Новый иерусалим что это такое


Новый Иерусалим в Подмосковье: описание, история, экскурсии :

Новый Иерусалим в Подмосковье – это уникальное место, куда устремляются как паломники, так и те, кто интересуется историей православия, архитектурными достопримечательностями и памятниками русского зодчества. Да и для других путешественников этот комплекс будет интересным. Сюда приезжают люди, которые хотят посетить святые места перед большими религиозными праздниками, особенно на Пасху. Где находится Новый Иерусалим в Подмосковье? Можно сказать, что на пути между двумя другими крупными, популярными и известными монастырями, которые тоже являются обязательными для паломничества – Саввино-Сторожевским (Звенигород) и Иосифо-Волоколамским.

Новый Иерусалим в Подмосковье: как доехать?

Жителям столицы до этого паломнического центра, можно сказать, рукой подать. Добраться туда легко. Если вы хотите воспользоваться общественным транспортом, сядьте на электричку на Рижском вокзале. Станция будет называться «Истра». Затем пересаживаетесь на автобус и выходите на остановке «Музей». Можно еще сесть на этот же поезд при выходе со станций метро «Дмитровская», «Войковская» или же «Тушинская». Электричкой можно доехать до остановки «Новоиерусалимская», и тогда вы доберетесь до комплекса пешком, если свернете вправо от путей, следуя по ходу поезда. А если вы на собственном автомобиле, тогда езжайте прямо по Волоколамскому шоссе до выезда из города Истра. Затем возле Бужарово нужно повернуть направо, а через пятьсот метров - налево. Можно еще ехать по Новорижскому шоссе. На сорок седьмом километре надо съехать на трассу А 107. Еще через девять км вы увидите поворот у Бужарово. Но чтобы не заблудиться, надо знать, где именно расположен Новый Иерусалим в Подмосковье. Адрес его таков: Набережная 1, Истра.

История

Монастырь на этом месте был основан патриархом Никоном в середине семнадцатого века. Сюда же он уехал после того, как впал в немилость, прожил здесь последние восемь лет и окончил свои дни. После смерти Никона монастырь Новый Иерусалим в Подмосковье был на какое-то время предан забвению, но затем потихоньку стал восстанавливаться. Однако на его долю выпало много испытаний. В тысяча семьсот двадцать шестом году здесь случился пожар, который уничтожил большинство построек. Но затем монастырь пережил расцвет. В девятнадцатом веке это была самая богатая обитель в окрестностях. А вот после революции семнадцатого года его закрыли и превратили в музей. Во время Великой Отечественной войны здесь шли сражения, и монастырь был разрушен дотла. Но в пятидесятых годах двадцатого века было принято решение отреставрировать этот памятник архитектуры. Полностью он был восстановлен перед московской Олимпиадой. А в 1994 году он снова стал функционировать как культовое сооружение под названием Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

Концепция

Главной достопримечательностью комплекса является Воскресенский собор. Его и в семнадцатом веке стали строить первым. Патриарх Никон хотел, чтобы этот храм, да и весь монастырь Новый Иерусалим в Подмосковье сделался копией своего прообраза в Палестине. Поэтому даже холмы, горы и реки вокруг переименовали. Холм, на котором стоял монастырь, искусственно насыпали выше и назвали горой Сион. Русло реки изменили, а ее саму нарекли в этом месте Иорданом, а ее приток - Кедроном. Да и окрестные земли стали называть библейскими именами – гора Фавор, Гефсиманский сад, Вифания… Идея Патриарха о воссоздании в Подмосковье палестинских христианских святынь прижилась и принесла монастырю славу и доход.

Собор

Воскресенский собор, воссоздающий до мельчайших подробностей храм Гроба Господня в Иерусалиме (говорят, что при его строительстве использовались даже аутентичные чертежи), состоит из трех частей и более тридцати приделов. Центр его перекрыт куполом на четырех колоннах. Восточная часть напоминает хоры западноевропейских романских церквей. А западная представляет собой ротонду, повторяющую облик часовни над Гробом Господним (кувуклию). Однако Новый Иерусалим в Подмосковье – не просто копия палестинской святыни. Декор и внутреннее убранство храма – уникальные. Это прежде всего архитектурная керамика, которой украшены фасад и интерьер. Над ней работали лучшие мастера в этой области, в том числе и Степан Полубес. Особого внимания заслуживают также трехъярусные иконостасы в восемь метров высотой. Изразцы собора не имеют себе равных в русском зодчестве. Во время реставрационных работ многие керамические детали были воссозданы в стиле семнадцатого века, как это было при Никоне.

Архитектурный ансамбль

К главному храму примыкает с восточной стороны подземная церковь Константина и Елены. Ведь Новый Иерусалим в Подмосковье своей планировкой напоминает комплекс в Палестине, а там этот храм выдолблен в скале. Церковь украшена в стиле барокко. Особенно славится ее медный иконостас. В церкви также есть кладезь «Живоносный источник». До войны рядом с собором была колокольня, разрушенная во время военных действий. Но в две тысячи четырнадцатом году ее отреставрировали. Отлили также новые колокола. Сохранились на территории монастыря и исторические помещения, как, например, палаты царевны Татьяны Михайловны. Монастырь окружен крепостной стеной толщиной до трех метров и протяженностью около километра. Сооружение предназначалось для оборонительных действий. По периметру стены идет дорожка для обхода между рядами бойниц. Все башни стены тоже имеют «палестинские» названия.

Некрополь

Новый Иерусалим в Подмосковье известен еще и тем, что здесь скопированы захоронения храма Гроба Господня в Палестине, где, согласно легендам, погребены Адам и ветхозаветный первосвященник Мелхиседек. Некрополь этот находится в Воскресенском соборе. Интересно, что сам Никон завещал похоронить себя именно на том символическом месте, где должна быть могила Мелхиседека. Кроме надписей и табличек, сообщающих о том, кто покоится в палестинском храме, в некрополе есть и настоящие погребения. На тех местах, где в Иерусалиме хоронили патриархов, здесь покоятся настоятели монастыря. Кроме того, здесь есть гробницы многих известных людей, в том числе жены и сына полководца Александра Суворова.

Реликвии

Поездка в Новый Иерусалим (Подмосковье) предполагает и посещение святых мощей паломниками. В монастыре есть множество известных реликвий, почитаемых верующими православными. Это и мощи великомученицы Татьяны, и крест, переданный палестинскими иноками. Он считается наиболее ценным из всего, что имеется в Новом Иерусалиме. Ведь в нем, согласно преданию, находятся частички Креста Господня, который был разбит во время взятия города Салах-ад-дином. А гробница патриарха Никона, как говорят, является местом, где происходят чудесные исцеления.

Новый Иерусалим в Подмосковье: музей и парк

Мы уже упоминали о том, что в двадцатых годах прошлого столетия монастырь был закрыт. На его месте создали музей, который вначале был краеведческим, а затем историко-архитектурным. В 1994 году было принято решение о передаче ансамбля монастыря русской православной церкви. Согласно ему музей должен был быть выведен с территории Нового Иерусалима в несколько этапов.

В 2012 году фонды и в самом деле переехали на новое место. Оно расположилось в непосредственной близости от монастыря, чтобы не нарушать единства культурного наследия. К тому же концепция музея предполагает, что архитектурный комплекс семнадцатого века должен доминировать в экспозиции. Выставочная площадь – около десяти тысяч квадратных километров. Его фонды считаются богатейшими на территории Московской области.

На территории музея есть парк, где можно полюбоваться памятниками деревянного зодчества девятнадцатого века. Это крестьянское жилье (усадьба Кокориных), часовня Богоявления, романтическая ветряная мельница. В богатой избе можно ознакомиться с аутентичными предметами интерьера позапрошлого века. Часовня воссоздана по рисункам восемнадцатого столетия. А на мельнице мололи муку вплоть до пятидесятых годов двадцатого века. Для детей в музее предусмотрено множество интерактивных программ, а для туристов организовывается катание на лошадях.

Экскурсии

Поездки в музей и монастырь устраивают из различных городов России. В основном из Москвы и Звенигорода. Чаще всего экскурсия в Новый Иерусалим в Подмосковье включает в себя посещение Воскресенского собора (в основном это придел Успения Богородицы и могила Никона), подземной церкви Константина и Елены, а также музейного парка. Летом туристам разрешают подняться на крепостную стену монастыря и осмотреть окрестные виды. Зимой можно посетить различные выставки. В усадьбе Кокориных сдают напрокат костюмы богатых крестьян для фотосессии. Интересно, что в парке музея, где расположена выставка деревянного зодчества, снимались многие известные российские фильмы, такие как «Адмирал», «Юные годы Штирлица» и другие. Открыт комплекс для туристов с десяти утра до пяти (летом – до шести) вечера, а выходные дни - в понедельник и каждую последнюю пятницу месяца.

www.syl.ru

Истра в Новом Иерусалиме: как добраться, что посмотреть?

Среди интересных мест в Подмосковье особое занимает Истра в Новом Иерусалиме, а как добраться до этого города и что посмотреть в нем, может подсказать любой путеводитель или справочник для путешественников по Московской области.

Что посмотреть?

Хотя г. Истра ассоциируется с Новым Иерусалимом, когда-то заложенным патриархом Никоном в точном соответствии с библейскими местами, помимо религиозных памятников здесь есть много всего другого, не менее интересного.

happy-galla.ru

Осмотреть этот небольшой город полностью вполне можно за один день, причем до всех его достопримечательностей можно дойти пешком.

Оказавшись здесь, нужно увидеть:

  1. Новоиерусалимский монастырь со всеми его соборами, башнями, внутренними церквями и постройками.
  2. Силоамская купель.
  3. Гефсиманский сад.
  4. Скит патриарха Никона.
  5. Музей деревянного зодчества.
  6. Конюшни и скотник.
  7. Деревянные скульптурки из сказки про курочку Рябу.
  8. Музей (выставочный зал) «Новый Иерусалим».
  9. Мост для пешеходов с одним пилоном.
  10. Места, связанные с А.П. Чеховым.
  11. Площадь Революции.
  12. Городской парк.
  13. Дом культуры и отдыха.
  14. Вознесенская церковь.
  15. Сквер с мемориалом павшим защитникам и освободителям Истры и крестом Никона.
  16. Театр драмы Истры.
  17. Пожарный корпус и его музей.
  18. Рынок «Фермерский дворик».
  19. Церковь Жен Мироносиц.
  20. Скульптуры у школы Искусств.
  21. Площадь Дружбы.

В город Истра нужно ехать в погожий день, с комфортной температурой и в удобной обуви. Если будет лить дождь, будет холодно или же устанут ноги, то вместо обилия позитивных и светлых эмоций останутся только плохие воспоминания.

Монастырский комплекс

Осмотр Новоиерусалимского монастыря в Истре нужно начать с Воскресенского собора, его главной архитектурной и смысловой доминанты.

Воскресенский собор

Внешне собор интересен не только причудливым сочетанием архитектурных стилей, сделавшим его похожим на теремок из народных сказок, но и красивыми фризами, бордюрами и наличниками из керамики, с одной стороны похожими на вологодские кружева, а с другой – очень напоминающие что-то индийское и ближневосточное.

stoneblock.ru

Глядя издали на Воскресенский храм Новоиерусалимского монастыря невозможно пропустить не колокольню или крыльцо, а большую ротонду, сверкающую тяжелым куполом-шатром с диаметром в 18 метров и тремя рядами слуховых окон. Благодаря этим окнам в ясный день внутри создается неповторимое освещение, что тоже является аргументом в пользу экскурсии при хорошей погоде.

Внутри храма, в центральной части ротонды стоит кувуклия, в точности имитирующая оригинальную кувуклию из гробницы в израильском храме Гроба Господня. Здесь же находится икона Божьей Матери, знаменитая «Троеручица» с человеческой кистью из серебра.

С этой иконой связана интересная полуистория-полулегенда. К сожалению, посмотреть на нее вблизи очень сложно, потому что перед «Троеручницей» всегда «насмерть» плотными рядами стоят как на коленях, так и обычно, толпы верующих.

Поэтому намного проще осмотреть не икону, а камень Помазания и гигантский золотой иконостас из 12 ярусов.

mtdata.ru

Очень интересны переходы в соборе, на голубом фоне стен, с обилием лепнины в духе позднего барокко, можно увидеть иконы-картины, представляющие библейские сюжеты. Религиозные каноны живописи на них сведены к минимуму, причудливо переплетясь с классическим исполнением, напоминающим работы мастеров Возрождения. Очень необычно и действительно красиво.

Подземная церковь

Появление церкви Константина и Елены связано с легендой о найденном, разумеется, не в Истре, а в Израиле, кресте, на котором был распят Иисус. По преданию, исполняя повеление императора Константина, крест обнаружили на глубине 6 метров. Именно настолько и заглублена эта церковь, вниз ведут всего лишь 33 ступени.

worldpics.pro

Экскурсии именно в этом месте не особо интересные, гиды говорят много, но совершенно ни о чем. Лучше побродить внутри, просто читая таблички. Очень интересно выглядит ров, предназначенный для отвода в сторону грунтовых вод. Он облицован белыми изразцами и создает издали впечатление известняковой прожилки. Многие туристы бросают в него монетки.

Палаты и церковь Рождества Христова

Храм Рождества Христова представляет собой не только церковное здание, это единый комплекс, который объединяет:

  • церковь;
  • трапезные палаты с тремя залами;
  • покои настоятеля;
  • больничные палаты;
  • квасные погреба;
  • мастерские палаты солодежников и кузнецов;
  • караульные.

Комплекс часто называют палатами царевны Татьяны Михайловны, это связано с тем, что все здания были выстроены на ее деньги и с учетом ее пожеланий.

towntravel.ru

В принципе, это единственное место здесь, где иерусалимская ассоциация отсутствует полностью, так же, как и копирование библейских мест. Экскурсии по палатам очень интересные, особенно те, которые рассказывают об устройстве квасного производства и погребов, о статусном разделении трапезных и об обустройстве караульных.

Все здания выстроены строго в привычном национальном варианте барокко, то есть похожи на постройки московского Кремля, теремки и так далее.

Церковь Входа Господня

Расположена прямо над центральными воротами, которые являются ее составляющей частью.

photoshutter.ru

Символизирует вход Иисуса в Иерусалим и составляет единый архитектурный ансамбль со стенами и башнями.

Защитные постройки

У Нового Иерусалима в Истре есть и оборонительные постройки, экскурсионная программа которых позволит отвлечься от обилия информации, связанной с религиозными сооружениями.

worldpics.pro

Оборона Нового Иерусалима в Истре включает в себя:

  1. 9 башен.
  2. Стены с толщиной 3-4 метра и высотой 9,6 метров.
  3. Бойницы в 3 ряда, позволяющие вести подошвенный, навесной (машикули), ружейный бой.
  4. Внутренний парапет и «боевые» ходы.

Это очень серьезно и даже прогрессивно для военного искусства 17-18 веков и характеризует истринский монастырский комплекс, как практически неприступную крепость.

Каждая из башен увенчана «шатром» со световым барабаном, а названия свои они получили, разумеется, в соответствии с наименованиями ворот Старого Города в Израиле. Рядом с башнями есть постаменты с пушками, бывшими на вооружении монастырского подворья от 17 до 19 веков.

taiellor.ru

За пределами территории, напротив Иноплеменничьей башни, расположен источник с родниковой и освященной водой – Силоамская купель. Экскурсии по монастырю спускаются к нему, поэтому отдельно обходить стены с целью увидеть родник не нужно.

Выйти из комплекса Нового Иерусалима лучше всего через Елизаветинские ворота, так как они выходят сразу же в Гефсиманский сад, через который можно пройти к скитам, постоять над Истрой и продолжить прогулку уже за пределами стен, окружающих монастырские храмы.

Когда открыт монастырь и какова стоимость посещения?

Храмы и музеи монастырского комплекса открыты для посещений в таком графике:

  • со вторника по пятницу – с 10:00 до 18:00;
  • по субботам – с 10:00 до 21:00;
  • по воскресеньям – с 10:00 до 19:00.

Экскурсии доступны в этом же временном режиме, время работы гидов совпадает с часами работы музеев и храмов комплекса.

towntravel.ru

Распорядок работы касс несколько иной:

  1. Со вторника по пятницу время для покупки билетов – 10:00-17:30.
  2. В субботу время, в которое можно приобрести билеты – 10:00-20:30.
  3. В воскресенье – 10:00-18:30.

Время до закрытия, когда еще пускают туристов – 30 минут, но нужно понимать, что за полчаса осмотреть монастырь, его музеи и церкви просто не получится, даже поверхностно.

Что же касается ценовой политики, то посещение музеев, территории и церквей монастыря обойдется от 255 до 455 рублей. Сумма будет зависеть от того, какой перечень объектов будет выбран и будут ли требоваться услуги гидов.

На оплате экскурсий вполне можно сэкономить, у входа в комплекс и над его кассами есть подробная схема всего монастырского подворья, а гидов при желании можно послушать, стоя неподалеку от туристических групп, так как рассказывают они достаточно громко.

Видео: новоиерусалимский монастырь.

Как доехать?

Точный адрес этого интересного места – Истра, Новоиерусалимская набережная, строение 1. Из Москвы в Истру можно доехать на личном автомобиле, на автобусе и на электричке.

На автомобиле схема проезда: Волоколамское шоссе – Новорижское шоссе – Волоколамское шоссе. Съезд на Новорижское нужен для объезда пробок неподалеку от Красногорска. Если их нет, то можно на него и не сворачивать, а проехать до Истры напрямую по Волоколамскому.

В том, как добраться на автобусе, тоже нет ничего сложного. Рейсы отходят от остановочного пункта Тушино, это у выхода из метро на станции «Тушинская». Нужен автобус 372, отходит он очень часто, каждые 10-20 минут, начиная с 7:00 и заканчивая в 22:00. Стоимость – 114 рублей, билеты продают и водители, и кондуктора, если они есть. В пути автобус находится около часа, если не становится жертвой пробки.

blogspot.com

Отсюда же отправляются маршрутки и тут же ищут попутчиков-пассажиров частные водители.

Вся Московская область пронизана железнодорожным сообщением и путешествовать по ней удобнее всего именно на электричках. До Истры можно доехать с Рижского вокзала. Электрички ходят очень часто, первый поезд отходит в 4:10, а последний состав в Истру отправляется в 00:06.

Стоимость проезда на электричке составит:

  • 120 рублей – полный общий билет;
  • 60 рублей – стоимость для «льготников»;
  • 30 рублей – цена для детского билета.

Преимущества поездки в пригородном поезде очевидны:

  1. Доступность туалета, что важно всегда, но особенно актуально при поездке с детьми.
  2. Отсутствие опасности застрять в многокилометровых пробках, где одинаково стоят и автобусы, и маршрутки, и машины.
  3. Прибыв в Истру, по пути к монастырю можно увидеть много всего интересного, то есть, фактически сразу же начать познавательную прогулку.

В пути поезд находится от 1 часа 15 минут до полутора часов, что ничуть не дольше, чем поездка на автобусе, маршрутке или автомобиле.

Планируя съездить в Истру, нужно посетить официальный сайт Нового Иерусалима и уточнить, какие именно места монастыря доступны, нет ли изменений в рабочем графике и, разумеется, время проведения служб, во время которых всегда очень много людей, мешающих и осмотру, и простому передвижению по комплексу.

Также нужно понимать, что в этом месте нет ни одной целой оригинальной постройки, так как монастырь был полностью разрушен в ходе подмосковных боев во время войны. Здания восстановлены, в некоторых частично сохранились оригинальные фрагменты, некоторые выстроены заново «с нуля». На каждом из зданий есть соответствующие информирующие таблички, которые подробно описывают, что именно видит путешественник.

В целом Новый Иерусалим место интересное, устроено в нем все очень современно и удобно, варианты билетов тоже продуманы, единственное, чего не хватает многим обычным туристам, не паломникам, так это возможности подняться на колокольню для панорамного обзора.

turistigid.com

Поездка в Новоиерусалимский монастырь в Истре. Часть 1

В эту субботу мы с друзьями решили отправиться из Москвы на однодневную поездку в Истру, погулять по окрестностям, посетить Новоиерусалимский мужской монастырь, о котором многие слышали, но мало, кто посетил. Интересно также было посмотреть музей деревянного зодчества. Лето 2014 выдалось холодным и дождливым, нас не остановило это от поездки.

Истра. Новый Иерусалим

Новый Иерасалим 2017: отзыв о поездке в монастырь после реставрации

В субботу, несмотря на подготовку накануне, и настрой выехать в 9 утра, мы все дружно проспали, и погрузились в машину только в 12. Завели навигатор на смартфоне (достаточно было ввести официальный адрес монастыря г. Истра, улица Советская,д.2), он повел нас по Новорижскому шоссе. В Истру можно доехать по Волоколамскому шоссе, но там была большая пробка. Путь на автомобиле у нас занял порядка часа, несмотря на то, что расстояние от Москвы небольшое – всего 60 км.

К главному входу в Монастырь мы приехали около 15-00. Надо сказать, что если вы приедете сюда поздно, то вы ничего не успеете посмотреть, кассы и основные места для посещения открыты лишь до 16-30. Вход на территорию Новоиерусаимского монастырь открыт до 18-00.

Перед входом в монастырь находится бесплатная парковка для машин. Нам повезло – прямо перед нашим приездом освободилось местечко.

Новый Иерусалим. Площадь перед монастырем

На площади перед монастырем велась бойкая торговля всевозможными сувенирами, тусовались попрошайки, но к нам, походу, они побоялись подойти.

Если стоять лицом к монастырю, то по левую руку будет небольшое здание с вывеской «Экскурсионное бюро». Уточнив, есть ли свободные экскурсоводы, мы решили заказать индивидуальную экскурсию (стоимость1500 при осмотре полной экспозиции, 900 рублей – при осмотре только территории монастыря и Вознесенского собора). Вход на территорию самого монастыря бесплатный. Плата взимается только за возможность прохода по стенам, когда они открыты. В нашем случае проход был закрыт из-за реставрации.

Помимо заказа экскурсий, здесь можно было приобрести билеты на посещение музея деревянного зодчества, который находится за монастырем. Точнее сказать, посещение самой территории бесплатное, оплачивается только вход непосредственно в Избу, где представлены предметы крестьянского быта (50 рублей вход, 150 рублей фотосъемка). Билет мы все же купили, хотя даже заранее было понятно, что здесь кроется подвох.

Здесь же у экскурсионного бюро мы изучили карту монастыря и территории вокруг него.

Итак, через 5 минут вышла наша экскурсовод и повела на территорию Воскресенского Новоиерусалимского ставропигеального мужского монастыря.

Войдя в ворота, мы замерли от открывшегося нам вида на главный собор монастыря - Воскресенский собор и колокольню. Зрелище действительно было потрясающим: на фоне грозового неба величественно сверкали позолоченные купола.

Воскресенский собор

Здесь гид начала свой рассказ.

История монастыря уходит в далекий 17 век, когда патриарх Никон вместе с царем Алексеем Михайловичем задумали построить на русской земле аналог Палестины. Дело в том, что в те времена на Святой земле господствовала османская империя, и посещение Иерусалима для христиан было просто опасным. Истринские земли были выбраны не случайно – ландшафт позволял воссоздать святую землю в миниатюре: река Истра сыграла роль реки Иордан, окружающие монастырь холмы могли послужить аналогами  холмов, окружающих Иерусалим, парк за стенами монастыря был переименован в Гефсиманию.

В 1649 году в Москву Иерусалимским патриархом Пасием была привезена модель Храма гроба господня. Данное скульптурное изображение и было использовано при строительстве Воскресенского собора, который является копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме (хотя, внешне Собор совершенно не похож).

В 18-19 веках Новоиерусалимский монастырь был наиболее посещаемым местом паломничества, он играл важнейшую роль в духовном развитии России. После революции в 1919 году Монастырь был закрыт. На территории были открыты два музея.

Во время Великой отечественной войны территория монастыря была оккупирована немцами. Многие здания и постройки были разрушены, взорван был Воскресенский собор и колокольня. Этот вопрос был особо отмечен на Нюрнбергском процессе. В период 1950-х по 1990 годы проводились реставрационные работы, благодаря которым Новоиерусалимский монастырь восстанавливался из пепла, как птица феникс.

Даже сегодня можно увидеть следы от снарядов, которые были специально оставлены реставраторами для памяти об этих временах.

Новый Иерусалим. Следы войны

Сегодня на территории монастыря ведутся грандиозные работы. В 2014 году около Собора «выросла» колокольня, разрушенная в годы великой отечественной.

Главный собор внешне выглядит свежим и обновленным. Остальная же территория затянута сетками и лесами. Пройтись по стенам монастыря сегодня невозможно – они закрыты из-за работ.

Количество рабочих, которые ведут работы, около 1500 человек. Окончание восстановления монастыря намечено на 2016 год. Экскурсовод рассказала нам, что за работами лично следит Президент страны, прилетая сюда на голубом вертолете, правда, бесплатно кино не показывает и с Днем рождения не поздравляет.

Отдельно стоит отметить красивый керамический декор Вознесенского собора, кое-где даже сохранилась подлинный декор 17 века.

Воскресенский собор. Декоративные элементы

Воскресенский собор. Изразцы

После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы , воспользоваться услугами экскурсовода.

Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.

Воскресенский собор. План собора

Воскресенский собор. План собора

 

Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.

Новый Иерусалим. Внутри Собора

Купол собора уже расписан мастерами.

Воскресенский собор. Купол собора

Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

Новый Иерусалим. Иконостас

Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.

Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

Воскресенский собор. Ложа императора

Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности , так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.

Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.

Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило - из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора  выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа - символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.

Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

Изразец-лев

В этом же приделе можно поставить свечи. На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.

Прощальный взгляд на собор.

Воскресенский собор. Новый Иерусалим

В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.

Напротив входа в храм расположены палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря), восстановленные по старым гравюрам.

Палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря)

За Воскресенским собором находится церковь Рождества Христова, также открытая для посещения. Но так как у нас было ограниченное время (мы хотели успеть в музей деревянного зодчества), внутрь мы решили не заходить.

Церковь рождества Христова

Также на территории находится музей (в Трапезной и  Больничных палатах), в который мы также не попали из-за того, что время было ограничено. Спать надо было меньше.

Воскресенский собор можно осматривать очень долго, настолько красивы изразцы, которыми он украшен снаружи. Узор изразцов, которыми украшен собор, называется «Павлиний глаз», он был создан белорусским мастером  Степаном Полубесом (видимо его так прозвали за золотые руки).

Воскресенский собор

 

Воскресенский собор

Воскресенский собор. Изразцы

Воскресенский собор

Единственно, что разочаровало именно меня, это то, что на реконструкции был красивейший многоярусный купол Воскресенского собора. Но ничего, совсем скоро он предстанет во всей красе.

На этом наша экскурсия была завершена, и мы самостоятельно отправились в музей деревянного зодчества. Для этого, мы прошли по деревянному коридору вдоль стен монастыря. Согласно плану монастыря это место было «Гефсиманским садом».

Про нашу прогулку по Музею деревянного зодчества можно прочитать здесь.

Адрес: Московская область, г. Истра, улица Советская,д.2

Часы работы монастыря: ежедневно с 9-00 до 18-00.

На автомобиле до монастыря можно добраться по Новорижскому или Волоколамскому шоссе (надо будет проехать через город Истра). Расстояние примерно 45 км от МКАД

Своим ходом можно добраться на электричке с Рижского вокзала ( сесть также можно на станции Тушинская, недалеко от одноименного метро) до станции «Истра» или до «Ново-иерусалимской». Оттуда рекомендуется доехать автобусом до остановки «Монастырь», можно дойти и пешком – около 20 минут. Местные таксисты также могут вас довезти до монастыря.

Альтернативный вариант – добраться автобусом №372 от метро Тушинская Ехать надо будет до остановки «Почта». Здесь надо будет сделать пересадку и доехать до остановки «Монастырь».

Запись на экскурсии по телефону: 8-(496)-314-68-38  (с 10 до 16) и  8-(910)-461-18-57

shagau.ru

Ново-Иерусалимский мужской монастырь: где находится, фото, история, отзывы

Монастырь начали строить при патриархе Никоне в 1656 году. Работали и в то время, когда тот попал в опалу у царя Алексея Михайловича. Работы продолжались при Елизавете Петровне (18-й век) и при Екатерине Второй, после того, как монастырь пережил сильный пожар. В 19-м веке это был центр паломничества.

Во время богоборческих 1930-х, когда монастырь был уже давно закрыт, расстреляли местных монахов. И вдруг… пропала вода в святом источнике. Люди до сих пор не могут понять, как такое произошло. Рассказывают только, что вода появилась вновь, едва в конце 1990-х монастырь вернули церкви и освятили.

С тех пор принялись за восстановление былой мощи и красоты. Говорят, были случаи исцеления от самых страшных недугов. Но для этого, как уточняют местные, надо не только молиться с верой, но и делать по жизни добрые дела.

Монастырь окружен крепостной стеной, над воротами которой возвели Входоиерусалимскую церковь.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН Возле Ново-Иерусалимского монастыря протекает Иордан — так условно переименовали реку Истру.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН В Воскресенском соборе находится кувуклия с Гробом Господнем — туда всегда стоит очередь.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Вот что рассказал о Новом Иерусалиме Владимир Егоров, экскурсовод из Истры.

  • У одной из башен по периметру стены осиновая крыша. Как напоминание о предательстве: ведь Иуда повесился на осине. Именуется башня Гефсиманская, по названию сада, где предали Христа.
  • Крест для Голгофы привезли из Иерусалима. Во время Великой Отечественной, когда немцы взорвали Воскресенский собор и все было объято огнем, крест рухнул на землю, но не сгорел! После взрыва собора кувуклия с Гробом Господнем тоже уцелела. Предполагается, что люди будут приезжать не просто посмотреть на архитектуру, но и помолиться. Ведь человек приходит в дом к Богу, как ребенок приходит к отцу. У патриарха Никона была идея объединить здесь людей, чтоб они вместе приезжали, молились, ценили жизнь и друг друга, желали друг другу добра.

Воскресенский собор

На первом и втором ярусах Воскресенского собора находятся 44 церкви.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Внутри него находятся 44 церкви на первом и втором этажах. Поочередно в них (но не во всех) идут службы. Здесь же находится кувуклия с Гробом Господнем. Туда всегда стоит очередь: не пугайтесь, идет она быстро. У входа в кувуклию внимательно посмотрите на пол: реставраторы оставили часть старого настила из булыжников. Представьте, сколько веков до вас по нему ходили люди! И сам Никон, и царь Алексей Михайлович. Не забудьте запрокинуть голову вверх: над вами раскинется невероятной красоты купол высотой примерно с 12-этажный дом. В диаметре он 28 метров, это почти десятиэтажка.

Иордан

По пути к Иордану вы увидите скит патриарха Никона. Сейчас его можно осмотреть только снаружи.Фото: Ирина БЫСТРОВА, lori.ru

По пути к реке вы увидите скит патриарха Никона. Внутрь никого не пускают, но вы отчетливо представите, как он жил тут, ходил на рыбалку, принимал гостей, омывая… им ноги. Да-да, была такая традиция.

Храм Константина и Елены

С восточной стороны к Воскресенскому собору примыкает церковь Константина и Елены.Фото: Ольга МЕДВЕДЕВА

Римский император, принявший христианство, и его мать, которая в четвертом веке нашла место погребения Иисуса, — храм их имен стоит в Новом Иерусалиме.

Святой источник

В 1930-х годах вода в источнике вдруг пропала и появилась вновь в конце 20 века, когда монастырь был возвращен верующим.Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

33 ступени вниз (по числу земных лет Христа) от храма Константина и Елены — и вы у источника. Того самого, который вдруг заглох в годы богоборчества, будто наказывая за неверие и издевательство над храмами. Источника, в котором больше никогда не должна пропасть вода.

Какие святыни хранятся

  • Гроб Господень. Главная святыня, которая есть в Ново-Иерусалимском монастыре. Он находится в кувуклии — небольшой купольной часовне: точь-в-точь такой же, как в израильском Иерусалиме.
  • Голгофа с крестом. «Голгофа» с еврейского переводится как «лобное место». То место, где был распят Иисус. Обратите внимание на кипарисовый крест внутри Голгофы. Патриарх Никон заказал его в Палестине.
  • Мощи Святой Татьяны, привезенные из Иерусалима еще при царе Алексее Михайловиче его сестрой. Она сама паломником ездила в святые места. Достоверно неизвестно, как именно она добиралась, но есть свидетельства, что в те времена многие паломники шли на палестинские земли пешком.

Нажмите, чтобы посмотреть панораму Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря

Колокольни монастыря обожал писать кубист Аристарх Лентулов, четыре его работы посвящены “копии святой Земли”. Вспоминали золотые купола, мелодичный говор звонницы и камень миропомазания поэты Сергей Панченко, Федор Кормухин, Александр Бобров.

Впрочем, Ново-Иерусалимский монастырь и сам по себе является храмом искусства, ведь еще недавно в его стенах располагался музей с одноименным названием. Его фондовое собрание насчитывает 180 тысяч единиц и включает археологические, исторические, этнографические и художественные коллекции. Посмотреть на шедевры Айвазовского, Шишкина, Левитана, Пикассо, Кустодиева, Дюрера, Фалька, Фаберже приезжали из Москвы и многих других городов.

Слева: фрагмент картины А. Лентулова «Церкви. Новый Иерусалим» (1917)/РепродукцияСправа: фрагмент картины А. Лентулова «Ворота с башней. Новый Иерусалим» (1917)/Репродукция

Три года назад музей получил собственное здание в 300 метрах от монастыря, и почти сразу же здесь открылась постоянная экспозиция “Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI — начала XX века”. Здесь собраны предметы живописи, иконописи, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства из коллекции музея. Большая часть поступила в собрание музея в послереволюционный период.

Теперь посетители могут увидеть еще и экспозицию “Особая кладовая”. Она объединяет предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов 16–20 веков: шитье, предметы церковного обихода, произведения русских мастеров эмали и бытового серебра.

Экспертное мнение

Архимандрит Феофилакт, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря:

«Окрестности Истры изменили на библейские прообразы»

— Новый Иерусалим — живое воплощение пятого Евангелия (так называют Святую Землю), в котором сама земля и все, что на ней благовествуют о днях земной жизни Иисуса Христа. Явление уникальное, не имеющее аналогов в мировой христианской культуре. Здесь даже названия окрестностей Истры были условно изменены на евангельские или библейские прообразы. Так река Истра становится Иорданом, четыре холма под монастырем стали горами Сион, Елеон, Фавор и Ермон, появляется Гефсиманский сад и Кедронский поток, образуются свои Вифлеем, Назарет, Галилея и Вифания, возникает Иудина земля и Иосафатова долина.

Для Нового Иерусалима очень актуальны слова народной мудрости: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому, чтобы лучше понять феномен личности Святейшего Патриарха Никона и оценить его грандиозный замысел, увидеть красоту и благолепие созданной им святой обители, стоит посетить этот монастырь.

Александр Авдеев, доцент кафедры истории России и архивоведения исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университет:

«Надписи в Воскресенском соборе содержат шифр»

— В стенах монастыря патриарх Никон создал интеллектуальную школу, и с произведениями его учеников, вырезанными на белокаменных плитах, можно ознакомиться в Воскресенском соборе. Справа от южного входа в собор можно увидеть огромную надпись – стихотворную летопись, посвященную истории создания Воскресенского монастыря. А на белокаменной плите, установленной в изножии гробницы патриарха Никона, высечена стихотворная эпитафия Святейшему, автором которой был его ученик, архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря Герман. Обе надписи содержат загадку для любознательного читателя: по первым буквам каждой строки можно прочитать, кто и с какой целью создал эти произведения.

Электричка

С Рижского направления до станции «Истра». Далее — пересадка на автобусы №32, 33 до остановки «Монастырь» или №4, 40, 46, 48 до остановки «Монастырь». Либо до станции «Новоиерусалимская» и далее пешком по тропе паломника (минут 40 ходьбы)

Автобус

№372 от метро «Тушинская» до станции «Истра». Далее на автобусе №32, 33, 4, 40, 46, 48 до остановки «Монастырь»

Машина

По Волоколамскому или Новорижскому шоссе до Истры, ул. Советская д.2, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

www.kp.ru

Новоиерусалимский монастырь: как добраться и режим работы 2019, адрес и официальный сайт

Фото Новоиерусалимского монастыря

Расписание электричек Тушино - Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская - Тушино

Расписание электричек Курский вокзал - Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская - Курский вокзал

Расписание электричек Рижский вокзал - Новоиерусалимская

Расписание электричек Новоиерусалимская - Рижский вокзал

Новоиерусалимский монастырь – это одна из самых известных и почитаемых обителей центральной части России, главной особенностью которой является то, что расположенный здесь Воскресенский собор построен по образу и подобию Храма Гроба Господня на Голгофе в Иерусалиме, хотя внешне обители совсем не похожи друг на друга.

Московская область, Истра, ул. Советская, дом №2

  • На электричке - от Рижского вокзала, Курского вокзала или от станции «Тушино» (рядом находится одноименная станция метро метро). Стоимость проезда от станции «Тушино» меньше, чем от вокзалов, однако в летний сезон поезда могут быть переполнены из-за дачников. Ехать до станции «Истра» или «Новоиерусалимская». Затем идти пешком около 20 минут (2 км), также до обители можно добраться на автобусе, ехать до остановки «Монастырь»
  • На автобусе - от метро «Тушино» до города Истра курсирует автобус № 372, следовать до остановки «Почта», время в пути составит примерно час.

Осмотреть обитель можно с 9:00 до 18:00 часов.

  • Вход на территорию бесплатный
  • Имеется экскурсионное бюро, экскурсию можно заказать заранее по телефону +7 (49831) 4-68-38 и +7 (910) 461-18-57 с 9:00 до 18:00.
  • Внимание! Не путайте Новоиерусалимский монастырь и музейный комплекс «Новый Иерусалим», который обладает богатым собранием художественных и исторических ценностей. Вход в музейный комплекс «Новый Иерусалим» платный.

С высоты птичьего полета Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укрепленная крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители.

В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан:

  • Голгофа – небольшая скала, где был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место)
  • Кувуклия – небольшая часовня с Гробом Господень, место погребения Христа
  • Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.

Голгофа, место распятия Христа, расположена на втором ярусе храма, к ней ведет лестница, устроенная справа от главного входа. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем. Также здесь установлен камень с трещиной, имитирующий скалу, расколовшуюся в момент смерти Спасителя, когда на нее пролилась кровь Христа.

С западной стороны к храму пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.

В храме рядом со входом находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, здесь его умащивали миром (благовонным маслом) и подготовили к погребению.

В Новоиерусалимском монастыре, как и в Иерусалиме, вход в храм расположен с южной стороны. В восточной части расположена подземная церковь святых Константина и Елены, находящаяся на глубине в шесть метров. Сохранилось предание, что именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест. Израильский храм Константина и Елены вырублен в скале.

Кроме того, на территории Новоиерусалимского монастыря находятся храмы, построенные в конце XVII века:

  • Трапезная церковь Рождества Христова – в западной части обители
  • Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.

По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра. Протяженность ограды – около 1000 метров, а высота – 9 метров. В углах и изломах построено 8 башен, имеющих художественное значение, их названия совпадают с названиями башен старого города Иерусалима.

Некрополь храма расположен около церкви Константина и Елены, а также внутри собора, где похоронены многие уважаемые люди, в том числе и основатель обители Патриарх Никон.

Главки собора возвышаются над приделами, расположенными за главным алтарем. В трех приделах можно увидеть иконостасы, созданные еще при патриархе Никоне.

Из истории

В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.

Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе – гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании - сада у подножия Елеонской горы.

В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.

Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658 – 1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.

После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.

Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.

Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.

Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.

Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор – павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.

Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.

При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.

В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор – были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.

Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году - купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.

В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья - Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

+7 (49831) 4-68-38 и +7 (910) 461-18-57

n-jerusalem.ru

www.msk-guide.ru

Новый Иерусалим

В прошлом номере нашей газеты упоминался Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой. Он был построен как копия Храма Гроба Господня, возведенного крестоносцами в середине XII века. А в XIX веке храм-копия послужил своему первообразу во время масштабной реставрации главной христианской святыни. Сегодня мы предлагаем нашим читателям отправиться в паломничество в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

Русская Палестина

Размах и красота монастыря удивляет паломников, но еще более поражает величественный замысел его основателя. Патриарх Никон задумал Новый Иерусалим как точную топографическую и архитектурную копию Святой Земли. В XVII веке дорога в Иерусалим и обратно занимала у паломников 13 лет. Нужно было пройти несколько стран, в том числе мусульманских, подвергая себя смертельной опасности. Паломник мог заболеть и умереть, не дойдя до цели. А посетить Новый Иерусалим могло гораздо большее количество русских людей.

Кроме того, этот масштабный церковно-государственный проект был призван продемонстрировать возросшее значение России как оплота мирового Православия, наследницы Византии, а самого русского царя Алексея Михайловича представить вторым Константином, благочестивым поборником истинной веры. В это время Иерусалим воспринимался как символ, который можно «переставлять по карте» и присваивать тому или иному географическому месту, он был синонимом религиозной столицы.

Никоновский проект интересен тем, что соединяет две совершенно разные традиции. С одной стороны, он наследует византийскую традицию, для которой Новый Иерусалим — это грандиозная икона Святой Земли. Однако обитель создается уже в середине XVII века, когда Русь испытывает огромное воздействие западной культуры. Поэтому патриарх стремился создать идеально точную копию реального Иерусалима XVII века.

В Палестину послали келаря Свято-Троицкого Сергиева монастыря иеромонаха Арсения (Суханова). Расстояния между святынями монах мерил выстрелами из лука и составил книгу «Проскинитарий» («Поклонник святых мест»). Документальными источниками для обустройства обители также стали широко известные в Европе гравюры итальянского художника Бернардино Амико с изображениями Храма Гроба Господня, Вифлеемской базилики, Елеонской часовни и других палестинских храмов. Патриарх Никон использовал также для строительства разборную модель Храма Гроба Господня, которую в 1649 году в Москву привез Иерусалимский патриарх Паисий.

Для строительства монастыря патриарх Никон выбрал местность к северо-западу от Москвы. Реку Истру, делающую в этом месте излучину, окружали холмы. Это позволяло максимально приблизиться к палестинскому первообразу. Истру в ее среднем течении стали называть Иорданом, протекающий рядом ручей — Кедроном, холм в их излучине — Сионом, холм к востоку от него — Елеоном, к северу, за рекой, — Фавором. На холме Елеон был установлен Поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.

В центре Русской Палестины находится Воскресенский собор — огромное сооружение, внутреннее пространство которого может вместить 16 тысяч человек (для сравнения — Храм Христа Спасителя г. Москвы вмещает 10 тысяч).

В образ и подобие

Ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря — один из красивейших в богатой истории древнерусского зодчества. Основанный в 1656 году, монастырь начал застраиваться каменными зданиями с 1658 года, и в последующие сорок лет его архитектурный облик полностью сформировался.

Воскресенский собор состоит из трех основных частей: подземной церкви во имя святых равноапостольных Константина и Елены, центральной части с главным престолом в честь Воскресения Христова и ротонды Гроба Господня, перекрытой шатром. Как и в палестинском храме, к Воскресенскому собору примыкает колокольня, а в собор с юга ведут двое «великих врат».

Построенный «в образ и подобие» Храма Гроба Господня в Иерусалиме, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря воспроизводит план и размеры прототипа. При этом его облик и декор неотделимы от традиций древнерусского зодчества и искусства в целом.

Внутреннее убранство должно было напомнить о тех великих событиях, которые столь дороги верующему сердцу. Паломник поднимался на Голгофу и видел там лобное место, представляющее собой огромный плоский камень с тремя лунками, обозначающими места, где стояли кресты Христа и разбойников. В камне была высечена трещина в напоминание о том, как раскололась гора Голгофа, на которую пролилась кровь Спасителя. На лобном месте в резном киоте было установлено кипарисовое Распятие XVII века.

Внутри придела «Темница Христова» находилась каменная колодка в виде стула с отверстиями для ног. Она воспроизводила хранящиеся в иерусалимском храме Узы Спасителя. У входа в заалтарный придел «Авраамова палатка» лежал Камень-Жертвенник, указывающий на то место, где Авраам приносил в жертву своего сына Исаака. Чуть дальше, у входа в подземную церковь, находился камень — подобие колонны, на которой сидел Христос, когда на него возлагали терновый венец. И, конечно, центром храма была копия Гроба Господня.

Державные ктиторы

С самого начала своего существования эта обитель была одной из самых известных в России. При патриархе Никоне в монастыре жило до 500 монахов. А столовалось и до полутора тысяч человек — вместе с послушниками, работниками и паломниками. Сто лет назад по числу паломников Новый Иерусалим не уступал Троице-Сергиевой Лавре.

Великое дело, начатое патриархом Никоном еще во время его дружбы с царем Алексеем Михайловичем и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы, почти на 14 лет приостановилось во время ссылки патриарха. Но усердием царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки царевны Татьяны Михайловны строительство обители продолжилось в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель. Он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.

После смерти Федора Алексеевича, при котором все здание собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Иоанне и Петре Алексеевичах. 18 января 1685 года собор освятил патриарх Иоаким. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749–1759 годах был восстановлен. По приказу императрицы он был отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского). Поэтому внутренние интерьеры собора в настоящее время резко контрастируют с его внешним видом.

Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. Последующие императоры устраивали в Воскресенском соборе престолы в память о рождении наследников.

В XIX и в начале ХХ века Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской железной дороги.

Разорение и возрождение

В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены. Сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюрнбергском процессе.

Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.

18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил возобновить деятельность Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и назначить наместника обители. 23 июля 2008 года Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д. А. Медведев. Они осмотрели сооружения обители, и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежнего благолепия, приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

До полного восстановления монастыря еще далеко, в обители постоянно идут строительные работы. Но и сегодня паломник, посетивший Новый Иерусалим, не может не поразиться дерзновению и трудолюбию наших предков. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл в одно из посещений этого удивительного исторического памятника: «Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь относится к числу самых известных и значимых обителей Святой Руси. Он был создан приснопамятным Святейшим патриархом Никоном как некое памятование о Святой Земле и как патриарший ставропигиальный монастырь строился с особым тщанием. Наверное, архитекторы, историки искусств и прочие специалисты, которые сегодня занимаются сложнейшей работой по восстановлению монастыря, не могут не поражаться тому, как за 26 лет, в отсутствие современных научных знаний, инструментов и материалов, была воздвигнута эта небоподобная красота».

Марина Шмелева

* * *

Паломнику

Адрес монастыря: 143500, Московская область, г. Истра, ул. Советская, д. 2. Все желающие посетить монастырь с экскурсией могут записаться по телефонам: 8(49831)4–68–38 с 10.00 до 16.00 и 8(910)461–18–57 в любое время.

Оставить комментарий

Поделиться в:

pravpokrov.ru


Смотрите также