Обозначение тнпа на продукцию что это такое


3.2 Классификация и виды технических нормативных правовых актов

На рисунке 3.1 представлена классификация ТНПА в широком смысле в соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».

К ТНПА в области ТНиС относятся технические регламенты (ТР); технические кодексы установившейся практики (ТКП); государственные стандарты (СТБ, ГОСТ); стандарты организаций (СТП); технические условия (ТУ).

В свою очередь стандарты в зависимости от уровня их принятия можно разделить следующим образом:

- международные;

- региональные (включая межгосударственные);

- государственные (включая предварительные);

- стандарты предприятий.

Технический регламент (ТР) – это утвержденный (принятый в установленном порядке ТНД, являющийся результатом технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы, государственные стандарты обязательные для соблюдения технические требования (технические нормы, правила и характеристики).

ТР разрабатываются только в следующих целях:

- защиты жизни, здоровья и наследственности человека;

- защиты имущества;

- охраны окружающей среды;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка ТР в иных целях не допускается.

Рисунок 3.1 – Классификация ТНПА.

ТР должен содержать:

- обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью на всех этапах жизненного цикла продукции;

- исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются эти требования;

- административные положения, соответствие которым является обяза-тельным.

ТР также может содержать:

- правила и формы подтверждения соответствия (включая методики контроля, испытаний, измерений) каждого объекта технического нормирования требованиям ТР;

- правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающие соответствие их ТР;

- требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением положений, приведенных в ТР.

ТР разрабатываются на укрупненные объекты технического нормирования, к которым отнесены следующие группы однородной продукции:

- машиностроительная продукция (механические транспортные средства, прицепы, тракторы, транспорт, оборудование, лифты, электромагнитная совместимость технических объектов, средства электросвязи, медицинское оборудование, средства индивидуальной защиты и т.п.);

- пищевая и сельскохозяйственная;

- химическая и фармацевтическая;

- продукция деревообработки;

- строительная продукция;

- потребительская (продукция легкой промышленности, парфюмерно-косметическая);

- упаковка;

- услуги;

- общетехническая группа (обеспечение единства измерений и подтвер-ждения соответствия).

Разработка ТР осуществляется республиканскими органами государ-ственного управления в пределах предоставленных им полномочий в соответствии с Программой разработки первоочередных ТР и взаимосвязанных с ними государственных стандартов.

При разработке ТР используются соответствующие международные и межгосударственные (региональные) ТР, стандарты, нормы, требования и другие документы, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения национальной безопасности, включая экономическую и промышленную безопасность; защиты жизни и здоровья граждан; охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей товаров и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

ТР применяется одинаковым образом и в равной степени независимо от страны происхождения продукции. Требования утвержденного ТР являются обязательными для соблюдения всеми субъектами ТНиС. Исключение составляет изготовление продукции на экспорт. Применение ТР осуществляется путем включения его требований в техническую документацию; ссылки на него; выполнения требований ТР с последующим заявлением об этом в технической документации.

Государственная регистрация ТР осуществляется Госстандартом, в процессе которой регламенту присваивают обозначение, состоящее из индекса «ТР», года утверждения регламента, порядкового регистрационного номера (три цифры), принадлежности к стране – BY. Каждая позиция отделена косой чертой. Например: ТР/2007/001/BY «Низковольтное оборудование. Безопасность».

Технический кодекс установившейся практики (ТКП) – утвержден-ный (принятый) в установленном порядке ТНД, являющийся результатом стандартизации и содержащий технические правила или процедуры проектирования (разработки), изготовления, монтажа, технического обслуживания, эксплуатации, утилизации, основанные на результатах установившейся практики.

ТКП разрабатываются с целью реализации требований ТР, а также по-вышения качества процессов на всех этапах жизненного цикла продукции или оказания услуг.

Разработка ТКП осуществляется республиканскими органами государ-ственного управления либо по их поручению уполномоченными ими органи-зациями, техническими комитетами по стандартизации. В разработке ТКП могут принимать участие юридические и физические лица, включая иностранных граждан. Технические требования, содержащиеся в ТКП, не должны противоречить требованиям ТР.

Обязательность применения ТКП устанавливают органы государственного управления.

В процессе государственной регистрации техническому кодексу присваивают обозначение, состоящее из индекса «ТКП», порядкового регистрационного номера, года утверждения и в скобках кода республиканского органа государственного управления, утвердившего ТКП. Код органа государственного управления соответствует Общегосударственному классификатору ОКРБ 004-2001 «Органы государственной власти и управления». Например: ТКП 43-2004 (09170) или ТКП 11.05.01-2004 (02300).

Стандарт – это утвержденный (принятый) в установленном порядке ТНД, являющийся результатом стандартизации, разработанный на основе об-щего согласия, которое характеризуется отсутствием разногласий у большин-ства заинтересованных сторон, содержащий технические требования (технические нормы, правила, характеристики).

Государственный стандарт Республики Беларусь – это стандарт, утвержденный Госстандартом Республики Беларусь.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат

- требования к продукции (товару, услуге), деятельности и процессам, в результате которых она создается, эксплуатируется, утилизируется;

- требования к технологической и информационной совместимости, основные потребительские (эксплуатационные) характеристик продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

- правила оформления технической документации, общие правила обеспечения качества продукции (услуг);

- термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-методические правила и нормы.

Разработку государственных стандартов осуществляют, как правило, технические комитеты (ТК) по стандартизации, головные и базовые организации по стандартизации, ведущие научно-исследовательские институты, организации, любые заинтересованные юридические и физические лица, включая иностранные, имеющие опыт работы в стандартизируемой области деятельности. Требования, приведенные в государственных стандартах, не должны противоречить требованиям ТР, законодательных актов и имеют добро-вольный характер применения.

Кроме этого, есть некоторые особенности применения государственных стандартов:

- если в ТР дана ссылка на государственный стандарт, то положения этого стандарта становятся обязательными для соблюдения всеми субъектами ТНиС;

- если производитель или поставщик продукции в добровольном порядке применил государственный стандарт и заявил о соответствии ему своей продукции, то соблюдение требований этого государственного стандарта для них становится обязательным;

- если продукция сертифицирована на соответствие требованиям го-сударственного стандарта, в том числе добровольного, то соблюдение тре-бований этого стандарта для производителя становится обязательным.

Совокупность стандартов, объединенных общей целевой направлен-ностью и устанавливающих согласованные требования к объектам, называется системой стандартов (группой стандартов).

Утверждение и государственную регистрацию стандарта осуществляет Госстандарт. В результате регистрации стандарту присваивается обозначение, состоящее из индекса «СТБ», отделенного от него пробелом порядкового регистрационного номера, и через тире года утверждения стандарта (СТБ 1248-2000). Если государственный стандарт входит в систему стандартов, то первые цифры с точкой обозначают порядковый номер системы стандартов: СТБ 4.227-2003 или СТБ 50.13-2003.

Современное развитие стандартизации потребовало расширить категории ТНПА. С этой целью в международной практике предусмотрен предварительный стандарт. В соответствии с СТБ 1500 предварительный государственный стандарт Республики Беларусь (СТБ П) – ТНПА, который временно принят органом, занимающимся стандартизацией (Госстандартом), и доведен до широкого круга потребителей с целью накопления в процессе его применения необходимого опыта.

СТБ П разрабатывается в следующих целях:

- ускорения внедрения в экономику Республики Беларусь международных, региональных и национальных стандартов промышленно развитых стран;

- ускорения внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- устранения принципиальных разногласий при разработке проекта го-сударственного стандарта;

- для накопления необходимого опыта и информации в процессе при-менения предварительной редакции стандарта.

Срок действия СТБ П не должен превышать двух лет и не подлежит продлению.

Обозначение предварительного стандарта состоит из индекса «СТБ П», регистрационного номера и года утверждения (СТБ П ХХХХ-2001).

Для объектов стандартизации, область распространения которых ограничивается только одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, разрабатываются стандарты организации. Стандарт организации– стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, область распространения которого ограничивается сферой деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изме-нения, отмены и издания стандартов организаций, а также опубликования ин-формации о них устанавливается руководством организации. Технические требования, приведенные в СТП, распространяются и являются обязательными только в пределах данного предприятия; они не должны противоречить требованиям ТР.

СТП на поставляемую предприятием продукцию не разрабатываются. СТП утверждают, как правило, без ограничения срока действия. По решению руководства организации срок действия стандарта предприятия может быть ограничен.

Технические условия (ТУ) – утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ТНД, содержащий комплекс требований, включая правила приемки и методы контроля, к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой продукции (оказываемой услуге). Объектом ТУ является конечный продукт, в отличие от стандарта, который может распространяться не только на конечный продукт, но и на отдельные его аспекты - маркировку, правила приемки, отдельные требования (требования безопасности и т. д.). Наиболее широко ТУ применяются в рамках договорных отношений между товаропроизводителями и потребителями продукции, а также торгующими организациями.

Если в стандарте чаще всего приводятся требования к продукции широкого, межотраслевого и массового применения на основе достигнутого согласия всех заинтересованных сторон, то в ТУ отражаются особенности конкретной марки, модели, вида продукции и конкретной технологии ее изготовления.

ТУ, как правило, появляются в результате разработки новой продукции, требования к которой еще не регламентированы в стандартах. Но впоследствии эти ТУ могут служить основой для разработки государственных стандартов.

В результате государственной регистрации, которую осуществляет Госстандарт, ТУ присваивается обозначение, включающее индекс вида ТНПА – «ТУ»; международный буквенный код Республики Беларусь «BY»; код держателя подлинника ТУ по Единому государственному регистру юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (девять знаков); порядковый регистрационный номер ТУ у держателя подлинника (три знака); четыре цифры года утверждения (ТУ BY 300393175.008-2005).

Но при этом не все ТУ подлежат регистрации. Исключение составляют ТУ на опытные образцы и опытные партии (за исключением продуктов пита-ния); технологические промышленные и бытовые отходы сырья, материалов, полуфабрикатов; составные части изделия, полуфабрикаты, вещества и материалы, не предназначенные к самостоятельной поставке; единичную продукцию; простейшие товары народного потребления.

studfiles.net

Виды технических нормативных правовых актов

Видами технических нормативных правовых актов (ТНПА) являются:

- технические регламенты;

- технические кодексы установившейся практики;

- стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь и стандарты организаций;

- технические условия;

- авиационные правила;

- зоологические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила;

- санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

- нормы и правила пожарной безопасности;

- государственные классификаторы технико-экономической информации;

- формы государственной статистической отчетности и указания по их заполнению, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

К ТНПА в области технического нормирования и стандартизации относятся:

- технические регламенты;

- технические кодексы установившейся практики;

- стандарты, в т.ч. государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций;

- технические условия.

5.2. Технические регламенты и требования к ним

Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

Технический регламент (ТР) – технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и/или путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и/или государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Технические регламенты разрабатываются республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий и утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

В техническом регламенте могут содержаться:

- правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия;

- требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов;

- правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту.

В зависимости от способа изложения требований технические регламенты можно разделить (условно) на следующие виды [2]:

- технические регламенты, содержащие конкретные технические требования;

- технические регламенты, содержащие общие технические требования;

- технические регламенты, содержащие технические требования, изложенные в виде ссылок на конкретные государственные стандарты и/или технические кодексы установившейся практики.

При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться международные и межгосударственные (региональные) стандарты, нормы, требования и другие документы.

Пример обозначения технического регламента:

ТР 2004/001/BY,

где ТР – технический регламент;

2004 – год утверждения технического регламента;

001 – порядковый номер, присваиваемый Госстандартом;

BY – международный буквенный код Республики Беларусь.

Обозначение изменения к техническому регламенту:

ТР 2004/001/BY/Изменение 1:2005,

где 1 – порядковый номер изменения;

2005 – год утверждения изменения.

5.3. Технические кодексы установившейся практики и требования к ним

Технический кодекс установившейся практики (далее – технический кодекс, ТКП) – технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.

Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Разработка и утверждение технических кодексов осуществляются республиканскими органами государственного управления.

Область применения технических кодексов в зависимости от объектов технического нормирования и стандартизации определяют утвердившие их республиканские органы государственного управления в соответствии с положениями о них.

Технические кодексы вводятся в действие не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации об их государственной регистрации.

Пример обозначения технического кодекса:

ТКП 43-2004 (09170),

где ТКП – индекс технического кодекса;

43 – порядковый регистрационный номер, присваиваемый Госстандартом;

2004 – год утверждения технического кодекса;

(09170) – код республиканского органа государственного управления, утвердившего технический кодекс (код присваивается в соответствии с ОКРБ 004-2001 «Органы государственной власти и управления»).

Допускается в текстах ТНПА не указывать в обозначении технического кодекса год утверждения и код республиканского органа государственного управления.

Проверка технических кодексов проводится не реже одного раза в 5 лет.

Обязательностьприменения технических кодексов устанавливают республиканские органы государственного управления в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством.

5.4. Стандарты и требования к ним

Категории и виды стандартов

Стандарт – технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

Стандарты разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации в соответствии с уровнями стандартизации (см. раздел 4).

В зависимости от содержания и юрисдикции или области распространения требований стандартов их делят на категории и виды. Категория определяется уровнем утверждения стандарта; в соответствии с этим различают международные, региональные (межгосударственные), национальные (государственные) стандарты и стандарты организаций.

Международный стандарт – стандарт, утвержденный (принятый) международной организацией по стандартизации.

Региональный стандарт – стандарт, принятый региональной организацией, занимающейся стандартизацией/по стандартизации, и доступный широкому кругу потребителей.

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) – региональный стандарт, принятыйЕвразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации и доступный широкому кругу пользователей.

Государственный стандарт Республики Беларусь (далее – государственный стандарт, СТБ) – стандарт, утвержденный Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства – Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Государственные стандарты являются добровольными для применения.

Предварительный стандарт – документ, который временно принят органом, занимающимся стандартизацией, и доведен до широкого круга потребителей с целью накопления в процессе его применения необходимого опыта, на котором должен базироваться стандарт.

Предварительный государственный стандарт Республики Беларусь (предстандарт, СТБ П) – предварительный стандарт, утвержденный Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства – Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь на ограниченный период времени.

Взаимосвязанные с техническими регламентами государственные стандарты – государственные стандарты Республики Беларусь, реализующие технические требования технических регламентов.

Перечень взаимосвязанных с техническими регламентами государственных стандартов определяется Госстандартом из числа действующих или подлежащих разработке государственных стандартов Республики Беларусь и утверждается Советом Министров Республики Беларусь. В технических регламентах приводится общая ссылка на взаимосвязанные государственные стандарты.

Стандарт организации (СТП) – стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Технические требования стандартов организаций распространяются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших. Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изменения, отмены и издания стандартов организаций и информации о них устанавливается также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Стандарты организаций на продукцию, реализуемую иным юридическим или физическим лицам, или на оказываемые услуги не разрабатываются.

Стандарты в зависимости от объекта стандартизации подразделяются на определенные виды.

Вид стандарта – характеристика стандарта, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации. Вид стандарта определяется спецификой объекта стандартизации, особенностями и полнотой нормируемых требований.

Разрабатываются стандарты следующих видов:

- основополагающий, в.ч. терминологический;

- на продукцию;

- на процессы,

- на услугу;

- на методы контроля (испытаний, измерений, анализа, поверки);

- на совместимость;

- с открытыми значениями.

Основополагающий стандарт – стандарт, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной отрасли.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для других стандартов и ТНПА.

Данные стандарты устанавливают общие организационно-методические требования для определенной области деятельности и/или общетехнические требования и правила, обеспечивающие техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Терминологический стандарт – основополагающий стандарт, распространяющийся на термины, к которым, как правило, приводятся определения, а в некоторых случаях примечания, иллюстрации, примеры и т.д. В отдельных случаях допускается отсутствие определения.

Стандарт на продукцию – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа продукции, с тем чтобы обеспечить соответствие продукции ее назначению.

Стандарты на продукцию могут включать непосредственно или путем ссылки такие аспекты, как термины и определения, правила приемки, методы контроля, маркировка и упаковка. В зависимости от аспекта стандартизации стандарт на продукцию может включать требования к ней или только часть необходимых требований. В связи с этим различают стандарты общих технических условий, общих технических требований, технических условий, стандарты размеров, стандарты на правила приемки, маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарт на процесс – стандарт, устанавливающий требования, которым должен удовлетворять процесс, с тем чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению.

Стандарт на услугу – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарты на услуги разрабатываются в различных областях (например, социально-культурные услуги, бытовое обслуживание населения, общественное питание, туристско-экскурсионное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, автосервис, связь, страхование, банковское дело, торговля, научно-техническое и информационно-рекламное обслуживание и др.).

Стандарт на методы контроля (испытаний, измерений, анализа, поверки) – стандарт, устанавливающий методы испытаний, иногда дополненный другими требованиями, касающимися испытаний, как, например отбор проб, использование статистических методов и порядок проведения испытаний.

Стандарт на совместимость – стандарт, устанавливающий требования, касающиеся совместимости продукции или систем.

Стандарт с открытыми значениями – стандарт, содержащий перечень характеристик, для которых должны быть указаны значения или другие данные для конкретизации продукции, процесса или услуги.

В некоторых стандартах обычно предусматриваются данные, которые указываются поставщиками, в других – данные, указываемые покупателями. К стандартам с открытыми значениями относятся стандарты системы показателей качества продукции.

Если стандарты объединены общей целевой направленностью и устанавливают согласованные требования к объектам стандартизации, то совокупность данных стандартов образует систему стандартов (группу стандартов).



infopedia.su

Перечень действующих ТНПА Республики Беларусь

2300 технических нормативных правовых актов (ТНПА) действует на территории Республики Беларусь — 124 ТНПА являются обязательными, 402 содержат требования применяемые на добровольной основе, 1774 применяются если на них указали заказчик, проектировщик (в договоре, задании на проектирование, проектной документации).

За публикацию перечня технических нормативных правовых актов (технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, общегосударственные классификаторы и т.д.) в Беларуси в соответствии с указом Президента от 16.07.2007 №318 отвечают госорганы их утверждающие.

Перечень действующих ТНПА расположен на сайте РУП «Стройтехнорм» — https://stn.by/standartisation/active.

Перечень действующих ТНПА в Республике Беларусь

Правила применения ТНПА

Не все из 2300 ТНПА весящих около 1,5 Гигабайта являются обязательными к исполнению. Кроме того ни все пункты «обязательных» ТНПА является обязательными.

Главный ТНПА проектировщика ТР 2009/013/BY* «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» и Перечень технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY.

До введение в действие ТР 2009/013/BY «… Безопасность» отступление от пунктов ТНПА требовало обоснования, согласования с организацией разработавшей документ (см. пример — согласование отметки установки оповещателей), после ввода 01.08.2010 ТР 2009/013/BY — нет, т.к. регламент не содержит конкретных требований по слаботочным системам.

Отсутствие конкретики привело к появлению Перечня ТНПА, взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY в котором приведена таблица с наименованием ТНПА и перечнем пунктов ТНПА выполнение которых обеспечивает соблюдение требований ТР 2009/013/BY.

Перечень ТНПА, взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность»

На 01.01.2018 в перечне 526 ТНПА из которых 402 применяются на добровольной основе (требования заказчика, проектное решение проектировщика).

Типы требований ТР 2009/013/BY

Применение на добровольной основе означает, что право выбора ТНПА предоставлено проектировщику или заказчику,  а не применение ТНПА из Раздела 2 не свидетельствует о том, что разработанная проектная документация не соответствует ТР 2009/013/BY.

Актуальный перечень скачать можно здесь — https://stn.by/standartisation/tr/list.

Пример применения ТР 2009/013/BY

В статье Подготовка к проектированию слаботочных систем первым действием указан перечень проектируемых систем, который как раз и зависит от того какими ТНПА будет руководствоваться проектировщик.

Можно соблюдать все ТНПА и все их пункты, а можно соблюдать только обязательные требования. Например, в соответствии с п.19.1 ТКП 45-3.02-108-2008 «Высотные здания» требуется проектирование Единой автоматизированной системы управления зданием (ЕАСУЗ),  а в соответствии перечнем ТНПА взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY п.19.1 не является обязательным.

В соответствии с 6 абзацем Методических рекомендации по применению технического регламента ТР 2009/013/BY — ТНПА не являющиеся обязательными по сути, становятся обязательными для конкретной продукции или объектов, если на их применение указали: заказчик, проектировщик — в договоре, задании на проектирование, проектной документации; производитель, поставщик — при производстве и реализации продукции.

Пункт 19.20 ТКП 45-3.02-108 требует проектирования 22 систем, перечень ТНПА взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY — 5 систем (выдели красным).

п.19.20 ТКП 45-3.02-108-2008 «Высотные здания»

Перечень ТНПА взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY (п.19.20 ТКП 45-3.02-108-2008 «Высотные здания»)

Выводы

С учетом вышеизложенного для себя — проектировщика, все технические нормативные правовые акты которые использую при проектировании объектов расположенных на территории Республики Беларусь делю на 4 перечня:

  • Действующие ТНПА — 2300 шт.;
  • ТНПА содержащие обязательные требования — 124 шт.;
  • ТНПА содержащие требования применяемые на добровольной основе — 402 шт.;
  • Другие требования (ТНПА не вошедшие в 1-3 Перечень,  руководящие документы и т.п.).

Руководящие документы, например РД 28/3.008 «Технические средства и системы охраны. Порядок разработки технического задания на проектирование» — это не ТНПА и формально при проектировании документ можно не использовать, но  дав ссылку на него в задании на проектирование делаю его обязательным (подробнее — здесь).

Количество систем, стоимость реализации слаботочных систем на объекте во многом зависит от того какой перечень ТНПА будет главным при проектировании, какие решения в части необходимых систем и их функционала примет заказчик.

P.S. Подпишитесь на мою рассылку и будьте в курсе всех событий, следующих прямо в ваш почтовый ящик.

markevich.by

5. Технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации и требования к ним

Видами технических нормативных правовых актов (ТНПА) являются:

- технические регламенты;

- технические кодексы установившейся практики;

- стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь и стандарты организаций;

- технические условия;

- авиационные правила;

- зоологические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила;

- санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

- нормы и правила пожарной безопасности;

- государственные классификаторы технико-экономической информации;

- формы государственной статистической отчетности и указания по их заполнению, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

К ТНПА в области технического нормирования и стандартизации относятся:

- технические регламенты;

- технические кодексы установившейся практики;

- стандарты, в т.ч. государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций;

- технические условия.

5.2. Технические регламенты и требования к ним

Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

Технический регламент (ТР) – технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и/или путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и/или государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Технические регламенты разрабатываются республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий и утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

В техническом регламенте могут содержаться:

- правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия;

- требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов;

- правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту.

В зависимости от способа изложения требований технические регламенты можно разделить (условно) на следующие виды [2]:

- технические регламенты, содержащие конкретные технические требования;

- технические регламенты, содержащие общие технические требования;

- технические регламенты, содержащие технические требования, изложенные в виде ссылок на конкретные государственные стандарты и/или технические кодексы установившейся практики.

При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться международные и межгосударственные (региональные) стандарты, нормы, требования и другие документы.

Пример обозначения технического регламента:

ТР 2004/001/BY,

где ТР – технический регламент;

2004 – год утверждения технического регламента;

001 – порядковый номер, присваиваемый Госстандартом;

BY – международный буквенный код Республики Беларусь.

Обозначение изменения к техническому регламенту:

ТР 2004/001/BY/Изменение 1:2005,

где 1 – порядковый номер изменения;

2005 – год утверждения изменения.

studfiles.net

Технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации и требования к ним

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» техническими нормативными правовыми актами являются:

- технические регламенты;

- технические кодексы установившейся практики;

- стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь и стандарты организаций;

- технические условия;

- авиационные правила;

- зоологические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила;

- санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

- фармакопейные статьи;

- нормы и правила пожарной безопасности;

- нормы и правила по обеспечению технической, промышленной, ядерной и радиационной безопасности;

- нормы и правила по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр;

- квалификационные справочники;

- государственные классификаторы технико-экономической информации;

- формы государственной статистической отчетности и указания по их заполнению;

- методики по формированию и расчету статистических показателей;

- инструкции по организации и проведению несплошных (выборочных) государственных статистических наблюдений;

- формы ведомственной отчетности и указания по их заполнению;

- проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей;

- иные нормативные правовые акты, отнесенные к ТНПА в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

К ТНПА в области технического нормирования и стандартизации относятся:

- технические регламенты;

- технические кодексы установившейся практики;

- стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций;

- технические условия.

5.2. Технические регламенты и требования к ним

Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

Технический регламент (ТР) – технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и/или путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и/или государственные стандарты Республики Беларусь, обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Технические регламенты разрабатываются республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий и утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

В техническом регламенте могут содержаться:

- правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия;

- требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов;

- правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей их соответствие техническому регламенту.

В зависимости от способа изложения требований технические регламенты можно разделить (условно) на следующие виды [2]:

- технические регламенты, содержащие конкретные технические требования;

- технические регламенты, содержащие существенные технические требования;

- технические регламенты, содержащие технические требования, изложенные в виде ссылок на конкретные государственные стандарты и/или технические кодексы установившейся практики.

При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться международные и межгосударственные (региональные) стандарты, нормы, требования и другие документы.

Пример обозначения технического регламента:

ТР 2004/001/BY,

где ТР – технический регламент;

2004 – год утверждения технического регламента;

001 – порядковый номер, присваиваемый Госстандартом;

BY – международный буквенный код Республики Беларусь.

Обозначение изменения к техническому регламенту:

ТР 2004/001/BY/Изменение 1:2005,

где 1 – порядковый номер изменения;

2005 – год утверждения изменения.

studfiles.net

5. Технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации и требования к ним

Видами технических нормативных правовых актов (ТНПА) являются:

- технические регламенты;

- технические кодексы установившейся практики;

- стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь и стандарты организаций;

- технические условия;

- авиационные правила;

- зоологические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила;

- санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

- нормы и правила пожарной безопасности;

- государственные классификаторы технико-экономической информации;

- формы государственной статистической отчетности и указания по их заполнению, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

К ТНПА в области технического нормирования и стандартизации относятся:

- технические регламенты;

- технические кодексы установившейся практики;

- стандарты, в т.ч. государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций;

- технические условия.

5.2. Технические регламенты и требования к ним

Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

Технический регламент (ТР) – технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и/или путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и/или государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Технические регламенты разрабатываются республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий и утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

В техническом регламенте могут содержаться:

- правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия;

- требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов;

- правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту.

В зависимости от способа изложения требований технические регламенты можно разделить (условно) на следующие виды [2]:

- технические регламенты, содержащие конкретные технические требования;

- технические регламенты, содержащие общие технические требования;

- технические регламенты, содержащие технические требования, изложенные в виде ссылок на конкретные государственные стандарты и/или технические кодексы установившейся практики.

При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться международные и межгосударственные (региональные) стандарты, нормы, требования и другие документы.

Пример обозначения технического регламента:

ТР 2004/001/BY,

где ТР – технический регламент;

2004 – год утверждения технического регламента;

001 – порядковый номер, присваиваемый Госстандартом;

BY – международный буквенный код Республики Беларусь.

Обозначение изменения к техническому регламенту:

ТР 2004/001/BY/Изменение 1:2005,

где 1 – порядковый номер изменения;

2005 – год утверждения изменения.

studfiles.net


Смотрите также