Ооп в образовании что это такое


Статья 12. Образовательные программы / КонсультантПлюс

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ высшего образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(часть 11 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Открыть полный текст документа

www.consultant.ru

30. Основная образовательная программа (ооп), раскройте ее сущность.

Образовательная программа — согласно Федеральному закону № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования, высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Высшие учебные заведения разрабатывают ООП в соответствии с ФГОСи обязаны ежегодно обновлять ее с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

Структура основной образовательной программы

ФГОС ступеней общего образования определяют следующую структуру основной образовательной программы:

  • пояснительная записка

  • планируемые результаты

  • учебный план

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего образования

  • программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени общего образования

  • программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа

  • программа коррекционной работы

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы

  • план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы

  • система условий реализации основной образовательной программы[3]

Основная образовательная программа направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования разрабатывается по каждому направлению подготовки (специальности), уровню высшего профессионального образования, профилю (магистерской программе) с учетом формы обучения и включает в себя:

  • учебный план

  • рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

  • другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся

  • программы учебной и производственной практик

  • календарный учебный график

  • методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий

studfiles.net

Статья 23. Типы образовательных организаций / КонсультантПлюс

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Открыть полный текст документа

www.consultant.ru

Что такое образовательная программа

Образовательная программа — это официальный документ учреждения, который определяет содержание учебной деятельности на всех направлениях и уровнях независимо от формы собственности, уровня аккредитации, количества учащихся и прочих факторов. ФГОС формирует образовательный минимум содержания программы, на основании которого впоследствии разрабатываются учебные программы по отдельным дисциплинам. В школах и вузах хорошо знают, что такое образовательные программы, которая подразделяется на:

  • общеобразовательные (начального, основного и среднего образования);
  • профессиональные. 
Образовательные программы — нормативные документы, разрабатываемые на базе ФГОС и регламентирующие взаимодействие учителя и учащегося в рамках индивидуально-личностного подхода, принципа системности и последовательности и с учетом динамики развития и мотивации к обучению. Образовательные программы не включают детальную разработку уроков и занятий: эта работа уже ложится на плечи учителей и преподавателей. Они содержат ключевые характеристики образования (содержание, объем материала и планируемые результаты), форм аттестации и необходимых организационно-педагогических условий, а потому призваны:
  • формировать общую культуру личности, способствовать социальному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию подростков;
  • создавать базу для саморазвития, осознанного выбора жизненного пути и дальнейшей профессиональной деятельности;
  • оптимизировать процесс адаптации учащихся в обществе;
  • оказать содействие в развитии творческих способностей учащихся, сохранении и укреплении их физического и психического здоровья. 

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют, что такое образовательная программа, а также регламентируют требования к соотношению обязательной и формируемой участниками образовательных отношений частей, к результатам освоения, материально-техническим, кадровым, учебно-методическим, финансовым и прочим условиям реализации программ. Помимо положений ФГОС структуру и содержание, а также другие требованиям к образовательным программам определяет закон № 273-ФЗ от 29.12.2012. 

Следовательно, на федеральном уровне составляются примерные образовательные программы (для общеобразовательных школ — примерные основные образовательные программы), на основании которых учителя или представители школьной администрации в дальнейшем составляют и утверждают основные образовательные программы (далее —ООП). 

Примерные образовательные программы — это рекомендательные документы, которыми пользуются разработчики авторских программ. Они служат ориентиром, вариацией внедрения требования ФГОС к содержанию образовательного процесса. Примерные ОП не могут служить  в качестве рабочих программ, поскольку не систематизируют материал по темам и отдельным годам обучения. Они разрабатываются уполномоченными госорганами по всем предметам базисного учебного плана с учетом требований ФГОС и следуют важным дидактическим принципам:

  • природосообразности — соответствия материала, форм работы и последовательности их использования психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • преемственности уровней образования и формирования готовности к самостоятельному и дальнейшему обучению, реализации метапредметных связей;
  • интеграции теории и практики, направленности на формирования основных компетенций;
  • коммуникативности, взаимосвязи развития, обучения и воспитания, необходимой для социокультурного роста школьников. 

Образовательная программа школы — это такой документ, что интегрирует внеурочную и урочную деятельность, определяет стратегические цели, реализует образовательную стратегию учреждения для всестороннего развития учащихся и раскрытия их потенциала. Выделяют следующие уровни освоения ОП школы:

  • общеразвивающие — направлены на общее развитие ребенка, на расширение его знаний о себе, социуме и природе, здесь педагог должен удовлетворить познавательные потребности учащихся, дать ему необходимую информацию конкретно по выбранному курсу, разить его коммуникативные способности и умение работать в группах;
  • специализированные — направлены на развитие способностей детей, которые имеют задатки к изучению некоторых наук, предполагает овладение учениками компетентности в конкретной области знаний;
  • профессионально-ориентированные — помогают выбрать будущую профессию ученикам старших классов, определить у них склонности к этой профессии, учат видеть проблему и находить пути ее решения, на этом уровне учащиеся знакомятся с разновидностями профессий, чтобы найти, близкую по душе себе, и максимально изучить ее еще в школе.
Образовательная программа образовательного учреждения — документ, который отражает социокультурную миссию учреждения, а также объединяет основные и дополнительные программы, воплощение которых необходимо для достижения планируемых результатов обучения. Проанализировав содержание документа, не сложно разобраться, что такое образовательная программа образовательного учреждения и выделить две разновидности — основные и дополнительные. 
  1. Основные ОП — документы, регламентирующие условия организации учебно-воспитательного процесса, содержание учебного плана и календарного учебного графика, программ внеурочной деятельности и рабочих программ учебных дисциплин и курсов. ООП школы разрабатывается на базе примерной ООП, учитывая образовательные потребности учащихся, национальные, региональные и этнокультурные особенности, тип образовательного учреждения, кадровое обеспечение и его материально-техническую базу. Основные занимают намного больше учебного времени, и являются едиными для учащихся, они обязательно соответствуют стандартам образования.
  2. Дополнительные ОП — направлены на осуществление запросов участников образовательных отношений, которые выходят за рамки содержания основной программы. Дополнительные не ставит перед собой цель соответствовать федеральным стандартам. Они направлены на развитие личности, на удовлетворения ее образовательных потребностей, именно поэтому они связаны с предоставлением образовательных услуг.

Помимо двух ключевых разновидностей, различают и другие типы образовательных программ. Каждое учебное учреждение свободно в выборе ОП. Министерство может давать рекомендации к выбору, но обсуждение, рассмотрение и принятие конкретной программы осуществляется им самим. Руководство и коллегиальные органы выбирают из предложенных вариантов те, которые смогут реализовать конкретно в своем учреждения, исходя из возможностей, кадровой, методической и материально-технической базы, уровня подготовленности преподавательского коллектива и интересов общественности.

Сегодня как никогда педагоги свободны в выборе программ для реализации. Это условие позволяет каждому проявить свои творческие способности, разрабатывая авторские документы. Основные образовательные программы определяют лишь базу знаний, поэтому все педагоги могут на свое рассуждение выбирать способ подачи материала, демонстрационные средства, формы и методы работы с учащимися, самостоятельно разработать ОП для одного или несколько интегрированных курсов. 

Типы дополнительных образовательных программ:

  1. Типовые — разработанные и принятые Министерством образования документы, которые могут внедряться в каждой школы, используются как база при составлении других ОП, рекомендуются к использованию соответствующими органами.
  2. Модифицированные — базируются на типовых ОП, но имеют некоторые отличия: учитель по-своему распределяет количество учебного материала, учитывая особенности учреждения, результат проверятся по базовым критериям оценки и по результатам олимпиад, конкурсов, выставок, отчетных концертов.
  3. Экспериментальные — это инновационные наработки, которые реализуются локально, их цель — разработка новых технологий при работе с детьми, они направлены на внедрение в учебный процесс современных форм и методов подачи материала, после успешного прохождения эксперимента они получают статус авторских, и могут использоваться всеми учреждениями.
  4. Авторские образовательные программы — это разработанные одним или группой педагогов документ, который отличается оригинальностью и актуальностью, в нем заложены самые острые проблемы современного общества и пути их решения, здесь есть гипотеза, критерии результатов на промежуточном и конечном уровнях, цели и задачи проекта. Авторские программы часто используются в качестве дополнительных для более детального и тщательного освоения материала курса на факультативных занятиях. Такие программы учитывают логику подачи материала, актуальные законодательные нормы и методические рекомендации.
Авторская образовательная программа в педагогике — это, в первую очередь, способ воплощения опыта работы, собственных наблюдений и изучения наследия педагогов. Если учитель разработал ее, то это является большим плюсом к его резюме, и открывает перед ним новые перспективы. В авторских программах может быть предложен собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и навыков школьников. Сегодня выделяют такие формы организации авторских разработок:

комплексные — все дисциплины, преподающиеся на курсе, составляют единое целое и изучаются комплексно;

  • интегрированные — изучаются в едином ключе несколько отраслей знаний, объединенных между собой по смыслу (такая форма знакомит учеников с практической стороной учебных дисциплин, позволяет понять, что все в мире взаимосвязано, учитель может интегрировать уроки, например, изучая определенные понятия, предложить учащимся изобразить их, объединив несколько дисциплин в рамках одной темы);
  • модульные — состоят из несколько больших по охвату знаний тем, объединенных логической взаимосвязью, модули изучаются отдельно друг от друга, а по окончанию каждого из них ученики должны уметь оперировать базовыми понятиями, решать нестандартные задачи, применять полученные знания на практике.

Школа обязана обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. Индивидуализация образовательной деятельности направлена на достижение поставленной конкретной учебной цели или образовательной задачи, которая удовлетворяет потребностям, интересам и способностям учащегося. В ходе разработки индивидуальной образовательной траектории целевым ориентиром служат планируемые результаты и компетенции, которые должны быть достигнуты учащимся по итогу обучения. 

Образовательная программа образовательного учреждения — это такой документ, который в своей структуре объединяет обязательную и вариативную части. Последняя чаще всего составляет незначительную долю от общего объема материала и формируется, исходя из образовательных потребностей и интересов участников образовательных отношений. Соотношение вариативной и обязательной частей предполагает суммирование компонентов программного материала. 

  • Что такое основная образовательная программа школы

В зависимости от ступени обучения соотношение вариативной и инвариантной частей ОП может меняться:

  • в начальной школе обязательная часть программы составляет 80 %, а вариативная — 20 %;
  • в среднем звене — пропорция меняется на 70 / 30 %;
  • в старшей школе — обязательная часть ОП составляет 60 %, а формируемая участниками образовательных отношений — оставшиеся 40 % объема. 

Вариативная часть программа отражает не только образовательные потребности учащихся, но и профессиональные запросы педагогического коллектива, социальные запросы родителей школьников или их законных представителей. 

Независимо от типа и предназначения образовательных программ, все они имеют схожую структуру:

  • пояснительная записка — вступительный раздел, в котором дается основная информация о целях и задачах документа;
  • ожидаемые результаты — перечень навыков и умений, универсальных учебных действий и компетенций, которыми должны овладеть учащиеся по итогам освоения программы; 
  • учебный план — раздел, на основании которого педагоги осуществляют календарно-тематическое планирование, распределяя содержание учебной дисциплины;
  • блок универсальных действий — обязательная часть, которую проходят все обучающиеся без исключения;
  • блок вариативных предметов и курсов, администрация или общественность выбирают между вариативной составляющей;
  • часть, касающаяся воспитания учеников или студентов;
  • блок о формировании экологической культуры и ЗОЖ у обучающихся;
  • коррекционная часть — методы и формы работы, направлены на коррекцию результатов обучения;
  • критерии оценки — их должен знать обучающий, чтобы всегда максимально объективно оценивать результат работы своих учеников или студентов;
  • внеурочная деятельность — направлена на реализацию ОП;
  • условия, при соблюдении которых гарантируется выполнение ОП.

Учебный план — раздел ОП, отвечающий на реализацию требований ФГОС, является одним из ключевых в документе. Важно уточнить, что в одной основной программе может быть один или несколько учебных планов, которые также состоят из вариативной и инвариантной частей. В обязательной части указываются перечни учебных дисциплин, освоение которых необходимо для реализации ООП, уточняется учебное время по годам обучения. В инвариантной части плана, призванной реализовать частные образовательные потребности школьников, указывают дисциплины и курсы, удовлетворяющие языковые, академические, этнокультурные и прочие потребности учащихся. Это может быть как углубленное изучение учебных предметов из основной части, так и курсы внеурочной деятельности, дополнительных дисциплин, удовлетворяющих интересам учеников и их родителей. 

В высших учебных заведениях, где точно знают, что такое образовательная программа образовательной организации, она разрабатывается для каждой специальности, и содержит такие разделы:

  • учебный план;
  • рабочая программа для конкретного курса;
  • материалы, направленные на воспитание личности студента, формирование у него социальных навыков;
  • график прохождения учебной и производственной практик;
  • учебный график;
  • учебно-методическая документация, направленная на реализацию технологий обучения.

Образовательная программа по ФГОС — это такой документ, что обеспечивает реализацию образовательных потребностей общества, родительского и педагогического сообщества. В современной педагогической практике используется два подхода к разработке образовательных программ:

  • компетентностный — документ ориентирован на формирование у выпускников определенных компетенций, навыков, умений и знаний, которые необходимы для успешной адаптации в обществе, выборе профессиональной деятельности и саморазвития (программы такого типа отличает вариативность, индивидуальная направленность);
  • модульный — гибкая система построения содержания образования, которая направлена на удовлетворение индивидуальных запросов родительской и ученической общественности. 

Поскольку каждая образовательная программа — это хорошо структурированная и комплексная педагогическая система, проектирование ее предполагает реализацию трех основных этапов:

Этап Ответственные лица Характеристика
Диагностический (предварительный) Администрация школы, рабочая группа, педагогический коллектив На первом этапе разработчики мониторят потребности участников образовательных отношений, изучают возможности учреждения для реализации социального заказа, а после анализируют полученную информацию, чтобы программа была актуальной, соответствовала требованиям стандарта, не имела аналогов, обеспечивала достижение планируемых результатов и поставленных целей. Администрация школы оценивает мотивированность коллектива, методическую и финансовую базу, формирует рабочие группы.
Технологический (основной) Рабочие группы, педагоги-предметники Наработанный материал структурируется. На основном этапе осуществляется целеполагание — определение планируемых результатов (системы целевых установок и набора компетенций), которые должны быть достигнуты по итогам освоения программы, подходов и принципов формирования структуры документа. На этом этапе определяют критерии оценки планируемых результатов, условия реализации образовательной программы (материально-технические, финансовые, кадровые, учебно-методические и прочие), объем учебной нагрузки с учетом использования интерактивных и инновационных форм работы, проводят предварительную экспертизу раздела. Без этого невозможен эффективный ход управления образовательным процессом.  
Корректирующий (заключительный) Администрация школы, рабочие группы Внешняя оценка модели проектируемой ОП и корректировки ОП по результатам ее освоения на уровне родительского сообщества. Внутренняя экспертиза (на уровне педагогического коллектива). 

На этапе проектирования образовательных программ руководители сталкиваются с недостаточной мотивационной готовностью педагогических работников (педагоги не готовы к методической работе и реализации основной программы). Помимо этого не принимаются во внимание или учитываются не в полной мере интересы участников образовательного процесса, школьников и их родителей. В ходе проектирования текста документа затруднения возникают с формулировкой целей и задач, определением планируемых результатов, выбора критериев оценивания, в том числе для отслеживания метапредметных и личностных результатов.  

Нужно сказать, что образовательная программа — это такой нормативный документ, без которого не будет выполнять свои функции ни одно учебное учреждение. На каждом этапе создания документа члены рабочей группы и представители школьной администрации должны учитывать требования ФГОС и методических рекомендаций. 

www.menobr.ru

33. Образовательная программа, её виды. Требования к современной образовательной программе.

Образовательная программа – модель пути достижения образовательного стандарта

Образовательная программа – нормативный документ, представляющий собой описание построения образовательного процесса и индивидуального образовательного маршрута, направленного на достижение стандарта образования учащихся с разными образовательными возможностями.

Виды программ:

По масштабу

  • Комплексные – охватывают несколько сфер

  • Предметные – направлены на что-то одно

  • Порциальные – только часть пограммы

По новизне:

  • Типовая - утвержденная и отработанная государством

  • Модернизированная – адаптированная, скорректированная

  • Эксперементальная – разработана как новая, и которая проверяется

  • Авторизированная – новизны меньше 30 %

  • Авторская – новизны более 30 %. Статус получает у экспертного совета. Сперва такая программа явлется эксперементальной.

По целям:

  • Образовательные

  • Обучающие

  • Воспитательные

  • Развивающие

  • Оздоровительные

  • Социализирующие

По сфере деятельности (что охватывает программа)

  • Учебная

  • Дополнительное образование

  • Досуговая

  • Общественно-полезная

По уровню усвоения:

  • Базовая

  • Углубленная

  • Сокращенная

  • Ориентационная

  • Информационная

  • Фундоментальная

  • Прикладная

  • Профессионально-ориентирующая

По срокам реализации:

  • Длительные

  • Краткосрочные (разовые)

  • Среднесрочные

  • Долгосрочные

По деятельности участников:

  • Игровая

  • Познавательная

  • Научно-исследовательская

  • Экспедиционная

  • Тренинговая

  • Праздничная

По области знаний:

  • Естественно-биологическая

  • Художественная

  • Эстетическая

  • Научно-техническая

  • Интеллектуальная

Требования к разработке программ

Принципы:

  • Детоцентризм – в центре суждения ставится ребнок

  • Модульность

  • Вариативность – должна содержать наборы видов действий, запас для гибкости

  • Разноуровниевость – для детей с различными возможностями. Дифференциация детей по разным подходам (девочки, мальчики. Слабые, сильные)

Инвариативная часть программы– жестко закрепленная, без вариантов

В программе по требованиям Министерства образования должно быть представлено:

Пояснительная записка

Здесь нужно дать ответы на глобальные, концептуальные вопросы:

  • Обоснование актуальности (зачем это нужно современным детям; проблемы, потребности, значимость того, чему учит эта программа)

  • Адресность (для кого предназначена эта программа – возраст, здоровье, и т. д.)

  • Концептуальные идеи организации работы с детьми (в чем специфика, педагогические идеи)

  • Обоснование логики построения программы ( из скольки блоков состоит, почему, зачем)

  • Ожидаемый результат ( конкретные умения и навыки, которыми дети овладею)

  • Методы отслеживания результативности ( при помощи чего будет оценен результат)

Учебно-тематический план

Основные темы, блоки, расчасовка

Основное содержание программы

  • Перечисление, чему будут научены дети

Учебно-методический комплекс

  • Ответ на вопрос «как?»

  • Перечисление тем, построение плана занятия, проблемных вопросов, арсенала средств, технологий, отдельных элементов

Библиография

2 вида:

1. для учащихся ( для детей, что они должны прочитать)

2. Для педагогов (что должны прочитать из списка методических книжек)

Приложение

Образцы работ, тетради учеников и т. д.

Образовательная программа, ориентированная на личностное развитие каждого ученика, как нормативный документ, еще должна быть разработана усилиями многих специалистов.

1. Характеристика свойств образовательной системы:

  • актуальность цели;

  • убедительное обоснование;

  • легкость и гибкость внедрения;

  • теоретическое и методическое обеспечение;

  • профессиональная грамотность и практический опыт;

  • единство объекта и субъекта, процедур и операций.

2. Признаки образовательной системы:

  • разграничение;

  • разделение;

  • расчленение процессов на поэтапность;

  • координация этапов процесса;

  • однозначность выполнения процедур;

3. Содержательность образовательной системы:

  • обоснованность степени сложности;

  • наглядность элементов структуры, особенности их строения и закономерности функционирования;

  • каждое действие должно иметь свою систему конкретных показателей, изучение и диагностика их состояния, управление им.

Принципы разработки образовательной программы:

  1. Модульность

  2. Вариативность (прогр. гибкие)

  3. Разноуровневость

Требования к программе:

  • актуальность

  • научность

  • реалистичность

  • полнота (наличие всех структурных элементов программы)

  • целостность

  • оригинальность (новизна)

Структура образовательных программ:

  • название

  • адресность

  • срок реализации

  • автор

  • учреждение

  • кто утвердил

  • тип программы

  • актуальность

  • педагогическая целесообразность

  • образовательные цели и задачи

  • адресность

  • основополагающие педагогические идеи (опора)

  • подходы к выбору содержания форм работы

  • формы и режим занятий

  • ожидаемые результаты и способы их проверки

  • формы подведения итогов реализации программы

  1. Учебно-тематический план.

  • перечень разделов тем

  • разбивка на часы теоретических и практических занятий

  • содержание дополнительных образовательных программ

  1. Содержание доп. обр. прогр.

  2. Методы обеспечения доп. обр. прогр. Формы, принципы, методы, теоретический материал, техническое оснащение.

  3. Список литературы.

  • для педагогов

  • для учащихся (обязательный, дополнительный)

  • Приложение.

Направленность образовательной программы.

Направленность образовательной программы - это обобщённое, идеальное определение результата - итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит её содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом.

Согласно Закону «Об образовании», общеобразовательные программынаправлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Результаты освоения обучающимися содержания образовательных программ зависят от ступени обучения (уровня программы), но в любом случае это определённый, унифицированный объём предметных знаний, умений, навыков, гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию..

В Законе «Об образовании» сформулированы общие требования к содержанию образования. Они обязывают все учреждения образования в своей программной деятельности (направленности образовательных программ) ориентироваться не только на цели сохранения и воспроизводства гражданско-профессионального потенциала общества, но и на следующие цели:

  • Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;

  • Развитие общества;

  • Укрепление и совершенствование правового государства.

studfiles.net

Статья 10. Структура системы образования / КонсультантПлюс

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Открыть полный текст документа

www.consultant.ru


Смотрите также