинбайк в подавляющем большинстве случаев оснащен дисковыми тормозами. Это решение вполне разумно: конструкция v-образного тормоза (вибрейка) не создает условий для обеспечения необходимой стабильности тормозного хода на пересеченной местности, особенно в неблагоприятных природных условиях, даже в том случае, если тормозные колодки будут подобраны правильно.

Это считается ощутимым недостатком для всей концепции использования маунтинбайков, их эффективности, надежности и практичности.

Горные велосипеды различаются по нескольким параметрам.

Главное, что необходимо рассчитать при покупке любой модели велосипеда – это габариты рамы исходя из роста пользователя. Приведенные параметры помогут вам легче сориентироваться:

  • XS — рамы до 14 дюймов (соответствует 35 см) предназначены для детей ростом 130-155 см;
  • S — рамы с параметром 16 дюймов (соответствует 40,6 см) оптимальны для ездоков ростом 155-160 см;
  • M — 18-дюймовая рама (соответствует 45,7 см) станет хорошим выбором для пользователя 165-175 см;
  • L — модель на 20 дюймов (соответствует 50,8 см) выбирают рослые ездоки 170-185 см;
  • XL — 22 дюйма (соответствует 55,8 см) оптимальны для высоких пользователей ростом от 185 см;
  • XXL — рамы на 24 дюйма (соответствует 61 см) подходят мужчинам, чей рост превышает 190 см.

Маунтинбайк превышает своих шоссейных «собратьев» по массе. Причина — более крепкая рама, а также амортизаторы. Вес MTB варьируется от 7 до 25 кг в зависимости от спортивной дисциплины и особенностей комплектации байка. Так, самые легкие модели массой менее 10 кг обычно классифицируют как стандартные карбоновые байки, а вот тяжеловесы массой более 13 кг оптимальны для быстрого спуска, а также для съезда с непредназначенных для этого возвышенностей.

Одной из базовых характеристик, от которой зависит срок использования и функциональность рамы, а также стоимость Mountain Bike, считается материал, из которого он изготовлен. Современные изготовители предлагают на выбор несколько вариантов.

  • Сталь — наиболее бюджетный вариант. Но невзирая на низкую стоимость, эти велосипедные рамы имеют свои преимущества: они прочные, отлично поглощают вибрацию, а их ремонт не представляет никаких проблем. Из недостатков можно выделить большой вес, а также подверженность материала коррозии.
  • Хромомолибденовый сплав — при аналогичной прочности имеет более высокую стойкость к коррозии и чуть меньшую массу.
  • Алюминий — подобные рамы стоят дороже стальных, но очень ценятся среди пользователей благодаря долгому сроку использования.
  • Титан — подобный байк может стать довольно дорогим удовольствием. Однако никаких иных недостатков у титановых рам попросту нет. Это лёгкие, крепкие, функциональные и долговечные модели, которые не ржавеют и не деформируются.
  • Самым дорогим вариантом считается карбон. Имейте в виду, помимо дорогих и качественных карбоновых рам, на рынке присутствуют и дешёвые варианты, их качество стоит где-то посередине между сталью и алюминием.

Маунтинбайки станут оптимальным решением для тех людей, кто предпочитает езду по бездорожью. Лесная местность, а также грунтовая дорога, сложные каменистые участки — велосипедист с легкостью осилит неровности дороги, если в его распоряжении будет MTB. Высокая грузоподъемность и надежность колес, рамы и всего изделия в целом позволяет ездокам перевозить грузы массой до 25-35 кг. Именно поэтому Mountain Bike оптимальны для туристов и любителей длительных велопутешествий.

Универсальные Mountain Bike относятся к байкам общего функционала. Передвигаться на них можно не только по лесному грунту и горам, но и по шоссейным дорогам, поэтому подобные байки востребованы для езды в городской черте. Однако от подобных поездок желательно отказать, и на то есть несколько причин:

  • скорость передвижения MTB на асфальте будет существенно уступать его шоссейному «коллеге»;
  • обслуживание подвески у маунтинбайков в городской черте будет выше, нежели у туристических велосипедов;
  • движение на асфальте менее комфортно, так как требует значительно больших затрат энергии и физических сил пользователя.

МТБ выпускается в самых разнообразных вариантах, модельный ряд Mountain Bike разнообразен и широк. Они могут классифицироваться по самым разным основаниям.

В зависимости от жесткости подвески различают:

  • хардтейл — предполагает жёсткую подвеску заднего колеса, обычно комплектуется амортизационной вилкой;
  • двухподвесный — предполагают мягкую подвеску обоих колес;
  • ригиды — противоположность двухподвесам, имеют жесткую подвеску обоих колес.

В зависимости от особенностей эксплуатации выделяют несколько типов MTB.

Mountain Bike этого вида предназначены для активного, но в то же время неагрессивного экстремального вождения по любому бездорожью, включая каменистые участки пути. В горных байках этого типа рама выполнена из сплава алюминия либо стали, чуть реже они выполняются из карбона. Кроме амортизированный вилки, тут дополнительно предусмотрен задний подвес – он необходим для смягчения ударов и сильных вибраций, которые неизменно сопутствуют поездкам по бездорожью. Габариты колёс стандартны для MTB данного типа и составляют 26-28 дюймов. Тормоза максимально надежные, обычно используется гидравлика. Масса изделий варьируется в пределах 13-16 кг.

Плюсы:

  • большое число скоростных режимов;
  • хорошая проходимость;
  • крепкая, но в то же время облегченная рама;
  • сверхнадежный тормозной механизм;
  • мягкий ход, обеспечиваемый двумя подвесками.

Минусы:

  • высокая цена;
  • байк непригоден для агрессивного катания и велогонок.

К ним относят наиболее популярные модели Mountain Bike, которые оптимальны как для быстрой езды по ровной дороге, так и для агрессивного катания по каменистой местности. Схема кросс-кантрийных байков предполагает использование облегченных хардтейл-рам с надежной амортизацией на передней вилке колеса. В подобных MTB обычно предусмотрен широкий и крупный рисунок протектора, за счет чего велосипеды отлично двигаются в грязи, а также сыпучем грунте.

Плюсы:

  • крупные и очень цепкие колёса;
  • модель универсальна – позволяет ездить как на грунтовой дороге, так и в городской черте;
  • большое число скоростных режимов;
  • небольшая масса;
  • передняя подвеска эффективно смягчает удары в случае столкновения с препятствиями;
  • стоимость намного ниже, чем у многих других разновидностей.

Минус только один — в спортмагазинах представлено большое количество подделок, их трансмиссии не отвечают базовым требованиям.

Как и вездеходы, даунхил-байки относятся к двухподвесам. Только эти изделия гораздо тяжелее, поскольку разработаны специально для быстрых спусков по каменистому грунту. Масса таких Mountain Bike составляет 15-25 кг. Они характеризуются наибольшим ходом вилки. Число скоростных передач не более 10, колеса выполнены в типовом исполнении— 26 дюймов.

Плюсы:

  • колеса довольно массивные для того, чтобы преодолевать все трудности трассы в горах, но при этом характеризуются повышенной маневренностью;
  • эффективная тормозная система;
  • на спуске байк развивает большую скорость.

Минусы:

  • внушительный вес;
  • непригодны для катания по гладкой дороге, так как забирают слишком много сил во время педалирования;
  • очень высокая цена.

Сюда относят исключительно трюковые байки с облегченной, но прочной рамой – как правило, она выполняется из алюминия. Модель предполагает съемное сиденье или же вовсе обходится без него. Используются только для одной спортивной дисциплины — триала, то есть преодоления разного рода препятствий на байке без касания дороги ногами. В подобных моделях не предусмотрены скоростные режимы и амортизация. Колеса более 20 дюймов — это существенно увеличивает их маневренность.

Плюсы:

  • оптимальный для трюков;
  • малый вес — около 7 килограммов;
  • высокая прочность благодаря усиленной раме;
  • компактность и маневренность;
  • относительно низкая цена.

Минусы:

  • пригодны исключительно для трюкового вождения;
  • нет амортизации.

Подобные байки можно смело отнести к MTB для городской черты. Их схема состоит из упрощенной трансмиссии, а конфигурация рамы обуславливает ездоку довольно удобную посадку. В условиях бездорожья эта модель становится наиболее востребованной. Чаще всего это хардтейлы, которые немного напоминают те, что покупают для кросс-кантри, но в то же время имеют более низкую стоимость.

Плюсы:

  • прочная, но малогабаритная рама;
  • удобная амортизация вилки;
  • хороший набор передач, за счет чего Mountain Bike с легкостью берёт подъемы;
  • относительно низкая стоимость в сравнении с остальными MTB.

Минусы:

  • непригодны для использования в профспорте;
  • нередко производитель оснащает изделия дешёвой туристической или прогулочной трансмиссией;
  • подавляющее большинство представленных на рынке моделей укомплектованы ободными тормозами.

С каждым годом число брендов, которые занимаются выпуском маунтинбайков, только увеличивается. Известные изготовители, такие как BMW и Stinger, предлагают модели по весьма внушительной стоимости, беря приличную наценку за свой бренд. Но как показывает практика, при выборе MTB далеко не всегда нужно следовать принципу «чем дороже —тем качественнее», хорошие модели предлагают очень многие компании.

Для всех любителей велоспорта, которые не ищут компромиссных решений и при этом обладают неограниченным финансовыми возможностями, предлагаем остановиться на изделиях американской компании Specialized. Ее название переводится как «страстно увлеченный». Торговая марка была основана Майком Синьярдом, предприятие начало свою деятельность в 70-е годы прошлого века. MTB этого производителя оптимальны для тех людей, кто полностью увлечен велоспортом.

Компания сама разрабатывает технологию производства, изготавливает в своих цехах уникальные рамы и высокотехнологичную комплектацию.

Например, фирменные амортизаторы, которыми оборудуются все маунтинбайки Specialized, выполнены по уникальной технологии, что позволяет автоматически регулировать жесткость амортизаторов в зависимости от особенностей дорожного покрытия. Так, на ровных дорогах амортизатор принимает жесткие формы, а на неровностях амортизация начинает работать на полную мощь.

Велосипеды Specialized можно приобрести исключительно в специализированных торговых предприятиях, их цена довольно высока. Если вы не имеете достаточного для покупки байков Specialized бюджета, можно присмотреться к другим известным маркам. Например, американскому бренду Scott или чешскому Author. Они выпускают качественные и практичные велосипеды по доступной цене.

Компания Scott признана одной из наиболее перспективных на рынке производства маунтинбайков, хотя начинала свою деятельность с выпуска горных лыж. В наши дни выпуск Mountain Bike для компании — относительно новое направление, тем не менее развивается оно на высочайшем уровне. Изделия этой марки отличаются повышенной прочностью, что объясняется внедрением самых технологичных решений в производственный процесс и тщательным контролем над качеством выпускаемой продукции.

Производитель заявляет, что при нормальной эксплуатации изделий полностью исключено появление трещин в местах стыка рамы, но если даже подобное происходит, то фирма обещает возврат денег или полную замену рамы.

В 80-х годах прошлого столетия компания Scott перебралась в Швейцарию и в наши дни работает сразу на двух континентах. Фирма спонсирует более 10 профессиональных велокоманд по кросс-кантри, а также триалу и даунхиллу.

Компания Author представляет велосипеды с оптимальным соотношением цена – качество. Чешский бренд получил всемирную известность благодаря высокому качеству выпускаемых MTB в сочетании с довольно скромной ценой. Модельный ряд горных байков этого производителя довольно широк, поэтому каждый может найти подходящую модель по душе: здесь представлены и профессиональные, и полупрофессиональные, и любительские варианты.

Author сотрудничает с крупными национальными институтами, а также известными по всему миру велогонщиками — такой тандем позволил разрабатывать самые качественные и оригинальные модели велосипедов.

Чехия всегда считалась велосипедной страной с признанными традициями, Author является спонсором свыше 10 веломарафонов, проводящихся по всему миру.

Среди велосипедов начального уровня можно выделить продукцию Horst. Эта компания специализируется на производстве бюджетных горных велосипедов для начинающих и велоаксессуаров. Среди их моделей можно выбрать неплохой велик за весьма доступную цену.

Выбор велик, главное — не покупать байки от неизвестных китайских производителей, которые продаются на рынках и в гипермаркетах, их даже называют «ашан-байки». Такие MTB быстро ломаются и нередко приводят к травмированию пользователя.

Очевидно, что ассортимент моделей велик, а значит, начинающему пользователю очень сложно сделать правильный выбор, отвечающий условиям эксплуатации и личным предпочтениям. Производители предлагают широкий выбор самых разных комплектаций: на литых дисках, с планетарной втулкой, с мотором и багажником, Они могут отличаться шириной руля и общими габаритами. Встречаются взрослые и подростковые модели, складные и гибриды. MTB разных типов выглядят по-разному, соответственно, отличается и описание их технико-эксплуатационных параметров.

Первое, с чего надо начать — это определиться, в какой технике вы будете кататься. Если вы собираетесь каждые выходные ездить по 20-40 километров в лесополосе, вам лучше подобрать байк для кросс-кантри – он идеально подходит для таких условий эксплуатации. Модели хардтейл и короткоходные велосипеды даунхилл предназначены исключительно для спусков с горных и холмистых склонов по специальным оборудованным трассам – ни для чего больше они не приспособлены.

Стрит/дёрт. Конечно, эти стили имеют далекое отношение от горного велоспорта, тем не менее велосипеды все равно причисляют к MTB. Особенности эксплуатации таких байков следуют из их названия. Так, модели из категории стрит позволяют делать на байках трюки на улицах мегаполиса: пользователи соскакивают со ступенек, а также бордюров, пролетов и при этом выполняют всевозможные развороты и другие приемы.

Дерт предполагает прыжки на подготовленных трамплинах в лесистой местности, они бывают земляными и деревянными. Эти же байки можно использовать в скейт-парке.

Эндуро — этот Mountain Bike представляет собой что-то среднее между даунхилл и кросс-кантри. Соответственно, и трасса, оптимальная для подобного велосипеда, тоже что-то среднее, поэтому эндурщик может четверть часа ехать в затяжном подъеме, а последующие 20 минут спускаться с обратной стороны возвышенности. Эти модели относят к универсальным.

Второй фактор, на который следует обратить внимание — это диаметр колес. Чем больше его диаметр, тем лучше устойчивость, в то же время тем сложнее вам будет его повернуть. Поэтому если вы намерены получить юркий байк, который позволит вам преодолевать извилистые трассы — вашим выбором должны стать колёса минимального диаметра. Если вам нужна скорость — приобретайте байк с большими колёсами.

Обратите особое внимание на навеску: чем она укомплектованней — тем меньше сложностей в дальнейшем вы испытаете с обслуживанием своего байка. К примеру, дисковая гидравлика считается менее проблемной, нежели традиционные ободные тормоза, ее намного проще обслуживать. Отдавайте предпочтение MTB с качественными манетками и переключателями — эти элементы прослужат вам долгое время, при этом на протяжении всего периода эксплуатации их настройки не собьются.

Приобретайте хорошую вилку в отличие от эластомерной – вы всегда сможете настроить ее под свои физические особенности, и она будет эффективно помогать вам в преодолении возникающих на пути препятствий.

Конечно, ломается все, но хорошая навеска будет служить вам гораздо дольше.

Ну и последний фактор — это бюджет на покупку маунтинбайка. Конечно, вы можете попробовать сэкономить и приобрести дешёвую модель с самой обычной навеской, но не исключено, что в результате вам придется потратить намного больше средств на замену сломавшихся деталей. Таким образом, общие затраты окажутся гораздо большими, нежели та сумма, которую вы собирались вложить изначально. Специалисты рекомендуют приобретать Mountain Bike в средней ценовой категории.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать: чтобы после приобретения маунтинбайка вы получили не «экспонат» для своей кладовки, а желанную и нужную вещь, при выборе модели надо ориентироваться на ваши личные предпочтения в катании. Mountain Bike следует подбирать в соответствии с вашим ростом, а также длиной рук/ног и шириной плеч.

Отнеситесь с максимальной ответственностью к подбору всех необходимых комплектующих и трезво оцените тот бюджет, на который вы можете рассчитывать в момент покупки, а также в дальнейшем для апгрейда своего байка.

О том, как выбрать горный велосипед до 20 000 рублей, смотрите в следующем видео.

vplate.ru

Мтб - это... Что такое Мтб?

Мтб

Горный велосипед (маунтинбайк) (англ. mountain bike) — велосипед, предназначеный для катания вне дорог (хотя и не исключает обратного), и вследствие этого, имеющий особую конструкцию, отличную от шоссейного, городского, трекового и дорожного велосипедов. Также «горный велосипед» — совокупное название спортивных дисциплин, связанных с использованием горного велосипеда.

Характерные признаки горного велосипеда: упрочнённая рама, часто с амортизационной задней подвеской, почти всегда — с амортизационной вилкой, поднятая каретка для увеличения клиренса в уровень со втулками, толстые покрышки с выпуклым, зацепистым протектором, прочные колёса. При этом цепная передача оборудована переключателем скоростей обеспечивающим даже пониженную передачу, что облегчает подъём. Несмотря на различные усовершенствования конструкции, масса горного велосипеда держится около 10—15 кг (хотя масса отдельных велосипедов для даунхилла может превышать 20 кг), что стало возможным с применением лёгких материалов (сплавы алюминия, титана, полимеры) и наукоёмких конструкций. Вместо ободных тормозов часто применяются дисковые тормоза с обычным приводом через трос, или с гидравлическим приводом.

Выпускаются специализированные велосипеды для разных видов езды:

  • велотриала (преодоления естественных или искусственных препятствий),
  • дёрта (прыжков по сериям трамплинов с выполнением трюков),
  • кросс-кантри (скоростной езды по пересечённой местности),
  • параллельного слалома, байкер-кросса (одновременного спуска нескольких гонщиков с возможностью контактной борьбы),
  • скоростного спуска (даунхилла),
  • стрита (экстремального катания по улицам городов и иным искусственным объектам),
  • фрирайда,
  • слоупстайл
  • и другие

Различаются данные категории велосипедов прежде всего разными требованиями к технике. Для кросс-кантри, например, одно из главных требований — низкий вес, в то время как в даунхилле принципиальную роль играет механическая прочность и качество амортизации.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Основные дисциплины MTB — DRIVE2

Smailoman был больше 1 месяца назад

У меня нет машины Раменское, Россия

MTB (МТБ) – общепринятое сокращение от Mountain Bike (Маунтинбайк).Маунтинбайк (от англ. mountain bike = [mountain – гора] + [bike – велосипед] = горный велосипед) – специальный велосипед, предназначенный для активного внедорожного катания.Также Маунтинбайк (Mountain Bike) – экстремальное катание на горном велосипеде.Горный велосипед имеет существенные конструктивные отличия от своих собратьев (шоссейного, трекового, дорожного и городского). К отличительным чертам маунтин байка относятся:• широкие, цепкие покрышки;• высокая прочность конструкции (рамы, обода колёс и др.);• амортизаторы передней (почти всегда) и задней (часто) подвесок.Основные дисциплины MTB:Байкеркросс (от англ. bikercross = велосипедный кросс) – скоростное прохождение трека, представляющего собой подобие трассы для мотокросса: извилистый, ухабистый рельеф, с множеством трамплинов и препятствий. Обычно в соревновании принимают участие до восьми спортсменов. Альтернативные названия: 4cross, 4X, BSX или mountain cross.Велотриал – преодоление препятствий различной сложности, геометрии и происхождения (естественные и искусственные).Даунхилл (от англ. downhill (DH) = скоростной спуск) – скоростной спуск с горы. Зрелищная и опасная дисциплина. Суть: спуститься с горы за минимальный промежуток времени.Дёрт (от англ. dirt = грунт) – дисциплина, в которой райдер выполняет трюки на грунтовой трассе с высокими холмами-трамплинами. Иногда дисциплину называют дёрт джампинг (от англ. dirt jumping = [dirt – грунт] + [jumping – прыжки] = прыжки на грунте).Дуал слалом (от англ. dual slalom (DS) = [dual – двойной] + [slalom – слалом] = параллельный слалом) – дисциплина представляет собой спуск с горы двух райдеров по двум идентичным, но разделённым трассам.Дуал (от англ. dual (DL) = двойной) – спуск с горы двух райдеров по ОДНОЙ трассе, в отличии от дуал слалома.Кросс кантри (от англ. cross country (XC) = [cross – пересекать] + [country – местность] = пересечённая местность) – скоростная езда по пересечённой местности.Стрит (от англ. street = улица) – исполнение трюков в городских условиях с присущим городу рельефом: лестницами, гранями, перилами и т. д.Фрирайд (от англ. freeride = [free – свобода] + [ride – катание] = свободное катание) – преодоление специальной трассы по свободному маршруту. Трасса может состоять из различных элементов, присущих таким дисциплинам MTB как стрит, дёрт, велотриал и др.

Эндуро (от англ. enduro = выдерживать, выносить) – езда по пересечённой местности, в отличии от кросс кантри предполагается уменьшение спортивной составляющей в пользу свободного катания. В связи с этим – большая нагрузка на велосипед, возникающая при скоростных спусках и прыжках на трамплинах.

www.drive2.ru


Смотрите также