Орфограмма что это такое примеры 2 класс


Топ 10 орфограмм начальной школы перед ВПР

Дети забывают именно эти  основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).

Если  не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.

Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР

1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих» — это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.

  • Cочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И (ЖИть, уЖИ, ШИрма, камыШИ).
  • Cочетания ЧА, ЩА пишутся с буквой А (ЧАйка, даЧА, роЩА, чаЩА).
  • Cочетания ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У (ЧУдо, криЧУ, ЩУка, таЩУ).

2.  Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН» — об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).

3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»

  • Пиши Ы – в окончаниях слов и в суффиксе –ЫН (купЦЫ , спиЦЫ , бойцы , куницы ,Спицын).
  • Пиши И – в остальных случаях после Ц пишется и (ЦИркуль, ЦИфры, ЦИтрусовые).

Слова исключения

Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.

ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц

4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»

Пишется Ь знак — перед Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или перед окончанием (вЬЮга, серЬЁзный, друзЬЯ , семЬЯ). В некоторых иностранных словах перед О (медалЬОн, почтальон, шампиньон)

Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я

  • После приставок, которые оканчиваются на согласную (поДЪезд, СЪёмка, оБЪяснить).
  • В иностранных словах (объект, адъютант, субъект).
  • В сложных словах с первой частью ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ— (ДВУХъякорный, ТРЁХъярусный).

5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.

Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва — сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).

6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать  слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости — звонкости согласный звук, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: глаЗ — глаЗА, гриБ — гриБЫ, лоДка — лоДОчка, подскаЗка — подскаЗЫвать.

7. Орфограмма «-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах» — часто в этой орфограмме дети допускают ошибки, потому что не могут правильно поставить вопрос.

Чтобы не ошибаться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ, нужно ставить к глаголам вопросы: что делатЬ? смеятЬся, что делает? смеётся.

  • Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он ПИШЕТСЯ и в глаголе.
  • Если вопросе НЕТ мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он НЕ пишется.

8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна  из часто забываемых орфограмм.

  • В безударных приставках ДО-, О-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишется буква О  (ДОлетел, Опоздал, ОТплыл, ПОговорил, ПОДписал, ПРОшёл).
  • В безударных приставках ЗА-, НА-, НАД- пишется буква А (ЗАгрустил, НАписал, НАдкусить).
  • В руссом языке есть приставка С- и НЕТ приставки З-  (Сдать, Сгореть, Сходить) — это правило необходимо запомнить.

9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.

ПРИ- —  близость к чему-либо: ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги); —  приближение, прибавление, присоединение к чему-либо: ПРИбежал к финишу (приблизился к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани); —  неполное действие: ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);

ПРЕ- —  близкое к слову очень или слишком: ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много); — близкое к приставке ПЕРЕ-: ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).

10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова» 

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО: ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).

Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.

В данной статье будет изучен вопрос необходимости общения ребенка с одногодками – с какого возраста необходимо его начинать и поощрять, что это даст малышу в перспективе.Читать далее

нет комментариев

В тетради по русскому языку вашего чада все больше замечаний красной пастой? И даже в обычном слове присутствуют ошибки?Читать далее

нет комментариев

В статье даны советы, как организовать общение с детьми, оградить от вредного влияния среды и виртуального мира. Эти советы позволят сохранить не только здоровье детей, но и доверительные отношения на долгие годы.Читать далее

нет комментариев

В статье пойдет рассказ об детских комплексах и откуда они происходят.Читать далее

нет комментариев

Что делать, если ребёнок на полном серьёзе заявляет: «Мама, папа, бабушка и дедушка, я буду YouTube-блоггером, актёром театра, рэпером или фрилансером?Читать далее

нет комментариев

xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai

Памятка по русскому языку для учащихся 2 класса. "Орфограммы корня"

Памятка Орфограммы корня 2 класс

В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове называется орфограммой.

Орфограмма «Проверяемая

безударная гласная в корне слова».

Гласная, на которую не падает ударение, называется безударная гласная.

Проверять следует написание безударных гласных:

А-О, Е-И-Я.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной,

например, столы –стол, глаза –глаз, лесник –лес.

В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове называется орфограммой.

Орфограмма «Проверяемая

безударная гласная в корне слова».

Гласная, на которую не падает ударение, называется безударная гласная.

Проверять следует написание безударных гласных:

А-О, Е-И-Я.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной,

например, столы –стол, глаза –глаз, лесник –лес.

Орфограмма «Непроверяемая

безударная гласная».

(Словарные слова)

Есть и такие слова, в которых гласные в корне проверить нельзя, например: капу́ста, сапоги́, соба́ка и др. Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.

Орфограмма «Непроверяемая

безударная гласная».

(Словарные слова)

Есть и такие слова, в которых гласные в корне проверить нельзя, например: капу́ста, сапоги́, соба́ка и др. Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.

Орфограмма «Парные

звонкие и глухие согласные».

Проверять следует написание парных по звонкости-глухости согласных: Б-П, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, В-Ф.

Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова перед согласными, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный или звонкий согласный.

Например, пруд – пруды, узкий – узок

Орфограмма «Парные

звонкие и глухие согласные».

Проверять следует написание парных по звонкости-глухости согласных: Б-П, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, В-Ф.

Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова перед согласными, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный или звонкий согласный.

Например, пруд – пруды, узкий – узок

Орфограмма «Непроизносимые согласные».

Чтобы проверить написание непроизносимых согласных следует подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Например, честный – честен, честь.

Если при проверке проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например: чудесный – чудеса, опасный – опасаться, ужасный – ужасен.

ЗАПОМНИ! Ужасный, опасный, чудесный, прекрасный, вкусный, интересный, парусный, ясный, напрасный, небесный, гласный ПИШУТ БЕЗ Т.

Орфограмма «Непроизносимые согласные».

Чтобы проверить написание непроизносимых согласных следует подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Например, честный – честен, честь.

Если при проверке проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например: чудесный – чудеса, опасный – опасаться, ужасный – ужасен.

ЗАПОМНИ! Ужасный, опасный, чудесный, прекрасный, вкусный, интересный, парусный, ясный, напрасный, небесный, гласный ПИШУТ БЕЗ Т.

infourok.ru

СПИСОК орфограмм русского языка.

Список орфограмм.

Что такое орфограмма?

Орфограмма № 1.Безударные проверяемые гласные в корне

Орфограмма № 2.Непроверяемые гласные и согласные

Орфограмма № 3.Проверяемые согласные в корне слова

Орфограмма № 4.Непроизносимые согласные в корне слова

Орфограмма № 5.Буквы И, У, А после шипящих

Орфограмма № 6.Разделительные твёрдый знак Ъ и мягкий знак Ь.

Орфограмма № 7.Раздельное написание предлогов с другими словами

Орфограмма № 8.Употребление Ь знака на конце существительных после шипящих.

Орфограмма № 9. Употребление Ь знака для обозначения мягкости согласных.

Орфограмма № 10.Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на З-С).

Орфограмма № 11. Буквы З-С на конце приставок.

Орфограмма № 12.Буквы О и А в корне -лаг- — -лож-

12 а. Буквы А-О в корнях с чередованием.

Орфограмма № 13.Буквы О и А в корне -раст- — -рос-

Орофграмма № 14.Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.

Орфограмма № 15.Буквы И и Ы после Ц.

Орфограмма № 16.Большая буква и кавычки в собственных наименованиях.

Орфограмма № 17.Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных

Орфограмма № 18.Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.

Орфограмма № 19.Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Орфограмма № 20.Краткие прилагательные с основой на шипящую

Орфограмма № 21.Не с глаголами

  Орфграмма № 22. Ь после шипящих в неопределенной форме глагола и во 2-ом лице единственного числа

  1. Орфограмма № 23.-ТЬСЯ-, -ТСЯ- в глаголах.

Орфограмма № 24.Буквы Е и И в корнях с чередованием.

Орфограмма № 25.Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения

  1. Орфограмма № 26.Буквы О и А в корне -кос- — -кас-

Орфограмма № 27.Буквы О и А в корне -гор- — гар-

Орфограмма № 28.Буквы Ы-И после приставок

Орфограмма № 29.Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

Орфрамма № 30.Соединительные гласные О и Е в сложных словах

  1. Орфограмма № 31.Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя-

Орфограмма № 32.Слитное и раздельное написание НЕ с существительными

Орфограмма № 33.Буквы Щ и Ч в суффиксе -щик- (-чик)

Орфограмма № 34.Гласные Е и И в суффиксах существительных

Орфограмма № 35.Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Орфограмма № 36.Дефисное и слитное написание слова с пол- и полу-

Орфограмма № 37.Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

Орфограмма № 38.Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Орфограмма № 39.Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Орфограмма № 40.Различение на письме суффиксов -К- и -СК-

Орфограмма №41. Дефис в сложных словах.

Орфограмма № 41. Дефис в существительных.

Орфограмма № 41. Дефис в прилагательных.

Орфограмма № 42.Ь в середине числительных

Орфограмма № 43.Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19

Орфограмма № 44.Не в неопределенных местоимениях

Орфограмма № 45.Дефис в неопределенных местоимениях

Орфограмма № 46.Различение приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях

Орфограмма № 47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

Орфограмма № 48.Ь в глаголах повелительного наклонения

Орфограмма № 49.Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева_) и -ыва-(-ива-)

Орфограмма № 50.Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Орфограмма № 51.Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Орфограмма № 52.Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Орфограмма № 53.Две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Орфограмма № 54. Одна или две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Орфограмма № 55. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

Орфограмма № 56.Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени.

Орфограмма № 57.Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

Орфограмма № 58.Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е).

Орфограмма № 59.Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

Орфограмма № 60.Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е).

Орфограмма № 61.Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

Орфограмма № 62.Дефис между частями слова в наречиях.

Орфограмма № 63.Ь после шипящих на конце наречий.

Орфограмма № 64.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий.

Орфограмма № 65.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогам.и

Орфограмма № 66.Буква Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.

Орфограмма № 67. Слитное написание союзов также , тоже, чтобы.

Орфограмма № 68. Дефисное написание частицы -ТО со словами.

Орфограмма № 69. Дефисное написание частицы -КА с глаголами в повелительном наклонении.

Орфограмма № 70.Дефис в междометиях.

 Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

poznaemvmeste.ru

Урок русского языка на тему "Что такое орфограмма? Орфографическое правило." (2 класс)

Предмет: Русский язык

Класс 2

Тема раздела: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило.

Цель:

– развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву, после букв ж и ш выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной чертой.

Деятельность учеников:

– Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.

– Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах.

Обеспечение урока: компьютер, экран или интерактивная доска, мультимедийный проектор, колонки.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь. Запишите дату.

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Словарная работа.

Игра «Кто больше запомнит».

На доске рисунки (слайд 1):

Карандаши, снежинка, мыши, кошка, ужи, камыши, чашка, лужи.

-Назовите слова-картинки.

Дети проговаривают хором вслух, каждый самостоятельно; затем рисунки закрываются, и ученики должны записать столько слов, сколько запомнят. Подводится итог: кто больше; кто запомнил порядок.

Самопроверка (слайд 2)

Учитель открывает слова на доске.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.

-Что заметили в написании слов?

-Какое слово лишнее в этом ряду слов? (Кошка.) Почему?

-Почему в словах выделены буквы красным цветом?

– Как называется место в слове, где можно ошибиться?

– Что же такое опасное место? Почему оно так называется?

– Есть особое слово для такого опасного места – орфограмма.

– Это и будет темой сегодняшнего урока (вспомните название раздела).

– Сформулируйте цель и задачи урока:

1. Определить, что такое орфограмма.

2. Научиться находить орфограмму в словах.

3. Узнать, какие есть виды орфограмм.

4. Учиться писать слова с орфограммами. (Слайд 3)

-Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

1. Наблюдение над словами.

– Прочитайте слова, написанные на доске: (слайд 4)

Пружина, живёт, уши, пушистый.

– Поставьте ударение.

– Найдите и подчеркните опасные места.

– Произнесите эти слова. Что вы слышите в этом месте?

– Сделайте вывод на основе наблюдений: что мы слышим и какие буквы могли бы выбрать в этом месте, если бы написание нам было неизвестно.

Вывод 1. Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные.

Но мы выбираем какую-то одну букву – букву и, а не ы. Почему? (Есть такое правило.)

– Сделайте 2-й вывод: что помогает выбрать букву в слове?

Вывод 2. Правило нам указывает, какую букву нужно выбрать в слове.

Значит, не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу, выбирая только один вариант, который будет правильным.

Это и есть орфограмма. В переводе с греческого языка орфо – это «правильно». То есть орфограмма – это правильное написание.

– Прочитайте определение орфограммы в учебнике и сравните с выводами, которые вы сделали при наблюдении над словами, записанными на доске.

Вопросы на понимание и углубление материала.

– Как определить, что перед вами орфограмма? (На слух не можем сказать, какую букву писать.)

– Как она подчёркивается?

– Что вы так уже подчёркивали? (Опасное место.)

– С сегодняшнего урока мы будем использовать другое слово для названия опасного места – орфограмма.

– А что подчёркивается двумя чертами? (То, что объясняет написание, помогает применить правило.)

Физкультминутка (слайд 5)

2. Знакомство с правописанием буквы и в буквосочетаниях жи-ши как с орфограммой.

– Запишите предложение: Моржи жили в море.

–Найдите и подчеркните орфограммы. Как вы их подчеркнёте? (Одной чертой.)

На доске подчёркивает учитель. (Слайд 6)

– А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка? (Моржи и жили – буква ж, после ж пишется буква и.)

– Как нужно подчеркнуть то, что помогает нам выбрать, объясняет написание? (Двумя чертами.)

– Что же будет являться сигналом – будь осторожен, дальше опасность, есть орфограмма? (Шипящий звук [ж], буква ж.) Только ли ж – сигнал опасности? (Ещё ш.)

– Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило написания жи-ши.

– Какая буква будет орфограммой? (Буква и.)

– Какие буквы – сигнал опасности и одновременно объяснение для написания? (ж, ш)

– Ещё раз прочитайте правило. Найдите в нём орфограмму (буква и), сигнал опасности (буквы ж и ш) и объяснение (буквосочетание жи-ши).

3. – Прочитайте статью из толкового словаря, расположенную после упр. 164.

– Что узнали нового? (Есть ещё одно понятие – орфография, у этого слова два значения: сами правила и раздел науки о языке.)

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1. Работа по учебнику.

Упр. 165 – развивается умение образовывать слова по образцу и писать слова с орфограммой-буквой и после букв шипящих [ж, ш].

Вырабатывается алгоритм:

1) Прочитай слово и образуй другое по образцу. Чем отличаются эти слова? (Один предмет и много таких же предметов.)

2) Найди сигнал опасности. (Буквы ж, ш.)

3) Послушай, что слышишь? (Звук [ы].)

4) Вспомни правило, какую букву нужно писать.

5) Обозначь орфограмму и буквы, которые помогли тебе правильно написать слово.

Самопроверка. (слайд 7)

2.Работа с электронным приложением «Кирилл и Мефодий» (слайд 8) (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/[NS-RUS_2-13]_[IG_027].swf)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока.

– Вспомните, какие были цель и задачи урока? Выполнили ли мы их?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

V. Домашнее задание.

Выписать из литературного чтения предложения со словами, в которых есть сочетания жи-ши. Выделить орфограмму.

infourok.ru

Урок русского языка во 2 классе "Что такое орфограмма. Орфографическое правило"

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №7

Урок русского языка во 2 классе:

«Что такое орфограмма. Орфографическое правило».

Цель:

– познакомить с понятиями «орфограмма», «орфографическое правило».

- развивать умение выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя, составлять алгоритм учебного действия.

– развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву, после букв ж и ш выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной чертой.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, компьютер

Ход урока:

Прозвенел звонок весёлый,

Всех зовет нас на урок.

Ну – ка, детки, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину,

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

2. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Словарная работа.

Отгадайте загадки и запишите отгадки в столбик.

Мы – проворные сестрицы –

Быстро бегать мастерицы.

В дождь – лежим,

В снег – бежим,

Уж такой у нас режим. (лыжи)

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла –

И пропала. (снежинка)

Кот живёт у нас на крыше,

А в чулане живут …(мыши)

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын …(жираф)

3.Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.

- Какие буквосочетания встретились в этих словах.

- Как они записаны.

1. Наблюдение над словами.

- Давайте сделаем звуковой анализ слов.

Лыжи – [лыжы]

Снежинка – [сн’ижынка]

Мыши – [мышы]

Жираф – [жыраф]

- Какой гласный звук мы слышим?

- Сделайте вывод на основе наблюдений: что мы слышим и какие буквы могли бы выбрать в этом месте, если бы написание нам было неизвестно.

Вывод 1. Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные.

Но мы выбираем какую-то одну букву – букву и, а не ы. Почему? (Есть такое правило.)

– Сделайте 2-й вывод: что помогает выбрать букву в слове?

Вывод 2. Правило нам указывает, какую букву нужно выбрать в слове.

Значит, не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу, выбирая только один вариант, который будет правильным.

Это и есть орфограмма. В переводе с греческого языка орфо – это «правильно». То есть орфограмма – это правильное написание.

– Прочитайте определение орфограммы в учебнике и сравните с выводами, которые вы сделали при наблюдении над словами, записанными на доске.

Вопросы на понимание и углубление материала.

– Как определить, что перед вами орфограмма? (На слух не можем сказать, какую букву писать.)

– Как она подчёркивается?

– Что вы так уже подчёркивали? (Опасное место.)

– С сегодняшнего урока мы будем использовать другое слово для названия опасного места – орфограмма.

– А что подчёркивается двумя чертами? (То, что объясняет написание, помогает применить правило.)

2. Знакомство с правописанием буквы и в буквосочетаниях жи-ши как с орфограммой.

– Спишите и найдите орфограммы:

Моржи жили в_море.

Вырабатывается алгоритм рассуждения по поиску орфограммы.

– Здесь есть орфограмма-буква безударного гласного о (моржи), так как на слух нельзя определить, какую букву выбрать, а или о; буква ударного гласного и, так как слышим другой звук [ы], буква может быть ы, а не и; жили (аналогично с предыдущим примером); дальше орфограмма-пробел, так как слышим одно слово ([вмори]), можно написать слитно; последняя орфограмма – буква гласного е (в море), так как на слух нельзя определить, какую букву выбрать: е или и.

– Подчеркните орфограммы. Как вы их подчеркнёте? (Одной чертой.)

На доске подчёркивает учитель.

– А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка? (Моржи и жили – буква ж, после ж пишется буква и.)

– Как нужно подчеркнуть то, что помогает нам выбрать, объясняет написание? (Двумя чертами.)

– Что же будет являться сигналом – будь осторожен, дальше опасность, есть орфограмма? (Шипящий звук [ж], буква ж.) Только ли ж – сигнал опасности? (Ещё ш.)

– Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило написания жи-ши.

– Какая буква будет орфограммой? (Буква и.)

– Какие буквы – сигнал опасности и одновременно объяснение для написания? (ж, ш)

– Ещё раз прочитайте правило. Найдите в нём орфограмму (буква и), сигнал опасности (буквы ж и ш) и объяснение (буквосочетание жи-ши).

3. – Прочитайте статью из толкового словаря, расположенную после упр. 164.

– Что узнали нового? (Есть ещё одно понятие – орфография, у этого слова два значения: сами правила и раздел науки о языке.)

4. Физкультминутка.

5. Развитие умений – применение знания.

Работа по учебнику.

Упр. 165 – развивается умение образовывать слова по образцу и писать слова с орфограммой-буквой и после букв шипящих [ж, ш].

Вырабатывается алгоритм:

1) Прочитай слово и образуй другое по образцу. Чем отличаются эти слова? (Один предмет и много таких же предметов.)

2) Найди сигнал опасности. (Буквы ж, ш.)

3) Послушай, что слышишь? (Звук [ы].)

4) Вспомни правило, какую букву нужно писать.

5) Обозначь орфограмму и буквы, которые помогли тебе правильно написать слово.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Были ли у нас сегодня трудности на уроке?

- Смогли ли мы с ними справиться?

7. Домашнее задание.

Подберите и запишите 10 слов с орфограммой И в сочетании ЖИ, ШИ.

Спасибо за урок. Молодцы.

infourok.ru

Памятка "Орфограммы корня" 2 класс

Памятка Орфограммы корня 2 класс В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове называется безударная гласная в корне слова». Гласная, на которую не падает ударение, называется Проверять следует написание безударных гласных: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной, например, столы –стол, глаза –глаз, лесник –лес. В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове называется безударная гласная в корне слова». Гласная, на которую не падает ударение, называется Проверять следует написание безударных гласных: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной, например, столы –стол, глаза –глаз, лесник –лес. Орфограмма «Непроверяемая Есть и такие слова, в которых гласные в корне проверить таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю. Орфограмма «Непроверяемая Есть и такие слова, в которых гласные в корне проверить таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю. звонкие и глухие согласные». Проверять следует написание парных по звонкости-глухости согласных: Б-П, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, В-Ф. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова перед согласными, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный или Например, пруд – пруды, узкий – узок звонкие и глухие согласные». Проверять следует написание парных по звонкости-глухости согласных: Б-П, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, В-Ф. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова перед согласными, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный или Например, пруд – пруды, узкий – узок Орфограмма «Непроизносимые согласные». Чтобы проверить написание непроизносимых согласных следует подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова). Например, честный – честен, честь. Если при проверке проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется. Например: чудесный – чудеса, опасный – опасаться, ужасный ЗАПОМНИ! Ужасный, опасный, чудесный, прекрасный, вкусный, интересный, парусный, ясный, напрасный, небесный, гласный ПИШУТ БЕЗ Т. Орфограмма «Непроизносимые согласные». Чтобы проверить написание непроизносимых согласных следует подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова). Например, честный – честен, честь. Если при проверке проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется. Например: чудесный – чудеса, опасный – опасаться, ужасный ЗАПОМНИ! Ужасный, опасный, чудесный, прекрасный, вкусный, интересный, парусный, ясный, напрасный, небесный, гласный ПИШУТ БЕЗ Т.

uchitelya.com


Смотрите также