Литиевая смазка что это такое


Литиевые смазки: краткий обзор

Среди всех видов пластичных смазочных материалов самыми популярными и универсальными на сегодняшний день являются смазки на основе лития. Процесс их изготовления относительно прост. Тем не менее они лучше и экономичнее других материалов решают большую часть задач по сервисному обслуживанию оборудования в достаточно широком диапазоне требований и условий эксплуатации.

Что же такое литиевые смазки? Какими они бывают и где применяются? В чем их преимущества перед другими смазками?

Постараемся разобраться с этими и другими вопросами, предоставим краткий обзор самых популярных синтетических литиевых смазок и выберем лучшую из них.

Что такое литиевые смазки?

Известно, что пластичные смазки изготавливаются из базового масла и загустителя, в роли которого могут выступать металлические мыла, парафины, силикагель, сажа, синтетические и органические компоненты.

Одними из самых универсальных материалов являются смазки на основе простых или комплексных солей жирных кислот лития (литиевого мыла). Состав, свойства и области применения у них могут различаться, однако наличие лития в качестве загустителя объединяет их в одну группу и придает материалам высокие эксплуатационные характеристики.

Эпоха литиевых пластичных смазок началась 3 марта 1942 года в США, когда инженер Кларенс Э. Эрл получил патент на их изготовление. Сегодня эти материалы занимают около 70 % современного рынка.

Свойства и преимущества литиевых смазок

Чаще всего литиевые смазки выпускаются в пластичной форме и по внешнему виду напоминают мазь. Иногда такие материалы имеют аэрозольную форму. И те, и другие обладают аналогичным набором свойств.

Каковы характеристики смазок на литиевой основе и по каким параметрам они превосходят другие материалы?

Основным преимуществом литиевых смазок является их многофункциональность.

Смазочные материалы на основе литиевого загустителя отличаются хорошей механической стабильностью, устойчивостью к смыванию водой, более высокой термостойкостью по сравнению с натриевыми и кальциевыми смазками.

Так, например, Солидол, изготовленный на основе кальция, работает при температурах, не превышающих +70 °С, в то время как верхняя граница эксплуатации пластичных литиевых смазок обычно не ниже +120...+130 °С.

В зависимости от конкретной марки состава приведенное значение может отличаться в ту или иную сторону. Введение специальных присадок, добавок и использование качественных компонентов способны поднять его до +160 °С и выше.

Классификация

Литиевые смазки классифицируются, в основном, по составу базовых масел или по типу загустителя.

В зависимости от масла, применяемого в качестве основы, литиевые смазки подразделяются на минеральные, синтетические или полусинтетические.

При использовании мыл простых солей жирных кислот получают простые смазки, а при введении в состав мыла на основе комплекса солей с различными кислотами или металлами – комплексные смазки.

Минеральные литиевые смазки

Эти материалы изготовлены на основе минеральных нефтяных масел. Несмотря на невысокую стоимость базовых компонентов, минеральные литиевые смазки обладают достаточно хорошими свойствами и подходят для обслуживания большинства узлов, работающих при обычных условиях.

Типичным представителем минеральной смазки является Литол-24. В качестве загустителя в ней используются литиевое мыло стеариновых кислот.

В составе Литола-24 содержатся присадки, которые снижают интенсивность окисления материала. Набор эксплуатационных свойств (несущая способность, термостойкость и водостойкость, консистенция) позволяют использовать Литол-24 в большинстве узлов современных механизмов, работающих в обычных условиях эксплуатации.

Синтетические литиевые смазки

Синтетические литиевые смазки изготовлены на базе искусственно созданных базовых масел. Они совместимы с пластмассами и эластомерами, характеризуются более высокой термостойкостью и морозостойкостью, имеют более стабильные характеристики.

Синтетические смазки используются в тех случаях, когда рабочих свойств минеральных или полусинтетических материалов недостаточно.

Среди синтетики выделяются силиконовые, эфирные и полиальфаолефиновые (ПАО) смазки.

Силиконовые смазки

Основу этих синтетических пластичных смазок составляют силиконовые масла. Вместе с литиевым загустителем они позволяют получать составы, обладающие широким диапазоном температур эксплуатации, высокими водоотталкивающими и электроизоляционными свойствами, химической стойкостью, хорошей адгезией и инертностью по отношению к различным конструкционным материалам.

Смазки на силиконовой основе почти не окисляются, поэтому имеют долгий срок службы.

Несмотря на умеренную несущую способность спектр применений этих материалов достаточно широк – литиевые смазки используют для обслуживания не только металлических, но и пластмассовых деталей или резиновых уплотнений.

Одним из основных преимуществ силиконовых смазок для использования на производстве и в быту является их безопасность – они не имеют запаха и не оказывают вредных воздействий на организм человека.

Эфирные смазки

Эфирные литиевые смазки обладают высокой водостойкостью и устойчивостью к смыванию. Они хорошо защищают от коррозии, поглощают шум при работе механизмов.

Однако главным достоинством таких материалов является их способность работать при высоких скоростях вращения.

Так, обычные минеральные смазки на литиевой основе применяются в подшипниках, фактор скорости которых обычно не превышает 500 000 мм⋅об/мин. Эфирные материалы оказываются эффективными в высокоскоростных подшипниках с фактором скорости 1 000 000 мм⋅об/мин и выше.

Полиальфаолефиновые смазки

Литиевые смазки на основе синтетического полиальфаолефинового (ПАО) масла среди достаточно широко распространены и среди синтетических смазок считаются относительно недорогими.

Перед аналогичными материалами на других базовых компонентов ПАО-смазки имеют ряд общих преимуществ:

  • Морозостойкость
  • Хорошая термостабильность
  • Высокий индекс вязкости
  • Стойкость к окислению
  • Низкая коксуемость при высоких температурах
  • Отличные антикоррозионные свойства
Попробуем провести краткий обзор наиболее известных синтетических литиевых смазок и выбрать оптимальный с точки зрения цены и качества вариант.

ТОП-5 синтетических литиевых смазок

1место

Синтетическая (ПАО) морозостойкая многоцелевая пластичная смазка с литиевым мылом в качестве загустителя. Высокоэффективна в условиях низких температур и/или высоких скоростей.

Нижний передел рабочей температуры EFELE SG-311 составляет -60 °С.

Смазка применяется для направляющих и подшипников, работающих при высоких скоростях и экстремально низких температурах (в уличных тривижнах, дерево- и металообрабатывающих станках, камерах шоковой заморозки и пр.), узлов трения высокоточного инструмента, гибких валов, различных видов пневмоприводов, шланговых и специальных клапанов, открытых и закрытых зубчатых передач, пар трения банкоматов, элементов спортивного оборудования.

Прекрасно подходит для автомобильных узлов трения (зубчатых зацеплений стартера, замков, приводов стеклоподъемников, подшипников генераторов, тросов управления).

В отличие от традиционно применяемых смазок, EFELE SG-311 сохраняет пластичность и стабильность своих свойств при очень низких температурах и высоких скоростях, совместима с пластмассами и резинами, длительное время работает даже при сильных морозах (что очень важно, учитывая климатические особенности России). Материал обладает высокими антикоррозионными свойствами.

Отличная смазка, не уступающая по характеристикам импортным аналогам, но с гораздо более доступной ценой.

2место

Эфирная морозо- и термостойкая пластичная смазка для повышенных нагрузок и скоростей.

Подходит для долговременного смазывания высокоскоростных подшипников и направляющих в металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках, сушильных камерах, вентиляторах, дымососах, насосах, оборудовании гофролиний, автомобильных механизмах (подшипники выключения сцепления, механических нагнетателей, ступиц колес и др.).

Molykote ВG-20 обладает хорошей несущей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, устойчива к смыванию водой, может применяться в качестве антиаварийной смазки. Смазка предотвращает схватывание, задир, заедание узлов, не требует частого повторного нанесения.

Нижний предел рабочих температур материала - -45 °С, т.е. по морозостойкости он немного уступает предыдущему образцу (а по верхнему пределу его превосходит).

При всех плюсах данной смазки ее цена не позволяет ей выйти в лидеры.

3место

Специальная пластичная смазка на базе литиевого мыла и синтетического базового масла.

Подходит для высокоскоростных подшипников. Температурный диапазон материала -50… +120 °C

RENOLIT JP 1619 широко используется для заводской заправки рулевых реек легковых автомобилей. Применяется в централизованных системах смазки карьерной техники, работающей в условиях холодного климата.

Используется также для смазывания валов вентиляторов, редукторов на железнодорожном транспорте, скоростных шпиндельных подшипников станков и другого оборудования.

Защищает узлы от коррозии, задиров, износа, содержит присадки для улучшения стойкости к старению и сохранения заданной консистенции на протяжении всего срока службы.

FUCHS RENOLIT JP 1619 обладает схожими с EFELE характеристиками, производитель, правда, не указывает фактор скорости своего материала, а нижний предел его рабочих температур на 10 единиц выше, что в некоторых случаях может быть критично.

4место

Пластичная смазка шведского производства на основе полностью синтетического масла и литиевого мыла.

Обладает хорошими смазывающими свойствами при низких температурах -50 °C и высоких частотах вращения, устойчива к окислению и смыванию водой, обеспечивает малошумную работу механизмов.

Применяется для узлов трения веретен текстильных машин, шпинделей станков, приборов контроля, малогабаритных электродвигателей медицинского и стоматологического оборудования, печатных цилиндров, роботизированных машин.

При не самом широком температурном диапазоне работы, смазка SKF LGLT 2, в целом, обладает неплохими эксплуатационными характеристиками, что позволяет сравнивать ее с лидером нашего рейтинга. Однако, цена шведской смазки превышает стоимость EFELE, а по свойствам она SKF уступает Molykote BG-20.

5место

Смазка на основе сложноэфирного синтетического масла и литиевого мыла.

Устойчива к окислению, старению и воздействию воды, защищает узлы от коррозии, имеет длительный срок службы.

Предназначена для подшипников качения и скольжения, работающих при низких темепратурах и/или высоких скоростях, например, подшипников шпинделей, фрез, станков, турбин, оптического и высокоточного оборудования и т.д.

Материал позиционируется как шпиндельная смазка, т.е. более узконаправленная, чем рассмотренные нами ранее. Ее температурный диапазон сравнительно невысок (-50… +120 °С), а цена намного превышает стоимость конкурентов.

Применение литиевых смазок

Область применения литиевых смазок чрезвычайно широка. Эти материалы используются повсеместно во всем мире – и на производстве, и в быту.

Смазки на основе лития или его комплекса нашли применение практически во всех узлах транспортной техники.

Даже белые силиконовые смазки, часто используемые автовладельцами, изготовлены с применением литиевого загустителя.

Знаменитая синяя автомобильная смазка также является многоцелевым универсальным литиевым материалом.

Ниже приведен далеко не полный перечень автомобильных узлов применения литиевых смазок:

  • Шаровые опоры
  • Резьбовые соединения
  • Подшипники ступицы (смазки без графита)
  • Рулевые наконечники
  • Рулевые рейки
  • Поворотные кулаки
  • ШРУСы (литиевые смазки с дисульфидом молибдена)
  • Тросы
  • Труднодоступные высоконагруженные узлы автомобиля (литиевые металлоплакирующие смазки)
  • Направляющие сидений
  • Механизм замков
  • Пластиковые детали механизмов (силиконовые литиевые смазки)

В последние годы обычной практикой автолюбителей стало применение литиевой смазки в виде спрея. Она обладает всем функционалом обычных литиевых материалов, но отличается более легким способом нанесения. Аэрозоль незаменим при работе с труднодоступными участками смазки.

Литиевые смазки применяют не только для автотехники - эти материалы составляют основную базу для обслуживания многих узлов индустриального оборудования, тяжелой гусеничной и колесной строительной, дорожной, сельскохозяйственой техники, электромеханического и радиотехнического, металлургического, деревообрабатывающего металлообрабатывающего, горно-добывающего оборудования и т.д.

Везде, где необходимо обеспечить надежную работу техники и оборудования, как при обычных условиях эксплуатации, так и в различных специфических условиях почти наверняка помогут литиевые смазки.

www.mirsmazok.ru

Пластичная литиевая смазка

Работу отдельных узлов автомобилей нельзя представить без своевременной смазки. Смазанные механизмы работают плавно с минимальным износом, что обеспечивает долговечность работы и минимизацию риска поломки. Количество смазки на движущихся элементах нужно постоянно контролировать и возобновлять. Надеяться на заводскую ни в коем случае нельзя. Специалисты рекомендуют проверять уровень масла каждые 12 тыс. км.

Особого распространения обрела литиевая смазка, которая считается наиболее универсальной. Ее можно применять практически во всех узлах, чаще всего применяется в качестве смазки для редукторов.

Состав и характеристики

Литиевая смазка – гелеобразная субстанция, которая включает литий. Впервые была разработана в 40-х прошлого столетия и применялась повсеместно. Состав тогда был максимально простой, в обычное нефтяное масло добавляли литий в виде литиевого мыла. Часто автолюбители называет такое масло «мыльным».

На сегодняшний день она производиться на основе углеводородов, густота которым придается жирными кислотами и литиевым мылом. Различные типы могут отличаться цветом и густотой, но каждому из них характерна хорошая пластичность смазки и стойкость. Практически 70% выпускаемых смазок являются литиевыми, их еще называют литолами. Она очень популярна среди автолюбителей, так как несмотря на высокие эксплуатационные характеристики, имеет довольно низкую стоимость.

Производители разработали множество разновидностей литиевых смазок, которые изготавливают из минеральных, синтетических и полусинтетических масел. В составе используются различные присадки, меняющие характеристики в необходимом русле.

Консистентная литиевая смазка отлично работает при повышенных температурах. Диапазон температур, при которых она сохраняет свои свойства лежит от -30 до 128 °C. Некоторые виды со специальными добавками, способны работать при температурах до 300 °C. При выборе литола важно обращать внимание на указанную температуру, так некоторое морозостойкие виды, способны работать при температуре от -60 °C до 90 °C, что для некоторых узлов не подойдет.

Для такой смазки, типа литол, характерна высокая гидрофобность, из-за чего ее сложно смыть водой с механизмов. Она образует тонкую прочную пленку, которая может самостоятельно восстанавливаться после повреждения. Такое свойство достигается путем добавления в состав графита. Некоторые типы смазок сделаны специально для того, чтобы их можно было легко смыть водой. Это еще один повод с осторожностью выбирать тип.

Образование масленой пленки обеспечивает защиту металлических поверхностей от коррозии. При этом некоторые виды литиевых масел могут негативно повлиять на структуру алюминия и пластика, поэтому применять их лучше только для железных деталей.

Приобретя несколько типов литола, можно практически полностью покрыть нужды, связанные с обслуживанием автомобиля.

Разновидности составов

Среди разновидностей литиевых смазок можно выделить:

К этой группе относиться большинство смазок, которые имеют универсальный характер. Применяются при температурах от разновидности составов -40 до 140°C. Они значительно дешевле аналогов, практически не уступают по эксплуатационным свойствам. С ее помощью можно обработать практически весь спектр автомобильных узлов.

Этот тип нельзя использовать с пластмассами, так как смазка приводит к их разбуханию и разрушению.

В основе этого типа применяются искусственно синтезированные масла. Их стоимость довольно высокая, поэтому они занимают невысокую долю рынка. Но синтетические составы имеют ряд преимуществ, они более термостойкие и устойчивые, а также могут использоваться в узлах с пластмассовыми и резиновыми элементами.

Силиконовые можно отнести к синтетическим. Они изготавливаются на силиконовой основе и имеют следующие характеристики:

  • широкий спектр рабочих температур;
  • безвредность для человека;
  • обладает высокой стойкостью к химическим веществам;
  • высокая адгезия;
  • долговечность;
  • отличная гидрофобность;
  • обеспечивает минимальное трение.

Единственным недостатком можно назвать высокую подверженность механическому воздействию, из-за чего нарушается целостность масленой пленки.

Этот тип изготавливается на основе синтетических эфирных масел. Главным преимуществом эфирных смазок является возможность их использования в механизмах с высоким показателем крутящего момента. Она хорошо подавляет шум, защищает механизмы от коррозии и отличается долговечностью.

Этот типа наиболее популярен среди синтетических. Использование в качестве основы ПАО-масел позволяет добиться хорошей водостойкости, низкой температуры застывания, водостойкостью и высокой вязкостью без эффекта коксования. При этом они отличаются довольно низкой ценой.

Для производства таких масел используется комплекс литиевых мыл, в основе которых лежат соли азелаиновой, уксусной и адипиновой кислот. Благодаря этому значительно увеличивается диапазон рабочих температур (от -50 до 230 °C. Могут отлично работать под прямым воздействием воды и являются более стабильными. Комплексная литиевая смазка применяется практически во всех сферах промышленности и быта.

Она изготавливается с добавлением тефлонов, и продается в белом баллончике. Применяется для смазки подшипников, шестерне, роликов, цепей, полозьев и тросов. Убирает скрипы во время работы, создает антикоррозийную пленку и отличается высокой устойчивость к пыли. Часто используется вместо старой синей смазки №158. Часто подобный литол имеет в составе сульфат молибдена.

Применение литиевой смазки

Литиевые смазки применяются в различных сферах, например, в радиотехники, авиационном оборудовании, автомобилях, промышленном оборудовании и механизмах, где есть узлы, подверженные трению.

Наиболее распространенные они в автомобилях. Она предназначена не только для уменьшения трения механизмов, но и увеличения работоспособности и долговечности. Чем тщательнее ухаживать за металлическими деталями, тем выше срок их службы. Проверку уровня масла нужно делать с постоянной периодичности и в тех случаях, когда возникают необычные скрипы и постукивания, а также после длительного срока хранения.

Наибольшего ухода требуют:

  1. Подвеска. Шаровая опора подвески требует своевременной смазки, для чего лучше использовать масла с добавлением графита, который позволяет возобновлять поврежденный мысленной покров.
  2. Рулевая колонка. Литол применяется для смазки пыльников.
  3. Подшипники. В автомобилях используется множество подшипники различных типов, которые должны безотказно работать. Для их смазывания лучше применять литол без графитового дополнения. Обычно применяется белая литиевая смазка.
  4. Резьбовые соединения. Любые такие соединения нужно смазывать, чтобы они не подвергались коррозии.
  5. Редуктор. Смазка нужна для повышения КПД при передаче крутящего момента.

Чтобы подобрать смазку на основе литиевого мыла для конкретных целей нужно изучить инструкцию и посоветоваться с продавцом-консультантом. Даже малейшее отклонение в составе могут значительно повлиять на свойства литола и работу смазанных механизмов.

Преимущества и недостатки

Каждый тип смазок имеет определенные преимущества, основным преимуществом смазок на литиевой основе является универсальность их использования. Практически каждый механизм можно смазывать с их помощью. Особенно они актуальны для автолюбителей. С помощью литолов можно смазать все необходимые узлы и механизмы.

Среди других преимуществ можно выделить:

  1. Водостойкость. Она практически не смывается водой, кроме отдельных типов, поэтому она более долговечная.
  2. Защита от коррозии. Благодаря гидрофобности, она отлично защищает металл от влаги и воздуха, препятствуя возникновению коррозию и преждевременному износу деталей.
  3. Стабильная консистенция. При долгом хранении смазка хорошо сохраняет консистенцию и свои свойства.
  4. Термоустойчивость. Широкий ассортимент смазок позволяет работать при разных температурах, особенно отличаются силиконовые, это очень важно особенно в автомобилях, который зимой хранятся на морозе, а при работе температура узлов быстро растет.
  5. Хорошая текучесть. Литиевые смазки легко наносить на механизмы, особенно через масленки. Она хорошо проникает в щели и обволакивает мелкие детали.
  6. Сопротивление механическому сдвигу. При механическом воздействии она сохраняет структуру маслянистой пленки.

К недостаткам можно отнести относительно высокую цену, но учитывая все вышеуказанные преимущества и разнообразия ассортимента, назвать это недостатком сложно.

Поэтому, при выборе смазки, можно смело отдавать предпочтения литолам. Они подходят для любых целей, главное, тщательно выбрать разновидность литола для своих целей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

stankiexpert.ru

Литиевая смазка и для чего она применяется

Самым известным продуктом считается белая литиевая смазка. Область ее применения затрагивает не только узлы и агрегаты автомобиля. Этот продукт применяют в быту, на производстве и в военной промышленности.

Особенности смазки

Автомобиль – это сложный механизм, множество запчастей которого подвержены сильному износу. Этот износ возникает из-за трения деталей друг о друга. Износ приводит к сокращению срока работоспособности узлов, агрегатов и всего автомобиля в целом.

Чтобы продлить срок эксплуатации машины необходимо применять разнообразные смазывающие материалы. На рынке автомобильных горюче-смазочных материалов представлен широкий диапазон таких продуктов: литиевых, графитовых, цинковых, молибденовых.

Особого внимания достойна именно литиевая смазка:

  • Во-первых, этот смазывающий материал – наиболее распространенный. Статистика показывает, что почти 70% рынка Москвы представлено этим продуктом.
  • Во-вторых, все остальные перечисленные выше смазки производятся на основе литиевого мыла, то есть являются подвидом данного продукта.

Технические характеристики литиевых смазывающих материалов

Технические характеристики этого продукта объясняют его популярность среди автомобилистов.

  • В первую очередь следует упомянуть такую особенность данного материала, как способность сохранять смазывающие свойства при разных температурных режимах. Это значит, что его вязкость не меняется при падении температуры до -30°C или ее повышению до +125°C. Более того, современные технологии позволяют существенно расширить этот диапазон.
  • Второй особенностью этого смазывающего материала является его устойчивость к воздействию водных масс. Благодаря этому свойству его можно наносить на те детали, которые не защищены от проникновения воды.
  • Третьей особенностью выступает устойчивость к механическим воздействиям. То есть сила трения не влияет на снижение количества смазывающего вещества на деталях.

Перечисленные технические характеристики свойственны всем разновидностям литиевых смазочных материалов. А наличие разнообразных примесей обеспечивает им дополнительные преимущества.

3 основных преимущества продукта

Диапазон сферы применения литиевых смазочных материалов весьма широк. Это объясняется обширным перечнем преимуществ данного продукта.

В этот перечень входит:

  1. Сочетание с другими веществами. Смазывающие вещества такого рода можно совмещать с большинством присадок. Они не дают сложновыводимых осадков в полостях агрегатов и узлов из-за соприкосновения с другими веществами. Кроме того, их использование совместно с разнообразными присадками не ухудшает смазывающих свойств материала.
  2. Высокие смазывающие свойства. Вязкость литиевых смазок отличает их от других аналогов. Выше уже было сказано, что на этот показатель не оказывают влияние ни перепады температур, ни механическое воздействие, ни повышенная влажность.
  3. Химическая инертность. Этот продукт сочетается практически со всеми материалами, оказывая минимальное воздействие на их структуру. Для некоторых смазок существует ограничение по области применения. Однако в большинстве своем они универсальны именно благодаря этому свойству.

На этом преимущества данного продукта не заканчиваются. Некоторые разновидности литиевых смазок обладают еще одним достоинством – восстанавливают поврежденные детали. Это связано с особым химическим составом таких материалов. Обычно наличие такого свойства указывается на упаковке продукта.

Другой особенностью владеет группа веществ, чей химический состав снижает устойчивость продукта к воде. Эти смазки применяются на тех деталях, которые обычно с водой не взаимодействуют. Сделано это для упрощения процедуры очистки деталей. В отдельных случаях такое свойство является бесспорным преимуществом.

Классификация по химическому составу

Химический состав смазывающего вещества напрямую влияет на его характеристики, а значит, и на область его применения. Все без исключения литиевые смазки сделаны на основе литиевого мыла. А вот разница между ними состоит в других используемых в производстве компонентах.

В зависимости от этих компонентов они делятся на:

  • минеральные;
  • синтетические;
  • силиконовые;
  • эфирные;
  • полиальфаолефиновые;
  • смазки с добавлением тефлона;
  • комплексные.

Из названий становится понятно, что дополнительными компонентами этих веществ являются различные масла. Кроме того, в них могут входить другие примеси, улучшающие технические характеристики продукта. Каждый подвид смазывающих веществ имеет свои преимущества и недостатки, определяющие область его применения.

Область применения литиевой смазки

Смазка литиевая минеральная – одна из самых доступных и распространенных на рынке горюче-смазочных материалов. Ее применение в автомобиле также обширно – оно затрагивает большую часть узлов и агрегатов, требующих смазывания.

Этот материал обладает всеми техническими характеристиками и основными преимуществами, свойственными литиевым смазкам. Однако химический состав этой группы смазок накладывает определенные ограничения на область их применения. Так, их нежелательно использовать для смазывания резиновых и пластиковых деталей, особенно при их соприкосновении с металлами.

Синтетические смазывающие вещества – группа материалов, в химический состав которых входят синтетические масла. Они не пользуются особой популярностью, так как их стоимость значительно превышает цену на аналогичные товары. Однако несомненным преимуществом синтетики является то, что она совместима с любыми материалами, так как отличается высокой химической инертностью. Благодаря этому свойству такие вещества могут применяться в автомобильном производстве для смазывания пластиковых, резиновых и алюминиевых деталей.

Силиконовые смазки схожи по характеристикам и сфере применения с синтетическими. Их преимущество —  сниженная по сравнению с последними стоимость. К недостаткам относится низкая устойчивость к механическому воздействию, из-за чего детали автомобиля требуют регулярного обновления смазывающего материала.

Эфирные смазки используются на тех агрегатах, работа которых зависит от набранной автомобилем скорости. Это объясняется их устойчивостью к набранным автомобилем оборотам. Кроме того, эта группа веществ применяется для шумоподавления.

ПАО смазки совмещают в себе преимущества минеральных и синтетических. Они отличаются невысокой стоимостью, высокими смазывающими свойствами, широким диапазоном применения, высокой химической инертностью. По факту, это универсальная литиевая смазка с высокими антикоррозийными свойствами.

С добавлением тефлона литиевая смазка подойдет для подшипников, тросов, цепей и всех других деталей, подверженных воздействию извне.

Комплексные литиевые смазки – это вещества, в состав которых входят литиевые соли. Химический состав этой группы смазывающих материалов позволяет существенно расширить диапазон устойчивости к температурному воздействию. Технические характеристики этих веществ позволяют использовать их практически во всех узлах и агрегатах автомобиля. Более того, так как они обладают высокой устойчивостью к механическому воздействию, их применяют в труднодоступных узлах.

Основные узлы и агрегаты автомобиля, требующие литиевой смазки

Самым распространенным средством для смазывания является литиевая смазка-спрей. Эта аэрозольная смазка применяется на таких узлах и агрегатах:

  • шаровой опоре подвески;
  • пыльников рулевой колонки;
  • подшипников;
  • всех механизмов с резьбой;
  • редукторе.

Кроме этого ее активно применяют для обеспечения шумоизоляции, смазывая скрипящие и трущиеся друг о друга детали.

В целом, наличие как минимум универсального продукта этой категории необходимо в машине каждого автомобилиста. Лучше потратить незначительную сумму денег на смазывающие материалы, чем оплачивать дорогостоящий ремонт авто.

avtotehnar.ru

Литиевые смазки – зачем они нужны?

Литиевые смазки считаются самыми популярными из всех смазочных материалов. Они эффективно решают различные задачи при обслуживании и ремонте промышленного оборудования и автотехники.

В состав любой пластичной смазки обязательно входят базовое масло и загуститель. Для улучшения рабочих свойств смазок добавляют различные присадки и твердосмазочные компоненты.

Практически во всех смазках используется мыльный загуститель. Это соли жирных кислот различных металлов – кальция, алюминия, лития и их комплексы. Тип загустителя определяет группу, к которой относится пластичная смазка.

Что такое литиевые смазки?

Основу литиевой смазки составляет литиевое мыло или его комплексы.

Информацию об области применения, характеристиках и свойствах смазки несет тип загустителя. Он влияет на водостойкость, механическую стабильность, температуру каплепадения и рабочие температуры смазки.

Первый состав литиевой смазки был представлен Кларенсом Э. Эрлом в 40х годах прошлого века. Это изобретение дало мощный толчок к развитию индустрии смазочных материалов.

Сегодня более 70 % всех современных пластичных смазок – литиевые. Литиевый загуститель один из самых дешевых, а его применение  улучшает характеристики смазок.

Мыла литиевых солей по сравнению с натриевыми имеют лучшую водостойкость, а по сравнению с кальциевыми и натриевыми – лучшую термостойкость. Также они обладают отличной механической стабильностью.

Основой популярности литиевых смазок послужили их многофункциональность и универсальность.

Сегодня производится большое количество самых разнообразных литиевых смазок на основе минерального, полусинтетического и синтетического масла с добавлением к составу присадок и твердых  смазок. Готовый продукт решает многие задачи промышленных и сервисных предприятий.

Классификация литиевых смазок

В зависимости от базового масла литиевые смазки можно разделить на:

  • минеральные;
  • синтетические;
  • силиконовые;
  • эфирные;
  • ПАО (полиальфаолефиновые);

Минеральные литиевые смазки предназначены для работы при температурах от -40 °С до +150 °С. Несмотря на низкую стоимость, они идентичны по характеристикам многим полусинтетическим и синтетическим материалам.

Единственный недостаток минеральных литиевых смазок – ограниченная область применения. Их не рекомендуется использовать в узлах, где присутствует пластмасса или эластомер. Такая смазка вызывает разрушение или набухание. Поэтому перед применением необходимо провести тест на совместимость с конструкционными материалами.

Синтетические смазочные материалы достаточно дорогие и занимают лишь малую часть от общего объема смазочных материалов. По сравнению с минеральными у них повышенные термостойкость,  механическая и химическая стабильность. Совместимость с резинами и пластмассами позволяет применять синтетические смазки практически в любых узлах трения.

Силиконовые смазки – одна из разновидностей синтетических материалов. Базовым маслом здесь на кремнийорганической основе (силиконовое).

Такие смазки хорошо удерживаются на поверхностях, не вымываются водой, работают в широком диапазоне рабочих температур, инертны к конструкционным материалам, устойчивы к химикатам, обладают низким коэффициентом трения и высокими диэлектрическими свойствами, а также безопасны для здоровья человека.

Недостатком смазки является низкая несущая способность, поэтому такие материалы не подходят для работы при высоких нагрузках.

Эфирные литиевые смазки изготавливаются из синтетически синтезированных эфирных масел. Они используются в высокоскоростных узлах. Фактор скорости такой смазки равен 1300000 мм⋅об/мин и выше.

Преимущества:

  • устойчивы к воздействию воды;
  • препятствуют распространению коррозии;
  • обладают длительным сроком службы;
  • обладают шумоподавляющим действием.

ПАО (полиальфаолефиновые) смазки – одна из самых популярных категорий синтетических литиевых смазок.

Использование ПАО в качестве базового масла дает литиевым смазкам следующие преимущества:

  • низкая стоимость в сравнении с прочими синтетическими маслами;
  • более высокая вязкость по сравнению с минеральными маслами;
  • высокие антикоррозионные свойства;
  • низкая температура застывания;
  • высокая стойкость к окислению и термическая стабильность;
  • малая коксуемость и летучесть по сравнению с минеральными маслами.

Большинство ПАО литиевых смазок совместимы с эластомерами и пластмассами. Схожие по рабочим характеристика с минеральными, ПАО смазки работают при более низких температурах.

Комплексные литиевые смазки

Комплексные литиевые смазки производят с использованием вместо литиевого загустителя мыла литиевых солей уксусной, адипиновой, азелаиновой и прочих кислот.

Такие материалы очень схожи по своим характеристикам с традиционными литиевыми смазками. Но комплексные смазки работают при более высоких температурах, имеют высокую устойчивость к воздействию воды, низкое маслоотделение и высокую механическую стабильность. В зависимости от типа базового масла они могут работать в диапазоне температур от -50 до +230 °С.

Смазочные материалы EFELE на литиевой основе

Минеральные пластичные литиевые смазки EFELE представлены следующими материалами: EFELE MG-211, EFELE MG-212, EFELE MG-213, EFELE MG-214. Они эффективны при температурах от -40 °С до +160 °С. Благодаря тому, что смазки изготовлены из высококачественных минеральных масел, их стоимость ниже, чем у аналогичных материалов на синтетической и полусинтетической основе. При этом продукты EFELE не уступают им по рабочим характеристикам, а по некоторым параметрам даже превосходят их.

EFELE MG-212 – многоцелевая литиевая смазка с противозадирными EP-присадками и дисульфидом молибдена. Благодаря этим компонентам смазка справляется с повышенными нагрузками даже в запыленной среде при температурах от -30 °С до + 120 °С.

Смазка предназначена для обслуживания узлов и механизмов ходовой части автомобилей, специальной техники, общепромышленного оборудования и т.д.

EFELE MG-211 – литиевая смазка со специальным пакетом присадок, благодаря которому она обладает повышенной несущей способностью и может работать даже в аварийных ситуациях, предохраняя узлы от заклинивания и остановки.

Смазка хорошо зарекомендовала себя при обслуживании узлов трения автомобилей и специальной техники, металлообрабатывающего, сталелитейного, цементного, горно-добывающего, общепромышленного оборудования, подшипников электродвигателей и вентиляторов.

EFELE MG-214 – многоцелевая пластичная литиевая смазка на основе литиевого мыла. Работает при температурах от -40 до +120 °С. Применяется в подшипниках скольжения и качения, зубчатых передачах, шарнирах и прочих узлах дорожно-строительной, сельскохозяйственной, автомобильной техники, механизмах промышленного оборудования, судовых механизмах.

EFELE MG-213 относится к комплексным литиевым смазкам. Противозадирные EP-присадки позволяют материалу эффективно работать при повышенных нагрузках и температурах до +60 °. Смазка отличается хорошей водостойкостью и практически не вымывается. Используется преимущественно для обслуживания механизмов и узлов легковых и грузовых автомобилей, погрузчиков, бульдозеров, экскаваторов, тракторов и другой техники, высоконагруженных подшипников промышленного оборудования и т.д.

EFELE SG-311 – синтетическая (ПАО) литиевая смазка. Благодаря полиальфаолефину она обладает:

  • низкой температурой застывания;
  • способностью работать при низких температурах и высоких скоростях;
  • высокими антикоррозионными свойствами;
  • высокой термостабильностью и устойчивостью к окислению;
  • малой летучесть и коксуемостью по сравнению с минеральными смазками;
  • большим индексом вязкости по сравнению с минеральными смазками;
  • невысокой стоимостью по сравнению с другими синтетическими смазками;
  • совместимостью с эластомерами и пластмассами.

Она отлично работает в любых климатических условиях и применяется для обслуживания зубчатых передач стартеров, подшипников генераторов, реечной передачи рулевого управления, различных пластиковых подвижных соединений автомобиля и т.д. Подходит для обслуживания узлов точных приборов и механизмов, и высокоскоростных подшипников промышленного оборудования.

Заключение

Применение комплексных и простых литиевых смазок не ограничено описанными примерами. В зависимости от требований они эффективно решают многие задачи при обслуживании и ремонте оборудования и транспорта в любых отраслях промышленности и в любых климатических условиях.

mitlis.ru

Какие бывают литиевые смазки?

Базовое масло и загуститель – основные компоненты любой пластичной смазки. Улучшить и придать новые эксплуатационные свойства этим материалам в состав вводят твердые наполнители и присадки.

Мыльные загустители применяются в большинстве смазок. Они представляют собой соли жирных кислот различных металлов. Наиболее распространены алюминиевые, кальциевые, литиевые мыла и их комплексы. Загуститель определяет название группы пластичной смазки.

Литиевые смазки

Изготовленные на основе литиевого мыла или его комплексов пластичные смазки, относят к литиевым смазкам.

По типу загустителя можно определить характеристики материала, его свойства и область применения. Загуститель также влияет на водостойкость, температуру каплепадения, механическую стабильность и рабочий диапазон температур.

Первую в мире литиевую смазку изобрели в США. 3 марта 1942 года был зарегистрирован патент №2274675 американским инженером-химиком Кларенсом Э. Эрлом. Так началась новая эра в индустрии смазочных материалов.

Сегодня более 70 % выпускаемых смазок являются литиевыми. Литиевый загуститель – один из самых дешевых, но, тем не менее, он придает пластичным смазкам достаточно высокие рабочие характеристики.

Литиевые мыла, по сравнению с прочими щелочными, имеют ряд достоинств: большая водостойкость, чем у натриевых материалов, лучшая термостойкость, чем у натриевых и кальциевых смазок, а также отличная механическая стабильность.

Главные преимущества литиевых смазок – универсальность и многофункциональность.

Сегодня производится огромное количество разнообразных литиевых смазок. Они изготавливаются на основе синтетических, полусинтетических и минеральных масел, содержат различные твердосмазочные добавки и присадки. Этот состав решает большое количество задач, стоящих перед сервисными предприятиями и промышленными компаниями. Пластичные смазки на основе комплексных и простых литиевых загустителей удовлетворяют самым разнообразным требованиям и широко применяются в различных сферах деятельности (промышленность, обслуживание автомобильной и специальной техники и т.д.).

Минеральные литиевые смазки

Абсолютное большинство минеральных литиевых смазок работают при температурах от -40 °С до +150 °С. При том, что у них достаточно высокие рабочие характеристики, минеральные смазки дешевле синтетических и полусинтетических. А применяются они в большинстве узлов и механизмов, где условия эксплуатации среднестатистические.

Но минеральное масло накладывает некоторые ограничения на область применения смазки. Например, такие масла вызывают разрушение или набухание некоторых видов резин и пластмасс. Поэтому, перед серийным применением в узлах с сочетанием пар трения «металл резина» или «металл-пластмасса» необходимо провести тест на совместимость.

Синтетические литиевые смазки

Многие синтетические масла, используемые сейчас в качестве базовых, были разработаны еще в прошлом веке. Ввиду того, что стоимость таких масел высока, доля синтетических пластичных смазок на рынке составляет лишь малую часть от общего объема. 

Более высокая термостойкость, механическая и химическая стабильность позволяет применять такие материалы практически в любых узлах, в том числе в парах трения «металл-резина» и «металл-пластмасса».

Силиконовые смазки

Одним из видов синтетических смазок являются силиконовые, которые в качестве базового компонента содержат силиконовые масла. Силиконовые литиевые смазки обладают:

  • низким коэффициентом трения; 
  • отличными водоотталкивающими свойствами; 
  • длительным сроком службы; 
  • химической стойкостью и инертностью; 
  • высокими диэлектрическими свойствами; 
  • высокой адгезией; 
  • широким рабочим температурным диапазоном; 
  • безопасностью (не вредят здоровью человека). 

Но силиконовые литиевые смазки не лишены недостатков – они обладают невысокой несущей способностью. 

Смазки на основе эфиров

Смазки, изготовленные на основе синтетических эфирных масел, отлично работают при высоких скоростях. Фактор скорости таких материалов равен 1300000 мм⋅об/мин и выше.

  • Преимущества эфирных литиевых смазок:
  • устойчивы к смыванию водой; 
  • хорошо защищают от коррозии; 
  • длительный срок службы; 
  • обладают шумопоглащающими свойствами. 

Смазки на основе полиальфаолефинов

Это наиболее популярная категория среди синтетических литиевых смазок. ПАО-масло в составе литиевых смазок дает им дополнительные преимущества:

  • низкая коксуемость;
  • большая вязкость, по сравнению с минеральными маслами; 
  • высокая стойкость к окислению; 
  • термостабильность; 
  • низкая температура застывания; 
  • высокие антикоррозионные свойства. 

Полиальфаолефиновые (ПАО) смазки среди прочих синтетических материалов самые дешевые, поэтому эта группа смазок одна из самых востребованных в современной промышленности.  

Комплексные смазки

В комплексных литиевых смазках в качестве загустителей применяют дополнительные компоненты – мыла литиевых солей уксусной, адипиновой, азелаиновой и других кислот. Комплексные литиевые смазки обладают тем же набором характеристик, что и обычные литиевые, за исключением более высокой границы рабочих температур. Они более устойчивы к воздействию воды, имеют более высокую механическую стабильность и уменьшенное маслоотделение. В зависимости от базового масла их рабочие температуры могут составлять от -50 до +230 °С.

Как правило, такие смазки используют в автомобильной, станкостроительной, текстильной и других отраслях промышленности.

Литиевые смазки производства компании «Эффективный Элемент» не уступают по качеству аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.

Линейка литиевых смазок EFELE представлена материалами на базе минеральных и синтетических масел.

К минеральным литиевым смазкам относятся EFELE MG-211, EFELE MG-212, EFELE MG-213, EFELE MG-214. Они отлично работают при температурах от -40 °С до +160 °C. При схожем наборе свойств, они значительно дешевле аналогичных синтетических и полусинтетических материалов.

Пластичные многоцелевые литиевые смазки  EFELE MG-211 (с противозадирными присадками), EFELE MG-212(с дисульфидом молибдена), EFELE MG-214. Несмотря на то, что при их изготовлении использован простой загуститель, они довольно эффективны температурах от от -40 °С до +120 °С, а из стоимость ниже, чем у синтетических и полусинтетических аналогов.

Пластичная смазка EFELE MG-213 с противозадирными присадками также относится к минеральным, но при ее изготовлении использован литиевый комплекс, благодаря чему ее верхняя граница рабочих температур равна +160 °С.

EFELE SG-311 – синтетическая литиевая смазка на базе полиальфаолефинового (ПАО) масла. Она совместима с эластомерами и пластмассами и работает даже при высоких скоростях и низких температурах до -60 °С.

Применение литиевых смазок

Cмазки на литиевом мыле используются для обслуживания зубчатых передач, шарниров, направляющих, подшипников и других узлов трения различного промышленного оборудования, судовых механизмов, сельскохозяйственной, дорожно-строительной, гусеничной тезники и автомобильного транспорта. Наличие противозадирных присадок расширяет область применения смазок, например, они используются в аварийных ситуациях, препятствуя усиленному износу и выходу из строя механизмов. 

Добавление дисульфида молибдена в состав смазок повышает их несущую способность. Это позволяет применять их при обслуживании узлов и механизмов тяжелой техники, общепромышленных высоконагруженных подшипников и других узлов, которые работают при высоких нагрузках и воздействии пыли.

Комплексные литиевые смазки с пакетом присадок можно применяются для обслуживания автотранспортных средств, специальной техники, промышленного оборудования, работающего при повышенных нагрузках и температурах.

Высоковязкие синтетические литиевые смазки можно использовать как в обычных, так и экстремальных условиях, например при более низких температурах, более высоких скоростях. Они совместимы с пластмассами, эластомерами и широко применяются в общепромышленном оборудовании, узлах трения точних приборов и механизмов, транспортной технике.

Заключение

Область применения комплексных и простых литиевых смазок не ограничена приведенными примерами. Они эффективно решают множество задач при обслуживании и ремонте транспорта и оборудования в любых климатических зонах и любых отраслях промышленности.

borfi.ru

Где обычно применяется литиевая смазка?

Несмотря на большой выбор различных смазочных материалов, литиевые смазки неизменно пользуются большой популярностью благодаря простоте использования и широте применения.

Что такое литиевая смазка?

Литиевая смазка имеет давнюю историю. Первые смазочные материалы на основе минерального масла с добавлением литиевого мыла появились еще в начале 1940-х годов прошлого века. С тех пор химическая формула постоянно улучшалась, а ассортимент различных специальных модификаций – расширялся. На сегодняшний день смазка представляет собой универсальное пластичное вещество, содержащее в своем составе базовое минеральное или синтетическое масло (85-97%), соли лития и различные присадки, которые препятствуют коррозионным процессам и износу, снижают трение и улучшают сцепление смазки с обрабатываемыми поверхностями.

Свойства литиевой смазки

Литиевая смазка обладает превосходным водоотталкивающим эффектом, высоким пределом прочности и устойчивостью к окислению, способна работать при сильных вибрациях и в условиях критических температур (от -60С до +220С). При этом литиевая смазка сохраняет свою эластичность, обеспечивает превосходную защиту постоянно трущихся деталей, прочно удерживается на смазываемых поверхностях и предотвращает развитие механической выработки деталей. Также для данного смазывающего материала характерны высокие уплотнительные свойства и эффективная защита от попадания внешних загрязняющих фракций.

Область применения литиевых смазок

Литиевые смазки являются многофункциональными и активно применяются в быту, автомобильном транспорте, строительном оборудовании и технике. В более широком смысле: во всех видах автотранспортных средств и спецтехники, фармацевтической, текстильной, химической, пищевой, нефтеперерабатывающей и металлургической промышленности, машиностроении, коммунальном хозяйстве и т.д.

Литиевые смазки обеспечивают работоспособность открытых зубчатых передач, хомутовых соединений валов, шпинделей, втулок, направляющих скольжения, роликовых подшипников. Благодаря универсальным смазочным материалам беспроблемно функционируют узлы трения автомобилей, бытовые приборы, шлицевые соединения, редукторы, водонапорное оборудование, сцепные устройства, герметизированные шарниры и т.д. Везде, где есть вероятность возникновения трения металл об металл возможно применение литиевых смазок.

nt99.ru


Смотрите также