Плата за жилое помещение что это такое


ЖК РФ Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги / КонсультантПлюс

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) плату за коммунальные услуги.

1.1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя:

1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса;

2) плату за коммунальные услуги.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 4 ст. 154 распространяется на отношения, возникшие после 01.01.2016. Об особенностях ее применения к контрактам на услуги по обращению с ТКО, заключенным до 01.01.2016 на срок более 10 лет, см. ФЗ от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 175-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

(часть 5 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 469-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

www.consultant.ru

Что включает в себя плата за жилое помещение и коммунальные услуги? | Народный вопрос.РФ

0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]

Что включает в себя плата за жилое помещение и коммунальные услуги?

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя:

а) плату за содержание и ремонт жилого помещения:

- плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом;

- плата за услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

- плата за услуги по текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

б) плату за коммунальные услуги:

- за холодное водоснабжение;

- за горячее водоснабжение;

- за водоотведение;

- за электроснабжение;

- за газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);

- за отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, уборке лестничных клеток и придомовой территории (земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома) в соответствии с п. 11 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Какие услуги мы оплачиваем за каждого человека, а какие за квадратный метр

Плата за жилое помещение не зависит от количества зарегистрированных человек. Жилищный кодекс РФ устанавливает (ст. 30 ЖК РФ), что собственник жилого помещения несет расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома согласно своей доле в праве общей собственности, при этом доля в праве общей собственности пропорциональна размеру общей площади жилого помещения, т.е. проще соразмерно площади своей квартиры (ст.ст. 30, 39, 42 ЖК РФ). Таким образом, размер платы за жилое помещение рассчитывается из общей содержание жилья устанавливается на квадратный метр.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке (ст. 157 ЖК РФ).

Оплата за отопление рассчитывается исходя из занимаемой площади жилья. При наличии коллективных приборов учета тепловой энергии в расчет платы за отопление принимаются среднемесячные показатели за предыдущий год, с последующим перерасчетом в конце года.

Платежи за другие коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение) осуществляются по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета, а при их отсутствии, платеж рассчитывается исходя из нормативов потребления каждого вида услуг на человека, установленных органом местного самоуправления.

Отличается ли квартплата, которую платят собственники, от квартплаты, которую платят наниматели?

Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом является деятельностью, обеспечивающей благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг всем гражданам, проживающим в таком доме.

К числу таких проживающих относятся как граждане - собственники, так и граждане - наниматели, которым соответствующие жилые помещения предоставлены на условиях, предусмотренных действующим законодательством, в частности на условиях договора социального найма жилого помещения.

В силу норм жилищного законодательства РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом. Наличие разницы между платой за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленной для нанимателей жилого помещения органами местного самоуправления, и соответствующей платой, предусмотренной договором управления для собственников помещений, предполагает обязанность по ее перечислению управляющей организации наймодателем, а не нанимателем. Данное правило носит общий характер и каких-либо исключений из него ЖК РФ не предусматривает.

материал предоставлен

прокуратурой Нижегородской области

xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги: размер и порядок внесения в условиях существующей системы способов управления многоквартирными домами

Правовое регулирование: Раздел 7 ЖК РФ

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»; Постановление Правительства РФ от 6.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах»;  Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»  и др.

     Категории обязанных лиц

    Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги должны своевременно и в полном объеме выполнять (ст.153 ЖК РФ):

  • наниматель жилого помещения по договору социального найма с момента заключения договора; (хотя жилое помещение может быть еще не передано)
  • наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора
  • арендатор жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения договора;
  • наниматель жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения договора; (наем специализированных жилых помещений и коммерческий наем)
  • член ЖК, ЖСК с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
  • собственник жилого помещения с момента возникновения права собственности; (по аналогии и собственник нежилого помещения)
  • лицо, принявшее от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
  • застройщик (лицо, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
  • Это нововведение означает, что лица, проживающие в доме до подписания передаточного акта, не обязаны вносить платежи за жилое помещение и коммунальные услуги. Кроме того, возникает вопрос о том, возможно ли изменить обозначенную норму договором?

До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут ОГВ и ОМСУ или управомоченные ими лица.

То есть обязанность вменяется не только гражданам, но и организациям Помимо перечисленных прямо в ст. 153 ЖК РФ исходя из системного анализа иных положений ЖК РФ указанную обязанность несут также дееспособные члены семьи нанимателя, бывшие члены его семьи, дееспособные члены семьи собственника, бывшие члены его семьи, лица пользующиеся жилым помещением по договору пожизненного содержания с иждивением и в силу завещательного отказа.

Структура платы

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена в ст.154 ЖК РФ и зависит от категории пользователей

Для нанимателей (арендаторов) плата включает в себя:

  • плата за пользование жилым помещением
  • плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества. Положения пункта 2 части 1 статьи 154 (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 апреля 2016 года. Капитальный ремонт проводится за счет собственника.
  • плата за коммунальные услуги (она включает плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), все остальные услуги находятся за рамками «коммунальных услуг», а следовательно на них не распространяются касающиеся коммунальных услуг правила, в частности, тарифы и пр.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя:

1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 ЖК РФ;

2) плату за коммунальные услуги.

Для собственников ( членов кооперативов) она включает:

  • плату за содержание и ремонт жилого помещения, включая плату за услуги и работы по управлению, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме Положения пункта 2 части 1 статьи 154 (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 апреля 2016 года.
  • взнос на капитальный ремонт
  • плату за коммунальные услуги

Если собственник проживает не в многоквартирном доме, то он несет расходы на содержание и ремонт, коммунальные услуги в соответствии с заключенными им договорами.

Оплата общежитий производится в том же порядке, что и плата за жилье и коммунальные услуги по договору социального найма.   Вид, размер платы за пользование помещениями культурно-бытового назначения, мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем, порядок внесения этой платы определяется отдельно, сверх указанного расчета платы за жилье.

Оплата содержания и ремонта самого жилого помещения осуществляется собственниками самостоятельно в соответствии с заключенными им договорами.

Порядок и сроки оплаты

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставленных не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим, плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье (ст.155 ЖК РФ). — новелла, связана с необходимость авансирования ряда платежей

Размер и порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги зависит, прежде всего, от выбранного собственниками СПОСОБА УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ.

Наниматель жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде вносит плату за наем – наймодателю жилого помещения,  а плату за ремонт и содержание, коммунальные услуги — управляющей организации (остается нерешенным вопрос о том, что является в данном случае основанием для внесения платежей, кто является ответственным перед управляющей организацией лицом – наймодатель и могут ли наниматели напрямую предъявлять требования к управляющей организации?, ведь согласно ст. 162 ЖК РФ наниматели не могут выступить стороной договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей организацией). Возможно — непосредственно ресурсоснабжающей организации п.7.1.ст. 155 ЖК РФ.

Если размер вносимой нанимателем платы меньше, чем размер платы, установленной договором управления, оставшаяся часть вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.

Собственник

При способе управления управляющей организацией – плату за жилое помещение и коммунальные услуги собственники вносят этой управляющей организации. Возможно — непосредственно ресурсоснабжающей организации п.7.1.ст. 155 ЖК РФ.

При непосредственном управлении, согласно положениям ст. 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

При управлении ТСЖ, ЖК, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива – все платежи вносятся в порядке определенном органами управления соответствующих юридических лиц. ( то есть не обязательно на счета этих организаций, поскольку порядок может быть определен самый разный, конечно плата за содержание и ремонт перечисляется ТСЖ, ЖСК, ЖК, а вот за коммунальные услуги возможно напрямую ресурсоснабжающим организациям, возможно часть услуг на счет ТСЖ, ЖК, ЖСК, а часть, например,  за газоснабжение – поставщику коммунальной услуги.)

Часть собственников в таком доме может не являться членами ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива, они согласно ч. 6 ст. 155 ЖК РФ вносят платежи ЖК, ТСЖ и др. на основании заключенного с ними договора.

ЖК РФ, к сожалению, не дает ответа на вопрос о том, обязательно ли заключение такого договора для собственников – не членов соответствующих организаций и как быть в ситуации, когда собственник не заключает договор, но в то же время бремя содержания общего имущества многоквартирного дома согласно ст. 30  ЖК РФ лежит на собственниках независимо от того, являются ли они членами таких организаций. Кроме того, ЖК РФ не регулирует содержание такого договора..

Согласно п.6.1 ЖК РФ (нововведение) при привлечении ТСЖ, ЖК, ЖСК или застройщиком управляющей организации плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации непосредственными пользователями жилых помещений, перечисленными в ч.2 ст. 153 ЖК РФ.

 Указанная норма вызывает ряд вопросов: стороной договора собственники в этом случае не выступают, на каком основании они перечисляют платежи и может ли управляющая организация предъявить к ним какие-либо требования при нарушении обязанностей по оплате? Плата же за содержание и ремонт, видимо,  по-прежнему перечисляется ТСЖ, ЖК, ЖСК и иному аналогичному кооперативу. Однако заключенный договор с управляющей организацией предполагает, что последняя взяла на себя  и функции, связанные с содержанием и ремонтом многоквартирного дома, так какова судьба соответствующих платежей?

В ЖК РФ специально введена ч. 6.2. ст.155 ЖК РФ, устанавливающая правило о том, что управляющая организация, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг с лицами, предоставляющими их основании заключенных договоров. Полагаем, норма закреплена для того, чтобы показать структуру договорных связей в этом случае, подчеркнуть соответствующую обязанность организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом. Но продолжает оставаться актуальным вопрос том, возможно ли при невыполнении или несвоевременном выполнении обязанностей управляющей организацией или ТСЖ, ЖК, ЖСК по перечислению указанных платежей встречные действия ресурсоснабжающих организаций, которые в конечном итоге нарушат интересы непосредственных пользователей, своевременно оплативших коммунальные услуги.

Вероятно,  как один из выходов  из обозначенной ситуации законодатель предложил норму ч. 6.3. ст. 155 ЖК РФ: на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. При управлении управляющей в ч.7.1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрен аналогичный вариант.

Собственники жилых немногоквартирных домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления. Такую же обязанность можно возложить и на ТСЖ, ЖК, ЖСК именно этой статьей ЖК РФ, а не только положениями Устава или на основании решения общего собрания и пр.

За несвоевременное выполнение обязанностей предусмотрена неустойка в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки.

РАЗМЕР ПЛАТЫ

Размер платы за содержание и ремонт

В ст. 156 ЖК РФ установлено общее правило о том, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (указанное положение не зависит от способа управления, соответствующие требования устанавливаются Правилами содержания общего имущества, установленные Правительством РФ, технические регламенты, санитарные и строительные нормы)

Наниматели

Размер платы за наем, содержание и ремонт устанавливается для нанимателей жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде исходя  из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитии исходя из площади комнат) жилого помещения. Размер такой платы для нанимателей государственного и муниципального жилищного фонда устанавливается органами местного самоуправления. Отсутствует зависимость от излишков площади, в отличие от ранее действующего законодательства.

Кроме того, размер платы за наем устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

Малоимущие граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма,  освобождаются от платы за наем.

Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, фондов для временного поселения лиц, признанных беженцами и вынужденных переселенцев, а также в общежитиях, если в одной комнате проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных помещений.

Плата за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ст.156.1 ЖК РФ)

Размер платы за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (далее в настоящей статье — плата за наем жилого помещения) устанавливается с учетом требования, определенного в соответствии с частью 3 настоящей статьи, указанными в пунктах 1 — 3 части 5 статьи 91.14 ЖК РФ органом государственной власти, органом местного самоуправления, наймодателем по согласованию с органом местного самоуправления или в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, заключенным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Плата за наем жилого помещения включает в себя возмещение расходов на строительство, реконструкцию, приобретение наемного дома социального использования или приобретение всех помещений в таком доме, расходы, связанные с содержанием и текущим ремонтом такого жилого помещения, капитальным ремонтом такого дома, и иные расходы, предусмотренные законом.

Размер платы за наем жилого помещения в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения не может превышать максимальный размер указанной платы, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации дифференцированно для муниципальных образований и в зависимости от месторасположения наемных домов социального использования на территории муниципального образования, потребительских свойств, уровня благоустройства, размеров жилых помещений.

Размер платы за наем жилого помещения может изменяться не чаще чем один раз в три года, за исключением ежегодной индексации размера указанной платы. Порядок установления, изменения, ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования устанавливается Правительством Российской Федерации.

Собственники

При управлении ТСЖ, ЖК, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом  —  размер обязательных платежей или взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт (в том числе капитальный) определяется органами управления этих юридических лиц в соответствии с положениями устава (то есть, согласно ст. 145ЖК РФ  на общем собрании на основании заключения ревизионной комиссии, кроме того, размер соответствует доле в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома).

При управлении управляющей организацией размер платы определяется на общем собрании с учетом предложений управляющей организации (обсуждается перечень, объем и качество необходимых работ и услуг) и устанавливается на срок не менее, чем 1 год. Однако, если управляющая организация выбрана в порядке, предусмотренном ст. 161 ЖК РФ, то есть в рамках открытого конкурса, проводимого органами местного самоуправления, общее собрание собственников уже не принимает участие в установлении размера указанных платежей. Поскольку согласно ст. 158 ЖК РФ: если собственники не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом — размере платы  устанавливается органами местного самоуправления.

Размер платы за содержание и ремонт общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме определяется на общем собрании собственников.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ исходя из занимаемой общей площади помещения и может быть дифференцирован типа дома, этажности, сроков эксплуатации и пр. Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти (ОГВ) субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (возможно расхождение между индивидуальными и коллективными счетчиками из-за потерь во внутридомовых инженерных сетях)

Размер платы рассчитывается по тарифам, установленными ОГВ субъектов РФ в порядке, установленном законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов в порядке, предусмотренном законом.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и иным пользователям, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или ТСЖ, ЖК, ЖСК договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.

Статья 157.1. Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги

  1. Не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее — предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

1.1. Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 157 настоящего Кодекса.

Об установлении предельных (максимальных) индексов на первый долгосрочный период см. статью 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ.

  1. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее — индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее — основы формирования индексов).
  2. Основы формирования индексов утверждаются Правительством Российской Федерации и устанавливают:

1) порядок расчета, утверждения и применения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов;

2) основания и порядок изменения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов в течение периода их действия, а также основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями индексов по субъектам Российской Федерации и (или) предельных индексов;

3) порядок мониторинга и контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов;

4) основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований;

5) порядок опубликования решений об установлении индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов, а также информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и государственного жилищного надзора в области применения предельных индексов.

  1. Контроль за соблюдением порядка утверждения предельных индексов осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  2. В случае нарушения порядка утверждения предельных индексов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти выдает высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.

В качестве мер социальной защиты населения выступают предоставляемые гражданам субсидии и компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Закон Самарской области от 28.12.2004 N 191-ГД (ред. от 06.12.2007) «О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 21.12.2004)

Постановление Правительства Самарской области от 21.12.2005 N 163 «О создании единой системы предоставления субсидий и иных мер социальной поддержки населению Самарской области по оплате жилья и коммунальных услуг»

Закон Самарской области от 10.07.2008 N 71-ГД (ред. от 03.07.2012) «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области, и о внесении изменений в отдельные Законы Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 01.07.2008)

Постановление Правительства Самарской области от 26.05.2010 N 195 «Об утверждении Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателям субсидий в Самарской области»

Постановление Администрации городского округа Самара от 29.12.2012 N 1865 (ред. от 17.07.2013) «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2013 году»

Постановление Главы городского округа Самара от 18.12.2007 N 1153 (ред. от 19.06.2012) «Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара»

Постановление Главы городского округа Самара от 26.02.2009 N 170 (ред. от 05.09.2012) «Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг из средств бюджета городского округа Самара, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в городском округе Самара»

Таким правом обладают пользователи жилых помещений государственного и муниципального ЖФ, наниматели жилых помещений в частном жилищном фонде, члены ЖК, ЖСК, собственники жилых помещений.

Право на субсидию имеют две категории граждан:

  • граждане в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышает величину максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

2)семьи со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного   минимума, для них максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Для этих целей ежегодно Правительством РФ устанавливаются федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми субъекты РФ устанавливают региональные стандарты. К ним относятся:

  1. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату в совокупном семейном доходе.
  2. Нормативная площадь жилого помещения – размер площади, приходящейся на каждого члена семьи в пределах которой осуществляется предоставление субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг; Вместо социальной нормы площади жилья законодатель использует термин региональный стандарт нормативной площади жилого помещения,
  3. Стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц
  4. Стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв.м общей площади жилья в месяц по субъектам РФ

Субсидии предоставляются органами исполнительной власти субъектов РФ или управомоченным им учреждением по заявлению гражданина с учетом постоянно проживающих с ним членов семьи при отсутствии задолженностей по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении или выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Финансирование расходов на предоставление субсидий  осуществляется из бюджетов субъектов РФ.

Согласно ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, предоставляются компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Механизм предоставления компенсаций  заменяет ранее используемый механизм предоставления льгот, например ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 23.3 Закона  «О ветеранах»

pravo163.ru

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

Статья 153 ЖК предусматривает обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1). Данная обязанность возникает у:

  • 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма – с момента заключения такого договора;
  • 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда – с момента заключения соответствующего договора аренды;
  • 3) нанимателя жилого помещения по договору коммерческого найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда – с момента заключения такого договора;
  • 4) члена жилищного кооператива – с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
  • 5) собственника жилого помещения – с момента возникновения права собственности на жилое помещение;
  • 6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, – с момента такой передачи (ч. 2 ст. 153 ЖК).

До заселения жилых помещений государственною и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч. 3 ст. 153 ЖК).

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена ст. 154 ЖК, согласно которой данная плата для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору коммерческого найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

  • 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
  • 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту жилого помещения, оказываемых и выполняемых в установленных объемах, а также по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
  • 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя;

  • 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в таком доме;
  • 2) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Статья 155 ЖК (ч. 1) устанавливает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Данная плата вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением указанного выше общего собрания (ч. 2 ст. 155 ЖК).

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору коммерческого найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю (ч. 3 ст. 155 ЖК).

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору коммерческого найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 ст. 155 ЖК. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленной договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем в согласованном с управляющей организацией порядке (ч. 4 ст. 155 ЖК).

Члены ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества или органами управления кооператива (ч. 5 ст. 155 ЖК).

Не являющиеся членами ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы такое товарищество или кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (ч. 6 ст. 155 ЖК).

В случае заключения ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК, застройщиком договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации, за исключением предусмотренного ч. 7.1 ст. 155 ЖК случая, лицами, указанными в ч. 2 ст. 153 ЖК (ч. 6.1 ст. 155 ЖК).

Управляющая организация, ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, ТСЖ либо кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ (ч. 6.2 ст. 155 ЖК).

На основании решения общего собрания членов ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам коммерческого найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги последним признается выполнением указанными выше лицами своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 6.3 ст. 155 ЖК).

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 ст. 155 ЖК (ч. 7).

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в этом доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам коммерческого найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение им платы за коммунальные услуги признается выполнением вышеназванными лицами своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 7.1 ст. 155 ЖК).

Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 8 ст. 155 ЖК). В аналогичном порядке собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, вносят плату за коммунальные услуги (ч. 9 ст. 155 ЖК), а также собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений (ч. 10 ст. 155 ЖК).

Как предусматривает ч. 11 ст. 155 ЖК, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством РФ.

Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов (ч. 12 ст. 155 ЖК).

Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги нс позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься эта плата в ином размере, если иной срок не установлен договором управления (ч. 13 ст. 155 ЖК).

Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты включительно. Увеличение указанного размера пеней не допускается (ч. 14 ст. 155 ЖК).

Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с ЖК вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (ч. 15 ст. 155 ЖК).

Статьей 156 ЖК установлен общий принцип, согласно которому плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам коммерческого найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях – исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если законом соответствующего субъекта РФ нс установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Размер платы за наем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома (ч. 4 ст. 156 ЖК).

Как предусмотрено ч. 5 ст. 156 ЖК, установление размера платы за наем не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Федеральными законами, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда иным категориям граждан в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК, могут быть установлены другие (по сравнению с предусмотренными ч. 4 и 5 ст. 156 ЖК) условия определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых домах фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45–48 ЖК. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества или кооператива в соответствии с их уставом.

Граждане, признанные в установленном ЖК порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) (ч. 9 ст. 156 ЖК).

Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно ст. 157 ЖК размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, и в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления указанных выше тарифов в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образование или ликвидация ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии со ст. 158 ЖК собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах по содержанию общего имущества в таком доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт жилого дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения их права собственности на указанные помещения. Таким образом, срок, в течение которого лицо являлось собственником жилого помещения, в данном случае не имеет значения. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если законом соответствующего субъекта РФ не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Общие положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг содержатся в ст. 159 ЖК, которой предусмотрено, что такие субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 ст. 159 ЖК, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Согласно ч. 2 ст. 159 ЖК право на субсидии имеют:

  • а) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда:
  • б) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
  • в) члены жилищных кооперативов;
  • г) собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта РФ или управомоченным им учреждением указанным выше гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного ч. 1 ст. 155 ЖК. Таким образом, выплата субсидий производится не наличными деньгами, а посредством безналичных расчетов.

В ЖК особо оговорено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 5 ст. 159).

При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно- коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, находящихся в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.

Согласно ч. 7 ст. 159 ЖК порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ.

Как предусматривает ч. 8 ст. 159 ЖК, финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов РФ.

Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством РФ (ч. 9 ст. 159 ЖК).

В соответствии с ч. 11 ст. 159 ЖК орган местного самоуправления может установить при расчете субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно- коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами РФ не предусмотрено иное.

Согласно ст. 160 ЖК отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (ч. 1).

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном ст. 159 ЖК (ч. 2 ст. 160 ЖК).

Указанные компенсации предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 3 ст. 160 ЖК).

Как предусматривает ст. 8 Закона о введении ЖК, до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК. При этом должны соблюдаться те же условия, которые установлены для предоставления компенсаций ч. 3 ст. 160 ЖК.

studme.org

Структура платы за жилье и коммунальные услуги

Энциклопедия МИП » Жилищное право » Коммунальные услуги » Структура платы за жилье и коммунальные услуги

Оплата должна производиться в полной мере, обеспечивать выполнение целей и задач, на которые расходуется. Недопустимо нецелевое использование средств, перечисляемых на оплату жилища.

Содержание

Законы, действующие в Российской Федерации, подробно рассматривают правоотношения граждан и юридических лиц в жилищной сфере. Жилищным Кодексом РФ предусмотрена обязанность лиц оплачивать жилище, в котором они проживают по различным основаниям. Оплата должна производиться в полной мере, обеспечивать выполнение тех целей и задач, на которые расходуется. Недопустимо нецелевое использование средств, перечисляемых гражданами на оплату жилища.

Моментом возникновения у лиц обязанности оплачивать жилище закон считает:

  • для нанимателей - заключение определенного законом договора;
  • для собственников – момент приобретения права собственности;
  • для лица в составе кооператива – момент получения им помещения.

Рассмотрим, из чего состоит оплата за жилье и с учетом каких особенностей она начисляется и оплачивается.

Понятие платы за жилье и коммунальные услуги для нанимателей жилья

Из анализа статей ЖК РФ, посвященных оплате за жилье, и сопутствующих нормативных актов, вытекает, что лица, пользующиеся жилым помещением, должны вносить плату, которая состоит из нескольких элементов:

  • содержание жилья;
  • пользование им;
  • оплата предоставляемых коммунальных услуг.

Закон не объединяет указанные платежи общим названием, но в обиходе принято называть такие платежи обобщающим термином «квартплата». Оплата производится на основании специальных платежных документов – квитанций, ежемесячно поступающих плательщикам и содержащих данные о получателе платежей, о назначении платежа, его сумме и другую важную для плательщика информацию.

Из чего складывается плата за жилое помещение?

Закон четко устанавливает составные части платежей, которые оплачиваются как собственниками помещений, так и их нанимателями. Состав платежа различается в зависимости от статуса жилого помещения и юридического статуса лица, в нем проживающего. Но наниматели и собственники, в любом случае, оплачивают квитанции, в составе которых следующие элементы платежа:

  • коммунальные услуги;
  • содержание помещения и его ремонт.

Наниматели, проживающие в домах, отнесенных к государственному или муниципальному фонду, кроме указанных элементов вносят еще и плату за пользование жилищем. В юридических источниках такое обязательство нанимателя имеет второе название: плата за наем.

Собственники освобождены от таких платежей, поскольку сами определяют порядок и условия пользования жильем на основании своего права собственности.

Не оплачивают наем и лица, состоящие в кооперативах, поскольку жилье им передается не в наем, а во владение и пользование на основании специального статуса – членства в кооперативе. Итогом нахождения лица в составе кооператива является приобретение помещения в собственность, после выплаты определенной кооперативом суммы.

Оплата за найм

Такой вид платы призван компенсировать затраты собственника помещения, в котором квартиры переданы до договорам найма, на строительство жилого дома, его реконструкцию. Поскольку собственник передает лицу-нанимателю помещение для проживания, наниматель должен внести ежемесячно определенную договором сумму, в результате чего реализуются вышеуказанные цели.

Договор между собственником помещения и нанимателем также содержит информацию о назначении платежа, форме платежа, временном промежутке, в течение которого наниматель совершает платеж.

Пересмотр сумм платежа допустим, в связи с факторами, установленными законом, например, в связи с инфляцией. О пересмотре сумм наниматель должен быть извещен в соответствующий срок и в установленной форме. Указанные правоотношения по своей правовой природе близки к договорным отношениям по поводу аренды помещений.

Оплата содержания и ремонта жилья

Эту разновидность денежных отчислений ЖК РФ относит к обязательным как для нанимателей, так и для собственников. Сумма платежа состоит из двух частей.

Первая – плата за содержание помещения. Она включает в себя:

  • оплату содержания крыш, чердаков и подвальных помещений, подъездов;
  • оплату обслуживания устройств и коммуникаций, предназначенных для использования жильцами дома (к таким устройствам и коммуникациям относятся приборы учета, лифты, технические помещения в доме);
  • оплата содержания территории около дома (придомовой территории);
  • оплата вывоза мусора;
  • работы по устранению технических неисправностей.

Следует отметить, что государственные и муниципальные органы могут дополнять список дополнительными услугами по содержанию помещения, в зависимости от климата региона, в котором расположено помещение, конструктивных и архитектурных особенностей помещения.

Жильцам дома могут оказываться другие услуги, относящиеся к дополнительным, например, установка кабельного телевидения или охрана территории около дома. Такие услуги оплачиваются отдельно по стоимости, обговоренной с организацией, предоставляющей эти услуги.

Вторая часть ежемесячного платежа – плата за ремонт помещения. Она включает в себя оплату текущего ремонта.

Структура платы за жилье собственниками в жилом доме

Кроме перечисленных видов обязательных платежей закон наделяет собственников помещений особой обязанностью: оплатой капитального ремонта. Этот вид платежей обязателен только для собственников помещений. Норма закона, регулирующая порядок произведения капремонта и его оплаты является императивной, то есть не подлежит дополнениям, имеет категоричный характер.

Нанимателей закон освобождает от оплаты работ по капитальному ремонту, любые попытки привлечь нанимателя к оплате указанных работ являются незаконными и могут быть обжалованы в соответствующие органы.

Как уже отмечалось, собственники не платят за наем жилища, эта обязанность лежит исключительно на плечах нанимателей.

Перечень коммунальных услуг, предоставляемых нанимателям помещений и собственниками помещений

Коммунальные услуги предоставляются лицам, проживающим в доме, в полном объеме и в качестве, позволяющем нанимателям и собственникам эффективно их использовать. Оплата за предоставленные коммунальные услуги рассчитывается по специальным тарифам.

Также важно наличие или отсутствие в доме учетных приборов. В случае, если такими приборами дом оборудован, оплата производится на основании показаний указанных приборов. Если же их нет, оплата состоит из сумм, высчитанных по нормативам потребления. Жилищный закон перечисляет коммунальные услуги, предоставляемые нанимателям и собственникам. К ним относятся:

  • холодное водоснабжение;
  • водоотведение;
  • горячее водоснабжение;
  • отопление;
  • газоснабжение;
  • электроснабжение.

Дополнительно к коммунальным тарифам отнесены работы по захоронению бытовых отходов и работы по очищению сточных вод.

advokat-malov.ru

Размер платы за жилое помещение

Энциклопедия МИП » Жилищное право » Коммунальные услуги » Размер платы за жилое помещение

Расчет включает список основных услуг, предоставляемых жильцам: отопление, электроэнергия, вода и иные услуги. Также учитываются платежи, необходимые для эффективной эксплуатации дома.

Содержание

Лица, по законному праву проживающие в жилище, должны регулярно его оплачивать. Закон определяет, что оплата производится в объеме, достаточном для нормального функционирования общего имущества граждан, нормального состояния здания, своевременного проведения ремонта дома, в котором расположены жилые помещения. Обязанность по оплате лежит не только на гражданах, но и на организациях. Причем вносить плату указанные лица должны вовремя, требование о своевременности платежей прямо устанавливает Жилищный Кодекс в статье 153.

Расчет платы за жилую площадь

Размер платы за жилое помещение, жильцы в котором не объединены в ТСЖ, либо кооператив, действующий в интересах жильцов, устанавливается после обсуждения принятием решения на собрании собственников жилья. Платежи членов ТСЖ или кооператива, которые будут расходоваться на содержание дома и его ремонт, определяет ТСЖ или кооператив, на основании внутренних нормативных актов и в соответствии со своими уставами.

Размер платы за жилище высчитывается из площади этого жилища, по определенным для каждого региона тарифам.

При исчислении оплаты жилого помещения, входящего в состав государственного либо муниципального фонда, учитывается местоположение площадей указанных фондов, степень их благоустроенности. Расчет включает список основных услуг, предоставляемых жильцам: отопление, электроэнергия, вода и иные услуги. Также учитываются платежи, необходимые для осуществления эффективной, отвечающей запросам граждан эксплуатации и своевременного ремонта дома. Вышеописанные вопросы решаются на общем собрании.

Размер платы за содержание жилья, предоставленного по договору найма

При вычислении сумм для оплаты граждан, пользующихся жильем по найму помещений государственного и муниципального фондов, учитывается площадь, занимаемая лицами, проживающими в квартире государственного или муниципального фонда по договору найма.

В отношении комнаты в общежитии действуют те же правила: размер платы за пользование жилым помещением высчитывается с учетом площади жилья. До передачи помещений в наем, за содержание дома ответственны соответствующие госорганы и органы МСУ, которые и оплачивают содержание.

Размер платы за помещения, переданные в наем

Плата для лиц, проживающих на основании найма в жилье государственного и муниципального фондов, в соответствии с действующим законом, определяется в субъектах страны органами МСУ.

Плата за жилище в помещениях указанных фондов содержит не только суммы на содержание дома и его ремонт, но и плату за пользование помещением.

Жилищный закон устанавливает к плате за наем важное требование: плата должна устанавливаться в таком размере, чтобы у лица-нанимателя не могло возникнуть права на получение государственных субсидий на оплату жилья. Такое требование логично, субсидии гражданин мог бы получать в случае завышенных ставок оплаты за жилье, и в случае выделения субсидий на оплату в помощь гражданину, денежные средства вновь будут возвращаться в бюджет.

Роль площади жилья соцнайма при расчете размера его оплаты

Расчетной единицей при определении размера оплаты за жилье считается та сумма, которая приходится на квадратуру помещения, переданного в наем. В домах, где помещения переданы лицам по договору социального найма, плата высчитывается по алгоритму: ставка оплаты за 1 квадратный метр помещения умножается на общую площадь помещения, предоставленного по социальному найму.

Если говорить об оплате помещений в общежитиях, где лица проживают на основании найма, то алгоритм вычисления платы остается прежним, только основанием расчета является размер комнаты, в которой проживают лица.

Плата за содержание и ремонт жилища для собственников помещений (жилых и нежилых)

Все компоненты, составляющие сумму оплаты, устанавливаются собственниками во время проведения общих собраний, а также органами ТСЖ и кооперативов, объединяющих граждан-собственников. Для собственников помещений любых видов определен единый размер платы за ремонт и содержание данного помещения.

Собственники помещений, не предназначенных для жилья, не освобождаются от обязанности оплачивать услуги и работы по содержанию дома и его ремонту, и наравне с собственниками жилых квартир, несут расходы в отношении общедомового имущества. Исполнение указанной обязанности собственником нежилого помещения со значительными задержками, или отказ от ее исполнения дают право на привлечение лица к ответственности, установленной законами РФ.

Предельные индексы

В соответствии с действующим законодательством предельным индексом признается выраженный в процентах индекс вероятного изменения размера платы за жилье в максимальном и минимальных значениях. Принципы расчетов предельных индексов установлены Правительством РФ. Запрещено назначение сумм оплаты за коммунальные услуги выше максимальных индексов, утвержденных в субъекте РФ.

Размер платы за пользование жилым помещением, другими словами плата за наем, определяется с учетом степени благоустройства помещения.

Плата за наем не может взыматься за помещения, признанные аварийными и подлежащими сносу. От платы за наем освобождаются малоимущие граждане, проживающие на жилплощади, предоставленной им по социальному найму. Статус указанных граждан должен быть полностью подтвержден документами.

Размер платы за жилое помещение в общежитиях, в ТСЖ и ЖСК

Плата за жилье в общежитии, переданное гражданам в наем, начисляется исходя из площади занимаемого помещения. Лица, проживающие в общежитиях, также, как и граждане, проживающие в отдельных квартирах по договору социального найма или на правах собственников обязаны оплачивать коммунальные услуги.

Рассчитываются коммунальные услуги по показаниям учетных приборов, если они установлены, или из нормативов потребления, которые утверждены в законном порядке.

Законом предусмотрено освобождение некоторых категорий граждан от оплаты проживания в общежитии в помещениях, переданных в наем. Например, в образовательных учреждениях могут быть освобождены от оплаты студенты, являющиеся инвалидами, сиротами.

Порядок определения размера платы за жилое помещение в рассматриваемых случаях устанавливается органами, осуществляющими управление ЖСК или ТСЖ, на основании устава и в соответствии с требованиями закона. Органом, полномочным устанавливать и изменять размер обязательных взносов и платежей в указанных организациях признается общее собрание собственников, которое производится в порядке и в сроки, установленным жилищным законом и уставом ТСЖ или ЖСК.

Размер платы за содержание и ремонт жилья в МКД

Жильцы, законно проживающие в многоквартирном доме, обязаны оплачивать в определенной части содержание и ремонт дома, тем самым продлевая нормальное состояние строения. Собственник вносит расходные платежи в соответствии с размером доли в праве общей собственности.

Общий размер оплаты для нанимателя жилья в государственных и муниципальных фондах определяют органы МСУ. Размер оплаты в муниципальном и государственном жилье высчитывается исходя из показаний учетных приборов, а также местных тарифов.

Ответственность за некачественное содержание и управление общим имуществом

За несоответствующее нормам исполнение обязательств юридические лица, назначенные для исполнения таких обязанностей в соответствии с требованиями закона, несут ответственность. Нормы закона, разъясняющие и регулирующие такую ответственность, содержатся в административном, гражданском и в отдельных случаях уголовного права.

Кроме юридического лица, отвечают по обязательствам и должностные лица, назначенные для исполнения обязанности по управлению, содержанию и ремонту дома.

Ответственность у ТСЖ или ЖСК может возникнуть и по вине граждан-неплательщиков, проживающих в доме. Предъявить претензии за ненадлежащее исполнение обязательств граждане могут посредством обращения в ТСЖ или ЖСК, жалобы в инстанции, осуществляющие надзорную деятельность, или обращения в суд.

advokat-malov.ru


Смотрите также