Спинакер что это такое


Спинакер: что это такое и как правильно его установить

Спинакер — парус, который помогает яхтсменам, тем кто участвует в парусных гонках, развивать большую скорость, используются как дополнительные. Нельзя что бы парус «оставался без ветра», в этом одна из главных сложностей, не простая задача постоянно следить и поправлять парус. Есть множество разновидностей спинакера, которые отличаются по крою и ткани, в данной статье мы рассмотрим основную информацию о таком парусе.

Спинакер

Спианакер (англ. spinnaker) — тип паруса, предназначенный для использования на полных курсах, от галфвинда до фордевинда. На яхте используется как дополнительный, в большинстве случаев при поднятом спинакере убирают стаксель. Парус изготовляется из легкой ткани, имеет выпуклую форму и по принципу действия сходен с парашютом.

Управление спинакером, а также яхтой, при поднятом спинакере представляет определённую трудность, и является признаком мастерства яхтсмена.

Постановка спинакера осуществляется из парусного мешка — кисы́ или специально выделенного под парус пространства, расположенного на баке лодки. Фал и брасы закрепляют на соответствующих углах паруса, устанавливают спинакер-рей. Резко выбирают фал, контролируя положение шкотовых углов с помощью браса и реи, заставляют спинакер раскрыться и наполниться ветром. Неправильное подсоединение брасов к шкотовым углам при подъёме ведёт к скручиванию спинакера.

  • Основные элементы управления.

Управление спинакером заключается в том, чтобы парус не обезветривался. Управление осуществляется регулировкой положения спинакер-рея и брасов. Оптимальным положением является расположение двух нижних углов спинакера на одном уровне, при максимальном выносе наветреннего браса. Неправильная работа со спинакером или тяжелые погодные условия могут привести яхту к брочингу.

Снятие спинакера не всегда является простой процедурой, особенно при сильном ветре. Основным правилом при снятии спинакера является его обезветривание, для этого, например, парус прикрывают гротом. Обезветренный спинакер обвисает, и в этом случае возможна его быстрая уборка в штатное место, и по необходимости правильная укладка в кису.

По виду покроя спинакеры различают:

  • с радиальным покроем
  • с горизонтальным покроем
  • со смешанным радиально-горизонтальным покроем
  • со звёздным покроем
  • с три-радиальным покроем
Прежде чем выяснить, что такое спинакер, где устанавливают его и зачем он нужен, обратимся к определениям.

Спинакерами укомплектовываются многие яхты, особенно гоночные крейсерские. Их использование на парусных регатах украшает соревнования и придает им зрелищности, поскольку это красивый, большой и привлекающий взгляды зрителей парус. Недаром именно на нем обычно размещают рекламные материалы.

Спинакер где устанавливают?

Этот легкий парус дает хороший эффект на полных курсах от фордевинда до галфвинда. При выходе из мест стоянки обычно используют только основные паруса — грот и стаксель. Спинакер же ставят в большинстве случаев на ходу яхты для достижения максимальной скорости при переходе с острого на полный курс или уже при следовании полным курсом. Площадь этого паруса сравнима или превышает обмерную площадь штатных парусов яхты. Поэтому и благодаря жестким условиям его постановки на полном ходу постановка спинакера – дело рискованное. Недаром матрос, участвующий в данном процессе, должен быть одет в спасательный жилет и быть обвязан страховочным концом.

Подготовка спинакера к постановке

Для успешной постановки спинакера необходимо тщательно подготовить его путем укладки специальным образом в заранее приготовленный жесткий мешок из непромокаемой ткани, приспособленный пакет-короб или пластиковое ведро. Существует два основных способа укладки. При первом способе ее начинают с середины нижней части паруса таким образом, чтобы из упаковки торчали сначала нижние его углы, а сверху его фаловый угол. Матрос, устанавливающий спинакер, должен не ошибиться при разборке углов и правильно заложить фал и брасы.

Правильно уложенный в упаковку парус спинакер ставится легко и без задержек. При втором способе разложенный спинакер постепенно собирают к центральному шву аккуратными вертикальными складками в длинную колбаску, которую потом укладывают змейкой в пакет по размеру упаковки. Этот пакет укладывают в мешок, оставляя торчащими два нижних угла и сверху один верхний угол. Лучше перевязать пакет тонкой, но прочной ниткой, под которую закладывают линь. После подъема спинакера в свернутом виде за фаловый угол тянут за линь, он разрывает нитку — и парус раскрывается, наполняясь ветром.

Другой способ

Есть и более удобный способ установить спинакер. Где устанавливают его в этом варианте? Ответ: от вант. Для килевых яхт спинакер ставят у подветренных вант, для швертботов — в пространстве между наветренными вантами и мачтой. При этом наличие матроса на баке требуется только для установки спинакер-гика. Да и эту операцию часто можно выполнить заранее. Удобство при этом способе заключается в том, что раннему раскрыванию дополнительного паруса препятствует прикрывающий его грот.

Хождение под спинакером

Невозможно до конца выяснить вопрос, что такое спинакер на яхте, без уяснения, как его носить. А это довольно сложная задача. Необходимо постоянно регулировать шкот и брас этого паруса, то выбирая, то потравливая их, чтобы он был наполнен ветром. Следуя курсом фордевинд, необходимо как можно сильнее травить шкот и выбирать брас так, чтобы спинакер-гик был направлен практически по одной линии с направлением грота-гика. В таком положении спинакер выходит из-за грота и лучше работает. Признаком хорошей работы паруса является то, что он уходит далеко вперед и становится пузатым. В таком положении яхта набирает хорошую скорость.

Признаком того, что выбирать брас больше нельзя, является заваливание наветренной шкаторины спинакера и ухудшение его пузатости. С другой стороны, если перебран шкот, то подветренный край паруса слишком близко подходит к гроту, стекающий с него воздух мешает работе грота, который заполаскивается, что вынуждает подбирать гика-шкот. В результате скорость яхты снижается.

Смена галса

Когда ветер слабый, спинакер на курсе фордевинд может не заполняться ветром и не стоять. В этих случаях желательно поменять галс. Если и это не заставляет парус работать, то следует взять курс бакштаг. Путь яхты удлиняется, но выигрыш возможен за счет увеличения скорости яхты, поскольку на этом курсе спинакер меньше загораживается гротом и работает даже на слабом ветре. На курсе бакштаг регулировкой браса и шкота устанавливают спинакер-гик в положение, промежуточное между наветренным вантом и штагом. Смену галса при несении спинакера проводят методом фордевинд.

При этом необходимы четкие согласованные действия почти всей команды – рулевого и матросов, управляющих спинакером и гротом. В этом случае удается сменить галс без рывков, не теряя наполненности ветром спинакера и, следовательно, без потери скорости. Но такой результат достижим только путем многократных тренировок членов команды под руководством опытного шкипера. Смену галса оверштаг при несении спинакера не производят.

Снятие спинакера

При необходимости поменять курс круче бакштаг, а это при проведении соревнований бывает часто, приходится спинакер убирать. Это непростая операция, особенно при сильном ветре. Парус убирают прямо в кокпит, быстро потравливая спинакер-фал, при этом один матрос со средствами страховки должен убирать мякоть паруса, не давая ему вновь наполниться ветром. Если матрос не будет поспевать за скоростью протравливания фала, то парус упадет в воду. При этом возможен его порыв, или он утонет. Поднятие паруса на палубу необходимо выполнять только за один угол и быстро. Иначе он будет действовать как плавучий якорь и скорость яхты упадет.

Разновидности спинакеров

В яхтенной практике встречается много различных типов этого паруса, отличающихся формой, покроем, площадью и другими признаками. Для одной и той же яхты используют разные спинакеры при разной силе ветра. При слабом ветре применяют наиболее пузатый парус с большой площадью. В штормовую погоду можно использовать специальный штормовой спинакер, наиболее плоский и наименьший по площади. Так же более плоский и меньшего размера парус применяют на курсах галфвинд, поскольку в этом случае обычный спинакер мешает работе грота и тормозит, цепляя нижней шкаториной за волны.

Похожий парус

Наряду с означенным на яхтах применяют и другие дополнительные паруса. Похожими по назначению являются генакер и спинакер. Генакер — это парус несимметричной формы, средний по размеру между парусами генуя и спинакер. Кстати, название «генакер» и произошло от сочетания этих двух слов. По сравнению со спинакером генакер имеет ряд преимуществ.

  • Во-первых, он приводит к меньшему крену яхты при той же тяге (кроме курса фордевинд).
  • Во-вторых, при несении генакера существенно легче и безопаснее управлять яхтой в критических ситуациях и на поворотах.
  • В-третьих, этот парус можно использовать в более широком спектре курсов, чем спинакер. Недостатком является то, что при использовании генакера при слабом ветре на курсе фордевинд лодка идет хуже, чем под спинакером.

Брасы и спинакер

Ситуация, при которой спинакер беспомощным флюгером развевается на фале, а выхлестнувшиеся брасы трепещут вне досягаемости за бортом, хоть и редко, но случается, особенно в сильный ветер. Забыли завязать «восьмерки», нечетко сработал шкотовый… Вернуть парус на бак и сохранить его невредимым в подобной ситуации бывает чрезвычайно сложно. А между тем неприятностей можно избежать, если сделать брасы из одного троса — неразрезанными. Такой «круговой» брас никогда не выхлестывается, даже если снасть вырвет из рук, упрощается смена спинакера на остром курсе.

Швартовное устройство

Кстати, при смене спинакера этой работой у нас занимаются трое. Матрос в рубке готовит заранее уложенный в кису спинакер: три угла паруса, помеченные надписями «фал», «правый», «левый», торчат из кисы. Этим гарантируется, что регистрационный номер на парусе окажется на его наружной стороне. Кису предварительно привязываем штертом за педаль помпы, стойку камбуза и т. п., чтобы она не улетела при постановке. Второй матрос берет в руки брас и шкот (брасоловку нужно временно отстегнуть), снимает со стопоров. Рулевой в одну руку берет спинакер-фал, расправляет бухту. Первый матрос, высовываясь наполовину из люка, берет в одну руку спинакер-шкот на участке от шкотового угла до обводной кипы на фальшборте, другой — открывает эксцентриковый стопор спинакер-фала.

По команде рулевого шкотовый быстро отпускает брас, первый матрос за шкот затягивает обезветренный спинакер под грота-гиком к себе в рубку, рулевой вытравливает (не бросает!) фал, пока весь парус и три конца — брасы и фал не будут в рубке. Теперь перестегивают карабины на приготовленный спинакер и вновь выбирают фал. Шкотовый наполняет парус ветром, работая на брасах.

Стопорный двухшкивный блок гика-шкота

После нескольких тренировок сменить спинакер таким методом нетрудно даже вдвоем. Мы неоднократно убеждались в том, что привычка задирать весь спинакер как можно выше или делать то же самое с ноком спинакер-гика ничем не оправдана. Таким образом можно «уменьшить водоизмещение» (по Э. Твайнэйму) легкого гоночного швертбота, но никак не крейсерской яхты. Попытки закрепить обводные блоки брасов в самом широком месте яхты или только на корме можно признать теоретически верными лишь для идеально скроенного паруса и определенного курса относительно ветра.

На своей яхте мы крепим обводные стопорные блоки брасов в районе стойки кормового релинга, а еще одну пару простых обводных блоков с карабином или скобой переставляем по перфорации фальшборта в зависимости от курса и паруса (на «РТ» — три спинакера — два радиально-горизонтального покроя и один штормовой, три-радиальный). Немного поэкспериментировав с каждым из спинакеров на разных курсах относительно ветра, нетрудно найти места для установки обводных блоков и даже пометить их. Впрочем, паруса вытягиваются со временем и положение меток изменится.

Источники:

  • http://www.slokam.ru/yachtsman/47/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Спинакер
  • http://www.barque.ru/advice/1992/increased_racing_qualities_konrad
  • http://fb.ru/article/165402/spinaker-gde-ustanavlivayut-chto-takoe-spinaker-na-yahte
  • http://www.kabestan.ru/cowes-week/

yachtinform.ru

Спинакер

Это дополнительный парус, имеющий выпуклую форму. Принцип его работы схож с раскрытым парашютом, все это благодаря большой площади и высокой парусности. Он используется, когда яхта идет полным курсом (от галфвинда до фордевинда). Его главная задача – ускорить движение судна.

Чтобы успешно управлять спинакером – нужна хорошая морская практика. Этот парус отличается «строптивым» характером, и не каждому яхтсмену дано с ним совладать.

Парус из девятнадцатого века

Сколько существует человечество – столько времени изобретаются новые виды парусов. История спинакера начинается во второй половине девятнадцатого века, а точнее – в 1865 году. Изначально он создавался как дополнительный парус, поднимающийся на судне при попутном ветре. Быстро стал популярным у мореходов как очень эффективный в использовании.

В 1936 году парус получил симметричную форму, 1950 год ознаменовался горизонтальной формой раскроя ткани (автор идеи Тэд Худ), парус 1969 года получил «звёздный» крой изобретённый Брюсом Бэнксом. В конце двадцатого века развивался парусный спорт и производилось много экспериментов, призванных улучшить аэродинамические качества паруса.

За полтора века крой и форма существенно изменялись, но в наше время спинакер опять делают асимметричным.

Современная жизнь большого паруса

Основная особенность спинакера – большая площадь и глубокий профиль. Парус бывает симметричным или асимметричным.

Парус имеет такие виды покроя:

• радиальный;

• горизонтальный;

• смешанный (радиально-горизонтальный);

• три-радиальный;

• звёздный.

Асимметричный спинакер отличается геометрией покроя. Он имеет шкаторины разного размера (переднюю и заднюю) и обозначенный галсовый угол. У асимметричных парусов много подвидов. Всех их объединяет геометрия кроя, а различаются они формами поперечных сечений, аэродинамическими качествами, величиной.

Особенности управления спинакером

Управлять спинакером трудно, но очень интересно. Советы яхтсменам включают в себя подробные инструкции по поднятию, спуску и управлению парусом, а люди, овладевшие мастерством управления спинакером, считаются опытными спортсменами.

Все начинается с правильной укладки паруса. Для этого используют особый мешок – кису. Если нет мешка, то можно аккуратно сложить все в обычное пластиковое ведро или в большую коробку на баке яхты. Главное – правильно сложить парус и не перепутать концы, на «свободе» должны остаться нижние углы и верхний фаловый угол. Потом все три конца аккуратно укладываются сверху, к ним крепятся фал, шкот и брас. Правильно сложенный спинакер ставится очень быстро, а если перепутать концы парус просто скрутится.

Установка паруса начинается после команды рулевого «Ставь спинакер». Ответственный за установку резко выбирает и закрепляет фал, пропуская руками парусину. Тут главное не дать ему быстро наполниться ветром и «нырнуть» в море. Параллельно необходимо аккуратно расправлять боковые шкаторины. После того как выбран фал нужно подобрать спинакер-гика-топенант, закрепить наветренный угол при помощи спинакер-гика в вертикальном положении и закрепить оттяжку. Последний этап – нужно выбрать шкот и брас. После этой процедуры спинакер заполняет ветер, и яхта мчится на приличной скорости.

Устанавливая спинакер и управляя им с бака судна, необходимо строго соблюдать технику безопасности. Требуется наличие спасательного жилета и страховочного конца. Управлять парусом надо так, чтобы его не покидал ветер. Это достигается при помощи регулировки спинакер-реи и браса. Нижние углы паруса должны находиться на одном уровне. Ошибки в управлении спинакером могут привести к потере управляемости и крену яхты.

Процесс сворачивания паруса не менее ответственный, чем его установка. Особенно нелегко свернуть спинакер во время сильного ветра. Первая задача – обезветрить парус, закрыв его гротом. Обвисший спинакер быстро сворачивают, убирают в кису или в другое место хранения.

Иногда спинакер заменяют парусом, называющимся «геннакер». Он является симбиозом спинакера и генуи. Отличается способом крепления (галсовый угол крепится к бушприту) и настраивается как генуя. Но при попутном ветре работает как спинакер.

Спинакер вдохновляет архитекторов

Красивый парус вдохновил архитекторов на создание строений, напоминающих его форму. Например, в 1999 году в Арабских Эмиратах воплотили смелый проект построив прямо в море пятизвездочный отель Бурдж аль-Араб. Огромное здание спроектировано в виде закрепленного на мачте развернутого спинакера.

Еще одно подобное строение является символом Портсмута (Великобритания). Башню, высотой в 170 метров, хорошо видно со стороны моря. Небоскреб, именуемый Spinnaker Tower, весьма условно похож на парус, но в нем можно разглядеть контуры спинакера.

Спинакер – это самый большой, привлекающий внимание парус. Иногда яхтсмены делают из него большую рекламную площадку. Кстати, эта услуга пользуется популярностью у рекламодателей.

Может пришло время развернуть яркий спинакер и отправиться в захватывающее дух путешествие под парусами?

proboating.ru

Спинакер - это... Что такое Спинакер?

Яхта, идущая под спинакером. Стрелка указывает на красную линию наветренного браса, чуть выше браса черная палка спинакер-гика.

Спи́накер (англ. spinnaker) — тип паруса, предназначенный для использования на полных курсах, от галфвинда до фордевинда.

На яхте используется как дополнительный, в большинстве случаев при поднятом спинакере убирают стаксель.

Парус изготовляется из легкой ткани, имеет выпуклую форму и по принципу действия сходен с парашютом.

Связанный такелаж

Поднимают спинакер за фаловый угол. Галсовый и шкотовые углы у спинакера отсутствуют, к углам паруса крепятся брасы, различают наветренный и подветренный брасы (сообразно сторон по отношению к ветру). Иногда брасом называют только наветренный, а подветренный — шкотом. Управлению брасами помогают оттяжки Барбера, или «брасоловки».

Наветренный угол паруса закрепляют с помощью спинакер-гика (или спинакер-реи). Ещё одним вспомогательным элементом управления служит аутригер.

Управление спинакером

Управление спинакером, а также яхтой, при поднятом спинакере представляет определённую трудность, и является признаком мастерства яхтсмена.

Постановка

Постановка спинакера осуществляется из парусного мешка — кисы́ или специально выделенного под парус пространства, расположенного на баке лодки. Фал и брасы закрепляют на соответствующих углах паруса, устанавливают спинакер-рею. Резко выбирают фал, контролируя положение шкотовых углов с помощью браса и реи, заставляют спинакер раскрыться и наполниться ветром. Неправильное подсоединение брасов к шкотовым углам при подъеме ведёт к скручиванию спинакера.

Основные элементы управления.

Управление

Управление спинакером заключается в том, чтобы парус не обезветривался. Управление осуществляется регулировкой положения спинакер-реи и брасов. Оптимальным положением является расположение двух нижних углов спинакера на одном уровне, при максимальном выносе наветреннего браса.

Неправильная работа со спинакером или тяжелые погодные условия могут привести яхту к брочингу.

Уборка

Снятие спинакера не всегда является простой процедурой, особенно при сильном ветре. Основным правилом при снятии спинакера является его обезветривание, для этого, например, парус прикрывают гротом. Обезветренный спинакер обвисает, и в этом случае возможна его быстрая уборка в штатное место, и по необходимости правильная укладка в кису.

Примерный вид спинакера с три-радиальным кроем.

Виды спинакеров

Спинакеры разделяются на симметричные и асимметричные.

По виду покроя спинакеры различают:

  • с радиальным покроем
  • с горизонтальным покроем
  • со смешанным радиально-горизонтальным покроем
  • со звёздным покроем
  • с три-радиальным покроем

Интересные факты

  • Спинакер — самый яркий и запоминающийся для зрителей парус, именно поэтому на нём стремятся разместить рекламу.
  • В 1999 году в Дубае (ОАЭ) был построен роскошный отель Бурдж аль-Араб (Арабская башня), который стоит в море и по форме копирует парус спинакер.

См. также

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Спинакер
  • Блупер
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 мая 2011.

dic.academic.ru

Проектирование и изготовление парусов

Что отличает асимметричный спинакер от обычных?

Во-первых, геометрия. Асимметричный имеет разные переднюю и заднюю шкаторины. Галсовый угол – всегда галсовый, а оба шкота ставятся на один угол (шкотовый), точно так же, как у генуи. Во-вторых, профиль паруса не одинаковый по высоте и полукруглый, как у спинакера, но асимметричный. Максимум пуза обычно смещен вперед от середины. Паруса обычно имеют скругленный вход {лобик) по передней шкаторине и уплощенный выход по задней.

В чем их отличие от хорошо известных крейсерских спинакеров (флэшеры, трэшеры, многоцелевые, геннакеры и т.д.)?

Геометрия в основном та же самая. Разница заключается в способности менять форму. Современные асимметричные спинакеры используют формы поперечных сечений, асимметрия которых может изменяться в значительной степени, для того, чтобы улучшить аэродинамическое качество паруса для конкретных скорости ветра и курса. Одновременно с изменением формы поперечных сечений меняется и распределение дополнительной площади снаружи от прямых линий, соответствующих передней и задней шкаторинам. Это позволяет увеличить проекцию полезной площади паруса на бакштаге.

Насколько велики они бывают?

Размеры асимметричных спинакеров могут варьироваться в зависимости от курса и скорости ветра, для которых парус предназначен в первую очередь. Формула для оценки площади стандартного спинакера в виде произведения максимальной длины поперечного сечения, равной 1.8xJC (где JC – длина спинакер-гика), и SL (длина передней шкаторины спинакера) примерно равной размеру I, здесь не применима. Асимметричные спинакеры часто намного больше, если яхта оборудована бушпритом, а парус оптимизирован на полные курсы. Лучший способ вычислить площадь асимметричного спинакера – использовать формулу наподобие уитбрэдской. Для упрощенных правил обмера хорошим выходом было бы, чтобы парусный мастер вычислял площадь паруса, используя уитбрэдскую формулу и отпечатывал ее на парусе. Парус не получал бы никакого штрафа, если площадь асимметрика не превышала бы площадь стандартного спинакера.

Площадь обычного симметричного спинакера = SL(длина передней шкаторины)x(1.8xJC)

Уитбрэдская формула площади: SAS = TRIA + [ACOR x (SMG - SF/2) x (SLU + SLE)]/3 + MHC, где : S = sqrt[(SLU+SLE+SF)/2] ; TRIA = sqrt[Sx(S-SLU)x(S-SLE)x(S-SF)] ; ACOR = sqrt{SF/[SF^2-(SLU-SLE)^2] ; MHS = 2xSF/3xsqrt[SMH-SLU^2+SLE^2-SF^2/2] SAS – (Sail Area of Spinnaker) – площадь спинакера; TRIA (TRIangular Area) – площадь треугольника; ACOR (Asymmetry CORrection) – поправка на асимметрию;

MHC (Mid-Height Correction) – поправка на высоту посредине.

Асимметричный спинакер определяется: SF – (Spinnaker Foot) – длина нижней шкаторины; SLU – (Spinnaker LUff length) – длина передней шкаторины; SLE – (Spinnaker LEech length) – длина задней шкаторины; SMG – (Spinnaker Median Gifth) – средний охват (периметр);

SMH – (Spinnaker Median Heigth) – высота посредине.

Как его ставить?

Асимметрик ставится на спинакер-фал, со шкотами, присоединенными к шкотовому углу и проведенными к блокам вблизи бортов на кормовой части палубы. Свободный шкот проводится спереди штага и снаружи всех снастей стоячего и бегучего такелажа. Для яхт с бушпритом шкоты можно проводить или внутри или снаружи от галс-оттяжки, в зависимости от избранного способа делать поворот фордевинд. Галсовый угол обычно крепится коротким (3-6 футов) шкентелем или контролируется регулируемой галс-оттяжкой. Галс-оттяжка проводится через блок в основании штага или на ноке бушприта, и затем в корму. Использование регулируемой галс-оттяжки, в противоположность закрепленному шкентелю, позволяет лучше контролировать форму паруса.

Действительно ли два шкота необходимы?

Да, если вам не нужны проблемы при выполнении поворота фордевинд. Когда асимметричные спинакеры выставлены на продажу как “крейсерские спинакеры”, они часто рекламируются как нуждающиеся только в одном шкоте. Это требует обнести одиночный шкот вокруг яхты во время выполнения фордевинда; не слишком изящный способ решения задачи. Каждый шкот должен быть вдвое длиннее яхты.

Действительно ли бушприт необходим? Для чего он нужен?

Бушприт значительно улучшает аэродинамические характеристики асимметричного спинакера. Он позволяет парусу находится дальше от ветровой тени грота. Кроме того, он дает возможность проектировщику паруса существенно увеличить периметр поперечного сечения, тем самым позволяя создать спинакер гораздо большей площади. Наконец, бушприт делает управление, особенно выполнение поворота фордевинд, более легким. В процессе поворота снижается вероятность столкновения паруса со штагом. Если бушприт достаточно длинен, при повороте парус можно проводить внутри от галс-оттяжки, между галс-оттяжкой и штагом.

Можно ли использовать нормальный спинакер-гик?

Да. Фактически многие современные однокорпусники ставят свои асимметрики обычным образом. Брас, идущий через внешний конец спинакер гика, играет роль галс-оттяжки. Использование обычного спинакер-гика позволяет на более полных курсах, когда вымпельный ветер отходит к корме, вынести галсовый угол на ветер из ветровой тени грота. Это делает асимметричный спинакер намного более эффективным на полных курсах. Однако не все разработчики правил позволяют использовать асимметричный спинакер таким образом; некоторые требуют, чтобы галсовый угол был закреплен в диаметральной плоскости.

Как лучше всего поставить асимметричный спинакер?

Проще всего ставить парус на полном бакштаге, когда при постановке он будет в ветровой тени грота. Поместите кису немного в нос от вант. Прикрепите фал, шкоты и галс-оттяжку, проведя их так, как изображено на схеме. (Удостоверитесь, что фал – снаружи и перед штагом). Подберите галс-оттяжку так, чтобы галсовый угол после подъема был в 3-4 футах от палубы. Шкот оставьте хорошо растравленным, но оберните вокруг лебедки. Быстро выберите фал. Когда парус полностью поднят, настройте шкот. Вы можете использовать специальный легкий чехол в виде рукава, чтобы предохранить парус от наполнения во время подъема.

Как настраивать парус?

Травите шкот до начала заполаскивания вдоль передней шкаторины паруса. Чуть подберите, чтобы прекратить заполаскивание. Периодическое заполаскивание – это хорошо; оно показывает, что парус – на грани заполаскивания. Как для других парусов, наиболее распространенной ошибкой является перебор паруса. Если есть сомнения – потравите шкот. На близких к галфвинду курсах, подберите галс-оттяжку, чтобы уменьшить прогиб передней шкаторины. Это сместит пузо вперед и откроет заднюю шкаторину. Чем больше набита галс-оттяжка, тем ближе форма паруса к генуе. Хотя это зависит от силы ветра и условий, для которых предназначен парус, на легком ветру вы можете использовать большинство асимметричных спинакеров на курсах вплоть до 50 градусов относительно вымпельного ветра. На фордевинде и бакштаге потравите галс-оттяжку, дайте галсовому углу подняться на 4-6 футов над от палубой. Это позволит парусу подняться вверх, и развернет переднюю шкаторину на ветер, выведя ее в сторону из ветровой тени грота. При этом парус приобретет более симметричную, похожую на спинакер форму. Другой полезный прием на полных курсах заключается в применении оттяжки спинакер-шкота или перемещении блока шкота вперед. (См. рис.) Это не позволит шкотовому углу подниматься вверх, раскрывая заднюю шкаторину, и делает парус более симметричным и мощным.

Диапазон курсов, на которых вы можете использовать парус, в большой степени зависит от силы ветра. Чем слабее ветер, тем острее вам следует идти, чтобы сохранять асимметричный спинакер наполненным и дающим полезную тягу. Чтобы найти оптимальный угол при данной скорости ветра, начинайте медленно уваливаться из положения, когда парус наполнен и тянет, до момента, когда шкотовый угол начнет падать и натяжение шкота начнет слабеть, затем приведитесь, чтобы парус надулся и затвердел. Это оптимальное положение изменяется со скоростью. Следует приготовиться идти полнее на порывах, а если ветер скисает, то следует идти круче. Если позволяют правила, то на фордевинде парус можно поставить на бабочку. Большую помощь при этом окажет спинакер-гик. Он стабилизирует парус, увеличивает его полезную площадь, и позволяет маневрировать в более широком диапазоне курсовых углов без опадания паруса.

Как менять галс?

Асимметричные спинакеры годятся только для поворота фордевинд, оверштаг для них не подходит. Начинайте с полностью нагруженным парусом. Медленно уваливайтесь, травя шкот плавно и быстро, но не допуская опадания паруса. Цель заключается в том, чтобы, используя натяжение шкота, во время маневра удерживать парус прямо перед лодкой. Если парус не будет достаточно растравлен к моменту чистого фордевинда, он ослабнет и упадет на штаг. Когда лодка проходит фордевинд, полностью травите старый шкот и выбирайте новый. Парус проходит снаружи и перед штагом. Если Вы имеете достаточно длинный бушприт и дует довольно сильно, вы можете попробовать сделать поворот фордевинд, проведя парус изнутри от галс-оттяжки, как стаксель – так называемый “внутренний фордевинд”, в отличие от описанного выше “наружного фордевинда”. Независимо от того, какой способ вы используете, поворачивайте с бакштага до бакштага. Не останавливайтесь в середине поворота, иначе вы предоставите парусу возможность обвернуться вокруг штага. Чем слабее ветер, тем острее бакштаги которыми вы должны идти в начале и в конце поворота. При совсем слабом ветре вам, возможно, придется руками обнести парус вокруг штага.

Как его убрать?

Увалитесь до полного бакштага, лучше всего на 10-20 градусов выше фордевинда. Захватите шкот прямо перед гиком грота. Полностью отдайте галс-оттяжку и соберите парус в ветровой тени грота. Травите фал с такой скоростью, с какой вы можете собирать парус. После того как соберете парус, уберите его внутрь яхты. Убрать парус в кису позже будет легче, чем пытаться сделать это на палубе на хорошем ветру. Парус можно также сложить, отдав шкот и захватив парус рукой прямо за нижнюю шкаторину или за галс-оттяжку. Чтобы предохранить парус от раздувания в процессе уборки, при наличии чехла-рукава его предварительно стягивают вниз. Отдайте шкот и стяните рукав вниз, затем действуйте как описано выше.

На каких курсах можно нести асимметричный спинакер?

Это зависит как от конструктивных особенностей паруса, так и от скорости ветра. Чем более плоским и похожим на геную (то есть более асимметричной формы) делается парус, тем острее курс, на котором его можно нести. Более симметричные (спинакероподобные) формы используются в более полных парусах с большей площадью, для улучшения их качества на бакштагах и фордевинде. Все дело в том, чтобы найти такой баланс между этими крайностями, который соответствовал бы назначению паруса; иначе следует обзавестись несколькими асимметриками для разных целей. Как отмечалось в разделе о настройке, чем легче ветер, тем круче вы можете идти, независимо от конструкции паруса. Углы около 50 градусов к вымпельному ветру вполне обычны для ветра в 9-10 узлов. Проблемы для большинства асимметричных спинакеров, особенно на обычных водоизмещающих однокорпусных судах, начинаются при 10-14 узлах ветра при попытке плыть более полным курсом (больше, чем 135 градусов к вымпельному). На этих курсах и скоростях парус попадает в ветровую тень грота. Это как раз тот случай, когда наличие спинакер-гика и возможность вынести галсовый угол из ветровой тени грота на чистый ветер, может себя показать. На более сильных ветрах асимметрики остаются наполненными и тянут на все более и более полных курсах. На чистом фордевинде асимметричный парус может действительно быть стабилизирован, только будучи поставлен на бабочку со спинакер-гиком в шкотовом углу.

Являются ли асимметричные спинакеры столь же быстрыми, как обычные спинакеры?

Эти паруса лучше для близких к галфвинду курсов, на полном бакштаге и фордевинде они не так хороши. Это значит, что они лучше всего работают на современных однокорпусниках и многокорпусниках. Эти лодки идут достаточно быстро для того, чтобы иметь вымпельный ветер с передних четвертей; по вымпельному ветру они всегда идут в бейдевинд. Более медленные водоизмещающие яхты при скорости истинного ветра от 10 до 14 узлов не могут идти столь же быстро. Это означает, что вымпельный ветер не намного острее истинного, и для получения максимальной скорости под ветер следует идти более полным курсом. Дополнительная скорость, полученная при движении более острым курсом не компенсирует увеличение проходимого при этом расстояния. Этот диапазон можно увидеть на полярной диаграмме скорости, показываемой яхтенным компьютером. Чем легче и быстрее лодка, чем больше проекция ее скорости на направление ветра, тем дольше она способна идти в бейдевинд к вымпельному ветру, тем эффективнее использование асимметричного спинакера. Бушприт также помогает, потому что парус может быть больше и его можно нести еще дальше от грота.

Дэвид Флинн, журнал «Парусный мир», США, 2000г.

k-sails.com

Спинакер где устанавливают? Что такое спинакер на яхте?

В социальной сети «Одноклассники» популярна игра «Выбирайка». В ней имеется вопрос с вариантами ответов: «Где устанавливают спинакер: яхта, прорубь?» Уровень вопроса 345 свидетельствует об убеждении авторов игры, что редко кто знает правильный ответ на него. Попробуем разобраться в сути этого термина и связанных с ним понятий.

Основные понятия

Прежде чем выяснить, что такое спинакер, где устанавливают его и зачем он нужен, обратимся к определениям. Из свободной энциклопедии «Википедия» выясняем, что спинакер – это дополнительный парус для яхты или другого плавательного средства, который изготовляется из легкой и прочной ткани, форму имеет выпуклую и применяется по принципу парашюта.

Спинакерами укомплектовываются многие яхты, особенно гоночные крейсерские. Их использование на парусных регатах украшает соревнования и придает им зрелищности, поскольку это красивый, большой и привлекающий взгляды зрителей парус. Недаром именно на нем обычно размещают рекламные материалы.

Спинакер где устанавливают?

Этот легкий парус дает хороший эффект на полных курсах от фордевинда до галфвинда. При выходе из мест стоянки обычно используют только основные паруса — грот и стаксель. Спинакер же ставят в большинстве случаев на ходу яхты для достижения максимальной скорости при переходе с острого на полный курс или уже при следовании полным курсом. Площадь этого паруса сравнима или превышает обмерную площадь штатных парусов яхты. Поэтому и благодаря жестким условиям его постановки на полном ходу постановка спинакера – дело рискованное. Недаром матрос, участвующий в данном процессе, должен быть одет в спасательный жилет и быть обвязан страховочным концом.

Для успешной постановки спинакера необходимо тщательно подготовить его путем укладки специальным образом в заранее приготовленный жесткий мешок из непромокаемой ткани, приспособленный пакет-короб или пластиковое ведро. Существует два основных способа укладки.

При первом способе ее начинают с середины нижней части паруса таким образом, чтобы из упаковки торчали сначала нижние его углы, а сверху его фаловый угол. Матрос, устанавливающий спинакер, должен не ошибиться при разборке углов и правильно заложить фал и брасы. Правильно уложенный в упаковку парус спинакер ставится легко и без задержек. При втором способе разложенный спинакер постепенно собирают к центральному шву аккуратными вертикальными складками в длинную колбаску, которую потом укладывают змейкой в пакет по размеру упаковки. Этот пакет укладывают в мешок, оставляя торчащими два нижних угла и сверху один верхний угол. Лучше перевязать пакет тонкой, но прочной ниткой, под которую закладывают линь. После подъема спинакера в свернутом виде за фаловый угол тянут за линь, он разрывает нитку - и парус раскрывается, наполняясь ветром.

Первый способ постановки спинакера

Итак, спинакер где устанавливают? Первый способ - от штага. Сначала выносят мешок со сложенным парусом на бак перед штагом и закрепляют его на палубе. Потом крепят фал, брас и шкот за соответствующие углы паруса, торчащие из мешка. Следят, чтобы эти элементы крепежа не запутались с другими снастями. Один из ноков спинакер-гика посредством оковки «клюва» прикрепляют к бугелю на мачте и выстреливают с наветренной стороны впереди вант. К другому ноку гика крепят брас или кренгельс галсового угла паруса с закрепленным в его клюве брасом. Если есть оттяжка и топенант, то их тоже крепят к спинакер-гику. После этой подготовки по команде «Ставить спинакер!» один матрос быстро выбирает и крепит спинакер-фал, другой матрос, находясь на баке, удерживает парус при подъеме, предотвращая его преждевременное раскрытие и сброс на воду. Одновременно он расправляет боковые шкаторины. После полного вытягивания спинакер-фала устанавливают спинакер-гик горизонтально, используя оттяжку и топенант. Одновременно выбирают брас и шкот, помогая парусу наполниться ветром.

Другой способ

Есть и более удобный способ установить спинакер. Где устанавливают его в этом варианте? Ответ: от вант. Для килевых яхт спинакер ставят у подветренных вант, для швертботов — в пространстве между наветренными вантами и мачтой. При этом наличие матроса на баке требуется только для установки спинакер-гика. Да и эту операцию часто можно выполнить заранее. Удобство при этом способе заключается в том, что раннему раскрыванию дополнительного паруса препятствует прикрывающий его грот.

Хождение под спинакером

Невозможно до конца выяснить вопрос, что такое спинакер на яхте, без уяснения, как его носить. А это довольно сложная задача. Необходимо постоянно регулировать шкот и брас этого паруса, то выбирая, то потравливая их, чтобы он был наполнен ветром. Следуя курсом фордевинд, необходимо как можно сильнее травить шкот и выбирать брас так, чтобы спинакер-гик был направлен практически по одной линии с направлением грота-гика. В таком положении спинакер выходит из-за грота и лучше работает. Признаком хорошей работы паруса является то, что он уходит далеко вперед и становится пузатым. В таком положении яхта набирает хорошую скорость. Признаком того, что выбирать брас больше нельзя, является заваливание наветренной шкаторины спинакера и ухудшение его пузатости. С другой стороны, если перебран шкот, то подветренный край паруса слишком близко подходит к гроту, стекающий с него воздух мешает работе грота, который заполаскивается, что вынуждает подбирать гика-шкот. В результате скорость яхты снижается.

Смена галса

Когда ветер слабый, спинакер на курсе фордевинд может не заполняться ветром и не стоять. В этих случаях желательно поменять галс. Если и это не заставляет парус работать, то следует взять курс бакштаг. Путь яхты удлиняется, но выигрыш возможен за счет увеличения скорости яхты, поскольку на этом курсе спинакер меньше загораживается гротом и работает даже на слабом ветре. На курсе бакштаг регулировкой браса и шкота устанавливают спинакер-гик в положение, промежуточное между наветренным вантом и штагом.

Смену галса при несении спинакера проводят методом фордевинд. При этом необходимы четкие согласованные действия почти всей команды – рулевого и матросов, управляющих спинакером и гротом. В этом случае удается сменить галс без рывков, не теряя наполненности ветром спинакера и, следовательно, без потери скорости. Но такой результат достижим только путем многократных тренировок членов команды под руководством опытного шкипера.

Смену галса оверштаг при несении спинакера не производят.

Снятие спинакера

При необходимости поменять курс круче бакштаг, а это при проведении соревнований бывает часто, приходится спинакер убирать. Это непростая операция, особенно при сильном ветре. Парус убирают прямо в кокпит, быстро потравливая спинакер-фал, при этом один матрос со средствами страховки должен убирать мякоть паруса, не давая ему вновь наполниться ветром. Если матрос не будет поспевать за скоростью протравливания фала, то парус упадет в воду. При этом возможен его порыв, или он утонет. Поднятие паруса на палубу необходимо выполнять только за один угол и быстро. Иначе он будет действовать как плавучий якорь и скорость яхты упадет.

Разновидности спинакеров

В яхтенной практике встречается много различных типов этого паруса, отличающихся формой, покроем, площадью и другими признаками. Для одной и той же яхты используют разные спинакеры при разной силе ветра. При слабом ветре применяют наиболее пузатый парус с большой площадью. В штормовую погоду можно использовать специальный штормовой спинакер, наиболее плоский и наименьший по площади. Так же более плоский и меньшего размера парус применяют на курсах галфвинд, поскольку в этом случае обычный спинакер мешает работе грота и тормозит, цепляя нижней шкаториной за волны.

Похожий парус

Наряду с означенным на яхтах применяют и другие дополнительные паруса. Похожими по назначению являются генакер и спинакер. Генакер - это парус несимметричной формы, средний по размеру между парусами генуя и спинакер. Кстати, название «генакер» и произошло от сочетания этих двух слов.

По сравнению со спинакером генакер имеет ряд преимуществ. Во-первых, он приводит к меньшему крену яхты при той же тяге (кроме курса фордевинд). Во-вторых, при несении генакера существенно легче и безопаснее управлять яхтой в критических ситуациях и на поворотах. В-третьих, этот парус можно использовать в более широком спектре курсов, чем спинакер.

Недостатком является то, что при использовании генакера при слабом ветре на курсе фордевинд лодка идет хуже, чем под спинакером.

Распутать спинакер

Фото здесь и в начале статьи показывают, что при несении спинакера, особенно в ходе соревнований, при недостаточной опытности команд, часто возникают курьезные случаи запутывания паруса. Такая ситуация возникает, когда из-за ошибки в действиях команды спинакер (или генакер) при выполнении поворота перехлестывается в центральной части, обвисает, прилипает к штагу и не может самостоятельно наполниться ветром. В результате парус принимает вид, похожий на известную часть женского белья. Требуется вмешательство двух-трех членов команды и приложения немалых стараний, чтобы волнообразными движениями, держа парус за нижнюю часть спинакер-фала, заставить его распутаться и раскрыться под действием ветра.

После прочтения данной статьи, надеемся, ни у кого не возникнет сомнения, как ответить на вопрос: «Где устанавливают спинакер: яхта, прорубь?» Естественно, первый вариант.

fb.ru

Где устанавливают спинакер?

Спинакеры устанавливаются почти на каждую яхту. Особенно установление спинакеры популярно на яхтах, которые предназначаются для гонок.

Их применение позволяет украсить внешний вид яхты, так как такой парус очень привлекает внимание зрителей. Очень часто различные кампании размещают свою рекламу именно на спинакере. Такой легкий парус предоставляет возможность хорошего результата на полных курсах от галфвинда до фордевинда. Когда яхта выходит со стоянки, как правило, изначально раскрываются основные паруса (стаксель и грот).

На 11 секунде видео поставили спиканер (дополнительный парус). Часто на нём есть реклама спонсоров мероприятия.

В основном, спинакер устанавливает на ходу судна, для того чтобы достичь большой скорости при переходе на полный курс. Площадь спинакера намного больше, чем площадь основных парусов. Очень важно знать, как правильно устанавливать спинакер, так как это достаточно рискованная работа. Матрос, который занимается установкой такого паруса, обязательно должен быть одет в спасательный жилет и иметь страховку.

А здесь на видео (Непокорный спинакер), вообще произошёл срыв спинакера:

На вопрос: Где устанавливают спинакер?  

Ответ: Яхта

Существует несколько способов установки спинакера. Первый способ заключается в установке спинакера от штага. Для начала необходимо вынести мешок, в котором находится парус, и положить его перед штагом. Далее необходимо закрепить мешок на палубе. За торчащие углы из мешка крепятся брас, фал и шкот. Обязательно нужно следить за тем, чтоб такие крепления не спутывались.

Сколько углов у спинакера вы можете наблюдать на картинке:

Парус устанавливают несколько человек, которые имеют опыт в данной деятельности и знают правильную технологию установки. При раскрытии, парус ни в коем случае не должен попасть в воду. Одновременный выбор шкота и браса, поможет парусу наполниться ветром.

Второй способ установки спинакера является более простым и удобным. Данный способ подразумевает установку паруса от вант. Если яхта килевая, то спинакер устанавливается у вант, которые располагаются под ветром. Для швертбортовых яхт спинакер устанавливается между мачтой и вантами. Матросы устанавливают только спинакер-гик. Данная установка осуществляется заранее. Такая установка является более удобной, по той причине, что преждевременное раскрывание паруса невозможно, так как ему мешает грот.

Спинакер — что такое это такое?

Спинакер – это легкий дополнительный парус, который имеет принцип парашюта. Форма спинакера выпуклая, и изготавливается из прочной и легкой ткани.

Перед установкой спинакера необходимо тщательно подготовить его укладку. Спинакер укладывается в специальный жесткий мешок, который не промокает.

Существует несколько способов укладки спинакера. Первый способ подразумевает способ укладки, который начинается с нижней части спинакера так, чтобы из упаковки выглядывали нижние углы и фаловый угол. Матрос, который будет устанавливать спинакер должен знать, как правильно разбирать углы. Если спинакер бы сложен правильно, то его установка не требует особых усилий.

Второй способ  подразумевает укладку спинакера к центральному шву и вертикально расположенными складками. Готовый собранный парус укладывают в пакет, который соответствует его размерам.  Далее пакет укладывается в мешок так, чтоб с него торчали два нижних угла, а сверху 1 верхний угол. Пакет можно перевязать тонкой, но прочной ниткой. Под нитку подкладывается линь. Когда спинакер будет поднят, линь тянется за фаловым углом, нитка разрывается и парус открывается.

Если ветер имеет слабую силу, то по курсу фордевинд спинакер может, не заполнятся ветром. В таких ситуациях специалисты рекомендуют сменить галс. Если смена галса не помогает, то необходимо сменить курс на бакштаг. Данный курс подразумевает увеличение пути яхты, но он сможет помочь заново расправить спинакер. Смену галса необходимо согласовать со всеми членами команды, так как это сложная процедура. Если члены команды дают согласие, то смена гласа пройдет без рывков и без снижения скорости.

При проведении различных соревнований, бывает ситуация, когда необходимо снять спинакер. Такой процесс достаточно сложный, особенно если дует сильный ветер. Спинакер должен убираться в кокпит, при этом 1 матрос должен убирать мякоть спинакера, чтобы он снова не наполнился ветром. Матросы обязательно должны одеть страховку.

Если допустить ошибки в протравливании фала, то парус может упасть в воду. Если случилась такая ситуация, то парус необходимо быстро поднять на палубу. При этом парус необходимо тянуть только за один угол. Если применять другую процедуру, то парус может стать якорем и снизить скорость яхты.

Спинакеры бывают различных видов, которые отличаются по форме, площади и покрою.

При различной силе ветра для одной яхты используют несколько видов спинакеров.

Если ветер слабый, то лучше использовать спинакер с большой площадью и выпуклой формой. При сильном ветре используется специальный парус, который предназначен для применения в штормовую погоду. Такой парус имеет маленькую площадь и плоскую форму. По курсу галфвинд также применяют плоский парус, по той причине, что стандартный спинакер будет тормозить и мешать работе грота.

Если команда не имеет достаточного опыта раскрытия спинакера, то он может запутаться.  Такие случаи бывают тогда, когда команда совершает ошибки в установке спинакера и при повороте центральная часть закручивается. Распутыванием паруса должны заниматься несколько членов команды, так как эта трудоемкий процесс. Распутывание происходит с помощью держания нижней части спинакера и волнообразных движений. Такой процесс позволит с легкостью распутать парус, для того чтобы он заново наполнился ветром.

yachtrus.ru


Смотрите также