Пастельная бумага что это такое


Бумага для пастели: особенности выбора

Никакие потрясающие художественные умения не позволят создать шедевр, если для этого нет необходимых условий. В процессе рисования важны малейшие детали, а уж рисовальные принадлежности, среди которых и бумага, играют определяющую роль.

Пастель долгое время не воспринималась серьезными художниками в качестве инструмента для настоящего творчества – они использовали ее исключительно для наброски эскизов. Сегодня это вещество получило широчайшее распространение среди любителей рисования благодаря многообразию разновидностей, красивым и насыщенным цветам, а также – благодаря удобству изображения.

Пастельные мелки очень удобны и для маленьких детей, поскольку те не всегда могут правильно держать в руках карандаш или кисть, но при помощи мелка, пишущего со всех сторон, уже способны рисовать осмысленные вещи. Однако без правильно подобранной бумаги даже самый хороший мелок окажется разочарованием для родителей и ребенка.

Бумага для пастели по своему составу мало отличается от других разновидностей этого же материала, но вот другие ее характеристики определяют узкую ориентированность именно на мелки. Для того чтобы правильно выбрать пастельную бумагу, нужно немного больше понимать свойства мелков.

В первую очередь мелок – вещество сухое и сыпучее. В отличие от красок его следы не впитываются в бумагу, оставаясь только на ее поверхности. Существуют и более мягкие разновидности, в которых связующим веществом выступает масло. Его там довольно много, и оно способно довольно уверенно обеспечивать сцепление с основой, однако для маленьких детей его покупают сравнительно редко из-за высокой маркости подобного подарка.

Получается что нужно каким-то образом повысить сцепление пигмента с основой, и сделать это призвана именно бумага. Гладких разновидностей бумажной продукции для пастели не существует – она бывает исключительно фактурной. В качестве альтернативы иногда допускается также использование акварельной бумаги.

Логично, что пастельная бумага должна обладать довольно высокой плотностью. Если мелок относится к сухому типу, то довольно резкие движения им могут повредить слишком тонкую основу. Что же касается масляных составов, то они априори требуют достаточно плотного основания, чтобы не протекать через него.

Нельзя забывать и о том, что при рисовании пастелью нередко используется техника растушевки, которая тоже выдвигает требования касательно высокой плотности холста.

Наконец, в отличие от многих других рисовальных инструментов пастельные рисунки лучше смотрятся на бумаге небелого цвета. Основные оттенки, безусловно, выглядят ярче именно на белой основе, однако светлые тона пастели на таком фоне смотрятся крайне блекло. В связи с этим пастельную бумагу обычно тонируют еще в процессе производства.

Новичкам советуют отдавать предпочтение серой и светло-серой бумаге, профессионалы же способны для каждого отдельного рисунка подбирать специальный фон, отталкиваясь от особенностей задуманного.

Современная бумажная промышленность предлагает на выбор художникам огромный ассортимент продукции для каждого отдельного способа рисования, но именно пастельная бумага отличается максимальным многообразием вариантов. Определиться с выбором можно, отталкиваясь сразу от нескольких критериев.

Для детей и новичков пастельная бумага выпускается листами стандартных форматов как поштучно, так и в виде альбомов или блокнотов с отклеивающимися листами. Наиболее распространенным форматом, широко используемым и в общеобразовательных школах, является всем известный А4, однако для серьезных художественных потребностей может понадобиться более крупный размер – например, А3 или даже А2.

Пастельная бумага продается также и в рулонах, привлекая потребителя возможностью сэкономить на оптовой покупке. У такого решения может быть несколько недостатков. В первую очередь нужно уметь резать такой рулон аккуратно и при минимуме бесполезных отходов. Кроме того, порезанная бумага из рулона нередко сохраняет полукруглую форму, что не очень удобно для рисования.

Вопреки тому, что белая бумага считается не самым удачным выбором для пастели, для любителей этой рисовальной принадлежности доступен выбор основ всех возможных цветов. Большой популярностью традиционно пользуются не самые броские цвета: тонированная бумага обычно выпускается черной или в разных оттенках серого.

Цветная бумага также встречается, но цвета ее обычно неброские, чтобы не мешать восприятию собственно рисунка. Расцвеченные альбомы обычно продаются сразу набором разных оттенков.

Профессиональные художники нередко предпочитают не искать лист нужного оттенка, а самостоятельно окрасить его, особенно если в качестве оригинала используется простая белая бумага.

Отдельным моментом при выборе пастельной бумаги является подбор необходимой фактуры, от которой напрямую зависит специфика готового результата. В целом можно выделить четыре основные разновидности фактур.

  • Энгр. Наименее плотная разновидность основ среди всех, что подходят для пастели, – даже акварельная бумага тоньше нее. На поверхности такой основы четко видны объемные линии, представляющие собой сетку, приближенную к квадратикам и прямоугольникам по форме.
  • Ячейки. Более плотная и качественная структура, у которой рельефным элементом оказывается не сетка, разделяющая фрагменты, а сами ячейки. В лучших образцах такие ячейки способствуют более качественному удержанию пигмента на поверхности, а готовый рисунок покрыт мелкими равномерными точками цвета основы, что добавляет шедевру шарма.
  • Наждачная фактура. Сомнительно, что такой бумагой можно было бы шкурить поверхности, однако внешне она выглядит очень похоже на свою абразивную родственницу. На поверхности заметна ярко выраженная зернистость, благодаря которой пигмент прекрасно цепляется за такую бумагу. Эта разновидность обычно считается профессиональной и выпускается только в больших форматах.
  • Бархат. Этот вариант, наоборот, имеет мягкую текстуру, которая достигается сравнительно небольшой густотой волокон в верхнем слое. Между такими свободными волокнами прекрасно удерживается пигмент, поэтому такая разновидность бумаги тоже пользуется большой популярностью. Подобные основы обычно обладают довольно высокой плотностью, поэтому на них можно применять технику растушевывания (в случае отсутствия самого густого ворса). В целом именно бархатная бумага обычно используется для имитации живописи.

Большое разнообразие представленных на рынке видов бумаги для пастели позволяет профессионалам подобрать оптимальное решение, однако неопытных потребителей оно только запутывает. Прежде чем идти в магазин, нужно определиться, для каких именно целей нужна приобретаемая бумага.

Как правило, пастельная бумага продается либо поштучно листами, либо в альбомах. Для ребенка уместнее будет именно последний вариант, поскольку это исключает риск немедленной потери формы в недрах детского портфеля.

При этом следует помнить, что рисовать пастелью проще на отдельном листе, а потому при покупке альбома нужно выбирать тот, который предусматривает легкое выдергивание отдельных листов.

Выбирая набор листов, нельзя не задуматься об их цвете. Наиболее нейтральным решением справедливо считается серая бумага, потому именно ее рекомендуют покупать для детей. Разноцветный набор стоит покупать лишь в том случае, если будущий владелец уже успел неплохо овладеть принципами выбора фона для того или иного рисунка.

Малышу бы больше понравился набор с яркими листами, но для серьезного творчества они подходят мало – нужны нейтральные оттенки, которые хорошо оттеняли бы рисунок, не отвлекая при этом внимание от самого произведения.

Нельзя выбирать бумагу для пастели без оглядки на разновидность самих мелков. Выбор основы для масляной пастели оказывается несколько более простым, поскольку жировая составляющая в ней обеспечивает довольно высокую адгезию. Получается, что масляные мелки не настолько требовательны к фактуре бумаги, но зато им необходима должная толщина, гарантирующая, что холст не промокнет насквозь и не запачкает все вокруг.

Что же касается сухой пастели, то для нее очень важна ярко выраженная фактура – например, те же ячейки или «наждачная» поверхность.

Следует заметить, что отзывы в интернете в данном случае далеко не всегда позволяют составить реальную картину сравнения качества бумаги от разных производителей. Лучшая пастельная основа – у каждого своя. Здесь важно выбрать не так бумагу, как сочетание бумаги с пастелью. Самый лучший холст может быть раскритикован человеком, неправильно подобравшим для него мелки, и точно так же худший вариант основы может заслужить искреннюю похвалу, если потребитель случайно попал в самую точку своим выбором пастели.

Профессионалы наверняка знают, как правильно выбирать холст для различных рисунков, новички-энтузиасты тоже заранее изучили тему, а вот родителям малышей бывает непросто разобраться с тем, как купить хорошую бумагу для пастели. Существует несколько простых советов, которые помогут не ошибиться.

  • Альбомы предпочтительнее для малышей в силу своей способности держать форму. При покупке набора листов следует дополнительно позаботиться о жесткой папке для хранения и транспортировки бумаги.
  • Плотность качественной бумаги для пастели довольно высока, что не может не сказываться на ее весе, потому для маленьких детей не стоит приобретать альбомы большого объема – 8-12 листов для начала будет достаточно.
  • Не следует приобретать малышу сразу самую дорогую профессиональную бумагу, ведь он все равно не сможет полностью раскрыть всех ее преимуществ, тогда как для общего представления о свойствах пастели и освоения основных техник хватит и среднего набора для новичков.
  • Многие родители предпочитают не ломать голову над выбором особой бумаги для пастели и ограничиться использованием акварельного варианта для акварели и пастели. Однако это не значит, что можно взять любой альбом в канцелярском магазине. В данном случае подразумевается фактурная акварельная бумага, которая встречается реже и стоит несколько дороже.

Вы узнаете больше о видах и марках бумаги для пастели из следующего видео.

o-krohe.ru

Бумага для пастели

Для рисования пастелью нужна бумага со специальной фактурной поверхностью, которая позволит удержать пигмент. Обычно бумага для пастели цветная, ее тон подбирается индивидуально для каждого рисунка. Следует учесть тот факт, что на белой бумаге светлые оттенки пастели выглядят не такими чистыми, как на тонированной, но насыщенные цвета пастели, такие как синие, зелёные, красные смотрятся более сочно.

Выбирая цвет бумаги, следует заранее понимать, в каких тонах будет исполнена ваша работа. Белый и черный цвет бумаги будут сильнее влиять на цвет пастельного штриха. Начинающему пастелисту хорошо подойдёт светло-серая и средне-серая бумага тёплых и холодных оттенков. На сером одинаково хорошо выглядят все цвета пастели.

Помимо фактуры и цвета, важно также учитывать плотность бумаги: техника пастельного рисунка часто требует растушёвки пальцами или инструментами, а это значит, что иногда пигмент придётся втирать с усилием, при котором очень тонкая бумага может замяться. К тому же, чем выше плотность, тем выше влагостойкость бумаги. 

Выпускается бумага в различных форматах: отдельными листами, в рулонах, альбомах и склейках (блокноты с клейкой стороной по одному краю).

ПАСТЕЛЬНАЯ БУМАГА

ЯЧЕИСТАЯ ФАКТУРА

Двухсторонняя бумага: одна сторона фактурная, другая более гладкая. Обе стороны пригодны для рисования.

TIZIANO фирмы Fabriano - плотность этой бумаги 160 г/кв.м. Она имеет слабо выраженную ячеистую текстуру: с одной стороны текстура более шероховатая, с обратной - менее. Пастель на этой бумаге хорошо смешивается и растушёвывается. Но сама бумага плохо удерживает очень большое количество пастельных слоев, особенно если использовать мягкую пастель, которая способна уже первым слоем заполнить поры бумаги.          

MI-TEINTES фирмы Canson – сот - пигменты при рисовании как бы заключаются в каждую ячейку, благодаря чему они надёжнее удерживаются на поверхности. Обратная сторона имеет менее шероховатую поверхность. На эту бумагу так же не рекомендуется наносить слишком много слоёв. Цветовая гамма — 50 оттенков. Содержит 50% хлопка.

ЛИЛИЯ ХОЛДИНГ – бумага разных серий (ПАЛАЦЦО, PREMIUM и т.д.) с тиснением «холст», средней плотности, содержит 40% хлопка. Поверхность этой бумаги слегка бликует, поэтому на ней пастель держится слабее, чем на бумагах других производителей. Наилучшие результаты могут быть достигнуты при рисовании пастелью в штриховой технике или тонким слоем. 

АЛЬТ – по фактуре (холст) и свойствам аналогична бумаге Палаццо производства Лилия Холдинг. Предназначена для кроющих художественных материалов - пастели, мела, угля, соуса, сангины, темперы или гуаши.

COLOURS от Lana – поверхность бумаги текстурная, по своим характеристикам близка к Mi-Teintes. Шероховатая поверхность задерживает частички пастели, сообщает рельефность графике. Разная фактура сторон листа – гладкая и зернистая - расширяет возможности использования этой бумаги. Широкая цветовая гамма.

ЭНГР (INGRES)

Бумага с ярко выраженной, видимой на просвет, сеткой из частых полос, пересеченных под прямым углом более редкими полосами. Имеет пониженную плотность (100-130 г/м.кв) и неровные края. Из-за своей тонкости легко может помяться при неаккуратной растушёвке. Подходит для штриховой техники, угля, графита, пастели.

BUGRA фирмы Hahnemuhle - плотность 130 г/м. кв, тонкая, мелкозернистая, полосатая. Только для сухих техник рисования.

INGRES фирмы Hahnemuhle плотность 100 г/кв.м  - названа в честь знаменитого французского художника Жана Огюста Доминика Энгра (1780-1867), подходит для эскизов и лёгких набросков карандашом, мелками, пастелью и акварелью. Мелкозернистая. Бумага выпускается поштучно и в склейках в 12 различных цветах. 

INGRES VIDALON фирмы Canson - мелкозернистая с текстурой верже, тонкая, плотностью 100 г/кв.м. с высоким содержанием хлопка. Очень стойкая  к свету (кроме черной), бескислотная,  больше подходит для графики, чем для растушёвок. Эта бумага не любит лишних прикосновений, она очень тонкая, но обладает интересной фактурой.  Подходит для мягкой пастели, масляной пастели, мелков, карандашей. Рекомендуется для рисования цветными карандашами, сангиной, мелками, углем, также используется для полиграфии и оформительских работ. Цветовая гамма — 22 оттенка.

INGRES фирмы Clairefontaine  - плотность 130 г/м. кв., тонкая, с текстурой верже, по свойствам аналогична бумаге Ingres фирмы Canson. Выпускается в 20 цветах и оттенках.

ФАКТУРА НАЖДАЧНОЙ БУМАГИ

Бумага с ярко выраженной зернистой поверхностью, благодаря чему пастель прекрасно зацепляется за нее. Выпускается в листах большого формата, для художественных работ.

MI-TEINTES TOUCH фирмы Canson – картон с абразивным напылением, имитирующим поверхность наждачной бумаги. Такая фактура помогает удерживать на поверхности пигменты сухой пастели, а масляная пастель ложится более толстым слоем. Бескислотная, натуральных оттенков.

PIZARRA NEGRA фирмы Canson – бумага угольно-черного цвета. Текстура шероховатая, что позволяет наносить тонкие линии.

KROYTER – гладкая, с небольшой пористостью, что позволяет держаться паре слоёв.Отлично подходит для рисования пастельными и другими карандашами. При растушёвке легко отдаёт пастель на инструмент. Достаточно плотная 200 г/кв.м. Недорогая. Идеальна для очень мягкой масляной пастели.

LA CARTE фирмы Sennelier - отличный помощник в обучении.  Текстура этой бумаги зернистая, что позволит вам наносить много пастельных слоёв. Не переносит влагу, подходит только для сухой пастели. Не доступна для продажи в России.

SANSFIX фирмы Schmincke - разнообразие бумаги этой фирмы ограничивается 6 цветами. Покрытие бумаги зернистое, она боится воды, пастель на ней хорошо смешивается и растушевывается, а также позволяет проводить тонкие линии. Художники выбирают ее для многослойной живописи. Благодаря уникальному зернистому покрытию, рисунок на этой бумаге не нужно дополнительно фиксировать. По своим характеристикам похожа на бумагу La Carte фирмы Sennelier, доступна для продажи в России.

WALLIS – бумага с более выраженной фактурой, подходит для более опытных художников, по своей текстуре является наждачной, что позволяет удерживать до 25 слоев пастели. Благодаря специальной обработке бумага не закручивается и не деформируется. Подкрашивать ее можно растворами содержащими воду, спирт и растворителями. Благодаря тканевой текстуре бумага пригодна для любых покрытий, в том числе и содержащих воду. Саму пастель на этой бумаге можно размывать.

ERSTA – бумага с более выраженной фактурой, подходит для более опытных художников, по своей текстуре является наждачной, что позволяет удерживать до 25 слоев пастели. Саму пастель на этой бумаге можно размывать. Бумага Ersta больше не создается немецким изготовителем.

ART SPECTRUM COLOURFIX - бумага с более выраженной фактурой, подходит для более опытных художников. Пастель хорошо смешивается и растушевывается. Поверхность, словно покрытая пористым грунтом, позволяет проводить тонкие линии. Бумага этой фирмы также идеальна для многослойной живописи.

БАРХАТНАЯ ФАКТУРА

Имеет бархатистую поверхность, что позволяет использовать по минимуму фиксаж. Пастельный рисунок на такой бумаге выглядит как живопись.

PASTELMAT фирмы Clairefontaine – поверхность покрыта целлюлозной фиброй, она шероховатая, но в то же время бархатистая и приятная на ощупь. Плотность ее составляет 360 г/кв.м. Такая текстура легко удерживает множественные слои пастели, которая без труда смешивается и растушевывается на ней. Прекрасный выбор для очень мелких деталей и тонких линий. Бумага позволяет легче добиться фотореалистичности рисунка, по ней прекрасно работает как мягкая пастель, так и различные карандаши.           

VELOUR PASTEL фирмы HAHNEMUHLE - хорошо покрывается пастелью, не оставляя пробелов. Из-за ворсистой текстуры на такой бумаге пастель тяжело растушевывать, но тонкие линии проводить легко. Для этой бумаги непригодны слишком мягкая и слишком твердая пастели. Первая плохо держится, а вторая плохо ложится. Эта бумага совсем не терпит воду. От воды с неё отклеиваются ворсинки и бумага приходит в негодность.

VELOUR фирмы Лилия Холдинг – бумага с велюровой фактурой, позволяет создавать мягкость и средне детализированные текстуры на картинах, а при более плотной зарисовке пастель выглядит ярко и сочно. Бумага очень прочно держит пастель, что делает ее устойчивой к стиранию. В склейке 5 оттенков (серый, белый, желтый, розовый, бежевый).

ПАСТЕЛЬНАЯ ДОСКА

Изготовляется из мелких частиц пробки.

PASTELBOARD  фирмы Ampersand  - на выбор доступны покрытия мраморной крошкой или глиной.

ДРУГАЯ БУМАГА

COLORFIX фирмы Old Holland – акварельная бумага, полученная путем горячей прессовки, с нанесенным грунтом Colorfix. Поверхность бумаги мелкозернистая, в палитре имеется 16 различных цветов.

ЮСУПОВСКИЙ ДВОРЕЦ, ВОРОНЦОВСКИЙ ДВОРЕЦ, МАССАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ - альбомы фирмы Лилия Холдинг - для рисования акварелью, гуашью, чернографитным карандашом, сухой пастелью и восковыми мелками. Бумага экстра белая — яркая, имеет зернистую поверхность, плотностью 200г/м, с перфорацией и на жесткой подложке. Бумага подходит для размыва и большого ровного нанесения краски, а также выдерживает многочисленные подправки и стирания ластиком.

РОМАНТИКА СТАРОГО ДОМА фирмы Лилия Холдинг - бумага с повышенной плотностью 280 г/кв.м, состоит на 70% из хлопкового волокна и имеет зернистую поверхность. После высыхания бумага не деформируется, после неоднократных промывок не размягчается и не ворсится, сохраняя свою первоначальную плотность. Также это изделие идеально подходит для рисования пастелью.

ARCHES фирмы Canson - бумага высшего качества из 100%-ого хлопка. Равномерное распределение волокон делает бумагу наиболее устойчивой к деформации. Это позволяет акварели равномерно распределяться на ней. Уникальная технология желатиновой пропитки, которая используется на акварельной бумаге Arches, позволяет выдерживать выскабливание и лучше всего сохранить яркость красок. Для работы с пастелью наиболее подходит среднезернистая бумага холодного литья Fin. На такую поверхность легко наносить любые изображения.

MOULIN DU ROY (Fin) фирмы Canson - изготавливается из 100% хлопка на цилиндрической машине уникальным способом, повторяющим технологию ручного литья. Благодаря этой технологии, листы прекрасно впитывают влагу и при этом не деформируются. Акварельные пигменты на такой бумаге хорошо сохраняются и выглядят ярче. Moulin du Roy не содержит кислот и отбеливающих веществ, что обеспечивает ей прочность и долговечность.

DISEGNO фирмы Fabriano – бумага изготовлена из смеси с содержанием хлопка 50%. Отсутствие кислоты гарантирует неизменность рисунка с течением времени. Идеально подходит для акварели, темперы, гуаши, акриловых, чернил, угля, воска, графита, маркеров, рисунка и гравюры (травление, литография и шелкография).

HAHNEMUHLE фирмы Hahnemuhle – бумага натурального белого цвета, изготовлена традиционным способом на мульдах. Благодаря 50% содержанию хлопка обладает высокой прочностью, свето- и износостойкостью. Бумага выпускается в блоках и листах с различными фактурами. Идеально подходит для техник: акварель «по сырому», лессировка, отмывка, гуашь, уголь, карандаш, пастель.

BAMBOO фирмы Hahnemuhle - альбом для акварели и акрила состоит из бумаги, изготовленной из 90% бамбукового волокна и 10% хлопка. Особенно подходит для акварели, акрила, пастели, рисунка и смешанных техник.

КАК ВЫГЛЯДЯТ ПАСТЕЛЬНЫЕ ШТРИХИ НА РАЗЛИЧНОЙ БУМАГЕ

 

 

 

Обычная бумага для рисования

Ingres бумага

Бархатная бумага

Слева направо: мягкая пастель, средней твёрдости, твёрдая, растворимая в воде

РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИКИ ПОДГОТОВКИ БУМАГИ

ОКРАШИВАНИЕ Обычную акварельную бумагу предварительно можно тонировать пакетиком чая или кофе, акварелью, пищевыми красителями.

Кофе, пакетик чая или просто чайная заварка заваривается на несколько часов. После того, как полученный раствор достаточно настоится, можно затонировать бумагу с помощью любой удобной кисти.

В зависимости от способа и сорта чая (черный, зеленый, красный), бумага может получить разный тон: оливковый, розовый, голубой, бежевый, и т.д. 

От крепости настоя чая или кофе также можно получить разный тон бумаги:

ГРУНТОВКА

Для рисунка пастели стоит выбирать акварельную бумагу холодной прессовки (поверхность акварельной бумаги горячей прессовки слишком гладкая для пастели). Из-за возможной деформации поверхности бумаги после воздействия на нее водоосновного грунта, такая бумага будет идеальна, т.к. ее основа больше других подходит для подмалевок акварелью или акриловой краской.

www.peredvizhnik.ru

Как выбрать бумагу для пастели | Журнал Ярмарки Мастеров

Начинающим художникам, которые только открывают для себя удивительный мир пастели, можно порекомендовать выбрать бумагу для пастели, имеющую мелкую фактуру зубчиков по всей поверхности.

К такой разновидности относится бумага, скажем, типа “Canson Mi-Tentes”.

Что касается выбора цвета бумаги, то он не столь однозначен, как может показаться. Не забывайте, что черный и белый цвет очень сильно влияет на цвет краски, что наносится на поверхность бумаги.

Итак, цвет бумаги

Бумага для пастели производится в широком цветовом спектре. Естественно, выбор цвета - дело вкуса, но не стоит забывать, что цвет основы очень влияет на конечный результат. Поэтому при выборе цвета бумаги для пастели следует придерживаться четырех принципов:• нужно выбирать бумагу, которая не перекликается с цветом модели, а контрастирует с ним.• цвет бумаги делает более выразительными родственные оттенки: так голубая бумага подчеркивает все оттенки голубого, а красная выделяет всю гамму оттенков красного.• независимо от цвета, выбираем бумагу нейтрального тона, на которой одинаково хорошо смотрятся как темные, так и светлые оттенки.

• распространенной ошибкой является выбор белой бумаги (кроме тех случаев, когда белый цвет основы чрезвычайно важен для воплощения замысла художника). Закрашивание пастелью белых фрагментов требует много времени и труда, а результат все равно будет хуже, чем если бы мы рисовали на цветной основе.

Подробней о видах бумаги

Велюровая бумага имеет бархатистую, матовую поверхность, напоминающую скорее ткань, чем бумагу. Она также бывает самых разных цветов, и приобрести ее можно в пачках (гораздо реже - поштучно).Sansfix - бумага, поверхность которой близка гладкой поверхности обыкновенной писчей бумаги. Производство ограничено несколькими нейтральными цветами. Основная ценность для работы пастелью состоит в том, что рисунок на этой бумаге не нуждается в обработке специальным закрепителем.Песочная бумага (иначе: наждачная) производится из кислотных материалов, поэтому через некоторое время с картиной, написанной на такой бумаге, могут произойти разного рода изменения. Для работы пастелью следует выбирать только самую гладкую песочную бумагу, поскольку с сильно шероховатой поверхности краска интенсивно осыпается.Cabinet - это сильно зернистая бумага преимущественно больших размеров. Продается только в специализированных художественных магазинах.

   0.0 (0 голосов)

www.livemaster.ru

На какой бумаге рисовать пастелью?

Художникам, осваивающим такую технику рисования, как пастель, важно учитывать многочисленные нюансы при выборе инструментов, предельно внимательно следить за качеством растушевки и плавностью линий. Только так работа получится без единого огреха.

Очень важна подходящая «основа», ведь от того, какая бумага подобрана для масляной пастели или рисунков, созданных при помощи мелков, зависит насыщенность оттенков и плавность цветовых переходов.

Какая бумага нужна для пастели, мы расскажем ниже.

Пару слово о технике

Пастель – уникальный способ рисования. Он предполагает нанесение на поверхность набросков, эскиза и завершающих штрихов цветными сухими мелками, масляными или восковыми.

Рисунки, выполненные в этой технике, достаточно выразительны благодаря ярким цветам и плавным линиям.

Чтобы добиться нужного эффекта, нужно не только решить, на какой бумаге рисовать пастелью, но и подобрать подходящий тип мелка:

  • сухие: они состоят из пигмента и связующих компонентов – декстрина и гуммиарабики. Их лучше использовать опытным художникам, поскольку работа с сухими мелками достаточно щепетильна;
  • масляная: она содержит льняное масло и воск, что облегчает ее нанесение на бумагу. По сравнению с сухой пастелью она менее прихотлива. Подойдет для начинающих художников;
  • восковая: она изготавливается с добавлением воска. Этот материал имеет насыщенный оттенок и плотную фактуру. Его считают оптимальным для детского творчества, поскольку с ним комфортно работать, он не растекается и не содержит вредных компонентов.

Подбирайте материал для создания рисунков, исходя из уровня подготовки и той картины, которую вы ожидаете увидеть. Если ваша цель – рисунки с четкими линиями и насыщенными оттенками, то выбирайте материал с примесью воска или масла. Во всех остальных случаях стоит научиться работать с сухими мелками.

Цвет основы

Теперь переходим к вопросу, на какой бумаге рисовать пастелью начинающему художнику.

Первый аспект, на который стоит обратить внимание, – оттенок основы. От этого зависит результат. Мастера при выборе цвета полотна рекомендуют придерживаться четырех принципов:

  • откажитесь от оттенка, совпадающего с основной гаммой рисунка, иначе картина будет напоминать размытое пятно. Лучше сыграть на контрастах;
  • помните, что цвет бумаги делает более насыщенными и выразительными «родственные» оттенки. Например, на голубом фоне более заметными станут бирюзовые или синие линии, а на красной – бордовые или розовые;
  • на бумаге в нейтральном оттенке (бежевый, слоновая кость) как темные, так и светлые цвета смотрятся одинаково насыщенно;
  • белая бумага для масляной пастели – ошибочное решение, поскольку отдельные фрагменты фона придется долго закрашивать. Единственное исключение из правил – художественный замысел мастера, предусматривающий наличие на полотне белых пятен.

Перед выбором оттенка фона тщательно обдумайте, какие цвета вы будете использовать при написании картины.

Техники окрашивания бумаги

Прежде чем приступить к основной части работы – созданию эскиза, основу нужно затонировать. Для этого художники используют различные подручные материалы: пакетики зеленого и черного чая, кофе. Эти компоненты добавляют в воду, затем раствор при помощи кисти переносят на бумагу.

Учтите, что от оттенка раствора для тонирования и сорта чая или кофе зависит цвет «подложки» и, соответственно, финальный результат.

Фактура

Вторая важная характеристика – фактура основы. Она может быть любой, от бархатистой до зернистой. Рассмотрим подробнее каждый вариант.

  1. Велюровая: ее поверхность напоминает мягкую благородную материю – бархат. Выпускается в рулонах разного цвета.
  2. Sansfix: она похожа на бумагу, предназначенную для заметок. Выпускается  в нейтральных тонах. Ее оценят новички, которые путем проб и ошибок осваивают новую технику рисования, т.е. «набивают руку». Еще один бонус при работе с Sansfix – не нужен закрепитель, поскольку рисунок не требует дополнительной обработки.
  3. Песочная: ее альтернативное название – наждачная. Она плотная, практичная, имеет шероховатую поверхность. При ее изготовлении используются яркие пигменты, которые со временем могут выгорать на солнце или менять оттенок из-за воздействия влаги. Эти тонкости желательно учесть, чтобы сохранить картинку в первозданном состоянии как можно дольше.
  4. Cabinet: полотно с зернистой поверхностью, плотное и жесткое. Рекомендуется для создания масштабных полотен.
  5. Акварельная: ее получают путем горячей прессовки, у нее мелкозернистая поверхность. Она плотная, устойчивая к воздействию прямых ультрафиолетовых лучей.

Какая бумага для пастели идеальна именно для вас, зависит от творческого замысла и опыта работы с сухими, масляными или восковыми мелками.

В любом случае, чтобы иметь представление об особенностях велюровой или акварельной основы, нужно поработать с ними хотя бы два-три раза.

Состав и технологии производства

Подбирая основу для будущей картины, желательно изучить состав полотна и особенности технологии, задействованной в ходе производства.

В профильных магазинах можно найти бумагу для масляной пастели, изготовленную из хлопковых волокон. Она прочная, не впитывает влагу и сохраняет истинный цвет пигмента в течение длительного времени.

Есть бумага, состоящая на 50% из хлопка и на 50% из бамбукового волокна. У нее пористая структура и характерный желтоватый оттенок. Используя этот материал, нужно позаботиться о том, чтобы в помещении, где хранится эскиз, был оптимальный уровень температуры и влажности, иначе краски «поплывут» или изменят оттенок на пару тонов.

Еще один вариант состава – 10% хлопка и 90% бамбукового волокна. Такая основа считается идеальной для рисунков, для создания которых применяются смешанные техники. Из-за того, что у бумаги фактурная поверхность, изображение смотрится выразительно и ярко.

Некоторые производители предлагают продукцию на основе целлюлозы (100%). По внешнему виду и качеству она не уступает изделиям из хлопка, при этом сохраняет не только яркость оттенков, но и форму.

Что касается технологий изготовления, то самой популярной считается печать на цилиндрической машине, сходная с ручным литьем. Благодаря применению уникальных методов изготовления мы получаем полотна, которые не деформируются со временем, сохраняют цвет пигмента, устойчивы к воздействию влаги и прямых ультрафиолетовых лучей.

Обзор продукции разных брендов

С особенностями состава, производства и фактурой мы разобрались, теперь пару слов о продукции различных брендов, представленных на рынке.

  1. Colorfix: акварельная бумага от производителя из Нидерландов – Old Holland. Для ее изготовления используется метод горячей прессовки – благодаря нему получается основа с мелкой зернистостью. Этот продукт выпускается в 16 различных оттенках.
  2. Elle Erre: фактурная основа итальянского бренда Fabriano. Она состоит из целлюлозы, имеет специальную склейку. За счет этого краски не окисляются и сохраняют первоначальный оттенок в течение нескольких лет. Этот вариант подходит для многослойных рисунков, созданных при помощи масляной пастели.
  3. Tiziano: изготавливается на фабрике Fabriano. Она имеет фактурную поверхность, из-за этого рисунки получаются выразительными, а растушеванные линии – объемными и воздушными. В составе полотна нет окислителей и других примесей, поэтому пигмент красок не изменяется со временем.
  4. Daller: продукт компании Rowney. Это отличный вариант для тех, кто экспериментирует  с различными техниками, постоянно смешивает краски, чтобы получить новые оттенки и перенести их на полотно. Мягкая и фактурная бумага  Daller позволит реализовать творческие замыслы и при этом сделать линии более четкими и объемными, а тона – глубокими и насыщенными.
  5. Etival: этот бренд принадлежит компании Clairefontaine. Бумага состоит на 45% из хлопка и на 55% из синтетических волокон. Ее текстура напоминает миниатюрные пчелиные соты, но при этом масляная или восковая пастель ложится на ее поверхность без единого изъяна. Бумага выпускается как в ярких оттенках, так и в нейтральных.
  6. Arches: производится компанией Canson. В ее основе – натуральный хлопок. Для склейки используется специальный состав на основе желатина, позволяющий сохранить цвет пигмента и предотвращающий его высыхание. Это плотная бумага с зернистой поверхностью, устойчивая к деформации.
  7. Disegno: еще один продукт от итальянского производителя Fabriano. Состоит из хлопка и синтетических волокон. Кислоты и другие примеси отсутствуют. Эта бумага прекрасно сохраняет истинный оттенок пигмента, не выгорает на солнце и не деформируется со временем.

Это только малая часть товаров от производителей бумаги из Италии, Франции, Нидерландов, которые можно найти в профильных магазинах. Не поленитесь потратить немного времени, чтобы изучить их характеристики и испытать пару образцов на практике.

Итог

Подбор бумаги для пастели (сухой, масляной или восковой) – процесс, требующий максимального внимания к деталям.

Чтобы выбор основы оказался правильным, нужно обратить внимание на состав полотна, технологию производства, начальный оттенок полотна, фактуру. Также нужно знать оптимальные условия хранения той или иной бумаги. Особенно важен требуемый уровень температуры и влажности.

www.hudozhnik.club

Обзор абразивной бумаги для пастели | Журнал Ярмарки Мастеров

Вот уже 3 года я рисую пастелью. И за это время перепробовала практически все имеющие поверхности для рисования этим замечательным материалом. Поэтому решила в одном месте собрать всю информацию о пастельной бумаге. Обзор разбит на 2 части. В первой части я рассказываю про виды абразивной бумаги, показываю обложку, а также про отличия и особенности каждой из них.

Я рассматриваю следующие виды абразивной бумаги:

1. Наждачная.

2. Canson touch.

3. Sennelier la carte.

4. Colourfix.

5. Uart.

6. Fisher.

7. Грунтованная бумага.

Во второй части я уже демонстрирую возможности каждого вида бумаги, а также показываю возможные варианты исправлений.

1. Какой пастелью лучше начинать работу.

2. Чем и как грунтовать и делать подложки.

3. Как исправлять неудачные рисунки.

На сегодняшний день на рынке представлено большое количество бумаги для пастели и, возможно, мой обзор поможет вам определиться с ее выбором. Но в любом случае, пастель — это уникальный материал, позволяющий работать как в реализме, так и в экспрессивной технике, и от этого зависит, на какой поверхности вы будете создавать свой шедевр. На сегодняшний день я остановила свой выбор на самой обычной бумаге Canson, а для пленэра использую грунтованный картон.

   0.0 (0 голосов)

www.livemaster.ru

Масляная пастель

Масляная пастель

Масляная пастель

- графический материал, выпускаемый в виде цветных брусков круглой или квадратной формы или карандашей, с так называемым, пастельным стержнем. Иное название пастельных брусков – пастельные мелки. В магазинах встречается три вида пастели – масляная пастель, сухая пастель и восковая пастель. В данной статье речь пойдет именно о масляном виде. Прежде чем купить масляную пастель впервые, необходимо понять, чем она отличается от других видов и почему подойдет именно вам.

Такая пастель производится путем прессования пигмента и масла, как правило, льняного или другого минерального масла. Чаще всего масляная пастель предназначена для начинающих, но любят ее и опытные художники.

Преимущества масляной пастели

- Рисование масляной пастелью будет приятно для тех, кто любит яркие и насыщенные цвета, так как сухая пастель более матовая. 

- В отличие от сухой пастели, масляная дает возможность хранить готовые работы без использования фиксатива (закрепителя краски)

- Яркость красок и свежесть тона

- Возможность растушевки создает широкий диапазон возможностей: от создания рисунка до написания картины

Цена на масляную пастель варьируется – есть качественные, но недорогие варианты поштучно и в наборах. Такие варианты есть, например, у Сонета, Koh-i-noor и Mungyo. Знаменитые пастели Sennelier  стоят дороже и позиционируются как профессиональные. Масляная пастель в наборе – хороший старт для тех, кто хочет попробовать рисование пастелью и сразу иметь готовый набор базовых цветов. Пастель продается в наборах по 12, 24, 36 цветов. Существуют и более расширенные палитры на 74 и 120 цветов.

На чем рисовать масляной пастелью 

Пастелью можно рисовать по фактурной бумаге, наждачной, бархатистой или акварельной бумаге, а также по пастельной доске, изготавливаемой из пробки.

Поверхность пастельной бумаги должна быть фактурной, поскольку пастель не впитывается в ее поверхность и соответственно закрепляться должна в «ячейках» на поверхности бумаги. Это требование относится к пастели в целом, а не только к масляному виду. Еще одно требование к пастельной бумаге – это ее плотность. Желательно, чтобы она начиналась от 160 г/ кв м. Но есть пастельная бумага плотностью 100 и 130 г/кв м. Для пастели нужна достаточно плотная и прочная бумага, которая будет устойчива к механическому воздействию, поскольку техника рисования пастелью подразумевает постоянное трение листа, как на этапе рисунка, так и растушевки и корректировки изображения. 

Поверхность, на которой создается рисунок или картина, ее цвет, также имеют влияние на то, каким будет рисунок. Например, бархатная бумага дает естественное «размытие», мягкость изображения. Цвет поверхности влияет на выигрышность цвета, передачи оттенков и общего эффекта от рисунка. Поэтому многие художники тонируют пастельную бумагу кофе или чаем, чтобы получить коричневые и серые оттенки, на которых яркие цвета будут смотреться более эффектно. Или  же сразу покупают цветную бумагу для пастели.

Пастель – это компромисс между графикой и живописью. В зависимости от того, что вы хотите увидеть на готовой работе она становится и краской или графическим инструментом. Пастелью рисовали Дега, Левитан, Делакруа, Серов, Кустодиев. Попробуйте и вы! Откройте для себя яркий, приятный в работе материал!

Перейти в раздел Масляная пастель

artkvartal.ru


Смотрите также