Линейный корабль что это такое


линейный корабль - это... Что такое линейный корабль?

  • Линейный корабль — (линкор) 1) двух трехпалубные парусные корабли конца 17 первой половины 19 в с мощным артиллерийским вооружением (до 130 пушек, расположенных по бортам в линию) для ведения морского боя в соответствии с линейной тактикой (отсюда название). С… …   Морской словарь

  • ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ — (линкор) 1) в парусном военном флоте 17 1 й пол. 19 вв. крупный по размерам трехмачтовый боевой корабль с 2 3 палубами (деками); имел от 60 до 130 орудий и до 800 человек экипажа. Предназначался для ведения боя в линии баталии (отсюда… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Линейный корабль — ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ, воен. судно, предназначенное для боя въ линіи, т. е. въ строю. Т. к. судьба войны на морѣ рѣшается обык но эскадрен. сраженіями, то Л. к бль является главн. типомъ воен. к бля. Всѣ остал. типы вспомогат ные. Типъ Л. к бля… …   Военная энциклопедия

  • линейный корабль — (линкор) двух трёхпалубные парусные корабли конца 17 го первой половины 19 го столетия с мощным артиллерийским вооружением (до 130 пушек, расположенных по бортам в линию) для ведения морского боя в соответствии с линейной тактикой (отсюда… …   Морской биографический словарь

  • Линейный корабль — У этого термина существуют и другие значения, см. Линейный корабль (значения). «Дредноут»  родоначальник класса линкоров …   Википедия

  • ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ — линкор. 1. В парусном флоте (конец XVII середина XIX вв.) наиболее крупный боевой 3 мачтовый корабль с сильным артиллерийским вооружением (от 60 до 130 пушек). В зависимости от количества пушек Линейные Корабли разделялись на ранги. Линейные… …   Морской энциклопедический справочник

  • Линейный корабль —         линкор, 1) в парусном военном флоте 17 1 й половине 19 вв. крупный по размерам трёхмачтовый боевой корабль с 2 3 артиллерийскими палубами (деками); имел от 60 до 135 орудий, устанавливавшихся по бортам в линию и до 800 человек экипажа.… …   Большая советская энциклопедия

  • линейный корабль — (линкор), 1) в парусном военном флоте XVII  первой половины XIX вв. крупный по размерам трёхмачтовый боевой корабль с 2 3 палубами (деками); имел от 60 до 130 орудий и до 800 человек экипажа. Предназначался для ведения боя в линии баталии (отсюда …   Энциклопедический словарь

  • ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ — линкор, 1) в паровом флоте класс самых крупных арт. надводных кораблей (водоизмещение до 65 тыс. т), предназнач. для уничтожения в мор. бою кораблей всех классов и нанесения мощных арт. ударов по береговым объектам противника. Л. к. имел бортовую …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Линейный корабль «Архангельск» — Линейный корабль «Архангельск» (до 30.05.1944 г. «Royal Sovereign») 1915 Построен в Портсмуте (Англия). Заложен 15.01.1914 г., спущен 29.04.1915 г., вступил в строй в мае 1916 г. Прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1928 …   Военная энциклопедия

dic.academic.ru

Линкор - Броненосный линейный корабль, Этапы создания, Вооружение

Линейные корабли в течение многих лет считались самыми мощными боевыми единицами мирового флота своего времени. Их называли «морскими монстрами». И это не случайно. Огромные, бесстрашные, с большим количеством вооружения на борту – они осуществляли атакующие маневры и защищали свои морские рубежи. Дредноуты представляли собой высшую степень развития линкоров. И только морская авиация сумела показать свое превосходство над ними. Против самолетов эти властители океанов были бессильны. На смену им пришли авианосцы. Тем не менее линкоры оставили большой след в истории, участвовали в важных сражениях на протяжении сотен лет. Рассмотрим этапы развития описываемых судов, начиная с первого деревянного парусного образца и заканчивая стальным бронированным дредноутом последнего поколения.

Для того что бы не запутаться в терминологии уточним.

  • Линейными кораблями называли военные суда орудия которых могли осуществить единовременный залп с одного борта;
  • Дредноут – первый в своём классе супер броненосец выпущенный в 1906 году, его отличали полностью металлический корпус и крупнокалиберные поворотные башни, это название стало нарицательным для всех кораблей этого типа;
  • Линкор – название всех суперброненосцев с металлическим корпусом.

Предпосылки создания линейных кораблей

Захват территорий и увеличение зоны торговли стали основой для финансового развития многих европейских держав. В середине 16 века Испания и Великобритания все чаще сталкивались у берегов Нового Света – борьба за территории вынуждала заниматься усовершенствованием флота, который должен был не только перевозить ценный груз, но и уметь защищать свое имущество. Поворотным моментом для Англии стала победа над Армадой в 1588 году. С развитием торговых отношений и колонизации стало понятно, что море – источник будущего благосостояния и мощи страны, который необходимо защищать.

Некоторые торговые судна были переоборудованы в боевые – на них устанавливались пушки и прочее вооружение. В этот момент никто не придерживался единых стандартов. Такая разношерстность оказывала негативный эффект при столкновениях в открытом море. Бой выигрывался за счет удачных стечений обстоятельств, а не в результате спланированных тактических маневров. Для безоговорочных побед необходимо было совершенствовать морские силы.

Понимание того что военный корабль может быть более эффективным в связке с другими, повлекло за собой не просто создание новой тактики ведение морских сражений. Но и изменило сами корабли, а именно расположение орудий на них. Так же систему сообщения между судами, без которой невозможна кильватерная тактика.

Линейная тактика сражение при Габбарде (1653)

Первый положительный опыт ведения линейного боя был зафиксирован в 1653 году. Кильватерное расположение английских кораблей – друг за другом, с легкостью позволило отбить первую атаку Нидерландов, которые к тому же потеряли два судна. На следующий день голландский адмирал Мартен Тромп вновь отдал приказ наступать. Это стало его роковой ошибкой, флот был разгромлен. 6 судов было потоплено, 11 взято в плен. Англия не потеряла ни одного корабля, к тому же получила контроль над проливом Ла-Манш.

Кильватерная колонна – тип боевого порядка судов, при котором нос следующего судна смотрит точно в плоскость корабля идущего впереди.

Сражение при Бичи-Хед (1690)

В июле 1690 года произошло столкновение между французскими и союзническими (Англия, Голландия) кораблями. Адмирал Франции Турвиль руководил 70 линейными кораблями, которые выставил в три ряда:

  • Первая линия – авангард, насчитывала 22 линкора;
  • Вторая – кордебаталия, 28 судов;
  • Третья – арьергард, 20 линейных кораблей.

Противник также выстроил свое вооружение в три ряда. Он насчитывал 57 линкоров, которые в разы превосходили французов по количеству артиллерии. Однако тактика Турвиля сумела одержать бесспорную победу, не потеряв при этом ни одного судна. Союзники лишились 16 линкоров, еще 28 были серьезно повреждены.

Данное сражение позволило французам захватить под свой контроль Ла-Манш, что привело английский флот в смятение. Спустя несколько дней они вернули свои морские границы. Бой при Бичи-Хед вошел в историю, как одна из крупнейших битв парусных линейных кораблей.

Трафальгарское сражение (1805)

В годы правления Наполеона французско-испанский флот встретил жестокое сопротивление британских военно-морских сил. Недалеко от мыса Трафальгар в Атлантическом океане союзники выстроили корабли по линейной схеме – в три ряда. Однако плохие погодные условия и начинающийся шторм не позволяли вести бой на дальнем расстоянии. Проанализировав ситуацию, английский адмирал Нельсон, находящийся на борту линкора «Виктория», приказал группироваться кораблям в две колонны.

Дальнейшая тактика ведения боя Королевского флота Британии оказалась более успешной. Ни один из судов не был потоплен, хотя многие имели серьезные повреждения. Союзники потеряли 18 парусников, 17 из которых были захвачены. Командующий английским флотом был ранен. В первый день битвы французский стрелок, находящийся на броненосце Redoutable, выстрелил из мушкета. Пуля попала в плечо. Нельсон был спущен в лазарет, но вылечить его так и не удалось.

Преимущества данной тактики стали очевидными. Все корабли образуют живую стену с высоким огневым потенциалом. При сближении с противником первый корабль в колонне атакует цель, как и каждый последующий линкор. Таким образом противник попадает под сильнейший натиск который уже не прерывается на перезарядку орудий как это было ранее.

Кильватерная колонна во время смотра на Черном море 1849 год

Первые линейные корабли

Предшественниками линейных кораблей стали галеоны – большие многопалубные торговые судна с артиллерией на борту. В 1510 году Англия построила первый артиллерийский корабль, названный «Мэри Роуз». Несмотря на большое количество пушек, абордаж все еще считался основным видом борьбы. «Мэри Роуз» был оснащен специальными сетями, препятствующими проникновению противника на палубу. Это был период, когда в момент морского сражения корабли располагались бессистемно, в результате чего артиллерия не могла в полной мере проявить свои способности. Пушки с дальних кораблей могли попасть даже в свои собственные судна. Часто основным оружием против аналогичной кучи вражеских морских сил становился брандер – старое судно, которое начинялось взрывоопасными веществами, поджигалось и направлялось в сторону противника.

В конце 16 века во время очередной схватки корабли впервые выстроились в кильватерную колонну – друг за другом. Понадобилось около 100 лет, чтобы мировой флот признал такое расположение боевых судов самым оптимальным. Каждая боевая единица в этот момент могла использовать свою артиллерию по прямому назначению. Однако разнообразие кораблей, в большинстве своем переоборудованных из торговых судов, не давали возможности создать идеальную линию. В ряду всегда находились уязвимые судна, вследствие которых бой мог быть проигран.

В 1610 году в Великобритании был построен первый трехпалубный линейный корабль HMS «Prince Royal», имевший 55 пушек на борту. Спустя несколько десятилетий на вооружении Англии появилась еще одна подобная боевая машина, включающая уже 100 единиц артиллерии. В 1636 году Франция ввела в строй «La Couronne» с 72 пушками. Началась гонка боевого морского вооружения между европейскими странами. Основными показателями боеспособности считались количество вооружения, быстроходность и способность оперативного маневрирования.

Новые корабли были короче своих предшественников галеонов и более легкими. А значит, они могли быстрее вставать в линию, развернувшись бортом к неприятелю для начала атаки. Подобная тактика создавала преимущество на фоне бессистемной стрельбы со стороны противника. С развитием военного кораблестроения усиливалась и огневая мощность боевого судна. Артиллерия увеличивала свое количество и силу удара.

Со временем новые боевые единицы стали разделять на классы, которые отличались количеством вооружения:

  • Судна с количеством артиллерии до 50 единиц, находящихся на двух закрытых орудийных палубах, не включали в боевые эскадры для ведения линейных боев. Они выполняли роль эскорта при конвое.
  • Двухпалубные корабли, имеющие до 90 единиц огневой техники на борту, составляли основу большинства военных сил морских держав.
  • Трех- и четырехпалубные судна, включающие от 98 до 144 пушек, выполняли роль флагманов.

Первый российский линейный корабль

Царь Петр I сделал большой вклад в развитие России, в особенности в области военно-морских сил. При нем началось строительство первых русских боевых кораблей. После обучения кораблестроению в Европе он отправился в воронежскую верфь и начал строить линейный корабль, названный впоследствии «Гото Предестинация». Парусное судно было оснащено 58 пушками и по конструкции походило на британских собратьев. Отличительной чертой стал чуть более короткий корпус и уменьшенная осадка. Это было связано с тем, что «Гото Предестинация» предназначался для службы в Азовском неглубоководном море.

П.Бергман 58-пушечный корабль «Гото Предестинация».

В 2014 году в Воронеже была построена точная копия линейного корабля времен Петра I, сегодня она используется в качестве плавучего музея.

Гонка вооружений

Вместе с развитием кораблестроения эволюционировало и морское вооружение – гладкоствольная артиллерия. Необходимо было увеличивать размеры ядер, создавать новые виды взрывающихся снарядов. Увеличение дальности полета помогало располагать свои судна на безопасном расстоянии. Меткость и скорострельность способствовали более быстрому и успешному завершению боя.

17 век ознаменовался зарождением стандартизации морского вооружения по калибру и длине ствола. Орудийные порты – специальные отверстия в бортах, позволяли использовать мощные орудия, которые при правильном расположении не препятствовали остойчивости корабля. Основной задачей такой техники было нанесение максимального урона экипажу. После этого судно брали на абордаж.

Потопить деревянный корабль было практически невозможно. Лишь в 19 веке начался выпуск новых тяжелых снарядов, несущих в себе большое количество взрывчатых веществ. Эти нововведения изменили тактику ведения боя. Теперь целью были не люди, а сам корабль. Появилась возможность его потопления. При этом износ оборудования (артиллерии) все еще был очень быстрым, а ремонт дорогостоящим. Необходимость создания более современного вооружения возрастала.

Производство нарезной артиллерии в 19 веке ознаменовало очередной скачок в сфере корабельного вооружения. Она имела следующие преимущества:

  • Улучшилась меткость стрельбы;
  • Увеличилась дальность полета снарядов, что ознаменовало перспективу ведения боя на больших расстояниях;
  • Появилась возможность использовать более тяжелые снаряды, внутри которых находились взрывчатые вещества.

Следует отметить, что до появления электронных систем наведения артиллерия все еще имела невысокую точность, так как механические устройства имели множество ошибок и неточностей.

Вооружение использовали не только для обстрела кораблей неприятеля. Перед началом штурма вражеского побережья, линкоры проводили артиллерийскую подготовку – так они обеспечивали безопасный выход своих солдат на чужую землю.

Первый броненосец – металлическая обшивка корпуса

Увеличение мощности стрельбы морской артиллерии вынуждало кораблестроителей усиливать корпус боевого судна. Для производства использовалась древесина высокого качества, обычно дуб. Перед применением она высушивалась и выстаивалась в течение нескольких лет. Для обеспечения прочности обшивка корабля состояла из двух пластов – внешнего и внутреннего. Подводную часть корпуса дополнительно покрывали мягким слоем дерева, защищающего от гниения основную конструкцию. Этот слой периодически обновляли. Впоследствии днища деревянных кораблей стали обшивать медью.

Ярким представителем линейного корабля 18 века с металлической обшивкой подводной части является британский линейный корабль «Виктория» (HMS Victory). В связи с участием Англии в Семилетней войне его строительство затянулось на много лет. Но этот срок способствовал получению качественного сырья для строительства – древесина стала обладать великолепными характеристиками. Подводная часть судна была обшита медными пластинами, прикрепленными к дереву при помощи железных гвоздей.

Любой корабль того периода имел существенный недостаток – как бы хорошо днище судна не было сделано, вода все равно просачивалась внутрь, происходило загнивание, которое источало неприятный запах. Поэтому периодически капитан «Виктории» отправлял матросов в нижнюю часть корпуса для откачки воды.

За годы службы вооружение несколько раз меняло свое количество и размер. В начале 19 века оно включало 104 пушки разного калибра. За каждым орудием было закреплено по 7 человек, обеспечивающих работу техники.

«Виктория» участвовала в большинстве морских боях, происходивших в годы ее службы. Одним из самых ярких было Трафальгарское сражение. Именно на этом корабле командующий британским флотом вице-адмирал Нельсон получил смертельное ранение.

Примечательно, что увидеть данный корабль можно и сегодня. В 1922 году оно было отреставрировано и установлено в Портсмуте в качестве музея.

Паровой движитель

Дальнейшее развитие линейных кораблей требовало улучшения мореходности. Парусные судна постепенно изживали себя, ведь они могли двигаться только при хорошем ветре. К тому же усиление артиллерийской мощи делало парусную технику более уязвимой. Начинался период паровых движителей, работающих на угле. Первые образцы оснащались гребными колесами, которые хоть и обеспечивали движение судна, но их скорость была очень невысокой и подходила для речного плавания или в море при абсолютном штиле. Однако новая установка заинтересовала военные силы многих стран. Начались испытания паровых машин.

Замена гребных колес на винты помогла увеличить скорость пароходов. Теперь даже небольшое по размеру и вооружению судно с паровым движителем превосходило огромный парусный линейный корабль. Первый мог подплыть с любой стороны вне зависимости от силы и направления ветра и начать атаку. В это время второй продолжал усиленно бороться с природными явлениями.

Корабли, построенные после 40-х годов 19 века, старались оснащать паровыми двигателями. В числе первых стран, начавших строительство военных пароходов с тяжелой артиллерией на борту, были США, Великобритания и Франция.

«Винтовой линейный корабль «Наполеон»

«Винтовой линейный корабль «Наполеон» 1852

В 1852 году Франция построила свой первый винтовой линейный корабль, оставив при этом парусную систему. Оснащение паровым двигателем вынуждало уменьшить количество артиллерии до 90 пушек. Но это было оправдано за счет улучшения мореходности – скорость хода достигала 13,5 узла, что считалось очень высоким показателем. В течение следующих 10 лет в мире было построено около 100 подобных кораблей.

Броненосцы

Появление снарядов, начиненных взрывчатыми веществами, требовало срочного обновления корабельного состава. Появлялся риск больших повреждений и выгорания значительной части деревянного корпуса. После пары десятков удачных попаданий судно уходило под воду. Кроме того, установка на корабле паровых машин увеличивала риск обездвиживания и последующего затопления в случае попадания в машинное отделение хотя бы одного вражеского снаряда. Необходимо было защитить стальными листами наиболее уязвимые части корпуса. Позднее весь корабль стал производиться из металла, что потребовало полного изменения конструкции. Бронирование занимало значительную часть водоизмещения судна. Для того, чтобы оставить прежнее количество артиллерии, необходимо было увеличивать размеры линейного корабля.

Дальнейшим развитием линкоров стали эскадренные броненосцы с полностью металлическим корпусом, которые получили свое распространение в конце 19 века. Они имели мощный броневой пояс, защищающий от вражеских снарядов. Вооружение включало 305-мм, 234-мм и 152-мм артиллерию. Предполагалось, что такое разнообразие техники положительно скажется во время ведения боя. Опыт показал, что такое утверждение было ошибочным. Одновременное управление разнокалиберными пушками вызывало множество сложностей, особенно в момент корректировки огня.

Первый линкор – Дредноут

Венцом всех предыдущих видов линейных кораблей стал суперброненосец «Дредноут», построенный Великобританией в 1906 году. Он стал основоположником нового класса линкоров. Это было первое судно в мире, несущее в себе большое количество тяжелого вооружения. Выполнялось правило «all-big-gun» – «только большие пушки».

На борту располагалось 10 единиц 305-мм артиллерии. Паротурбинная система, впервые установленная на линкор, позволила увеличить скорость хода до 21 узла – невероятные в те года показатели. Защита корпуса уступала предшествующим ей броненосцам типа «Лорд Нельсон», но все остальные нововведения произвели настоящую сенсацию.

Линейные корабли, построенные после 1906 года по принципу «all-big-gun», стали называться дредноутами. Они сыграли важную роль в годы Первой мировой войны. Каждая морская держава стремилась иметь на вооружении хотя бы один корабль дредноутного типа. США и Великобритания стали неоспоримыми лидерами по количеству подобных судов. Однако 40-е года 20 столетия и морские сражения с участием авиации показали уязвимость морских гигантов.

Ютландское сражение (1916)

Самое знаменитое сражение с применением дредноутов произошло у берегов Ютландского полуострова. Два дня немецкие и британские линкоры испытывали свои силы и возможности. В результате каждая из сторон заявила о своей победе. Германия утверждала, что проиграл тот, у кого оказались самые большие потери. Королевский флот считал, что победителем является страна, которая не отошла от поля сражения.

Вне зависимости от итогов эта битва стала огромным опытом, который в дальнейшем подробно изучался. На нем основывалось строительство всех последующих мировых дредноутов. Были учтены все недостатки, зафиксированы наиболее уязвимые места на корабле, в которых следует усилить бронирование. Также полученные знания вынудили конструкторов изменить расположение башен главного калибра. Несмотря на то, что в бою участвовало большое количество вооружения, это столкновение никак не повлияло на исход Первой мировой войны.

Конец эры линкоров

Нападение Японского императорского флота на американскую базу Перл-Харбор в декабре 1941 года показало нежизнеспособность линкоров. Огромные, неповоротливые и уязвимые при атаке с воздуха – их тяжелое вооружение, бьющее на десятки километров, стало бесполезным. Потопление нескольких единиц техники перекрыло возможность выхода в море остальных боевых судов. В результате этого США потеряли значительную часть современных линкоров.

Завершение Второй мировой войны стало окончательным финалом эры линейных кораблей. Последние годы сражений показали, что эти судна не могут защититься от морской авиации и подводных лодок. На замену им пришли еще более мощные и гигантские авианосцы, несущие на себе десятки самолетов.

При этом дредноуты не стали сразу списывать, необходима была их поэтапная замена. Так, в 1991 году последние американские линкоры «Миссури» и «Висконсин», построенные еще в годы Второй мировой войны, совершили поход в Персидский залив, где произвели выстрелы крылатыми ракетами «Томагавк». В 1992 году «Миссури» был снят с вооружения. В 2006 году последний дредноут в мире – «Висконсин», также покинул службу.

Линкоры по странам

vmflot.ru

Линейный корабль (парусный) - это... Что такое Линейный корабль (парусный)?

Лине́йный кора́бль (парусный) (англ. ship-of-the-line, фр. navire de ligne) — класс парусных трёхмачтовых деревянных военных кораблей. Парусные линейные корабли характеризовались следующими особенностями: полным водоизмещением от 500 до 5500 тонн, вооружением, включающим от 30[1]—50 до 135 орудий в бортовых портах (в 2-4 деках), численность экипажа составляла от 300 до 800 человек при полном укомплектовании. Линейные корабли строились и применялись с XVII века и до начала 1860-х годов для морских боёв с использованием линейной тактики. Парусные линейные корабли линкорами не назывались[2].

В 1907 году линейными кораблями (сокращённо — линкорами) был назван новый класс военных кораблей водоизмещением от 20 тыс. до 64 тыс. тонн.

Корма шведского галеона «Ваза» (1628). Отсутствие таких надстроек на линейных кораблях привело к большей их маневренности по сравнению с галеонами.

Массовое изготовление тяжёлых артиллерийских орудий в течение долгого времени было весьма затруднено, поэтому вплоть до XIX века самыми крупными из устанавливаемых на корабли оставались 32…42-фунтовые. Но и работа с ними при заряжании и наведении была весьма осложнена из-за отсутствия сервоприводов, что требовало огромного расчёта для их обслуживания: весили такие орудия по несколько тонн каждое. Поэтому в течение столетий корабли старались вооружить как можно большим количеством сравнительно небольших орудий, которые располагались вдоль борта. Вместе с тем, по соображениям прочности длина военного корабля с деревянным корпусом ограничена примерно 70-80 метрами, что ограничивало и длину бортовой батареи. Более двух-трёх десятков орудий можно было разместить только лишь в несколько рядов. Так возникли военные корабли с несколькими орудийными палубами (деками), несущие вплоть до полутора сотен орудий различного калибра. Следует сразу отметить, что называется деком и учитываются при определении ранга корабля только закрытые орудийные палубы, над которыми расположена ещё одна палуба. Например, двудечный корабль (в русском флоте — двухполосный) имел обычно две закрытые орудийные палубы и одну открытую (верхнюю).

Термин «линейный корабль» возник во времена парусного флота, когда в бою многопалубные корабли стали выстраивать в линию — так, чтобы во время своего залпа быть повёрнутыми противнику бортом, ведь наибольший урон цели наносил одновременный залп всех бортовых орудий. Такая тактика называлась линейной. Построение в линию во время морского боя впервые стало применяться флотами Англии и Испании в начале XVII века.

Их предшественниками были тяжеловооруженные галеоны, каракки и так называемые «большие корабли». Первым специально построенным артиллерийским кораблем иногда считается английская каракка «Мэри Роуз». Для английских кораблей в XVI в. стали использоваться литые чугунные пушки, бывшие большим технологическим новшеством — более дешёвые и позволявшие иметь большую дальность стрельбы. Превосходство в артиллерии проявилось во время боев английского флота с Непобедимой Армадой и стало с тех пор определять силу флота, сделав историей абордажные схватки.

Первые линейные корабли появились во флотах европейских стран в начале XVII века. Они были легче и короче существовавших в то время «кораблей-башен» — галеонов, что позволяло быстро выстроиться в линию бортом к противнику, причем нос последующего корабля смотрел на корму предыдущего.

Появившиеся в результате этого многопалубные парусные линейные корабли более чем 250 лет являлись основным средством ведения войны на море и позволили таким странам как Голландия, Великобритания и Испания создать огромные торговые империи.

Появление новейших методов расчета корпусов позволило прорезать пушечные порты ещё на стапеле (проблема заключалась в том, что на кораблях с мощной артиллерией часть орудийных портов обязательно приходилась на шпангоуты; силовыми были только настоящие шпангоуты, не перерезанные портами, а остальные — дополнительными, поэтому требовался точный расчёт их взаимного расположения) и таким образом рассчитывать силу кораблей ещё до спуска их на воду, располагая орудия в несколько ярусов.

Линейная тактика в сражении при Абукире

К середине XVII века возникло чёткое разделение линейных кораблей по классам: старые двухпалубные (то есть в которых две закрытые палубы одна над другой были заставлены пушками, стреляющими через окна в бортах) корабли с 50 орудиями были недостаточно сильны для линейного боя и использовались в основном для эскорта конвоев. Двухпалубные линейные корабли, несущие от 64 до 90 пушек, составляли основную часть военного флота, в то время как трёх- или даже четырёхпалубные корабли (98—144 орудия) выполняли роль флагманов. Флот из 10—25 таких кораблей позволял контролировать морские торговые линии и в случае войны перекрывать их для противника.

Линейные корабли следует отличать от фрегатов. Фрегаты имели либо только одну закрытую батарею, либо одну закрытую и одну открытую на верхней палубе. Парусное оснащение у линейных кораблей и у фрегатов было одинаковым (три мачты, на каждой присутствовали прямые паруса). Линейные корабли превосходили числом пушек (в несколько раз) и высотой бортов, но уступали в скорости и не могли действовать на мелководье.

От галеонов линейные корабли отличаются прямыми парусами на бизань-мачте (у галеонов было от трёх до пяти мачт), отсутствием длинного горизонтального гальюна на носу и прямоугольной башни на корме, максимальным использованием надводной площади бортов под пушки. Линейный корабль маневреннее и сильнее галеона в артиллерийском бою, в то время как галеон лучше приспособлен для абордажного боя. В отличие от линейных кораблей, галеоны применялись также для перевозки войск и торговых грузов.

Дерево для постройки линейных кораблей (обычно дуб, реже тик или красное дерево) отбиралось самым тщательным образом, вымачивалось и высушивалось в течение ряда лет, после чего тщательно укладывалось несколькими слоями. Обшивка борта была двойной — внутри и снаружи от шпангоутов; толщина одной наружной обшивки на некоторых линейных кораблях достигала 60 см у гондека (у испанского Santisima Trinidad), а общая внутренней и наружной — до 37 дюймов, то есть около 95 см. Англичане строили корабли со сравнительно тонкой обшивкой, но часто расположенными шпангоутами, в районе которых общая толщина борта у гондека достигала 70-90 см сплошного дерева; между шпангоутами суммарная толщина борта, образованная только двумя слоями обшивки, была меньше и достигала 2 футов (60 см). Французские линейные корабли для большей скорости строились с более редкими шпангоутами, но более толстой обшивкой — в сумме до 70 см между шпангоутами. Даже при отсутствии настоящей железной брони линейные корабли были отчасти защищены от огня противника. В бою они обычно выводились из строя стрельбой по рангоуту или пожаром. В итоге корабли переходили из рук в руки в течение десятков лет, пока не становились жертвой огня или жучка-древоточца. Именно по этой причине военные корабли долгое время, до самого появления брони, практически никогда не строили из железа, которое, обеспечивая большую прочность корпуса, нисколько не защищало от ядер, которые при попадании в железный борт давали множество очень опасных осколков. Впрочем, даже первые броненосцы имели толстую деревянную подкладку под броневые плиты, без которой корпус очень сильно повреждался бы от ударов снарядов.

Часто указывается, что сплошные ядра едва ли не отскакивали от толстого борта линкоров, но на деле это было не совсем так. Англичанин Дуглас с своём труде по морской артиллерии (H. Douglas, A Treatise on Naval Gunnery) даёт следующую формулу для определения толщины пробивания дубового борта сплошным ядром:

Т = 4,612 × r × d × log[1 + v²/1076696], где

T — глубина проникновения ядра в футах, r — радиус ядра в футах, d — плотность материала ядра относительно воды (плотность воды за 1), v — скорость ядра в момент удара о борт в футах в секунду.

На дистанциях до 30 ярдов (~27 м) даже небольшого калибра 18-фунтовое ядро пробивало 32 дюйма дуба, то есть, почти метр — на таком расстоянии (по сути, стрельба в упор) и самый толстый борт не был в состоянии защитить корабль от огня противника. На 100 ярдах (~91,44 м) 24-фунтовое (среднего калибра) ядро пробивало толщу дуба в 5 футов 2 дюйма (~1,57 м) и разбивало стоявшие за ней лафеты орудий. Но уже на 300 ярдах (~274,3 м) даже тяжёлое ядро калибром 32 фунта пробивало лишь 4 дюйма дубовой обшивки, застревая в её толще. Таким образом, эффективное поражение крупного деревянного корабля сплошными ядрами было вполне возможно, но лишь на небольшом расстоянии — до 100—150 м, сравнимом с размерами самих кораблей.

Приговор деревянным линкорам подписало развитие артиллерии, тесно связанное с общим прогрессом производительных сил. Широко применявшиеся со второй четверти XIX века тяжёлые орудия, стрелявшие начинёнными порохом бомбами калибром до 68 фунтов, даже на расстоянии в 6,25 кабельтовых (более 1 км) легко пробивали любой деревянный борт, нанося корпусу корабля страшные повреждения и вызывая пожары. После этого уже встал на повестку дня вопрос о защите кораблей металлической бронёй.

Гравюра Адриана Шхонебека с изображением «Гото Предестинации»

В России до Петра I не существовало линейных кораблей. Первым российским линейным кораблём стал «Гото Предестинация». Уже в 1722 году в составе российского флота насчитывалось 36 линейных кораблей. Будучи первоначально копиями западных образцов уже к концу правления Петра I русские корабли получили собственные отличительные черты. Так, они были короче, и имели меньшую осадку в ущерб мореходности, но лучше подходили с начала к условиям Азовского моря, а потом и к условиям Балтийского моря. В проектировании и постройке кораблей принимал участие сам царь.

Корабельные ранги

Основная статья: Ранг в парусном военно-морском флоте

Необходимо помнить, что ранговая система за свою историю претерпела значительные изменения. С усовершенствованием кораблей и ростом их водоизмещения и числа корабельных орудий требования к минимальному вооружению корабля для каждого ранга повышались.

Корабль 1 ранга

Самый крупный из линейных кораблей. В разное время и в разных флотах к нему относились корабли от 60 до 130 орудий. Ряд его представителей (HMS Victory, USS Pennsylvania, Santisima Trinidad) и некоторые поздние линкоры имели 4 дека.

Корабль 2 ранга

Трехдечный линейный корабль. В разное время и в разных флотах к нему относились корабли от 40 до 98 орудий.

Корабль 3 ранга

Двухдечный линейный корабль. В разное время и в разных флотах к нему относились корабли от 30 до 84 орудий.

Корабль 4 ранга

Двухдечный линейный корабль. В разное время и в разных флотах к нему относились корабли от 20 до 60 орудий включительно. При этом первый английский броненосец — «Уорриор» — попал в 4-й ранг по числу орудий и лишь благодаря большой численности экипажа его перевели в 3-й, однако его мощь намного превосходила любые перворанговые корабли.

Семилетняя война

В XVIII веке облик линейных кораблей устоялся и наибольшую роль стал играть опыт экипажей. Здесь лидировала Англия, не только имевшая самый большой флот, но и постоянно державшая его в море, что обеспечило английским морякам отличную выучку.

Именно этот фактор и стал решающим в установлении английского морского господства в ходе Семилетней войны, когда технически более совершенные французские корабли проигрывали схватки более опытным англичанам, что привело к потере французских колоний в Индии и Канаде. После этого Англия по праву носила титул владычицы морей, поддерживая его т. н. «двойным стандартом», то есть поддерживая такую численность флота, которая позволяла противодействовать двум следующим по силе флотам мира.

Закат парусных линейных кораблей

Четырёхпалубный линейный корабль «Сантисима-Тринидад» (Испания). И. К. Айвазовский «Корабль „Двенадцать апостолов“» Наполеон (1850), паровой линейный корабль

В конце XVIII века благодаря адмиралу Ушакову появилась манёвренная тактика, которая превосходила линейную.

В начале XIX века после изобретения парового двигателя появились первые пароходы.

В 1822 г. по предложению французского артиллериста Пексана был введен новый тип артиллерийского орудия — бомбическое, которое позволяло вести огонь разрывным снарядом не только по навесной траектории в палубу, но и по настильной в борт. Удачный разрыв бомбы мог разрушить до 1м² борта, позволяя на дистанции 1000—1500 м потопить вражеский корабль всего 20-25 удачными выстрелами. С этого времени на повестку дня стал вопрос о защите военных кораблей бронёй.

С появлением в 1848 г винтового движителя, а также надёжных и относительно мощных (1000л.с.) паровых машин деревянные парусники начали сходить со сцены. Часть из них была переоборудована, снабжена паровыми машинами, было также выпущено несколько новых крупных деревянных пароходов с парусами, таких как «Наполеон» (1850). Некоторые из них по инерции назывались линейными кораблями.

У нескольких линейных кораблей с паровыми двигателями убрали две верхние палубы (переделав в фрегаты) и снабдили их броневым поясом, породив тип так называемых «панцирных» броненосцев. Особенно много их построили французы и австрийцы, два из них (французские «Маджента» и «Сольферино») даже были двудечными.

Последний бой парусных флотов и первый бой с применением бомбических орудий состоялся 18 (30) ноября 1853 года между Россией и Турцией в Синопской бухте на Чёрном море и окончился победой русской эскадры. Однако в дальнейшем течении Крымской войны Черноморский флот, имевший 14 линейных кораблей и только 6 пароходо-фрегатов, не смог противостоять англо-французской эскадре, большинство судов которой были пароходо-фрегатами. Пришлось затопить и одно из наиболее крупных судов Черноморского флота — линейный корабль «Двенадцать апостолов».

Окончательно сошли со сцены линейные корабли с появлением в середине XIX века паровых однопалубных броненосных фрегатов — «броненосцев», которые вместо линейной тактики применяли либо манёвренную, либо таранную.

В 1907 году новый класс кораблей (за границей первоначально названный «дредноутами») в России был назван линейными кораблями (на практике использовалось сокращение линкор) не только в память о линейных кораблях, но и потому что первоначально предполагалось возродить с ними линейную тактику.

Литература

На русском На английском
  • The Royal Navy in sixt volums by William Laird Clowes. Chatham, 1896.
  • The Ship of the Line. In two volums by Brian Lavery. Conway Maritime Press, 1995. ISBN 0851772528
  • Naval wars in the Baltic during the Sailing-Ship Epoch 1522—1850 by R. C. Anderson, 1910.
На французском
  • Nomenclature des navires Francais de 1610 Ã 1661. Complete list of French ships 1610 à 1661. Author : Alain Demerliac: 2004 ISBN 2903179395
  • Nomenclature des vaisseaux du roi-soleil de 1661 Ã 1715. Complete list of French ships 1661—1715. Author : Alain Demerliac: 1995 ISBN 2906381152
  • Nomenclature des navires Francais de 1715 Ã 1774. Complete list of French ships

1715—1774. Author : Alain Demerliac: 1995 ISBN 2906381195

  • List of men-of-war 1650—1700. Part II. French ships 1648—1700. Author : Pierre Le Conte: 1935
  • Histoire de la Marine Francaise. French naval history. Author : Claude Farrère: 1956
  • Les Vaisseaux du roi Soleil. Contain for instance list of ships 1661 to 1715 (1-3 rates). Author : J.C Lemineur: 1996 ISBN 2906381225

Примечания

  1. ↑ Для ранних кораблей
  2. ↑ «Это название боевого корабля представляет собой сложносокращенное слово, возникшее в 20-е годы XX в. на базе словосочетания линейный корабль.» Этимологический словарь Крылова http://www.slovopedia.com/25/203/1650517.html

dic.academic.ru

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ - это... Что такое ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ?

  • Линейный корабль — (линкор) 1) двух трехпалубные парусные корабли конца 17 первой половины 19 в с мощным артиллерийским вооружением (до 130 пушек, расположенных по бортам в линию) для ведения морского боя в соответствии с линейной тактикой (отсюда название). С… …   Морской словарь

  • Линейный корабль — ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ, воен. судно, предназначенное для боя въ линіи, т. е. въ строю. Т. к. судьба войны на морѣ рѣшается обык но эскадрен. сраженіями, то Л. к бль является главн. типомъ воен. к бля. Всѣ остал. типы вспомогат ные. Типъ Л. к бля… …   Военная энциклопедия

  • линейный корабль — (линкор) двух трёхпалубные парусные корабли конца 17 го первой половины 19 го столетия с мощным артиллерийским вооружением (до 130 пушек, расположенных по бортам в линию) для ведения морского боя в соответствии с линейной тактикой (отсюда… …   Морской биографический словарь

  • Линейный корабль — У этого термина существуют и другие значения, см. Линейный корабль (значения). «Дредноут»  родоначальник класса линкоров …   Википедия

  • линейный корабль — (линкор), 1) крупный трёхмачтовый боевой корабль парусного флота, имевший по бортам сильную артиллерию для поражения кораблей противника. При этом применялась линейная тактика (с чем и связано название): линкоры в боевом порядке следовали строго… …   Энциклопедия техники

  • ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ — линкор. 1. В парусном флоте (конец XVII середина XIX вв.) наиболее крупный боевой 3 мачтовый корабль с сильным артиллерийским вооружением (от 60 до 130 пушек). В зависимости от количества пушек Линейные Корабли разделялись на ранги. Линейные… …   Морской энциклопедический справочник

  • Линейный корабль —         линкор, 1) в парусном военном флоте 17 1 й половине 19 вв. крупный по размерам трёхмачтовый боевой корабль с 2 3 артиллерийскими палубами (деками); имел от 60 до 135 орудий, устанавливавшихся по бортам в линию и до 800 человек экипажа.… …   Большая советская энциклопедия

  • линейный корабль — (линкор), 1) в парусном военном флоте XVII  первой половины XIX вв. крупный по размерам трёхмачтовый боевой корабль с 2 3 палубами (деками); имел от 60 до 130 орудий и до 800 человек экипажа. Предназначался для ведения боя в линии баталии (отсюда …   Энциклопедический словарь

  • ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ — линкор, 1) в паровом флоте класс самых крупных арт. надводных кораблей (водоизмещение до 65 тыс. т), предназнач. для уничтожения в мор. бою кораблей всех классов и нанесения мощных арт. ударов по береговым объектам противника. Л. к. имел бортовую …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Линейный корабль «Архангельск» — Линейный корабль «Архангельск» (до 30.05.1944 г. «Royal Sovereign») 1915 Построен в Портсмуте (Англия). Заложен 15.01.1914 г., спущен 29.04.1915 г., вступил в строй в мае 1916 г. Прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1928 …   Военная энциклопедия

dic.academic.ru

Линейный крейсер (тип корабля) - это... Что такое Линейный крейсер (тип корабля)?

Британский линейный крейсер Ринаун

Лине́йный кре́йсер — подкласс линейных кораблей, имеющих вооружение, близкое к линкорам, но обладающих большей скоростью хода при более лёгком бронировании и часто, хотя и не всегда, меньшем водоизмещении.

Впервые идея линейного крейсера была высказана японцами после Цусимского сражения, где решающую роль сыграла скорость новых японских броненосцев, связавших боем голову русской эскадры. Была реализована на крейсере типа «Цукуба», который, тем не менее, моментально устарел, ввиду появления дредноутов. Однако идеолог нового направления, Первый морской лорд адмирал сэр Джон Фишер изначально настаивал на постройке быстроходных крейсеров, соответствующих дредноутам.

Эпоха дредноутов

Новые корабли предназначались, прежде всего, для боя с крейсерами противника: превосходство в вооружении позволяло легко победить крейсер, а высокая скорость — уйти от линкоров. Для этого новые крейсеры должны были нести артиллерию главного калибра, сравнимую с таковой на линкорах, но развивать большую скорость, в основном за счёт ослабления бронирования, а также лучшей гидродинамики. Бронирование линейных крейсеров нарушало известное эмпирическое правило: «иметь броню, способную противостоять своим собственным орудиям». Из-за этого новые корабли получили у моряков прозвище «яичные скорлупки вооружённые молотками» (англ. egg shells armed with hammers).

Доведя до логического завершения принцип легкого корабля с большими орудиями, англичане получили пару кораблей типа «Глориес», прозванные также «большими легкими крейсерами» — они несли 4 381 мм орудия в башнях, аналогичных большим линкорам и линейным крейсерам, но имели броневой пояс толщиной всего 76 мм. Третий корабль этого типа, «Фьюриес» должен был и вовсе нести одноорудийные 457 мм установки, но смехотворность такого корабля заставила еще на стапеле переделать его в авианесущий крейсер, а затем и в полноценный авианосец. Собратья «Глориес» и «Корейджес» последовали за ним после войны.

О названиях

Новые корабли сначала назывались броненосными крейсерами, потом дредноутными крейсерами, и после введения в 1915 новой классификации они получили название «battlecruiser», что на русский язык принято переводить как «линейный крейсер».

Советские военно-морские историки относили эти корабли к классу крейсеров, западные — линкоров. Так, например, в американской номенклатуре военных кораблей линкор обозначается буквами BB, линейный крейсер — буквами BC, «большой» тяжелый крейсер — CB, тяжелый крейсер — CA, легкий — CL, ракетный — CG. Однако ведущие современные российские специалисты по истории кораблестроения С.Балакин и В.Кофман называют линейные крейсера «ещё одной ипостасью линкора».

В некоторых случаях одни и те же корабли — японский тип «Конго» — назывались до и после перестройки соответственно «линейный крейсер» и «линкор». Английское выражение «большой корабль» (англ. capital ship), как правило, обозначало оба класса.

Назначение

Линейные крейсеры позволяли решать следующие боевые задачи:

  • дальняя разведка боем и заманивание неприятеля на главные силы;
  • быстрое сосредоточение и охват флангов неприятеля без отвлечения главных боевых единиц (манёвр «Палочка над Т»);
  • преследование отступающего противника и удержание огневого контакта с ним до подхода главных сил;
  • самостоятельные действия при встрече более сильного противника;
  • поддержка крейсерских сил.

По-настоящему были развиты во флотах Англии и Германии. Первые линейные крейсера типа «Инвинсибл» (англ. Invincible) (1908 г, 17200 тонн, 25 узлов) были построены в Англии. В Германии первым линейным крейсером был «Фон дер Танн» (нем. Von der Tann) (1911 г, 19370 тонн, 27,5 узлов). В отличие от англичан, немцы уделяли повышенное внимание именно боевым качествам своих кораблей, не рассчитывая что те далеко будут удаляться от баз. В итоге немецкие крейсера при более слабом вооружении и чуть меньшей скорости несли более основательное бронирование, превосходя английских собратьев при встрече. Япония в развитии своего ВМФ уделяла большое внимание быстроходным линейным кораблям для действий в составе своего линейного флота. Однако к началу XX-го века японское судостроения находилось на зачаточном уровне и самостоятельно построить такие корабли оно не могло. Поэтому первый линейный крейсер «Конго» был построен в Англии. Сравнительно удачный и мощный (1913 г., 8х356 мм. орудий, 203 мм. броневой пояс, 27,5 уз) для своего года спуска на воду «Конго» был трижды японцами «клонирован» и, кроме того, послужил базой для разработки целой серии японских линкоров, позже «приятно удививших Владычицу морей». В России решено было «сделать» конкурентов. Проект был разработан на базе балтийских линкоров и получился предельно мощным кораблём (32500 т., 12 356 мм. орудий, 237 мм. броневой пояс, 26,5 уз). Закладка «Измаилов» состоялась 6 декабря 1913 г. на стапелях Адмиралтейского и Балтийского заводов. «К началу первой мировой войны (т.е. через 7 месяцев после закладки) крейсера типа «Измаил», заложенные на Балтийском и Адмиралтейском заводах, по массе установленного на стапель и находящегося в обработке металла корпуса имели готовность 43 («Измаил»), 38 («Кинбурн»), 30 («Бородино»), и 20% («Наварин»)». (История отечественного судостроения. Т.3. Судостроение в начале XX века. Под ред. И.Д. Спасского. СПб: Судостроение, 1995, 13, т.4, с.371].). Первым на воду 22.06.1915 г. был спущен на воду «Измаил», т.е. стапельный период у него составил полтора года, что меньше чем у американской «Аляски» (год и 8 месяцев). В дальнейшем «большевики» поставили жирный крест на всех проектах линкоров и линейных крейсеров. Хотя попытки реанимироваться и предпринимались, впрочем – неудачные.

Оценка проекта

В ситуациях когда от линейных крейсеров не требовали большего, чем они могли, они были серьезной силой. Так именно быстроходность и огневая мощь английских линейных крейсеров послужили решающим фактором в уничтожении немецких крейсеров в сражении у Фолклендских островов в 1914 году. Германский линейный крейсер «Гебен» эффективно противостоял линкорам додредноутного типа русского Черноморского флота на протяжении 1914—1916. Однако соблазн использовать мощную, однотипную с дредноутами артиллерию главного калибра линейных крейсеров заставлял ставить их в линию с дредноутами, где крейсера подвергались большой опасности в виду своей слабой защиты. Так, три английских линейных крейсера взлетели на воздух в ходе Ютландского боя из-за взрывов пороховых погребов. Это заставило англичан подвергнуть серьезной перестройке свои последние линейные крейсера «Рипалс» и «Ринаун», а еще не заложенный «Худ» подвергся кардинальной переработке проекта, после чего его водоизмещение достигло 42,8тыс.тонн, и он превзошел все линкоры своего времени.

После Первой мировой войны

Совершенствование силовых установок, в частности, введение редукторов, позволило довести мощность в одном агрегате до 40-70 тыс. л.с., что дало возможность линкорам иметь мощность 100—200тыс. л.с., и развивать скорости до 27-32 узлов. Уже последние корабли «сверхдредноутной» эры, построенные или запланированные к постройке после Первой мировой войны, имели сбалансированные характеристики — линкоры догнали линейные крейсера по скорости, а те сравнялись с линкорами по защите.

Промежуточным этапом объединения линейных крейсеров с линкорами в единый класс послужили удачные охотники за «карманными линкорами». «Дюнкерк» и «Страсбург» получили передовую систему бронирования и мощное вооружение (1939 г., 8 330-мм орудий, 241 мм. броневой пояс, 30 уз.). На их базе были в дальнейшем построены быстроходные линкоры типа «Ришелье» (1940 г., 8 380-мм орудий, 330 мм. броневой пояс, 30,5 уз.). Немецкие линейные крейсеры «Шаргорст» и «Гнейзенау» остались недовооружёнными (1936 г., 38100 т., 9 283-мм орудий, 350-мм броневой пояс, 32 уз.). Вопрос вооружения их 6-ю 380-мм остался нерешённым из-за того, что вмешалась политика: линкоры Гитлеру нужны были срочно! Поэтому их вооружили оставшимися от проекта «карманных линкоров» 283-мм орудиями, а 380-мм пушки оставили «на потом». Потом они «всплыли» у Сталина, но тоже неудачно.

В 30х годах к линейным крейсерам причисляли и проекты малых линкоров, которые однако не попадали в постройку — военные предпочитали настоящие линкоры, которые можно было использовать без ограничений. Также к линейным крейсерам иногда, хотя и не совсем корректно, причисляют:

USS Alaska, один из «больших крейсеров» США

американские крейсера класса «Аляска» времён второй мировой войны, являвшиеся увеличенными копиями тяжелых крейсеров и предназначенными специально для уничтожения японских тяжелых крейсеров.

СССР совершал неоднократные попытки вернуть себе место среди Великих морских держав. Между попытками строительства линкоров «типа А», «типа В» «гений всех времён и народов» решил построить 15(!) тяжёлых крейсеров типа «Кронштадт» (проект 69). Даже на фоне всеобщей гигантомании в СССР даже одинокий «Кронштадт» смотрелся запредельно внушительно (заложен в 1939 г., 41 540 т., 9 305-мм., 230 мм. бортовая броня, 33 уз.). Кроме того, их планировалось вооружить теми самыми 380-мм немецкими орудиями от «Шарнгорста» и «Гнейзенау». В 1939-м СССР «очень помирился» с Германией и такое решение выглядело оптимальным для корабля такого водоизмещения. Но перегруженная военная промышленность Германии оказалась неспособной выполнить такой заказ «потенциального противника». Поэтому «самое передовое государство в мире» оказалось вынужденным использовать 12-дюймовки «отсталой царской России». Осталось «выполнить план». Однако возможности судостроительной промышленности СССР были не столь уж безграничны, поэтому 15 таких монстров по «Большой судостроительной программе» умерли не родившись. Всего 1939 году в Ленинграде и Николаеве заложили два «суперкрейсера» — «Кронштадт» и «Севастополь». К 22 июня 1941 года их техническая готовность оценивалась в 12 - 13%. В сентябре того же года постройку «Кронштадта» прекратили, а находившийся в Николаеве «Севастополь» еще раньше был захвачен немцами. Достаточно эклектичные корабли пали жертвами «политической целесообразности» и благополучно скончались, столкнувшись с объективной реальностью. После победного окончания Великой Отечественной Войны «интерес» к линейным крейсерам в СССР снова возродился. Под «чутким руководством» тов.Сталина был разработан новый проект 82 - «Сталинград» (43000 т., 9 305-мм., 180 мм. бортовая броня, 35 уз.). Таким образом, в области тяжёлых морских орудий СССР остался на уровне 1917 г. Более тонкая бортовая броня была обусловлена личным указанием тов.Сталина о применении такого крейсера «он должен порхать как бабочка и жалить как оса. Он должен быть бандитом». Учтя «ошибки молодости» один из них был заложен для Северного флота (з/н 401, заложен в октябре 1952 г. на ССЗ №402 в Молотовске (ныне Северодвинск), так как на Балтике такому монстру места не было. Однако Балтику решено было не оставлять, поэтому тяжёлый крейсер «Москва» Пр.82 был заложен в сентябре 1952 г. на ССЗ №189 в Ленинграде (з/н 406). Однако уже 11.04.1953 г. был снят со строительства, исключён из состава ВМФ и разделан на металл. «Сталинград» (з/н 400, ССЗ №444 г.Николаев) 26.06.1953 г. снят со строительства, исключён из состава ВМФ и впоследствии превращен в мишень для испытаний различного оружия. Так печально закончилась история линейных крейсеров в России.

Примечания

См. также

В Википедии есть проект «Крейсера»

dic.academic.ru

линейный корабль - это... Что такое линейный корабль?

  • Линейный корабль — (линкор) 1) двух трехпалубные парусные корабли конца 17 первой половины 19 в с мощным артиллерийским вооружением (до 130 пушек, расположенных по бортам в линию) для ведения морского боя в соответствии с линейной тактикой (отсюда название). С… …   Морской словарь

  • ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ — (линкор) 1) в парусном военном флоте 17 1 й пол. 19 вв. крупный по размерам трехмачтовый боевой корабль с 2 3 палубами (деками); имел от 60 до 130 орудий и до 800 человек экипажа. Предназначался для ведения боя в линии баталии (отсюда… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Линейный корабль — ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ, воен. судно, предназначенное для боя въ линіи, т. е. въ строю. Т. к. судьба войны на морѣ рѣшается обык но эскадрен. сраженіями, то Л. к бль является главн. типомъ воен. к бля. Всѣ остал. типы вспомогат ные. Типъ Л. к бля… …   Военная энциклопедия

  • линейный корабль — (линкор) двух трёхпалубные парусные корабли конца 17 го первой половины 19 го столетия с мощным артиллерийским вооружением (до 130 пушек, расположенных по бортам в линию) для ведения морского боя в соответствии с линейной тактикой (отсюда… …   Морской биографический словарь

  • Линейный корабль — У этого термина существуют и другие значения, см. Линейный корабль (значения). «Дредноут»  родоначальник класса линкоров …   Википедия

  • линейный корабль — (линкор), 1) крупный трёхмачтовый боевой корабль парусного флота, имевший по бортам сильную артиллерию для поражения кораблей противника. При этом применялась линейная тактика (с чем и связано название): линкоры в боевом порядке следовали строго… …   Энциклопедия техники

  • ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ — линкор. 1. В парусном флоте (конец XVII середина XIX вв.) наиболее крупный боевой 3 мачтовый корабль с сильным артиллерийским вооружением (от 60 до 130 пушек). В зависимости от количества пушек Линейные Корабли разделялись на ранги. Линейные… …   Морской энциклопедический справочник

  • Линейный корабль —         линкор, 1) в парусном военном флоте 17 1 й половине 19 вв. крупный по размерам трёхмачтовый боевой корабль с 2 3 артиллерийскими палубами (деками); имел от 60 до 135 орудий, устанавливавшихся по бортам в линию и до 800 человек экипажа.… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ — линкор, 1) в паровом флоте класс самых крупных арт. надводных кораблей (водоизмещение до 65 тыс. т), предназнач. для уничтожения в мор. бою кораблей всех классов и нанесения мощных арт. ударов по береговым объектам противника. Л. к. имел бортовую …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Линейный корабль «Архангельск» — Линейный корабль «Архангельск» (до 30.05.1944 г. «Royal Sovereign») 1915 Построен в Портсмуте (Англия). Заложен 15.01.1914 г., спущен 29.04.1915 г., вступил в строй в мае 1916 г. Прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1928 …   Военная энциклопедия

dic.academic.ru


Смотрите также