Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017 году что это такое


Казначейское сопровождение контрактов

Статья актуальна на 1 июля 2019

Министерство финансов предлагает обязать поставщиков открывать счета в казначействе при исполнении закупки. Пока такие поправки в 44-ФЗ обсуждают, давайте разберемся, что же такое казначейское сопровождение.

Для каких закупок сопровождение уже работает?

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017-2019 гг. регулируется постановлением от 30.12.2016 N 1552. Финансовое сопровождение применяют:

  • в гособоронзаказе по 275-ФЗ. 
  • в госзакупках с НМЦ больше 100 млн руб.

Победитель закупки и его подрядчики могут получить деньги только на отдельный счет, открытый в казначействе. Заказчик и контролеры видят всю цепочку платежей из бюджета к исполнителю и его субподрядчикам. Если на закупку распространяется казначейское сопровождение, заказчик прописывает в контракте обязанность для победителя:

  • Указать, кто станет его субподрядчиками.
  • Открыть себе и субподрядчикам счета в казначействе, на которые будут перечислять деньги из бюджета. Получать деньги на текущие банковские счета юрлица можно только в отдельно оговоренных случаях.
  • Предоставлять в казначейство документы, которые подтверждают целевые расходы (накладные, акты и т.д.).
  • Указывать в платежных и расчетных документах по закупке идентификатор госконтракта.

Заказчик вносит информацию о казначейском сопровождении в план-график, контракт и извещение о закупке.

Как работает казначейское сопровождение?

  1. У каждого территориального казначейства есть счет в Центробанке. На него заказчик перечисляет аванс победителю конкретной закупки.
  2. В свою очередь победитель закупки и его субподрядчики открывают счета в территориальных казначействах.
  3. На эти счета казначейство по запросу исполнителя переводит деньги, убедившись, что деньги расходуются на товары и работы в рамках контракта.

Во всех платежных документах от заказчика к конечному получателю денег указывают идентификатор госконтракта, по которому можно отследить, куда и на что потрачены деньги.

Разберем подробнее схему и действия поставщика по постановлению № 1552.

Открытие счета

Распорядители бюджета в течение 21 дня со дня заключения контракта выпускают нормативный правовой акт о том, какое казначейство будет сопровождать контракт и на что предназначен аванс.

Основные до­кументы­ для открытия лицевого счета в казначействе — государственный контракт и заявление юридического лица. По отзывам участников, это занимает 1-2 рабочих дня.

Оплата работ

По заявлению исполнителя казначейство перечисляет ему деньги из аванса. Деньги можно получить на открытые в казначействе счета главного подрядчика или на счета его субподрядчиков. В некоторых случаях — на их банковские счета.

Заказчик оплатит только целевые расходы, которые предусмотрены в контракте, то есть на выплату заработной платы, закупку необходимых материалов и оборудования и т.д.

Целевые деньги нельзя перечислять:

  • Как взносы в уставной фонд или имущество другого юрлица (например, «дочке» подрядчика),
  • На депозиты,
  • На банковские счета поставщика (за исключением денег на зарплату или оплату фактически выполненных работ) на банковские счета субподрядчиков (за исключением оплаты субконтрактов на коммунальные услуги, электроэнергию, авиационных и железнодорожных билетов и др.)

Переводить деньги можно по предоплате и по факту выполненных работ:

  • При предоплате поставщик приносит до­говор с подрядчиком и выставленный им счет. Казначейство его оплачивает.
  • При постоплате поставщик предоставляет документы, которые подтверждают, что товар доставлен, а работы выполнены. Эти деньги можно получить на собственные счета в банках.

До того, как потребность возникла, деньги находятся на счетах казначейства. Срок перечисления денег был указан только в постановлении № 70 — 1-2 рабочих дня. В № 1552 сроки не оговорены.

Полномочия казначейства

При сопровождении контрактов казначейство имеет право проверить:

  • Соответствие объемов исполнения контракта по документов и по факту,
  • Соблюдение предусмотренных сроков,
  • Факт поставки товара (приемку могут зафикисировать с помощью фото- и видеосъемки),
  • Соответствие цены товара его себестоимости по структуре затрат,
  • Размер прибыли на соответствие предельному размеру прибыли, установленной контрактом.

На выбор подрядчиков казначейство никак не влияет — это ответственность госзаказчиков.

Плюсы и минусы казначейского сопровождения

Сначала о рисках:

  • Чтобы получить деньги, придется оформлять дополнительный пакет документов. Каждую поставку, выполнение работ и услуги подрядчиков нужно дополнительно подтверждать. Это усложнит участие в закупках.
  • Представительств казначейства в России — около 2000, но все-таки они есть не в каждом городе. Если не будет возможности вести электронный документооборот, придется тратить время на визит в ведомство.
  • Из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в казначействе, общение с сотрудниками казначейства может быть недостаточно оперативным.

Попробуем найти хорошее в сопровождении:

  • Сопровождение повышает открытость и прозрачность исполнения контрактов. Это актуально для закупок, на которые привлекают много субподрядчиков.
  • Отпугнет недобросовестных конкурентов.
  • Гарантирует, что деньги на целевые расходы можно будет получить без отговорок со стороны заказчика «из бюджета не перечислили», «уже потратили на другие закупки» и т.д.

zakupki.kontur.ru

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2019 году

Казначейское сопровождение — это механизм усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств. Проверяют государственных заказчиков, но не всех и не всегда.

Казначейское сопровождение означает обязанность крупных получателей бюджетных денег открыть счета в Федеральном казначействе. Такой механизм предусмотрен для бюджетных средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены. Поэтому такие деньги называют «целевые средства». Реализация казначейского сопровождения в 2019 году осуществляется для случаев, которые перечислены в ч. 2 ст. 5 459-ФЗ от 29.11.2018:

  • государственных контрактов, цена которых превышает 100 миллионов рублей;
  • соглашений на предоставление субсидий или инвестиций из бюджета юридическим лицам (ст. 80 БК РФ);
  • нормативов и иных подзаконных документов, регламентирующих бюджетное субсидирование, за исключением случаев, когда заключаются отдельные соглашения на выделение субсидии;
  • договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юридических лиц в том случае, когда такие взносы выступают источником финансирования таких предприятий;
  • контрактов, заключаемых бюджетными и автономными учреждениями, цена которых установлена на уровне не ниже 100 миллионов рублей и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
  • госконтрактов, которые подписываются и являются неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся соглашений;
  • авансов по госконтрактам (кроме соглашений по государственному оборонному заказу), цена которых равна или больше 100 миллионов рублей, а также авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
  • договоров, заключенный с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения Президента РФ, а также контрактов, подписанных в рамках исполнения таких договоров с единственным поставщиком;
  • расчетов по государственным контрактам по ГОЗ на сумму более 100 миллионов рублей.

Законодательство предусматривает некоторые исключения. Они прописаны в ч. 3 ст. 5 459-ФЗ. Казначейское сопровождение контрактов в 2019 году не ведется для средств федерального бюджета, предоставляемых Внешэкономбанку и иным кредитным учреждениям для госконтрактов на покупку коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи и проч.

Казначейское обеспечение обязательств (КОО) при сопровождении Казначейством нужно в случаях, которые предусмотрены в ч. 8 ст. 5 459-ФЗ, п. 9 правил казначейского сопровождения. Например, в отношении целевых средств, которые предоставляются юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госсобственности, а также контрактам, которые заключаются в рамках их исполнения.

Такая собственность должна быть включена в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2019 год.

Казначейское обеспечение обязательств осуществляется и для субсидий, выделяемых по распоряжению Правительства РФ и госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом», а также для ситуаций, определенных в ч. 2 ст. 5 459-ФЗ. Средства для оплаты обязательств юрлиц перечисляются только после получения такого обеспечения. А осуществляется оно в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров.

Правила контроля госконтрактов

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2019 году осуществляется по правилам, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018. Этот документ поясняет, что такое казначейское сопровождение контрактов.

Для осуществления операций с целевыми средствами территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) должны открыть счет в учреждениях Центрального банка РФ для учета денег юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса.

Получатели целевых денег (подрядчики и поставщики), в свою очередь, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На них будут зачисляться и с них будут списываться деньги.

Чтобы израсходовать их с лицевого счета, организация вместе с платежным поручением на оплату предоставляет в ТОФК заключенный госконтракт, а также иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это могут быть накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура.

Перечисление целевых денег не на лицевые счета в Казначействе, а на банковские счета допускается только в определенных случаях. Например, для выполнения обязательств юридического лица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.

При казначейском контроле в госконтракты должны быть включены определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):

  • открыть лицевой счет в ТОФК для осуществления операций;
  • предоставить в орган Казначейства и государственному заказчику сведения об исполнителях (соисполнителях);
  • предоставить в ТОФК документы, предусмотренные правилами расходования целевых средств (накладных, актов и т. д.).

В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, должен быть указан идентификатор государственного контракта, казначейское сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.

Работники Казначейства, осуществляющие обеспечение госконтрактов, вправе запросить любую документацию, подтверждающую факт и объемы поставленных товаров, работ и услуг, порядок исполнения договора и целенаправленность расходования денежных средств.

Идентификатор госконтрактов

Идентификатор используется для определения контрактов и расчетов по ним. Он представляет собой 20-значный цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи в реестре и сохраняется на протяжении действия договора.

Компании, которые реализуют товары в рамках контрактной системы закупок, должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах.

Казначейский контроль в гособоронзаказе

Казначейское сопровождение государственного оборонного заказа 2019 год сделал обязательным. Правила утверждены Постановлением Правительства № 1702 от 28.12.2018.

Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по оборонному заказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по госконтрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.

Исключение предусмотрено для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны. Гособоронзаказ казначейское сопровождение исключает и для контрактов, заключенных госзаказчиками при наличии банковского сопровождения (отдельный банковский счет по 275 ФЗ) или для обеспечения:

  • органов внешней разведки — инструментами разведывательной деятельности;
  • ФСБ — инструментами контрразведывательной деятельности;
  • «Росатома» — товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами.

Все случаи, исключающие казначейское сопровождение по ГОЗ, прописаны в п. 3 ч. 3 ст. 5 459-ФЗ. Казначейство также не сопровождает договоры на поставку коммунальных услуг, услуг связи и электроэнергии и контракты, подписанные с казенными учреждениями федерального уровня по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Скачать Постановление № 1765 от 30.12.2018

Скачать

Скачать Постановление № 1702 от 28.12.2018

Скачать

Скачать Приказ Минфина № 264н от 14.12.2018

Скачать

goscontract.info

Письмо Федерального казначейства от 27 марта 2017 г. № 07-04-05/05-262 Особенности казначейского сопровождения расчетов по государственным контрактам в рамках ГОЗ”

Федеральное казначейство в целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 249 «О казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу» (далее - Постановление № 249) сообщает следующее.

1. Санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета по государственным контрактам (контрактам), заключенным в рамках государственного оборонного заказа на сумму свыше 10 млн. рублей, правоотношения по которым в части размещения заказа и заключения государственного контракта (контракта) возникли в 2017 году до вступления в силу Постановления № 249, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства (далее - органы Федерального казначейства) после проведения ими проверки соответствия содержащейся в документах, представляемых в соответствии с подпунктами 14, 15 пункта 4 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации от 17 ноября 2016 г. № 213н, информации о сроках поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и количестве товаров (объеме работ, услуг) условиям государственного контракта (контракта, договора), а также фактов поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (с использованием фото- и видеотехники при необходимости).

2. В платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, необходимо указывать идентификатор государственного контракта (контракта, договора), порядок формирования которого установлен Федеральным казначейством.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственные контракты, заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, не подлежат включению в реестр государственных контрактов.

Таким образом, формирование государственным заказчиком идентификатора по вышеуказанным государственным контрактам не требуется.

После санкционирования операций головного исполнителя (исполнителя) при осуществлении расчетов по контрактам по государственному оборонному заказу, заключенным в 2017 году на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, осуществляется перечисление средств на расчетные счета, открытые исполнителю в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, в кредитных организациях.

3. Санкционирование операций со средствами в валюте Российской Федерации, предоставляемыми головным исполнителям (исполнителям) при осуществлении расчетов на основании государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу, правоотношения по которым в части размещения заказа и заключения государственного контракта (контракта) возникли в 2017 году со дня вступления в силу Постановления № 249, осуществляется без представления головным исполнителем (исполнителем) в орган Федерального казначейства по месту обслуживания открытого головному исполнителю (исполнителю) лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса Сведений о направлении расходования целевых средств.

Для санкционирования операций головного исполнителя (исполнителя), связанных с оплатой труда, социальных выплат, иных выплат в пользу работников на счета, открытые в банке головному исполнителю (исполнителю), а также на счета, открытые в банке работникам и лицам, не состоящим в штате юридического лица, привлеченным для достижения цели, определенной при предоставлении целевых средств, головной исполнитель (исполнитель) вместе с платежным поручением на оплату операций представляет в соответствующий орган Федерального казначейства документы, подтверждающие начисление оплаты труда в рамках исполнения обязательств в соответствии с условиями государственного контракта (контракта) (сметный расчет, спецификация, расчетная ведомость (ф. 0504402), расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401)).

4. Для санкционирования операций головного исполнителя (исполнителя), связанных с оплатой начислений на оплату труда, головной исполнитель (исполнитель) представляет в соответствующий орган Федерального казначейства документы, подтверждающие начисления на оплату труда, непосредственно связанного с исполнением обязательств в соответствии с условиями государственного контракта (контракта) (расчет начисленных налогов, сборов и иных обязательных платежей).

Проведение платежей на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей осуществляется одновременно с оплатой труда работников, а также лиц, не состоящих в штате юридического лица, привлеченных в рамках исполнения обязательств в соответствии с условиями государственного контракта (контракта).

5. В соответствии с пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

Порядок отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности, утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 73н.

Учитывая изложенное, открытие отдельных счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса головным исполнителям (исполнителям) по государственным контрактам (контрактам) по государственному оборонному заказу, являющимся федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, не требуется.

Разъяснены некоторые особенности казначейского сопровождения расчетов по госконтрактам в рамках гособоронзаказа. Правила установлены постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 249. Указано следующее.

Санкционирование оплаты денежных обязательств по госконтрактам, заключенным в рамках гособоронзаказа на сумму свыше 10 млн руб., правоотношения по которым в части размещения заказа и заключения контракта возникли в 2017 г., совершается территориальными органами Федерального казначейства после проведения ими проверки соответствия содержащейся в документах информации о сроках поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и количестве товаров (объеме работ, услуг) условиям госконтракта, а также фактов поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (с использованием фото- и видеотехники при необходимости).

Формирование идентификатора по госконтрактам не требуется.

После санкционирования операций головного исполнителя (исполнителя) при проведении расчетов по контрактам, заключенным в 2017 г. на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., перечисляются средства на расчетные счета, открытые исполнителю в учреждениях ЦБ РФ, в кредитных организациях.

Санкционирование операций со средствами в валюте России, предоставляемыми головным исполнителям (исполнителям) при совершении расчетов на основании госконтрактов, правоотношения по которым возникли в 2017 г. со дня вступления в силу указанного постановления, осуществляется без предоставления сведений о направлении расходования целевых средств.

Разъяснены особенности уплаты налогов, сборов, зарплаты работникам и др.

Также отмечено, что открытие отдельных счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса головным исполнителям (исполнителям) по госконтрактам, являющимся федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, не требуется.

www.garant.ru

Казначейское сопровождение контракта: что это и когда нужно | Контур.Закупки

Казначейское сопровождение — одна из форм контроля государства за расходованием бюджетных средств. Оно осуществляется на основании постановления Правительства от 30.12.2016 № 1552. Документ поясняет суть этого понятия и порядок применения.

На какие средства распространяется

Под контроль, осуществляемый Казначейством, попадают такие расходы:

  1. Средства, переведенные по государственным контрактам, цена которых превышает 100 млн рублей.
  2. Средства на гособоронзаказ по закону № 275-ФЗ.
  3. Бюджетные инвестиции и субсидии, осуществленные на основании соглашений или правовых актов.
  4. Целевые средства бюджета, за счет которых приобретаются доли в уставном (складочном) капитале или имущество юрлиц.
  5. Средства, направленные в оплату разного рода договоров, которые были заключены в рамках исполнения государственных контрактов и соглашений.

В чем заключается сопровождение

Суть сопровождения заключается в том, что все финансовые потоки подконтрольной операции проходят через Казначейство. Применительно к закупкам это заключается в следующем:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Территориальный орган (ТО) Казначейства имеет счет в Центральном банке РФ. На него заказчик переводит исполнителю контракта аванс.
  2. Исполнитель и привлекаемые им субподрядчики открывают счета в территориальном органе Казначейства.
  3. Исполнитель запрашивает средства, а Казначейство переводит их исполнителю, предварительно убедившись, что финансы расходуются в рамках контракта.

Таким образом, все денежные потоки, за редким исключением, когда разрешено переводить средства на текущие банковские счета, проходят через ТО Казначейства.

Это лишь общее описание механизма казначейского сопровождения. В нем множество деталей и нюансов. Например, в госконтракт вносятся дополнительные положения:

  • запрет на нецелевое перечисление средств, например, в качестве вклада в уставный капитал или имущество другой организации (включая дочерние общества), на счет другого юрлица, кроме оплаты в рамках контракта;
  • обязанность исполнителя открыть себе и субподрядчикам счета в ТО Казначейства;
  • обязанность представлять в ТО Казначейства документы, которые подтвердят целевое расходование средств;
  • обязанность указывать в документах (контракте, платежках и всех остальных) идентификационный номер контракта (ИК), сформированный в порядке, установленном приказом Казначейства России от 09.01.2018 № 5н;
  • прочие положения и условия, если это определено актами Правительства России.

Для расхода денег со счета поставщик должен представить в Казначейство платежное поручение, госконтракт и иные документы, которые подтвердят обязанность расходования целевых средств — счета-фактуры, акты приема-передачи, накладные.

Перед тем как произвести оплату поставщику, ТО Казначейство проверит соответствие ИК, а также то, что срок действия казначейского обеспечения обязательств не истек.

Выводы

Итак, казначейское сопровождение — дополнительный способ контроля целевого использования бюджетных средств. Он вносит некоторые сложности в процесс взаимодействия заказчика и поставщика — необходимость открывать счета в Казначействе, предоставлять дополнительные документы, использовать идентификатор контракта. Однако это имеет положительный эффект не только для бюджета, но и для сторон контракта:

  1. Для заказчика:
    • осуществляется контроль Казначейством всей цепочки исполнителей;
    • возникает дополнительный «фильтр», отсеивающий ненадежных поставщиков.
  2. Для исполнителя плюс в том, что заказчик не сможет сослаться на отсутствие бюджетных средств и затягивать оплату.

Рекомендуем прочитать статью о проверках ФАС в сфере закупок по 44-ФЗ.

zakupki-kontur.ru

Казначейское сопровождение контрактов

В статье рассмотрим, что такое казначейское сопровождение, для каких закупок работает и каким образом.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. 

Одна из  специальных форм государственного финансового контроля — казначейское сопровождение контрактов. Механизм казначейского сопровождения используется для усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств. 

Казначейское сопровождение госконтрактов регулируется постановлением от 30.12.2016 № 1552. Этот документ поясняет, что такое казначейское сопровождение контрактов.

Какие целевые средства подлежат казначейскому сопровождению?

Казначейское сопровождение контрактов осуществляется в отношении целевых денег, которые предоставляются на основании:

  • госконтрактов на сумму более 100 млн. рублей;
  • соглашений о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций;
  • договоров о предоставлении взносов в уставный (складочный) капитал или имущество юридических лиц, источником финансового обеспечения которых они являются;
  • нормативных правовых актов, которые устанавливают порядок предоставления субсидий, но только если данными актами не предусмотрено заключение договора (соглашения) о предоставлении субсидии;
  • госконтрактов, которые заключают федеральные бюджетные или автономные учреждения на сумму более 100 млн. рублей, при этом обеспечением являются субсидии на иные цели или на капитальные вложения;
  • контрактов, договоров и соглашений, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, соглашений, контрактов учреждений.

Финансовое сопровождение обязательно и для гособоронзаказа Закону № 275-ФЗ.

Условия казначейского сопровождения контактов

Во-первых, каждое территориальное казначейство должно открыть счет в Центробанке. На этот счет заказчик будет перечислять аванс победителю конкретной закупки. В свою очередь победитель закупки и его субподрядчики открывают счета в территориальных казначействах. На эти счета казначейство по запросу исполнителя переводит деньги, убедившись, что деньги расходуются на товары и работы в рамках контракта.

Во-вторых, при казначейском сопровождении в контракте прописываются специальные условия, в частности,

  • о запрете на перечисление целевых средств в качестве взноса в уставный (складочный) капитал другого, в том числе дочернего юрлица; вклада в имущество другого в том числе дочернего юрлица; о запрете в целях размещения средств на депозиты, а также в иные фининструменты, либо на счета, открытые в банке юрлицу (исключения составляют случаи, когда речь идет об оплате обязательств юрлица в соответствии с валютным ли трудовым законодательством РФ или оплаты фактически выполненных юрлицом работ, оказанных услуг, изготовленной продукции, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства и пр.);
  • об обязанности юридического лица открыть лицевой счет в казначействе себе и субподрядчикам, на которые будут перечислять деньги из бюджета. Получать деньги на текущие банковские счета юрлица можно только в отдельно оговоренных случаях.
  • о представлении в террорганы Федерального казначейства документов, которые подтверждают целевые расходы;
  • об указании в контрактах, платежных и расчетных документах, а также в документах — основаниях идентификатора контракта (порядок формирования идентификатора контракта установлен Приказом Казначейства России от 09.01.2018 № 5н);
  • иные условия, определенные актами Правительства РФ.

В-третьих, чтобы израсходовать деньги с расчетного счета, вместе с платежным поручением необходимо представить в территориальное казначейство заключенный госконтракт, а также иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это могут быть накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура.

В-четвертых, оплата обязательств организации — исполнителя по контракту осуществляется в пределах суммы неисполненного остатка казначейского обеспечения обязательств, которая находится на открытом данной организацией лицевом счете. Террорган Федерального казначейства должен проверить в платежном поручении на оплату целевых расходов:

  1. срок действия казначейского обеспечения обязательств (переведенного Казначейского обеспечения обязательств), исполнение которого осуществляется, не истек на момент представления платежного поручения на оплату целевых расходов;
  2. соответствие идентификатора контракта.

Для заказчика несомненный «плюс» — контроль всей цепочки исполнителей сопровождаемых контрактов. Кроме того, требования к увеличивающемуся документообороту поставщика во взаимодействии с Казначейством вряд ли привлекут не вполне добросовестных поставщиков. Применение идентификатора контрактов в договорах, платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, позволяет оперативно систематизировать эти данные, повысить финансовую дисциплину сторон контракта (договора).

Оплата по таким контрактам осуществляется на основании представленных документов в регламентированные сроки. Соответственно, заказчик не может затягивать оплату, мотивировав это отсутствием перечисленных из бюджета денежных средств. 

school.kontur.ru

О казначейском сопровождении контрактов по 44-ФЗ | Контур.Закупки

Минфин внес поправки в закон 44-ФЗ, которые обяжут поставщиков в рамках госзаказа открывать счета в Казначействе. Так что, возможно, вскоре расширится перечень ситуаций, в которых необходимо казначейское сопровождение. В статье расскажем о том, что это такое, как работает и зачем нужно?

На кого распространяется казначейское сопровождение

По действующим сегодня нормам законодательства сопровождение Казначейства применяется при исполнении контрактов по гособоронзаказу (закон № 275-ФЗ). Поставщик, победивший в закупке, должен открыть счет в одном из уполномоченных банков. Все поступления в рамках контракта будут осуществляться именно на него. Это позволяет заказчику и контролирующим органам отследить цепочку платежей от бюджета до субподрядчика.

Порядок казначейского сопровождения в текущем году утвержден постановлением Правительства от 30 декабря 2016 г. № 1552. Оно же регулирует правила сопровождения на два последующих года. Распространяется этот порядок на некоторые категории госзакупок, условия которых предусматривают внесение аванса. А именно, если сумма аванса превышает 100 млн рублей и если на него нет обеспечения. Также под сопровождение попадают субконтракты с авансами, которые заключаются в рамках госконтракта с сопровождением.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Условия госконтракта с казначейским сопровождением

Госконтракты, на которые распространяется требование о сопровождении Казначейством, налагает на исполнителя дополнительные обязанности. Поставщик по такому госконтракту должен:

  • определить субподрядчиков;
  • открыть в Казначействе счета на свою компанию и на субподрядчиков;
  • предоставлять в Казначейство подтверждающие первичные документы по целевым расходам (акты, накладные);
  • указывать идентификатор госконтракта в платежных и расчетных документах.

Все получаемые в ходе исполнения госконтракта денежные средства поставщик и его подрядчики будут получать на счета в Казначействе. На свои обычные расчетные счета они смогут получить денежные средства в строго оговоренных случаях.

Суть сопровождения

Поставщик, победивший в закупке, а также субподрядчики, которые будут привлекаться в ходе исполнения контракта, открывают счета в территориальных подразделениях Казначейства. Каждое из таких подразделений имеет собственный счет в Центральном банке РФ. На эти счета переводится аванс, предусмотренный контрактом. Далее по запросу исполнителя Казначейство переводит денежные средства на счета в территориальных подразделениях (убедившись в целевом расходовании).

По специальному номеру — идентификатору контракта — отслеживается весь путь связанных с ним денежных средств. Идентификатор должен быть указан во всех расчетных документах.

Как происходит процесс

После заключения госконтракта в течение 21 дня выпускается акт о том, на какое конкретно подразделение Казначейства возложено его сопровождение. Поставщик обращается туда с государственным контрактом и собственным заявлением. В течение одного-двух рабочих дней ему открывается счет.

Предусмотренные госконтрактом суммы хранятся на счетах Казначейства. На счет, открытый исполнителю или его подрядчикам в территориальном органе, средства переводятся по запросу. При этом оплачиваются только расходы на определенные цели, которые прописаны в контракте. Например, на закупку материалов, заработную плату сотрудникам и прочие.

Полученные средства должны быть потрачены по назначению. Их нельзя положить на депозит, внести в качестве вклада в уставный капитал или имущество иной организации. Также указанные средства нельзя перевести на банковские счета подрядчика или субподрядчика, за исключением определенных целей. Так, на счет подрядчика можно перевести средства для оплаты заработной платы либо суммы, причитающиеся в качестве оплаты за исполненные работы. Субподрядчикам такие средства переводятся, например, для оплаты коммунальных услуг и на приобретение проездных документов.

Оплата может производиться как авансом, так и по факту расходов. В первом случае поставщик предъявляет договор и выставленный ему счет, а Казначейство производит его оплату. При постоплате вместе с контрактом поставщик предоставляет в Казначейство документы, которые подтверждают поставку товара, исполнение работ или оказание услуг. В этом случае средства могут быть выведены на расчетные счета.

Роль Казначейства

Казначейство занимается не только финансовым сопровождением контракта, но и выполняет контролирующие функции. Служба имеет право проверить:

  • соответствует ли объем фактически исполненных обязательств заявленному в документах;
  • соблюдены ли предусмотренные контрактом сроки;
  • был ли товар поставлен;
  • соответствует ли фактический размер прибыли указанному в контракте;
  • соответствует ли цена товара его себестоимости.

Что может измениться для заказчика

Итак, пока казначейское сопровождение — удел лишь части закупок. Но если законопроект, который мы упомянули в начале статьи, будет принят, это может стать заботой каждого поставщика, участвующего в госзакупках. Правда, из проекта закона непонятно, на кого будут распространяться его требования. Возможно, под них попадут наиболее крупные и/или стратегически важные закупки. Тем не менее со временем казначейское сопровождение, скорее всего, будет распространено на большинство закупок.

Понятно, что новые требования будут связаны с дополнительной нагрузкой на поставщика. А именно, увеличится документооборот, ведь чтобы получить денежные средства, нужно будет подтверждать расходы. Кроме того, для многих территориальных подразделений Казначейства сопровождение контрактов пока процесс не слишком хорошо отработанный, поэтому у поставщиков могут быть сложности в процессе взаимодействия со службой. К тому же представительства Казначейства распространены не так повсеместно, поэтому поставщикам из небольших населенных пунктов придется тратить дополнительное время на поездки. Хотя решением последней проблемы может стать электронный документооборот.

Будет ли положительный эффект от казначейского сопровождения для поставщиков? На первый взгляд, плюсов можно насчитать целых три. Во-первых, снизится конкуренция. Некоторых участников, в особенности недобросовестных, новые правила попросту отпугнут. Во-вторых, целевые расходы будут оплачиваться безо всяких отговорок. Если сегодня заказчик может посетовать на то, что деньги еще не перечислены из бюджета, то при казначейском сопровождении это исключено. В-третьих, исполнение контракта станет более прозрачным. Если поставщик привлекает множество субподрядчиков, то зачастую отслеживать процесс исполнения контракта непросто. Введение казначейского сопровождения должно существенно улучшить эту ситуацию.

zakupki-kontur.ru


Смотрите также