Коучинг что это такое в образовании


Коучинг в образовании, технологии и подход в обучении

Цель коучинга в образовании – помогать учащимся учиться сознательно, с интересом приобретать знания, находить и максимально раскрывать потенциал, развивать навыки и умения, эффективнее усваивать программу и выполнять задания. 

Многие принципы и технологии коучинга успешно применяют в педагогике. И это современный подход к обучению, который помогает осознавать смысл обучения, создает вовлечённость, поднимает мотивацию и повышает ответственность за результаты.

Коучинг в образовании — это

  • личностный подход
  • поддержка ребенка
  • формирование мышления успеха
  • определение его сильных сторон
  • осознанное участие в процессе и достижении конкретных результатов.

Все это помогает учащимся осознать свою ответственность за процесс обучения и иметь собственную мотивацию, подкрепленную личными целями.

Используя коучинг, педагог помогает ребенку понять свои возможности и ресурсы, определить цели, превратив проблемы в задачи.

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить ее в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики». К.Д Ушинский.

Если мы вспомним традиционный подход к обучению, то наверняка вам сразу представится строгая учительница в очках с указкой в руке. Она заставляет заучивать правила или параграфы из учебника, а потом требует, чтобы мы их рассказывали наизусть. Если не ответил или ответил не так – садись, два! Не слишком мотивирует учиться, не так ли? А развивает ли зубрёжка мозг ребёнка? Конечно нет.

Если копнуть глубже в историю, то уроки в школе те, какими мы их помним из советского прошлого – это модель обучения, перенесённая из подготовки прусских солдатов. Там вовсе не требовалось развивать самобытность учащихся и личное мнение было никому не нужным и даже опасным. Главной целью являлось беспрекословное подчинение и строгое повторение. Прошли века, а система никак не поменялась.

Вместе с тем, современный мир каждый день подкидывает нам новые задачи: начиная от интернета, заканчивая освоением космоса и клонированием человека. Каждое новое изобретение несёт за собой новые вопросы – как его использовать? Какие изменения это привнесёт в общество? Как это повлияет на человечество в целом?

Мир, задающий вопросы, требует людей, умеющих на них отвечать и умеющих ставить эти вопросы раньше, чем они появятся извне.

Поэтому в современное образование неизбежно начинают проникать коуч-технологии. В отличие от традиционного образования, они помогают учащимся размышлять, а не бездумно заучивать пустые факты и формулы.

Например, на уроках истории или литературы учитель может провоцировать учеников к размышлениям:

  • -Как ты думаешь, как это событие повлияло на ход истории?
  • -А если бы не была подписана петиция, что бы тогда произошло?
  • -Какие ещё решения он мог бы принять в той ситуации?
  • -А что бы сделал ты, будь ты на его месте?
  • -А как ты думаешь, как себя чувствует человек в такой ситуации?

Или, к примеру, учитель биологии, химии или географии мог бы построить свой предмет на изучении различных природных явлений или географических объектов непосредственно взаимодействуя с ними – отличный способ пробудить интерес ребёнка, полностью вовлечь его в процесс.

Некоторые преподаватели предлагают ученикам создавать различные проектные группы, в которых они могут проводить исследование различных явлений. Реализуя такие проекты, учащиеся не только изучают предложенную тему более глубоко, но и тренируют свои навыки коммуникации, лидерства, партнёрства, умения договариваться, поиска информации, генерации нестандартных решений и т.д.

И, наконец, даже когда учитель, разбирая контрольную работу, отмечает то, что ребёнок сделал правильно, а не зачёркивает то, что выполнено не так – это тоже элементы коучинга. Ведь то, что мы подкрепляем своими действиями (в данном случае – учитель обращает внимание на ошибку) – то и фиксируется в памяти ребёнка. Тем самым принижая его самооценку и мотивацию. Если же просто сместить акцент на то, что уже получается хорошо  — мы подкрепляем верные решения и тем самым подросток запоминает, что это слово пишется именно так. Ну и внутреннее ощущение «я молодец» и «у меня всё получится» в ребёнке прорастает ещё ярче и мощнее.

Что требует изменений?

Итак, чтобы обучение было успешным необходимо, чтобы его содержание соответствовало потребностям и интересам учеников. Чтобы ученики относились к учёбе осознанно, получаемые знания должны иметь для них личностный смысл. Многие педагоги реализуют коучинговый подход в образовании. На уроках часто подразумевается большой объем самостоятельной работы.

В этом помогают коучинговые технологии и инструменты:

  1. самостоятельная работа или творческие задания на уроке,
  2. самопроверка или взаимопроверка,
  3. мозговые штурмы, открытые вопросы,
  4. повышение осознанности и мотивации.

Задумываясь о том, как сохранить активность учеников на уроке, их заинтересованность, как удержать внимание, как повысить эффективность урока, усвояемость материала и получить желаемый результат и учителю, и ученику, педагоги неизбежно приходят к поиску новых форматов в обучении. Таким образом, технологии коучинга в образовании помогают увеличить эффективность обучения школьников и студентов.

www.1napc.ru

Коучинг в управлении образованием



На сегодняшний день тема «коучинг в образовании» по большей части рассматривается с позиции формирования личностного результата ученика. Новые ФГОС диктуют новые представления о результате обучения, происходит иное формирование задач образовательного процесса. Передача знаний, умений и навыков дополнена важностью личности самого ребенка и происходящими с ним в процессе обучения изменениями. Именно поэтому педагоги используют новые методики, призванные помочь воспитать мотивированную личность со способностями к саморазвитию, с четкой гражданской позицией. В педагогике приходит понимание, что для успешного решения этой задачи необходимо формирование позитивной, успешной среды, систематическое наблюдение за успехами и победами ученика, обеспечение формата непрерывного наставничества с максимальной поддержкой.

Пока еще немногочисленные публикации по теме «коучинг в образовании» делают акцент на необходимости внедрения в образование формата «сопровождение учащихся в ходе образовательного процесса». Например, сами преподаватели делятся впечатлениями о посещении коучинг-центров, по большей части уделяя внимание тому, что основная роль коучинга — в продвижении учеников, оказании помощи в раскрытии потенциала, демонстрации им новых возможностей в наработке успешных стратегий и вариантов поведения. Данная проблема, безусловно, актуальна в связи с тем, что при глобальных изменениях в мире — необходимость поиска новых жизненно-мотивационных схем особенно высока. Важным педагоги считают позитивные изменения, касающиеся развития у учащихся нового типа мышления, основанного на уверенности в себе и будущем, на желании взаимовыгодного взаимодействия с окружающими [3]. Нет оснований ставить под сомнение то, что внедрение новых методик исключительно позитивно отразится на развитии отечественного образования и межличностных результатах учеников.

Однако, обращаясь к теме «коучинга в образовании» редко рассматривается второй (но не менее важный) вариант применения этого эффективнейшего инструмента — «поддержка управленческой работы и организационных изменений в образовательных учреждениях». И это при том, что даже международные исследования (например, TALIS) подтверждают факт недовольства качеством персонала руководителями учебных заведений, как за рубежом, так и в нашей стране. В частности, 44 % директоров российских школ полагают, что в школах не хватает квалифицированных учителей, а 10 % считают, что их не хватает значительно. При том, что в небольших и средних городах число недовольных квалификацией своих учителей иногда превышает 60 %. Эти цифры существенно выше средних по странам-участницам TALIS. [1]

Основываясь на столь неутешительной статистике, будет полезно более детально рассмотреть вопрос, в чем суть коучинга, и как его можно применять в отечественной педагогике.

Подход коучинга практикуется на основе восприятия человека, как сформировавшейся личности со своими целями, стремлениями и вариантами путей их реализации. В связи с этим — главной задачей коуча является формулирование для клиента путей решения его проблемы, а совместный поиск этих путей, индивидуальных для каждого человека. Коучинг — процесс, ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого, где главная цель — не достижение материальных результатов, а развитие у человека способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность.

Восприятие коуча, как эксперта, одобряющего или не одобряющего те или иные действия своего клиента — в корне ошибочно. Самая важная задача — укрепить способность коучируемого к самостоятельным решениям, к постановке собственных, а не кем-то навязанных планов, и принятию полной ответственности за результат их реализации.

Эти полезные и нужные навыки необходимо развивать не только, и не столько у школьников. Преподаватели также нуждаются в систематической обратной связи, непрекращающемся личностном росте и возможности обсуждения профессиональных достижений, с последующим планированием путей реализации собственных целей, что наглядно доказывает международный опыт.

Достаточно показателен пример одной из норвежских школ. Сертифицированный коуч и тренер Международного Эриксоновского университета коучинга Ян-Георг Кристианссен, проживающий в Норвегии, с начала 90-х работает консультантом и коучем в различных частных и государственных школах, возглавляет представительство МЭУ. Внедрение коуч-подхода в школьную систему Норвегии складывалось не сразу, проект был разделен на несколько этапов.

В 2001 году школа-гимназия Уллерн в коммуне Аскер принимала в своих стенах всего 9 первоклассников при работающих 30 учителях. Именно с нее началось внедрение системы коучинг-технологий в Норвегии. Школа была исключена властями из списка школ, и имела все шансы быть расформированной к следующему учебному году, но получила последнюю возможность на исправление. И в 2005 году, имея уже 180 претендентов в первый класс и 50 учителей — школа была официально объявлена одной из лучших в Норвегии. За этот период было проведено большое количество мероприятий совместно с Норвежским Представительством Международного Эриксоновского Университета (МЭУ). Одним из ключевых аспектов в этой истории успеха были многократные беседы в коучинг стиле между директором, учителями и Яном Кристиансеном.

Основные инструменты, которые были использованы — это проведение кочинговых встреч (при соблюдении стандартов ICF, без советов, указаний), командный коучинг, обучающая программа навыкам стратегий успешного обучения для всех учеников первого года обучения, включая правописание и чтение (для страдающих дислексией), мотивационные речи для всех учителей и родителей, консультации в процессе с целью улучшения стратегии и применения коучинга в группах с лидерами. Проект был признан номером 1 среди 150 норвежских школ — претендентов на финансовую поддержку в 2006 году, когда подавалось заявление в Национальный Директорат по Образованию. В дальнейшем программа стала развиваться в межрегиональном, а потом и национальном масштабах. [4] Т.о. более, чем убедительные результаты использование коучинг-технологий уже применяются в зарубежном опыте управления образовательными организациями.

Рассмотрим более детально, что же такое коучинг персонала и как он может применяться в современном менеджменте. В крупных финансовых организациях, в бизнесе, в структурах, заинтересованных в повышении эффективности управления -грамотный руководитель использует инновационные подходы и организует коучинг своему персоналу (зачастую не массово, а наиболее ответственным ключевым фигурам в своей компании). Компетентный и организованный персонал с высокой мотивацией, добивающийся успеха, уверенный в себе, эффективный и стремящийся к постоянному развитию — секрет успеха работы эффективного управленца.

Коучинг приносит успех, если используется для тех сотрудников, которые по роду деятельности и служебных обязанностей должны принимать самостоятельные решения, но в то же время уметь работать в команде. Он дает возможность сотруднику более четко видеть цель и смысл своих действий, соотносить их с общей пользой и в конечном итоге становиться более успешным и эффективным на своем месте. Все эти важные и полезные качества, без сомнения, важны и для современных педагогов.

Коуч может быть как приглашенным со стороны, так и сотрудником компании, в последнем случае он помогает сформировать стиль общения руководителя с подчиненными так, чтобы персонал действовал с максимальной самостоятельностью, но для блага компании.

Дж. Уитмор (автор книги «Коучинг высокой эффективности») задается вопросом «Может ли вообще менеджер быть коучем»? И убедительно доказывает, что «может», но для этого он должен проявить высочайшие качества менеджера — эмпатию, порядочность и беспристрастность, а также в большинстве случаев стремление совершенно иначе подходить к своему персоналу. [5] Ему также придется выстраивать собственные модели поведения из-за отсутствия примеров для подражания и даже столкнуться на первых порах с противодействием тех сотрудников, которых настораживает любое отклонение от традиционного менеджмента. Их может испугать дополнительная персональная ответственность, которую подразумевает базирующийся на коучинге стиль управления. А в качестве основных компетенций руководителя-коуча стоит выделить:

Умение активно слушать, задавать сильные вопросы

Умение оказывать помощь в определении цели, составлении плана, принятии решения

Умение держать фокус на результат

Умение вдохновлять, мотивировать, снимать тревогу и стресс

Умение давать обратную связь

Ценность руководителя в образовании, обладающего выше обозначенным набором характеристик, без сомнения высока, т. к. часто даже молодые специалисты, требующие особенно пристального внимания в начале своей карьеры, не имеют необходимой связи с руководителем, не получают полноценную обратную связь, не имеют возможности эффективно планировать свою деятельность.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что процесс применения коучинговых технологий в формате «повышения эффективности управленческой деятельности» руководителями образовательных организаций практически не применяется, однако показывает высокую эффективность в практике зарубежного опыта, широко применяется в менеджменте крупных отечественных компаний, фокусируясь в следующих областях личностно и социально-значимых результатов, таких как

– Повышение осознанности жизненных и профессиональных решений, поддержка в создании оптимальных стратегий и планов действий в достижении поставленных профессиональных/деловых, карьерных и жизненных целей.

– Индивидуальное и групповое сопровождение профессионального/делового, карьерного и личностного развития взрослых в контексте постановки целей и поиска путей их достижения, раскрытия человеческого потенциала (в организациях, на производстве, в образовательных учреждениях, в системах повышения квалификации, в государственных структурах, в рамках социальных и предпринимательских проектов и инициатив и др.).

– Повышение эффективности управления в целом и качества принятия управленческих решений руководителями всех уровней [2],

что, безусловно, является серьезным аргументом за применение данного метода в практике управления в современном образовании.

Литература:

1. Директора российских школ и их зарубежные коллеги / Е. А. Ленская, И. В. Брун // Материалы XII Международной научно-практической конференции, г.Москва 19–20 февраля 2016. С.140–153.

2. Кларин М. В. Инновационное образование: уроки «несистемных» образовательных практик // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 19–29

  1. Коучинг в образовании // worldtutors.ru. URL: http://worldtutors.ru/kouching-v-obrazovanii

4. Коучинговый подход в обучении старшеклассников, как технология реализации современного образования // coachingineducation.ru. URL: http://coachingineducation.ru/kouchingovyj-podxod-v-obuchenii-starsheklassnikov/

5. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности /Пер. с англ. — М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. С. 168.

Основные термины (генерируются автоматически): TALIS, Норвегия, учитель, умение, образование, ICF, образовательный процесс, высокая эффективность, большая часть, школа.

moluch.ru

Коучинг в образовании – что это такое простыми словами

Каждый человек обладает потенциалом, позволяющим осуществить мечты. Однако его внутренние ресурсы порой спрятаны, и обнаружить их в себе довольно непросто. Препятствием являются страхи, шаблоны по которым мы живем, отрицательный опыт и возникающее на фоне этих факторов сомнение в собственных способностях.

К коучингу обращается тот, кто не знает, как достичь цели, но мечтающий изменить свою жизнь к лучшему.

«Коуч» в переводе с английского означает тренера, наставника, помогающего достигнуть желаемого. Обычно им является психолог, помогающий раскрыть клиентам потенциал, и подводящий человека к желаемой цели. Задачей коуча является не передача идей и предложение варианта решения задачи, а напротив, создание таких условий, чтобы клиент смог совершить все действия лично. С этой целью психолог способствует тому, чтобы человек смог рассмотреть возникшую ситуацию извне, помогает оформить в слова цели так, чтобы клиент сам осознал, что хочет получить.

Таким образом, он скорее является не наставником, а слушателем и собеседником, поскольку не советует. А то, что делает с клиентом – не тренинг у психолога, а коучинг.

Что такое коучинг?

Консультируя клиента, коуч-профессионал предлагает ему набор вопросов, отвечая на которые, человек приходит к осознанию сути проблемы. После чего он сможет подобрать лучший путь для осуществления задумки. Процесс именуется «коучингом» – это способ консультирования, позволяющий сформулировать цели и задачи, а также спланировать наиболее оптимальные шаги и стратегию, необходимые для достижения успеха.

Этимология слов «коуч», «коучинг»

Если разобрать лексему «коучинг» лингвистически, выясняется, что она имеет несколько значений: «обучать», «тренировать», «воодушевить», «наставить».

В семнадцатом веке «коуч» означало «карета» или «повозка». В современном значении его впервые использовали в Оксфорде в 1830 году. Так называли того, кто занимался со студентом при подготовке к экзаменационным испытаниям.

Спрашивается, каковы точки соприкосновения у репетитора и повозки? Общее таково: способность что-либо переносить, сдвигать. Повозка передвигает груз в определенный пункт, а репетитор – ученика передвигает на новый уровень, к цели.

Из истории коучинга

Изначально коучинг использовался в области спортивной психологии. Уже в девяностых годах 19 века «коучем» называли спортивного тренера, позднее слово стали применять, обозначая наставника. Сам коучинг находится на границе психотерапии, тренерства и наставничества, и специализируется на достижении жизненных целей.

В начале XXI века в США на официальном уровне закреплена профессия коуча. Теперь в крупных зарубежных предприятиях и организациях в штате есть специалист-коуч.

Отличие коучинга от обычного психологического консультирования

На первый взгляд между коучингом и консультированием психолога много общего – это беседы, позволяющие решать возникшие у клиента проблемы. Однако при консультировании принято решать конкретный вопрос, и специалист ищет причины проблемы в прошлом.

А вот коучинг решает задачи, связанные с будущим и базируется на положительных аспектах, проблемы не рассматриваются, вся речь идет о стремлениях клиента и достижении мечты.

Основными задачами коучинга являются оказание помощи с целью восприятия клиентом себя как самодостаточной личности, направление его и формулирование задач. Работа эта сложна и для неё используются многочисленные методы психологии.

Методы коучинга

Среди часто применяемых коучем методов выделим:

  • выслушивание клиента;
  • формулирование вопросов;
  • приемы конфликтологии;
  • управлением стрессами;
  • мозговой штурм;
  • создание коллектива и управление им;
  • коуч-сессии;
  • упражнения, позволяющие достичь эффективности в общении.

Среди инструментов коуча наиболее часто используется заполнение анкет, глубинная психология и пр.

Техники коучинга

Специалист применяет на практике разнообразные техники, позволяющие клиенту достичь результатов. Следует отметить такие, как:

  • подсказывающее перефразирование;
  • активное слушание;
  • детализирование.

Все они способствуют тому, что клиент развивается и в результате достигает поставленной цели.

Виды коучинга, их особенности

В зависимости от того, со сколькими людьми контактирует коуч, принято разделять коучинг групповой и индивидуальный. На данный момент есть приблизительно полтысячи разновидностей коучинга. Среди них:

  • личный коучинг;
  • бизнес и финансовый коучинг;
  • академический;
  • коучинг здорового образа жизни, позволяющий людям с различными заболеваниями найти силы полноценно жить.

В США существует даже коучинг для беременных и не работающих женщин.

Личный коучинг

Личный коучинг делится на подвиды, такие как лайф-коучинг, позволяющий сделать упор на личных стремлениях, и коучинг для клиентов с синдромом дефицита внимания, ориентированный не формулирование задач и на самоорганизацию человека, поиск внутренних сил.

Поскольку коуч не является врачом, то и его работу нельзя назвать терапией, он лишь облегчает клиенту адаптацию в социуме.

Бизнес-коучинг и коучинг финансовый

Задачи, стоящие перед этим видом тренинга – обеспечить плодотворную работу организации, то есть содействие в решении профессиональных задач. Для этого коуч участвует в создании сплоченной команды, способствует выявлению лидеров и возникновению необходимой атмосферы. Он подсказывает руководству как лучше всего мотивировать сотрудников и заинтересовать их работой.

Финансовый коучинг сравнительно недавно появился и ориентирован на получение финансовых благ, в его основе – формирование верного отношения к денежным средствам.

Академический коучинг

Специализируется на повышении эффективности при обучении. Для этого ищет методы, позволяющие получить мотивацию к учебе и достигнуть высоких результатов в саморазвитии.

Итак, коучинг это – метод психологического консультирования, нацеленный на осуществление сформулированных задач.

todayfin.ru

Что такое коучинг и в чём его суть? - База ответов на любые вопросы

Вас когда-нибудь приглашали на коучинг? Наверняка хотя бы однажды вам на почту приходило письмо с подобным предложением. В современный русский язык перекочевало множество английских терминов, используемых в деловом общении, и коучинг – одно из таких слов.

Что означает слово «коучинг»? В чём суть коучинга? Что такое коучинг в образовании? Что такое коучинг в бизнесе? Что такое коучинг персонала? Чем коучинг отличается от тренинга?

Что означает слово «коучинг»?

Коучинг – английское слово, напрямую заимствованное из этого языка, где «coaching» означает тренировку, обучение. Так сегодня называют методику индивидуальной работы коуча с клиентом, в процессе которой клиент получает новый, более широкий взгляд на свои возможности, освобождается от стереотипов и использует свое новое состояние для профессионального или личностного роста.

Коучинг появился в конце 80-х годов ХХ века. Его автором считается американец Т.Дж. Леонард, который разработал эту систему во время своей работы финансовым советником. Клиенты постоянно просили у него совета не только в сфере управления финансами, но и в различных жизненных ситуациях.

Обобщив этот опыт, Леонард с 1982 года начал практику коучинга. Это направление приобрело популярность вначале в Соединенных Штатах, а затем распространилось на остальной мир.

В чём суть коучинга?

Коучинг практикует подход к каждому человеку как к сформировавшейся личности, в которой уже заложены ее цели, стремления и пути их реализации. Поэтому свою главную задачу коуч видит не в формулировании для клиента путей решения его проблемы, а в совместном поиске этих путей, индивидуальных для каждого человека. Коучинг воспринимается как процесс, ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого. Но главной целью является не достижение каких-то материальных результатов, а развитие у человека способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность.

Нельзя воспринимать позицию коуча как эксперта, который одобряет или не одобряет те или иные действия своего клиента. Его задача – укрепить способность коучируемого к самостоятельным решениям, к постановке собственных, а не кем-то навязанных планов, и принятию полной ответственности за результат их реализации.

Что такое коучинг в образовании?

Методики коучинга находят чрезвычайно успешное применение в образовании. Они помогают обучаемому самому раскрыть свой потенциал и добиться самых высоких результатов без какого-либо принуждения.

Коучинг формирует готовность учащихся к саморазвитию, проектирует и конструирует образовательную среду школы или вуза, помогает строить образовательный процесс с учетом индивидуальных личностных качеств учащегося.

Обучение принципам коучинга несет огромную пользу для преподавателей, так как они могут по-новому выстроить процесс обучения, ориентируясь не на принуждение учащихся к усвоению обязательных способов и систем решения задач, а на свободную реализацию различных подходов, в том числе нестандартных. В результате педагог помогает формированию личности с широким кругозором, ориентированной на саморазвитие, ответственной и самостоятельной.

Что такое коучинг в бизнесе?

Собственно говоря, коучинг как практика был сформирован в бизнес-среде и для бизнес-среды. Естественно, для предпринимательской деятельности его технологии адаптированы как нельзя лучше. С помощью коуча бизнесмен получает возможность выйти на новый уровень понимания бизнес-процессов, сформулировать новые цели и наметить пути их достижения. При этом коуч, как правило, абсолютно далек от специализации коучируемого и только помогает ему научиться решать свои задачи более легкими, простыми и доступными средствами. Курс коучинга, как правило, приносит умение быть настоящим лидером для своей команды, находить остроумные и нестандартные решения самых сложных проблем, быть уверенным в себе и нести полную ответственность за свои действия, не перекладывая ее на других.

Что такое коучинг персонала?

Грамотный руководитель обязательно организует коучинг своему персоналу, т.е. наиболее ответственным ключевым фигурам в своей компании. Чем более компетентными и организованными будут сотрудники, чем выше у них будет мотивация и возможность добиться успеха, тем эффективнее будет их деятельность.

Коучинг приносит успех, если используется для тех сотрудников, которые по роду деятельности и служебных обязанностей должны принимать самостоятельные решения, но в то же время уметь работать в команде. Он дает возможность сотруднику более четко видеть цель и смысл своих действий, соотносить их с общей пользой и в конечном итоге становиться более успешным и эффективным на своем месте.

Коуч может быть как приглашенным со стороны, так и сотрудником компании, в последнем случае он помогает сформировать стиль общения руководителя с подчиненными так, чтобы персонал действовал с максимальной самостоятельностью, но для блага компании.

Чем коучинг отличается от тренинга?

Понятия коучинга и тренинга близки, но далеко не идентичны. В процессе тренинга человек осваивает новые подходы и новые методики, но тренер преподносит их в готовом виде, фактически навязывает своему клиенту. В то же время обучаемый принимает эти методики на веру, не задаваясь вопросом, насколько они подходят именно для него. Коуч, напротив, ничего никому не навязывает, а только помогает человеку самостоятельно найти оптимальное для него решение. Коучинг – это раскрепощение, привитие навыка к самостоятельному анализу ситуации, формированию выводов и составлению плана действий.

www.mnogo-otvetov.ru

Статья по теме: "Коучинг в образовании"

Учитель истории МБОУ СШ №81, г.Ульяновск

Благова Е.А.

Есть одно качество, которым требуется обладать, чтобы побеждать, и это определенность цели, знание, чего человек хочет, и жгучее желание достигнуть этого.  Наполеон Хилл

Постановка проблемы

Общепризнанные неутешительные оценки результатов обучения современных школьников требуют выявления своих причин и изменений в образовании, связанных с их преодолением и предупреждением. В значительной степени, успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.

Следует отметить, что во время обучения в школе отношение учащихся к учебной деятельности претерпевает серьезные изменения и не в лучшую сторону. Особенно критичной ситуация становится начиная с подросткового возраста, в котором для большинства учащихся характерно существенное снижение учебно-познавательной мотивации, и учение нередко превращается для таких учеников в скучную, тягостную обязанность. Результаты этого неизменно сказываются и на последующем этапе обучения в старшей школе.

Для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл. Но этого часто не происходит. Учеба для многих школьников, даже старших и выпускных классов, является не лично значимой целью, а нудной обязанностью, от которой хочется как можно скорее избавиться. В результате они относятся к учебной деятельности формально, не стремятся к высоким результатам, не реализуют свой потенциал.

Помочь ученикам перестать быть пассивными участниками образовательного процесса и перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой, может коучинг.

Следует признать, что все вышесказанное относится не ко всем учащимся, есть среди них и такие, кто учится осознанно, с интересом и находит в учебной деятельности личностный смысл, но их, к сожалению, не так много. Работа коуча с такими учениками позволит им добиться не просто хороших, а грандиозных результатов.

Что такое коучинг?

Так что же такое коучинг? Коучинг (coaching) — новый и для многих в нашей стране пока малоизвестный подход к развитию человека. Предтечей коучинга был профессор Гарвардского университета и спортсмен Тимоти Гэлвей (Timothy Gallwey). Открытие Т. Гэлвея состояло в том, что значительным фактором спортивного успеха, а, следовательно и спортивных тренировок, оказалось душевное состояние спортсмена, то, как он думает, как направляет внимание, что считает для себя возможным, а что — нет. Книги Т. Гэлвея стали бестселлерами. Он определил коучинг как “технологию раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности“.

В настоящее время коучинг переживает пик популярности за рубежом. Он нашел применение не только в спорте, но и в бизнесе, экономике, политике, образовании и других важных сферах человеческой деятельности. Коучинг представляет собой форму консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков.

По мнению Н.А. Зыряновой, цель коучинга в обучении — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате — достигать желаемых результатов [4. С.47].

Коучинг в школах Норвегии. Отечественный опыт

Первое официально зафиксированное использования коучинга в сфере школьного образования было предпринято в Норвегии в 2002 году.

Автором этого проекта стал Ян Георг Кристиансен – мастер-коуч Международной Федерации Коучинга, глава Эриксоновского университета Нордик с 1998 г.

Все началось со школы-гимназии Уллерн в округе Аскер. В 2001 году положение дел в школе было так плохо, а её авторитет так низок, что набор в школу составил всего 9 учеников на 30 учителей, при том как максимально допустимой «квотой» в Норвегии принято 70 учащихся на одного преподавателя. Школа  Уллерн была исключена властями из списка школ, но получила последний шанс на исправление своего положения. Администрация школы решила внедрить коучинговый подход в образовательный процесс школы. Многократные беседы в коучинг стиле между директором, учителями и Яном Кристиансеном и большое количество мероприятий совместно с Норвежским Представительством МЭУ привели к поразительным результатом: в 2005 году эта школа была официально объявлена одной из лучших школ Норвегии. В 2006 году этот эксперимент был повторен в школе Воллен и результаты этого проекта были признаны номером 1 среди 150 норвежских школ — претендентов на финансовую поддержку от Национального Департамента по Образованию. Далее, проект «Коучинг в образовании»стал развиваться в межрегиональном, а потом и национальном масштабах. Результаты этого опыта описаны в книгах Коучинг в школах – личный гид [1] и Профессиональные диалоги — Коучинг и  построение отношений  в школе [2].

С 2010 года коучинг появился в некоторых отечественных образовательных учреждениях. Приоритет по внедрению коучинга в сферу образования принадлежит Ростову-на-Дону, где профессиональную подготовку по применению коучинга в образовании под руководством к.п.н. Натальи Гульчевской уже прошли более 300 учителей и администраторов образовательных учреждений; позже подобные курсы появились в Москве, Минске, Екатеринбурге и др.

В Фейсбуке существует сообщество коучей, занимающихся проблемами образования, которое на сегодняшний день насчитывает  около 200 активных участников.

Реформа образования

Почему же внимание к коучингу в образовании сегодня оказалась наиболее актуальным и как он соотносится с реальными проблемами отечественной школы? Современная реформа отечественного образования предполагает три основных направления в реформировании традиционной системы: содержательное, организационное и процессуальное.

Содержательные изменения определяются стандартом (для двух уровней: обязательном и повышенном) и примерными программами; они предполагают раннее выявление потенциально одаренных детей и развитие их способностей; развитие природных задатков и др.

Организационные связаны с решением вопроса о продолжительности учебных занятий, дня, недели; сокращением нагрузки на учеников за счет введения интегративных курсов и выбор дисциплин по интересам учащегося и др.

Процессуальные связаны с переориентацией всей системы на развитие личности. Они затрагивают внутренние пласты педагогической деятельности, изменение стиля поведения учителя и способов его взаимодействия с учеником.

Первые два направления определяются нормативными документами и находятся практически вне зоны влияния основного участника образовательного процесса – учителя, третье же – полностью зависит от него. Но какие технологии позволят учителю реализовать эти процессуальные изменения? Какие результаты предполагается достичь в результате их применения?

Требования к подготовке учащихся, выдвигаемые ФГОС делятся на три равноценные группы: личностные, метапредметные и предметные. Требования последней группы, в силу разработанных инструментов измерения успешности их изучения, более близки для учителя-предметника и активно обсуждаются на страницах методической периодики. А требования первых двух групп, порой воспринимаются не как необходимость, а как дань «педагогической моде». Для многих учителей и средства, и технологии формирования этих результатов, и инструменты их измерения мало понятны (тем более, что они совсем не нужны для ЕГЭ). Все это приводит к их простому декларированию и, в лучшем случае, восприятию на неком интуитивном уровне.

Между тем, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы предполагают формирование у учащихся «умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения».

У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, стандарт предполагает наличие умения «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся».

Именно коучинг является наилучшим инструментом для реализации этих требований стандарта.

Логика применения коучинга

Основная задача коуча — поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.

Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей. Задача коуча — помочь ему прийти к этому осознанию. Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!» [5. С.57]

Очень важно, чтобы ученик в совместной работе с коучем смог определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего ему необходима учебная деятельность.

Определение целей, к которым ученик будет стремиться, очень серьезная задача. Многим учащимся средней школы трудно увидеть связь своего будущего с сегодняшним днем. Ближе к выпускным классам каждый ученик уже задумывается о своих ценностях и о том, чего он хочет достичь в своей жизни в соответствии с ними, но зачастую он всячески избегает двигаться в направлении этих целей, ставить их и подчинять им свою жизнь.

Эта необязательность, в свою очередь, приводит к снижению его самооценки и самоуважения. Поэтому необходима специальная работа с учениками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей, т.е. именно то, что умеет профессионально делать учитель-коуч.

Особое внимание при проведении коучинга в старшем школьном возрасте следует уделять определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения. Коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.

В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.

Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за ее результаты. Полезным здесь является совместное с коучем планирование процесса достижения цели и составление его плана. В этот план должны быть включены ответы на основные вопросы коучинга:

  • Что именно мне необходимо достигнуть?

  • Как это конкретно будет выглядеть?

  • Зачем мне это нужно?

  • Как я узнаю о том, что достиг желаемого?

  • Когда я готов начать этот процесс?

  • Когда этот процесс завершится?

  • Что конкретно мне следует делать?

  • Какие возможны препятствия на моем пути?

и др.

Технологичность коучинга

Почему реализацию коучингового подхода в обучении школьников можно считать образовательной технологией? Да потому, что он соответствует существующим определениям образовательной технологии и имеет все присущие её компоненты. О.Б. Епишева трактует образовательную технологию как продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом [3. С.32].

Модель процесс коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:

  1. Постановка цели и осознание её реальности.

  2. Анализ необходимых составляющих успеха.

  3. Анализ имеющихся возможностей.

  4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии.

  5. Мониторинг достижения цели и анализ результатов.

Для каждого из этих этапов в арсенале профессионального коуча есть соответствующий набор инструментов и техник, из которых он подбирает наиболее оптимальную комбинацию для каждого конкретного ученика и каждого конкретного случая.

Первый и все определяющий шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) — это забота школы и учителя. Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами.

На этом пути ему поможет совместная работа с коучем, который будет оказывать действенную помощь, поддержку, делиться опытом: будет формировать своеобразную поддерживающую среду (для успешного достижения целей, ученику также необходима поддержка и признание его успехов со стороны всего класса, коллектива учителей и родителей, что тоже является результатом комплексной работы с учителем-коучем)

Коучинг и школьный урок

Если говорить о традиционной структуре урока и структуре коуч-сессии, то они удивительным образом совпадают. Это обстоятельство свидетельствует в пользу естественности применения коучингового подхода даже в этом основном элементе учебно-воспитательного процесса.

Инструменты учителя-коуча

Инструментарий коучинга и применяемые в нем техники довольно разнообразны. Их рассмотрение требует отдельного внимания. Тем не менее, в качестве примера рассмотрим два из них в уже готовом виде, которые мы применяли в обучении математике старшеклассников. Это «Колесо развития» и «Линия времени».

Такое «Колесо» составляется каждым учеником по результатам промежуточных работ в период изучения темы, либо опираясь на самооценку ученика при её повторении. При этом «10» означает уверенное владение данным умением, а «1» — только знание о его существовании. Подобные «Колеса» можно сделать по каждому умению или элементу содержания из спецификации к ЕГЭ по математике или любому другому предмету, а можно и по номерам заданий части В и части С. Дальнейшая работа с этим инструментом позволяет четко спланировать действия по ликвидации пробелов в знаниях и заполнения «белых пятен».

Линия времени

Для каждого ученика эта линия времени будет своей, в зависимости от желаемого результата, способностей и возможностей обучения. Её можно составить ученику самостоятельно или совместно с учителем, репетитором или преподавателем курсов дополнительной подготовки.

Выводы

Итак, во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, особенно на старшей ступени образования, т.к. именно старшеклассники уже готовы ставить перед собой цели, способны оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни, но не знают как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.

Во вторых коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования (по крайней мере, нам пока неизвестна наиболее личностно-ориентированная и конкретная образовательная технология), а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

Литература

  1. Kristiansen J.G. Coaching i skolen – personlig veiledning (Коучинг в школах – личный гид). – Pedlex, 2005. – 60 sider.

  2. Kristiansen J.G. Profesjonelle dialoger. Coaching og relasjonskompetanse i skolen (Профессиональные диалоги — Коучинг и  построение отношений  в школе). — Universitetsforlaget, 2008. — 182 sider.

  3. Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. 2004. №1. – С. 31-36.

  4. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – С. 46–49.

  5. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.

  6. http:// www.erickson.ru

  7. http:// www. gulchevskaya.ru

infourok.ru

Коуч

Коуч (от англ. coaching — обучение, тренировки; сoach — специалист, проводящий тренировку) — это консультант и тренер в одном лице, который с помощью коуч-технологий оказывает помощь в устранении психологических проблем и содействует повышению результативности в достижении целей, эффективности и качества жизни в любой её сфере (карьера, финансы, семья, отношения, здоровье, личностное развитие). Профессия подходит тем, кого интересует психология и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

В основу философии коучинга положен принцип: каждый человек способен БЫТЬ, ДЕЛАТЬ и ИМЕТЬ всё, что он пожелает. Коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решение проблем вместе с клиентом и побуждает его к самостоятельным умозаключениям.

От психологического консультирования коучинг отличается мотивацией. Психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-либо симптома, а работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. Отличие коучинга от всех видов консультирования — реализация потенциала самого клиента под руководством коуча. Ведь потенциал каждого человека не имеет границ и задача коуча – помочь клиенту раскрыть его.

Специфика профессии

Коучинг подразделяется на несколько видов по аспектам применения:

Коучинг личной эффективности

  • карьерный коучинг, включающий в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы
  • бизнес-коучинг организует поиск наиболее эффективных путей достижения целей компании; работа проводится с руководителями компании и с командами сотрудников
  • лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По формату обучения коучинг может быть очным и заочным (посредством телефона и интернета), по количеству участников - индивидуальным и корпоративным. Индивидуальный коучинг применяется для развития топ-менеджеров и руководителей компании, поддержки менеджеров в адаптации к новой должности, ускорения развития талантливых сотрудников.

Краткое описание

Работа коуча начинается с проведения предварительных консультаций с клиентом, в целях общего анализа проблемы и ситуации. Затем происходит разметка этапов, постановка целей и определение количества занятий и встреч.

В целом, коучинг состоит из 4 базовых этапов:

  • постановка цели;
  • проверка реальности;
  • выстраивание путей достижения;
  • достижение (этап воли).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:
  • интересная творческая работа;
  • возможность решать реальные проблемы людей, получая удовольствие от результатов помощи;
  • умение ставить реалистичные цели и добиваться их;
  • необходимость постоянного профессионального совершенствования и в связи с этим - возможность личностного роста;
  • возможность использования своих знаний в области психологии в повседневной жизни;
  • познание и изменение себя, своего отношения к событиям окружающего мира.
Минусы:
  • душевная усталость;
  • сложности в принятии мировоззрения клиента и в стремлении обязательно дать полезный совет;
  • переживание проблем клиента как своих собственных.

Место работы

  • организации, предоставляющие услуги коучинг-сервиса;
  • HR-отделы крупных компаний;
  • частная практика.

Оплата труда

Личные качества

  • высокий общий и эмоциональный интеллект;
  • умение общаться и взаимодействовать с людьми;
  • активная жизненная позиция;
  • умение внимательно слушать и слышать человека;
  • ответственность;
  • наблюдательность;
  • эмоциональная устойчивость;
  • оптимизм и уверенность в своих силах;
  • креативность;
  • умение ориентироваться в наиболее распространенных трудностях, с которыми сталкиваются управляющие и бизнесмены.

Карьера

Оплата работы коучей, как и психоаналитиков, в основном почасовая. Тарификация зависит от опыта, профессионализма, известности тренера.

Высшее образование:

Профессиональная деятельность коуча связана с работой над личностью, ее внутренним миром, поэтому коуч должен иметь диплом психолога. Но одного психологического образования недостаточно. Будущему коучу нужно окончить дополнительные специализированные курсы, которые обучают методике проведения коуч-сеансов, дают знание особенностей, этапов и структуры коуч-сессий; знание приемов психологического анализа и воздействия на личность.

В Москве и крупных городах России имеют свои представительства по коучингу:

  • Первая Национальная Академия Профессионального Коучинга;
  • Международный Центр Коучинга;
  • Международный Эриксоновский Университет Коучинга (Российское представительство);
  • Школа коучинга в Институте психотерапии и клинической психологии.

Томас Леонард, один из основателей коучинга, дал свое определение коуча:

  • Ваш партнер в достижении личных и профессиональных целей;
  • Ваш защитник во время жизненных поворотов;
  • Ваш тренер навыков общения и жизни;
  • Ваш отражатель негатива в процессе принятия решения;
  • Ваша мотивация, когда нужно быть сильным;
  • Ваша безоговорочная поддержка, когда Вам нанесли удар;
  • Ваш наставник в личностном развитии;
  • Ваш соратник в создании выдающегося проекта;
  • Ваш маяк во время шторма;
  • Ваш будильник, когда Вы не слышите свой внутренний голос;
  • И главное… профессиональный коуч – Ваш партнер, который поможет Вам получить то, что имеет для Вас наибольшее значение.

www.profguide.io


Смотрите также