Линогравюра что это такое


Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов | Журнал Ярмарки Мастеров

Линогравюра — это гравирование на линолеуме, печатная форма для так называемой высокой печати. Возникла линогравюра на рубеже XIX-XX веков с изобретением линолиума. В России, один из первых, серьезно стал заниматься это техникой Иван Павлов. С 1909 года Павлов, работая в типографии Ивана Сытина, стал применять для обложек и иллюстраций линогравюру вместо трудоемких литографии и цинкографии.

Этот мастер-касс рассчитан на новичков и предполагает использование подручных средств, а не профессиональных инструментов и материалов. Одним словом, для тех кто хочет просто попробовать и сделать это на «коленке»!

И так, что же понадобится для созданная нашей первой работы:

1. Линолеум.

2. Режущий инструмент (резак, штихель, стамеска).

3. Краска.

4. Резиновый валик.

5. Бумага.

6. Калька.

7. Маркер и карандаш.

8. Столовая ложка.

Начинаем с создания эскиза. Выбираем близкий вам сюжет или тему и начинаем отрисовывать ее на бумаге. Так же вы можете скачать мой эскиз.

Работая карандашом сразу заштрихуйте объекты и формы, которые будут отпечатываться — это создаст правильное представление того каким будет изображение на печати.

Второй шаг это выбор и подготовка линолеума. Линолеум художественный — очень дорогой, поэтому мы будем использовать строительный, единственное что нужно учесть его толщина должна быть не меньше 2,5 мм, он должен быть твердым и однородным. Купить такой можно на строительных рынках или в специализированных супермаркетах, причем нередко там торгуют обрезками. Отрезаем кусок линолеума исходя из размеров эскиза с небольшими припусками с каждой стороны для удобства работы. Затем тщательно шлифуем всю поверхность наждачной бумагой (это делается для того, чтобы краска равномерно ложилась на нашу будущую форму).

Шаг третий. Переводим на кальку рисунок с эскиза мягким карандашом (я использую карандаш 8В). Кальку и эскиз между собой лучше скрепить, например, канцелярскими прижимами.

Затем уже с кальки переводим рисунок на линолеум. Переворачиваем кальку той стороной, на которой остался след от мягкого карандаша и тупым карандашом или шариковой ручкой путем нажатия переводим рисунок на линолеум. Получившийся рисунок на линолеуме обводим тонким фломастером черного цвета. Можно использовать для перевода копировальную бумагу и обойтись без кальки, но она имеет свойство пачкаться и смазываться (я не рекомендую, проверено на опыте).

Шаг четвертый. Берем в руки штихель (угловая стамеска) и начинаем гравировать. Вместо штихеля можно использовать небольшую полукруглую стамеску. Также понадобится макетный или канцелярский нож для подрезки контуров. Снимаем области линолеума, которые не должны отпечатываться и оставляем не тронутыми те, которые будут печататься.

Спешить не нужно, но и слушком аккуратно работать тоже не правильно. Постарайтесь добиться живой линии, работайте смело, активно и в тоже время следите за инструментом, что бы не пораниться.

Шаг пятый. Если все необходимые участки вырезаны и проработаны стряхните мусор и удалите всю пыль с формы.Приступаем к накатке краски на форму. Я использую штемпельную краску, она идеально подходит в нашем случае так как стоит недорого и высыхает очень медленно. Купить такую можно почти в любом канцелярском магазине. Что бы раскатать краску я использую резиновый валик для фотографий (такой есть почти у всех, кто занимался печатью пленочных фотографий дома). Если такого валика нет под рукой, можно купить полиуретановый валик для обоев. Сначала нужно раскатать краску на стекле, чтобы равномерно нанести ее на всю поверхность валика.

Затем хорошо с усилием накатать краску на форму. Делать это нужно в разных направления, избегая нераскатанных сгустков краски.

Шаг шестой — печать. Берем плотный лист бумаги, например, ватман или бумагу для акварели (если хотите поэкспериментировать) накладываем на форму и печатаем. Я для печати использую обычную столовую ложку и круговыми движениями прикатываю бумагу к форме, проходя несколько раз в противоположенных направлениях. Так же отлично подойдет бутылка, кусок пластиковой трубы или жесткая втулка от какого-нибудь рулона — всем это прекрасно прокатает бумагу.

И, наконец, с замиранием снимаем бумагу с формы и... Получаем превосходный результат! Если не получилось можно отпечатать еще раз, или слегка подправить форму.

Делитесь своим результатом в комментариях. Всем удачи и вдохновения!

www.livemaster.ru

Линогравюра

Линогравюра — способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои. Описание техники линогравюры. Изготовление оттисков начинают с нанесения рельефа на фрагмент линолеума толщиной от 2,5 до 5 мм. Рисунок в зеркальном отражении вырезается острым ножом или V-образной стамеской. После этого лист с помощью валика покрывается краской того же типа, что используется в ксилографии. При этом стоит учитывать, что большое количество краски может залить мелкие детали, а из-за слишком малого некоторые участки могут остаться непропечатанными. На прокрашенную поверхность кладут лист бумаги и прижимают к матрице прессом или вручную.

Анри Матисс, «Флорентина» (1938). Частная коллекция

Нюансы линогравюры. Линолеум — гладкий материал без направляющей текстуры, поэтому его можно резать в любом направлении. И хотя мягкость значительно облегчает резьбу, она зачастую усложняет прорезывание тонких линий.

Цветные линогравюры можно печатать, вырезая отдельные матрицы для каждого задуманного цвета, как в гравюре на дереве. Или, как продемонстрировал Пабло Пикассо, можно использовать один кусок линолеума: наложив очередной цвет на бумагу, художник чистил пластину и срезал уже отработанные фрагменты, оставляя те, на которые ещё нужно нанести краску.

Благодаря простоте и дешёвым материалам этот метод широко используется в школах, чтобы познакомить детей с искусством эстампа. Начинающие и непрофессиональные художники также часто начинают с линолеума, прежде чем перейти к дереву. Поскольку этот материал относительно тонкий и мягкий, получить на бумаге можно и без печатного станка, а вручную — например, прижав тыльной стороной деревянной ложки.Интересные факты о линогравюре. Техника широко распространилась благодаря Пабло Пикассо и Анри Матиссу. Первым из русских художников линогравюру применил Николай Шевердяев, чьи работы выставлялись в Париже в 1907 году. В 1911 году чешский эмигрант Войцех Прейсиг впервые представил «линолеумную гравюру» в Нью-Йорке. В своих публикациях о линогравюрах в 1926 — 1929 годах художник и гравёр Педро Жозеф де Лемос ввёл новые методы для цветной печати, в том числе — первоначальное печатание ключевых блоков.

Линогравюру использовали в своём творчестве Мауриц Корнелис Эшер, Иван Павлов, Борис Кустодиев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Яков Гниздовский, Георг Базелиц и многие другие. Сегодня линогравюра популярна среди уличных художников.

Яркие примеры линогравюры. «Женщина в шляпе» (19632) была именно тем отпечатком, который Пикассо создал одной матрицей, а не множеством блоков для каждого цвета. Он начал с самого светлого цвета и закончил самым тёмным. В 2015 году его жены и музы Жаклин Рок был продан на аукционе Christie’s в Лондоне за 461 тыс. 617 долларов.Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме Главная иллюстрация: Пабло Пикассо. Натюрморт с бокалом под лампой. 1962

artchive.ru

Линогравюра (стр. 1 из 4)

Содержание.

1. Введение. ………………………………………………………..стр. 1

2. Глава I. Эстамп. ………………………………………………..стр. 2

3. Глава II. Из истории гравюры.

а) Краткий очерк истории гравюры. ……………….стр. 3

б) Гравюра на рубеже XIX-XX в.в. ………………...стр. 5

в) Японская гравюра. ………………………………. стр. 6

г) Линогравюра в России. …………………………. стр. 7

4. Глава III. Разновидности гравюры. …………………………....стр. 8

5. Глава IV. Работа с линогравюрой.

а) Методика работы над гравюрой

по линолеуму. …………………………………….стр. 9

б) Способы печати. …………………………………стр. 11

6. Заключение. …………………………………………………… стр. 12

7. Приложение. …………………………………………………... стр. 13

Введение.

Искусство - одно из важнейших и интереснейших явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества. Суть искусства определяется тем, что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Само собой, искусство должно было принять разнообразные формы чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не в виде отвлеченных понятий, а во вполне конкретной форме. Существует огромное количество обсалютно разных видов искусства, при чём каждый их них обладает своей спицификой, ставит собственные задачи и создает для их решения свои средства и приемы. Все искусства имеют свой собственный язык и определенное своеобразие художественных возможностей.

В данной работе я постараюсь как можно точнее отразить особенности одного из направлений гравюры - линогравюры. Я расскажу, во-первых, о её истории возникновения. Во-вторых, какие виды гравюры существуют в наше время, и, в-третьих, остановлюсь на этапах создания линогравюр в общем.

Линогравюра - гравюра, то есть отпечаток с рисунка, вырезанного на линолеуме или на сходном с ним пластическом материале.

Вообще создание линогравюры - это по истине интересное занятие. С данным видом искусства я знакомилась ещё в художественной школе, на уроках графики. И мне очень понравился сам процесс вырезания на линолеуме различных картинок разными фактурами. Поэтому я решила рассмотреть эту отрасли гравюры подробнее. И теперь ставлю перед собой задачу заинтересовать вас этим видом искусства.

1. Глава I. «Эстамп»

Линогравюра, ксилография, офорт, литография – все эти формы современной графики объедены общим понятием « эстамп» . Массовость тиражей, небольшой формат делают эстамп современным, легко входящим во все области жизни. Интерьеры квартир, гостиниц, кафе, библиотек, выставки немыслимы сейчас без эстампов. Первоначально эстамп возник как способ репродуцирования, но в дальнейшем благодаря богатейшим возможностям своей техники развился в большое самостоятельное искусство с богатыми традициями.

Рисунок выполняется художником на бумаге или другом материале в одном экземпляре и является уникальным. Все авторские повторения и тем более копии, как правило, хуже оригинала. Но графическое изображение может быть выполнено художником и на таком материале, с которого путем обработки можно получить большое количество оттисков, каждый из которых считается оригиналом. Это эстампы и гравюры.

Эстамп представляет собой одну из отраслей графики. Под эстампом подразумевают графическое произведение, оттиснутое с какой-либо печатной формы, обработанной тем или иным способом печати: в станке или вручную, и имеющее при этом самостоятельное значение. Тираж полученных оттисков может колебаться от нескольких штук до нескольких тысяч экземпляров, причем все оттиски считаются подлинниками. Таким образом, эстампом называют совокупность применяемых средств графической техники, предназначенной для этой цели, так и сам лист с нанесенным на него изображением. В таком случае эстамп- это самостоятельное произведение, предназначенное для украшения интерьеров или альбомов. Выполняется он обычно в одном из трех основных видов: в гравюре, в литографии или офорте.

Некоторые искусствоведы, особенно старшего поколения, склонны считать гравюрой все то, что получено путем отпечатка с какой–либо формы, независимо от техники исполнения. Иными словами, гравюрой в этом случае называют и литографию, и офорт, и даже цинкографию, где в полиграфическом производстве используются фотомеханические способы перевода рисунка в печать, откуда и произошел устаревший теперь термин « гелиогравюра».

В современном понимании под термином «эстамп» подразумевается имеющий самостоятельное значение графический лист. Гравюры являются ещё разновидностью, наряду с литографией и офортом. Следовательно, термины «гравюра» и «эстамп» не идентичны: эстамп может быть выполнен, как в гравюре, так и в другой технике, а гравюра, в свою очередь, может и не быть эстампом. Таковы гравюры, сделанные для книг, - это уже не эстампы, так как они не имеют самостоятельного значения.

Для печатания эстампов в полиграфической промышленности применяют специальные типографские краски.

2. Глава II. Из истории гравюры.

Краткий очерк истории гравюры.

История гравюры – с древних времён до начала XX века – это история продольной и торцовой гравюры на дереве, резцовой гравюры на меди, офорта со всеми его разновидностями, а позднее и гравюры в сложной, комбинационной технике. Нельзя не упомянуть здесь и литография. Без всей этой предыстории не могла бы существовать и линогравюра. Линогравюра существует ещё не более ста лет. Что бы лучше «почувствовать» её, нужно знать и всю историю гравюры.

Первое упоминание о гравюре встречается в VI веке нашей эры в истории изобразительного искусства Китая, где гравюра имела прикладное значение и существовала в виде клейм, печатей в буддийских храмах и в качестве трафаретов для цветных тканей.

В Европе уже с XV века существовали игральные карты, отпечатанные с деревянных досок. Первая гравюра на дереве была сделана в Германии в 1423 году. Во Франции, Италии, Фландрии и других странах она возникла несколько позже, а в России – в 1464 году. Толчком к развитию гравюры как самостоятельного вида искусства послужило, как известно, развитие наук, культуры, просвещения, - тогда же возникла необходимость пропаганды этих достижений, что и послужило основанием для изобретения типографского станка и развития книгопечатания.

На ряду с книгами и гравюрами религиозного содержания печатались географические карты, буквари, технические рисунки. Параллельно с гравюрой на дереве развивалась гравюра на меди и офорт, причём эти виды существовали также и как прикладное искусство в виде орнамента на оружии и металлической посуде, в виде художественных шрифтов на надгробиях и т.д. Точной даты возникновения гравюры на металле нет, но её относят к середине XV века.

В России при оружейной палате был целый штаб граверов, работавших в прикладном искусстве, из которых в последствии вышли первые художники – профессионалы.

Самостоятельное значение имеет и книжная гравюра, которая является преемницей книжной миниатюры. Самые древние миниатюры делались на пергаменте. Они интересны по композиции и красивы по краскам. Со временем, в XVII веке, рисунок миниатюр усложнился, линии в них становятся виртуозными, краски пестрее, ярче, вводится позолота.

В первопечатных гравюрах художник вначале не брал сложных, многофигурных сцен, а исходил из упрощенных композиционных построениях, ограничивался изображением одной фигуры в центре листа, помещая по краям красивый орнамент, а ниже заглавную буквицу и шрифт. Изображения строились в основном за счёт черных линий. Белым штрихом иногда делали только орнамент. Изображения резались чрезвычайно тщательно и точно. Шрифт хорошо читался, так как в печати он был одной насыщенности. Титульные листы у таких книг являлись подлинно художественными произведениями книжного искусства. Заглавная буква часто печаталась красной краской и красиво выделялась на странице. Раньше в миниатюре художники от руки рисовали сложные переплетения из округлых линий. В гравюре это делать нецелесообразно, а поэтому появляются рубленые прямоугольные формы. Так же как и в миниатюрах, буквы в гравюрах изображали животные, но формы их упростились, стали восприниматься более чётко.

С развитием техники гравюры в более поздний период усложняются композиции листов, изображения и орнаменты, появляются очень замысловатые заставки и виньетки, но все они хорошо «смотрятся» с текстом. В листе из книги «Житиё Исаакия чудотворца» начала XVIII века видно, что по-прежнему главное действующее лицо изображается в центре , а по краям вместо орнамента делается целых шесть сцен на общую тематику. Это прием, применяющийся в иконе.

Лубок – это гравюра на дереве в один цвет, выполненная, как правило, художником из народа. Лубок раскрашивался от руки акварельными красками. Это искусство возникло в Китае в VIII веке и получило широкое распространение во многих странах. В России оно возникло в середине XV века и оказало влияние на последующее развитие гравюры. Большинство исследователей - искусствоведов считает, что термин «лубок» происходит от лубяного короба, в котором продавцы носили для продажи эти гравюры. Сначала лубки изготовляли только в Москве, а затем они получили более широкое распространение , когда возникло несколько школ: киевская, новгородская и другие. В середине XVI века лубок широко распространился в Западной Европе.

На Западе лубок не получил столь широкого распространения, как в России. Часто в странах Западной Европы заимствовали тематику и композиции русских лубков. Бывало и обратное, при этом менялся лишь текст. Не всегда лубок делался в технике обрезной гравюры на дереве: были лубки и в технике резцовой гравюры, меццо-тинто и в литографии.

Самостоятельное значение русская гравюра приобрела в конце XVII и в начале XVIII веков, в эпоху Петра I. Широкое распространение у графиков получила тема архитектуры Петербурга.

mirznanii.com

Руководство для начинающих: как сделать линогравюру своими руками

Опубликовано в журнале Seasons of life, выпуск 33

Архивные номера и новые выпуски в онлайн-магазине

Почти как художники-граверы берем в руки нож-резак и делаем гравюры. Правда, не на дереве, как это было в XV веке, а на линолеуме.

Линогравюра — это один из видов высокой печати. В отличие, например, от ксилографии (гравюры на дереве), линолеум обладает приятной мягкостью и не сильно сопротивляется, резать его одно удовольствие. Каждый отпечаток может стать уникальным, если экспериментировать с количеством краски и силой давления при переносе на лист. Так что совсем не обязательно нести свою работу в типографию, вы можете сами напечатать тираж, в котором каждый оттиск будет обладать своей ценностью. Предпочтение линогравюре отдавали многие художники, например, у немецких экспрессионистов вы найдете немало работ в этой технике. Но и сейчас, в эпоху 3D-принтеров, современные художники продолжают резать линолеум. Сегодня у нас мастер-класс по линогравюре.

«Типацеха» — это команда четырех иллюстраторов, выпускников Британской высшей школы дизайна. Нина Стадник, Света Муллари, Лена Четверик и Кристина Колесникова работают вместе как независимое издательство, среди их проектов — ежеквартальный журнал графических работ «Бумажно», независимые журналы, календари, комиксы, а также принты в разных техниках ручной печати. «Типацеха» проводят мастер-классы по иллюстрации и созданию собственных книг, в том числе и в технике линогравюры. Мы встретились с ними в принт-мастерской Британской Высшей школы дизайна, где проследили за процессом создания принта.

Материалы

Для того, чтобы печатать линогравюру, вам понадобятся:

1) Линолеум. В художественном магазине можно купить специальный, для линогравюры, а можно приобрести обычный в строительном магазине. Важно, чтобы он был не пористым и не слишком мягким, иначе резать его будет сложно. Можно взять с собой в магазин штихель (специальный нож для линогравюры) и попробовать.

2) Штихели или резцы. Их также можно купить в художественном магазине. Они отличаются по толщине — более толстый позволит вам снимать большие куски линолеума, тонкий — вырезать тонкие линии. В таком ноже главное острота.

3) Краска. Подходит офортная или специальная краска для линогравюры на водной основе. Отличительная особенность этих красок — они не засохнут раньше, чем оттиск окажется на бумаге, что может произойти, например, с акрилом.

4) Валик.

5) Тряпки, чтобы сохранять чистоту и эстетичность процесса.

6) Ваш эскиз.

7) Бумага, на которой вы собираетесь печатать. Это, кстати, может быть не только бумага, но и ткань.

Эскиз

При создании эскиза важно четко понять, что именно будет черным, а что белым. В линогравюре хорошо работает пятно с мелкими деталями, поэтому линейный рисунок — не самый подходящий вариант. И по этой же причине лучше рисовать эскиз материалами, которые позволяют работать пятном (тушью или маркером). Проверьте все пересечения и переходы в рисунке — отрезать лишнее будет обидно, поэтому лучше заранее все продумать. Место серого в линогравюре обычно занимают ритмичные штрихи, их направление также имеет значение. Зато, решив все сложные вопросы до вырезания, в процессе сможете расслабиться и почувствовать весь кайф этой техники.

Перевод эскиза на линолеум

Тут самое важное помнить, если вы решили сразу нарисовать эскиз на линолеуме, то при печати изображение получится зеркальным! Существует небольшой трюк, как просто перевести эскиз с бумаги на линолеум и получить то, что вы задумали. Для начала обведите свой эскиз очень мягким графитным карандашом, после этого положите его на линолеум и пройдитесь по обратной стороне карандашом.

Нужно применить усилие, чтобы ваш эскиз оказался в итоге на линолеуме. Он будет выглядеть зеркально, но оттиск на бумаге получится, как надо.

Вырезание

Теперь начинается самое интересное. Во-первых, нужно помнить про меры осторожности: резак — это острое оружие, и не стоит класть вторую руку по направлению реза. Вырезать вы будете те места, которые хотите оставить белыми. Можно даже заштриховать черным маркером все то, что вырезать не нужно, чтобы не запутаться. Если вы не уверены, стоит ли резать дальше — всегда можно сделать отпечаток и, уже глядя на него, решить. И еще, не обязательно точь-в-точь повторять ваш эскиз. У линий, которые дает штихель, есть свое очарование, можно доверять им и смотреть на то, что получается.

Палитра

Перед тем как наносить краску, ее нужно валиком раскатать на стекле (или на толстом пластике), добиваясь равномерного слоя. Затем, также при помощи валика, нанести краску на линолеум.

Станок

Удобнее всего печатать линогравюру при помощи пресса или офортного станка. В Москве вы можете найти мастерские с подобным оборудованием. Либо можно приобрести небольшой ручной пресс формата А4 за приемлемую цену. Но если станка у вас пока нет, а напечатать парочку принтов уже не терпится, можно использовать самую обычную столовую ложку. Для этого положите лист бумаги на линолеум с накатанной краской и с усилием водите ложкой по листу, не пропуская ни миллиметра. На больших форматах повторить это будет сложно, а вот для небольших открыток этот способ подойдет идеально.

Тираж

Помимо того, что линогравюра — это увлекательный процесс и красивый результат, есть еще один большой плюс — с одного вырезанного линолеума вы получаете практически неограниченное количество принтов. Но вы можете поступить иначе и принять решение об ограниченном тираже. В таком случае каждый принт принято подписывать, указав имя художника, порядковый номер и общее количество экземпляров (например: 1/20). Человеку, у которого окажется ваше произведение, будет приятно узнать, что он обладает уникальной вещью. Готовый принт можно поместить в рамку, а можно просто приклеить скотчем к белой стене, подарить другу или всерьез заняться ручной печатью и стать постоянным участником принт-маркетов.

seasons-project.ru


Смотрите также