Синтаксис что это такое


Что такое синтаксис в русском языке?

Си́нтаксис (др.-греч. σύν-ταξις — состав­ле­ние) — раз­дел линг­ви­сти­ки, изу­ча­ю­щий стро­е­ние и функ­ци­о­наль­ное вза­и­мо­дей­ствие раз­лич­ных частей речи в пред­ло­же­ни­ях, сло­во­со­че­та­ни­ях и про­чих язы­ко­вых еди­ни­цах.

Что такое синтаксис?

Язык — основ­ное сред­ство обще­ния людей. Язык тес­но свя­зан с мыш­ле­ни­ем и созна­ни­ем чело­ве­ка. Свои мыс­ли, а затем и речь мы обле­ка­ем в сло­ва и пред­ло­же­ния. Знания об окру­жа­ю­щем мире, кото­рые люди при­об­ре­та­ют в про­цес­се тру­до­вой, иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти закреп­ля­ют­ся в язы­ке — в сло­вах и сло­во­со­че­та­ни­ях, кото­рые фор­ми­ру­ют пред­ло­же­ние. Раздел язы­ко­зна­ния, нося­щий  назва­ние «син­так­сис», зани­ма­ет­ся изу­че­ни­ем сло­во­со­че­та­ний и пред­ло­же­ний, из кото­рых стро­ит­ся наша речь.

Синтаксис изу­ча­ет под­чи­ни­тель­ные свя­зи в сло­во­со­че­та­нии, сво­бод­ные и несво­бод­ные сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ние с точ­ки зре­ния его соста­ва и стро­е­ния. В веде­нии син­так­си­са так­же нахо­дят­ся чле­ны пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, виды про­стых пред­ло­же­ний и слож­ных.

Изучая син­так­сис рус­ско­го язы­ка мы научим­ся раз­ли­чать слож­но­со­чи­нен­ные, слож­но­под­чи­нен­ные и бес­со­юз­ные пред­ло­же­ния, поль­зо­вать­ся ими в пись­мен­ной и уст­ной речи.

Видеоурок «Синтаксис и пунктуация»

Обучающий материал

russkiiyazyk.ru

синтаксис - это... Что такое синтаксис?

  • Синтаксис — СИНТАКСИС. Определение С. В определениях С. отражены три основных направления в изучении грамматики (см.) в целом направления логическое, психологическое и формальное. Так, наиболее распространенными определениями С. являются: 1) определение его… …   Литературная энциклопедия

  • СИНТАКСИС — (греч., от syn вместе, и taxis порядок). Часть грамматики, излагающая правила соединения слов и самих предложений для выражения мысли. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИНТАКСИС [гр. syntaxis… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Синтаксис —     СИНТАКСИС отдел грамматики, заключающий «учение о предложениях» по одним, «учение о словосочетаниях» по другим и «учение о значении форм слов и классов слов» по третьим. Определение синтаксиса тормозится трудностью определения предложения (см …   Словарь литературных терминов

  • СИНТАКСИС — (от греч. syntaxis построение, порядок) раздел семиотики, исследующий структурные свойства систем знаков, правила их образования и преобразования, отвлекаясь от их интерпретации (которую исследует семантика). С. формализованного языка называют… …   Философская энциклопедия

  • Синтаксис — набор правил построения фраз алгоритмического языка, позволяющий определить, осмысленные предложения в этом языке. См. также: Синтаксис языков программирования Языки программирования Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • СИНТАКСИС — (от греческого syntaxis построение, порядок), 1) способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения, способы порождения высказываний как части текста; типы, значения словосочетаний,… …   Современная энциклопедия

  • СИНТАКСИС — (от греч. syntaxis построение порядок),1) способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения; типы, значения и т. п. словосочетаний и предложений.2) Раздел грамматики, изучающий эту… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СИНТАКСИС — СИНТАКСИС, синтаксиса, мн. нет, муж. (греч. syntaxis составление) (линг.). Отдел грамматики, изучающий предложение, словосочетания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • СИНТАКСИС — СИНТАКСИС, а, муж. 1. Раздел грамматики наука о законах соединения слов и о строении предложений. 2. Система языковых категорий, относящихся к соединениям слов и строению предложений. С. словосочетания. С. предложения. С. текста. С. разговорной… …   Толковый словарь Ожегова

  • СИНТАКСИС — муж., греч., грам., словосочиненье. Синтаксическия правила. Синтезис, ·лог. разбор от начала к последствиям, от частностей к общему. Синтетический способ разысканий, ·противоп. аналитический, разлагающий целое на части его, доходяший от явлений к …   Толковый словарь Даля

  • Синтаксис — (греч. suntaxiV строй, система , в грамматике конструкция, грамматический строй речи ) в европ. грамматике этимтермином обозначалась та часть ее, которая рассматривает законысочетания отдельных слов в целые предложения. Современная… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

dic.academic.ru

Что такое синтаксис?

Сложный русский язык изучают множество разделов наук: орфография, орфоэпия, морфология и многие другие. Эта статья поможет понять, что такое синтаксис и что он изучает.

1

Что такое синтаксис?

Синтаксис — раздел науки о языке, который занимается изучением строения и связей между частями речи в словосочетаниях и предложениях.

В темы, которые изучает синтаксис, входят следующие:

  • Построение и состав предложений и словосочетаний
  • Виды связей слов внутри синтаксических единиц
  • Различные типы синтаксических единиц и их роль в языке
  • Главные и второстепенные члены предложения, грамматическая основа

Наука синтаксис появилась только в 19 веке, хотя предпосылки развития были еще в античные времена. В разные времена существовали разные понятия о главной синтаксической единице. Когда-то считалось, что это предложение или словосочетание, а в другое время за неё принимали текст целиком.

2

Единицы синтаксиса

Существуют три основные синтаксические единицы:

  1. Словосочетание—два и более слова, связанные между собой подчинительной связью. Используется с целью описания или наименования чего-либо, а не средством повествования. Оно не выражает полную и законченную мысль. Словосочетаниями не являются те слова, которые являются подлежащим и сказуемым или имеющие сочинительную связь. Например, «Дождь идет» или «умный и красивый».
  2. Предложение—целостная единица языка, которая обладает смысловой нагрузкой и служи для формирования и выражения мысли.В русском языке выделяют простые и сложные предложения. Простые состоят только из подлежащего и сказуемого, а в сложных присутствуют еще и второстепенные члены предложения: определения, дополнения, обстоятельства.
  3. Члены предложения. Синтаксис изучает члены предложений и их роль в тексте, поэтому они также могут считаться синтаксической единицей, Одно слово может быть различным членом в разных предложениях в зависимости от формы слова и словосочетаний. В предложениях могут присутствовать главные и второстепенные члены.

3

Связи в синтаксисе

В словосочетаниях и предложениях все слова и части сложных предложений связаны друг с другом. Всего существует два типа синтаксических связей:

Сочинительная. Она связывает между собой равноправные единицы. При такой связи части предложения могут быть разделены или удалены и от этого не пострадает смысл предложения. Например, предложение «Снег кружился медленно и плавно» можно без труда поделить на два самостоятельных. Снег кружился медленно. Снег кружился плавно.

Подчинительная. Связывает части предложений, одна из которых является главной, а другая зависимой от нее. От независимой части всегда можно задать вопрос к зависимой. Например, «Солнце, которое уже садилось, продолжало освещать берег». Солнце какое?

Таким образом, синтаксис является одной из важнейших частей изучения русского языка, потому что именно он определяет связи меду словами и предложениями.

sovetclub.ru

Синтаксис - это... Что такое Синтаксис?

Си́нтаксис

(от греч. σύνταξις — построение, порядок) — 1) характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц; 2) раздел грамматики, изучающий процессы порождения речи: сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения, а также общие свойства предложения как автономной единицы языка и высказывания как части текста.

Объект синтаксиса как области языкознания составляют те механизмы языка (морфологические, фонетические, композиционные и другие), которые обеспечивают переход от языка к речи, способы образования из конечного числа исходных языковых элементов (слов, словоформ, словосочетаний, предложений) бесконечного множества речевых произведений (интонационно оформленных высказываний, способных входить в состав текста). Синтаксис исследует и формулирует правила речеобразования. В соответствии с этапами синтезирования речи, на каждом из которых происходит создание не только более сложных, но и наделённых новым качеством единиц, синтаксис членится на три комплексных раздела. В первом — синтаксисе частей речи (словосочетания, присловных связей, синтагматический синтаксис) — изучаются сочетательные возможности слова (синтаксические валентности), способы их реализации (согласование, управление, примыкание и др.) и выражаемые ими отношения (атрибутивное, комплетивное и т. п.). Во втором разделе синтаксиса — синтаксисе предложения — описываются внутренняя структура, коммуникативные типы (сообщение, вопрос, побуждение), предикативность и модальность, семантика и синонимические преобразования (например, замена придаточного причастным оборотом) простого и сложного предложения как целостной предикативной и полипредикативной единицы, а также виды и способы выражения отношений, формирующих сложное предложение, — сочинения и подчинения. Словоформы и словосочетания рассматриваются в качестве компонентов предложения (см. Члены предложения). Набор модальных, временны́х и других форм предложения иногда рассматривается как его парадигма. В третьем разделе исследуется актуализация предложения, т. е. те модификации, которые оно претерпевает при вхождении в диалогический или монологический текст, — актуальный синтаксис, синтаксис текста. В этом разделе изучаются также правила адаптации предложения к контексту (прономинализация, эллипсис, изменение порядка слов, метатекстовые вводные слова типа «поэтому», «однако», «следовательно»), с одной стороны, и к ситуации речи, с другой (референция имён и именных выражений, авторизация и адресация высказывания). Вся перечисленная проблематика исследуется в синхронном и диахроническом аспектах. Исторический синтаксис изучает общие закономерности эволюции синтаксического строя языка, конкретных языков и групп языков, составляя один из разделов исторической грамматики.

Основную методику синтаксических исследований составляют процедуры синтеза (порождения, распространения, развёртывания) и анализа (членения, сегментации, свёртывания). Методика развёртывания (синтеза) слова как члена лексико-грамматического класса или подкласса, действуя в направлении от простого к сложному, определяет валентностный (сочетательный) потенциал слова, типы и способы выражения его синтаксических отношений с другими словами. Сегментация (анализ) предложения, его последовательное расчленение на непосредственно составляющие (см. Непосредственно составляющих метод) выявляет иерархию реализуемых в предложении синтаксических функций (членов предложения). Каждой функции (члену предложения) соответствуют определённые синтаксические позиции — места в структуре предложения, причём в определение позиции часто вводится семантическая характеристика формирующих данную позицию компонентов предложения. Применительно к позиционной структуре предложения используется метод субституции, служащий для определения круга слов и конструкций, способных занимать то или иное синтаксическое место. Этот приём дополняет методику развёртывания слов, поскольку замещение синтаксической позиции не всегда связано с валентностным аспектом синтаксиса. Особенно свободны и далеки от валентностной сочетаемости отношения между подлежащим и сказуемым. Метод транспозиции — перенос слов и словосочетаний из одной синтаксической позиции в другую — позволяет описать отношения между формой слова (или словосочетания) и его синтаксической функцией. Формальные преобразования в этом случае включают не только грамматические изменения, но и механизмы словообразования. Особую роль играет переключение предложений в именные позиции (номинализация предложений), например: «Студенты сдали экзамены» → «Сдача экзаменов студентами кончилась» → «Студенческие экзамены кончились». Количество формальных изменений при переходе слова или сочетания слов в другую синтаксическую позицию отражает «маневренность» синтаксического строя языка. Изолирующие языки, а также аналитические языки (см. Аналитизм) с развитой конверсией обладают более маневренным синтаксисом, чем языки синтетического строя (см. Синтетизм).

Позиционная структура предложения может быть зафиксирована в той или иной формальной записи. Абстрактная репрезентация предложения характеризует метод синтаксического моделирования, который обеспечивает описание неограниченного множества конкретных предложений. Модель предложения может отражать разные аспекты его исследования или разные концепции языка и синтаксиса. Она может быть ориентирована на его логический аспект, например «S есть P» (в представлении формальной логики) или f (х, у) в представлении математической логики (см. Логическое направление); она может быть представлена как отношение коммуникативно релевантных составляющих темы и ремы (см. Актуальное членение предложения) или описываться в терминах синтаксических функций (членов предложения), в терминах морфологических форм слов (например, «сущ. в им. п. + глагол в личной форме + сущ. в вин. п.»); она может фиксировать его семантическую структуру (например, «агенс + действие + пациенс») или противопоставлять модальный (субъективный) компонент предложения его собственно семантической (объективной) части (модус + пропозиция). Иерархию связей и их направление отражает дерево составляющих, например: «Дровосек рубит дерево» — (S — символ предложения, NP — именная группа, VP — глагольная группа). Этой же цели служит упорядоченная актантная структура предиката, различающая порядок актантов (1‑й актант — подлежащее, или субъект, 2‑й актант — прямое дополнение, 3‑й актант — косвенное дополнение, и т. д.). Актантная структура предложения, введённая в синтаксис Л. Теньером, в общих чертах отражает модель управления (в широком смысле) глагола. Для одних видов анализа важен принцип членения предложения на составы, его бинарность, для других — выбор его вершины. В описательных грамматиках абстрактные модели предложения дополняются правилами перекодирования, позволяющими перейти от абстрактной схемы к реальному предложению. Соотношение исходных формул и правил их конкретизации различает статический и динамический подходы к описательному синтаксису. В первом случае в синхронном описании предпочитается увеличение количества исходных структур; во втором случае оно сводится к минимуму, но даются правила вывода сложных структур из простых в виде правил трансформации (см. Трансформационный метод). В динамических моделях трансформационного типа применяются правила топикализации (оформление темы сообщения), предикативизации (оформление сказуемого или ремы), релятивизации (введение придаточного относительного), рефлексивизации (употребление возвратного местоимения), номинализации и др. Определить границы действия тех или других правил помогают экспериментальные методы, которые состоят в пробах на сохранение грамматической правильности при замене одного элемента предложения другим, исключении или введении компонентов, перефразировании и т. п. Эвристическая ценность этих методов состоит, в частности, в обнаружении неоднозначности исходных синтаксических конструкций.

Термин «синтаксис», впервые использованный стоиками (3 в. до н. э.), был отнесён к наблюдениям над логическим содержанием высказываний. Однако интерес к категориям синтаксиса присутствовал уже у ранних греческих мыслителей и был обусловлен производимым ими логическим анализом речи. В центре внимания античных философов (Протагора, Платона, Аристотеля и других, позднее — стоиков) находился «логос» (λόγος) — понятие, нерасчленённо относимое к речи, высказыванию, предложению, суждению, законченному тексту (например, к «Илиаде»). Поэтому ранние синтаксические воззрения основывались на свойствах целостных речевых единиц. Первыми синтаксическими операциями были: 1) классификация высказываний по их коммуникативной цели, 2) членение предложения-суждения на основные части, 3) определение отношений между частями сложного периода. Среди высказываний различались: вопрос, ответ, поручение, просьба (Протагор, 5 в. до н. э.), утверждение, отрицание, повествование, побуждение (Аристотель), отрицательные и утвердительные предложения (аксиомы), общий и частный вопрос, повеление, заклинание, клятва, высказывание-обращение (стоики). Дальнейшему анализу подвергались только повествовательные предложения, выражающие суждение (истину или ложь). Исходя из тезиса о тождестве между мыслью и её речевым выражением, Платон и его последователи расчленяли суждение-предложение на две части: имя (ὄνομα) и глагол (ῥῆμα), понимаемые как языковые выражения субъекта и предиката. Стоики, введшие понятия «обозначаемого», «высказываемого» и «обозначающего», выделяли в составе высказываемого предикат (κατηγόρημα) и падеж (прямой или косвенный). Классифицируя суждения-предложения по типу предиката, они основывались на таких признаках, как переходность​/​непереходность, полнота​/​неполнота, активность​/​пассивность. Стоики же положили начало изучению сложного предложения и организующих его отношений (каузальных, следственных, условных, соединительных, разъединительных). Таким образом, наблюдения над синтаксисом античных философов делались в русле изучения ими речемыслительных процессов. Собственно синтаксическая терминология отсутствовала. Используемые понятия отражали точки пересечения логических, синтаксических и морфологических характеристик.

Перелом в принципах синтаксического анализа зафиксирован в сочинениях Аполлония Дискола (3 в.). Синтаксис Аполлония Дискола имел морфологическую основу. Его исходным пунктом было слово. Синтаксис заключался в описании связей слов и форм слов (падежей) в предложении. Этим было положено начало синтаксису частей речи. Специально системы синтаксических понятий Аполлоний Дискол не предложил. Если античные философы 5—1 вв. до н. э. формулировали свои положения в терминах, обнаруживающих логико-синтаксический (речемыслительный) синкретизм, то синтаксическая терминология Аполлония Дискола сблизилась с морфологической. Различия в ориентации между этими подходами к синтаксису (на универсальные формы мышления или на специфические для конкретных языков морфологические категории), а соответственно также в исходной единице анализа (предложение или слово) и его направлении (от формы к содержанию или наоборот) в существенной мере предопределили особенности синтаксических концепций в лингвистике после приобретения ею автономности (см. Филология). Поскольку предложение, наряду с формально-грамматической организацией, обладает логическим, психологическим и коммуникативным аспектами, синтаксические концепции различаются также и по тому, какому из этих аспектов придаётся ведущая роль. Общее движение синтаксической мысли следовало в направлении от логической к психологической, затем к формально-грамматической концепциям, от которых повернуло к теориям коммуникативным, семантическим и прагматическим.

В ранней лингвистической традиции эпохи универсальных, или философских (спекулятивных), грамматик, сложившихся под влиянием логики поздних схоластов (13—16 вв.) и концепций рационализма 17 в., выразившихся, в частности, в «Грамматике Пор-Рояля» (см. Универсальные грамматики), синтаксис рассматривался как учение о способах выражения мысли и содержал прежде всего описание предложения и его частей (членов предложения). Категории синтаксиса в отличие от морфологических форм считались универсальными. Синтаксис, как содержательная область грамматики, противопоставлялся фонетике и морфологии, изучающим сторону выражения. В русском языкознании это направление развивалось до 2‑й половины 19 в. (М. В. Ломоносов, Л. Г. Якоб, И. И. Давыдов, К. С. Аксаков, Ф. И. Буслаев). В грамматиках синтаксические категории определялись по их способности выражать категории логики: предложение рассматривалось как языковое выражение суждения, подлежащее — субъекта, сказуемое — предиката, сложное предложение — умозаключения. Подчёркивалась целостность изучаемой в синтаксисе речи. Ломоносов определял предложение как «речь, полный разум в себе содержащую». Аксаков называл синтаксисом часть грамматики, «где является жизнь слова, где сознание в слове является цельным и соответствует цельности жизни». Связь с мышлением входила в определение синтаксиса вплоть до начала 20 в. А. А. Шахматов называл синтаксисом ту часть грамматики, которая «рассматривает способы обнаружения мышления в слове». Эта линия развития привела к пониманию синтаксиса как раздела грамматики, в котором явления языка анализируются в направлении от значения (функции) к форме (О. Есперсен). Поскольку предметом синтаксиса считалось актуальное содержание высказывания (данность), синтаксис иногда отождествлялся с методом синхронного анализа и противопоставлялся диахроническому подходу к языку (А. А. Потебня). Во 2‑й половине 19 в. началась психологизация теорий синтаксиса (Х. Штейнталь, Потебня, Г. Пауль, В. Вундт и другие). Психологическое направление, хотя и противопоставляло себя логическому, отличалось от него в основном заменой логической интерпретации содержания предложения и его компонентов на коммуникативно-психологическую. Предложение определялось как соединение в психике говорящего нескольких представлений, возбуждающее в сознании слушающего те же представления и то же их сочетание (Пауль). К психологическому подходу к предложению, таким образом, присоединился коммуникативный. Основным достижением психологического направления считается различение психологического субъекта и предиката и грамматических членов предложения — подлежащего и сказуемого.

В конце 19 в. в связи с пробуждением интереса к национальной специфике языков и исследованием прежде всего морфологии, синтаксис стал определяться как учение о функциях в предложении классов слов. Синтаксис частей речи был продолжением морфологии. В нём основное внимание было сосредоточено на способности слов к распространению и на структуре словосочетания, разновидностью которого считалось и предложение (Ф. Ф. Фортунатов). За пределами синтаксиса частей речи оставались все явления, характеризующие предложение как целостную единицу. Они описывались в своего рода приложении к синтаксису частей речи, органически с ним не связанном. Стремясь преодолеть непоследовательность в членении грамматики, Й. Рис определил синтаксис как учение о сочетаниях слов, описываемых со стороны формы и содержания. Он противопоставлял синтаксису учению о слове. Это общее направление было продолжено В. Матезиусом, определившим синтаксис как учение о средствах и способах комбинации номинативных единиц. Интерес к сочетательным потенциям слова послужил толчком к возникновению учения о синтаксических валентностях (Л. Теньер). В этом же духе представляли себе предмет и задачи синтаксиса и другие лингвистические школы 1‑й половины 20 в.

Сторонники формальной и структурной грамматики понимают синтаксис прежде всего как учение о комбинаторных (валентностных, реляционных, дистрибутивных) потенциях слова — синтагматический синтаксис. Дескриптивисты (см. Дескриптивная лингвистика) видели цель синтаксиса в изучении аранжировки слов (или морфем) в высказывании (или тексте) — дистрибутивный синтаксис. Вариантом дистрибутивного синтаксиса является тагмемика К. Л. Пайка, в которой акцент перенесён на понятие синтаксической позиции (slot). Синтаксис предложения оставался наименее разработанной областью структурной лингвистики вплоть до конца 50‑х гг. 20 в., когда он занял центральное положение в теории порождающих грамматик (см. Генеративная лингвистика, Математическая лингвистика), в которых была сделана попытка объединить все уровни и компоненты языковой структуры без чёткой их дифференциации в единый процесс создания предложения. Порождение предложения начиналось с его так называемой глубинной структуры, представляемой в виде дерева зависимостей. В ходе развития теории и практики порождающих грамматик понятие глубинной структуры постепенно семантизовалось и превратилось в понятие семантической репрезентации предложения. Порождение предложения приняло вид поэтапного преобразования семантической репрезентации в реальную поверхностную структуру и этой последней в конкретное высказывание.

С конца 60‑х гг. 20 в. центр тяжести в синтаксисе начал перемещаться с предложения (модели предложения) как закреплённой в языке структуры к изучению прагматических и семантических свойств высказывания как единицы речи. В этой связи особое значение стало придаваться отрицательному материалу — ограничениям на сочетаемость слов внутри высказывания и высказываний внутри текста.

К сходному кругу проблем пришло и логическое направление в анализе предложения, развиваемое логиками и философами с конца 19 в. (Г. Фреге, Б. Расселом, Г. Райлом, У. О. Куайном, Л. Витгенштейном и другими). Первоначальная задача школы логического анализа состояла в создании такого формального (символического) языка, который смог бы отразить неоднозначность, характерную для предложений естественных языков. В 60‑х гг. 20 в. в область интересов логиков и философов вошла коммуникативная организация предложения, в частности разграничение утверждаемого и пресуппозиций, того, что составляет исходный пункт сообщения (ср. пресуппозиции существования и единственности предмета речи). В центр исследовательских интересов выдвинулось изучение условий функционирования речевых высказываний, возможностей их употребления в разных речевых смыслах и коммуникативных целях. Понятие высказывания расширилось до понятия речевого акта, рассматриваемого в связи с ситуацией общения и коммуникативным контекстом (см. Прагматика).

Исследование сочетаемости слов и общих свойств предложения как единицы языка тесно связано с морфологией, которая иногда определялась как техника для синтаксиса (Н. Я. Марр) и вводилась, совместно с синтаксисом частей речи, в типологические исследования (И. И. Мещанинов, С. Д. Кацнельсон). Описание функционирования высказываний в речи, характерное для лингвистики 2‑й половины 20 в., выводит синтаксис за пределы грамматики в область прагматики и теории коммуникации. Описательные грамматики конкретных языков включают синтагматический синтаксис и синтаксис предложения, различие между которыми иногда представляется через различение двух видов синтаксических единиц: словосочетания как номинативной единицы, функционально эквивалентной слову и, подобно слову, являющейся строительным материалом для предложения, и предложения как единицы коммуникативной, отнесённой к действительности, предикативной (В. В. Виноградов). Известное преувеличение роли словосочетаний в описательном синтаксисе, например в «Грамматике русского языка» (1954), вызвало критику со стороны тех исследователей, которые считают, что словосочетания не входят в предложения в виде готовых блоков, а формируются в процессе порождения речи (Н. Ю. Шведова). В «Русской грамматике» (1980), в основу которой положено понятие формулы предложения и её реализации в виде вариантного ряда (Шведова), синтаксис словосочетания был заменён описанием присловных связей, что увеличило удельный вес лексических значений в синтаксисе.

В 60—80‑х гг. 20 в. наметились следующие тенденции развития синтаксиса:

от изучения формы к исследованию содержания синтаксических единиц, в частности отношения предложения к обозначаемой им ситуации (так называемый семантический синтаксис);

выход за пределы предложения в область дискурса, текста (анализ сверхфразовых единств, абзаца, целостных текстов);

от языка к речи (исследование коммуникативных установок и условий употребления речевых произведений);

от объективных характеристик предложения к субъективной интерпретации высказываний (изучение косвенных речевых смыслов);

от статического синтаксиса к динамическому (изучение процессов функционирования и преобразования единиц синтаксиса);

от правил сочетания (формации) к правилам порождения (трансформации). Эти тенденции укрепили связи синтаксиса с семантикой, словообразованием, логикой, прагматикой, стилистикой и теорией коммуникации.

Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.

les.academic.ru

Синтаксис / Грамматика

К содержанию

Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения.

Из слов и словосочетаний образуются предложения.

Предложение – одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями.

Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонацией и представляет собой отдельное высказывание.

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них:

  • Началась весна. (= Началась весна.)
  • Зеленеет трава. (= Зеленеет трава.)
  • Сумерки. (= Сумерки.)
  • Вечереет. (= Вечереет.)

Предложения бывают простые и сложные. Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу, интонацией и лексическими средствами.

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? (= кто?) или что? (= что?) :

  • Установилась хорошая (что?) погода. (= Установилась хорошая (что?) погода.)
  • (Кто?) Дети вернулись из школы. (= (Кто?) Дети вернулись из школы.)

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? (= что делает предмет?) , что с ним происходит? (= что с ним происходит?) , что он такое? (= что он такое?) , кто он такой? (= кто он такой?) и др.

  • Листья на деревьях пожелтели. (что сделали?) (= Листья на деревьях пожелтели. (что сделали?))
  • Студенты занимаются в читальном зале. (что делают?) (= Студенты занимаются в читальном зале. (что делают?))
  • Москва – столица России. (что такое Москва? что есть Москва?) (= Москва – столица России. (что такое Москва? что есть Москва?))

Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения называются второстепенными.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.

Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? (= какой?) , чей? (= чей?)

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака. Он поясняет сказуемое иди другие члены предложения. Обстоятельство отвечает на вопросы как? (= как?) , каким образом? (= каким образом?) , где? (= где?) , куда? (= куда?) , откуда? (= откуда?) , зачем? (= зачем?) , при каком условии? (= при каком условии?) , почему? (= почему?) , отчего? (= отчего?) , как долго? (= как долго?) и др.

Виды второстепенных членов Вопросы, на которые отвечают второстепенные члены Примеры Дополнение Определение Обстоятельство
вопросы косвенных падежей
  • Учитель дал (кому?) мне задание. Учитель дал (кому?) мне задание.
какой? (= какой?) , чей? (= чей?)
  • На его лице была (какая?) весёлая улыбка. На его лице была (какая?) весёлая улыбка.
как? (= как?) , каким образом? (= каким образом?) , где? (= где?) , куда? (= куда?) , откуда? (= откуда?) , зачем? (= зачем?) , при каком условии? (= при каком условии?) , почему? (= почему?) , отчего? (= отчего?) , как долго? (= как долго?)
  • (когда?) Сегодня русский язык изучает много людей. (когда?) Сегодня русский язык изучает много людей.

Простое предложение, это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа. Она может состоять из:

  • двух главных членов – подлежащего и сказуемого: Кругом лежит снег. (= Кругом лежит снег.)
  • или из одного – подлежащего: Зима. Кругом много снега. (= Зима. Кругом много снега.)
  • или из одного сказуемого: Вечереет. Небо на западе порозовело. (= Вечереет. Небо на западе порозовело.)

К подлежащему и сказуемому могут относиться зависимые слова – второстепенные члены предложения.

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

Простое предложение по наличию или отсутствию второстепенных членов

Предложения делятся на простые и сложные. Как простые, так и сложные предложения могут быть распространенными и нераспространенными, т. е. могут содержать или не содержать кроме главных второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства и т. п.):

  • Он пришёл очень быстро. Он пришёл очень быстро. (распространённое)
  • Он пришёл. Он пришёл. (нераспространённое)
Простое предложение по наличию или отсутствию необходимых членов предложения

По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.

Полные простые предложения – это предложения, которые содержат в своём составе все необходимые по структуре члены предложения:

  • Небо на востоке озарялось розовым светом. Небо на востоке озарялось розовым светом.

Неполные простые предложения – это предложения в которых отсутствует какой-либо член – главный или второстепенный, но легко восстанавливается по смыслу:

  • Коля пошёл в спортзал, а я – в бассейн. Коля пошёл в спортзал, а я – в бассейн.
(пропущено сказуемое пошёл)
Виды простых предложений по цели высказывания

По цели высказывания – сообщение, вопрос, побуждение – простые предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

В повествовательных предложениях сообщается о каком-либо событии, факте:

  • Один берег реки был высокий и обрывистый. Один берег реки был высокий и обрывистый.
  • Другой берег реки был низкий и ровный. Другой берег реки был низкий и ровный.

Вопросительные предложения выражают вопрос:

  • Кто сегодня опоздал? Кто сегодня опоздал?
  • Где будет проходить выставка? Где будет проходить выставка?
  • Вы знаете, где находится музей? Вы знаете, где находится музей?

В побудительных предложениях выражаются различные побуждения к действию: приказ, просьба, призыв, совет, требование, рекомендация и др.

  • Посмотри вокруг. Посмотри вокруг.
  • Пойдём в парк. Пойдём в парк.
  • Ешь побыстрее! Ешь побыстрее!
Виды простых предложений по эмоциональной окраске

Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции и чувства говорящего. Произносятся такие предложения с интонацией восклицания. Такие предложения называются восклицательными.

  • Какая кругом красота! Какая кругом красота!
  • Ребята, послушайте! Ребята, послушайте!

Предложения, в которых не выражено чувств, называются невосклицательными. Они имеют либо повествовательную интонацию, либо вопросительную.

По цели высказывания восклицательным может быть каждое простое предложение:

  • повествовательное восклицательное:
    • Как хорошо в лесу! Как хорошо в лесу!
    • Как прекрасна весна! Как прекрасна весна!
  • вопросительное восклицательное:
    • Неужели ты этого не знал?! Неужели ты этого не знал?!
  • побудительное восклицательное
    • Пойдём на бассейн! Пойдём в бассейн!
Повествовательные предложения

Повествовательные предложения делятся на утвердительные и отрицательные, в зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая в них мысль.

  • Погода стояла тихая, тёплая, безветренная. Погода стояла тихая, тёплая, безветренная. утвердительное предложение
  • Ничего не было слышно из-за громкой музыки. Ничего не было слышно из-за громкой музыки. отрицательное предложение

В русском языке отрицание выражается при помощи отрицательной частицы не (= не) и слова нет (= нет) .

Если частица не (= не) стоит перед сказуемым, то отрицается вся мысль, сообщаемая в предложении; если частица нет (= нет) стоит перед каким-либо другим членом предложения, то отрицается какая-то часть высказывания.

  • Я завтра не приду в университет. Я завтра не приду в университет.
  • Нет, я не тебе меня судить. Нет, не тебе меня судить.
Простое предложение по наличию главных членов

По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как необходимыми компонентами:

  • Они громко засмеялись. Они громко засмеялись.
  • Он был очень умён. Он был очень умён.
  • Весело сияет месяц над селом. Весело сияет месяц над селом.

Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один главный член (с зависимыми словами или без них). В зависимости от этого они бывают назывными (есть только подлежащее) и глагольными (есть только сказуемое). Односоставные предложения бывают:

  • Неопределённо-личное – главный член может быть выражен глаголом 3-го л. мн. ч. настоящего или будущего времени или глаголом прошедшего времени во мн. ч. Неопределенно-личные предложения употребляются тогда, когда действующее лицо неизвестно:
    • Меня вызвали к директору. Меня вызвали к директору.
    • За рекой косили. За рекой косили.
  • Обобщённо-личное – чаще всего встречаются в пословицах, поговорках, описаниях; главный член в таких предложениях выражается глаголом 2-го л. ед. и мн. ч. настоящего и будущего времени или глаголом повелительного наклонения:
    • Что посеешь, то и пожнёшь Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Безличное – нет и не может быть действующего лица. Сказуемое обычно выражается безличным глаголом:
    • На улице стемнело. На улице стемнело.
  • Определённо-личное – в предложениях главный член может быть выражен глаголом 1-го или 2-го л. ед. или мн. ч. настоящего или будущего времени, а также глаголом повелительного наклонения:
    • Стою и смотрю. (= Стою и смотрю.)
  • Инфинитивное – главный член выражен инфинитивом:
    • Вам уже exать. (= Вам уже exать.)
    • Спать! (= Спать!)
  • Назывное – главный член соотносится с подлежащим двусоставного предложения и выражается существительным в форме им. п. ед. ч.: Ночь. (= Ночь.) , Улица. (= Улица.) , Фонарь. (= Фонарь.) , Аптека. (= Аптека.)

Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и/или при помощи союзов. Сложные предложения делятся на:

  • Сложносочинённые предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами и (= и) , а (= а) , но (= но) , да (= да (= и)) , или (= или) , либо (= либо) , однако (= однако) , зато (= зато) , а также сложными сочинительными союзами ни... ни... (= ни…ни) , то... то... (= то…то) , то ли..., то ли... (= то ли… то ли) , не то..., не то... (= не то…не то) и др.:

    • Дождь кончился, и взошло солнце. Дождь кончился, и взошло солнце.
    • То кто-то закричит, то кто-то запоёт. То кто-то закричит, то кто-то запоёт.
  • Сложноподчиненные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним при помощи подчинительных союзов и союзных слов: что (= что) , чтобы (= чтобы) , где (= где) , когда (= когда) , куда (= куда) , почему (= почему) , если (ежели) (= если) , как (= как) , пока (= пока) , хотя (= хотя) , поэтому (= поэтому) , какой (= какой) , который (= который) , чей (= чей) и т. д., а также сложных подчинительных союзов: благодаря тому что (= благодаря тому что) , ввиду того что (= ввиду того что) , вследствие того что (= вследствие того что) , вместо того чтобы (= вместо того чтобы) , несмотря на то что (= несмотря на то что) , прежде чем (= прежде чем) , с тех пор как (= с тех пор как) и др. Подчинительный союз и союзное слово всегда находятся в придаточном предложении:

    • Он знал, что до конце лекции осталось несколько минут. Он знал, что до конца лекции осталось несколько минут.
    • Маша не хотела, чтобы её ждали. Маша не хотела, чтобы её ждали.
    • В окно я увидел, как маленькая синичка села на ветку. В окно я увидел, как маленькая синичка села на ветку.
  • Бессоюзные предложения, в которых простые предложения объединены без союзов или союзных слов. Средством из связи является содержание и интонация:

    • Машина резко тронулась, мотор заворчал, все откинулись на сиденья. Машина резко тронулась, мотор заворчал, все откинулись на сиденья.
Сложносочинённые предложения

Сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами называются сложносочинёнными предложениями.

В сложносочинённых предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами:

соединительными: и (= и) , да (= и) (= да (= и)) , ни… ни… (= ни… ни…) , тоже (= тоже,) , также (= также,) , не только… но и (= не только… но и) , как… так и (= как… так и) разделительными: то… то (= то… то) , не то… не то… (= не то… не то…) , или (= или) , или… или (= или… или) , либо (= либо) противительными: а (= а) , но (= но) , да (= но) (= да (= но)) , однако (же) (= однако (же)) , зато (= зато) , но зато (= но зато)
Сложноподчинённые предложения

Сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называются сложносочинёнными предложениями.

В сложноподчинённом предложении одно простое предложение является главным, а другое – придаточным.

Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов (см. выше).

Союзные слова – это относительные местоимения (который, что, кого, чем, кем и др) и наречия (где, куда, откуда и др.), используемые в роли подчинительных союзов.

Виды придаточных предложений в составе необходимых членов предложения

Сложноподчинённые предложения по смысловому значению придаточного предложения делятся на три группы: определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

Придаточные определительные предложения относятся к существительному в главном предложении, давая ему характеристику или признак. К придаточным определительным предложениям от определяемого слова (существительного в главном предложении) ставится вопрос какой? (= какой?)

  • Картина (какая), которую я увидел в дальней комнате, меня ошеломила своим великолепием. Картина (какая), которую я увидел в дальней комнате, меня ошеломила своим великолепием.

Придаточные изъяснительные предложения относятся в главном предложении к словам со значением речи (говорить, просить, отвечать), мысли (думать, решать, размышлять) и чувства (чувствовать, радоваться, рад, жаль) и уточняют (т. е. дополняют, изъясняют, раскрывают) смысл этих слов. От таких слов к придаточным изъяснительным предложениям ставятся падежные вопросы:

  • Он явился с известием (о чём?), что лошади готовы. Он явился с известием (о чём?), что лошади готовы.

Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам или словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняют место, время, причину, цель действия и др.

Придаточные предложения со значением места обозначают место действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы где? (= где?) , куда? (= куда?) , откуда? (= откуда?)

  • Деревья кругом (где?), куда ни глянешь, были все золотые и красные. Деревья кругом (где?), куда ни глянешь, были все золотые и красные.

Придаточные предложения со значением времени уточняют время действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы когда? (= когда?) , с какого времени? (= с какого времени?) , до какого времени? (= до какого времени?)

  • Когда уже все расселись, в огромном театре потухли сразу все лампочки. (когда потухли?) Когда уже все расселись, в огромном театре потухли сразу все лампочки. (когда потухли?)

Придаточные предложения со значением условия уточняют условие, при котором проходит или может проходить действие, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос при каком условии? (= при каком условии?)

  • Хорошо (при каком условии?), когда за окнами шумят деревья. Хорошо (при каком условии?), когда за окнами шумят деревья.

Придаточные предложения со значением причины уточняют причину действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос по какой причине? (= по какой причине?)

  • Они вернулись (по какой причине?), потому что забыли дома ключ. Они вернулись (по какой причине?), потому что забыли дома ключ.

Придаточные предложения со значением цели уточняют цель действия, о которой говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос с какой целью? (= с какой целью?) , для чего? (= Для чего?)

  • Она вернулась (с какой целью? для чего?), чтобы взять зонт. Она вернулась (с какой целью? для чего?), чтобы взять зонт.

Придаточные предложения со значением следствия уточняют результаты действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос что из этого следует? (= что из этого следует?)

  • Я вернулся в родной город (что из этого следует?), поэтому скоро снова смогу увидеть дорогие мне с детства лица. Я вернулся в родной город (что из этого следует?), поэтому скоро снова смогу увидеть дорогие мне с детства лица.

Придаточные предложения со значением образа действия уточняют образ (характер) действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы как? (= как?) , каким образом? (= каким образом?)

  • Человек этот вёл себя так (как?), как будто никого рядом не было. Человек этот вёл себя так (как?), как будто никого рядом не было.

Придаточные предложения со значением меры и степени уточняют меру и степень действия, о которых говорится в главном предложении и отвечают на вопросы в какой мере? (= в какой мере?) , в какой степени? (= в какой степени?) , до какой степени? (= до какой степени?) , сколько? (= сколько?) , насколько? (= Насколько?)

  • Она знала жизнь настолько плохо (насколько?), насколько это возможно в 20 лет. Она знала жизнь настолько плохо (насколько?), насколько это возможно в 20 лет.

Придаточные предложения со значением сравнения уточняют действия на основе сравнения со сходным в чём-либо предметом или явлением и отвечают на вопросы как что? (= как что?) , как кто? (= как кто?) , чем что? (= чем что?) , чем кто? (= чем кто?) , подобно чему? (= подобно чему?) , подобно кому? (= подобно кому?)

  • С острыми звуками (подобными чему?), будто кто-то бьёт мелкой дробью в барабан, дожди стучит по подоконнику. С острыми звуками (подобными чему?), будто кто-то бьёт мелкой дробью в барабан, дождь стучит по подоконнику.

Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что? (= несмотря на что?)

  • Было уже достаточно тепло (несмотря на что?), несмотря на то, что кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег. Было уже достаточно тепло (несмотря на что?), несмотря на то, что кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег.

При нейтральном порядке слов в словосочетаниях:

  • прилагательное предшествует существительному ( интересная выставка (= интересная выставка) );
  • зависимое слово следует за главным ( в центре города (= в центре города) , читает газету (= читает газету) );
  • наречия на -о, -е, предшествуют глаголу ( хорошо танцует (= хорошо танцует) ), а наречия с префиксом по- и суффиксом -ски следуют за глаголом ( пишет по-русски (= пишет по-русски) );
  • группа подлежащего находится перед группой сказуемого ( Брат читает. (= Брат читает.) );
  • детерминант, обозначающий место или время, может находиться в начале предложения, за ним следует группа сказуемого, а потом группа подлежащего ( В городе есть театр. (= В городе есть театр.) );
  • зависимая падежная форма следует за глаголом ( пришёл в класс (= пришёл в класс) ).

При нейтральном порядке слов в предложении:

  • Препозиция группы подлежащего, постпозиция группы сказуемого:

    • Сестра пишет. (= Сестра пишет.)
    • Брат читает. (= Брат читает.)

  • Детерминант (определитель) в начале предложения (препозиция группы сказуемого, постпозиция группы подлежащего):

    • Зимой начались каникулы. Зимой начались каникулы.
    • Весной распускаются деревья. Весной распускаются деревья.

  • Зависимость порядка слов в предложении от актуального членения:

    • Игорь вернулся поздно вечером. (Когда вернулся Игорь?) Игорь вернулся поздно вечером. (Когда вернулся Игорь?)
    • Поздно вечером вернулся Игорь. (Кто вернулся поздно вечером?) Поздно вечером вернулся Игорь. (Кто вернулся поздно вечером?)

Прямой речью называется точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс, подумал, написал:

  • Таня помолчали и опять спросила: «Так куда же мы сегодня пойдём?» Таня помолчала и опять спросила: «Так куда же мы сегодня пойдём?»

Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица и слов автора, которые сопровождают прямую речь. Эти части связываются бессоюзно, объединяются интонацией и смыслом.

Слова автора указывают:

  • кому принадлежит прямая речь:
    • «Ты что тут делаешь?» – спросил другой детский голос. «Ты что тут делаешь?» – спросил другой детский голос.
  • когда речь была произнесена, при каких обстоятельствах:
    • «Смотри, плачет!» – раздалось за кустами. «Смотри, плачет!» – раздалось за кустами.
  • какова манера говорить у лица, речь которого передаётся:
    • «Ему же вредно волноваться!» – скороговоркой сказала сестра. «Ему же вредно волноваться!» – скороговоркой сказала сестра.

Слова автора могут стоять

  • перед прямой речью:
    • Я наклонился к нему и тихо спросил: «А ты знаешь, кто я?» Я наклонился к нему и тихо спросил: «А ты знаешь, кто я?»
  • после неё:
    • «Здравствуй!» – я пожал протянутую мне руку. «Здравствуй!» – я пожал протянутую мне руку.
  • в середине прямой речи:
    • «Какой разговор!» – отвечаю ему. – Я должен это сделать!» «Какой разговор!» – отвечаю ему. – Я должен это сделать!»

Речь чужого лица можно передать и простым предложением. При этом указывается только тема речи, о чём был разговор. Содержание чужой речи передаётся с помощью союзов и союзных слов ( что (= что) , где (= где) , когда (= когда) , сколько (= сколько) , почему (= почему) и т. д.):

  • Врач посмотрел на Андрея и спросил, как он себя чувствует. Врач посмотрел на Андрея и спросил, как он себя чувствует.
  • Я сказал, что Петя сейчас на работе. Я сказал, что Петя сейчас на работе.
  • Витя объяснил, почему он не пришёл на репетицию. Витя объяснил, почему он не пришёл на репетицию.

Наверх

russky.info

СИНТАКСИС - это... Что такое СИНТАКСИС?

  • Синтаксис — СИНТАКСИС. Определение С. В определениях С. отражены три основных направления в изучении грамматики (см.) в целом направления логическое, психологическое и формальное. Так, наиболее распространенными определениями С. являются: 1) определение его… …   Литературная энциклопедия

  • СИНТАКСИС — (греч., от syn вместе, и taxis порядок). Часть грамматики, излагающая правила соединения слов и самих предложений для выражения мысли. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИНТАКСИС [гр. syntaxis… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Синтаксис —     СИНТАКСИС отдел грамматики, заключающий «учение о предложениях» по одним, «учение о словосочетаниях» по другим и «учение о значении форм слов и классов слов» по третьим. Определение синтаксиса тормозится трудностью определения предложения (см …   Словарь литературных терминов

  • СИНТАКСИС — (от греч. syntaxis построение, порядок) раздел семиотики, исследующий структурные свойства систем знаков, правила их образования и преобразования, отвлекаясь от их интерпретации (которую исследует семантика). С. формализованного языка называют… …   Философская энциклопедия

  • Синтаксис — набор правил построения фраз алгоритмического языка, позволяющий определить, осмысленные предложения в этом языке. См. также: Синтаксис языков программирования Языки программирования Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • СИНТАКСИС — (от греческого syntaxis построение, порядок), 1) способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения, способы порождения высказываний как части текста; типы, значения словосочетаний,… …   Современная энциклопедия

  • СИНТАКСИС — СИНТАКСИС, синтаксиса, мн. нет, муж. (греч. syntaxis составление) (линг.). Отдел грамматики, изучающий предложение, словосочетания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • СИНТАКСИС — СИНТАКСИС, а, муж. 1. Раздел грамматики наука о законах соединения слов и о строении предложений. 2. Система языковых категорий, относящихся к соединениям слов и строению предложений. С. словосочетания. С. предложения. С. текста. С. разговорной… …   Толковый словарь Ожегова

  • СИНТАКСИС — муж., греч., грам., словосочиненье. Синтаксическия правила. Синтезис, ·лог. разбор от начала к последствиям, от частностей к общему. Синтетический способ разысканий, ·противоп. аналитический, разлагающий целое на части его, доходяший от явлений к …   Толковый словарь Даля

  • Синтаксис — (греч. suntaxiV строй, система , в грамматике конструкция, грамматический строй речи ) в европ. грамматике этимтермином обозначалась та часть ее, которая рассматривает законысочетания отдельных слов в целые предложения. Современная… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

dic.academic.ru


Смотрите также