Консультативная психология что это такое


психология консультативная - это... Что такое психология консультативная?

— раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи — консультирования. Исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у клиента можно актуализовать дополнительные психологические силы и способности, кои в свою очередь могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Соответственно психология консультативная пытается ответить на пять основных вопросов:

1) в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью — клиентом, и человеком, ее оказывающим — консультантом;

2) каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта;

3) какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализованы в ходе консультирования;

4) какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента;

5) каковы приемы или техника, кои может сознательно использовать консультант в ходе оказания помощи.

Психология консультативная содержательно и организационно обособилась в начале 50-х гг. в США — по мере осознания специфики процесса консультирования и его отличия от психотерапии и от обучения. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам; от обучения — придание значения не столько знаниям, сообщаемым клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениям между консультантом и клиентом, порождающим у клиента дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей. Однако между этими тремя областями не существует жестких границ; модели психотерапии, консультирования и обучения взаимообогащают друг друга.

Психология консультативная базируется на психологии социальной, клинической и дифференциальной, психологии личности и тестологии. Выбор оснований для конкретной модели консультирования часто связан с более общей теоретической ориентацией — психоаналитической (см. психоанализ), адлерианской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и пр. Модели консультирования специфицируются и приспосабливаются соответственно жизненным ситуациям, вызывающим психическую дезадаптацию, нарушения в развитии. К основным моделям или парадигмам консультирования относятся:

1) тренинг жизненных навыков;

2) тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных навыков;

3) тренинг в решении проблем и принятии решений;

4) тренинг в поддержании здорового образа жизни;

5) ориентация и развитие способностей;

6) помощь в становлении самоидентичности и личностном развитии.

Проблемы, особенно повлиявшие на спецификацию моделей консультирования за последние десятилетия, — это алкоголизм, наркомания, насилие над детьми, трудности в обучении детей. Психология консультативная все больше применяется представителями других, непсихологических профессий, входя в профессиональную подготовку руководителей, учителей, врачей. Внутри профессионалов-консультантов также различаются отряды с различной базовой подготовкой: психиатры, психологи, социальные работники, священники, психиатрические медицинские сестры, посредники.

Психология консультативная — одна из отраслей психологического и междисциплинарного знания, получившая широкое признание за рубежом; она начинает развиваться и у нас.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru

Консультативная психология

Консультативная психология — отрасль психологии, предметом которой является процесс оказания психологической помощи (психологического консультирования). Как самостоятельное направление консультативная психология выделилась в начале 50-х гг. XX в. в США. Психологическое консультирование представляет собой специально организованный процесс общения, благодаря которому у человека, обратившегося за помощью, могут быть актуализированы его личностные ресурсы (психологические силы и способности), помогающие найти новые возможности и выйти из трудной жизненной ситуации.

Перечислим задачи консультативной психологии:

  • • исследование процесса психологической помощи, особых отношений, возникающих между человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию и обратившимся за помощью, и тем, кто эту помощь оказывает;
  • • изучение профессионально важных качеств, которыми должен обладать психолог-консультант, а также определение профессиональных компетенций психолога-консультанта;
  • • выявление внутренних ресурсов клиента, которые могут быть раскрыты в процессе психологического консультирования;
  • • разработка и экспертиза методов, приемов и психотехнологий для психологического консультирования.

Консультативная психология тесно связана с общей, социальной, клинической, возрастной психологией и психологией развития, личности, семейных отношений. Подготовка специалиста в области психологического консультирования предполагает освоение всех вышеперечисленных областей психологического знания. При оказании квалифицированной психологической помощи необходимо учитывать принципы возрастнопсихологического консультирования[1], соотносить психологические проблемы и возрастные периоды развития личности, знать специфику возрастных кризисов и т.п.

Основная цель психологического консультирования — помощь клиенту в нахождении личностных ресурсов, необходимых для преодоления трудной жизненной ситуации, а также помощь в саморазвитии.

В процессе психологического консультирования происходит выслушивание клиента; расширение представлений клиента о себе и своей жизненной ситуации; построение доверительных отношений между психологом и клиентом; прояснение психологической проблемы клиента; помощь клиенту в понимании своей роли в происходящей ситуации; оказание помощи клиенту в виде дополнительных практических рекомендаций, подбор упражнений и техник, необходимых для развития новых способностей клиента, а также для выработки новых моделей поведения; информирование клиента о жизненно необходимых психологических знаниях, умениях и навыках.

Психологическое консультирование как процесс имеет ряд схожих с психотерапией особенностей. Прежде всего, психологическое консультирование от классической психотерапии отличает отказ от концепции болезни (отметим, что и в современной психотерапии развивается подход, получивший название «психотерапия здоровых»). Как правило, психотерапия затрагивает глубинные аспекты личности. Психотерапевтический процесс ориентирован на реконструирование личности, устранение глубоких внутренних конфликтов и противоречий. Психологическое консультирование во многом ориентировано на разрешение конкретных жизненных ситуаций и личностных проблем.

Существует достаточно распространенная точка зрения, что в психологическом консультировании, прежде всего, происходит акцентирование личностных ресурсов, сильных сторон личности человека, обратившегося за помощью. Необходимо отметить, что тема ресурсов в психотерапии не менее актуальна. Особенно важно оценить психологические ресурсы клиента при работе с последствиями психологической травмы, а также в случае тяжелых психосоматических состояний.

Различия существуют и во временном аспекте психологического консультирования и психотерапии. Психологическое консультирование в большинстве случаев бывает краткосрочным (пять — шесть встреч), в то время как психотерапия может продолжаться в течение нескольких лет.

Процесс психологического консультирования не сводится к информированию и обучению клиента, прежде всего, психологическое консультирование отличает особые взаимоотношения, устанавливающиеся в диаде «психолог — клиент». В психотерапии эти особые отношения получили название «терапевтический альянс». Именно это специфическое взаимодействие способствует актуализации, расширению скрытых возможностей личности, необходимых для преодоления жизненных трудностей.

Многие специалисты в области психотерапии и психологического консультирования считают, что «между психологическим консультированием, психотерапией и обучением не существует жестких границ»[2].

Тема сходства и различия психотерапии и психологического консультирования — одна из актуальных и дискуссионных тем в современной психологической практике. Более подробно с этим вопросом можно ознакомиться, обратившись к работам Ф. Е. Василюка и Б. Д. Карвасарского[3].

Цель психотерапии — сделать людей свободными.

Я считаю, что работа психотерапевта должна заключаться в том, чтобы помочь людям обрести свободу для осознания и осуществления своих возможностей.

Ролло Мэй

Выделяют индивидуальную и групповую форму психологического консультирования, при этом семейное консультирование рассматривают как разновидность группового.

Существуют разнообразные модели психологического консультирования. Как правило, консультативные модели связаны с общей теоретической направленностью, например, психоаналитической, личностно-центрированной или когнитивной.

В современном психологическом консультировании развиваются разнообразные модели консультативной помощи: краткосрочное позитивное консультирование; психотехнологии, в основе которых лежат идеи нейролингвистического программирования; тренинг коммуникативных навыков; тренинг профессионального саморазвития и др. Модели психологического консультирования варьируются в зависимости от проблем, на решение которых они направлены. Так, специфические консультативные модели применяются в процессе консультирования по проблемам зависимого поведения (алкоголизм, наркомания, компьютерная, пищевая зависимости), насилия в семье, консультирования в сфере профориентации.

В отечественном пространстве психотерапии и психологического консультирования широкое распространение получила понимающая психотерапия Ф. Е. Василюка.

Общепсихологические основания психотехнической системы «Понимающей психотерапии» (Ф. Е. Василюк)

Главный нерв психотехнической методологии, по мысли Л. С. Выготского, состоит в том, чтобы психологическая практика стала не только «полезной», но и теоретически плодотворной, практический метод должен приносить исследовательскую «прибыль».

Но не всякая практика может быть орудием научного познания, чтобы она обрела эту способность, в нее предварительно нужно сделать теоретические, общепсихологические инвестиции. Глубже: практический метод должен быть рожден из теории (или хотя бы усыновлен ею), чтобы в своем технологическом развитии и эмпирической реализации, он «не забывал родства» с наукой, в самом своем устройстве нес потребность и способность к познанию, но наследству полученные от материнской теории.

Применительно к задачам психотехнического построения «понимающей психотерапии» это означает, что в «культурно-деятельностной» психологии Выготского — Леонтьева нужно выделить и развить такой ряд теоретических идей, которые во взаимоотношениях с психотерапией как практикой могут выполнять две следующие функции.

Во-первых, идеи и частные теории должны быть заинтересованы в психотерапии как уникальном исследовательском методе разработки богатейших месторождений психологической фактологии, и сами стать достаточно емкими, гибкими и открытыми, чтобы можно было эти эмпирические богатства принять и теоретически ассимилировать.

Если бы теория переживания преследовала исключительно научно-исследовательские цели, совершенно нс помышляя о прикладных, то и в этом случае ей стоило бы обратиться к психотерапии как познавательному методу, потому что для конкретного эмпирического изучения работы переживания, работы совлада- ния человека с критическими ситуациями, лучше материала и методов, чем даст психотерапия трудно отыскать.

Во-вторых, эти инвестируемые в психотехническую систему теоретические идеи, концепты и схемы, должны служить общспсихологичсской базой для построения конкретной психотерапевтической теории, теории «инженерного» типа, которая, в свою очередь, является основой для конкретных технологических разработок психотерапевтических методов[4].

Современное прочтение культурно-исторической теории и ее понимание как фундамента методологии и практики психологического консультирования раскрывает в своих работах А. А. Пузырей («Проблема метода в культурно-исторической психологии Л. С. Выготского» (1994); «Психология. Психотехника. Психагогика» (2005)).

К методам психологического консультирования относят наблюдение, беседу, интервью, активное слушание, эмпатическое слушание и др. Кроме базовых методов психологии в консультировании используются специфически методы и технологии, разработанные различными психологическими школами и направлениями.

Активное слушание — один из основных методов психологического консультирования, и овладение данным методом является непременным требованием, предъявляемым к психологу-консультанту. Цель метода — точное отражение информации клиента. Активное слушание способствует созданию доверительной атмосферы, обеспечивает эмоциональную поддержку и помогает клиенту в осознании проблемной ситуации.

Активное слушание осуществляется благодаря использованию следующих приемов:

  • • заинтересованное отношение к собеседнику (поза заинтересованного слушателя, доброжелательный взгляд, направленный на собеседника);
  • • уточняющие вопросы («Правильно ли я понял, что..?», «Вы хотите сказать, что..?»);
  • • повторение фразы клиента и переформулирование («Можно сказать, что...»);
  • • поддерживающие и стимулирующие клиента реакции (угу-реакции, «да», заинтересованность психолога-консультанта);
  • • обобщение («Итак, вы хотели сказать, что..?).

Эмпатическое слушание - также одна из «обязательных» техник психотерапии и психологического консультирования. Как и активное слушание, помогает устанавливать атмосферу доверия и способствует эмоциональному раскрытию клиента.

Техника незаменима в тех случаях, когда клиент испытывает потребность в диалоге, ему важно выговориться, поделиться своими чувствами и переживаниями. Предполагается, что в ходе эмпатического слушания психолог избегает оценок и интерпретаций, демонстрируя при этом понимание и принятие чувств клиента.

studme.org

консультативная психология - это... Что такое консультативная психология?

 консультативная психология

— раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). К. п. исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Соответственно К. п. пытается ответить на пять основных вопросов:

1) в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью (клиентом), и человеком, ее оказывающим (консультантом);

2) каковы должны быть личностные черты (см. черты личности), установки, знания и умения консультанта;

3) какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в процессе консультирования;

4) какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента;

5) каковы те приемы или техника, которые могут быть сознательно использованы консультантом в процессе оказания помощи. К. п. базируется на социальной, клинической и дифференциальной психологии, психологии личности и тестологии. Выбор оснований для конкретной модели консультирования часто связан с более общей теоретической ориентацией — психоаналитической (см. психоанализ), адлерианской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и т. д. К основным моделям или парадигмам консультирования относятся:

1) тренинг жизненных навыков;

2) тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных навыков;

3) тренинг в решении проблем и принятии решений;

4) тренинг в поддержании здорового образа жизни;

5) ориентация и развитие способностей;

6) помощь в становлении самоидентичности и личностном развитии.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

psychology.academic.ru

ПСИХОЛОГИЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ

раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи - консультирования. Исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у клиента можно актуализовать дополнительные психологические силы и способности, кои в свою очередь могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Соответственно психология консультативная пытается ответить на пять основных вопросов:

1) в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью - клиентом, и человеком, ее оказывающим - консультантом;

2) каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта;

3) какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализованы в ходе консультирования;

4) какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента;

5) каковы приемы или техника, кои может сознательно использовать консультант в ходе оказания помощи.

Психология консультативная содержательно и организационно обособилась в начале 50-х гг. в США - по мере осознания специфики процесса консультирования и его отличия от психотерапии и от обучения. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам; от обучения - придание значения не столько знаниям, сообщаемым клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениям между консультантом и клиентом, порождающим у клиента дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей. Однако между этими тремя областями не существует жестких границ; модели психотерапии, консультирования и обучения взаимообогащают друг друга.

Психология консультативная базируется на психологии социальной, клинической и дифференциальной, психологии личности и тестологии. Выбор оснований для конкретной модели консультирования часто связан с более общей теоретической ориентацией - психоаналитической (-> психоанализ), адлерианской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и пр. Модели консультирования специфицируются и приспосабливаются соответственно жизненным ситуациям, вызывающим психическую дезадаптацию, нарушения в развитии. К основным моделям или парадигмам консультирования относятся:

1) тренинг жизненных навыков;

2) тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных навыков;

3) тренинг в решении проблем и принятии решений;

4) тренинг в поддержании здорового образа жизни;

5) ориентация и развитие способностей;

6) помощь в становлении самоидентичности и личностном развитии.

Проблемы, особенно повлиявшие на спецификацию моделей консультирования за последние десятилетия, - это алкоголизм, наркомания, насилие над детьми, трудности в обучении детей. Психология консультативная все больше применяется представителями других, непсихологических профессий, входя в профессиональную подготовку руководителей, учителей, врачей. Внутри профессионалов-консультантов также различаются отряды с различной базовой подготовкой: психиатры, психологи, социальные работники, священники, психиатрические медицинские сестры, посредники.

Психология консультативная - одна из отраслей психологического и междисциплинарного знания, получившая широкое признание за рубежом; она начинает развиваться и у нас.

vocabulary.ru

Основы консультативной психологии

Елизаров А.Н.

ВВЕДЕНИЕ

Цель данного издания - облегчить студентам процесс изучения нового учебного курса, по которому пока вообще отсутствуют какие-либо учебные пособия.

При написании пособия мы стремились направить внимание студентов на анализ самого процесса консультирования как такового, пробудить у них интерес к изучению основных параметров консультативной беседы.

Мы стремились также заложить базовые основы знаний, необходимые для рефлексивного использования психологического консультирования в различных прикладных областях: в образовании, менеджменте, политике, работе с семьями и так далее. Предполагается, что конкретные знания о специфике консультирования в прикладных областях студенты получат в последующих специальных курсах.

В ссылках на литературу, для подготовки к семинарским занятиям, приведены, в основном, базовые литературные источники. Более специфичную литературу к каждой теме легко найти по персоналиям.

Глава 1. Предмет и задачи консультативной психологии

психологическое консультирование

Консультативную психологию можно определить как раздел современной науки, направленный на изучение структуры и закономерностей процесса психологического консультирования.

Слово «консультирование» происходит от латинского слова consultare - совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в русском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний. Буквально «консультировать» значит давать совет или советоваться по интересующей проблеме.

Слово «психологическое» можно понимать двояко. С одной стороны, оно может указывать на то, что консультирование основано на данных психологической науки. С другой стороны, его можно рассматривать как указание на то, что консультирование осуществляется по психологическим проблемам, то есть, касается таких явлений, как психика, деятельность, поведение.

Вне зависимости от того, как трактовать этот вид деятельности, очевидно, что психологическое консультирование и в том, и в другом контексте, по крайней мере, на настоящем этапе развития общества, является реальностью, требующей своего изучения.

Возникновение консультативной психологии подготовлено всем ходом развития психологии вплоть до начала XXI века.

На разных этапах развития психологии возникали и становились актуальными различные ее отрасли.

Психологическая наука зародилась как наука о закономерностях психической деятельности, направленная на изучение такого сложного объекта, как психика. Сначала авторов интересовали наиболее общие законы психической деятельности. Изучалось:

a) как человек вообще (некий обобщенный, абстрактный человек) познает окружающий мир;

b) как на основе отдельных ощущений, поступающих от органов чувств, у него складывается некоторый целостный образ мира и себя в этом мире;

c) как он выстраивает образ своего действования в мире;

d) как он реально в этом мире действует.

Так появилась и начала развиваться общая психология.

Со временем на этом пути психология подошла к факту существования индивидуальных различий, благодаря чему появилась дифференциальная психология, стала интенсивно развиваться психодиагностика. Исследование закономерностей поведения человека вообще стало себя исчерпывать. Как это показывает в своем исследовании Анастази А. [1982, с.20 -22], для психологов-экспериментаторов школы Вильгельма Вундта (1832 - 1920) не было очевидным, что люди не одинаковы, что они по-разному познают окружающий мир и по-разному предпочитают действовать в нем. Для утверждения этого потребовалась определенная научная дискуссия. Так Джеймс Маккин Кэттелл (1860 - 1944) в Лейпциге вопреки неприятию В. Вундтом такого типа исследований специально написал диссертацию об индивидуальных различиях во времени реакции.

Сначала возникли типологии индивидуальных различий, затем методики для их выявления. Использование данных об индивидуальных различиях сильно продвинуло науку и прочно вошло к концу двадцатого века в обиход психологов-практиков.

Далее это направление исследований также начинает себя исчерпывать. Фокус анализа все более смещается в сторону такой уникальности, которая не поддается типологизации. Теперь уже мы все чаще говорим об уникальности, непредсказуемости каждого человека. Естественно, что и общие закономерности психического существуют, и типологии, например, темперамента, характера оправданы. Но мы все более подходим к тем аспектам, которые невозможно было исследовать с помощью старых парадигм. Этому факту соответствует появление и развитие гуманистической психологии.

Здесь же закладываются основы и консультативной психологии. Когда стали исследовать уникальность, познавать ее законы, использовать эти законы в практике оказания помощи конкретному человеку, вместо закономерностей психики предметом научного анализа все более начали становиться закономерности диалога, позволяющие работать с индивидуальностью. Фокус исследования различий сместился с индивидуальных различий на различия в способах ведения диалога, различия в формах организации взаимоотношений между специалистом, оказывающим воздействие, и клиентом. Стало интересовать, какие способы организации диалога способствуют выявлению закономерностей функционирования уникальности данного конкретного человека, а какие препятствуют этому процессу, блокируют его, делают порой это совсем невозможным. Какие параметры взаимоотношений помогают оказывать психологическую помощь в опоре на закономерности уникальности клиента, а какие мешают. Примером такого рода исследования является работа Джеймса Бьюдженталя «Искусство психотерапевта», опубликованная на Западе в 1987 году, а в нашей стране в 2001 году.

Другим важным шагом на пути развития психологии, предопределившим появление консультативной психологии, было включение в контекст психологического анализа социальной среды, в которой человек живет. Стали изучать влияние факта включенности в большие и малые группы на психическую активность человека. Этому соответствовало возникновение и развитие социальной психологии в области научных и прикладных исследований.

Но и в психотерапии, в области, возникшей из практики оказания психологической помощи и благодаря этой практике, фокус анализа на протяжении XX века все более смещается в сторону социального контекста. Теперь мы видим, что, согласно многим направлениям современной практической психологии, фактор текущей социальной среды вообще признается решающим для объяснения поведения человека, вопреки, скажем, его прошлому, детству. Ярким примером этого служит современная семейная терапия, где в рамках крупнейшего и влиятельнейшего системного подхода (Сальвадор Минухин, Мюррей Боуэн, Натан Аккерман, Карл Витакер, Иван Бошормени-Надь, Теодор Лидс и другие) межличностный контекст (фокусирование на текущих взаимодействиях) всецело доминирует над интрапсихическим контекстом (концентрация внимания на прошлом индивида) [Браун Дж., Кристенсен Д., 2001,с. 32].

Следует по достоинству оценить роль психотерапии для возникновения консультативной психологии. На первоначальных этапах своего развития психология была преимущественно академической наукой. Не стоял вопрос о широком использовании ее достижений, поскольку достижений этих было не так много. Неотложные и наиболее болезненные задачи практики положили начало возникновению в конце XIX - начале XX веков на Западе психотерапии. Путем напряженной работы с крайними, тяжелыми формами душевных расстройств, представителям этого движения, которому на первоначальных этапах отказывали в научности, на протяжении XX века удалось накопить и использовать огромный материал, который по праву можно именовать золотым фондом современной психологии. Почти единственным методом, который позволил накопить этот материал, является рефлексивность, рефлексивное отношение к тому, что делаешь в момент работы с клиентом, постоянные раздумья над тем, что же реально происходит. Такое отношение к диалогу помогло открыть и описать многие феномены, которые имеют или могут иметь отношение к консультативному диалогу. Так начали закладываться основы консультативной психологии. Кроме этого сильно увеличился объем психологических знаний вообще, например, психотерапия значительно продвинула вперед такую отрасль общей психологии, как психология личности [см., например, Хьелл Л., Зиглер Д., 1998].

Далее же, конечно, должен следовать анализ и систематизация накопленного и осмысленного опыта, сопоставление выводов различных авторов относительно исследуемого предмета как касательно выводов о природе человеческого поведения и его нарушениях, так и касательно конструктивных форм диалога, взаимоотношений между психологом и клиентом. Следует отметить, что решение этих задач еще не завершено. Прошедший век оставил нам калейдоскоп блестящих теорий, которые, впрочем, не всегда ясно и систематично изложены. Требуется много времени, чтобы их понять, ими овладеть, знакомясь с ними по первоисточникам. Но, даже по решении этой задачи, остается другая - реконструировать на основе имеющихся теорий целостное представление:

a) о душевных расстройствах;

b) о факторах, их обуславливающих;

c) о признаках и чертах гармонично устроенной психики человека;

d) об условиях ее гармоничного формирования;

e) об условиях, которые должны существовать между клиентом и специалистом, оказывающим воздействие, для того чтобы способствовать исчезновению душевного расстройства.

На первый взгляд только последняя из перечисленных выше задач имеет отношение для консультативной психологии. Но, похоже, что при решении остальных четырех исследователи, так или иначе, будут обращаться к природе человеческих взаимоотношений, травмирующих личность или же открывающих горизонты к совершенству, эффективному функционированию. Тут потребуются данные консультативной психологии. Конечно, исследовать природу человеческих взаимоотношений не обязательно в условиях психологической консультации. Однако консультативный диалог обладает уникальным свойством сочетания:

f) профессионала, который десять, а то и двадцать лет своей жизни занимается исследованием психологических феноменов;

g) крайне заинтересованного в неформальном общении клиента, чье существование в данный момент представляет динамику (человек, который приходит к психологу, уже, судя по самому факту обращения, готов к переменам).

Наличие профессионала обусловливает редкое сочетание включенности и рефлексии (в смысле наблюдения, размышления над процессом консультирования). Наличие заинтересованного клиента не позволяет процессу общения стать формальным, способствует раскрытию наиболее глубинных сторон человеческого бытия в процессе общения.

Конкурентной этой ситуации является лишь ситуация пребывания психолога в семье. Таким образом, консультативная психология обладает значительным потенциалом, чтобы внести свой вклад в решение остальных четырех задач.

Ну и естественно сама практика психологического консультирования постоянно порождает запрос на те знания, которые может или могла бы предложить консультативная психология.

Психологическое консультирование возникло в середине XX века именно благодаря успехам психотерапии, когда накопленные знания позволили перейти к оказанию помощи психически здоровым людям. У людей же успехи психотерапии во многом обусловили интерес к получению психологической помощи.

На первых этапах развития психологического консультирования естественным был интерес к природе той реальности, с которой сталкивается клиент в своей жизни, которая порождает проблемы, с которыми он приходит в психологическую консультацию. Например, психолог, занимающийся психологическим консультированием в организации, естественный интерес будет проявлять к психологии организаций, к тем психологическим закономерностям, которые обусловливают поведение людей в организациях. Психолога, работающего с семейными проблемами, будет интересовать психология семьи. И так далее. Такой интерес, безусловно, оправдан и полезен. Но в последнее время все более отчетливо начал заявлять о себе другой ракурс анализа - что реально происходит в момент консультирования между консультантом и лицом, находящимся в положении клиента. Многие психологи-консультанты, оказывающие помощь на основе доведения до клиентов имеющей отношение к их проблемам психологической информации, не раз отмечали, что в процессе диалога между ними и клиентами возникало и еще что-то кроме объективного контекста, что помогало решать проблемы. После консультации, с фокуса проблем клиента они переключались на фокус анализа самого процесса диалога. Этому ракурсу и соответствует консультативная психология.

Примером интереса современных психологов-консультантов к контексту консультативного взаимодействия может служить то, как Абрамова Галина Сергеевна [2001, с. 370] определяет предмет практической психологии - изучение индивидуальной жизни через воздействие на нее. Такое воздействие, как пишет Г.С. Абрамова [2001, с. 272], может осуществляться в разных сферах: психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия.

Можно выделить несколько аспектов проблемы анализа структуры и факторов консультативного процесса, каждый из которых задает сразу несколько задач применительно к исследуемому предмету:

1. Если существуют индивидуальные различия между людьми, то, возможно, существуют подобные различия и в консультативных ситуациях. Тогда можно создать типологию консультативных ситуаций и исследовать различные факторы, обуславливающие эту типологию. Рассмотрим некоторые группы этих факторов:

h) На первое место, безусловно, выйдут индивидуальные различия, как клиентов, так и консультантов. Задача исследования индивидуальных различий между психологами и клиентами и влияния этого фактора на процесс психологического консультирования очень важна. Даже степень компетентности психолога в той реальности, с которой у клиента возникают проблемы, зависит, по сути, от индивидуальных различий между психологами и факторов, их определяющих.

i) Реальность, с которой обращается клиент в психологическую консультацию, которая может задавать различные формы работы с ним. Необходимо создать типологию запроса и применительно к различным формам запроса выделить и описать конкретные виды и формы психологического консультирования, так как нельзя решать многие задачи одним методом. В этом плане представляется интересным анализ консультативной деятельности психологов в разных областях: политике, менеджменте, образовании, работе с последствиями пребывания в деструктивных культах, семейном консультировании.

j) Не менее актуальна задача создания типологии ситуаций, не привязанной к конкретным сферам консультирования, но имеющей отношение к различным состояниям клиента. Речь здесь может идти, например, об эмоциональной подоплеке проблемы, эмоциональном состоянии клиента. Применительно к такого класса типологиям также необходимо выделить и описать специфические виды и формы психологического консультирования.

k) Актуальна и мало изучена проблема влияния социального контекста, среды, в которой живут психолог и клиент на процесс консультирования.

l) Также актуальна и мало изучена обратная проблема - влияния психологического консультирования на социальный контекст, на среду, на социальное сообщество, проблема функционирования человека, обращающегося за психологической помощью, в социальной среде.

2. По мере развития психологии знание о строении индивидуальной психики человека становилось все более детализированным. Например, мы имеем развернутую структуру личностных свойств, отдельно говорим даже о структуре характера, темперамента. А насколько детализировано наше знание о консультативной беседе? Сколько мы знаем элементов, понятий, помогающих нам рефлексивно воспринимать консультативный процесс сам по себе? Насколько полны наши знания о том, что происходит и вообще может происходить в различных ситуациях консультативного диалога? Эти вопросы ставят перед нами задачу выявления и описания основных параметров структуры консультативной беседы. Цель этого - создание новых возможностей для рефлексивного анализа консультативной беседы в плане повышения ее эффективности.

3. Психолог и клиент, как каждый сам по себе, так и если рассматривать их вместе как некую целостную единицу, не существуют, независимо от сообщества, членами которого они являются. Ошибочной была бы позиция вненаходимости по отношению к культурной среде, социальным ценностям, которые являются достижениями развития человеческого сообщества. Это делает актуальной задачу выработки этических норм, этического кодекса поведения, как для психолога-консультанта, так и для клиента.

4. Необходим анализ различных форм организации диалога между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане необходимо исследовать специфику, например, дистантного консультирования, куда входят консультирование на телефоне доверия, консультирование посредством переписки, консультирование посредством электронных средств коммуникации, печатных изданий.

5. Необходимо разрабатывать научные основы организации труда психолога, исследовать проблему «сгорания» психолога-консультанта, изучать жизненный путь психолога-консультанта и трудности этого пути, обусловленные спецификой профессии.

6. Необходимо разрабатывать новые исследовательские методы для решения задач, стоящих перед консультативной психологией. Традиционные для психологии XIX и XX столетий исследовательские методы достаточно надежны, но на данном этапе развития науки их возможности во многом исчерпаны. С нашей точки зрения особое внимание здесь следует уделить методологии рефлексивного анализа субъективного опыта применительно к различным классам реальности. Полагаем, что основы такой методологии заложены в трудах психологов гуманистической ориентации. Однако этот пласт знаний крайне слабо структурирован и мало доступен вследствие субъективного характера стиля изложения.

В данном курсе мы лишь отчасти рассмотрим эти вопросы.

studfiles.net

Глава 12. Консультативная психология

как сфера профессиональной

деятельности психолога

Психологическое консультирование — один из типичных ви­дов работы психолога в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей. Консультирование используется везде, где необходимы психологические знания: в педагогической сфере, в области семейных отношений, в проблемах здоровья, в бизнесе и управлении.

Однако нередко консультирование выделяют в качестве са­мостоятельной профессиональной деятельности психолога. В международной практике эта профессиональная специализация ут­вердилась с 50-х годов XX века. Суть ее заключалась в оказании психологической помощи человеку и семье в сложных жизненных ситуациях. В 1952 г. была учреждена новая позиция консультирую­щего психолога -- Американская Психологическая Ассоциация изменила наименование специальности «Консультирование и ру­ководство» (которое использовалось также непсихологами) на «Консультативная психология» (цит. по Меновщиков, 1998, с. 4). Важ­ной причиной этого была необходимость отличать консультирова­ние от клинической психологии, ориентированной на психотерапию и лечение психопатологий. Отказ от концепции болезни, большее внимание к жизненной ситуации клиента и его личностным ре­сурсам, смещение акцента на стратегию взаимодействия между консультантом и клиентом в отличие от стратегии воздействия пси­хотерапевта на пациента — главное, что характеризовало новую профессиональную специализацию - психологическое консуль­тирование. В то же время психотерапия стала все шире использо­вать недирективные методы и применяется теперь не только в клинической практике.

Психологическое консультирование и психотерапия нередко рас­сматриваются как единая психологическая профессия, а понятия психолог-консультант и психотерапевт используются как синони­мичные. В настоящее время трудно однозначно разделить определен­ные формы и приемы психологической работы, отнеся их к психологическому консультированию или психотерапии. В них ис­пользуются общие психологические идеи и методы. К числу наибо­лее авторитетных в мире концепций психотерапии и психологического консультирования в настоящее время относятся психоанализ, анали­тическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Ад­лера, телесная психология В. Рейха, геппалытерапия Ф. Перлза, бихевиоризм Б. Скиннера, гуманистический подход К. Роджерса, трансперсональная психология (С. Гроф, К. Уилбер). Консультант в своей работе может опираться на идеи и методы, разработанные в какой-либо одной психологической школе, или комбинировать их самостоятельно при решении конкретных задач психологической помощи клиенту.

В России профессия психолога-консультанта еще относительно нова. В отечественной психологической литературе термин «консуль­тативная психология» появился в начале 90-х гг. XX века. Опыт развития данной отрасли практической психологии в нашей стра­не и возросший интерес к ней отразились в появлении целого ряда специальных книг и учебных пособий (Мэй, 1994; Алешина 1994; Моховиков, 1998; Немое, 1999; Тобиас, 1999; Кочюнас, 1999).

Психологи-консультанты работают обычно в центрах психичес­кого здоровья, психолого-педагогических, социально-педагогических, медицинских, семейных или специализированных психологических консультациях, а также в любых учреждениях, имеющих в штатном расписании психологическую службу или должность психолога. Не­которые из них занимаются частной практикой, другие работают в частных службах здоровья или медицинской помощи, а также в консультационных организациях различного профиля. Психологи-консультанты могут работать организационными консультантами в небольших фирмах на основе краткосрочных контрактов.

Психологическое консультирование в оказании специалистом-пси­хологом непосредственной психологической помощи нуждающимся в ней людям, в виде предоставления информации, точек зрения, сове­тов и рекомендаций. Психологическая помощь способствует луч­шему пониманию жизненных и профессиональных проблем и принятию соответствующих решений. Консультативная психоло­гия исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса взаимодействия человека, обратившегося за помощью, и консультанта актуализируются дополнительные пси­хологические силы и способности, которые помогут отыскать но­вые пути и средства выхода из трудной жизненной ситуации.

К консультанту обращаются за психологической помощью, со­ветом для преодоления трудностей в самых разных ситуациях обыч­но не очень хорошо приспособленные к жизни люди, «жизненные неудачники». Среди клиентов психологических консультаций встре­чается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные от­клонения как следствие многократных жизненных разочарований.

Люди приходят к психологу-консультанту в тяжелые периоды жизни, когда не знают, как поступить, когда их возможности са­мостоятельно справиться со своей проблемой исчерпаны. Они ищут, прежде всего, эмоциональной поддержки. К психологу-консуль­танту часто обращаются по вопросам межличностных отношений, супружеских конфликтов, сексуальных дисгармоний, а также труд­ностей в отношениях с детьми, по проблемам неудач и разочаро­ваний, связанных с профессиональной деятельностью, потерей жизненной перспективы. Ему приходится иметь дело с проблема­ми взаимоотношений людей в сфере общественной жизни. Цель деятельности психолога-консультанта — помочь людям благопо­лучно преодолевать жизненные кризисы, повысить их способность справляться с проблемами и самим принимать решения.

Психологическая информация, советы и рекомендации, которые предлагаются психологом-консультантом клиенту, обычно рассчи­таны на то, что тот сможет самостоятельно воспользоваться ими для того, чтобы самостоятельно справиться со своей проблемой. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать. В этом ему должен оказать помощь профессионально подготовленный и компетентный психолог-консультант.

Среди его клиентов могут встретиться и такие, которые просто хотят бросить ему вызов, заранее уверенные в том, что он занима­ется несерьезным делом. Они могут поставить его в неловкое поло­жение, пытаясь это доказать. Несмотря на это, психолог должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, добро­желательно, сохраняя эмоциональную устойчивость и достоинство, независимо от того, с какими целями они пришли.

Психологическое консультирование как вид психологической по­мощи адресовано психически нормальным людям. Психологическая консультация призвана расширить границы самопознания челове­ка, его способность воспринимать психический мир людей шире и на этой основе видеть большее число вариантов поведения в той или иной ситуации. Этим консультирование отличается от психо­коррекции и психотерапии, которые направлены на решение глу­бинных психологических проблем.

studfiles.net


Смотрите также