Открытое правительство что это такое


В России закрыли «Открытое правительство»

23764 25.06.2018, Пн, 15:53, Мск , Текст: Валерия Шмырова

Премьер-министр подписал постановление о ликвидации правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», которую возглавлял Михаил Абызов. Причины неэффективности проекта разнообразны — от неумения выстроить диалог государства с гражданами и бизнесом до непринятия протестов против «закона Яровой».

В России прекратила существование правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства». Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым. Текст постановления размещен на портале официального опубликования правовых актов publication.pravo.gov.ru

В мае президент России Владимир Путин подписал указ о новой структуре правительства, который упразднил комиссию по «Открытому правительству». Напомним, это тот же указ, которым Минкомсвязи было переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Чем занималась комиссия

Правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» координировала сотрудничество госорганов с представителями гражданского общества и предпринимательских кругов, а также с общественными объединениями. Сотрудничество велось по вопросам создания и работы системы «Открытое правительство».

Комиссия занималась организацией и оценкой результатов общественной экспертизы нормативно-правовых актов правительства и госорганов. Также она рассматривала предложения, направленные на повышение уровня открытость работы госорганов, улучшение системы общественных советов и осуществление гражданского контроля.

Власти упразднили комиссию по «Открытому правительству»

Помимо этого, комиссия рассматривала предложения о применении системы «Открытое правительство» против коррупции, а также на благо конкуренции и улучшения условий для предпринимательства. Также комиссия готовила и рассматривала предложения об основных направлениях деятельности правительства, федеральных целевых программ и госпрограмм.

Председателем правительственной комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» являлся премьер Дмитрий Медведев. Заместителем председателя в статусе федерального министра с 2012 г. был Михаил Абызов.

Открытое правительство в России

Открытое правительство — это формат взаимодействия государства с населением, при котором у граждан есть доступ к документам органов и ведомств, что позволяет осуществлять общественный контроль их деятельности. Достигаемая таким образом прозрачность работы властей должна способствовать снижению уровня коррупции и должностных преступлений.

Идея открытого правительства начала реализовываться в России в 2011-2012 гг. В июле 2011 г. была принята концепция «Электронный бюджет», которая подразумевает предоставление гражданам возможности ознакомиться с расходами государства. Раскрытие данных госорганами было предусмотрено в президентском указе «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», принятого в мае 2012 г.

В июле 2013 г. правительство обязало госорганы публиковать информацию о своей деятельности в интернете и утвердило перечни такой информации. В январе 2014 г. была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти. В марте 2014 г. был запущен портал открытых данных Российской Федерации, созданный по запросу Минэкономразвития.

В процессе формирования открытого правительства в интернете были также запущены порталы госуслуг, госзакупок, проектов нормативно-правовых актов, электронного бюджета, российской общественной инициативы, государственных программ, правовой статистики, правовой информации, оценки регулирующего воздействия, а также единый реестр проверок и проект «Ваш контроль».

Причины ликвидации комиссии

Блоггер Иван Бегтин, эксперт по открытым данным, оценил по просьбе CNews эффективность работы правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» и отметил, что ее «задачи менялись, их было немало, но главное — диалог между органами власти и гражданами и бизнесом выстроен не был».

В своем блоге Бегтин отмечает, что за шесть лет своего существования «Открытое правительство» так и не получило от государства прямого финансирования. При этом «до сих пор нет человека, который мог бы ответить, сколько средств было потрачено на «Открытое правительство» хотя бы на федеральном уровне. Эффективность его деятельности с точки зрения затраты-результат не оценивалась».

Кроме того, в этот период прекратилось сотрудничество России с международными объединениями стран, которые лидируют по степени открытости правительства. Также с «Открытым правительством» прервали сотрудничество представители экспертного сообщества, поскольку оно не предлагало материального вознаграждения за их труд.

Полезные для работы «Открытого правительства» некоммерческие организации подпали под закон о нежелательных агентах, также их работе в этом проекте помешала система регулирования Рунета. Наконец, Российская общественная инициатива, по мнению Бегтина, потерпела крах.

«Российская общественная инициатива (roi.ru) заключалась в сборе петиций и голосов за петиции от граждан и рассмотрение их экспертной группой во главе с М. Абызовым. При этом все ключевые петиции, такие как отмена «закона Яровой», эту экспертную группу не прошли», — пишет он.

cnews.ru

Что такое Открытое правительство и Концепция открытости? | Министерство энергетики

Открытое правительство - система принципов, механизмов и инструментов организации государственного управления на основе развития форм участия граждан в управлении, прозрачности и подотчетности деятельности органов власти, а также широкого использования современных информационных технологий и новых средств коммуникации в осуществлении взаимодействия с гражданами.

Открытое правительство

Концепция открытости

Концепция закрепляет основные принципы открытости федеральных органов исполнительной власти, задачи и механизмы (инструменты) их реализации и содержит систему стратегических ориентиров в области обеспечения открытости и прозрачности государственного управления, подотчетности и подконтрольности власти гражданскому обществу и формирования эффективного диалога федеральных органов исполнительной власти с гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом.

Концепция федеральных органов исполнительной власти

Принципы Концепции открытости

  • повышения прозрачности и подотчетности государственного управления и удовлетворенности граждан качеством государственного управления;
  • расширения возможностей непосредственного участия гражданского общества в процессах разработки и экспертизы решений, принимаемых федеральными органами исполнительной власти;
  • качественного изменения уровня информационной открытости федеральных органов исполнительной власти;
  • развития механизмов общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти.

Ответственный за реализацию принципов открытого государственного управления в Минэнерго России

заместитель Министра энергетики Российской Федерации Антон Юрьевич Инюцын

minenergo.gov.ru

Экспертный совет при Правительстве РФ

Экспертный совет при Правительстве: результаты смотреть

31 Мая 2018

В 2012 году был сформирован Экспертный совет при Правительстве РФ. Так появился беспрецедентный формат независимой профессиональной экспертизы всех ключевых решений и документов, принимаемых кабинетом министров.

Открытое правительство – это просто смотреть

31 Мая 2018

На сегодняшний день в рамках деятельности Открытого правительства многое сделано, заложены основы новой культуры взаимоотношений власти и граждан.  Это лишь первые важные шаги, и данная работа далека от завершения. На повестке дня: упрощение и технологичность взаимодействия с государством; качество и оперативность осуществления госфункций и госуслуг; доступность, понятность, актуальность предоставляемой информации; развитие общественного контроля, обратной связи и вовлеченности граждан и бизнеса в принятие важнейших государственных решений.

Правительство одобрило законопроект о госконтроле смотреть

23 Ноября 2017

В сферу проверок сейчас внедряются современные цифровые технологии. Специальные приложения помогут профилактике нарушений, уверен министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. В пилотном режиме запущены проекты, которые позволят выявить нарушения авторских прав, обнаружить контрафакт, сообщать о нарушениях природоохранного законодательства.

Все Видео

open.gov.ru

Открытое правительство России закрылось

Задержание экс-главы Открытого правительства Михаила Абызова — сейчас главная внутриполитическая тема России. Против бывшего министра возбудили уголовное дело по двум статьям УК РФ — мошенничество и организация преступного сообщества с использованием служебного положения.

По информации деловых СМИ, оперативно-следственные мероприятия проводили сотрудники Следственного комитета и службы экономической безопасности ФСБ. Абызов был задержан 26 марта после возвращения в Москву из зарубежной поездки.

Отставной министр собирался в этот день поздравить с днём рождения вице-премьера Аркадия Дворковича.

Но вместо вечерники Абызов провёл вечер в здании центрального аппарата СК в Техническом переулке

На допросе он отверг свою вину. Следователи намерены просить Басманный суд об аресте экс-министра. Если ходатайство будет удовлетворено, то Абызов на несколько месяцев переедет в СИЗО.

Обвинения СК в адрес Абызова не связаны напрямую с его деятельностью в правительстве. По версии правоохранителей, чиновник в период с апреля 2011 по ноябрь 2014 года, «являясь бенефициарным владельцем ряда офшорных коммерческих организаций, создал и возглавил преступное сообщество».

В состав предполагаемого преступного сообщества, организованного Абызовым, вошли замгендиректора по экономике и финансам Новосибирской ГЭС Галина Фрайденберг, бывший глава компании ОАО «Региональные электрические сети» (РЭС) Сергей Ильичев, один из бывших топ-менеджеров бизнес-группы RU-COM Николай Степанов, экс-гендиректор энергокомпании ОАО «Сибирская энергокомпания» (СИБЭКО) Александр Пелипасов и зампред совета директоров РЭС Максим Русаков. Два фигуранта были задержаны в Новосибирске, трое — в Москве.

Суть обвинения сводится к тому, что Абызов совместно с сообщниками похитили и вывели в рубежные офшоры около 4 миллиардов рублей

Эти деньги принадлежали СИБЭКО и РЭС.

По информации СК, фигуранты уголовного дела провернули мошенническую сделку, искусственно повысив стоимость активов, которые были проданы ФГУП «Алмазювелирэкспорт» за 4 миллиарда. Реальная цена компаний составляла 186 миллионов рублей. «Алмазювелирэкспорт», СИБЭКО и РЭС выступают в уголовном деле пострадавшими сторонами.

Кроме того, как следует из материалов Арбитражного суда Москвы, Абызов является ответчиком по иску на 33,6 миллиарда рублей в рамках дела о банкротстве инжиниринговой компании «Группа Е4». Истцами выступают Альфа-банк и кипрская компания Redeliaco Holdings Ltd, кредитовавшие разорившуюся компанию. До перехода на госслужбу Абызов возглавлял приказавшую долго жить «Е4».

Как отмечает Kompromat1, причина, что серьезные неприятности обходят экс-министра стороной, вероятно, кроется в его давних связях и мощной поддержке. Начал Михаил Абызов карьеру в 1990-е годы, был одним из топ-менеджеров РАО «ЕЭС» и ближайшим соратником на тот момент главы корпорации Анатолия Чубайса. Уже тогда Михаил Абызов запомнился непонятными источниками доходов, с помощью которых, по всей видимости, и были сформированы активы группы «Е4».

Состояние самого Абызова в тот момент стало стремительно расти — журнал Forbes оценивал его в 1,3 млрд долларов

Чем конкретно занимался на посту Михаил Абызов, будучи членом правительства, сказать достаточно трудно. Но при этом богатство его продолжало приумножаться.

По данным СМИ, три года назад министр владел, в частности, британской компанией «Powerfuel» с законсервированными угольными шахтами в графстве Южный Йоркшир, инвестиционным фондом «Bright Capital», реализующим в США проекты в области энергетики. А всего же он контролировал «от сорока до пятидесяти» компаний и фондов на Кипре, Британских Виргинских островах и Каймановых островах.

Через эти и другие фирмы он фактически контролирует активы в Великобритании и США стоимостью в сотни миллионов долларов. Иностранные агентства провели собственное расследование и выяснили, что Михаил Абызов сосредоточил практически все свое имущество за рубежом.

В правительстве Дмитрия Медведева (2012-2018) Абызов являлся так называемым министром без портфеля

Он возглавлял Открытое правительство — комиссию, которая координировала за сотрудничество госорганов с гражданским обществом, включая деловые круги.

Номинальная цель работы данной организации заключалась в оценке результатов развития в РФ доктрины «Открытое правительство» (концепция, предполагающая электронный формат работы органов госвласти). На практике деятельность структуры Абызова сводилась к подготовке всевозможных отчётов, рекомендаций и проведению встреч с общественниками и предпринимателями.

Конкретное поле ответственности Открытого правительства никто до сих пор объяснить не может, так как задачи и функционал его работы носили чрезвычайно размытый характер (за всё хорошее, против всего плохого). Несмотря на это, статус комиссии был необычайно высоким. Должность Абызова приравнивалась к министерской.

На первый взгляд такой подход был вполне оправдан. Доктрина «Открытое правительство» — это система разнообразных институтов, которая позволяет сделать для граждан и бизнеса максимально доступным взаимодействие с государством. Яркий пример работы «Открытого правительства» — это портал gosuslugi.ru, где можно записаться к врачу, подать документы на получение загранпаспорта, заплатить штрафы и пр.

Проект электронного оказания госуслуг развивался параллельно со строительством сети МФЦ. Появление двух этих институтов позволило кардинальным образом преобразить систему обслуживания граждан и бизнеса. Взаимодействовать с государством стало намного проще и, откровенно говоря, приятнее.

Однако к подобным проектам Открытое правительство Абызова имело весьма посредственное отношение

Комиссия не занималась разработкой программного обеспечения или закупкой оборудования для многофункциональных центров. Пока велась реальная и полезная для государства работа, структура Абызова занималась пресловутой «координацией», а сам министр без портфеля не вылезал со всевозможных совещаний.

После переизбрания Владимира Путина Открытое правительство наконец-то упразднили. Абызов потерял пост министра, но полностью из политики не ушёл. Как сообщает «Коммерсант», чиновник участвовал в нескольких заседаниях под руководством вице-премьера Максима Акимова, курирующего развитие цифровой экономики.

Комментируя уголовное дело против Абызова, представители Кремля и правительства Дмитрий Песков и Олег Осипов акцентировали внимание на том, что обвинения против экс-министра не связаны с его деятельностью на благо государства.

Возможно, как выяснит следствие, это действительно так, но сам факт коммерческой активности Абызова в период работы Открытого правительства уже является нарушением закона.

Кроме того, невозможно обойти стороной то обстоятельство, что «эффективный менеджер» Абызов приложил свою руку к разорению «E4», а потом был принят на работу в правительство, да ещё и в ранге министра!

Таким образом, множество вопросов у следствия должно возникнуть, в том числе к кабинету министров как к бывшему работодателю Абызова: по какому принципу набирались кадры, как проверялся на «профпригодность» «успешный предприниматель» Абызов, кто стоит за его возвышением, почему вообще возникла необходимость в создании Открытого правительства?

rusplt.ru

Развитие системы Открытого правительства будет продолжено в новом формате

16 Мая 2018

Внедрение механизмов открытого госуправления в работе российских органов власти будет продолжено. Теперь основная нагрузка, связанная с выполнением этой задачи, ляжет на плечи самих министерств и ведомств и их руководителей, а также руководителей региональных госорганов. Фундамент для создания системы открытого государственного управления на всех уровнях власти заложен в течение 6 лет реализации проекта «Открытое правительство». Под руководством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова создана необходимая нормативная и методическая база для внедрения принципов открытости и прозрачности в работе министерств и ведомств, запущены действенные механизмы общественного контроля и взаимодействия с экспертным сообществом, заложены основы новой культуры общения с властью. На повестке дня стоит ряд важных задач — сделать взаимодействие граждан и чиновников более технологичным и быстрым, а информацию о работе ведомств — актуальной и понятной, обеспечить новое качество обратной связи за счёт цифровых технологий и продолжить вовлечение бизнеса и граждан в процесс принятия государственных решений.

Проект «Открытое правительство» стартовал 6 лет назад в 2012 году, в период, когда запрос на новый формат взаимодействия власти и общества был как никогда высок. При создании системы «Открытое правительство» была поставлена задача построить принципиально новые для России механизмы государственного управления. Они должны были прийти на смену традиционной, но уже исчерпавшей себя бюрократической модели госуправления. В открытом государстве экспертное сообщество, гражданское общество, бизнес и госорганы должны действовать сообща, вместе вырабатывать взвешенные, компромиссные и взаимовыгодные решения. Эта новая культура взаимодействия, в свою очередь, призвана повысить эффективность всей государственной машины.

При запуске проекта «Открытое правительство» был поставлен ряд конкретных задач: обеспечить обратную связь между чиновниками и гражданами, привлечь профессиональное, экспертное и бизнес-сообщество к подготовке государственных решений, сделать работу министерств и ведомств прозрачной и понятной, создать эффективные институты общественного контроля. На их решение направлены 10 механизмов открытости, зафиксированные в Стандарте открытости министерств и ведомств, который был утверждён правительством в начале 2014 года. Большую часть этих задач удалось выполнить — открытость стала важным элементом повседневной работы чиновников. Тем не менее это только первые шаги по изменению культуры госслужбы, общения власти и гражданина, эта работа будет продолжена.

Главной площадкой для взаимодействия с экспертным сообществом и осуществления экспертной оценки готовящихся проектов документов и нормативных актов стал Экспертный совет при правительстве РФ. Участие этой структуры в разработке ключевых решений стало неотъемлемой частью работы кабинета министров. В работе совета активно участвуют 365 членов совета и более 2000 привлечённых экспертов. За 2012–2017 годы Экспертный совет подготовил более 1200 заключений по ключевым вопросам социально-экономического развития страны.

Ещё одним важным результатом работы Открытого правительства стал запуск портала, который дал обществу, бизнесу и СМИ возможность участвовать в нормотворческой деятельности. На портале размещено для обсуждения порядка 50 тыс. проектов актов, направлять комментарии можно в режиме онлайн, причём они в обязательном порядке должны быть рассмотрены органом власти. Кроме того, экспертное и бизнес-сообщество получили возможность заранее оценивать эффекты от принятия тех или иных актов на бизнес-среду. Для этого запущен институт оценки регулирующего воздействия. Несмотря на целый ряд замечаний к работе этих инструментов, само их наличие является беспрецедентным в мировой практике.

Правительство в целом стало более открытым: повысилось качество взаимодействия со СМИ, решения, протоколы и стенограммы ключевых заседаний размещаются на официальных сайтах. Министерства и ведомства публикуют декларации целей и задач и отчитываются об их исполнении, раскрывают информацию на своих сайтах в соответствии с установленными законодательством требованиями.

Сделать понятнее бюджетную политику государства призван проект «Бюджет для граждан», который Открытое правительство запустило совместно с Минфином в 2013 году. Документ, в котором бюджет изложен в понятной и доступной каждому форме, теперь направляется в Госдуму вместе с основным законопроектом о бюджете. Также свои региональные бюджеты в понятной форме публикуют все 85 субъектов РФ, а граждане получили возможность участвовать в бюджетном процессе.

Одним из ключевых механизмов, который обеспечивает повышение открытости и подотчётность органов власти, стала «перезагрузка» института общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Гражданское общество получило понятный и эффективный инструментарий общественного контроля. По новым правилам формирование советов происходит исключительно на конкурсной основе, из кандидатов от некоммерческих организаций, представленных Экспертным советом при правительстве и Общественной палатой, а их полномочия существенно расширены. В соответствии с новыми правилами сформировано 36 общественных советов. Они перестали быть «карманными» или аффилированными с руководителями министерств. Они дают альтернативную точку зрения на решение отраслевых проблем и продвигают свою общественно значимую повестку.

Сделан существенный прорыв в работе госорганов с открытыми данными. Огромный массив государственных данных публикуется в машиночитаемом виде — так, чтобы разработчики могли создавать на их основе полезные для граждан приложения и сервисы. Открытые данные — это главное топливо современного цифрового госуправления, без которого невозможно формирование цифровой экономики. На сегодняшний день на Едином портале открытых данных размещено более 20 тыс. наборов данных, запущено порядка 200 успешных сервисов, созданных на их основе. Благодаря размещению информации в форме открытых данных активно развивается такое направление, как независимая оценка качества социально значимых услуг.

За 6 лет проделана действительно серьёзная работа, заложен фундамент, который сделал открытость неотъемлемым элементом повседневной работы руководителей министерств и ведомств и кабинета министров в целом. Подготовленные на площадке Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства методические рекомендации позволили организовать систему открытого госуправления не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях. Первые выгодоприобретатели использования эффективного общественного контроля и общественных советов, качественного раскрытия информации о проводимой ведомством политике, налаженной обратной связи с основными референтными группами — это сами руководители министерств и ведомств, которые стали получать от этого не просто обратную связь, но и дивиденды в виде повышения качества своей работы и доверия общества», — говорит министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

В формате Открытого правительства — с вовлечением всех заинтересованных сторон — реализуется приоритетная программа по реформированию контрольной и надзорной деятельности, куратором которой является Михаил Абызов. Бизнес принимает активное участие в выработке всех решений, предусмотренных программой, а сам проект призван повысить прозрачность и понятность системы государственного контроля и надзора для предпринимателей. Понимая, какие требования и как к нему предъявляются, предприниматель будет более качественно их выполнять, тем самым обеспечивая большую безопасность граждан и государства в целом. Мероприятия, предусмотренные реформой, помимо прочего, позволят сократить необоснованную административную нагрузку на бизнес и повысить эффективность госконтроля как одной из составляющих системы государственного управления.

Высокую оценку функционированию системы Открытого правительства дал президент РФ Владимир Путин, подводя итоги работы правительства за 6 лет в ходе встречи с членами кабмина накануне своей инаугурации.

Отличительной чертой нынешнего правительства стали открытость и настрой на диалог, конструктивное взаимодействие с парламентом и регионами, опора на гражданское общество, выстраивание механизмов обратной связи и стремление поддержать, расширить вовлечённость людей в дела страны. Важно сохранить и развивать такие современные подходы и в целом обеспечить преемственность работы, преемственность и последовательность развития страны, в том числе чёткий рабочий ритм в предстоящий период формирования нового правительства», — сказал глава государства.

Председателем правительства Дмитрием Медведевым определён формат дальнейшей реализации инструментов открытости, основой которого должна стать работа в министерствах и ведомствах, а также на региональном уровне.

Каждый человек хочет, чтобы государство его уважало. Хочет быть услышанным каждый день — в своём регионе, в каждом муниципалитете. Иначе государство просто не может быть ни надёжным партнёром, ни помощником», — подчеркнул премьер-министр.

Основные направления деятельности правительства, по словам Дмитрия Медведева, будут готовиться в максимально открытом режиме, работа будет обсуждаться с экспертами, гражданским обществом, предпринимательским сообществом.

Основная работа, связанная с внедрением инструментов открытости, будет теперь осуществляться непосредственно федеральными органами исполнительной власти и их руководителями.

Исходя из этого должность профильного министра, ответственного за формирование системы Открытого правительства, в новой структуре кабинета министров не предполагается, система уже создана и эффективно функционирует. Работу по внедрению принципов открытого госуправления должен будет выполнять каждый министр в рамках своей профессиональной деятельности, обеспечивая информационную открытость, возможности для общественного контроля и экспертного обсуждения принимаемых министерством решений», — говорит пресс-секретарь председателя правительства Наталья Тимакова.

Среди основных направлений в рамках проекта «Открытое правительство» на ближайшие 6 лет — развитие механизмов цифрового госуправления и создание единой цифровой среды государственных интернет-ресурсов по модели «одного окна», выработка единой коммуникационной политики органов власти, разработка отраслевых планов повышения открытости, публикация проектов нормативно-правовых актов регионального и муниципального уровней.

Структура и формат системы Открытого правительства пока обсуждаются, но Экспертный совет при правительстве и департамент по формированию системы Открытого правительства будут сохранены с переориентацией на реформу контрольно-надзорной деятельности.

Все события

open.gov.ru

«Открытое правительство»… Что это значит для России?…

«Цветная революция” не сработала на улицах – теперь ее делают в коридорах российской власти. Пока патриотические силы боролись с сетями «западной диссидентуры” на улицах и в интернете, оказывается, в самом Кремле шел лихорадочный процесс перестройки Правительства Российской Федерации по тем же западным лекалам для будущего премьер-министра. «Открытое правительство” – это способ легализации прозападных экспертов и НПО и официального включения их в процесс принятия политических решений. В добавок к этому, Россия планирует вступить в международное партнерство «Открытое правительство”, разработанное советом по национальной безопасности США, которое превращает само российское правительство в механизм для реализации западных интересов в стране и фиксирует частичную потерю суверенитета.

«Открытое общество” Джорджа Сороса было выставлено из страны, «Открытая Россия” Михаила Ходорковского прекратила свое существование после отбытия основателя в места лишения свободы – но теперь они отомщены с избытком: сегодня сам президент Медведев создает «Открытое правительство”. «Открытый” на вашингтонском языке значит открытый для американского влияния. Кроме того, Россия планирует присоединиться к так называемому Международному партнерству «Открытое правительство» на ближайшем заседании этой организации 16-18 апреля в Бразилии.

«Я единственное, в чем хотел бы разобраться все-таки – нам как к этой инициативе присоединяться, там какой-то сложный механизм или достаточно просто поручения президента?» – спрашивал президент Медведев у Михаила Маргелова на встрече со своими сторонниками 6 февраля 2012 г. Маргелов ответил, что достаточно поручения, по которому в организацию будет направлено письмо за подписью главы МИД или его заместителя. «Более того, наш посол в Вашингтоне потом все это дело выполнит, как только будет указание», – добавил сенатор. «Ладно, давайте займемся этим», – сказал Медведев (1).

Президенту стоило бы разобраться не только в процедуре присоединения, но и в сущности Международного партнерства «Открытое правительство», известного также как «Американо-бразильская инициатива”. Согласно первоисточнику – сайту Open Government Partnership и соответствующей странице на сайте государственного департамента США(2) , Партнерство «Открытое правительство” (ПОП) – это «новая международная инициатива, которая ставит целью заручиться конкретными обязательствами правительств по продвижению прозрачности, наделением полномочиями граждан, борьбе с коррупцией и использованием новых технологий для улучшения госуправления”. В третьем предложении ситуация проясняется: «ПОП – это механизм для продвижения целей президента Обамы и госсекретаря Клинтон, состоящих в укреплении демократии и прав человека, борьбе с коррупцией, использовании технологий и инноваций для преображения госуправления в XXI веке”.

Что касается процесса вступления в ПОП, Маргелов утаил главное. Помимо поручения президента, государство должно выполнить три начальных условия: 1). подписать Декларацию открытого правительства – международный юридически обязывающий акт; 2). представить конкретный план действий по реализации целей ПОП, разработанный при активном участии общественности своей страны, государств-членов инициативы и Международного руководящего комитета ПОП под председательством США и Бразилии; 3). взять на себя обязательство подчиняться независимой проверке результатов планируемых мер.

Все обязательства, которые возьмет на себя правительство, «должны отвечать четырем принципам открытого правительства:

1. Прозрачность: информация о решениях и деятельности правительства открыта, всеобъемлюща, свободно доступна для общественности и соответствует стандартам открытой информации.

2. Участие граждан: правительство стремится мобилизовать граждан для участия в общественном обсуждении.

3. Подотчетность: внедряются правила, нормы и механизмы, обязывающие чиновников объяснять свои действия, выполнять требования, исправлять критикуемые недостатки и признавать ответственность за неисполнение взятых на себя обязательств.

4. Технология и инновации: правительство принимает важность предоставления гражданам открытого доступа к технологиям и повышения способности граждан использовать технологии”.

В процессе реализации плана, правительство помимо ежегодного отчета, подготовленного самостоятельно, будет подвергаться «независимой оценке высокоавторитетными экспертами” страны. Партнерство также предоставляет членам «механизм связей” (networking) – «подготовленную сеть правительственных и неправительственных консультантов с большим опытом решения проблем”.

В госдепартаменте США инициативу ПОП ведет заместитель госсекретаря по гражданской безопасности, демократии и правам человека Мария Отеро (Maria Otero) – «продвижение демократии” это ее зона ответственности. Автором концепции «открытого правительства” считается Саманта Пауер (Samantha Power) – специальный помощник президента Обамы и глава управления многосторонних отношений и прав человека в совете по национальной безопасности США. Пауэр заслужила репутацию «гуманитарного ястреба”: она поборник военных вмешательств по гуманитарным причинам как «моральной обязанности Америки” и считается одним из главных лоббистов военного вмешательства в Ливию.Вашингтон применяет в этом вопросе хорошо отработанную тактику: используя реально существующую проблему – такую, как коррупция, создает истерию в обществе и под предлогом борьбы с ней внедряется в государство-мишень. Так теракты 11 сентября 2001 года послужили поводом для развязывания «глобальной войны с терроризмом” и обеспечения массированного военного присутствия США от Средней Азии до Африки. Так под предлогом «борьбы с наркотиками” Соединенные Штаты зашли в Центральную Америку и Среднюю Азию: для «содействия” государствам, которые «не могут справиться с проблемой самостоятельно”. Еще один тактический прием – призвать Бразилию в сопредседатели ПОП, чтобы хотя бы фиговым листком прикрыть истинного организатора.

Даже рупор англо-саксонской системы журнал «The Economist” относится к инициативе со скептицизмом и замечает, что государства ПОП подчиняют себя внешнему контролю, а внешняя критическая оценка будет ставить правительства в неудобное положение. А когда на брифинге по «Открытому правительству” журналистов попросили не разглашать имена спикеров, а обозначить их как «чиновник госдепартамента №1” и «чиновник госдепартамента №2”, это вызвало шквал насмешек над американским проектом «открытости” . Стоит помнить также, чего стоила попытка «открыть”(3) американское правительство рядовому Мэннингу, передавшему файлы Викиликс – пыток на допросах и вероятного пожизненного заключения.

В России главными промоутерами вступления в ПОП является, помимо Михаила Маргелова, недавно успешно сдавшего Ливию, помощник президента Аркадий Дворкович и советник президента Михаил Абызов, занимающий 76-ю строчку в рейтинге богатейших бизнесменов России 2011. Именно Абызов был инициатором создания и координатором общественного комитета сторонников Медведева; своей основной целью он называет разработку программы «большого правительства»(4). В 1998 году Абызов стал самым молодым и жестким заместителем Чубайса в РАО «ЕЭС России» и вместе с боссом занимался расчленением энергетической системы России. В условиях, когда Чубайс по длинному ряду объективных причин не может занимать в государстве политических постов, его агрессивные питомцы служат отличными суррогатами. В одном из недавних интервью на вопрос, переживал ли он распад Советского Союза и развал страны, Чубайс с усмешкой отвечал: «Знаете, я никогда не считал Туркмению своей родиной». Маловероятно, что Чубайс считает своей родиной Татарстан или Мордовию. Другой партнер Абызова Альфред Кох мечтает о превращении России «в десяток маленьких государств» и считает достаточным население в 40 миллионов человек. Каким образом Абызов, при его партнерах и ценностях, попал в советники президента?

Примечателен процесс ввода и реализации идеи «открытого правительства” в России, и связанная с этим игра с терминами. Впервые международную инициативу обнародовала Хилари Клинтон 12 июля 2011 г. в Вашингтоне; затем ПОП был официально презентован президентом Обамой в рамках Генеральной ассамблеи ООН 21 сентября 2011 г. Три недели спустя 15 октября 2011 г. в Москве, определившийся со следующим местом работы президент Медведев представил «большое”, или «расширенное”, правительство. Однако, 8 февраля текущего года президент подписывает указ о рабочей группе по формированию в России системы уже «открытого правительства», где седьмым пунктом значится: «Рабочей группе в своей деятельности учитывать предложения международной инициативы – партнерства «Открытое правительство”»(5). Ситуацию прояснил Маргелов еще 5 февраля: «Президентский проект «Большое правительство» – это ни что иное как «Открытое правительство»»(6). Распоряжением от 17 февраля координаторами действий назначены советник президента Абызов М.А. и помощник президента Дворкович А.В.(7) .

Российское «открытое правительство” формируется в панической спешке; так же стремительно принимаются законопроекты по регистрации партий и выборам губернаторов, и проводится решение об открытии военного объекта НАТО в Ульяновске. Либерально-вашингтонское лобби стремится все успеть до 7 мая: необходимо не только расставить людей по постам, но и принять законы, заложить институты и механизмы, которые сделают изменения по возможности необратимыми (в то время как человека достаточно уволить).

В чем состоит истинный смысл создания в России «открытого правительства” и вступления в американское партнерство?

Создание мощного механизма для реализации прозападной политики. В концепции «открытого правительства” сводятся воедино три ключевых инструмента/ресурса подрывной работы: прозападное экспертное сообщество, прозападное гражданское общество и либеральная группировка в руководстве России. «Свои” эксперты вносят в «открытое правительство” политические разработки и стратегии; либеральное ядро в Белом доме их реализует; доверенные НПО следят, чтобы нужная политика воплощалась возможно полнее – если этого не происходит, ставят низкие «оценки”, поднимают шум внутри страны и за рубежом. Во всем процессе участвует российский капитал, ориентированный на Запад. Как говорит Маргелов, «нашей группе предстоит предложить такие инструменты, чтобы эта публичная сфера неизбежно создавала атмосферу контроля”(8). Таким образом, прозападные НПО получают возможность вертеть правительством России, как хвост собакой.

Методология «цветной революции” внутри правительства. Международное партнерство дает прозападным либералам возможность выстроить огромную сеть контактов во всем мире. Точно так же, как лидеры «цветных революций” регулярно собирались для обмена опытом и получения указаний из вашингтонского центра, так и члены «открытых правительств” из всех стран будут перенимать друг у друга наиболее эффективные методы реализации своих целей. «Цветная революция” не сработала на улицах – теперь ее делают в коридорах российской власти.

Частичная потеря суверенитета. Журнал «The Economist” прав: когда приоритеты и методы деятельности национального правительства определяются некой «международной инициативой”, разработанной в совете по национальной безопасности США, то речь идет о частичной потере суверенитета государств. Более того, на «открытом правительстве” дело не остановится – втягивание России в положение сателлита продолжится поступательным образом, как всегда это делают США. Возможно, американское «открытое правительство” задумывается как первый шаг к официальному мировому правительству, которое прорисуется уже в среднесрочной перспективе.

Способ проведения деструктивных для России реформ. Либеральное ядро власти вместе с Вашингтоном жестко склоняют Россию к проведению выгодных им реформ. Дальнейшая приватизация, в частности, еще глубже «откроет” российскую экономику для выкачивания средств и ресурсов и лишит федеральный бюджет регулярных поступлений (последнее было одним из рычагов развала СССР, когда республики перестали направлять средства в центр). Эксперты открытого правительства уже предложили принять план по сокращению присутствия государства в экономике, а Медведев поручил составить «дорожные карты» дерегулирования экономики. Возвращаемся в 1990-е разрушать экономику по Тэтчер и Рейгану? Прозападные эксперты и НПО будут незаменимы в деле урезания социального государства и проведения пенсионной реформы: тогда митинги за «честные выборы” покажутся разминкой.

Признание в собственной несостоятельности. Почему для борьбы с коррупцией в России требуется участие США? Вступая в ПОП, российское правительство расписывается в своей несостоятельности и неспособности решать текущие проблемы. В чьих интересах будет вестись борьба против коррупции? Если «открытое правительство” облекает НПО такой властью, кто будет «назначать” «коррупционеров” – Навальный? Чубайс? Борьба с коррупцией, которая координируется Вашингтоном и его наместниками в России – это 1) способ провести политические чистки оппонентов-патриотов, 2) показная борьба ради получения «хороших оценок” от США и самопиара, 3) саботаж реальной борьбы с коррупцией, которую Россия должна вести системно и глубоко.

И это, возможно, не все – вашингтонская терминология очень обманчива. Ливийцам сказали, что введут «бесполетную зону” для их собственной защиты – однако, оказалось совсем по-другому. Когда США идут вам «помогать” – готовьтесь к худшему сценарию. Чтобы потом не разводить руками: «мы же не знали, что так будет”.

Таким образом, «расширенное правительство” Медведева с самого начала было «открытым правительством”, разработанным в совете по национальной безопасности США и ловко проведенным в Россию по каналам провашингтонского лобби. Вступление России в американский ПОП – вопрос суверенитета государства – не обсуждалось ни в Думе, ни в Совете Федерации, ни в Общественной палате, а было решено небольшой группой антироссийских лоббистов. «Открытое правительство” с легализованными в нем «высокоавторитетными экспертами” при необходимости может парализовать государственное управление России. Ситуация до боли похожа на римейк приглашения варягов на Русь «Придите княжить и владеть нами” – ровно 1 150 лет спустя (первый раз в 862 году).

От «Культурной инициативы”, запущенной Соросом в 1988 году, до Американо-бразильской инициативы «Открытое правительство” – поток инициатив, направленных на развал СССР/России не ослабевает. И точно так же, как четверть века назад, реализуют их отдельные члены высшего руководства страны.

1.РФ может присоединиться к инициативе по улучшению госуправления // РИА Новости. 6 февраля 2012. http://ria.ru/politics/20120206/558595416.html

2.См. сайты www.opengovpartnership.org, http://www.state.gov/j/ogp/

3.The Open Government Partnership – The parting of the red tape // The Economist. October 8, 2011. http://www.economist.com/node/21531430/print

4. Абызов рассматривает свое назначение как огромную ответственность // РИА Новости. 18 января 2012 г. http://ria.ru/politics/20120118/542656315.html

5.Подписан Указ о создании рабочей группы по формированию системы «Открытого правительства» // Сайт Президента России. 8 февраля 2012. http://kremlin.ru/news/14467

6.Михаил МАРГЕЛОВ: Важен тот факт, что Президент положительно отозвался о международном партнерстве «Открытое правительство» // Большое Правительство. 5 февраля 2012. http://большоеправительство.рф/blogs/post/913/

7.Распоряжение Руководителя Администрации Президента «О деятельности рабочей группы по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительство» // Сайт Президента России. 17 февраля 2012. http://news.kremlin.ru/ref_notes/1156

8.Михаил Маргелов У бюрократов не останется тайн – Куда будут вхожи члены «Большого правительства»? // Российская газета. 12 февраля 2012. http://www.rg.ru/2012/02/12/margelov-site.html

Сергей Островский

http://otchizna.su/

Читайте также:

«Открытое правительство»… Зараженная программа… Вирус «Сорос»…

17 апреля 2012 года в столице Бразилии откроется первая ежегодная конференция Партнерства «Открытое правительство»(ПОП), международной организации, декларацию о создании которой в сентябре прошлого года подписали в Нью-Йорке представители США, Великобритании, Канады, Норвегии, Бразилии, Мексики, Индонезии, Филиппин и ЮАР.За прошедшие полгода к Партнерству присоединилось еще более 40 государств, и теперь подготовительный комитет конференции ожидает прибытия 400 делегатов: чиновников высокого уровня из 53 стран, посланцев сотни общественных организаций, а также представителей частного бизнеса, который имеет в «Открытом правительстве» свой интерес…

www.discred.ru


Смотрите также