Радфем что это такое


Радикальный феминизм (РадФем) - что это такое и чем отличается?

Феминизм развивается с каждым годом, феминисток становится всё больше. Но есть ли в России радикальный феминизм? Да и вообще, что такое радикальный феминизм?

Радикальный феминизм это одно из направлений феминистского движения, в котором наиболее ярко выражен феминизм. Данное направление помогает анализировать и разоблачить универсальность мужского начала, а так же правильно анализировать угнетение женщин со всех сторон, вне зависимости от расы, возраста, роста и т.д.

Радикальный феминизм тесно связан с одной из волн феминизма, а именно – второй, которая была в 1980-х годах. Это направление борется с патриархатом, которое, как известно, угнетает женщин в гендерной роли. А радикальные феминистки стараются радикальным образом изменить взгляды на эти стороны общество.

Через радикальный феминизм происходит анализ практики и социальных институтов, которые помогают в осуществлении контроля мужчинами и их доминированию в обществе. Особое внимание уделяется контролю над свойственной каждой женщине сексуальностью, которое является сильнейшим рычагом манипуляции.

Радикальные феминистки требуют создания независимых женских организаций, где мужчины не смогут подавлять их интересы, и не смогут всячески влиять на воспроизведение данного процесса контроля и подавления.

Основные черты радикального феминизма:

  1. Феминистки должны считать, что процесс феминизации должен начинаться с роста их осознанности, а также с создания независимых женских организаций, где мужчинам точно нет места;
  2. Феминистки должны всячески критиковать мужскую власть, их общественные отношения и социальные институты;
  3. Феминистское отделение женщин – как способ избавления от мужского господства;
  4. Феминистки должны понимать общеженский опыт угнетения, помимо наций, расы, возраста и т.д.;
  5. Феминистки должны осознать полный отказ от «гендерного» развития, так как «гендер» считается ещё одним фактором угнетения женщин по половому признаку.

Данный список можно продолжать дальше, но основные черты перечислены выше.

И если Вы считаете, что мужчины, как отдельный институт угнетают женщин, значит, Вы разделяете идеологию радикального феминизма.

feminism-russia.ru

Чем отличается радфем, либфем и интерсек?

Ответ на этот вопрос можно разделить на две части: 1) это отличие радфема и либфема 2) отличие интерсека (3 волны феминизма) от радфема и либфема (2 волны феминизма).

Первоначально оговорим, что все три направления выступают за борьбу за женские правы и говорят об угнетении женщин как в истории так и в совершенном мире.

1) Отличие радфема и либфема. По мнению либфема неравенство можно ликвидировать путем введением различным законодательных норм и правил. Тем самым постепенно ликвидируя все возможные формы дискриминации. При этом либфем предлагает женщинам самим выбирать модели поведения: хочешь носить каблуки носи, не хочешь не носи, хочешь смотреть порно смотри, не хочешь не смотри и тд. Либфем считают что мужчины и женщины вместе могут бороться за равноправие. Радуем говорит, что основа неравенства это патриархат который лежит в основе современной культуры и выходит за рамки нормативной базы. Так можно принять закон, что женщина может быть кандидатом в президенты, но все равно все будут голосовать за мужчины поскольку уверены что женщина не может руководить странной.  Исходя из такого широкого понимания они радикально критикуют многие элементы культуры. Именно поэтому и появляются расхожие стереотипы про феминисток с волосатыми подмышкам и небритыми ногами. С точки зрения многих радуем бьют процедуры это способ господства над женщиной. Выход они видят в сепарации ибо мужчина в силу своей социализации, даже если он и говорит о том что он за феминизм он все равно носитель патриархата.

2) Чем от радфема и либфема отличает интерсек. Тем что он говорит, что проблема заключается не только в конфликте между мужчинами и женщиной, а каждый человек является представителей множества идентичности. Раса, гендер, сексуальная ориентация, класс и тд. то есть белая гетеросексуальная женщина из богатой семьи может иметь больше прав, чем черный гей-мужчина из гетто. Для либфема и тем более радфем такое мнение неприемлемо поскольку именно половая дифференциация является центральной, а патриархат первой формой дискриминации. 

В качестве аллегории можно представить, что есть дом который вам досталась от деда и он прямо скажем не очень.Либфем предлагают отремонтировать дом, оставив фасад но внутри сделать все по современному, лофт дизайн, умный дом, мебель из скандинавии и тп.

Радфем предлагают дом спалить и вместо него построить новое здание и может быть даже не дом, а что-то совсем иное, например арт-галерею.

Интерсек говорит, дом это проблема, но у вас тут еще и сад заброшенный и воздух ядовитый и вода отвратительная и соседи уроды и тп.

thequestion.ru

От суфражисток до радфем: Ключевые направления феминизма

феминистская идеология менялась и расширялась на протяжении всего своего существования: в её рамках возникло множество течений, как знаменитых, так и малоизвестных. Первая волна феминизма пришлась на середину XIX — начало XX века: она была направлена на борьбу за избирательные и другие права женщин, за их эмансипацию. В конце 1960-х — 1970-е годы возникла вторая волна феминистского движения — борьба против дискриминации по половому признаку, затронувшая вопросы семьи, репродуктивных прав, сексуальных, политических и экономических отношений. Третья волна феминизма возникла в 1990-е и, по мнению некоторых исследователей, продолжается и сейчас: помимо вопросов равноправия она также поднимает проблемы, связанные с расой, классом, сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью.

Нередко феминистские течения, как, например, экофеминизм, поднимают вопросы и из других сфер. Рассказываем о различных течениях и движениях феминизма, а также их целях.

Антирасистскийфеминизм

Несмотря на то что феминистское движение стремится говорить от лица всех женщин, его нередко обвиняют в игнорировании проблем меньшинств. Движение антирасистского феминизма ставит во главу угла идею о том, что феминизм не должен ограничиваться борьбой за права белых представительниц среднего класса и должен обращать внимание на проблему угнетения женщин разных рас. Антирасистский феминизм включает в себя борьбу с сексизмом, расизмом и классовым угнетением.

Писательница и поэтесса Элис Уокер впервые употребила термин «womanism» — альтернативу термину «феминизм», который подразумевает также защиту женщин разных рас и разного происхождения.

Интерсекциональныйфеминизм

Интерсекциональный феминизм возник в результате борьбы представителей различных меньшинств (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью и людей разных рас) за свои права. Название этой феминистской социологической теории дала профессор Кимберли Креншоу в 1989 году, хотя сама концепция, безусловно, существовала и раньше. Представители интерсекционального феминизма говорят о том, что не существует единого и универсального женского опыта, а борьба за права женщин неотделима от борьбы за права представителей ЛГБТ-сообщества и борьбы с расизмом и эйблизмом.

Культурныйфеминизм

Культурный феминизм — направление внутри радикального феминизма, сторонницы которого говорят, что женщины, благодаря своей природе или особенному женскому историческому опыту обладают особыми женскими (феминными) качествами, которые, в свою очередь, противоположны мужским (маскулинным) качествам. Женскими качествами является связь с другими людьми (как биологическая — через беременность, так и моральная), сопереживание, единение — все эти качества способствуют формированию идеи «сестринства».

Теоретики культурного феминизма по-разному оценивают, как связанность с другими людьми влияет на жизнь женщин: одни считают, что способность к беременности и деторождению стала причиной угнетения женщин, другие считают, что эта способность помогла сформировать особую женскую культуру, такую же богатую, как политика или наука. Но все они сходятся в том, что в мире, свободном от патриархата, все люди смогут свободно проявлять заботу друг о друге.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм возник раньше других направлений феминизма; исторически он связан с суфражистским движением. Его цель — обеспечить женщинам равные права и возможности с мужчинами: дать им возможность получать образование, иметь оплачиваемую работу и участвовать в политической жизни наравне с мужчинами, добиться того, чтобы их роль в обществе не ограничивалась ролью домохозяйки и жены. Основным средством для достижения этой цели либеральный феминизм считает реформы законодательства, предотвращающие дискриминацию женщин.

Сейчас основными методами либерального феминизма являются лоббирование интересов женщин и разработка соответствующих законов, а также создание кризисных центров и групп поддержки, направленных на борьбу с конкретными проблемами. Идеи либерального феминизма получили наибольшее распространение в современном обществе.

Марксистский феминизм

В основе идеологии марксистского феминизма лежат работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Он рассматривает угнетение женщин как частный случай капиталистического и классового угнетения и считает мужчин господствующим классом, который эксплуатирует женщин. Угнетение женщин идеология марксистского феминизма связывает с институтами частной собственности, а освобождение женщин считает частью классовой борьбы пролетариата.

Самый важный механизм мужского господства — контроль над женской сексуальностью («Сексуальность для феминизма то же самое, что труд для марксизма», — считает феминистка Кэтрин Маккиннон). Большой вклад в развитие идеологии марксистского феминизма внесла Россия — во многом благодаря деятельности Александры Коллонтай. В 1960–1970-е годы теоретики марксистского феминизма подняли важную проблему бесплатного домашнего женского труда.

К марксистскому феминизму близок социалистический феминизм. Он выдвигает идею двойного угнетения женщин — структурами патриархата и капитализма. Саму систему подавления женщин в социалистическом феминизме называют «капиталистическим патриархатом».

Поп-феминизм

Поп-феминизмом называют проникновение феминистских идей в поп-культуру и трансляцию их в доступном широкой аудитории виде: будь то Бейонсе, использующая в песне сэмпл из лекции TED нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи «We should all be feminists», Эмма Уотсон, являющаяся послом доброй воли ООН и открывшая феминистский книжный клуб, или Дженнифер Лоуренс, написавшая эссе о неравенстве в оплате труда мужчин и женщин. Поп-феминизм затрагивает самые разные вопросы и проблемы — от дискриминации по половому признаку до вопросов гендерной идентичности.

Поп-феминизм часто подвергается критике со стороны феминисток, но в нём видят и положительные моменты: он может привлечь аудиторию, которой феминистские идеи поначалу не были близки.

Постмодернистский феминизм

Постмодернистский феминизм критикует бинарную систему «женщина»/«мужчина», деконструирует эти понятия и стремится размыть границы и отказаться от строгой гендерной системы ради более сложной и многогранной реальности.

Для этого направления очень большое значение имеют работы американского философа Джудит Батлер: она анализирует, как гендер становится культурным знаком, приказывающим телу вести себя в соответствии с биологическим полом. Она говорит о том, что общество гетеронормативно и оно отказывается признавать полноценным любого члена общества, который не соответствует гендерным нормам.

Постколониальный феминизм

(феминизм постколониальной волны)

Постколониальный феминизм возник в противовес мейнстримовым западным феминистским идеям, которые в основном защищают права белых женщин среднего класса. Он обращает внимание на проблемы женщин, живущих в странах третьего мира, на опыт женщин, живущих в постколониальных культурах.

Эта теория проводит параллели между патриархальным и колониальным угнетением: опыт женщин в патриархальном обществе во многом схож с опытом жителей колониальных стран. Женщины, жившие в колониальных странах, сталкивались и с угнетением по признаку пола, и с колониальным угнетением. Постколониальный феминизм обращает внимание на уникальный опыт и уникальные проблемы женщин разных рас и разного происхождения.

Психоаналитический феминизм

Психоаналитический феминизм утверждает, что равноправие не может установиться исключительно благодаря реформам, поскольку неравенство скрыто в глубинных слоях человеческой психики. Психоаналитический феминизм развивает теорию бессознательного и критикует те её части, которые откровенно дискриминируют женщин — например, представление о женской зависти к пенису и о том, что женщины ощущают свою неполноценность. Задача психоаналитического феминизма — анализ патриархальных структур бессознательного.

Психоаналитический феминизм часто выступал не как самостоятельная ветвь феминистического движения, а в сочетании с другими направлениями, в особенности с движениями второй волны.

Радикальный феминизм

Ключевым понятием для радикального феминизма является патриархат — система социальных структур и практик, которая подчиняет и угнетает женщин, пронизывающая все сферы человеческих отношений. Радикальные феминистки считают причиной угнетения женщин патриархальные гендерные отношения. Радикальный феминизм борется с патриархатом на разных уровнях, в том числе в сфере сексуальности, семейных отношений и репродуктивных прав.

Радикальные феминистки известны благодаря своему активизму. Они говорят о необходимости существования исключительно женских движений и настаивают на том, что все мужчины заинтересованы в подавлении женщин и воспроизводят механизмы патриархата. При этом радикальный феминизм нередко критикуют за слишком обобщённый взгляд на женщин, не учитывающий расовых и классовых различий.

Сепаратистский феминизм

Сепаратистский феминизм — форма радикального феминизма, получившая наибольшее развитие в 1970-е. Он продвигает идею физического, психологического, эмоционального и духовного отделения от мужчин. Сепаратистские феминистки выступают против гетеросексуальных отношений, а также против рабочих и личных отношений с мужчинами в принципе: они считают, что мужчины не могут принести никакой пользы феминистскому движению и только способствуют утверждению патриархальных отношений.

Начало движению положила организация «Ячейка 16», основанная Роксанной Данбар. Программа организации подразумевала целибат, сепарацию и тренировки по самообороне. Лесбийские отношения никогда не были частью программы «Ячейки 16», но именно она заложила основы лесбийского сепаратизма. Сепаратистские коммуны возникают и в наши дни.

Сексуально позитивный феминизм

Секс-позитивные феминистки считают важной частью своих взглядов то, что женщины имеют право распоряжаться своей сексуальностью и получать удовольствие от секса наравне с мужчинами. Они выступают за безопасный и консенсуальный секс, говорят о важности сексуального образования и борются со слатшеймингом. Они также выступают против стигматизации секс-работы и призывают видеть в секс-работницах в первую очередь личностей, чьи права нужно защищать.

Их часто сравнивают с секс-негативными феминистками: вторые выступают против того, чтобы превращать секс в товар для потребления, они категорически против проституции, порнографии и использования секса для продажи товаров, с ним не связанных.

Между этими двумя противоположными на первый взгляд точками зрения есть и общее: представительницы обоих течений выступают против сексуального насилия и эксплуатации женской сексуальности, но выбирают для решения этих проблем разные методы.

Суфражизм

Либеральный феминизм зародился из идей движения суфражисток, получившего наибольшее распространение в Великобритании и США. Их целью было достижение юридического и политического равенства женщин с мужчинами; они требовали предоставить женщинам избирательные права, а также выступали против дискриминации женщин в экономической и политической сферах.

Изначально движение суфражисток было мирным (например, они рассылали письма членам парламента и организовывали комитеты), но после того как эти действия не принесли должного результата, им пришлось прибегнуть к более жестоким методам. Они разбивали окна, бросали камни, поджигали почтовые отделения и резали телефонные провода, а также участвовали в столкновениях с полицией и устраивали голодовки. Основное достижение суфражисток — всеобщее избирательное право (в США оно было принято в 1920 году, а в Великобритании — в 1928-м).

Трансфеминизм

Трансфеминизм — направление феминизма, борющееся за права трансгендерных женщин и поднимающее вопросы гендерной идентичности, которыми занимаются не все феминистские течения. Трансфеминистсткое движение борется с сексизмом и трансфобией и поддерживает других людей, не вписывающихся в бинарную гендерную систему. Трансгендерные женщины подвержены пересекающимся видам дискриминации — трансфобии и мизогинии; такой вид угнетения описывают общим термином «трансмизогиния». В среде радикальных феминисток достаточно высок уровень трансфобии.

Изображения: WikiArt (1, 2), Wikimedia

www.wonderzine.com

Право быть женщиной. Что такое радфем, и почему это плохо

TER завершает разговор о радикальном феминизме как о направлении феминизма, вокруг которого рождается множество противоречивых мнений.

Для того, чтобы разобраться в том, что из себя представляет радфем, выяснить, в чем состоят его положительные и отрицательные стороны, мы собрали мнения куратора школы феминизма, психолога, а также поговорили со сторонниками и противниками объекта нашего внимания. Кого поддержать в этом дискурсе, решать вам.

Создатели паблика в «ВКонтакте» « Русский радфем – бессмысленный и беспощадный» Анна Блюме, Зои Кулсариева, Евгения Евсеева, Полина Филиппова.

Деление на “настоящий” и “ненастоящий” феминизм само по себе проблематично. Феминизм — это политическая теория и широкое общественное движение, в котором — как и в любом другом движении — много разных идей и много разных людей. В связи с этим встает вопрос о том, кто имеет моральное право определять, какой феминизм настоящий, а какой нет.

Тем не менее, конкретно в случае с радфем, если присмотреться к их высказываниям, то можно отметить, что очень часто они почти в точности повторяют патриархальные идеи и в своей ненависти к женщинам также не уступают патриархату. (В нашей теме “Мониторинг” можно найти много примеров). Так что в этом отношении, определенно, можно сказать, что многие радфем высказывают идеи, противоречащие принципам феминизма.

Вреден радфем тем, что он не предлагает никаких реальных решений никаких проблем, а вместо этого предлагает собраться вместе и поненавидеть какую-то группу людей. Например, в радфем-пабликах огромное количество постов посвящено бесконечным обсуждениям гендерно-нейтральных туалетов и раздевалок, паника вокруг которых раздута гораздо больше нужного, а в России они в обозримом будущем вообще не предвидятся. То есть, это просто пустая трата времени.

Огромное количество постов посвящено перечислению жестоких преступлений против женщин — и больше ничему. Постоянное потребление такого контента невротизирует и заставляет людей замыкаться в своей ненависти. Огромное количество постов и комментариев кажутся упражнениями в том, кто более красочно и ярко выразит свою ненависть к какой-либо группе. На самом деле, в момент прихода в феминизм это может быть полезно — когда человек начинает осознавать какую-то несправедливость, ей важно увидеть, что несправедливость касается не только нее и что она имеет право возмущаться на этот счет. Но через какое-то время должен вставать вопрос, что же делать с несправедливостью и как дальше жить.

Радфем паблики во многом застряли на моменте описания несправедливости и возмущения ей.

Дело даже не в том, что такова их специализация, а в том, что их создательниц и участниц, похоже, ничего больше не интересует. Они варятся в собственной ненависти, поливают помоями не только “врагов” в лице мужчин, но и других женщин, в том числе недостаточно правильных на их взгляд феминисток, занимаются построением каких-то теорий заговоров про всемогущее “транс-лобби” и “сутенерское лобби” и пустыми фантазиями о женском вооруженном восстании в далеком будущем. Все это никак не помогает уничтожить патриархат, зато отталкивает многих женщин от феминизма.

Важно отметить, что наш паблик занимается критикой не всех подряд радфем-идей, а критикой определенных групп и деятельниц, известных в рунете.

Прежде всего это группа вокруг блоггерши accion_positiva и выросшая из ее блога команда сайта Womenation.org (хотя на сайте можно встретить хорошие переводы работ западных феминисток), в ВКонтакте эти люди сконцентрированы в паблике “Радфем цитатник”.

Помимо этого на нашем радаре находятся массовые про-фем паблики (Подслушано феминизм, Куны не нужны, Школа феминизма), в которых можно наблюдать распространение радфем/ТЭРФ-идеологии уже без непосредственного участия самих идеологинь.

Кстати есть мнение, что стоит разделять понятия “радикальный феминизм” как одно из направлений феминизма и “радфем” как идеологию вышеупомянутых персон и им подобных. В нашем паблике мы их называем “тленфем” или “радтлен” за их крайний пессимизм в отношении того, на что женщины способны и чего они могут добиться в борьбе с патриархатом.

Иллюстрации: Sonia Lazo

ekb-room.ru

Право быть женщиной. Что такое радфем, и почему это плохо

TER завершает разговор о радикальном феминизме как о направлении феминизма, вокруг которого рождается множество противоречивых мнений.

Для того, чтобы разобраться в том, что из себя представляет радфем, выяснить, в чем состоят его положительные и отрицательные стороны, мы собрали мнения куратора школы феминизма, психолога, а также поговорили со сторонниками и противниками объекта нашего внимания. Кого поддержать в этом дискурсе, решать вам.

Создатели паблика в «ВКонтакте» « Русский радфем – бессмысленный и беспощадный» Анна Блюме, Зои Кулсариева, Евгения Евсеева, Полина Филиппова.

Деление на “настоящий” и “ненастоящий” феминизм само по себе проблематично. Феминизм — это политическая теория и широкое общественное движение, в котором — как и в любом другом движении — много разных идей и много разных людей. В связи с этим встает вопрос о том, кто имеет моральное право определять, какой феминизм настоящий, а какой нет.

Тем не менее, конкретно в случае с радфем, если присмотреться к их высказываниям, то можно отметить, что очень часто они почти в точности повторяют патриархальные идеи и в своей ненависти к женщинам также не уступают патриархату. (В нашей теме “Мониторинг” можно найти много примеров). Так что в этом отношении, определенно, можно сказать, что многие радфем высказывают идеи, противоречащие принципам феминизма.

Вреден радфем тем, что он не предлагает никаких реальных решений никаких проблем, а вместо этого предлагает собраться вместе и поненавидеть какую-то группу людей. Например, в радфем-пабликах огромное количество постов посвящено бесконечным обсуждениям гендерно-нейтральных туалетов и раздевалок, паника вокруг которых раздута гораздо больше нужного, а в России они в обозримом будущем вообще не предвидятся. То есть, это просто пустая трата времени.

Огромное количество постов посвящено перечислению жестоких преступлений против женщин — и больше ничему. Постоянное потребление такого контента невротизирует и заставляет людей замыкаться в своей ненависти. Огромное количество постов и комментариев кажутся упражнениями в том, кто более красочно и ярко выразит свою ненависть к какой-либо группе. На самом деле, в момент прихода в феминизм это может быть полезно — когда человек начинает осознавать какую-то несправедливость, ей важно увидеть, что несправедливость касается не только нее и что она имеет право возмущаться на этот счет. Но через какое-то время должен вставать вопрос, что же делать с несправедливостью и как дальше жить.

Радфем паблики во многом застряли на моменте описания несправедливости и возмущения ей.

Дело даже не в том, что такова их специализация, а в том, что их создательниц и участниц, похоже, ничего больше не интересует. Они варятся в собственной ненависти, поливают помоями не только “врагов” в лице мужчин, но и других женщин, в том числе недостаточно правильных на их взгляд феминисток, занимаются построением каких-то теорий заговоров про всемогущее “транс-лобби” и “сутенерское лобби” и пустыми фантазиями о женском вооруженном восстании в далеком будущем. Все это никак не помогает уничтожить патриархат, зато отталкивает многих женщин от феминизма.

Важно отметить, что наш паблик занимается критикой не всех подряд радфем-идей, а критикой определенных групп и деятельниц, известных в рунете.

Прежде всего это группа вокруг блоггерши accion_positiva и выросшая из ее блога команда сайта Womenation.org (хотя на сайте можно встретить хорошие переводы работ западных феминисток), в ВКонтакте эти люди сконцентрированы в паблике “Радфем цитатник”.

Помимо этого на нашем радаре находятся массовые про-фем паблики (Подслушано феминизм, Куны не нужны, Школа феминизма), в которых можно наблюдать распространение радфем/ТЭРФ-идеологии уже без непосредственного участия самих идеологинь.

Кстати есть мнение, что стоит разделять понятия “радикальный феминизм” как одно из направлений феминизма и “радфем” как идеологию вышеупомянутых персон и им подобных. В нашем паблике мы их называем “тленфем” или “радтлен” за их крайний пессимизм в отношении того, на что женщины способны и чего они могут добиться в борьбе с патриархатом.

Иллюстрации: Sonia Lazo

Поделиться с друзьями

0 0 0 0 0

urbanrooms.ru


Смотрите также