











TIR расшифровывается как Международные Дорожные Перевозки, или МДП. То, что в просторечье называют «ТИРом», имея в виду блокнот с отрывными листками, официально именуется Книжкой МДП или Carnet TIR. Эта книжка лишь один из элементов достаточно сложного механизма, регулирующего международные автомобильные перевозки. Этот механизм также страхует связанные с международной перевозкой риски.
Собственно МДП — это «универсальная транзитная система, позволяющая транзит товаров из страны отправления в страну назначения под таможенными печатями и пломбами. При этом меры таможенного контроля признаются на протяжении всей перевозки».
Система МДП была разработана в Европе после Второй мировой войны с целью упрощения торговли и транспорта и вводилась в действие в несколько этапов. Она максимально уменьшает административные и финансовые затраты, одновременно предоставляя странам-участницам международную гарантию уплаты таможенных сборов.
Международные автомобильные перевозки по процедуре МДП осуществляются в соответствии с Конвенцией МДП (русский текст конвенции начинается со станицы 195), которая была разработана под эгидой Европейской экономической комиссии ООН в 1954 году. Конвенция была окончательно принята в 1975 году и вступила в действие в 1978-ом.
За внедрение, функционирование и развитие системы МДП отвечает Международный Союз Автомобильного Транспорта (МСАТ, или IRU) со штаб-квартирой в Женеве. МСАТ действует через свои региональные представительства. В России — это Ассоциация Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП).
Хотя РФ также присоединилась в Конвенции, с 2013 года действие книжек МДП на ее территории «на деле» серьезно ограничено.
Обложка книжки МДП (нажмите на изображение чтобы увеличить)
Книжка МДП (ТИР, TIR Carnet) — представляет собой блокнот большого формата и состоит из:ПРИМЕЧАНИЕ: Блокнот «Книжка МДП» стоит относительно недорого, как любой качественный альбом для рисования, однако сама возможность использовать книжки МДП, т.е. быть полноправным участником международных автоперевозок по системе МДП — удовольствие не из дешевых. Необходимо получить допуск к международным перевозкам в ФТС. После чего транспортная инспекция выдаст вам на каждый тягач карточку допуска к международным перевозкам грузов. Потребуется также заплатить взнос и стать аккредитованным членом АСМАП. Кроме того, надо получить таможенные свидетельства на прицепы, не говоря уже о том, что все ваши транспортные средства должны быть сертифицированы для международных перевозок.
Неотрывной лист TIR книжки МДП (нажмите на изображение чтобы увеличить)
TIR Carnet содержит всю основную информацию по международной перевозке груза:ТИРы бывают 4-, 6- и 14- и 20-листовые в зависимости от того, сколько раз за перевозку вам придется открывать/закрывать процедуру МДП. Соответственно отличается и их цена (цена самого блокнота). Выбирая ТИР, важно заранее знать, сколько листов вам понадобится, а для этого, в свою очередь, четко представлять маршрут и понимать, как на практике происходит перевозка по ТИРу.
При прохождении таможен из блокнота последовательно вырывают листы. Водителю в блокноте остаются корешки. Листы считаются по парам: белый и зеленый. Первый лист = ТИР открыт; второй лист = ТИР закрыт. В открытом ТИРе нечетное кол-во корешков, в закрытом — четное. Часто путают открытие ТИРа с фактическим началом перевозки, а закрытие ТИРа — с её завершением. ЭТО НЕ ТАК.
Речь идет именно о перевозке по процедуре МДП. Как до, так и после этого перевозка может проходить по другой процедуре. Чтобы не ломать голову, руководствуйтесь при подсчете листов ТИРа следующей формулой: 1-й лист = встать под национальный таможенный контроль, начать процедуру МДП, 2-й = выйти из-под национального таможенного контроля, завершить процедуру МДП.
На каждую таможенную зону приходится, таким образом, четное количество отрывных листов. Покинуть таможенную зону с открытом ТИРом нельзя – он всегда должен быть сначала открыт, а потом закрыт для этой зоны. Рассмотрим пример перевозки по ТИРу, последовательно проходящей через три таможенных пространства: Швейцария—ЕС—ТС (Таможенный Союз с двумя местами доставки в РФ).
В итоге вы прошли три таможенные зоны, но вставали под таможенный контроль и выходили из-под него четыре раза: в Швейцарии, в ЕС, и два раза в ТС. Каждый раз вам требовалось по 2 листа, чтобы вначале открыть, а потом закрыть процедуру МДП — итого 8 листов.
Если бы вы, к примеру, взяли книжку МДП с шестью листами, ее хватило бы только до первой таможне назначения в РФ, и дальше пришлось бы ехать по другой процедуре. Если бы вы по каким-то причинам решили проехать по пути через Украину, которая пока не входит ни в ЕС, ни в ТС, вам бы понадобилось дополнительно 2 листа, и вы потратили бы 10.
При планировании перевозки нужно помнить, что вне зависимости от количества листов таможен назначения может быть не больше трех. Для таможен в книжке МДП предусмотрено всего 4 графы, включая таможню отправления. И будь у вас хоть 20-листовой ТИР, ничего от этого не изменится. Сама последовательность таможен тоже очень важна. После того, как ТИР заполнен и открыт, изменить порядок прохождения таможен крайне тяжело и есть риск нарваться на административное правонарушение.
С 2013 года действие в ТИРов в РФ было значительно ограничено, причем в основной сфере — сфере импорта. Этому предшествовал затяжной конфликт между ФТС РФ и АСМАП. В итоге ФТС объявила, что вне зависимости от стоимости груза ТИР в России больше не является достаточной мерой обеспечения для уплаты таможенных сборов.
В других странах Таможенного союза — Беларуси и Казахстане — ТИРы при этом действуют, как и раньше, без ограничений. Это привело к достаточно необычному результату: при ввозе товаров в РФ таможня все-таки работает с ТИРом, но только на закрытие. Иными словами, ФТС не может не признавать ТИР, открытый в Беларуси, но сама ТИРы уже не открывает.
В итоге, в настоящий момент по ТИРу можно доехать только до первой российской таможни. В зависимости от ситуации это может быть либо таможня на границе, либо первая таможня назначения по ТИРу (так называемый, внутренний таможенный пост).
В большинстве случаев, когда вы заходите в РФ, минуя сопредельные государства Таможенного Союза (Беларусь или Казахстан), ТИР вам закроют уже на границе. Исключение до недавнего времени составлял т/п «Брусничное» на границе с Финляндией. Там с ТИРами пропускают и можно доехать до первой внутренней таможни. Если же вы заходите в РФ через сопредельные государства ТС, например, Беларусь, то в этом случае вы как бы минуете российскую границу, соответственно ТИР не закрывается и можно доехать с ним до первой таможни назначения в РФ.
Но так или иначе, после прохождения первого российского таможенного поста, будь то пограничный или внутренний, ТИР закрывается. Для последующих мест доставки придется открывать транзитные декларации и предоставлять гарантийное обязательство уплаты пошлин.
При этом особое внимание необходимо обратить на очень неприятную ситуацию, когда перевозчик, направляющийся в РФ, по пути попадает в таможенный конвой по Беларуси. Множество перевозчиков уже погорело на этом и еще многие, к сожалению, погорят.
Суть в том, что белорусский конвой доводит перевозчика не до таможни назначения, а просто до первой российской таможни — обычно это один из постов на российско-белорусской границе. Там ТИР принудительно закрывают и никакие увещевания не помогут.
То есть, вы еще даже не доехали до первой таможни назначения в РФ, а ТИРа уже нет и по какой процедуре вы поедете дальше непонятно, хотя во избежание этого вы специально ехали через Беларусь. Необходимо волей-неволей оформлять транзитную декларацию и гарантию уплаты таможенных платежей.
При этом, после закрытия ТИРа на таможне вам дается не более трех часов для открытия новой процедуры транзита. Не успели — едите на СВХ, а там, как повезет — может, просто постоите на небесплатной стоянке, а, может, вас выгрузят на склад, чтобы потом, когда вы, наконец, все оформите, загрузить снова и еще раз взять с вас деньги.
Само по себе выправить все требуемые документы, в принципе, не сложно. Поручительствами для таможенного транзита, например, ведает страховая компания «АРСЕНАЛЪ». Теперь ее агентов, субагентов и суб-субагентов можно найти почти на каждом таможенном посту. Они же, как правило, делают и транзитную декларацию.
Если ваш груз не особо ценный и едите вы не особо далеко — куда-нибудь в центральную Россию — считайте, что вы отделались малой кровью. А вот если выяснится, что для груза предусмотрены дополнительные меры таможенного контроля и направляетесь вы, скажем, в Казахстан, — вы попали.
Тоже самое может произойти и на любом пограничном таможенном посту, если вы заходите в Россию напрямую, минуя Беларусь и Казахстан. До 2013 года подобных сложностей не возникало. Впрочем, АСМАП и МСАТ не теряют надежды повернуть ситуацию вспять и восстановить полноценное действие Книжек МДП на территории РФ.
ТИР, без сомнения, очень удобен, однако, как уже отмечалось раньше, не является универсальным решением в области международных автомобильных перевозок. В частности, конвенция МДП гарантирует национальным таможням уплату таможенных сборов на сумму до 60 тысяч евро. Если сборы превышают эту сумму, ТИР уже не действует и требуется дополнительное гарантийное обеспечение. В Беларуси, как правило, это таможенный конвой, стоимость которого составляет около 300 USD. За эти деньги машину с вашим грузом ведут под конвоем по территории Беларуси до границы с Россией. Оформлением конвоя занимается исключительно предприятие «Белтаможконвой», представители которого находятся на всех пограничных пунктах пропуска Беларуси.
В России наиболее часто используется гарантийные поручительства и гарантийные сертификаты. Гарантийные сертификаты оформляются получателем груза на таможне назначения после предварительного внесения таможенных сборов. НДС при этом берется не по 18% как при растаможке груза, а по 20% как при транзите. Гарантийные поручительства, со своей стороны, могут быть оформлены самими перевозчиком на всех таможенных постах РФ через агентов и субагентов страховой компании «АРСЕНАЛЪ». (Обычно, это те же таможенные брокеры, получившие соответствующую лицензию). Стоимость поручительства зависит от соотношения суммы таможенных сборов и расстояния до таможни назначения.
Очевидно, что для дорогостоящих грузов ТИР не подходит. Поэтому важно знать стоимость груза и его код по ТН ВЭД, чтобы заранее высчитать размер таможенных сборов и не попасть впросак. Сборы считаются по формуле: пошлина согласно коду ТН ВЭД + 20 процентов НДС от (стоимости товара + пошлина) + сбор за таможенное оформление.
Многие склонны рассматривать страховые гарантии по ТИРу как своего рода броню, которая в случае чего защитит от всех бед. На самом деле, все несколько сложнее. МСАТ, конечно, гарантирует национальным таможням уплату таможенных сборов до 60 тысяч евро. Но выгодоприобретателем является вовсе не перевозчик или владелец груза, а национальная таможня. Более того, ничто не освобождает перевозчика от ответственности и финансовых обязательств в случае нарушения им конвенции МДП.
За каждую полученную книжку МДП перевозчики платят в российское представительство МСАТ — ассоциацию АСМАП — страховую премию в размере 12,5 швейцарского франка. Все эти средства затем перечисляются в ОСАО «Ингосстрах». Однако предоставляемое по Договору страхования покрытие не является страховым в обычном понимании этого термина. Это — гарантия, которая не предусматривает получение перевозчиком страхового возмещения. Перевозчик платит за страховку, по которой ему ни чего не причитается.
Выгодоприобретателем по страховому договору выступает так называемая «гарантийная цепь МДП»: АСМАП, МСАТ и междугородные страховщики МСАТ. Представители гарантийной цепи получают от «Ингосстраха» страховые возмещения, когда они оплатили таможне претензии в отношении книжек МДП за перевозчика. Одновременно «Ингосстрах» предъявляет регрессное требование к перевозчику, который ему за страховку заплатил для получения компенсации.
Въехать в Таможенный Союз, просто показав ТИР таможеннику на границе, к сожалению, нельзя. Чтоб облегчить себе жизнь, с 2012 года таможня ввела так называемое Электронное Предварительное Информирование (ЭПИ), которое распространяется в том числе на перевозки по ТИРу. ЭПИ — это своеобразная электронная декларация, которая содержит все данные по грузу и перевозке. После подачи ЭПИ таможня присваивает перевозке индивидуальный MRN-номер (Movement Reference Number), который отображается либо цифрами, либо штрих-кодом. Водитель предоставляет этот номер на границе, и таможенник легко находит соответствующую ЭПИ в своей базе данных. Сверив ее данные на своем компьютере с данными в сопроводительных документах, таможня либо подтверждает MRN, либо отправляет ЭПИ на правку.
Для работы с ЭПИ МСАТ разработал собственный онлайн-сервис TIR-EPD. Пользоваться им могут только авторизированные пользователи. Впрочем, если вам уже дали сам ТИР, получить доступ к TIR-EPD несложно. Логины и пароли выдают региональные представительства МСАТ — в России это АСМАП. С руководством по TIR-EPD при желании можно ознакомиться здесь.
Важно: в TIR-EPD можно оформить ЭПИ только в том случае, если вы идете по ТИРу. Если ТИР не используется, например, перевозка осуществляется по транзитной декларации, нужно выбирать другие программы или Портал электронного предоставления сведений ФТС РФ (http://edata.customs.ru/Ed/). В свою, очередь эти программы могут подать ЭПИ и для ТИРа.
Наконец, если вы не хотите связываться ЭПИ, ее готов сделать за вас любой брокер на пограничном пункте пропуска. Стоимость варьирует от количества кодов ТН ВЭД.
В середине 90-х годов в связи с увеличением объема торговли и числа автоперевозчиков, выполняющих перевозки по ТИРу, были созданы дополнительные средства контроля и управления. Одним них стала электронная система контроля за использованием книжек МДП — SafeTIR. SafeTIR через приложение CUTE-Wise (http://www.cutewise.org/) позволяет проверять статус и действительность каждой книжки МДП, в любой момент в режиме реального времени.
Основными задачами системы SafeTIR являются:
Информация о прекращении перевозки МДП передается национальными таможенными органами в МСАТ. После этого, данные становятся доступными для всех участников системы МДП: таможенных органов, выдающей и гарантирующей ассоциации, страховщиков, транспортных операторов. Как отмечается на сайте МСАТ, в 2012 году среднее время передачи данных в систему составляло 1,5 дней. При этом МСАТ намеревается добиться того, чтобы все страны-участницы передавали данные SafeTIR не позднее того же самого дня, в который была прекращена операция МДП.
SafeTIR позволяет таможенным органам проверять статус каждой книжки МДП до принятия этой книжки в оформление.
www.vdnk.ru
Многие бизнесмены занимаются международными перевозками грузов при помощи автомобильного транспорта. Существует множество методов транспортировки грузов, одним из самых надёжных методов являются TIR-перевозки. Какими особенностями обладают TIR-перевозки? Что такое книжка МДП и как она заполняется? Что означает TIR на фурах? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.
Табличка TIR на фуре в расшифровке обозначает, что груз перевозится согласно Таможенной конвенции о международной перевозке грузов. Конвенция TIR была создана в Женеве в 1975 году для упрощения перевозки грузов через границу. Сегодня конвенция TIR действует в 57 странах, среди которых все страны Европы, США, Китай, Индия, некоторые азиатские и африканские страны.
При пересечении границы перевозчик груза предоставляет таможенным службам документ, который называют книжкой МДП (в Европе и США этот документ называют Carnet TIR).
TIR-перевозки обладают следующими специфическими особенностями:
Книжка МДП — это специальный документ, который содержит основную информацию о грузе и поставщике, а сама транспортировка осуществляется в рамках TIR-конвенции.
Этот документ имеет следующую структуру:
Каждая книжка имеет свой уникальный номер (состоит из 2 латинских букв и 7 цифр).
Срок действия книжки МДП ограничен, а дата окончания действия этого документа указывается при помощи специального штампа на обложке.
Чтобы получить Carnet TIR на груз в России, необходимо сделать следующее:
Основная информация о грузе содержится в грузовом манифесте:
ТИР заполняется отправителем груза.
Желательно, чтобы заполнением этого документа занималось компетентное лицо (например, таможенный экспедитор), поскольку заполнение книжки МДП имеет множество нюансов, о которых может не знать простой человек. В книжке не должно быть информации, которая могла бы быть истолкована неоднозначно.
Книжка МДП работает следующим образом:
Также следует помнить, что существует несколько разновидностей книжки в зависимости от общего количества страниц. Страниц может 4, 6, 14 и 20, а изменяться может лишь количество парных отрывных листков с корешками. При пересечении границы таможенники отрывают эти листки, поэтому перед отправкой необходимо подсчитать количество таможен, которые будет пересекать груз, после чего следует подобрать книжку соответствующего объёма.
В середине девяностых годов была создана электронная система SafeTIR, с помощью которой в любой момент времени можно проверить статус книжки. Осуществить онлайн-проверку можно при помощи официального приложения CuteWise, расположенного на сайте www.cutewise.org.
Система TIR предоставляет максимальные возможности для перемещения груза через границы.
Основные функции SafeTIR:
В 2013 году произошёл конфликт между Федеральной таможенной службой и российским отделением IRU относительно растаможки при помощи книжек МДП. Из-за конфликта применение ТИР приобрело определённое количество условий, которые осложняют перевозку груза через российскую границу.
Перечислим эти осложнения:
В каких случаях рекомендуется прибегать к использованию Carnet TIR, можно узнать из данного видео:
Подведём итоги. Во-первых, TIR-перевозки осуществляются в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов, а подписали эту конвенцию 57 стран (все страны Европы, США, Китай, Индия, некоторые страны Азии и Африки). Во-вторых, в качестве основного документа на груз при таких транспортировках используется книжка МЦП (в европейских странах этот документ называется Carnet TIR). В-третьих, при пересечении границы сотрудник таможенной службы отрывает специальные листки, которые содержатся в книжке МЦП, что служит подтверждением того факта, что груз прошёл растаможивание. В-четвёртых, существует открытая база данных SafeTIR, с помощью которой можно отследить свою книжку МЦП.
Что такое мультимодальные и интермодальные перевозки читайте в нашей статье здесь.
Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Транспортные документы.
ved.center
Содержание:
Книжка МДП (TIR) — обязательный документ для автомобильной перевозки грузов.
Книжка МДП (TIR) (или CarnetTIR, ТИР-карнет, ТИР) — один из основных документов в международных автомобильных перевозках грузов. Разработан, чтобы максимально ускорить и облегчить процедуру международной автомобильной перевозки за счет сокращения таможенной волокиты на границе. Книжка МДП (ТИР) действует на территории стран, подписавших соответствующую конвенцию. В России с недавних пор применяется ограниченно.
Книжка МДП (TIR) позволяет перевезти грузы через границы и таможни без лишних задержек. Водитель предъявляет книжку МДП (TIR), таможенник вырывает из нее нужный листок. Книжка МДП (TIR) — гарантия того, что товар перевозится с соблюдением всех норм, предъявляемых к международным автоперевозкам, и что таможенная пошлина обязательно будет уплачена. Действенность книжки МДП (TIR) обеспечивает Международный Союз Автомобильного Транспорта (МСАТ или IRU). В России — Ассоциация Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП). МСАТ/АСМАП гарантируют таможне уплату таможенных сборов до 60 тысяч евро.
CarnetTIR — это документ транспортной компании и применяется TIR только в международных автомобильных перевозках грузов. В РФ ТИРы продаются только через АСМАП, туда же по окончании перевозки сдаются погашенные ТИРы. Каким условиям нужно удовлетворять, чтобы получить ТИР, можно узнать в АСМАП. Все книжки-ТИР именные, с уникальным номером. Тешить себя надеждой, что кто-то добрый сможет одолжить вам ТИР на одну перевозочку в обход АСМАПа, смысла не имеет.
Книжка МДП (TIR) не подходит для дорогостоящих грузов, сумма таможенных сборов по которым превышает 60 тысяч евро. Но на территории РФ ужесточились правила перевозки грузов по книжке МДП (TIR). В особенности, правила при импорте грузов. В 2013 году ФТС РФ постановила что книжка МДП (TIR) — недостаточное обеспечение уплаты таможенных сборов. Усложнилась международная перевозка груза. Возросли расходы перевозчика.
Помимо книжки МДП (TIR) теперь требуют:
www.eride.ru
В 1975 году вступила в силу «Конвенция международных дорожных перевозок», разрабатываемая международными грузоперевозчиками, транспортными компаниями и министерствами транспорта многих европейских стран после окончания Великой отечественной войны. Ее цель – максимальное упрощение грузоперевозок между странами-участниками «Конвенции».
За систему «TIR» отвечает «IRU». «IRU» — это международный союз автотранспорта, который имеет свое представительство и в России – организацию «АСМАП». Однако действие книжки «TIR» в России два года назад сильно ограничили. Так выглядит обложка «книжки». Сама книжка состоит из:С руководством по заполнению «книжки МДП» вы можете ознакомиться тут.
В Беларуси действие «книжки МДП» осуществляется в рамках «Конвенции 1975 года» и не имеет таких ограничений, как в России. Транзит товаров через территорию республики проводится с разрешения таможенных органов РБ и под их контролем, в соответствии с мировой практикой. Беларусь является участником различных международных конвенций и предлагает транспортно-экспедиционным компаниям, а также грузоперевозчикам, при осуществлении транзита воспользоваться одной из процедур: В случае осуществления транзита с помощью одной из вышеперечисленных международных процедур, перевозчик освобождается от обязанности заполнения транзитной декларации Республики Беларусь. Для перевозки достаточно будет предоставить один из следующих документов:В Республике Беларусь таможенный досмотр проводится в течение суток с момента вынесения решения о его проведении. В соответствие с «Конвенцией МДП» все документы на транспорт и провозимый товар должны прикрепляться к «книжке МДП» с целью ускорения таможенного оформления и контроля за провозимым товаром по территории Республики.
Автор: Станислав С
Просмотров: 12599 • В избранноеcargolink.ru
Импорт грузов на упрощенных условиях – это одна из главных целей российских предпринимателей. Реализовать эту цель можно, если субъект ВЭД получил Carnet TIR. Этот документ выступает важной составляющей всей транзитной системы, благодаря ему автомобиль с грузом сможет беспрепятственно проезжать территорию нескольких стран, при этом не задерживаясь долго на таможнях.
Carnet TIR – что это такое? Это грузосопроводительный документ в сфере перевозок, который дает право транспортировать грузы в опломбированных сотрудниками таможенных органов контейнерах или кузовах автомобилей в упрощенном таможенном режиме. Другое название этого документа – книжка МДП. Один Carnet TIR выдается на одну поездку.
Таможенный документ имеет вид блокнота с отрывными листами. При пресечении автомобилем очередного таможенного пункта из Carnet TIR отрываются листы. Максимальное количество отрывных страниц – 20.
Основной нормативный документ в этой сфере – Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. Автомобили международных компаний имеют право пресекать транзитом только те государства, которые подписали этот документ. Carnet TIR выдают национальные гарантийные объединения, авторизированные компетентными органами страны.
Каждой книжке МДП присвоен уникальный номер. Стоимость самой книжки невелика, но за возможность применять ее владельцу бизнеса придется заплатить большие деньги и пройти ряд сложных процедур.
Как правило, заполнением Carnet TIR занимаются экспедиторы при таможне или таможенные брокеры. Руководитель организации может попытаться самостоятельно заполнить документ, но если у него нет такого опыта – лучше доверить это дело специально обученным людям.
В книжке МДП не должно быть никаких помарок. Если все же возникла необходимость исправить неверно указанные сведения – их надо аккуратно зачеркнуть. Затем возле них прописывают достоверную информацию и заверяют ее таможенной печатью. Без печати Carnet TIR считается недействительным.
Книжка может состоять из 4, 6, 14 или 20 листов. Их количество зависит от того, сколько раз перевозчику придется открывать процедуру «Международная дорога перевозок» (МДП). Срок действия книжки МДП составляет 120 дней, крайнюю дату указывают на обложке.
В Carnet TIR отображают такую информацию:
При пересечении автомобилем таможенной границы других государств сотрудники таможни обычно контролируют только сохранность пломб на автомобилях и контейнерах. Из книжки МДП таможенники вырывают вершок листа, а оставшийся корешок этого листа заполняют.
При поездке по процедуре МДП листы считают так: 1-й лист – TIR открыт, 2-й лист – TIR закрыт. Можно расшифровать это и по-другому:
По окончании поездки у водителя автомобиля от Carnet TIR остается только обложка и корешки. Документ в таком виде надо сдать в ассоциацию, которая его выдала.
Рассмотрим на примере как осуществляется перевозка грузов:
При помощи цифровой платформы Consollex вы сможете быстро и без лишних хлопот организовать импортную поставку грузов из стран Европы. Мы предлагаем своим клиентам лучшие условия и маршруты доставки. Обеспечиваем финансовое покрытие рисков.
consollex.ru
Чтобы груз не потерялся во время международной перевозки, и его не пришлось постоянно переоформлять на каждой границе, оформляют книжку МДП или Carnet TIR. Этот документ упрощает жизнь автомобильным перевозчикам и, что важнее, регулирует такие перевозки, страхуя их участников от рисков.
Книжка МДП представляет собой блокнот с отрывными листами, каждый из которых заполняют при прохождении таможенного пункта и оставляют у сотрудников таможни (корешки с основной информацией остаются в самой книжке). Листы-бланки располагаются попарно и имеют зеленый и белый цвет. Каждую пару заполняют при прохождении одного таможенного пункта.
TIR (МДП) — универсальная транзитная система, которой пользуются страны-участницы соответствующей конвенции. Конвенцию приняли в 1975 году, а через 3 года системой начали пользоваться на территории Европы и некоторых других стран. Ее регулирует IRU (МСАТ, Международный союз автомобильного транспорта). Региональный представитель в России — АСМАП. На данный момент Россия признает Конвенцию и саму систему, но фактически пользоваться ее возможностями сложно с 2013 года.
Система сложнее, чем обычное прохождение таможни, но, вникнув в нее один раз, вы сможете существенно сэкономить время на всевозможные процедуры.
Рассмотрим МДП на примере. Допустим, вы поставляете из Швейцарии в Россию механические часы. Швейцария не входит в ЕС, и при обычной процедуре растаможке вам пришлось бы проходить таможню на швецарском пункте, германском, затем — на польском и на белорусском. Вы проходите три таможенных зоны: в Швейцарии, ЕС и ТС.
Если вы пользуетесь системой МДП, все упрощается и ускоряется. Вы:
Таким образом, вы заполните восемь листов, а если пойдете через Украину, которая не относится ни к одной из таможенных зон, вам потребуется 10 листов. Книжки МДП, в свою очередь, могут быть рассчитаны на 4, 6, 20 и другое количество листов. Если их оказалось недостаточно, вам придется использовать другую схему растаможки. Следовательно, перед перевозкой вам нужно точно составить маршрут и убедиться в том, что листов хватит на все таможенные пункты.
Как правило, Carnet TIR заполняют экспедиторы, работающие при таможенных пунктах, или таможенные брокеры. Доверить им эту формальность проще, чем заполнять все самостоятельно, но научиться этому стоит.
Для начала — о том, как получить книжку. Сделать это может только аккредитованый член АСМАП, имеющий допуск к международным перевозкам и владеющий сертифицированными транспортными средствами и прицепами. Компания «с улицы» такую книжку не получит.
В Carnet TIR указывают основную информацию о грузе (описание, код ТН ВЭД, число грузовых мест, вес), регистрационный номер автомобиля, номера пломб, страны назначения и отправления, соответствующие таможни, список сопроводительных и транспортных документов, а также другие сведения.
Обложка содержит 12 рубрик. 1-4 рубрики заполняют при выдаче книжки, в АСМАП (или другом представительстве). Здесь указывают срок действия, информацию о представительстве и держателе, проставляют подписи и печати.
6-12 рубрики заполняет сам перевозчик перед отправлением:
Желтый грузовой манифест (желтый листок) заполняется держателем до перевозки и содержит 15 пунктов:
Отрывные корешки и листки (остальные пункты) заполняют сотрудники таможни. Их трогать нельзя.
Система МДП простая, но в ней, как и везде, есть свои подводные камни. Даже если вы оформили все правильно, продумайте запасные варианты растаможки.
www.wtransports.com