











Конфедера́ция — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.
Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э.Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества[источник не указан 287 дней]. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.
История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром[источник не указан 287 дней]. Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей конфедерации», выработанной в 1777 году: «Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».
Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи конфедерации» были «слабой» конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».
Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что когда в 1798-ом году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельветическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине девятнадцатого века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году.
Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений» дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующие. «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние». «… стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния , за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое — в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».
Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование.
Некоторые западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пример: ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил — равенство участников и единогласное принятие решений.
С точки зрения З. Махмудовой, важная черта конфедерации — её недолговременный и переходный характер. Причины распада этого государственного устройства или преобразования его в иную форму могут быть разными и зависят от конкретных исторических и других обстоятельств.
Залогом успешного существования и функционирования конфедерации является соответствие уровня правосознания населения целям и задачам создаваемого государства.
На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, а в результате объединения государств[источник не указан 287 дней].
Россия и Белоруссия с 26 января 2000 года по настоящее время.Союзное Государство.
dic.academic.ru
Конфедерация - это союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Конфедерация является добровольным объединением, где страны сохраняют суверенитет, собственные органы власти и законы, при желании могут покинуть союз.
В ведение конфедерации при этом передаются какие-то конкретные вопросы. Например, оборона или экономическое сотрудничество.
Центральный орган конфедерации не может непосредственно влиять на граждан, он действует только через страны-субъекты. Чтобы решения органов управления вступили в силу, их должны утвердить центральные органы власти государств-членов.
Европейский союз - пример современной конфедерации
Пример конфедерации независимых государств в современном мире - Европейский союз. Это «мягкая», неофициальная конфедерация, куда входят 28 европейских государств (монархии и республики).
У Евросоюза есть собственный парламент и общая валюта - евро, которую приняли не все союзные страны.
Конфедерация - одна из форм территориально-государственного устройства наряду с федерацией и унитарным государством. При этом конфедерация - самая редкая форма государственного устройства.
Чаще всего конфедерация - временное объединение, переходная форма государства. В дальнейшем она или становится федерацией, или разделяется на отдельные унитарные государства.
Так, современная Швейцария состоит из кантонов и по традиции именуется Швейцарской Конфедерацией, но по сути давно превратилась в федеративную республику. США на раннем этапе своей истории тоже были конфедерацией, а затем превратились в полноценную федерацию.
Некоторые политологи вообще считают, что конфедерацию нельзя называть формой государства, так как она единым государством не является.
Иногда слово конфедерация используют как синоним слова союз в названиях организаций - Бразильская конфедерация футбола, Всеобщая конфедерация труда etc. Под эгидой ФИФА проходит футбольный Кубок конфедераций - в нем встречаются победители каждого из шести континентальных чемпионатов.
Составные части конфедерации остаются суверенными государствами, обладают всей полнотой власти.
Нет единого гражданства конфедерации.
Нет общей для всей конфедерации территории и государственной границы.
Не общих законодательных органов и системы управления. На уровне конфедерации действуют лишь высшие координирующие органы.
Страны-члены сохраняют собственную систему органов власти, армию, полицию.
Каждая страна сохраняет собственную конституцию и законы, хотя на уровне конфедерации может приниматься общая конституция.
Любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом.
Каждое государство имеет право выхода из конфедерации.
Конфедерация или Конфедеративные Штаты Америки - объединение южных штатов, выступивших против федеральной власти в годы Гражданской войны в США (1861-1865). Синонимы этого исторического термина - Юг, южане, южные штаты.
«Флаг Конфедерации». В действительности - боевое знамя Армии Теннесси. Wikimedia
Бытует ошибочное мнение, что война началась из-за вопроса о рабстве (промышленные северный штаты выступали против сохранения рабства, а плантаторские южные штаты - за рабство). Экономические противоречия и споры о рабстве действительно были, но поводом к войне стало не это.
В действительности война началась из-за сецессии - попытки 13 южных рабовладельческих штатов отделиться от США.
Сражение при Франклине, 1864. Курц и Элисон. Библиотека Конгресса США
Конфедерация провозгласила независимость, однако не сумела добиться международного признания, а затем стала терпеть поражения на полях сражений. В итоге вооруженные силы конфедератов капитулировали. Южные штаты были захвачены федеральными войсками и возвращены в состав США.
www.anews.com
История возникновения современных государств насчитывает немало примеров, когда новые государства складывались из отдельных политически независимых друг от друга соседних регионов в результате развития между ними более тесных отношений, подчиненных единым интересам и формирующих со временем единую центральную власть.
Так крупные государства-федерации были образованы из конфедераций, представляющих ту самую начальную стадию, послужившую предпосылкой для их формирования.
В настоящее время конфедерация встречается довольно редко.
Конфедерация – союз нескольких государств, имеющий общий орган по координации их деятельности в области совместных внешнеполитических, экономических, военных и др. интересов.
Конфедерацию следует отличать от федерации. Несмотря на тот же латинский корень foederātiō — объединение, союз, федерация — это форма государственного устройства, проистекающая из союза субъектов федерации.
Спецификой конфедерации является отсутствие единой для всех входящих в нее государств конституции и гражданства, а также возможность свободной сецессии для членов конфедерации.
Сецессия – выход из союза, отделение от государства.
К ключевым характеристикам конфедерации относят:
слабый управляющий центр; Прямой юрисдикцией над своими гражданами обладают только субъекты конфедерации, органы совместного управления могут воздействовать на них лишь опосредованно и с согласия членов конфедерации.
отсутствие единой экономической, политической и правовой системы;
территориальную независимость субъектов конфедерации;
международный договор вместо единого законодательства;
суверенитет государств-членов конфедерации;
право субъектов устанавливать таможенные и иные ограничения на передвижение лиц, товаров, капиталов и т.д.
Ярчайшими примерами конфедераций в мировой практике стали Соединенные Штаты Америки на начальной стадии своего формирования и Швейцарские кантоны.
В последней четверти XVIII века США представляли собой конфедеративный союз с крайне слабым центром, законодательные органы которого выполняли лишь консультативную функцию, тогда как вся полнота власти закреплялась за каждым из штатов.
Еще раньше, в конце XIII века, после подписания союзного договора была сформирована Швейцарская Конфедерация.
В итоге оба государства преобразовались в федерацию, таким образом проиллюстрировав преобладание центробежных сил в государственных объединениях.
Речь Посполитая, возникшая в XVI веке из Польского Королевства и Великого княжества Литовского, тоже считалась конфедерацией, так как обладала единым государственным устройством при наличии собственного административного аппарата, бюджета, войска и законов у каждого из 2-ух ее субъектов.
В современном мире нет государств, обладающих строго конфедеративными чертами.
Фактически конфедерацией является Босния и Герцеговина, хотя в конституции этого государственного объединения нет прямого указания на характер связывающих его субъекты отношений. Более того, члены данной конфедерации не могут свободно выйти из нее.
Еще один пример современной конфедерации – Евросоюз, включающий в себя 28 государств Европы, 19 из которых имеют общую денежную систему и составляют так называемую еврозону. Евросоюз преследует цель общеевропейской интеграции, прежде всего, в экономической и политической сферах.
Главная его особенность в том, что, сочетая в себе признаки международной организации и государства, Евросоюз не является ни тем, ни другим.
Практически весь XVIII век в истории считается периодом Дворцовых переворотов, которые начались вследствие отсутствия назначенного Петром I наследника. Важнейшую роль в смене власти играла гвардия, а также многочисленные дворянские группировки.
Дворцовые перевороты захватывают период с 1725 по 1762 годы XVIII столетия. Практически сорок лет страна находилась в состоянии политической нестабильности. За это время на российском престоле царствовали шесть монархов: Екатерина I, Петр II, Анна Иоановна, Иван Антонович при фактическом регентстве Анны Леопольдовны, Елизавета Петровна и Петр Федорович. Большинство из них пришло к власти путем применения вооруженной силы. Основной причиной сложившейся ситуации можно назвать отсутствие законодательной базы, официально определяющей преемника монарха. В 1722 году Петр I принял закон о наследнике, где отменял ранее принятые формы народного избрания или наследственной преемственности.
Основным документом, где изъявлялась личная воля государя в выборе преемника, должно было стать завещание. Однако же сам Петр так и не составил его и свою волю не изъявил, что и повлекло за собой далеко идущие политические последствия. Закон Петра I о престолонаследии просуществовал до 1797 года. На смену ему пришел новый, разработанный Павлом I, который законодательно устанавливал преемственность престола по мужской линии.
Характерными чертами этого периода можно назвать:
1) Противоречия между различными дворянскими группировками по отношению к петровскому наследию. 2) Острая борьба различных группировок за власть, сводившаяся чаще всего к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на престол. 3) Активная позиция гвардии, которую Пётр воспитал как привилегированную опору самодержавия, взявшую на себя, к тому же, право контроля за соответствием личности и политики монарха тому наследию, которое оставил её возлюбленный император. 4) Пассивность народных масс, абсолютно далёких от политической жизни столицы. 5) Обострение проблемы престолонаследия в связи с принятием Указа 1722г., сломавшего традиционный механизм передачи власти. | 1) Отойдя от национальной политической традиции, согласно которой престол лишь прямым наследникам царя, Пётр сам подготовил кризис власти. 2) На Российский престол после смерти Петра претендовало большое количество прямых и косвенных наследников; 3) Во всей своей полноте проявились существовавшие корпоративные интересы дворянства и родовой знати. При анализе эпохи дворцовых переворотов важно обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, инициаторами переворотов выступали различные дворцовые группировки, стремившиеся возвести на престол своего ставленника. Во-вторых, важнейшим следствием переворотов явилось усиление экономических и политических позиций дворянства. В-третьих, движущей силой переворотов была гвардия. Действительно именно гвардия в рассматриваемый период решила вопрос о том, кому быть на престоле. |
Верховные законосовещательные органы при императорских особах в эпоху дворцовых переворотов:
Верховный тайный совет | 1726 — 1730 | Екатерина I, Петр II |
Кабинет министров | 1731 — 1740 | Анна Иоанновна |
Конференция при высочайшем дворе | 1756- 1761 | Елизавета Петровна |
Императорский совет | 1762 | Петр III |
Копирование материалов сайта возможно только при указании ссылки на сайт histerl.ru
histerl.ru
Конфедерация – одна из форм устройства государства, или надгосударственного образования. В отличие от унитарного и федеративного государства, конфедерация является наиболее редко встречающейся формой внутреннего государственного устройства. Также конфедерация – наиболее децентрализованное и неустойчивое из всех государственных образований.
Многими политологами и историками, образования с подобной формой внутреннего устройства даже не рассматриваются в качестве единого и цельного государства. Конфедерация по своей сути зачастую является квазигосударством, своеобразной надстройкой над несколькими суверенными странами, обладающими полной внутренней автономией.
Степень консолидации федераций может быть разной, но все они обладают рядом признаков, позволяющих дифференцировать конфедеративное объединение от унитарного или федеративного территориально-политического устройства:
За прошедшие века в мире образовалось и распалось немало конфедераций. Некоторые из них являлись чисто номинальными образованиями, другие же обладали значительной централизацией. Одной из самых первых стран с конфедеративным устройством была Швейцарская конфедерация, созданная в XIII веке как союз 3-х независимых кантонов. Целью этого союза было противостояние военной экспансии империи австрийских Габсбургов.
В конце 1790-х годов наполеоновская Франция захватила Швейцарию, объединив все кантоны в единую унитарную республику. Однако недовольство швейцарского населения насильственным сближением было настолько велико, что уже через пять лет Наполеон был вынужден вернуть им конфедеративную систему.
К слову, уже полвека спустя в Швейцарии усилились темпы сближения отдельных кантонов настолько, что страна перестала являться полноценной конфедерацией, а стала намного ближе к классической федерации.
США на заре своего существования также были государством с конфедеративным устройством. Первый документ, провозглашавший единение 13 бывших британских колоний, так и назывался – «Статьи Конфедерации». Согласно его положениям, каждый из подписавших союзный антибританский договор штатов, является независимым и суверенным государством. А сам же союз, получивший название США, заключался с целью совместной обороны от агрессивных действий бывшей метрополии.
Первоначально центральные органы власти Соединённых Штатов были крайне слабы, и носили характер консолидирующего военно-политического центра. Сами же США больше напоминали некий военный союз или антианглийскую коалицию, и лишь со временем оформились в полноценное федеральное государство с централизованной системой управления. Впрочем, и по сей день, отдельные штаты сохраняют значительную степень внутренней автономии, в том числе и собственное законодательство.
На сегодняшний день в мире имеется только одно государство, официально именуемое конфедерацией – Швейцария. С середины ХХ и до начала XXI века на политической карте мира существовало ещё несколько конфедеративных образований:
Несмотря на наименование «федерация», по своей сути, конфедерациями являлись Арабская федерация (1958г., Иордания и Ирак), и Федерация арабских стран (1971г., Египет, Сирия, Ливия).
Среди последних официальных конфедераций, существовавших в мире, можно упомянуть Сербию и Черногорию – конфедеративное образование, преобразованное из Югославии в 2003г. и просуществовавшее три года. Некоторые политологи склонны определять в качестве конфедерации некоторые современные объединения – Евросоюз, СНГ и даже североатлантический блок НАТО.
Помимо объединения суверенных стран, термин «конфедерация» может подразумевать и негосударственные союзы. Так, азиатский футбольный союз официально именуется конфедерацией. Также конфедерациями именовались временные союзы служилого дворянства – шляхты, в Речи Посполитой. Подобные союзы создавались для защиты интересов дворянской вольницы от королевского двора и чиновничества. В России в 1990-х годах активно существовала Конфедерация горских народов – межнациональная организация, объединяющая население северокавказских народов.
portalinform.ru