Кэс что это такое в образовании


Публикуем интервью с автором выпускаемой ИД «Федоров» серии пособий Н.Б. Фоминой.  Н.Б. Фомина – к.п.н., доцент кафедры профессионального развития педагогических работников ИДО МГПУ (г. Москва), автор многочисленных научно-практических публикаций и методических пособий. Практическая работа в школе, накопленные опыт и знания позволили Надежде Борисовне разработать и апробировать новую систему оценки качества образования, которая уже получила признание во многих регионах России. В ходе интервью Надежда Борисовна рассказала об авторской методике, обратила внимание на новую для многих учителей аббревиатуру – КЭС, пояснила, что это такое и почему стало востребованным, выразила экспертное мнение о том, каким должно быть современное контрольно-тематическое планирование, дала рекомендации по использованию серии тетрадей «Контролируемые элементы содержания (КЭС)» в рамках внутришкольного мониторинга.

- На своих семинарах и вебинарах вы много внимания уделяете согласованности внешней и внутренней оценки. Как в практической ежедневной деятельности учителя можно добиться согласованности этих двух оценок?

- В Примерных образовательных программах понятие «согласованность внешней и внутренней оценки» встречается несколько раз. Как учителю в практической деятельности применить этот тезис? Можно предложить следующее правило: «проверяй так, как тебя проверят другие».

 В Примерной программе прописано, что в школе надо содержательно и критериально оценивать так же, как это осуществляет внешняя оценка. Оценивать не так, как хочется учителю, не то, что кажется ему важным, а оценивать так, как это делает внешняя оценка. Для нас в данном случае ориентиром является Федеральный институт педагогических измерений, и мы в разработке рекомендаций по формированию внутренней системы оценки качества образования ориентируемся и на содержание, и на критерии, которые предлагает нам этот институт. Поэтому в наших программах заложены и содержательные, и критериальные подходы, основанные на внешней оценке. Именно их мы и рекомендуем применять при формировании внутренней системы оценки качества образования в школе.

- Новая для многих учителей аббревиатура – КЭС. О КЭС мало информации, но много говорят. Что это такое и почему стало востребованным?

- Сейчас в основе оценки качества образования лежит оценка планируемых результатов обучения. Планируемые результаты обучения четко прописаны в Примерных образовательных программах, но в них нет такого понятия, как «Контролируемый элемент содержания», или, сокращенно, «КЭС». Эти элементы присутствуют в Кодификаторе по предмету, по которому осуществляется итоговая аттестация учащегося.

Кодификатор является основой стандарта образования, в нем содержатся те элементы содержания, которые контролируются процедурами внешней оценки. В кодификаторе эти элементы названы контролируемыми. Откуда это название? – Контролируемый элемент содержания (КЭС) – это тот элемент, который составляет основу стандарта, и, соответственно, именно он должен контролироваться в первую очередь. Этот тот опорный учебный материал, который позволяет ребенку продолжить образование на следующем уровне. Если ученик освоил в начальной школе контролируемые элементы содержания, он спокойно осваивает материал основной школы, и так далее.

Контролируемый элемент содержания является сегодня основой каждого теста. Если мы говорим о контрольно-оценочной деятельности учителя – она является сейчас одним из основных видов деятельности педагога, – то только КЭС, код этого элемента говорит о том, что учитель проверяет именно то, что должен проверить, именно то, что рекомендовано к оценке в стандарте образования, а не то задание, которое учителю хочется (а не секрет, что чаще всего учитель проверяет то, что дети хорошо усвоили, или то, что самому учителю кажется важным). И только наличие контролируемых элементов содержания (КЭСов) говорит о том, что проверяется стандарт образования. Именно поэтому этот элемент содержания и называется контролируемый. Он обязателен и в тематическом, и в промежуточном, и в итоговом контроле для того, чтобы определить и ход освоения стандарта образования, и его результат, и уровень освоения.

- Что такое кодификатор?

- Кодификатор – это как бы реестр контролируемых элементов содержания. Мы понимаем, что в образовательной программе могут быть 204 урока, 72 урока, 36 уроков, но содержание не всех из них является контролируемым. Понять, какие именно элементы содержания (темы) контролируются, нам и помогает Кодификатор. Он поэтому так и называется – кодификатор, что он содержит код, цифровое обозначение каждого контролируемого элемента. Код состоит из двух (иногда трех) цифр, и расшифровывается таким образом: первая цифра – ведущий раздел, вторая цифра – ведущая тема; третья цифра (или вторая, если код состоит лишь из двух цифр) – это сам элемент содержания. Если мы видим код 1.4.1 – то мы понимаем, что это раздел 1, находим его. В ведущем разделе ищем тему под номером 4, и в этой теме ищем элемент, он будет под номером 1.

Таким образом можно применять Кодификатор во всех автоматизированных программах, формируя план работы. В модуле МСОКО (многоуровневая система оценки качества образования) этот принцип заложен разработчиками (ЗАО «ИРТЕХ» г. Самара). Процесс формирования плана работы полностью автоматизирован: учителю достаточно открыть раздел 1, тему 4, дальше определить элемент 1, и таким образом простым нажатием кнопки он вводит КЭС 1.4.1 вместе с его названием в план работы.

- Каким образом должно формироваться современное контрольно-тематическое планирование с учетом кодификатора?

- Делается это очень просто. Учитель берет свое традиционное календарно-тематическое планирование, рядом кладет Кодификатор и смотрит, какие элементы содержания Кодификатора соответствуют той теме урока, которую он изучает. Если находит эти соответствия, то ставит цифру, например, 2.3.5. И наличие этой цифры говорит о том, что тема, обозначенная в календарно-тематическом планировании как изучаемая, как раз и составляет то содержание стандарта образования, который в обязательном порядке контролируется. Наличие этих элементов содержания в КТП позволяет учителю сориентироваться: содержание вот этого урока будет контролироваться, а содержание следующих трех-четырех уроков контролироваться не будет.

И, соответственно, во втором случае учитель свободен в выборе и содержания, и формы, и структуры урока, – так как никогда эти элементы содержания не будут контролироваться. Это может быть и спектакль, и КВН, и практическая работа, или проектная деятельность... Именно такие уроки способствуют развитию ребенка, формируют общую картину мира, способствуют ранней профилизации. Но если это контролируемый элемент содержания, учитель должен его проверить в конце урока – насколько тот или иной ребенок освоил этот элемент, может ли он применять его в практической деятельности, может ли он решить эту задачу или этот пример, составить это уравнение, применить это орфографическое правило в своей деятельности, а не рассказать о том, как он будет это делать. То есть на том уроке, где присутствуют контролируемые элементы содержания, задача формируется учителем по-другому, и в конце урока контролируемые элементы содержания должны быть обязательно проверены в практической деятельности, в ходе решения учебно-практической задачи. Хорошо, если это будет фрагмент демоверсии или того теста, который предстоит решить учащемуся в ходе аттестации.

- Как можно организовать внутришкольный мониторинг с использованием кодов КЭС?

- Внутришкольный мониторинг организуется, как правило, администрацией. Современные требования к организации школьного мониторинга говорят о том, что администрация должна осуществлять его с трех позиций. В Примерной образовательной программе эти позиции раскрыты достаточно подробно. Первая составляющая мониторинга – проведение административных проверочных работ. Напомним, что формировать план работы необходимо только с использованием КЭС. Если КЭС нет, значит, администрация проверяет не освоение стандарта образования, а освоение образовательной программы, что в нашей ситуации не одно и то же.

Вторая составляющая внутришкольного административного мониторинга – это анализ урока. Если представитель администрации присутствует на уроке, где осваивается контролируемый элемент содержания, конечно, он обратит внимание на то, сколько времени уделяется на этом уроке работе каждого ученика (что практическая деятельность детей на этом уроке должна занимать не менее 30 минут) и на то, как учитель в конце урока проверяет освоение этого элемента. Проверка освоения – обязательный элемент этого урока.

Третья составляющая внутришкольного административного мониторинга (и замечу, для наших директоров, завучей это требование возникло впервые) они должны периодически проверять те задания, которые дает учитель учащимся в ходе своей контрольно-оценочной деятельности (проведения контрольных работ, тематических и итоговых тестов). Соответственно, если администратор школы знает, что есть контролируемые элементы содержания стандарта, то есть КЭС, то он будет обязательно смотреть: применяет ли учитель, проводя свой мониторинг, в плане работы эти КЭС, или составляет задания произвольно и проверяет у детей либо то, что ему хочется проверить, либо то, что он считает важным, либо то, что он считает легким (и надеется, что дети выполнят это задание на 4 и 5). Но в любом случае, если учитель не применяет КЭС – он не контролирует освоение стандарта образования. Следовательно, та школа, в которой работает этот учитель, останется неподготовленной ко всем внешним измерениям оценки качества образования, какими сейчас являются ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, централизованные тестирования, национальные исследования, потому что все эти исследования, все эти процедуры основаны только на оценке освоения учащимися контролируемых элементов содержания стандарта образования.

- Организовать внутришкольный мониторинг по всем предметам и во всех классах можно с помощью серии тетрадей диагностических работ. Как использовать эти тетради для проведения мониторинга? Чем могут помочь педагогу тетради серии «Контролируемые элементы содержания (КЭС)», которые подготовило наше издательство?

- Мы имеем в виду тетради, которые разработаны и выпущены в издательском доме «Федоров»? Надо отметить, что не все издательства работают в этом направлении (я могу отметить еще только несколько, среди них – «Просвещение», «Экзамен» и «Интеллект-центр»). Тематических тетрадей, которые позволяют учителю проверить освоение темы сразу после ее изучения, вообще мало. Обычно это либо полугодовые тесты, либо контрольные работы, которые могут проводиться 2-3 раза в год. Но тематических тестов может быть значительно больше, и все они имеют разный набор элементов содержания. Если в этой теме изучаются пять-семь КЭС, то в тематическом тесте столько же будет и заданий (желательно, не менее пяти). Это не всегда большие тесты, которые предлагаются обычно, – они рассчитаны на 15-20 минут. Но именно с помощью этих тетрадей учитель может своевременно, сразу после прохождения определенной темы, а не через полгода, не в конце года, – проверить знание темы: кто из детей освоил контролируемые элементы содержания стандарта, кто не освоил, с кем из детей и с какими элементами еще нужно поработать.

Если Вы выбираете работу ребенка с каким-то определенным материалом содержания образовательной программы, то любой тест / тетрадка хороши, но если вы хотите проверить освоение содержания стандарта, подготовку ребенка к дальнейшему уровню освоения образовательной программы, то без КЭС вам не обойтись, потому что они определяют именно ту меру, которая позволяет увидеть, освоил или не освоил ребенок стандарт образования. Часто задания, нацеленные на содержание образовательной программы, дезориентируют ребенка. Он считает, что готов к ВПР, так как успешно решил все эти тесты, но это оказались не те тесты, которые нужны в данном случае ребенку.

И здесь нужно выбирать. Выбирать те тесты, которые содержат КЭС, так как именно они позволяют увидеть то содержание, которое ребенка готовит к дальнейшему освоению стандарта. Это и становится первоочередной задачей учителя – вовремя провести коррекцию, вовремя повторить, а с кем-то и заново изучить элементы содержания, с тем чтобы повысить качество образования именно в этом классе. В этом смысле такие тематические тетради, разработанные Издательским домом «Федоров», оказывают неоценимую услугу учителю.

- В учебном процессе есть и еще одно действующее лицо – ребенок. Как предлагаемая вами методика влияет на его школьную жизнь? Упрощает или усложняет ее?

- Предлагаемая методика делает жизнь ребенка целенаправленнее и в какой-то мере облегчает, потому что ребенок – действующее лицо, субъект образовательного процесса, но управляет этим процессом, как правило, учитель. И если учитель грамотно определяет и состав своего теста, и вводит КЭС, то он не будет на глазок определять, сколько заданий дать детям после изучения темы. У нас почему-то действует такая неутвержденная норма – в тесте должно быть не менее 10-20 заданий. Если мы говорим о диагностических тетрадях Издательского дома «Федоров», то там содержание заданий определяет количество контролируемых элементов содержания, изучаемых в этой теме, и ребенку не нужно делать 20 заданий, искусственно созданных для того, чтобы эту норму выдержать. Он может сделать 5 заданий, но это будут задания, которые позволяют определить освоение содержание стандарта. И в этом отношении облегчается жизнь ребенка, облегчается жизнь учителя, который понимает, что не все подряд контролируется и не на всех уроках изучается материал, который проверяется. Только тогда учебный процесс будет более посильным для каждого ребенка и целенаправленным.

Вот сейчас, уже после написания ВПР в 4-х и 5-х классах, мы получили отклики от учителей регионов, которые научились видеть контролируемые элементы содержания в своей программе и успешно работать с ними. У этих педагогов дети в заданиях ВПР увидели те элементы содержания стандарта, над которыми они усердно работали весь год вместе с учителем, – и это позволило им быстро и качественно выполнить тестовую работу. Только такая постоянная, систематическая работа учителя по освоению стандарта образования каждым ребенком в классе позволила детям выполнить эти задания на высоком уровне. Поэтому мы сделали вывод, что серия тематических тетрадей позволяет и к итоговым проверочным работам подготовиться, и к ВПР, и к экзаменам, так как эти тетради решают целый спектр задач по формированию системы оценки качества образования, которые стоят сегодня перед системой образования.

idfedorov.ru

Версия для печати | Проверяем освоение содержания стандарта образования с помощью КЭС

Публикуем интервью с автором выпускаемой ИД «Федоров» серии пособий Н.Б. Фоминой.  Н.Б. Фомина – к.п.н., доцент кафедры профессионального развития педагогических работников ИДО МГПУ (г. Москва), автор многочисленных научно-практических публикаций и методических пособий. Практическая работа в школе, накопленные опыт и знания позволили Надежде Борисовне разработать и апробировать новую систему оценки качества образования, которая уже получила признание во многих регионах России. В ходе интервью Надежда Борисовна рассказала об авторской методике, обратила внимание на новую для многих учителей аббревиатуру – КЭС, пояснила, что это такое и почему стало востребованным, выразила экспертное мнение о том, каким должно быть современное контрольно-тематическое планирование, дала рекомендации по использованию серии тетрадей «Контролируемые элементы содержания (КЭС)» в рамках внутришкольного мониторинга.

- На своих семинарах и вебинарах вы много внимания уделяете согласованности внешней и внутренней оценки. Как в практической ежедневной деятельности учителя можно добиться согласованности этих двух оценок?

- В Примерных образовательных программах понятие «согласованность внешней и внутренней оценки» встречается несколько раз. Как учителю в практической деятельности применить этот тезис? Можно предложить следующее правило: «проверяй так, как тебя проверят другие».

 В Примерной программе прописано, что в школе надо содержательно и критериально оценивать так же, как это осуществляет внешняя оценка. Оценивать не так, как хочется учителю, не то, что кажется ему важным, а оценивать так, как это делает внешняя оценка. Для нас в данном случае ориентиром является Федеральный институт педагогических измерений, и мы в разработке рекомендаций по формированию внутренней системы оценки качества образования ориентируемся и на содержание, и на критерии, которые предлагает нам этот институт. Поэтому в наших программах заложены и содержательные, и критериальные подходы, основанные на внешней оценке. Именно их мы и рекомендуем применять при формировании внутренней системы оценки качества образования в школе.

- Новая для многих учителей аббревиатура – КЭС. О КЭС мало информации, но много говорят. Что это такое и почему стало востребованным?

- Сейчас в основе оценки качества образования лежит оценка планируемых результатов обучения. Планируемые результаты обучения четко прописаны в Примерных образовательных программах, но в них нет такого понятия, как «Контролируемый элемент содержания», или, сокращенно, «КЭС». Эти элементы присутствуют в Кодификаторе по предмету, по которому осуществляется итоговая аттестация учащегося.

Кодификатор является основой стандарта образования, в нем содержатся те элементы содержания, которые контролируются процедурами внешней оценки. В кодификаторе эти элементы названы контролируемыми. Откуда это название? – Контролируемый элемент содержания (КЭС) – это тот элемент, который составляет основу стандарта, и, соответственно, именно он должен контролироваться в первую очередь. Этот тот опорный учебный материал, который позволяет ребенку продолжить образование на следующем уровне. Если ученик освоил в начальной школе контролируемые элементы содержания, он спокойно осваивает материал основной школы, и так далее.

Контролируемый элемент содержания является сегодня основой каждого теста. Если мы говорим о контрольно-оценочной деятельности учителя – она является сейчас одним из основных видов деятельности педагога, – то только КЭС, код этого элемента говорит о том, что учитель проверяет именно то, что должен проверить, именно то, что рекомендовано к оценке в стандарте образования, а не то задание, которое учителю хочется (а не секрет, что чаще всего учитель проверяет то, что дети хорошо усвоили, или то, что самому учителю кажется важным). И только наличие контролируемых элементов содержания (КЭСов) говорит о том, что проверяется стандарт образования. Именно поэтому этот элемент содержания и называется контролируемый. Он обязателен и в тематическом, и в промежуточном, и в итоговом контроле для того, чтобы определить и ход освоения стандарта образования, и его результат, и уровень освоения.

- Что такое кодификатор?

- Кодификатор – это как бы реестр контролируемых элементов содержания. Мы понимаем, что в образовательной программе могут быть 204 урока, 72 урока, 36 уроков, но содержание не всех из них является контролируемым. Понять, какие именно элементы содержания (темы) контролируются, нам и помогает Кодификатор. Он поэтому так и называется – кодификатор, что он содержит код, цифровое обозначение каждого контролируемого элемента. Код состоит из двух (иногда трех) цифр, и расшифровывается таким образом: первая цифра – ведущий раздел, вторая цифра – ведущая тема; третья цифра (или вторая, если код состоит лишь из двух цифр) – это сам элемент содержания. Если мы видим код 1.4.1 – то мы понимаем, что это раздел 1, находим его. В ведущем разделе ищем тему под номером 4, и в этой теме ищем элемент, он будет под номером 1.

Таким образом можно применять Кодификатор во всех автоматизированных программах, формируя план работы. В модуле МСОКО (многоуровневая система оценки качества образования) этот принцип заложен разработчиками (ЗАО «ИРТЕХ» г. Самара). Процесс формирования плана работы полностью автоматизирован: учителю достаточно открыть раздел 1, тему 4, дальше определить элемент 1, и таким образом простым нажатием кнопки он вводит КЭС 1.4.1 вместе с его названием в план работы.

- Каким образом должно формироваться современное контрольно-тематическое планирование с учетом кодификатора?

- Делается это очень просто. Учитель берет свое традиционное календарно-тематическое планирование, рядом кладет Кодификатор и смотрит, какие элементы содержания Кодификатора соответствуют той теме урока, которую он изучает. Если находит эти соответствия, то ставит цифру, например, 2.3.5. И наличие этой цифры говорит о том, что тема, обозначенная в календарно-тематическом планировании как изучаемая, как раз и составляет то содержание стандарта образования, который в обязательном порядке контролируется. Наличие этих элементов содержания в КТП позволяет учителю сориентироваться: содержание вот этого урока будет контролироваться, а содержание следующих трех-четырех уроков контролироваться не будет.

И, соответственно, во втором случае учитель свободен в выборе и содержания, и формы, и структуры урока, – так как никогда эти элементы содержания не будут контролироваться. Это может быть и спектакль, и КВН, и практическая работа, или проектная деятельность... Именно такие уроки способствуют развитию ребенка, формируют общую картину мира, способствуют ранней профилизации. Но если это контролируемый элемент содержания, учитель должен его проверить в конце урока – насколько тот или иной ребенок освоил этот элемент, может ли он применять его в практической деятельности, может ли он решить эту задачу или этот пример, составить это уравнение, применить это орфографическое правило в своей деятельности, а не рассказать о том, как он будет это делать. То есть на том уроке, где присутствуют контролируемые элементы содержания, задача формируется учителем по-другому, и в конце урока контролируемые элементы содержания должны быть обязательно проверены в практической деятельности, в ходе решения учебно-практической задачи. Хорошо, если это будет фрагмент демоверсии или того теста, который предстоит решить учащемуся в ходе аттестации.

- Как можно организовать внутришкольный мониторинг с использованием кодов КЭС?

- Внутришкольный мониторинг организуется, как правило, администрацией. Современные требования к организации школьного мониторинга говорят о том, что администрация должна осуществлять его с трех позиций. В Примерной образовательной программе эти позиции раскрыты достаточно подробно. Первая составляющая мониторинга – проведение административных проверочных работ. Напомним, что формировать план работы необходимо только с использованием КЭС. Если КЭС нет, значит, администрация проверяет не освоение стандарта образования, а освоение образовательной программы, что в нашей ситуации не одно и то же.

Вторая составляющая внутришкольного административного мониторинга – это анализ урока. Если представитель администрации присутствует на уроке, где осваивается контролируемый элемент содержания, конечно, он обратит внимание на то, сколько времени уделяется на этом уроке работе каждого ученика (что практическая деятельность детей на этом уроке должна занимать не менее 30 минут) и на то, как учитель в конце урока проверяет освоение этого элемента. Проверка освоения – обязательный элемент этого урока.

Третья составляющая внутришкольного административного мониторинга (и замечу, для наших директоров, завучей это требование возникло впервые) они должны периодически проверять те задания, которые дает учитель учащимся в ходе своей контрольно-оценочной деятельности (проведения контрольных работ, тематических и итоговых тестов). Соответственно, если администратор школы знает, что есть контролируемые элементы содержания стандарта, то есть КЭС, то он будет обязательно смотреть: применяет ли учитель, проводя свой мониторинг, в плане работы эти КЭС, или составляет задания произвольно и проверяет у детей либо то, что ему хочется проверить, либо то, что он считает важным, либо то, что он считает легким (и надеется, что дети выполнят это задание на 4 и 5). Но в любом случае, если учитель не применяет КЭС – он не контролирует освоение стандарта образования. Следовательно, та школа, в которой работает этот учитель, останется неподготовленной ко всем внешним измерениям оценки качества образования, какими сейчас являются ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, централизованные тестирования, национальные исследования, потому что все эти исследования, все эти процедуры основаны только на оценке освоения учащимися контролируемых элементов содержания стандарта образования.

- Организовать внутришкольный мониторинг по всем предметам и во всех классах можно с помощью серии тетрадей диагностических работ. Как использовать эти тетради для проведения мониторинга? Чем могут помочь педагогу тетради серии «Контролируемые элементы содержания (КЭС)», которые подготовило наше издательство?

- Мы имеем в виду тетради, которые разработаны и выпущены в издательском доме «Федоров»? Надо отметить, что не все издательства работают в этом направлении (я могу отметить еще только несколько, среди них – «Просвещение», «Экзамен» и «Интеллект-центр»). Тематических тетрадей, которые позволяют учителю проверить освоение темы сразу после ее изучения, вообще мало. Обычно это либо полугодовые тесты, либо контрольные работы, которые могут проводиться 2-3 раза в год. Но тематических тестов может быть значительно больше, и все они имеют разный набор элементов содержания. Если в этой теме изучаются пять-семь КЭС, то в тематическом тесте столько же будет и заданий (желательно, не менее пяти). Это не всегда большие тесты, которые предлагаются обычно, – они рассчитаны на 15-20 минут. Но именно с помощью этих тетрадей учитель может своевременно, сразу после прохождения определенной темы, а не через полгода, не в конце года, – проверить знание темы: кто из детей освоил контролируемые элементы содержания стандарта, кто не освоил, с кем из детей и с какими элементами еще нужно поработать.

Если Вы выбираете работу ребенка с каким-то определенным материалом содержания образовательной программы, то любой тест / тетрадка хороши, но если вы хотите проверить освоение содержания стандарта, подготовку ребенка к дальнейшему уровню освоения образовательной программы, то без КЭС вам не обойтись, потому что они определяют именно ту меру, которая позволяет увидеть, освоил или не освоил ребенок стандарт образования. Часто задания, нацеленные на содержание образовательной программы, дезориентируют ребенка. Он считает, что готов к ВПР, так как успешно решил все эти тесты, но это оказались не те тесты, которые нужны в данном случае ребенку.

И здесь нужно выбирать. Выбирать те тесты, которые содержат КЭС, так как именно они позволяют увидеть то содержание, которое ребенка готовит к дальнейшему освоению стандарта. Это и становится первоочередной задачей учителя – вовремя провести коррекцию, вовремя повторить, а с кем-то и заново изучить элементы содержания, с тем чтобы повысить качество образования именно в этом классе. В этом смысле такие тематические тетради, разработанные Издательским домом «Федоров», оказывают неоценимую услугу учителю.

- В учебном процессе есть и еще одно действующее лицо – ребенок. Как предлагаемая вами методика влияет на его школьную жизнь? Упрощает или усложняет ее?

- Предлагаемая методика делает жизнь ребенка целенаправленнее и в какой-то мере облегчает, потому что ребенок – действующее лицо, субъект образовательного процесса, но управляет этим процессом, как правило, учитель. И если учитель грамотно определяет и состав своего теста, и вводит КЭС, то он не будет на глазок определять, сколько заданий дать детям после изучения темы. У нас почему-то действует такая неутвержденная норма – в тесте должно быть не менее 10-20 заданий. Если мы говорим о диагностических тетрадях Издательского дома «Федоров», то там содержание заданий определяет количество контролируемых элементов содержания, изучаемых в этой теме, и ребенку не нужно делать 20 заданий, искусственно созданных для того, чтобы эту норму выдержать. Он может сделать 5 заданий, но это будут задания, которые позволяют определить освоение содержание стандарта. И в этом отношении облегчается жизнь ребенка, облегчается жизнь учителя, который понимает, что не все подряд контролируется и не на всех уроках изучается материал, который проверяется. Только тогда учебный процесс будет более посильным для каждого ребенка и целенаправленным.

Вот сейчас, уже после написания ВПР в 4-х и 5-х классах, мы получили отклики от учителей регионов, которые научились видеть контролируемые элементы содержания в своей программе и успешно работать с ними. У этих педагогов дети в заданиях ВПР увидели те элементы содержания стандарта, над которыми они усердно работали весь год вместе с учителем, – и это позволило им быстро и качественно выполнить тестовую работу. Только такая постоянная, систематическая работа учителя по освоению стандарта образования каждым ребенком в классе позволила детям выполнить эти задания на высоком уровне. Поэтому мы сделали вывод, что серия тематических тетрадей позволяет и к итоговым проверочным работам подготовиться, и к ВПР, и к экзаменам, так как эти тетради решают целый спектр задач по формированию системы оценки качества образования, которые стоят сегодня перед системой образования.

idfedorov.ru

Тезисы к выступлению "Проверка освоения содержания стандарта образования с помощью КЭС"(из опыта работы)

Тезисы к выступлению

«Проверка освоения содержания стандарта образования с помощью КЭС»

Садовина Ирина Григорьевна МБОУ СОШ №15 г. Кузнецка

Слайд 1

Слайд 2

В Примерных образовательных программах понятие «согласованность внешней и внутренней оценки» встречается несколько раз.

Слайд 3

Для применения этого тезиса в своей практической деятельности я уже очень давно стараюсь действовать согласно правилу:

«проверяй так, как тебя проверят другие»

Слайд 4

В Примерной программе прописано, что в школе надо содержательно и критериально оценивать так же, как это осуществляет внешняя оценка, то есть оценивать не так, как хочется учителю, не то, что кажется ему важным, а оценивать так как это делает внешняя оценка.

Слайд 5

Организовать внутришкольный мониторинг по всем предметам и во всех классах можно с помощью серии тетрадей диагностических работ. Тетради созданы на основе Кодификатора.

Слайд 6

Разработан Кодификатор Московским центром качества образования. Там же на сайте можно его найти по всем изучаемым предметам

Слайд 7

Слайд 8

Сейчас в основе оценки качества образования лежит оценка планируемых результатов обучения. И они чётко прописаны Примерных образовательных программах, но в них нет такого понятия, как «КЭС». Эти элементы присутствуют в Кодификаторе по предмету, по которому осуществляется итоговая аттестация учащегося. Кодификатор является основой стандарта образования, в нём содержатсяте элементы содержания, которые контролируются процедурами внешней оценки. А значит. Именно он должен контролироваться учителем в первую очередь. Это тот опорный материал, который позволяет ребёнку продолжить образование на следующем уровне

Слайд 9

Контролируемый элемент содержания должен являться сегодня основой каждого теста. И только наличие КЭСов говорит о том, что проверяется стандарт образования. Именно поэтому он называется контролируемый. Он обязателен и в тематическом, и в промежуточном, и в итоговом контроле, чтобы определить и ход освоения стандарта образования, и его результат, и уровень усвоения.

Слайд 10

Кодификатор-это как бы реестр КЭСов. Мы понимаем, что в образовательной программе может быть 136 часов, 68 часов, 170 часов, но содержание не всех из них будет контролируемым. Понять какие именно темы контролируются нам и помогает Кодификатор. Он поэтому так и называется, что содержит код-цифровое обозначение каждого контролируемого элемента Код состоит из двух (иногда трёх) цифр и расшифровывается так: первая цифра-ведущий раздел, вторая цифра-ведущая тема, третья-сам элемент содержания. Если мы видим код 1.4.1, то мы понимаем, что это раздел 1, находим его. В разделе ищем тему под номером 4. А в этой теме и сам элемент. Он будет под номером 1..Кодификатор можно применять во всех АИС

Слайд 11

 Вариант тестовой работы состоит из заданий разных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов (в спецификации обозначается как ВО), с кратким или развернутым ответом (КО и РО соответственно). В каждой работе представлены задания базового уровня (Б) и повышенного (П).  В таблицах приведено распределение заданий по элементам содержания, предложен план тестовой работы, дана система оценивания и ответы.

Слайд 13-14

Наличие этих элементов содержания в КТП позволяет учителю сориентироваться: содержание вот этого урока будет контролироваться, а содержание следующих трех-четырех уроков контролироваться не будет. И, соответственно, во втором случае учитель свободен в выборе и содержания, и формы, и структуры урока, – так как никогда эти элементы содержания не будут контролироваться. Это может быть и спектакль, и КВН, и практическая работа, или проектная деятельность... Именно такие уроки способствуют развитию ребенка, формируют общую картину мира, способствуют ранней профилизации.

Слайд 15-1

Но если это контролируемый элемент содержания, учитель должен его проверить в конце урока – насколько тот или иной ребенок освоил этот элемент, может ли он применять его в практической деятельности, может ли он решить эту задачу или этот пример, составить это уравнение, применить применить это орфографическое правило в своей деятельности, а не рассказать о том, как он будет это делать.

Слайд 15-2

То есть на том уроке, где присутствуют контролируемые элементы содержания, задача формируется учителем по-другому, и в конце урока контролируемые элементы содержания должны быть обязательно проверены в практической деятельности, в ходе решения учебно-практической задачи.

Хорошо, если это будет фрагмент демоверсии или того теста, который предстоит решить учащемуся в ходе аттестации.

Слайд 16

Данная методика помогает учителю решать многие проблемы. именно с помощью этих тетрадей учитель может своевременно, сразу после прохождения определенной темы, а не через полгода, не в конце года, – проверить знание темы: кто из детей освоил контролируемые элементы содержания стандарта, кто не освоил, с кем из детей и с какими элементами еще нужно поработать

Слайд 17

Результаты анализа заставляют учителя переоценить свою работу, задуматься о слабых этапах своих уроков, наметить пути устранения выявленных недостатков.

Есть конкретные возможности и для составления ИОП.

Слайд 18

Результаты анализа представляются в наглядной форме, поэтому легко строится конструктивный диалог с учениками. Детям очень нравится видеть такой наглядный результат работы класса, когда можно проследить за ростом результативности всего класса. А следовательно повышается мотивация не только учителя к росту своей квалификации, но и мотивация учащихся к обучению.

Слайд 19

Очень удобны эти результаты анализа и в работе с родителями. Так как дают возможность конкретно представить проблемы ребёнка и благодаря помощи родителей вовремя добиться их устранения.

Слайд 21

Только такая постоянная, систематическая работа по освоению стандарта образования каждым ребенком в классе позволила детям выполнить эти задания на высоком уровне, а также помогла в решении целого спектра задач по формированию системы оценки качества образования, которые стоят сегодня перед системой образования.

Такая точечная работа с контролируемыми элементами содержания помогает, излишне не загружая детей и их родителей добиваться _____________ результатов.

infourok.ru

    Cерия тетрадей диагностических тестовых работ для начальной школы «Контролируемые элементы содержания. Ступеньки предметных достижений» по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру содержит задания, разработанные на основе КЭС (контролируемых элементов содержания). В Страничке для учителя в тетрадях предлагаются планы тестовых работ с обозначением кода КЭС каждого задания и ответы.

    Учитель, работающий по тетрадям серии «КЭС», имеет возможность осуществить автоматизированную обработку данных проведенного мониторинга в программе Microsoft Excel. Обработка данных поможет выявить уровень освоения контролируемых элементов содержания каждым учеником и классом в целом.

    В качестве методического пособия для педагогов рекомендуется книга Н.Б. Фоминой «Система оценки достижения планируемых результатов в начальной школе. Учимся работать с контролируемыми элементами содержания (КЭС)».

Русский язык Математика Литературное чтение Окружающий мир

    В последние годы мониторинг предметных достижений обучаемых вновь выдвигается на передний план. Как известно, предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний и систему предметных действий, которые направлены на применение знаний. Уже достаточно давно возник вопрос: а какие именно предметные знания и действия должны проверяться? Ясный ответ на него дают Стандарты образования и Примерные образовательные программы. Как вы знаете, в них содержание представлено в двух форматах. Прямым текстом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках аттестации учеников (блок «Выпускник научится»). Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля (блок «Выпускник получит возможность научиться»).

    Другими словами, при оценке качества образования важно в первую очередь проверить, насколько ребенок усвоил опорные знания и умения по каждому из предметов. Эти знания и умения накапливаются из класса в класс.

    Как же правильно определить эти самые опорные элементы, подлежащие проверке? Как построить деятельность учителя, чтобы он осознанно при планировании своей работы и при оценке предметных результатов основное внимание уделял усвоению обучаемыми именно опорных знаний и навыков?

    Авторы изданий, предлагаемых Издательским домом «Федоров», – кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников ИДО МГПУ Надежда Борисовна Фомина, председатель Ассоциации учителей начальных классов г. Москвы Елена Васильевна Волкова, педагоги-практики образовательных комплексов г. Москвы – дают ответы на эти вопросы в тетрадях диагностических тестовых работ и методическом комментарии.

    Есть ли связь между планированием уроков и контрольно-оценочной деятельностью учителя начальных классов? Безусловно! Поэтому при составлении тематического (календарно-тематического) планирования по предмету главным ориентиром для педагогов начальной школы должен стать «Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся». Для начальной школы он разработан Московским центром качества образования (МЦКО). В кодификаторе по каждому предмету содержатся коды опорных (контролируемых) элементов содержания (КЭС) и коды требований к проверяемым умениям (действиям) (КПУ), достижение которых проверяется как итоговой контрольной работой в 4 классе, так и диагностическими работами всех уровней (внутришкольная оценка, муниципальный и региональный мониторинг) на протяжении обучения ребенка в начальной школе.

    Мы не случайно заостряем внимание на этой проблеме. Перед вами основные графы традиционного планирования.

 

    Да, такой план является обязательным документом, он разрабатывается педагогом самостоятельно, способствует организации учебного процесса и должен обеспечивать методически правильное планирование выполнения учебной программы. Однако он слабо ориентирует учителя на работу с опорными элементами содержания, составляющими основу стандарта образования. Более того, он не учитывает требования к уровню подготовки учащихся к процедурам внешней оценки, которым в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.

    Сегодня учитель в ходе формирования своего календарно-тематического планирования должен уметь выделить из общей системы предметных знаний опорные знания и действия, отметить их наличие в планировании определенным кодом (цифровым символом) и осуществить оценку планируемых результатов освоения образовательной программы на основании успешности или неуспешности освоения учащимися этих опорных знаний и действий.

    Чтобы правильно сформировать такое планирование, необходимо ответить на два основополагающих вопроса: соответствует ли содержание урока опорным элементам со-держания стандарта образования и какие опорные умения и способы деятельности будут отрабатываться на уроке.

    Перед вами фрагмент календарно-тематического планирования по предмету «Русский язык», 3 класс (УМК «Школа России»), составленного на основе Кодификатора.

    Составленное подобным образом календарно-тематическое планирование ориентирует учителя как на целенаправленную подготовку к каждому уроку, так и на оценку освоенных в теме элементов содержания. Только тогда учитель получает четкий ориентир своей деятельности, понимает, насколько ученик освоил опорные знания, какие необходимые умения приобрел и над какими элементами надо еще поработать.

    Предлагаемая серия тетрадей нацелена на оказание помощи учителю в решении этих проблем. Ведь при подготовке тематической или итоговой проверочной работы важно тщательно произвести отбор контрольно-измерительных материалов, обязательно соотнести задания работы (теста) с контролируемыми элементами содержания стандарта образования (см. ниже фрагмент КТП). Тем самым мы достигаем согласованности внутренней и внешней оценки качества образования, так как именно таким образом формируется план диагностической работы в процедурах внешней оценки.

    В положении о календарно-тематическом планировании, разрабатываемом на уровне образовательной организации, должны быть учтены эти принципы: ориентация на оценку усвоения учащимися опорных знаний и опорных умений, а также согласованность с внешней оценкой.

    Таким образом, главная особенность серии Тетрадей диагностических тестовых работ для 1 – 4 классов «Контролируемые элементы содержания. Ступеньки предметных достижений» состоит в том, что их задания сформированы с учетом контролируемых элементов содержания, а в методическом пособии изложены принципы формирования оценки планируемых результатов, раскрыта методология составления календарно-тематического планирования с учетом контролируемых элементов содержания, показаны принципы разработки тематических и итоговых диагностических тестовых работ.

    На сайте в разделе «Текущий и тематический контроль» в помощь учителю размещены подробные СПЕЦИФИКАЦИИ тестов тетрадей и оценочные материалы: 1 класс - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Русский язык» для 1 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Окружающий мир» для 1 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Математика» для 1 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Литературное чтение» для 1 класса;

2 класс - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Русский язык» для 2 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Окружающий мир» для 2 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Математика» для 2 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Литературное чтение» для 2 класса.

3 класс - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Русский язык» для 3 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Окружающий мир» для 3 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Литературное чтение» для 3 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Математика» для 3 класса.

4 класс - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Русский язык» для 4 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Окружающий мир» для 4 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Литературное чтение» для 4 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Математика» для 4 класса.

    В разделе «ПРАКТИКА РАБОТЫ» размещено КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, разработанное в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, Примерной основной образовательной программой начального общего образования и УМК «Школа России», которым можно сопровождать работу с тетрадями серии: 1 класс

- календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 1 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по математике в 1 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 1 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению в 1 классе.

2 класс

- календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку во 2 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по математике во 2 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру во 2 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению во 2 классе.

3 класс

- календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 3 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по математике в 3 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 3 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению в 3 классе.

4 класс

- календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 4 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по математике в 4 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 4 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению в 4 классе.

    В качестве методического пособия для педагогов рекомендуется книга Н.Б. Фоминой «Система оценки достижения планируемых результатов в начальной школе. Учимся работать с контролируемыми элементами содержания (КЭС)».

    Особенность книги состоит в том, что в ней пошагово показана деятельность педагога по составлению современного календарно-тематического планирования с использованием кодов КЭС, раскрыта методология формирования диагностических тематических и итоговых тестовых работ, рассказано о программном обеспечении сопровождения контрольно-оценочной деятельности учителя.

    См. также серию методических пособий Н.Б. Фоминой, посвященных системному подходу к оценке качества образования.

 

    Использование тетрадей дает возможность для автоматизированной обработки данных мониторинга как в программе Microsoft Excel, так и с помощью МСОКО и других автоматизированных информационных систем. По существу, это готовые контрольно-измерительные материалы для использования в АИС. Разработанный на основе кодов КЭС план каждой тематической тестовой работы позволяет оптимизировать контрольно-оценочную деятельность учителя, администрации школ.

 

Для более подробного знакомства с работой в программе автоматической обработки результатов вы можете пройти курсы повышения квалификации по формированию системы оценки качества образования педагоги могут пройти в МГПУ (Институты – Институт непрерывного образования – Дистанционное обучение – Программы повышения квалификации – Качество образования – Выбор программы – регистрация).

idfedorov.ru

    Cерия тетрадей диагностических тестовых работ для начальной школы «Контролируемые элементы содержания. Ступеньки предметных достижений» по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру содержит задания, разработанные на основе КЭС (контролируемых элементов содержания). В Страничке для учителя в тетрадях предлагаются планы тестовых работ с обозначением кода КЭС каждого задания и ответы.

    Учитель, работающий по тетрадям серии «КЭС», имеет возможность осуществить автоматизированную обработку данных проведенного мониторинга в программе Microsoft Excel. Обработка данных поможет выявить уровень освоения контролируемых элементов содержания каждым учеником и классом в целом.

    В качестве методического пособия для педагогов рекомендуется книга Н.Б. Фоминой «Система оценки достижения планируемых результатов в начальной школе. Учимся работать с контролируемыми элементами содержания (КЭС)».

Русский язык Математика Литературное чтение Окружающий мир

    В последние годы мониторинг предметных достижений обучаемых вновь выдвигается на передний план. Как известно, предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний и систему предметных действий, которые направлены на применение знаний. Уже достаточно давно возник вопрос: а какие именно предметные знания и действия должны проверяться? Ясный ответ на него дают Стандарты образования и Примерные образовательные программы. Как вы знаете, в них содержание представлено в двух форматах. Прямым текстом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках аттестации учеников (блок «Выпускник научится»). Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля (блок «Выпускник получит возможность научиться»).

    Другими словами, при оценке качества образования важно в первую очередь проверить, насколько ребенок усвоил опорные знания и умения по каждому из предметов. Эти знания и умения накапливаются из класса в класс.

    Как же правильно определить эти самые опорные элементы, подлежащие проверке? Как построить деятельность учителя, чтобы он осознанно при планировании своей работы и при оценке предметных результатов основное внимание уделял усвоению обучаемыми именно опорных знаний и навыков?

    Авторы изданий, предлагаемых Издательским домом «Федоров», – кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников ИДО МГПУ Надежда Борисовна Фомина, председатель Ассоциации учителей начальных классов г. Москвы Елена Васильевна Волкова, педагоги-практики образовательных комплексов г. Москвы – дают ответы на эти вопросы в тетрадях диагностических тестовых работ и методическом комментарии.

    Есть ли связь между планированием уроков и контрольно-оценочной деятельностью учителя начальных классов? Безусловно! Поэтому при составлении тематического (календарно-тематического) планирования по предмету главным ориентиром для педагогов начальной школы должен стать «Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся». Для начальной школы он разработан Московским центром качества образования (МЦКО). В кодификаторе по каждому предмету содержатся коды опорных (контролируемых) элементов содержания (КЭС) и коды требований к проверяемым умениям (действиям) (КПУ), достижение которых проверяется как итоговой контрольной работой в 4 классе, так и диагностическими работами всех уровней (внутришкольная оценка, муниципальный и региональный мониторинг) на протяжении обучения ребенка в начальной школе.

    Мы не случайно заостряем внимание на этой проблеме. Перед вами основные графы традиционного планирования.

 

    Да, такой план является обязательным документом, он разрабатывается педагогом самостоятельно, способствует организации учебного процесса и должен обеспечивать методически правильное планирование выполнения учебной программы. Однако он слабо ориентирует учителя на работу с опорными элементами содержания, составляющими основу стандарта образования. Более того, он не учитывает требования к уровню подготовки учащихся к процедурам внешней оценки, которым в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.

    Сегодня учитель в ходе формирования своего календарно-тематического планирования должен уметь выделить из общей системы предметных знаний опорные знания и действия, отметить их наличие в планировании определенным кодом (цифровым символом) и осуществить оценку планируемых результатов освоения образовательной программы на основании успешности или неуспешности освоения учащимися этих опорных знаний и действий.

    Чтобы правильно сформировать такое планирование, необходимо ответить на два основополагающих вопроса: соответствует ли содержание урока опорным элементам со-держания стандарта образования и какие опорные умения и способы деятельности будут отрабатываться на уроке.

    Перед вами фрагмент календарно-тематического планирования по предмету «Русский язык», 3 класс (УМК «Школа России»), составленного на основе Кодификатора.

    Составленное подобным образом календарно-тематическое планирование ориентирует учителя как на целенаправленную подготовку к каждому уроку, так и на оценку освоенных в теме элементов содержания. Только тогда учитель получает четкий ориентир своей деятельности, понимает, насколько ученик освоил опорные знания, какие необходимые умения приобрел и над какими элементами надо еще поработать.

    Предлагаемая серия тетрадей нацелена на оказание помощи учителю в решении этих проблем. Ведь при подготовке тематической или итоговой проверочной работы важно тщательно произвести отбор контрольно-измерительных материалов, обязательно соотнести задания работы (теста) с контролируемыми элементами содержания стандарта образования (см. ниже фрагмент КТП). Тем самым мы достигаем согласованности внутренней и внешней оценки качества образования, так как именно таким образом формируется план диагностической работы в процедурах внешней оценки.

    В положении о календарно-тематическом планировании, разрабатываемом на уровне образовательной организации, должны быть учтены эти принципы: ориентация на оценку усвоения учащимися опорных знаний и опорных умений, а также согласованность с внешней оценкой.

    Таким образом, главная особенность серии Тетрадей диагностических тестовых работ для 1 – 4 классов «Контролируемые элементы содержания. Ступеньки предметных достижений» состоит в том, что их задания сформированы с учетом контролируемых элементов содержания, а в методическом пособии изложены принципы формирования оценки планируемых результатов, раскрыта методология составления календарно-тематического планирования с учетом контролируемых элементов содержания, показаны принципы разработки тематических и итоговых диагностических тестовых работ.

    На сайте в разделе «Текущий и тематический контроль» в помощь учителю размещены подробные СПЕЦИФИКАЦИИ тестов тетрадей и оценочные материалы: 1 класс - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Русский язык» для 1 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Окружающий мир» для 1 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Математика» для 1 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Литературное чтение» для 1 класса;

2 класс - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Русский язык» для 2 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Окружающий мир» для 2 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Математика» для 2 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Литературное чтение» для 2 класса.

3 класс - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Русский язык» для 3 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Окружающий мир» для 3 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Литературное чтение» для 3 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Математика» для 3 класса.

4 класс - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Русский язык» для 4 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Окружающий мир» для 4 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Литературное чтение» для 4 класса; - спецификация диагностических тестовых работ по предмету «Математика» для 4 класса.

    В разделе «ПРАКТИКА РАБОТЫ» размещено КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, разработанное в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, Примерной основной образовательной программой начального общего образования и УМК «Школа России», которым можно сопровождать работу с тетрадями серии: 1 класс

- календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 1 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по математике в 1 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 1 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению в 1 классе.

2 класс

- календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку во 2 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по математике во 2 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру во 2 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению во 2 классе.

3 класс

- календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 3 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по математике в 3 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 3 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению в 3 классе.

4 класс

- календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 4 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по математике в 4 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 4 классе; - календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению в 4 классе.

    В качестве методического пособия для педагогов рекомендуется книга Н.Б. Фоминой «Система оценки достижения планируемых результатов в начальной школе. Учимся работать с контролируемыми элементами содержания (КЭС)».

    Особенность книги состоит в том, что в ней пошагово показана деятельность педагога по составлению современного календарно-тематического планирования с использованием кодов КЭС, раскрыта методология формирования диагностических тематических и итоговых тестовых работ, рассказано о программном обеспечении сопровождения контрольно-оценочной деятельности учителя.

    См. также серию методических пособий Н.Б. Фоминой, посвященных системному подходу к оценке качества образования.

 

    Использование тетрадей дает возможность для автоматизированной обработки данных мониторинга как в программе Microsoft Excel, так и с помощью МСОКО и других автоматизированных информационных систем. По существу, это готовые контрольно-измерительные материалы для использования в АИС. Разработанный на основе кодов КЭС план каждой тематической тестовой работы позволяет оптимизировать контрольно-оценочную деятельность учителя, администрации школ.

 

Для более подробного знакомства с работой в программе автоматической обработки результатов вы можете пройти курсы повышения квалификации по формированию системы оценки качества образования педагоги могут пройти в МГПУ (Институты – Институт непрерывного образования – Дистанционное обучение – Программы повышения квалификации – Качество образования – Выбор программы – регистрация).

idfedorov.ru

КЭС и КПУ

В последние годы мониторинг предметных достижений обучаемых вновь выдвигается на передний план. Как известно, предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний и систему предметных действий, которые направлены на применение знаний. Уже достаточно давно возник вопрос: а какие именно предметные знания и действия должны проверяться? Ясный ответ на него дают Стандарты образования и Примерные образовательные программы. Как вы знаете, в них содержание представлено в двух форматах. Прямым текстом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках аттестации учеников (блок «Выпускник научится»). Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля (блок «Выпускник получит возможность научиться»).

    Другими словами, при оценке качества образования важно в первую очередь проверить, насколько ребенок усвоил опорные знания и умения по каждому из предметов. Эти знания и умения накапливаются из класса в класс.

    Как же правильно определить эти самые опорные элементы, подлежащие проверке? Как построить деятельность учителя, чтобы он осознанно при планировании своей работы и при оценке предметных результатов основное внимание уделял усвоению обучаемыми именно опорных знаний и навыков?

 Есть ли связь между планированием уроков и контрольно-оценочной деятельностью учителя начальных классов? Безусловно! Поэтому при составлении тематического (календарно-тематического) планирования по предмету главным ориентиром для педагогов начальной школы должен стать «Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся». Для начальной школы он разработан Московским центром качества образования (МЦКО). В кодификаторе по каждому предмету содержатся коды опорных (контролируемых) элементов содержания (КЭС) и коды требований к проверяемым умениям (действиям) (КПУ), достижение которых проверяется как итоговой контрольной работой в 4 классе, так и диагностическими работами всех уровней (внутришкольная оценка, муниципальный и региональный мониторинг) на протяжении обучения ребенка в начальной школе.

kopilka13.blogspot.com


Смотрите также