Опрессовка гбц что это такое


Опрессовка головки и блока цилиндров: что это такое

Как правило, перед тем, как выполняется ремонт головки блока цилиндров или во время капитального ремонта двигателя, делается опрессовка. Если просто, опрессовка двигателя  является проверкой герметичности каналов системы охлаждения двигателя (рубашка охлаждения).

Также опрессовывать двигатель необходимо тогда, когда после прогрева и выхода мотора на рабочие температуры охлаждающая жидкость выбрасывается в расширительный бачок, в процессе работы двигателя в шлангах и патрубках системы охлаждения возникает повышенное давление, выхлопные газы имеют высокую влажность (двигатель дымит густым белым дымом), в расширительном бачке видны пузырьки и т.п.

В этой статье мы поговорим о том, что представляет собой опрессовка головки блока цилиндров и БЦ, какие неисправности можно выявить и как выполняется данная процедура, а также как сделать опрессовку двигателя.

Поверка головки и блока цилиндров на герметичность: для чего нужна и как выполняется

Итак, опрессовка головки блока цилиндров и самого блока является проверкой герметичности при рабочих режимах, а также в условиях повышенных нагрузок. Фактически, главными параметрами является температура и давление. Еще отметим, что опрессовка требуется в том случае, если в рамках ремонта двигателя планируется установить новый блок или ГБЦ.

Как известно, в процессе работы двигатель достаточно сильно нагревается, также происходит нагрев ОЖ и увеличение давления в системе охлаждения. В результате «на горячую» уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке повышается.

Если же система теряет герметичность, тогда в ряде случаев при определенных повреждениях происходит выдавливание ОЖ в систему смазки, антифриз попадает в масло. Если проблема локализуется в области соединения БЦ и ГБЦ (например, прогорела прокладка головки блока), тогда неисправность можно устранить путем замены прокладки, а также при помощи шлифовки привалочных плоскостей головки блока.

Однако нередко бывает и так, что трещина появляется внутри двигателя. В этом случае потребуется делать опрессовку. Именно по этой причине в рамках ремонта ДВС, когда требуется его частичная или полная разборка, специалисты рекомендуют в обязательном порядке проводить проверку герметичности масляных каналов и каналов охлаждения.

Отметим, что трещины в головке блока цилиндров или в блоке цилиндров достаточно распространены. При этом бензиновые двигатели менее подвержены такому растрескиванию, тогда как в головке блока дизельных двигателей трещины встречаются чаще. Причина — более высокие нагрузки дизельного ДВС.

Становится понятно, что во время капремонта или переборки двигателя на начальном этапе нужно выявить основные неисправности и провести дефектовку. Это позволит точно определить, какие элементы нужно ремонтировать или менять.

После снятия головки блока цилиндров проверяется износ элементов ГРМ, оценивается состояние распредвалов и т.д. То же самое выполняется и с блоком цилиндров, специалисты дефектуют КШМ, смотрят на состояние зеркала цилиндров и выполняют ряд других операций.

При этом только обследования деталей и их замены может оказаться недостаточно. Головке и блоку также уделяется повышенное внимание. Что касается ГБЦ, в тех участках, где выполнена камера сгорания, во время работы двигателя возникают крайне высокие нагрузки, как тепловые, так и механические. В результате в таких зонах высока вероятность появления трещин.

Как делается опрессовка двигателя

Как правило, далеко не всегда трещины видны невооруженным взглядом, то есть неисправность сложно определить. При этом следует помнить, что если герметичность будет нарушена, то это в дальнейшем не позволит нормально эксплуатировать силовой агрегат после замены деталей и последующей сборки ДВС.

Чтобы избежать возможных осложнений, необходимо делать опрессовку двигателя. Такая операция проводится на  специальном оборудовании. Сама опрессовка предполагает следующие действия:

  • Сначала перекрываются имеющиеся на детали отверстия при помощи специальных заглушек;
  • Затем деталь (головка или блок) помещается в особую ванну;
  • Далее происходит подача воздуха под давлением (давление составляет около 6-7 атм);
  • После этого производится осмотр детали на предмет возможных повреждений. Дефекты определяются благодаря пузырькам воздуха, которые выходят из трещины в случае нарушения герметичности;
  • На основании полученных данных принимается решение о возможности и целесообразности ремонта или полной замене детали;

Добавим, что во многих случаях трещину головки или блока можно убрать путем использования сварки или другими доступными способами. Главное, чтобы ремонтом трещин БЦ или ГБЦ занимался квалифицированный специалист, а также сама процедура выполнялась с учетом технологии ремонта тем или иным способом.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что даже небольшая трещина или деформация стенок канала представляет собой определенную угрозу, так как в любой момент масло может начать попадать в антифриз или охлаждающая жидкость окажется в моторном масле.

Достаточно часто, особенно если ремонт производится своими силами в условиях гаража, в рамках визуального осмотра трещины можно не заметить. При этом после сборки двигателя обнаруживается, что герметичность нарушена. В результате ДВС потребуется повторно разбирать.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется шлифовка головки блока цилиндров. Из этой статьи вы узнаете о том, для чего нужна данная процедура, а также о тонкостях и нюансах, которые нужно учитывать при необходимости шлифовки ГБЦ.

Более того, если тосол или антифриз попадает в масло, а также масло проникает в каналы системы охлаждения, двигатель может сильно перегреваться, в значительной степени увеличивается износ деталей мотора, существует риск заклинивания мотора и т.д. Это значит, что после повторной разборки часть узлов может снова нуждаться в замене.

По этой причине не следует полагаться только на визуальный осмотр, так как диагностика двигателя, головки блока и блока цилиндров должна  также включать в себя опрессовку. Напоследок добавим, что качественный ремонт двигателя автомобиля возможен только в том случае, если его проводят специалисты, которые практикуют комплексный подход и используют современное оборудование.

При этом опрессовка головки блока и/или блока цилиндров должна быть включена в список обязательных работ в рамках частичного или капитального ремонта двигателя. Если на станции техобслуживания имеется все необходимое оборудование, тогда опрессовка не занимает много времени, причем стоимость данной операции вполне доступна большинству автовладельцев.

krutimotor.ru

Опрессовка ГБЦ 406 своими руками. — DRIVE2

Есть у меня такая проблема — в газели постоянно пробивает прокладку гбц. 405 мотор. Что я только не делал, шлифовал гбц, шлифовал блок, ставил газовые прокладки и пробовал ставить так называемые бутерброды. Это две прокладки под низ евро-3, а сверху обычная. Пробовал ставить две евро-3. Даже зачеканил прорезы в блоке алюминием. И всё равно начал уходить тосол, но уже в выхлопную, так как идёт сизый дым. Все говорят что в головке где-то микротрещина и надо её менять. Но мне не нравится блок. Ведь в нём тоже может быть микротрещина?! Это можно проверить только опрессовкой ГБЦ или блока. Но у нас в городе такого не делают. Вот и решил попробовать своими руками. Как раз у друга лежала, уже снятая, головка с такими признаками как и у меня. Вот на ней я и провёл этот эксперимент! И решил выложить на сайт, ведь много людей мучаются с такой проблемой, особенно у кого 405 мотор. Надеюсь кому-то поможет.

Взял лист текстолита толщиной 10 — 12мм. Разметил прокладкой. По сторонам сделал немного шире для прочности. Вырезал электролобзиком, прада затупилось два полотна по мелалл

Приложил сверху прокладку

купил таких болтов 10 шт.

Если сравнивать с болтом головки

Вырезал пластинку чтоб закрыть место где стоит термостат в неё же решил установить штуцер

большим сверлом на 17мм. убрал немного тела, а меньшим на 12мм. уже просверлил под штуцер

Получилось вот так.

Обратная сторона

немного смазки и подтянул плоскогубцами…

вид сзади

немного обмыл головку

промазал герметиком вокруг водяных окон

Примерно так

и место термостата

прикрутил пластину

закрыл и место термостата

вид снутри

у меня была такая ванночка. Залил в неё воду Паяльной лампой нагрел. Но можно не мучаться и если есть возможность залить сразу горячую. Сильно греть не надо градусов 40 достаточно, но можно и больше

Накачал воздух компрессором и уже при двух атмосферах на втором цилиндре открылась трещена

А при 7 атмосферах бил просто гейзер. Значит пора головку на утиль!

Теперь буду разбирать сою машину, и таким образом проверю свою гбц. Если у кого будут вопросы то пишите всем отвечу.

www.drive2.ru

Опрессовка ГБЦ: технология и процесс опрессовки

Образование трещин на поверхностях деталей силового агрегата в моторном отсеке – явление распространенное и требующее к себе особого внимания. Высокие термические и физические нагрузки на участках, примыкающих к камере сгорания, в том числе приводят к повреждению головки блока цилиндра (ГБЦ). И если вовремя не принять меры по выявлению и устранению дефектов, то возникнет и риск более серьезных последствий. Поэтому, как и в системах отопления, базовой операцией диагностики в данном случае станет опрессовка ГБЦ, позволяющая выполнить проверку детали на герметичность.

В каких случаях проводится операция?

Выполнять опрессовку требуется не только при выявлении признаков нарушения функционирования блока. В рамках комплексной диагностики данную технологию используют после ремонтных работ, замены отдельных элементов и расходников конструкции двигателя, переустановке и т. д. Что касается конкретных симптомов, то опрессовка ГБЦ должна производиться в следующих ситуациях:

  • Имеются нарушения в работе внутренних каналов блока.
  • Наблюдается нехарактерный перегрев силового агрегата.
  • Если слышны выраженные стуки и вибрации в части отсека с цилиндрами.

Своевременно проведенная опрессовка дает возможность зафиксировать наличие дефекта и предпринять уже другие меры по восстановлению конструкции. Наиболее же часто серьезные повреждения с нарушением герметичности встречаются после выполнения сварочных работ, когда швы недостаточно обрабатываются и со временем возникают каналы утечки.

Общая технология опрессовки

Подходы к технической организации процесса могут различаться в зависимости от условий проведения мероприятия и наличия соответствующего оборудования. Однако принцип диагностики опрессовкой под давлением является общим для всех методов. Его суть заключается в создании полностью герметизированного вакуума в цилиндре и погружении его в рабочую жидкую среду. В условиях повышения давления опрессовка ГБЦ позволяет выявлять наличие сквозных отверстий, трещин и прочих дефектов. Причем технология именно для обнаружения неисправностей не требует специального оборудования или измерительных приборов. Конечную дефектовку можно произвести визуально. Но в остальном организация процесса не обходится без специальной оснастки.

Применяемое оборудование

Раньше для подобных задач использовали отдельные функциональные компоненты, позволяющие организовывать емкость для погружения и дополнительные органы управления процессом. Сегодня же производители автомобильного оборудования предлагают специальные стенды для опрессовки ГБЦ, в базовом комплекте которых предусматривается полный перечень необходимых инструментов. Типовой набор формируется следующими агрегатами и устройствами:

  • Нагревательные элементы.
  • Подъемный механизм на рамах с направляющими.
  • Поворотный стол с управлением.
  • Емкость с крышкой.
  • Датчики для контроля давления, температуры и пуска.
  • Электротехнический шкаф.
  • Панель управления.

Стоит подчеркнуть и особенности применяемых материалов в изготовлении конструкции стенда. Кроме основы из нержавеющей стали, используется высокопрочное оргстекло, вакуумная резина и композитные элементы, благодаря которым реализуется не просто эффективная, но и безопасная опрессовка ГБЦ. Оборудование профессионального назначения рассчитывается на многочасовые рабочие циклы, причем целевым объектом обслуживания могут выступать не только цилиндры с головками, но и целые блоки.

Подготовка блока к операции

Для начала следует выполнить визуальный осмотр детали, который позволит еще до опрессовки определить подозрительные участки и, возможно, более серьезные нарушения конструкции. Рекомендуется подробно фиксировать размерные параметры элемента с линейкой, в дальнейшем сопоставляя полученные данные с паспортными значениями. В случае отклонений может потребоваться базовая механическая доработка. Например, опрессовка и шлифовка ГБЦ нередко объединяются в один технологический процесс. Обработка поверхностей абразивами предвещает проверку на герметичность, поскольку физическое воздействие может выявить новые участки повреждений. Операция шлифования представляется как профилактика обнаружения отверстий, которые после опрессовки ликвидируются точечной сваркой.

Рабочий процесс опрессовки

Емкость стенда наполняется водой, после чего активируется работа нагревательных элементов. В среднем на достижение оптимального температурного режима порядка 90 °C уходит 2-3 ч в зависимости от характеристик оборудования и объема резервуара. Диагностируемый цилиндр закрывается вакуумной оболочкой, зажимается фиксирующими приспособлениями и крепится к платформе стенда. Стоит подчеркнуть, что все отверстия и выходные узлы изначально обеспечиваются заглушками, что позволяет создать надежный вакуум. Далее станок для опрессовки ГБЦ посредством штуцера подключается к полостям изделия. Через этот канал будет подано давление сжатым воздухом на 4-6 бар. На финальной стадии остается погрузить конструкцию в горячую воду, после чего наблюдать выпуск воздушных пузырьков. Процесс вскрытия сквозных трещин (если они присутствуют) обязательно даст о себе знать под воздействием тепла и на фоне расширения металла.

Опрессовка своими руками с применением ванной

Реализация вышеописанного метода возможна в идеальных промышленных условиях, но не каждый частник может позволить себе приобретение того же стенда для погружения цилиндра в воду. Альтернативным вариантом организации процедуры с поправкой на домашние условия может стать применение ванны, плиты для размещения оснастки и средств для герметизации выходных отверстий изделия. В один из каналов вводится штуцер для подачи давления, а затем производится та же опрессовка ГБЦ. Своими руками нужно будет погрузить цилиндр в ванну с горячей водой и оставить ее там на 30-40 мин. Интенсивность давления можно регулировать с помощью манометра. Он подключается с одной стороны к компрессору, а с другой – к штуцеру. Увеличивая и повышая параметры давления, можно эффективнее исследовать отдельные участки конструкции, в том числе выявляя мелкие трещины.

Опрессовка своими руками без ванны

Это самый простой способ, требующий минимальных вложений. Для него не нужен резервуар с дополнительной контролирующей и направляющей оснасткой. Достаточно выполнить внешнюю герметизацию цилиндра и подать в полости воду под давлением. Недостатком этого способа будет низкая точность диагностики, то есть мелкие трещины могут так и остаться незамеченными. Как же сделать опрессовку ГБЦ без той же ванны и специального оборудования, но с достаточной степенью эффективности? Для этого можно использовать керосин в качестве наполнителя. Выходные каналы также герметизируются, после чего емкость самого цилиндра наполняется технической жидкостью. Благодаря высокой проникающей способности керосин просочится в самые мелкие отверстия, выйдя наружу.

Заключение

Регулярная проверка конструкции блока цилиндров на наличие трещин может доставить немало хлопот. Особенно если речь идет об услугах сервисных центров, где также потребуются расходы на предварительную диагностику силового агрегата. Разумеется, домашняя опрессовка ГБЦ в этом отношении станет более привлекательным вариантом. Главное – правильно организовать технологический процесс, который позволит выявить и крупные отверстия, и микротрещины. Но и после дефектовки работы по обслуживанию цилиндра не заканчиваются. Напротив, остается ответственная часть устранения повреждений посредством сварки.

fb.ru

Опрессовка ГБЦ: 3 основных этапа и 2 полезных совета + видео

Выход из строя ГБЦ происходит из-за использования некачественной охлаждающей жидкости или топлива. Тепловые и механические нагрузки приводят к образованию трещин. Износ цилиндров, поршневых колец, подшипников влечёт за собой снижение эффективной мощности двигателя и увеличение расхода топлива. Во всех этих случаях необходимо провести диагностику и ремонт. Опрессовка ГБЦ является способом проверить герметичность системы охлаждения в рабочих режимах при повышенных значениях температуры и давления.

Проявлениями разгерметизации служат:

  • cнижение количества охлаждающей жидкости;
  • попадание охлаждающей жидкости в систему смазки;
  • повышение влажности выхлопных газов, выход пара.

Довольно часто осмотр деталей не выявляет дефектов. Для проверки герметичности каналов охлаждения и смазки проводится опрессовка.

Стоимость опрессовки ГБЦ зависит от используемого оборудования и необходимого объёма работ. Однако эти затраты значительно меньше, чем стоимость новой головки, поэтому за техническим состоянием двигателя нужно постоянно следить.

Опрессовку блока цилиндров и головки блока цилиндров желательно проводить в механической мастерской с применением специального оборудования. При проведении работ там используются специальные стенды, оснащённые необходимым инвентарём для опрессовки.

Они включают в себя:

  • нагревательные элементы;
  • ванну с крышкой;
  • подъёмный и поворотный механизм;
  • датчики температуры и давления;
  • управляющую панель.

Профессиональные стенды выполняются из нержавеющей стали. Они рассчитаны на длительные рабочие циклы и позволяют выполнять точную и безопасную опрессовку головок и самих блоков цилиндров.

Места утечек определяют по пузырькам, которые показывают, где из головки выходит воздух. Для более удобного поиска установки допускается поворачивать головку на угол до 360°.

Порядок проведения работ:

  • вначале нужно заглушить резиновыми прокладками и плексигласовыми пластинами выходы каналов системы охлаждения;
  • затем необходимо подать внутрь воздух под давлением 6 атмосфер;
  • после этого следует опустить ГБЦ в ванну с горячей водой и подержать там около 30 минут.

В процессе прогрева детали трещины расширяются и появляются пузырьки воздуха, который под давлением выходит наружу. По результатам диагностики принимается решение о необходимости ремонта двигателя. Иногда трещину ГБЦ или БЦ можно убрать при помощи сварки. Это должен делать квалифицированный специалист.

Опрессовка ГБЦ в домашних условиях

Можно проводить опрессовку головки блока цилиндров и в домашних условиях. Для этого потребуется ванна и оснастка для герметизации выходных отверстий. Нужно вырезать пластину из плексигласа и отверстия под шпильки и цилиндры. Разметить их расположение можно по прокладке. Потом нужно закрыть выходные отверстия ГБЦ резиновыми прокладками и прикрутить пластину и штуцер для подачи воздуха под давлением. Когда все отверстия будут надёжно загерметизированы, можно приступать к нагреву головки в ванне и подаче воздуха через снабжённую штуцером заглушку.

Можно опрессовать ГБЦ своими руками и без ванны, но точность такого способа невелика. Для этого нужно в загерметизированную головку подавать горячую воду под давлением вместо воздуха. Дефекты определяют по течи или появлению воды на поверхности.

Ещё один способ опрессовать головку блока цилиндров предусматривает ввод керосина вместо воды. Для этого головку нужно перевернуть вверх камерами, ввернуть свечи и залить в неё керосин. Керосин обладает большой текучестью и может проникать в самые мелкие трещины. Наличие дефектов определяют по потёкам на поверхности и уменьшению уровня керосина в камере.

Решение о ремонте двигателя

При нарушении герметичности охлаждающая жидкость может попадать в масло, а оно появляется в системе охлаждения. Это приводит к перегреву двигателя. Из-за этого увеличивается износ деталей, что может привести к заклиниванию двигателя. Если опрессовка выявила наличие трещин и нарушение герметичности, требуется ремонт двигателя.

Восстановление одной из главных частей автомобиля должны проводить квалифицированные мастера на специальном оборудовании. Своевременная диагностика и ремонт предотвратят неожиданные поломки и продлят срок эксплуатации агрегата.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(6 оценок, среднее: 3,83 из 5) Загрузка...

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

  • Двигатель
  • Инструкция
  • Механизм

motorsguide.ru

Процесс опрессовки ГБЦ и блока цилиндров

Установка для опрессовки головок и блоков цилиндров — профильное оборудование, используемое для проверки головки блока на наличие микротрещин. Устройство востребовано на ремонтных станциях и СТО, задействуется при контрольных испытаниях на производстве.

Трещины в ГБЦ — распространенное явление. Они появляются вследствие износа силового агрегата, чрезмерных эксплуатационных нагрузок, отсутствия должного технического обслуживания. Своевременная опрессовка позволит выявить дефекты на ранних стадиях, и принять меры по их устранению. Проведение процедуры рекомендовано в пяти случаях:

  1. Приобретается бывшая в использовании головка.
  2. Бензиновый или дизельный двигатель был перегрет.
  3. Проводятся мероприятия по ремонту силового агрегата.
  4. Имеются подозрения на нарушение целостности внутренних каналов ГБЦ.
  5. Проведение работ по устранению трещин.

Использование двигателя с поврежденной ГБЦ приводит к его преждевременному износу. Микротрещины пропускают газы в охлаждающий контур, что провоцирует образование пробок и перегрев мотора.

Компания «Моторные технологии» производит и реализует испытательные стенды для проверки герметичности ГБЦ. Оборудование различается грузоподъемностью, габаритами рабочего стола, объемом бака.

К достоинствам установок относится:

  • Быстрый монтаж. Оборудование размещается на ровной горизонтальной поверхности, подключается к имеющимся инженерным коммуникациям. Для нормальной эксплуатации стенда требуется производственная электросеть напряжением 380 В. Потребляемая мощность зависит от модели, варьируется в диапазоне 13 – 25 кВт.
  • Длительный срок службы. При производстве установок используются качественные комплектующие и материалы. Продукция проходит контрольные испытания, отвечает требованиям отраслевых нормативов. Стенды комплектуются всеми необходимыми приспособлениями (прижимами, шпильками, оргстеклом, вакуумной резиной, паспортами качества и сертификатами соответствия).
  • Удобство использования. Основные элементы устройства имеют эргономичное расположение. В процессе испытаний не задействуются сложные вспомогательные приспособления.

Проверка детали на герметичность производится посредством сжатого воздуха и водной среды. Рабочая жидкость нагревается электрическими ТЭНами. Набор температуры происходит в течение 120-150 минут. Для снижения временных потерь рекомендуется использовать недельный таймер, которым оснащается каждая установка.

Проведение испытаний

Обследуемая головка закрывается резиновой вставкой и органическим стеклом. Технологические отверстия герметизируются заглушками. Изделие фиксируется на поворотном столе, его внутренние полости заполняются сжатым воздухом.

Готовая к испытаниям деталь погружается в раствор. Жидкость прогрета до 90 градусов, что соответствует рабочей температуре ДВС. В результате воздействия тепла происходит расширение металла и открытие микротрещин. О наличии последних свидетельствует появление пузырьков.

В состав испытательного стенда входят следующие узлы:

  1. Жесткая рама и подъемный механизм.
  2. Нагревательные элементы.
  3. Емкость из стали AISI 304.
  4. Гидравлический узел.
  5. Поворотный стол с редуктором.
  6. Элементы управления.
  7. Электрошкаф.
  8. Датчики, фиксирующие давление воздуха и температуру жидкости.
  9. Система защиты, предотвращающая сухой пуск.
  10. Комплект инструментов, необходимых для подключения, настройки и эксплуатации оборудования.

Стенд позволяет расположить деталь под любым углом. Для смены пространственного положения используется управляющая рукоять.

При подборе оборудования важно учитывать габариты и массу обследуемых ГБЦ. Наряду с головками установка может испытывать радиаторы и прочие полые узлы.

moykadvs.ru

Опрессовка блока цилиндров своими руками - Справочник металлиста

Головка блока цилиндров предназначена для обеспечения газораспределения, на ней установлены детали механизма газораспределения, это самый ответственный узел в работе двигателя.

Корпус ГБЦ современных двигателей изготавливают из алюминиевого сплава, а в него вставляются втулки и сёдла из более твёрдых и прочных металлических сплавов, которые лучше противостоят температурным нагрузкам.

Снятая с двигателя головка блока должна пройти некоторые процедуры перед ремонтом, чтобы точно установить, что с ней надо делать и пригодна ли она к ремонту, и только после этого приступать к восстановительному ремонту.

Так как головка состоит из запрессованных в неё деталей, то практически весь ремонт сводится к восстановлению или замене этих деталей: клапанов, направляющих, сёдел.

Процесс ремонта ГБЦ

Обычно головку ремонтируют по определённому алгоритму:

  • Мойка
  • Разборка-Сборка
  • Дефектовка
  • Опрессовка ГБЦ
  • Ремонт и замена седел клапанов ГБЦ
  • Ремонт или замена клапанов
  • Ремонт или замена направляющих втулок клапанов
  • Восстановление плоскостей ГБЦ

Мойка

Мойка гбц не всегда производится перед разборкой. Если надо просто отшлифовать головку, то её даже разбирать не надо. А вот после механической обработки мыть надо всегда, чтобы удалить стружку и абразив.

Перед полной разборкой и дефектацией ГБЦ надо обязательно вымыть, чтобы не возиться руками в масле и налипшей на масло грязи. К тому же, на чистой головке будут лучше видны все дефекты и будет проще проводить измерение.

Очистка деталей двигателя производится с помощью растворителей на основе нефти (бензин, соляра, сольвент), моющих средств (бесконтакт для мойки машин, пенный очиститель двигателя) либо другой химией, типа щёлочи (Деталан). Существуют специальные мойки для деталей двигателя, но можно обойтись и простым тазиком, главное работать в проветриваемом помещении.

Разборка, сборка ГБЦ

На головку блока крепится много деталей: это и механизм газораспределения, включающий в себя распредвалы со шкивами, клапана и их привод с фиксацией. Также присутствуют уплотнительные элементы: сальники распредвала, сальники клапанов, прокладки.

Уплотнительные элементы по возможности должны быть заменены все, чтобы лишний раз не разбирать головку и не снимать её с двигателя.

Особенно это касается маслосъёмных колпачков, которые меняются только на снятой головке и нередко начинают пропускать масло вследствие износа, затвердевания и потери эластичности.

Дефектовка

В дефектовку входит измерение всех необходимых размеров, опрессовка с целью выявления трещин, и визуальный осмотр для выявления прочих отклонений.

  При дефектовке особо важным считается плоскость прилегающей к блоку поверхности и наличие трещин.

Деформацию плоскости определяют при помощи лекальной линейки и набора щупов и при отклонении от нормальных размеров шлифуют головку.

Для проверки прилегания клапана используют пневматическую установку, которая показывает, правильно ли прилегает клапан, в противном случае надо будет притереть клапан к седлу, если детали ещё не полностью износились.

Опрессовка ГБЦ

Опрессовка нужна для выявления трещин ГБЦ, в этом случае заделывают все каналы водной рубашки и через патрубок подают под давлением воздух, после чего оставляют головку на некоторое время.

В это время следят по манометру за падением давления в системе, если давление быстро падает, значит нужно искать трещину.

Для наглядности головку можно поместить в воду, и тогда на месте трещины из неё пойдут пузырьки воздуха.

Ремонт и замена сёдел клапанов

Сёдла подвергаются прямой термической нагрузке, особенно подвержено перегревам седло выпускного клапана, через которое проходят горячие выхлопные газы.

Это может привести к раковинам или трещинам на поверхности седла, что может ослабить посадку и привести к выпадению седла.

При обнаружении трещин нужно заменить седло клапана, а при образовании раковин или при износе можно просто нарезать новый профиль, если позволяют размеры и износ не сильно большой, нужно мерить.

Ремонт или замена клапанов

С клапанами случаются те же проблемы, что и с сёдлами, это сопрягаемые детали и поломки у них одинаковые: клапан может прогореть, на тарелке может образоваться трещина, износ, кроме этого может быть изношен стержень клапана. Как правило, клапан гнётся только когда встречается с поршнем либо с посторонним предметом, при нормальной работе он не гнётся, так как благодаря пружине постоянно работает на растяжение, а не на сжатие.

https://www.youtube.com/watch?v=jdP2ml9BjLk

При износе тарелки клапана, когда там образуется неправильная фаска, клапан можно поправить, ту же самую операцию нужно будет проделать и с седлом, проточив на нём ответную плоскость.

Ремонт или замена направляющих втулок клапанов

При больших пробегах втулки клапана могут сильно износиться, это ведёт к перекосу клапана, который криво ходит и разбалтывает уплотнитель- маслосъёмный колпачок, масло легко поступает в камеру сгорания. Также получается кривое сопряжение клапана с седлом, что ведёт к износу их сопряжения, нарушается геометрия фаски седла. А если втулка установлена неправильно, то она может дать трещину.

Если есть такой износ или другие поломки, то необходимо заменить направляющие клапанов.

Восстановление прилегающей к блоку плоскости ГБЦ

От постоянных термических нагрузок головка блока цилиндров может деформироваться. Больше всего это заметно на плоскости, прилегающей к блоку. Максимально допустимая деформация может составлять 0,05мм, в противном случае головку блока цилиндров надо шлифовать.

После механической обработке при ремонте головки блока цилиндров обрабатываемые детали необходимо тщательно вымыть, чтобы смыть с них всю механическую стружку или абразив.

Читайте также  Садовый шредер своими руками

Всё, что не смоется, после установки на двигатель смоется моторным маслом и попадёт в систему смазки, а оттуда доберётся в любую часть двигателю, и повышенному износу будет подвержена не только отремонтированная ГБЦ, но и любая другая деталь двигателя.

Источник: http://kakavto.com/?p=1707

Опрессовка ГБЦ и блока цилиндров: 3 основных этапа и советы для самостоятельного проведения работ

Двигатель — наиболее сложный агрегат автомобиля. От его технического состояния зависит безопасность и отсутствие неполадок в работе транспортного средства.

Одним из способов диагностики неисправностей служит опрессовка ГБЦ (головки блока цилиндров) и БЦ (блока цилиндров). Она проводится при ремонте двигателя и возникновении проблем в работе мотора.

При опрессовке могут быть выявлены различные дефекты в системе охлаждения двигателя.

Необходимость диагностики

Выход из строя ГБЦ происходит из-за использования некачественной охлаждающей жидкости или топлива. Тепловые и механические нагрузки приводят к образованию трещин.

Износ цилиндров, поршневых колец, подшипников влечёт за собой снижение эффективной мощности двигателя и увеличение расхода топлива. Во всех этих случаях необходимо провести диагностику и ремонт.

Опрессовка ГБЦ является способом проверить герметичность системы охлаждения в рабочих режимах при повышенных значениях температуры и давления.

Проявлениями разгерметизации служат:

  • cнижение количества охлаждающей жидкости;
  • попадание охлаждающей жидкости в систему смазки;
  • повышение влажности выхлопных газов, выход пара.

Довольно часто осмотр деталей не выявляет дефектов. Для проверки герметичности каналов охлаждения и смазки проводится опрессовка.

Стоимость опрессовки ГБЦ зависит от используемого оборудования и необходимого объёма работ. Однако эти затраты значительно меньше, чем стоимость новой головки, поэтому за техническим состоянием двигателя нужно постоянно следить.

Технология опрессовки

Опрессовку блока цилиндров и головки блока цилиндров желательно проводить в механической мастерской с применением специального оборудования. При проведении работ там используются специальные стенды, оснащённые необходимым инвентарём для опрессовки. Они включают в себя:

  • нагревательные элементы;
  • ванну с крышкой;
  • подъёмный и поворотный механизм;
  • датчики температуры и давления;
  • управляющую панель.

:  Причины поломок в дизельном двигателе

Профессиональные стенды выполняются из нержавеющей стали. Они рассчитаны на длительные рабочие циклы и позволяют выполнять точную и безопасную опрессовку головок и самих блоков цилиндров.

Места утечек определяют по пузырькам, которые показывают, где из головки выходит воздух. Для более удобного поиска установки допускается поворачивать головку на угол до 360°.

Порядок проведения работ:

  • вначале нужно заглушить резиновыми прокладками и плексигласовыми пластинами выходы каналов системы охлаждения;
  • затем необходимо подать внутрь воздух под давлением 6 атмосфер;
  • после этого следует опустить ГБЦ в ванну с горячей водой и подержать там около 30 минут.

В процессе прогрева детали трещины расширяются и появляются пузырьки воздуха, который под давлением выходит наружу. По результатам диагностики принимается решение о необходимости ремонта двигателя. Иногда трещину ГБЦ или БЦ можно убрать при помощи сварки. Это должен делать квалифицированный специалист.

Опрессовка ГБЦ в домашних условиях

Можно проводить опрессовку головки блока цилиндров и в домашних условиях. Для этого потребуется ванна и оснастка для герметизации выходных отверстий. Нужно вырезать пластину из плексигласа и отверстия под шпильки и цилиндры. Разметить их расположение можно по прокладке.

Потом нужно закрыть выходные отверстия ГБЦ резиновыми прокладками и прикрутить пластину и штуцер для подачи воздуха под давлением. Когда все отверстия будут надёжно загерметизированы, можно приступать к нагреву головки в ванне и подаче воздуха через снабжённую штуцером заглушку.

Можно опрессовать ГБЦ своими руками и без ванны, но точность такого способа невелика. Для этого нужно в загерметизированную головку подавать горячую воду под давлением вместо воздуха. Дефекты определяют по течи или появлению воды на поверхности.

Ещё один способ опрессовать головку блока цилиндров предусматривает ввод керосина вместо воды.

Для этого головку нужно перевернуть вверх камерами, ввернуть свечи и залить в неё керосин. Керосин обладает большой текучестью и может проникать в самые мелкие трещины.

Наличие дефектов определяют по потёкам на поверхности и уменьшению уровня керосина в камере.

Решение о ремонте двигателя

При нарушении герметичности охлаждающая жидкость может попадать в масло, а оно появляется в системе охлаждения. Это приводит к перегреву двигателя. Из-за этого увеличивается износ деталей, что может привести к заклиниванию двигателя. Если опрессовка выявила наличие трещин и нарушение герметичности, требуется ремонт двигателя.

Восстановление одной из главных частей автомобиля должны проводить квалифицированные мастера на специальном оборудовании. Своевременная диагностика и ремонт предотвратят неожиданные поломки и продлят срок эксплуатации агрегата.

Источник: https://auto-gl.ru/opressovka-gbc-i-bloka-cilindrov-3-osnovnyh-etapa-i-sovety-dlya-samostoyatel-nogo-provedeniya-rabot/

Опрессовка ГБЦ: технология и процесс опрессовки

Бизнес 23 ноября 2017

Образование трещин на поверхностях деталей силового агрегата в моторном отсеке – явление распространенное и требующее к себе особого внимания.

Высокие термические и физические нагрузки на участках, примыкающих к камере сгорания, в том числе приводят к повреждению головки блока цилиндра (ГБЦ). И если вовремя не принять меры по выявлению и устранению дефектов, то возникнет и риск более серьезных последствий.

Поэтому, как и в системах отопления, базовой операцией диагностики в данном случае станет опрессовка ГБЦ, позволяющая выполнить проверку детали на герметичность.

В каких случаях проводится операция?

Выполнять опрессовку требуется не только при выявлении признаков нарушения функционирования блока.

В рамках комплексной диагностики данную технологию используют после ремонтных работ, замены отдельных элементов и расходников конструкции двигателя, переустановке и т. д.

Что касается конкретных симптомов, то опрессовка ГБЦ должна производиться в следующих ситуациях:

  • Имеются нарушения в работе внутренних каналов блока.
  • Наблюдается нехарактерный перегрев силового агрегата.
  • Если слышны выраженные стуки и вибрации в части отсека с цилиндрами.

Своевременно проведенная опрессовка дает возможность зафиксировать наличие дефекта и предпринять уже другие меры по восстановлению конструкции. Наиболее же часто серьезные повреждения с нарушением герметичности встречаются после выполнения сварочных работ, когда швы недостаточно обрабатываются и со временем возникают каналы утечки.

Общая технология опрессовки

Подходы к технической организации процесса могут различаться в зависимости от условий проведения мероприятия и наличия соответствующего оборудования. Однако принцип диагностики опрессовкой под давлением является общим для всех методов.

Его суть заключается в создании полностью герметизированного вакуума в цилиндре и погружении его в рабочую жидкую среду. В условиях повышения давления опрессовка ГБЦ позволяет выявлять наличие сквозных отверстий, трещин и прочих дефектов.

Причем технология именно для обнаружения неисправностей не требует специального оборудования или измерительных приборов. Конечную дефектовку можно произвести визуально. Но в остальном организация процесса не обходится без специальной оснастки.

Читайте также  Литиевый аккумулятор для шуруповерта своими руками

Применяемое оборудование

Раньше для подобных задач использовали отдельные функциональные компоненты, позволяющие организовывать емкость для погружения и дополнительные органы управления процессом.

Сегодня же производители автомобильного оборудования предлагают специальные стенды для опрессовки ГБЦ, в базовом комплекте которых предусматривается полный перечень необходимых инструментов.

Типовой набор формируется следующими агрегатами и устройствами:

  • Нагревательные элементы.
  • Подъемный механизм на рамах с направляющими.
  • Поворотный стол с управлением.
  • Емкость с крышкой.
  • Датчики для контроля давления, температуры и пуска.
  • Электротехнический шкаф.
  • Панель управления.

Стоит подчеркнуть и особенности применяемых материалов в изготовлении конструкции стенда.

Кроме основы из нержавеющей стали, используется высокопрочное оргстекло, вакуумная резина и композитные элементы, благодаря которым реализуется не просто эффективная, но и безопасная опрессовка ГБЦ.

Оборудование профессионального назначения рассчитывается на многочасовые рабочие циклы, причем целевым объектом обслуживания могут выступать не только цилиндры с головками, но и целые блоки.

Подготовка блока к операции

Для начала следует выполнить визуальный осмотр детали, который позволит еще до опрессовки определить подозрительные участки и, возможно, более серьезные нарушения конструкции.

Рекомендуется подробно фиксировать размерные параметры элемента с линейкой, в дальнейшем сопоставляя полученные данные с паспортными значениями. В случае отклонений может потребоваться базовая механическая доработка.

Например, опрессовка и шлифовка ГБЦ нередко объединяются в один технологический процесс. Обработка поверхностей абразивами предвещает проверку на герметичность, поскольку физическое воздействие может выявить новые участки повреждений.

Операция шлифования представляется как профилактика обнаружения отверстий, которые после опрессовки ликвидируются точечной сваркой.

Рабочий процесс опрессовки

Емкость стенда наполняется водой, после чего активируется работа нагревательных элементов. В среднем на достижение оптимального температурного режима порядка 90 °C уходит 2-3 ч в зависимости от характеристик оборудования и объема резервуара.

Диагностируемый цилиндр закрывается вакуумной оболочкой, зажимается фиксирующими приспособлениями и крепится к платформе стенда. Стоит подчеркнуть, что все отверстия и выходные узлы изначально обеспечиваются заглушками, что позволяет создать надежный вакуум.

Процесс вскрытия сквозных трещин (если они присутствуют) обязательно даст о себе знать под воздействием тепла и на фоне расширения металла.

Опрессовка своими руками с применением ванной

Реализация вышеописанного метода возможна в идеальных промышленных условиях, но не каждый частник может позволить себе приобретение того же стенда для погружения цилиндра в воду.

Альтернативным вариантом организации процедуры с поправкой на домашние условия может стать применение ванны, плиты для размещения оснастки и средств для герметизации выходных отверстий изделия.

В один из каналов вводится штуцер для подачи давления, а затем производится та же опрессовка ГБЦ. Своими руками нужно будет погрузить цилиндр в ванну с горячей водой и оставить ее там на 30-40 мин. Интенсивность давления можно регулировать с помощью манометра.

Он подключается с одной стороны к компрессору, а с другой – к штуцеру. Увеличивая и повышая параметры давления, можно эффективнее исследовать отдельные участки конструкции, в том числе выявляя мелкие трещины.

Опрессовка своими руками без ванны

Это самый простой способ, требующий минимальных вложений. Для него не нужен резервуар с дополнительной контролирующей и направляющей оснасткой. Достаточно выполнить внешнюю герметизацию цилиндра и подать в полости воду под давлением.

Недостатком этого способа будет низкая точность диагностики, то есть мелкие трещины могут так и остаться незамеченными.

Как же сделать опрессовку ГБЦ без той же ванны и специального оборудования, но с достаточной степенью эффективности? Для этого можно использовать керосин в качестве наполнителя.

Выходные каналы также герметизируются, после чего емкость самого цилиндра наполняется технической жидкостью. Благодаря высокой проникающей способности керосин просочится в самые мелкие отверстия, выйдя наружу.

Заключение

Регулярная проверка конструкции блока цилиндров на наличие трещин может доставить немало хлопот. Особенно если речь идет об услугах сервисных центров, где также потребуются расходы на предварительную диагностику силового агрегата.

Разумеется, домашняя опрессовка ГБЦ в этом отношении станет более привлекательным вариантом. Главное – правильно организовать технологический процесс, который позволит выявить и крупные отверстия, и микротрещины. Но и после дефектовки работы по обслуживанию цилиндра не заканчиваются.

Напротив, остается ответственная часть устранения повреждений посредством сварки.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/260466/

Опрессовка головки и блока цилиндров: что это такое

Как правило, перед тем, как выполняется ремонт головки блока цилиндров или во время капитального ремонта двигателя, делается опрессовка. Если просто, опрессовка двигателя  является проверкой герметичности каналов системы охлаждения двигателя (рубашка охлаждения).

Также опрессовывать двигатель необходимо тогда, когда после прогрева и выхода мотора на рабочие температуры охлаждающая жидкость выбрасывается в расширительный бачок, в процессе работы двигателя в шлангах и патрубках системы охлаждения возникает повышенное давление, выхлопные газы имеют высокую влажность (двигатель дымит густым белым дымом), в расширительном бачке видны пузырьки и т.п.

В этой статье мы поговорим о том, что представляет собой опрессовка головки блока цилиндров и БЦ, какие неисправности можно выявить и как выполняется данная процедура, а также как сделать опрессовку двигателя.

Поверка головки и блока цилиндров на герметичность: для чего нужна и как выполняется

Итак, опрессовка головки блока цилиндров и самого блока является проверкой герметичности при рабочих режимах, а также в условиях повышенных нагрузок.

Фактически, главными параметрами является температура и давление.

Еще отметим, что опрессовка требуется в том случае, если в рамках ремонта двигателя планируется установить новый блок или ГБЦ.

Как известно, в процессе работы двигатель достаточно сильно нагревается, также происходит нагрев ОЖ и увеличение давления в системе охлаждения. В результате «на горячую» уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке повышается.

Если же система теряет герметичность, тогда в ряде случаев при определенных повреждениях происходит выдавливание ОЖ в систему смазки, антифриз попадает в масло. Если проблема локализуется в области соединения БЦ и ГБЦ (например, прогорела прокладка головки блока), тогда неисправность можно устранить путем замены прокладки, а также при помощи шлифовки привалочных плоскостей головки блока.

Однако нередко бывает и так, что трещина появляется внутри двигателя. В этом случае потребуется делать опрессовку. Именно по этой причине в рамках ремонта ДВС, когда требуется его частичная или полная разборка, специалисты рекомендуют в обязательном порядке проводить проверку герметичности масляных каналов и каналов охлаждения.

Читайте также  Резка бетона без пыли своими руками

Отметим, что трещины в головке блока цилиндров или в блоке цилиндров достаточно распространены. При этом бензиновые двигатели менее подвержены такому растрескиванию, тогда как в головке блока дизельных двигателей трещины встречаются чаще. Причина — более высокие нагрузки дизельного ДВС.

Становится понятно, что во время капремонта или переборки двигателя на начальном этапе нужно выявить основные неисправности и провести дефектовку. Это позволит точно определить, какие элементы нужно ремонтировать или менять.

После снятия головки блока цилиндров проверяется износ элементов ГРМ, оценивается состояние распредвалов и т.д. То же самое выполняется и с блоком цилиндров, специалисты дефектуют КШМ, смотрят на состояние зеркала цилиндров и выполняют ряд других операций.

При этом только обследования деталей и их замены может оказаться недостаточно. Головке и блоку также уделяется повышенное внимание.

Что касается ГБЦ, в тех участках, где выполнена камера сгорания, во время работы двигателя возникают крайне высокие нагрузки, как тепловые, так и механические.

В результате в таких зонах высока вероятность появления трещин.

Как делается опрессовка двигателя

Как правило, далеко не всегда трещины видны невооруженным взглядом, то есть неисправность сложно определить. При этом следует помнить, что если герметичность будет нарушена, то это в дальнейшем не позволит нормально эксплуатировать силовой агрегат после замены деталей и последующей сборки ДВС.

Чтобы избежать возможных осложнений, необходимо делать опрессовку двигателя. Такая операция проводится на  специальном оборудовании. Сама опрессовка предполагает следующие действия:

  • Сначала перекрываются имеющиеся на детали отверстия при помощи специальных заглушек;
  • Затем деталь (головка или блок) помещается в особую ванну;
  • Далее происходит подача воздуха под давлением (давление составляет около 6-7 атм);
  • После этого производится осмотр детали на предмет возможных повреждений. Дефекты определяются благодаря пузырькам воздуха, которые выходят из трещины в случае нарушения герметичности;
  • На основании полученных данных принимается решение о возможности и целесообразности ремонта или полной замене детали;

Добавим, что во многих случаях трещину головки или блока можно убрать путем использования сварки или другими доступными способами. Главное, чтобы ремонтом трещин БЦ или ГБЦ занимался квалифицированный специалист, а также сама процедура выполнялась с учетом технологии ремонта тем или иным способом.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что даже небольшая трещина или деформация стенок канала представляет собой определенную угрозу, так как в любой момент масло может начать попадать в антифриз или охлаждающая жидкость окажется в моторном масле.

Достаточно часто, особенно если ремонт производится своими силами в условиях гаража, в рамках визуального осмотра трещины можно не заметить. При этом после сборки двигателя обнаруживается, что герметичность нарушена. В результате ДВС потребуется повторно разбирать.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется шлифовка головки блока цилиндров. Из этой статьи вы узнаете о том, для чего нужна данная процедура, а также о тонкостях и нюансах, которые нужно учитывать при необходимости шлифовки ГБЦ.

Более того, если тосол или антифриз попадает в масло, а также масло проникает в каналы системы охлаждения, двигатель может сильно перегреваться, в значительной степени увеличивается износ деталей мотора, существует риск заклинивания мотора и т.д. Это значит, что после повторной разборки часть узлов может снова нуждаться в замене.

По этой причине не следует полагаться только на визуальный осмотр, так как диагностика двигателя, головки блока и блока цилиндров должна  также включать в себя опрессовку. Напоследок добавим, что качественный ремонт двигателя автомобиля возможен только в том случае, если его проводят специалисты, которые практикуют комплексный подход и используют современное оборудование.

При этом опрессовка головки блока и/или блока цилиндров должна быть включена в список обязательных работ в рамках частичного или капитального ремонта двигателя.

Если на станции техобслуживания имеется все необходимое оборудование, тогда опрессовка не занимает много времени, причем стоимость данной операции вполне доступна большинству автовладельцев.

Источник: http://KrutiMotor.ru/opressovka-dvigatelya-chto-eto-takoe/

Опрессовка ГБЦ: 3 основных этапа и 2 полезных совета + видео

Выход из строя ГБЦ происходит из-за использования некачественной охлаждающей жидкости или топлива. Тепловые и механические нагрузки приводят к образованию трещин.

Износ цилиндров, поршневых колец, подшипников влечёт за собой снижение эффективной мощности двигателя и увеличение расхода топлива. Во всех этих случаях необходимо провести диагностику и ремонт.

Опрессовка ГБЦ является способом проверить герметичность системы охлаждения в рабочих режимах при повышенных значениях температуры и давления.

Проявлениями разгерметизации служат:

  • cнижение количества охлаждающей жидкости;
  • попадание охлаждающей жидкости в систему смазки;
  • повышение влажности выхлопных газов, выход пара.

Довольно часто осмотр деталей не выявляет дефектов. Для проверки герметичности каналов охлаждения и смазки проводится опрессовка.

Стоимость опрессовки ГБЦ зависит от используемого оборудования и необходимого объёма работ. Однако эти затраты значительно меньше, чем стоимость новой головки, поэтому за техническим состоянием двигателя нужно постоянно следить.

Опрессовку блока цилиндров и головки блока цилиндров желательно проводить в механической мастерской с применением специального оборудования. При проведении работ там используются специальные стенды, оснащённые необходимым инвентарём для опрессовки.

Они включают в себя:

  • нагревательные элементы;
  • ванну с крышкой;
  • подъёмный и поворотный механизм;
  • датчики температуры и давления;
  • управляющую панель.

Профессиональные стенды выполняются из нержавеющей стали. Они рассчитаны на длительные рабочие циклы и позволяют выполнять точную и безопасную опрессовку головок и самих блоков цилиндров.

Места утечек определяют по пузырькам, которые показывают, где из головки выходит воздух. Для более удобного поиска установки допускается поворачивать головку на угол до 360°.

Порядок проведения работ:

  • вначале нужно заглушить резиновыми прокладками и плексигласовыми пластинами выходы каналов системы охлаждения;
  • затем необходимо подать внутрь воздух под давлением 6 атмосфер;
  • после этого следует опустить ГБЦ в ванну с горячей водой и подержать там около 30 минут.

В процессе прогрева детали трещины расширяются и появляются пузырьки воздуха, который под давлением выходит наружу. По результатам диагностики принимается решение о необходимости ремонта двигателя. Иногда трещину ГБЦ или БЦ можно убрать при помощи сварки. Это должен делать квалифицированный специалист.

ssk2121.com


Смотрите также