Нуар что это такое


Что такое Нуар

19Сен

Нуар – это «жанр» в литературе, комиксах или кино, который очень сложно определить в какие-то конкретные рамки. Так как, это понятие довольно размытое, и что бы понять суть данного стиля необходимо разобраться во всех его аспектах.

Что такое НУАР — значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Нуар — это специфический «жанр» творчества, который визуально характеризуется темными тонами, жестокостью и депрессивной атмосферой.

Происхождение слова «нуар».

Само слово Нуар (noir) пришло из французского и дословно переводится как «черный». В контексте кинематографа имеет определение – «черное кино». И именно французы ввели это понятие для категории фильмов отличающихся от всех остальных, большим количеством темных кадров и цинизма в сюжетной линии.

Даже по поводу самого термина нуар, критики не могут прийти к согласию, жанр это или визуальный стиль который задает тон, настроение произведению.

Основные признаки нуарных фильмов:

  • Фильм снят в черно – белом стиле;
  • Действия происходят в пропитанной дождем и туманом городской среде с ветхими зданиями;
  • Неоновые вывески и мерцающие фонари, обилие теней;
  • В городе царит атмосфера преступности, греха и коррупции, полная безнадежность;
  • Обязательно присутствует роковая женщина;
  • Главный герой зачастую имеет сложный характер и судьбу, он в конфликте с обществом и моралью;
  • В  фильме довольно часто используются флешбеки;
  • Перспективы главных героев имеют фатальную перспективу.

Стоит отметить, что данные критерии являются весьма условными, к примеру, нуарная картина может быть  не черно-белой, а цветной. Как и все виды искусства нуар развивается, есть «поздний нуар», «нео-нуар» в которых одни признаки сменяются другими.

Самый распространенный сюжет нуарных фильмов примерно таков:

Потрепанный жизнью детектив с крутым нравом, и проблемами с выпивкой, работает в утопающем в пороках городе. К нему приходит роковая женщина с чудовищной проблемой, грозящей смертью. Дальше начинается перипетия с расследованием, напряженными ситуациями, обилием насилия и непредсказуемыми сюжетными поворотами. Чаще всего, это не заканчивается хеппи-эндом, и в финале будет драматическая развязка.

Сейчас данный стиль используется не слишком часто, но картины снятые в данном жанре находят своих фанатов и ценителей.

К современным нуарным фильмам можно отнести:

  • Город Грехов;
  • Макс Пэйн;
  • Темный Город – неоднозначный фильм, в жанре фантастики снятый в нуарном стиле. Рекомендуем к просмотру любителям трилогии «Матрица». Именно данным фильмом вдохновлялись «когда-то», братья Вачовски, при создании культовой Матрицы.

Классические нуарные фильмы:

  • Мальтийский сокол (1941);
  • Двойная страховка (1944);
  • Почтальон всегда звонит дважды (1981).

chto-takoe.net

Нуар как жанр

tales_noirlenoran

Нуар – не такой простой жанр, как может показаться. Чтобы тебе было легче его нащупать, мы написали, как представляем его для игры.

Что такое нуар вообще?

Это в большей степени термин кино, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-х — 1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны. Затем нуар широко вошел в традицию кинематографа и художественной литературы и зажил своей жизнью.

Что общего есть в большинстве произведений, какие стереотипные сюжетные элементы можно выделить? Ощущение разочарованности происходящим, отчаяние, победа зла над надеждой, власть сильных, тотальная коррупция, насилие и несправедливость.

Весьма часто протаонист с самого начала является антигероем, т.е. подчёркнуто лишён традиционных героических черт или даже обладает отрицательными чертами, характерными для злодеев. Традиционную мораль ему может заменять некий кодекс поведения крутого парня. А оправданием поступков служит “волчья жизнь” вокруг и то, что определенную грань он все еще не переступил.

Иногда главный герой выступает в начале как положительный (или нейтральный) персонаж, надломленный, но не сломавшийся рыцарь, или просто человек, который не успел еще разочароваться и отчаяться. В процессе часто его идеи, мысли, ценности меняются, вплоть до противоположности – он также может стать антигероем. Если же главный герой до конца стоит на своем, то конец истории для него всегда трагичен, нередко – смертелен.

На нашей игре многие герои в своем прошлом переживали разочарования и предательства, мечта большинства горожан разбита. Это ставит тебя скорее в позицию антигероя, хотя и иные варианты возможны.

В нуаре практически всегда присутствует персонаж-трикстер, который в самый ответственный момент совершает что-то неожиданное и предает главного героя или же ставит его в сложную ситуацию. Часто это образ “роковой любви” – персонажа, который в начале выступает в роли страдающего героя, просящего о помощи и достойного любви, но история развивается, и роковая красотка будет первой на очереди, кто всадит нож в спину герою в своих корыстных интересах. Трикстером может быть и лучший друг персонажа, и т.д. – то есть, в нуаре всегда происходит предательство! Герой всегда сталкивается с обманом, продолжает жить в полном недоверии к миру, подозревая в дальнейшем всех и вся. Его ценности всегда подвергаются испытаниям.

Злодей в нуаре это тот, чьи практические интересы разошлись с интересами героя. Злодей не обладает инфернальными чертами, но он всегда сильный человек, знающий, чего хочет, не стесняющийся в средствах и не знающий жалости.

В нуаре присутствует и внешний мир – это серая масса, которая стеной противостоит благим (или просто личным) ценностям и действиям главного героя. Мир равнодушен, циничен, жесток, несправедлив. Мир часто представляет собой коррумпированных полицейских, судей, жестоких мафиози, сильных мира сего, действующих всегда в своих личных интересах и часто аморально, антиобщественно. Это и журналисты, которые могут действовать так же подло. Это и страховщики, это и просто равнодушная толпа, которая питается сплетнями и трагедиями других. (На игре, не стесняйся побыть для других частью серой массы - уколоть при случае, наплевать на чужие проблемы; отказать, надавить, пройти мимо)

Нуар – это почти всегда лихо закрученный детектив. Это расследование и поиск.  А значит, герой ходит и тщательно собирает информацию, активно общается с другими персонажами, ищет разгадку и пытается докопаться до истины. Часто профессии главных героев – полицейские, детективы, журналисты, писатели или просто разнорабочие, которые много путешествуют в поисках лучшей жизни и оказываются в новых для себя обстоятельствах. Либо наоборот, вскрываются новые подробности прошлого, которые открывают текущие события в новом свете (на игре - через ретроспективы).

Нуар – это драма. Причем драма всегда с трагическим концом. Это расплата главного героя за то, что он когда-то принял решение хоть как-то взаимодействовать с этим несовершенным обществом. Возможно, из благих побуждений, пытаясь что-то изменить или спасти, возможно, поддавшись своей страсти, возможно, желая просто заработать денег. Герой всегда наказан, а систему не победить. Часто это приводит к тому, что герой сходит с ума или теряет моральные ориентиры и становится антигероем. Но в конце герой выносит свои “уроки” и может рассказать об этом окружающим (например, произнести монолог, обличающий систему и несправедливый мир).

Про нуарную стилистику

Нуар – от французского Noir (черный). «Film noir» – «черный фильм». Прежде всего это определенного рода образ подачи главных персонажей. Но и одновременно – описание пространства.

Вот некоторые черты “картинки” нуара. Просто чтобы у тебя было ощущение жанра:

  • Нуар - мир монохрома. Краски – контрастные, черно-белые.

  • Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены высоко контрастны.

  • Преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло.

  • Освещение не выделяет героя среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере.

  • «Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание от диалога к диалогу.

  • Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр.

  • Мотив воды: дождь, влажные поблёскивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.

Чтобы прочувствовать нуар, рекомендуем тебе посмотреть несколько самых ярких фильмов в этом стиле.

  • Мальтийский сокол — фильм-родоначальник жанра.  Сокол - древняя реликвия, оставленная госпитальерами в подарок Карлу V и с тех пор ставшая неуловимой, хотя ловцов на нее масса, поскольку сделан он из чистого золота да еще с инкрустированными драгоценными камнями. В общем, стоит баснословных денег. И вот по воле милой, но роковой женщины в охоту за соколом включается частный детектив из Сан-Франциско Сэм. И тут же появляется два трупа, а вслед за ними и еще один. В фильме есть практически все от классики – детектив, романтический герой, роковая красотка, расплата, трупы и т.д.

  • Двойная страховка - Классический фильм, поставленный в повествовательной манере «монолога мертвеца». Смертельно раненный страховой агент едет через весь город в свою контору. Там он надиктовывает служебную записку, признаваясь в убийстве и махинации со страховыми полисами. Разумеется, “ищите женщину”. Один из самых ярких образов роковой красавицы в истории кино.

  • Китайский квартал - Джек Николсон исполняет роль частного детектива Джейка Гиттеса из довоенного Лос-Анджелеса. Гиттес принимает предложение загадочной богатой красавицы заняться расследованием обстоятельств тайного романа на стороне её мужа-инженера. Согласившись на это дело, Гиттес не подозревал, что окажется в центре тайных скандалов, беспредела, коррупции и скрытых махинаций, правда о которых всплывёт однажды ночью вместе с телом несчастного инженера… Что смотреть? Стиль! Герой как классический рыцарь. Ошибочный выбор героя и расплата за него.  Классическая коррумпированная и жестокая система.

  • Почтальон звонит дважды – ранняя версия, 40х годов. Смотреть – именно особенности системы – коррупция, равнодушие, двойные стандарты. Расплата для героев, меняющихся в процессе фильма

  • Сансет Бульвар – Прекрасный, но длинный фильм, если осилишь. Внутреннее разрушение героя.

  • Таксист – герой, становящийся антигероем. Общая стилистика нуарного Нью-Йорка.

  • Настоящий детектив – 1 и 2 сезон. Общая атмосфера безысходности, страдающие люди, романтические главные герои, выборы и расплаты

  • Леди из Шанхая – классический детектив, роковая красотка

  • Классика нуара – для самых пытких. Целуй меня насмерть, Печать Зла, Мертв по прибытии.

Page 2
tales_noirlenoran

Законы жанра предусматривают, что ты должен принять одну из ролей и действовать в её парадигме. С разными людьми и в разных сюжетах ты можешь выступать в разных ролях, таким образом, помогая другим развить их нуарные истории.

Возможные роли:

  • Нуарный Герой

  • Предатель

  • Роковая любовь

  • Антагонист

В роли Нуарного Героя:

  • Ввязываться во все сомнительные истории, не грозящие хорошим концом

  • Расследовать, искать информацию!

  • Открыто и жестко отстаивать свои интересы

  • Поддаваться страсти

  • Доверять друзьям

  • Разочаровываться от предательства и несправедливости мира

  • Становиться Антигероем  (героем с разбитой мечтой и скверным характером)

  • Быть склонным к произнесению монологов: в самом конце маленькой истории или важного сюжетного поворота рассуждать вслух и делать выводы о том, как произошла стычка с внешним миром

  • Возможно ты уже разочарован миром (и живёшь с Разбитой Мечтой), но решаешь в очередной раз сразиться с общим мировым злом, зная, что расплата и последствия будут ужасными. Для этого тебе нужна цель или надежда, которая будет мотивировать и вдохновлять! И принятие такого вызова может снова “склеить” твоё Долго и Счастливо.

В роли Предателя

  • Играть видимую роль друга для Героя

  • В какой-то степени помогать, возможно, до поры искренне, но помнить, что нужно предать героя в самый кризисный момент

  • Переходить на сторону противника из корысти или из страха перед последствиями

  • Cбегать и оказываться не в силах помочь герою под гнётом обстоятельств

  • Вести двойную игру и взаимодействовать с антагонистом или роковой любовью

  • Убирать других доверительных лиц

В роли Роковой любви:

  • Строить доверительные и близкие отношения с героем, всячески втираться в доверие и помогать ему, после чего

  • Предавать в самый ответственный момент.

  • Втягивать героя в роковые отношения и авантюры

  • Вводить героя в заблуждение, сбивать со следа

  • Поддаваться страсти, рушащей планы

  • Убирать других доверительных лиц

  • Действовать в своих интересах

В роли Антагониста:

  • Добиваться своих аморальных и преступных интересов любой ценой

  • Поддерживать циничные, корыстные и несправедливые действия в отношении героев.

  • В любой момент множить нечестность, коррупцию, насилие, подозрительность и т.д.

  • Выносить мораль из истории, что “все продается и покупается” и т.д.

  • Действовать всегда максимально жестоко и несправедливо

Как себя ведут нуарные персонажи?

Достигают своих целей

Устраняй препятствия, а не обходи их. если кто-то стоит на твоем пути, не пытайся проскочить на удачу. Человек мешает тебе осуществить твою цель? Заставь его заняться чем-то другим, шантажируй, подкупи, угрожай, умоляй, убей.

“Хочу, чтобы ты знал, что был мне как сын. Что ж, если теряешь сына, можно родить нового. А вот Мальтийский сокол один”.

Больше драмы и пафоса

Больше драмы. Принимай картинные позы. Говори размеренно, не тараторь. Не бойся пафоса. Не будь мелочным и суетливым.

Тайна в их глазах. Люди могут и обидеться на прямой взгляд. Ведь взгляд глаза в глаза - это всегда поединок воли, в котором кто-то должен проиграть. Безопасней смотреть куда-то мимо, в окно, на вентилятор...

“Посмотри на меня, дорогая, я хочу видеть твой взгляд! Такие ясные глазки не могут лгать! Куда ты ездила прошлым вечером?”

Возведи все в степень. Действуй, исходя из страсти и увеличения градуса драмы

Серьезны и циничны

Радоваться особо нечему. Наполни свою речь черным юмором и показным цинизмом.

“Не то чтобы мы поверили в вашу историю, мисс О’Шоннеси; мы поверили в ваши двести баксов. Я к тому, что вы заплатили нам больше, чем если бы говорили правду, и более чем достаточно, чтобы нас это не волновало”.

Оставь разговоры о погоде своей бабушке. Светская болтовня ни о чем в лифте с соседями - не про героя нуара. Лучше расскажи о чем-нибудь печальном и поучительном из своей биографии.

“Хемингуэй когда-то сказал: «Мир — это прекрасное место. И за него стоит бороться». Со второй фразой я согласен”.

Стараются разобраться со своими врагами без лишних людей

Решай проблемы сам. Не сбивайся в кучу с непонятными попутчиками - бери только самых важных людей. Не превращай спор в базар. Дай другу самому разобраться с его врагом, не лезь в их поединок, пока он не закончится.

Убийство никогда не идеально. Рано или поздно оно всегда рассыпается. Когда в деле участвуют двое - обычно рано.

Изучают психологию своих врагов

Знай все о своих врагах. Твой враг - не представитель безликой силы, он такой же человек, как и ты. Узнай его слабые места и бей туда.

Окончательное решение вопроса. Доведи вашу драму до конца: пусть твой враг в финале либо будет повержен, либо станет твоим лучшим другом.

“Мне кажется, это начало прекрасной дружбы”

Никому не доверяют

Проверяй своих друзей. В этом мире всякий может оказаться предателем. Пожалуй, это тебя даже не удивило бы.

Относись к друзьям потребительски. Не советуйся - действуй. Говори им, что делать, но не говори зачем. Ставь перед фактом, что вы куда-то идете. Делай их приносящими пользу, а не пустыми советчиками.

“Я просто не дал тебе времени передумать. Потом ты скажешь мне спасибо”.

Ищут возможности выговориться

Если у тебя нет друга - поговори с барменом, официанткой или тем, кто сидит за соседним столиком

“Если вы позволите, я угощу вас выпивкой. Признаться я собираюсь напиться. Вы не составите мне компанию?

Круты и напрашиваются на неприятности

Конкурируй за статус в компании. Пусть все увидят, чего ты стоишь. Не забывай напоминать остальным о своих достижениях.

Скажи мне, кто твоя крыша, и я скажу, кто ты. Любое дело идет лучше, если ты нашёл себе по-настоящему влиятельного покровителя.

Держи соратника в тонусе. Хами друзьям и имей для них обидные прозвища.

Пусть обыватели боятся. Кто-то идет по улице один или сидит за отдельным столиком? Да они сами напрашиваются на неприятности. Просто потому, что вы можете им их обеспечить.

“Мне было четырнадцать, когда я впервые убил человека. Ты думаешь меня удивить этим дамским пистолетиком?”

Page 3
tales_noirlenoran

Сказки всем привычны с детства. Через них рассказывается мудрость человечества, объясняется что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому все герои действуют с юношеским максимализмом, очень ярко демонстрируя свои поступки, испытываемые эмоции, убеждения.

Герои - демонстрационная модель поведения “Хорошо” или “Плохо”. Они лишены сложной рефлексии и действуют максимально последовательно, ярко, наглядно, отстаивая до конца основные принципы и ценности, которые исповедуют.

И конечно же, в сказках много волшебства, к помощи которого персонажи не стесняются прибегать!

Возможные роли:

  • Сказочный герой

  • Злодей

  • Истинная любовь

  • Друг

В роли Сказочного героя

  • Пытайся достичь своей высокой цели

  • Нарушай правила и запреты, которые тебе мешают

  • Рассказывай всем о цели и убеждай в её ценности

  • Действуй решительно и любыми средствами

  • Помогай всем вокруг

  • Жертвуй собой

  • Везде ищи положительные стороны

В роли Друга

  • Будь - помощником и опорой для Героя

  • Всячески помогай в его делах, но не выходи на первый план

  • Жертвуй собой и своими интересами, если придется

  • При удобном случае попади в беду или пострадай.

В роли Истинной любви

  • Всегда будь верна (верен) Герою

  • Всячески помогай ему и поддерживай его, жертвуя своими интересами

  • Везде ищи положительную сторону

В роли Злодея

  • Действуй согласно своей природе, не стесняясь её и не ища ей оправдания

  • Торжествуй в случае победы, дави на жалость в случае поражения

  • Будь страстен и порывист, а не холоден и расчетлив

  • Принеси страдания окружающим

Каковы обычно сказочные герои?

Искренние и открытые

Не таят того, что у них на душе и на уме. Легко делятся своими сокровенными мыслями. Плохо хранят секреты. Прямо смотрят в глаза и считают это знаком дружелюбия и доверия.

Они непоседливые, громкие, активные, всегда хотят быть в центре внимания.

Когда же они на следующее утро опять нашли два золотых, и то же самое стало повторяться каждое утро, тогда отец пошел к брату своему и рассказал ему о диковинном происшествии.

Не боятся сильных чувств и их открытого выражения

Сказки грустят, когда грустно и радуются, когда радостно. Они не пытаются сдерживать себя, а, напротив, заражают своим настроением окружающих, при этом часто не зная в этом меры. Если сказки к кому-то относятся хорошо, они добры стремятся выказать свое расположение. Если плохо, не считают нужным скрывать.

“Пошла работница, видит — сидит Эльза перед бочкой и плачет-заливается.

- Эльза, чего ты плачешь? — спрашивает работница.

- Ох,- отвечает она,- да как же мне не плакать?..”

Не склонны строить планов или о чем-то сильно думать.

Время для сказок всегда либо “навсегда”, либо очень быстро. Поэтому зачем долго страдать или о чем-то глубоко задумываться? Они живут одним днем, всецело погружаясь в те эмоции и проблемы, которые стоят перед ними прямо сейчас. Не строят сложных планов. Очень импульсивны и часто совершают поступки не задумываясь о последствиях.

Время пролетело у них быстро, и, когда семь лет подходили уже к концу, стало двум из них очень страшно, но третий смотрел на все легко и просто и говорит:

- Не бойтесь, братцы, ничего; неужто я такой дурак, что загадки той не разгадаю?

Интересуются другими

Сказки часто ввязываются в чужие дела: стремятся помешать или помочь, хватаются за любую проблему, еще даже не разобравшись, что в ней не так. Часто спрашивают, кто куда направляется, и у кого какие проблемы. Не боятся просить помощи и разговаривать с незнакомцами.

Хозяин спросил у них, откуда они и куда путь держат.

- Мы странствуем по свету, своим искусством занимаемся.

- Ну, так покажите мне хоть что-нибудь из того, что вы умеете, - сказал хозяин.

Стремятся использовать волшебство

Сказки верят в чудеса и стремятся их использовать. Они склонны видеть волшебство даже там, где его нет. Они обращаются к неодушевленным предметам за помощью и верят, что получат её

Долго ехала девушка к Восточному ветру. Когда же она приехала, то спросила, не знает ли он дороги к принцу. Восточный ветер слышал молву о принце и замке, но дорогу туда он не знал.

- Если хочешь, я могу проводить тебя к моему брату, Западному ветру. Может быть, он знает, он посильней меня. Садись мне на спину, и я понесу тебя к нему.

Page 4
tales_noirlenoran

Теперь представим себе развитие сюжета со стороны внешнего наблюдателя. И сказочная и нуарная история могут развиваться до поры более-менее одинаково. Например: дама в беде обращается за помощью к герою, вместе они проходят сквозь череду испытаний, подготавливая себя к решающему моменту. И именно в этот решительный час персонажи проходят точку бифуркации, после которой становится ясно, что за сюжет игроки разыгрывали все это время.

Это момент, когда принимается либо нуарное, либо сказочное решение: предать героя и поставить его в сложную ситуацию или остаться верным и помогать до конца. Потерпеть поражение или одержать верх.

Т.е. до решающего момента никто толком не знает, нуарная получится история или сказочная. Мы поощряем ситуацию, когда точных планов своих персонажей не знают до поры и сами игроки. :) Например, “девица в беде”, которая вполне искренне с т.з. игрока в начале истории просила помощи у героя, может задним числом превратиться в рассчетливую манипуляторшу и обманщицу.

Однако, в какой-то момент, ты можешь вполне сознательно привести историю своего персонажа к сказочной или к нуарной развязке. Грубо говоря выбрать сказочный “Happy end” с торжеством героя или нуарный “Bad end”, с разочарованием, проигрышем, расплатой и, возможно, смертью. И дальше вести историю в этом направлении.

Для того, чтобы тебе было проще осознать описанную двойственность, а также чтобы поощрить тебя к развитию сюжетов в рамках жанра, мы вводим Карты Сюжета.

В предыдущих текстах, описывавших нуарный и сказочный жанр, тебе встречались возможные роли в сюжете, а также краткие тезисы, как эти роли ведут себя в этом жанре. Мы предполагаем, что ты будешь занимать эти роли и действовать соответствующе, включая в свою историю нужных тебе людей и помогая развиваться чужим.

Каждый игрок получит колоду из 5 карт. 4 карты будут двусторонними. Одна сторона будет обозначать архетипичную роль в нуарной стилистике, а другая в сказочной.

Во время игры ты можешь передать карту тому или иному игроку, чтобы предложить ему сыграть в твоей истории определенную роль.

Тот, кому вручена карта, может принять ее или отказаться.

Если ты принимаешь карту, самостоятельно реши - будешь ли ты действовать в его истории нуарно или сказочно. С этого момента применяй все те советы, которые присутствуют в описании роли. И, кстати, совершенно нормально, если ты оставаясь для себя сказочным героем, подыграешь другому игроку, сыграв для него роль нуарного злодея.

Роли:

  1. Сказочный Герой / Нуарный Герой

  2. Истинная любовь / Роковая любовь

  3. Друг / Предатель

  4. Злодей / Антагонист

  5. Джокер - изображен с обеих сторон карты. Джокер означает важную, но неизвестную заранее роль в истории. Если тебе досталась такая, тебе надо самостоятельно решить, кем ты будешь.

Мы весьма надеемся, что ты будешь активно пользоваться  данным инструментом .

Если ты взял чью-то карту, значит этот персонаж очень важен для тебя. Не набирай карт из вежливости. Бери столько предлагаемых тебе карт от других игроков, насколько ты чувствуешь в себе силы ярко и осмысленно реагировать.

Примечание: Карты - это инструмент игрока. В мире игры карт не существует. В начале игры подпиши свои карты, чтобы тот, у кого оказалась твоя, не путал её с другими. Если тебе понадобились дополнительные карты, возьми их на мастерке.
Page 5
tales_noirlenoran

1. Напоминаем, что через неделю, с 10ого числа взнос повышается с 4200 до 4700. Подробнее тут. Нам бы хотелось стать чуть богаче, чем в данный момент, чтобы не тормозить процесс закупки к игре.

2. Нас эпизодически спрашивают про литигру. Обязательно ли в ней участвовать и что мы собираемся с ней делать? Как мы писали в соответствующем посте, ее активное время закончилось 30ого апреля. Далее мы собираемся использовать ее материалы для сюжетной работы. Разбор полетов будем проводить позже.

Page 6
tales_noirlenoran

До игры две недели. Так что мы выходим на финишную прямую.

Это будет предпоследняя встреча с игроками. Время поднять все животрепещущие вопросы.

Кроме того 10ое - это последний день когда можно сдать взнос мастерам в руки по еще не повысившейся цене.

Приходите в Точку сборки в 19:00

Tags:

tales-noir.livejournal.com

Нуар (литература) - это... Что такое Нуар (литература)?

Обложка нуар-романа К.Адамса

Нуа́р (фр. noir — «чёрный» роман) — субжанр американской массовой литературы 1920-х — 1960-х годов, разновидность «крутого» (или «круто сваренного») криминального романа (англ. hard-boiled fiction). В основу жанра легли напряжённый сюжет и грубоватая манера повествования в духе Э. Хэмингуэя и Д. Дос Пассоса (черта общая для «крутого» и «чёрного» романов)[1]. Однако в отличие от «крутого романа», где главным героем выступал персонаж, расследующий преступление (сыщик, журналист и т. д.), героем романа-нуар является, как правило, жертва, подозреваемый или преступник, то есть лицо, непосредственно вовлечённое в преступление, а не распутывающее историю со стороны[2]. Среди существенных признаков жанра нуар — жёсткий реализм изложения, цинизм, склонность персонажей к саморазрушению, обилие сленга, обязательная сексуальная линия в сюжете[2][3]. Некоторые детали (появление роковых женщин, постоянное курение персонажей и др.) со временем стали литературным штампом этого направления.

Чёрный роман было принято относить к числу «низких» жанров. Советский литературовед Г. Косиков, например, отзывается о нём как об «американской массовой беллетристической продукции, замешанной на жестокости и эротике, при этом умело спекулировавшей на острых социальных проблемах»[4]. В то же время роман-нуар расширял взгляды читателей середины XX века: «предлагая читателям несимпатичных героев с явно девиантной моделью поведения, то есть отклоняющихся от нормы, автоматически фиксировал эту норму со знаком „плюс“»[5].

Появившись в конце 1920-х годов, к концу 1930-х нуар полностью сформировался как субжанр, однако он еще не нашёл своего читателя. Преимущественно сочинения в жанре «нуар» публиковались в журналах, специализирующихся на «бульварном чтиве». Основным среди них был журнал «Чёрная маска» (англ. «Black Mask»). Кроме того, выходили отдельные издания в дешёвом варианте с мягкой обложкой (так называемые «paperback edition»). Настоящий «нуаровый бум» начался в 1950-е годы и продолжался до конца 1960-х. В этот период «чёрный роман» публиковался много, и часто в хороших изданиях.

Многие произведения в жанре «чёрного романа» стали основой для кинофильмов-нуар. При этом, несмотря на некоторые сходные черты, большинство исследователей подчёркивает существенные различия между понятием «нуар» в литературе и кинематографе, где «нуар» является скорее стилем, чем жанром[6].

Первоначально термин «roman noir» возник во Франции и совпадал по значению с «крутым романом». С 1946 года «нуаром» стали называть определённую категорию фильмов.

Собственно в США термин «нуар» был перенесён киноведами в 1968 году (уже после заката как «чёрного романа», так и «чёрного фильма»). В 1984 году, когда началась волна переизданий романов 1930-х — 1950-х годов, это название было впервые применено к литературной разновидности этого жанра. Для американцев, в отличие от французов, «нуар» означал только определённую группу «круто сваренных» произведений, где героем был не детектив, а непосредственный участник событий[2].

Представители жанра

Корнелл Вулрич

«Отцом чёрного романа» иногда называют Корнелла Вулрича, автора многочисленных романов и рассказов, печатавшихся на протяжении 1930-х — 1950-х годов и впоследствии определённых как «нуар» [7]. Многие сочинения Вулрича были впоследствии перенесены на экран (причём далеко не все картины по Вулричу являются фильмами-нуар). Среди них такие известные фильмы, как «Человек-леопард» Ж. Турнёра, «Окно во двор» А. Хичкока, «Невеста была в чёрном» и «Сирена с Миссисипи» Ф.Трюффо.

Борис Виан

У истоков направления лежат также произведения писателя и сценариста Уильяма Бернетта, опубликовавшего в 1929 году один из первых «чёрных романов» «Маленький Цезарь»[2].

Кроме того, поскольку границы между «крутым детективом» и «нуаром» не всегда могут быть чётко определены, к основателям жанра также причисляют корифеев «крутого» романа Дэшила Хэммета и Рэймонда Чандлера.

Преподаватель английского языка и литературы Университета Квинс в Белфасте Эндрю Пеппер называет Росса Макдональда одним из трёх отцов-основателей крутого детектива[8], — все вместе, Хэммет, Чендлер и Макдональд стали литературными «отцами» крутого детектива[9]. В жанре крутого детектива их фамилии зачастую ставятся критиками в один ряд — создаётся эдакий литературный триумвират, по которому меряют всех остальных авторов жанра, их современников, и тех, что пришли им на смену[10].

Главные герои-детективы Спейд, Филип Марлоу и Лью Арчер в равной степени известны каждому американскому книговеду и киноведу, так же как Микки Маус и Шерлок Холмс. Ни один из последующих частных сыщиков, не смог и не сможет повторить такого успеха, — отмечается у Бейкера и Нитцеля. Именно по этой причине книги Хэммета, Чендлера и Макдональда постоянно перепечатываются всё новыми и новыми тиражами. Их работы обсуждаются на семинарах и лекциях во всех Соединённых Штатах[11].

В 1946 году на волне успеха «чёрного романа» во Франции на литературную мистификацию решился писатель Борис Виан, выпустивший под псевдонимом «Вернон Салливан» нуар-роман «Я приду плюнуть на ваши могилы» и еще ряд произведений. Роман за короткое время приобрёл огромную популярность, но разоблачение автора привело к крупному скандалу[4].

Примечания

  1. ↑ Энциклопедия «Британника»
  2. ↑ 1 2 3 4 George Tuttle What is Noir?  (англ.). Архивировано из первоисточника 29 марта 2012. Проверено 26 марта 2009.
  3. ↑ Александр Гаррос Нуар Европы. Эксперт, № 22 (563) (11 июня 2007). Архивировано из первоисточника 29 марта 2012. Проверено 8 апреля 2009.
  4. ↑ 1 2 Георгий Косиков О прозе Бориса Виана. Художественная литература (1983). Архивировано из первоисточника 24 октября 2012. Проверено 8 апреля 2009.
  5. ↑ Лев Гурский Интервью. Новое литературное обозрение (1999).(недоступная ссылка — история) Проверено 8 апреля 2009.
  6. ↑ Paul Schrader Notes on Film Noir  (англ.). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 26 марта 2009.
  7. ↑ Cornell Woolrich, father of noir fiction (англ.) — фан-сайт писателя
  8. ↑ Kreyling, 2005, p. 3
  9. ↑ Karydes, 2010, p. 1
  10. ↑ Howard, 2010, p. 39
  11. ↑ Baker & Nietzel, 1985, p. 1

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Нео-нуар - это... Что такое Нео-нуар?

Нео-нуар (neo-noir) — обозначение нуаровой волны, которая прокатилась по американским киноэкранам в первой половине 1970-х годов на фоне уотергейтских разоблачений и неудач американцев во Вьетнаме. Иногда термин распространяют и на цветные фильмы с элементами нуара, которые снимались в более поздний период.

Содержание

  • 1 Нуар семидесятых
  • 2 Постнуар
  • 3 Примеры
  • 4 Примечания

Нуар семидесятых

Травма войны во Вьетнаме, череда нераскрытых убийств политических деятелей, сенсационные журналистские разоблачения власть предержащих и рецессия в экономике — эти обстоятельства придали многим фильмам Нового Голливуда налёт неизбывного пессимизма[1]. На этом фоне в Голливуде вновь оказалась востребованной эстетика нуара, которая вышла из моды в оптимистический период экономического бума середины 1950-х годов.

Три года рецессии в США (1973-75 гг.) ознаменовались обоймой фильмов, которые переосмысливали наследие эпохи нуара и полемизировали с ним[2]. Они поднимают более острые темы (тотальная коррупция, семейное насилие, бесправие, инцест) и приходят к более мрачным выводам, чем фильмы 1940-х. Их герои оказываются заложниками собственной принципиальности и старомодного кодекса чести, который не востребован хаотично устроенным обществом сегодняшнего дня[1]:

  • В «Китайском квартале» Р. Поланского (1974) действие происходит в координатах классического нуара (мегаполис 1930-х годов), однако выводы, к которым приходит частный детектив после традиционной для жанра встречи с загадочной незнакомкой, настолько радикальны, что их нельзя себе представить в кинематографе времён кодекса Хейса, требовавшего, чтобы порок под конец фильма был наказан и на все вопросы даны чёткие и внушающие уверенность ответы[1].
  • В «Долгом прощании» Р. Олтмана (1973) сыщик Филипп Марлоу из «крутых детективов» Р. Чандлера дезориентирован в хиппующей Америке 1970-х, где он напоминает реликт давно канувшей в прошлое эпохи. Он не только не в силах контролировать ход детективной интриги, но даже домашние животные (кот, собаки) отказывают ему в почтении. Его попытки навести порядок в городе стремительно скатываются в абсурд и едва не заканчиваются для него кастрацией[3].
  • В «Разговоре» Ф. Ф. Копполы (1974) и «Ночных ходах» А. Пенна (1975) главный герой в исполнении Джина Хэкмена дотошно собирает ключи к разгадке преступления, однако демонстрирует совершенную неспособность их расшифровать — до тех пор, пока не становится слишком поздно спасать кого бы то ни было, а его собственная жизнь оказывается в опасности[4]. В фильмах «Разговор» (1974) и «Ночные ходы» (1975) Джин Хэкмен сыграл детективов, запутавшихся как в нитях расследования, так и в личной жизни

Эти четыре стилеобразующих фильма, по заключению Британского киноинститута, «развеяли романтический флёр вокруг фигуры частного детектива — странствующего рыцаря в плаще современного покроя, наглядно показав его беспомощность перед лицом господствующего кругом зла, от которого он и сам едва в силах удержаться. Лишённые загадок и сюрпризов, эти неутешительные фильмы только подтверждают, что дело и в самом деле обстоит так плохо, как это нам представлялось»[5].

Нуаровая традиция Нового Голливуда представлена также такими лентами, как «В упор», «Клют», «Злые улицы», «Таксист»[6]. Атмосфера всеобщей подозрительности с оттенком паранойи царит в многочисленных политических триллерах того времени («Три дня Кондора» С. Поллака, «трилогия паранойи» А. Пакулы).

Постнуар

В рейгановскую эпоху задача ревизии жанра и развенчания его мифов теряет актуальность; Голливуд возвращается к игре по жанровым законам. Характерна судьба двух выпущенных в 1981 году фильмов: «Путь Каттера», снятый в лучших традициях «Долгого прощания» и «Китайского квартала», прошёл практически незамеченным, в то время как «Жар тела», повторяющий сюжет «Двойной страховки» (1944), ждал шумный успех. Благодаря этому в моду входят ремейки классических нуаров («Почтальон звонит дважды», «Наперекор всему», «Ночь и город»)[4]. Нуаровые ситуации переносятся в совершенно фантастические координаты («Бегущий по лезвию», «Тёмный город»)[4]. В фильмах братьев Коэнов «Просто кровь» и «Перекрёсток Миллера» нуар сгущается до полного абсурда и переходит в чёрный юмор.

В 1990-е годы традицию нео-нуара продолжают фильмы «Секреты Лос-Анджелеса», «Обычные подозреваемые», «Мементо» и другие[4]. В постнуаре силён элемент субъективизма, многие события оказываются порождены расстроенным сознанием главного героя. Вслед за «Таксистом» М. Скорсезе (1976) источник зла перемещается извне в сердце главного героя, который не только испытывает соблазн перейти на сторону зла (воспринять преступные методы борьбы с преступностью), но и не находит для себя другого выхода, кроме как уступить этому соблазну (например, в фильме Д. Финчера «Семь», 1995).

Примеры

Следующие фильмы с теми или иными оговорками причисляют к современным формам «нуара» («пост-нуар», «нео-нуар»):

Примечания

dic.academic.ru

Что такое «Нуар»?

Нуар — от французского Noir (черный). «Film noir» — «черный фильм», именно так в 1946 году охарактеризовали французские кинокритики направление американского кино. Впрочем, во Франции подобные фильмы уже снимались, но не в столь больших количествах, как в сороковых-пятидесятых годах в Америке.

Основным для этого стиля стал самый пессимистический настрой и общее циничное отношение ко всему, будь то собственная или чужая жизнь. Основным цветом — черный, которого было необычно много даже для черно-белого кино. Основные герои и антигерои — понятие относительное. Это не два полюса, это скорее «Здесь все сволочи и ублюдки, но вот у этого хотя бы есть совесть». Один из шуточных ответов на вопрос «Как определить, кто в нуар-фильме положительный герой» звучит как «тот, кто в конце остается в живых». И это, стоит признать вполне действенный способ, а как иначе определить — можно ли считать убийцу, вора, проститутку или продажного полицейского главным положительным героем? Все относительно.

Именно в этих фильмах стали уделять большее внимание психологическим переживаниям героев, зачастую превращая простую историю об убийстве в шедевр за счет внесения в него сомнений, фобий и мыслей человека, оказывающегося на грани своих возможностей или в одиночестве против общества. И именно эти штрихи к портрету могут стать еще одним признаком относительно положительного героя.

В этом жанре, или стилистике, как вам будет угодно, отсутствие хэппи-энда — это обычное явление. То есть момент, когда виновник всех проблем главного героя наказан, а главный герой находится при смерти, уже можно считать очень счастливым концом. Полная противоположность оптимистическим и мотивирующим фильмам, в которых если уж прощаются с главным героем, так богатым, в его собственном доме и с любящей женщиной в придачу.

Кстати, именно из этих фильмов пошел в жизнь образ женщины-вамп, которая зачастую играла по своим правилам и, обычно, влюбляла в себя главного героя, чтобы потом его использовать. Или использовала, а потом влюблялась.

Как несложно догадаться, в основе большинства фильмов этого стиля лежал криминальный или детективный сюжет, обычно из времен Великой Депрессии с гангстерскими войнами, коррупцией и общим чувством безысходности и неуверенности в будущем. А символом подобных фильмов принято считать частного детектива, который ввязывается в достаточно запутанные истории. Вспомните — темные дома, вечный дождь, крутой парень в плаще и шляпе, натянутой на глаза, стоящий под мерцающим фонарем. Вот именно это и есть Нуар.

В чем же причина популярности этого жанра именно в то время? Ну, точно судить не возьмусь, но, может быть, и в том простом факте, что снимать подобные фильмы можно было без особых затрат — в основном ночью и на натуре, без использования каких-либо ухищрений. Да и общая увлеченность в то время детективами и прочим, как сейчас это называется, «Pulp Fiction» — легким чтивом, сыграла свою роль.

Публике, пережившей ужасы войны, предстояло пережить еще более страшные фобии: преступность, красная угроза из-за рубежа, экономический кризис, что не могло не отразиться на репертуаре кинозалов. Да и цензура после войны стала более «покладистой», пропуская на экраны то, что раньше пройти не могло.

В дальнейшем нуар вышел из своей криминальной направленности, перейдя в соседние жанры, психологические триллеры и драмы. И что самое интересное — он проник и в литературу, все в те же самые детективы. «Снег, похожий на пепел, падал с небес, чтобы тут же быть проглоченным бесконечной тьмой, холодный ветер, словно пришедший из мира мертвых, срывал с костей плоть и уносил с собой частички моей души» — это тоже нуар.

В наше время этот стиль (или течение, как вам будет удобнее) плавно возвращается к жизни. Правда, многие критики уверены, что это нужно называть нео-нуар, мотивируя, что, во-первых, подобные фильмы в цвете уже не столь стилистически чисты, а во-вторых, нынешний зритель привыкший к частой смене кадров, насыщенности картинки и активным действиям, не сможет понять классический нуар, где все подчинено простоте. Впрочем, вышедший на экраны «Город Грехов» в какой-то мере поддерживает эту традицию. Но в этом фильме все сделано так в основном только из-за первоисточника — графических новелл Фрэнка Миллера. Вот уж где простота изображения, так это там. И это тоже нуар.

Как видно, уважаемый читатель, нуар — это не просто жанр кинематографа, как считают многие. Это еще и жанр книг, комиксов, фильмов и даже компьютерных игр — вспомните «Max Payne» — нуар в современном мире со всеми его «достопримечательностями» — безысходностью, криминальными структурами, одиночеством главного героя против огромного замороженного города, цинизмом и несгибаемым желанием простого полицейского под прикрытием докопаться до ответа «Кто стоит за всем этим». Ну, и роковые красавицы тоже там есть, и они тоже играют по своим правилам.

Нуар старой школы Мальтийский сокол (The Maltese Falcon) Двойная страховка (Double Indemnity) Просыпаюсь с криком (I Wake Up Screaming) Прощай, любимая (Farewell My Lovely) Живой или мертвый (D.O.A.)

Нео-нуар Город тьмы (Dark City) Черная орхидея (Black Dahlia) Отступники (Departed) Город Грехов (Sin City) Графические новеллы Фрэнка Миллера

Серия игр Max Payne

shkolazhizni.ru

нуар - это... Что такое нуар?

  • нуар д'ос — * noir d os. Черная краска. Черная жженая кость, костяная чернь. Виннер 1950 350 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • нуар — сущ., кол во синонимов: 1 • кинофильм (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Нуар — У этого термина есть другие значения: см. Нуар (значения) Нуар (фр. noir  «чёрный»)  направление в американском кинематографе 1940 х  1950 х годов, позднее распространившееся в ряде европейских стран, а также в Японии. Единого общепринятого… …   Википедия

  • Нуар — (Ivan Salmon, известный под именем Victor Noir) французский журналист, застреленный 10 января 1870 г. принцем Пьером Бонапартом (см. соотв. статью., где ошибочно сказано, что принц убил Н. на дуэли). Паскаль Груссэ (см. соотв. статью),… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • НУАР — ( Noir), Виктор (псевдоним; наст. имя и фам. Ив Сальмон (Salmon)) (27.VII.1848 10.I.1870) франц. журналист. В кон. 60 х гг. сотрудничал в радикальных газетах. В янв. 1870 стал секундантом франц. публициста и политич. деятеля П. Груссе, вызвавшего …   Советская историческая энциклопедия

  • нуар — з.б.п., нуæрттæ …   Орфографический словарь осетинского языка

  • нуарæвæрд — з.б.п., мин …   Орфографический словарь осетинского языка

  • Нуар — НУАРЪ, франц. гор. въ Арденнск. деп нтѣ. Дѣло 29 авг. 1870 г. между войсками V франц. и XII саксонск. к совъ, во время движенія Шалонской арміи Макъ Магона на соединеніе съ Базеномъ (см. Франко прусскія войны1). Рано утр. 29 авг. XII к съ б.… …   Военная энциклопедия

  • НУАР-ПУАНТ — (фр.). Технич. название натуральных черных страусовых перьев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • нуар де бужи — * noire de bougie. Название краски. Ламповая копоть, масляная сажа, кунжутная сажа, чернила копченые, ламповая черная, сажа смоляная, сажа терпентиная Noire de bougie. Виннер 1950 362 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

dic.academic.ru


Смотрите также