Градостроительный регламент что это такое


ГрК РФ Статья 36. Градостроительный регламент / КонсультантПлюс

1. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

2. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;

4) видов территориальных зон;

5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

3. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

4. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в границах территорий общего пользования;

3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.

(п. 4 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ)

5. Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. До установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Разрешенное использование земельных участков особо охраняемой природной территории, которая полностью или частично расположена в границах земель лесного фонда, устанавливается положением об особо охраняемой природной территории (ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ).

7. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами. Использование земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяется соответственно лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с лесным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях.

(в ред. Федеральных законов от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

9. Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

10. В случае, если использование указанных в части 8 настоящей статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.

Открыть полный текст документа

www.consultant.ru

Что определяет градостроительный регламент на участок земли

С появлением Градостроительного кодекса РФ в 1998 г. появилась и большая часть понятий и правил по застройке территориальных зон, которые определены законодательством. Каждая строительная компания первым делом обязана изучить градостроительный регламент.

Понятие градостроительного регламента

Застройщику достаточно изучить градостроительный регламент, чтобы знать:

  • что такое градостроительный регламент;
  • что определяет градостроительный регламент;
  • что лежит в его основе;
  • для каких территорий он предусмотрен.

Исходя из полученных данных, потенциальный застройщик без труда определит целесообразность выбора конкретного земельного участка.

Понятие, что такое градостроительный регламент, часто формируют сложными терминами. Простым языком, это список того, что можно делать на конкретном участке земли и какие требования предъявляются к конечному результату при застройке. Если на нём уже имеется возведённый объект, то и он должен соответствовать установленным ограничениям и правилам.

Основной упор градостроительный регламент делает на виды разрешённого использования земель, делящиеся на:

  1. Основные, вытекающие из права на землю и с соблюдением всех норм безопасности.
  2. Вспомогательные, возникающие при реализации на участке первого вида пользования.
  3. Условное пользование, присваиваемое правообладателю уполномоченной комиссией после открытых слушаний.

То есть регламент предусматривает все возможные способы использования в рамках одного участка.

Интересно, что градостроительный план не запрещает перевод земли из одной категории разрешённого использования в другую. Данный вопрос также находится в ведении регламента.

Указанный перевод будет актуальным, если размеры территории из первой категории можно увеличить территорией из последней. Важным становится правильное определение предельных размеров земельных зон в зависимости от вида пользования.

Законодательство закрепило следующие определения:

  1. Возможные размеры участков, включая минимумы и максимумы.
  2. Расстояния для отступов от границ участков при возведении строений.
  3. Вид, этажность и габариты возводимого здания или дома.
  4. Соотношение между количеством размещаемых строений на квадратуру участка.

То есть несложно понять, что определяет градостроительный регламент правила застройки, являясь составной частью генерального плана развития территорий.

Важно сказать, что именно правила застройки определяют возможности муниципалитета при выделении конкретных территорий.

Действие градостроительного регламента охватывает земли и объекты на них в пределах установленных границ, в конкретной зоне города,отражённой на карте. Его соблюдение обязательно для всех собственников и инвесторов, включая нормы безопасности для уже существующих объектов.

Охват больших территорий градостроительным регламентом не означает, что он применим на всех территориях. Законодательство чётко оговаривает, на что именно распространяется его действие, это значит что любые работы, проводимые в зонах, не попадающих под регламент, регулируется другими правилами.

На что распространяется и не распространяется градостроительный регламент

ГК РФ чётко определяет все зоны, которые находятся под действием градостроительного регламента, но в нём определены и зоны, которые не попадают под этот контроль.

К таким зонам относятся:

  • в границах территории, на которых расположены памятники культурного наследия, официально имеющие такой статус. Информация доступна в открытом виде на сайте Росреестра;
  • в границах расположения вновь выявленных объектов культурного наследия. Все возможные действия с такими территориями регламентированы законодательством в сфере охраны памятников;
  • территории для общего пользования;
  • участки, на которых расположены коммуникации;
  • территории в лесной и водоохранной зонах;
  • земли, отнесённые к категории запасов;
  • территории с особым режимом охраны, кроме курортных и оздоровительных;
  • земли с сельхоз назначением.

Все перечисленные территории наносятся на карту в своих границах в соответствии с зонами своего расположения.

Отдельно можно отметить, что правила пользования для исторически значимых, оздоровительных, курортных и особых территорий определяются по законодательству РФ, а регулирующим органом является федеральная, региональная или местная власть.

Если такие объекты используются в таком виде, которые не соответствует имеющимся нормам, сроки приведения их в должное состояние не оговариваются. Особенно когда это не угрожает окружающей среде и здоровью и жизни людей.

Реконструкция таких объектов допускается после при условии их соответствия установленным регламентам, в противном случае их приводят в надлежащий порядок. Дальнейшая эксплуатация может быть запрещена, если это небезопасно для окружающих.

Особенности градостроительного плана

Отмечается, что в зависимости от расположения объекта градостроительный регламент имеет разную направленность:

  1. Целевой характер определяет допустимые правила пользования территориальных зон, определённых генеральным планом города. Такая направленность означает однородность возводимых объектов и способ их эксплуатации. Легче всего это понимается так: в промышленной зоне допускается возведение объектов производства, в жилой зоне – домов.
  2. Ограничительная направленность ориентирована на конкретную местность и учитывает её особенности.

Как отмечалось, применение регламента в разных зонах города отличается. Правильно определить нужный регламент поможет понимание класса территории, на которой находится участок.

Генеральный план определяет зоны:

  • жилые зоны, на которых располагаются дома разной этажности и габаритов. В таких зонах разрешены строительство социально значимых объектов и объектов обслуживания и обеспечения нормальной жизни населения;
  • зоны с общественно-деловой направленностью, предназначенные для строительства офисов, объектов коммерции и бизнеса. В таких зонах могут располагаться и социальные объекты;
  • промышленные зоны в основной своей массе содержат объекты производства, склады и прочие помещения, не предназначенные для иной деятельности;
  • территории сельхоз назначения. В городских пределах чаще всего это небольшие наделы, а вся деятельность ведётся с соблюдением ограничений.

Прочие территории могут выступать как часть особых зон, с иным режимом пользования, что обязывает быть особенно внимательным при выборе участка для возведения объекта.

Для учёта всех особенностей использования разных зон на территории города или поселения и формируется градостроительный регламент. При его формировании учитывается много факторов.

Формирование градостроительного регламента

При формировании градостроительного регламента учитываются:

  1. Фактическое использование территории в рамках отдельных зон.
  2. Возможности для сочетания территорий с разными функционалами и назначением.
  3. Возможности для развития.
  4. Тип зоны, для которой определён регламент.

Соответствие принятых норм федеральному законодательству обязательно. Градостроительный регламент распространяет своё действие на все объекты зоны в равной степени, и соблюдение его правил обязательно для всех хозяйствующих субъектов.

Регламент закладывает основополагающие моменты регулирования пользованием земельными участками и объектами на них в границах территории в определённой зоне:

  • при смене статуса разрешённого пользования участком организовываются открытые слушания;
  • содержит данные о планировании местности органами, в ведомстве которых находится участок;
  • отражает порядок работ по застройке и пользования землёй;
  • из регламента можно уточнить обо всех внесённых изменениях в акты;
  • при возникновении споров является источником для их разрешения.

То есть градостроительный регламент определяет взаимоотношения всех пользователей земельных участков при возникновении споров и разногласий.

В остальном он определяет правила использования выделенной собственнику или инвестору территорией.

Изменение вида разрешённого использования

Рост объёмов строительства требует вовлечения новых участков. После определения территории для застройки собственник обязан выяснить вид разрешённого использования.

Процедура проста:

  1. Подаётся заявление о предоставлении информации в орган власти, к которому относится территория.
  2. Орган, получивший запрос, готовит необходимую документацию.
  3. Заявитель получает запрошенную документацию.

После изучения полученной информации определяется необходимость в изменении разрешённого вида использования.

Для этого предусмотрено две схемы:

  1. Перевод земли из одной категории в другую в соответствии нормам закона №172-ФЗ, имеется в виду, когда земли сельхоз назначения переводят в категорию промышленных зон.
  2. Без изменения категории земель в соответствии с градостроительным кодексом, наиболее востребованный способ.

В последнем случае вид разрешённого использования определяется законодательством, и у заявителя есть только возможность выбирать из предоставленного перечня. Этот вариант изменения способов использования территории легче, но имеет свои особенности.

Изменение вида разрешённого использования без изменения категории земель – порядок

При изменении вида использования соблюдают правила:

  • внесение изменений возможно только в рамках,разрешённых градостроительным регламентом, установленным для той зоны, составной частью которой является территория, указываемая в заявлении;
  • прошение об изменении вида разрешённого использования подаётся только в местный орган управления, формирующий комиссию по его рассмотрению;
  • принятие решения по изменению осуществляется после проведения открытых слушаний с участием заинтересованных граждан;
  • участвовавшие в слушаниях могут вносить свои коррективы, а окончательное решение подлежит публикации;
  • итогом работы комиссии по рассмотрению заявления об изменении вида разрешённого использования является удовлетворения заявления или отказ в нём.

Перечисленные условия обязательны для исполнения, в противном случае несоблюдение будет считаться нарушением.

Осуществление изменения вида использования участка или территории, к заявлению прикладывают:

  1. Обращение на имя главы местной администрации.
  2. Документ, удостоверяющий личность.
  3. Выписки из регистрирующих органов, если заявитель ИП или юридическое лицо.
  4. Проектная документация, содержащая информацию об участке и соседях.
  5. Документация из органа кадастрового учёта по форме КВ.1, КВ.2, КВ.3.
  6. Документация по зонированию и застройке территории, прошедшая процедуру утверждения.
  7. Согласие соседей.
  8. Декларация на участок земли.

Важно, если заявитель – доверенное лицо, прикладывается документ, дающий право на совершение всех действий. Когда территория находится в аренде, необходимо разрешение от собственника.

Требования к заявлению и декларации

При изменении вида разрешённого использования заявительные документы имеют установленную форму. Их содержание установлено регламентами.

При составлении заявления нужно указать:

  1. Обязательства о соблюдении норм законодательства.
  2. Реквизиты и информацию об участке.
  3. Ссылка на категорию земель, в которую входит земля.
  4. Реквизиты документов, подтверждающих права.

Текс заявления должен отражать причины перевода и его необходимость. Хотя закон и не обязывает этого делать, для органов, рассматривающих прошение, подробная информация может стать залогом надёжности заявителя.

К декларации на землю предъявляются менее строгие правила.

Она должна отражать:

  • реквизиты органа, в который подаётся документ;
  • реквизиты заявителя, включая документ удостоверяющий личность;
  • краткую информацию об участке;
  • прошение о внесении в кадастровые записи изменений о виде разрешённого использования;
  • информация о наличии согласия соседей;
  • заверяющая подпись, её расшифровка и дата.

Корректно составленные заявления избавят от замечаний и приостановок.

Вся подготовленная документация передаётся по назначению одним из способов:

  • отправление через почту;
  • личное посещение.

При подаче документов самостоятельно выдаётся расписка. Процедура рассмотрения занимает до двух месяцев. Оплата госпошлины не требуется.Важно отметить, в зависимости от сложности сроки выполнения работ могут составить до пяти месяцев.

Работы по изменению вида разрешённого использования предусматривают:

  • определение соответствия имеющейся документации нормам законодательства;
  • при необходимости выделение границ территории;
  • постановка участка на кадастровый учёт;
  • сбор пакета документов для подачи на рассмотрение;
  • рассмотрение комиссией вопроса об изменении вида использования;
  • внесение информации в записи Росреестра о новом статусе участка.

Все работы можно считать завершёнными после получения выписки из ЕГРН с изменённой информацией и кадастровой документации.

Очень важно соблюдение на всех этапах работ норм законодательства. Нарушения, выявленные на предыдущих этапах, делают незаконными все дальнейшие действия. Итогом станет отказ в изменении вида использования.

Изменение вида разрешённого использования через изменение категории земель

Перевод земли из одно категории в другую довольно сложный и поэтапный процесс.

Этапы перевода:

  1. Подача прошения о переводе участка земли с приложением пакета документов.
  2. Рассмотрение прошения с вынесением решения, фиксируемое в акте.
  3. Получение решения заявителем.

В теории все довольно просто, всего три действия. Однако на практике всё может осложниться простой нехваткой какого-либо документа или подписи на нём.

Приступая к практической части, трудности начинаются с пакета документов:

  1. Необходимо получить выписку, из кадастровой палаты содержащую сведения об участке.
  2. Документ, удостоверяющий личность.
  3. Если заявитель ИП или юридическое лицо, то соответствующая выписка из единого реестра.
  4. Выписка из ЕГРН на участок.
  5. Разрешающий документ от экологов, если в этом есть необходимость.
  6. Документ от собственника земли с его согласием на перевод.
  7. Данные о потерях для производства, при необходимости.

Дополнительно нужно иметь копии перечисленных бумаг.

Перечень дополнительных документов зависит от того, из какой категории земли переводятся, то есть:

  • разрешение от федерального лесного хозяйства, с актом по выбору участка;
  • документ об обследовании территории техническими методами;
  • данные о потерях;
  • проекция размещения участка на территории лесного фонда на бумажном носителе;
  • документ, подтверждающий отсутствие полезных ископаемых на переводимом участке;
  • разрешение от экологов;
  • проект акта Правительства Российской Федерации о переводе.

Заявление и документация могут рассматриваться до трёх месяцев, если иное не предусмотрено законом.

После принятия решения итоговый документ, направляемый заявителю, содержит:

  • информацию об основаниях для удовлетворения прошения;
  • параметры участка и его кадастровый номер;
  • информацию о категории земли, из которой участок выводится;
  • новый статус участка.

Важно знать, что принятое решение бессрочно. В случае несогласия с полученным результатом лицо, подававшее прошение, имеет право обжаловать его в судебном порядке.

Отказ в изменении вида разрешённого использования

По заявлению об изменении вида разрешённого использования выносят не только положительные решения, но и отрицательные. Отказ должен быть обоснованным. Заявитель получает уведомление с отказом, который содержит подробную информацию о причинах такого решения.

Среди оснований выделяют:

  • недостаточность поданных документов;
  • ошибки в оформлении документации;
  • использование участка земли не по назначению.

Необоснованность принятого решения является поводом для обращения в суд.

Необходимо написать заявление на имя судебного органа и с указанием личных данных заявителя. В нём указывают подробно сложившуюся ситуацию, доказывающие факты и документы, с их перечислением в качестве приложения. Копию иска направляют ответчику почтой или лично. Изменение вида использования осуществляют по решению суда с последующим внесением необходимых записей в регистрирующий орган.

Нарушение градостроительного регламента

Градостроительный регламент даёт широкие возможности всем, кто использует получаемые земли сообразно зонам, к которым они относятся. По мере необходимости законодатели предусмотрели возможности и для изменения видов разрешённого использования. Однако случаи нарушения градостроительного регламента – распространённая проблема.

В качестве наказания предусмотрены:

  1. Дисциплинарная ответственность, предусмотренная для чиновников и лиц, наделённых властью.
  2. Административная ответственность направлена на наказание за нарушения регламента как физическими, так и юридическими лицами.

Вид ответственности зависит от степени тяжести деяния.

В зависимости от тяжести преступления наказание назначается в виде:

  • штраф;
  • арест;
  • исправительные работы;
  • отбывание наказания.

Независимо от решения суда виновник не освобождается от необходимости возмещения причинённого ущерба.

Правила землепользования и застройки как основа градостроительного регламента

При определении вида нарушения основой для градостроительного регламента становятся правила землепользования и застройки. Регламент могут нарушить не только пользователи земельных участков, но и составители правил землепользования и застройки.

Нарушения могут выражаться в следующем:

  1. Путём установления правил, не соответствующих целям, для которых участок был выделен.
  2. Отнесение участка к нескольким зонам одновременно.
  3. Установление ограничения пользования участком, отнеся его к охраняемым территориям, о чём ранее не сообщалось.
  4. Препятствование рентабельности строительства путём установления вида разрешённого строительства.

Такого рода нарушения можно оспаривать во время открытых слушаний до принятия решения о правилах землепользования и застройки.

Касаемо застройщиков наиболее частые нарушения наблюдаются при соблюдении норм отступов по границам участка. Наличие и тяжесть нарушений определяет только суд на основании документации, подаваемой спорящими сторонами. В качестве истца может выступать и местная администрация, усмотревшая, к примеру, нецелевое использование выделенного участка.

Взаимосвязь градостроительного регламента и правил землепользования и застройки в том, что первые распространяют своё действие на конкретные зоны, а вторые на участки внутри зон. Формирование правил осуществляется специальной комиссией после того, как глава местного органа власти принимает решение о необходимости их разработки.

Зачем нужны правила землепользования и застройки

Правила землепользования и застройки определяют контуры участков с учётом:

  • совместимости использования соседствующих территорий;
  • вида использования и перспективы развития;
  • изменения вида разрешённого использования прочих территории в зоне нахождения участка;
  • реальных возможностей для использования;
  • дальнейшего расширения или уменьшения границ;
  • недопущения любого вида вреда соседствующим собственником;
  • нахождения рядом особо охраняемых объектов культуры и истории.

Исходя из приведённого перечня, можно провести аналогию с регламентом. Однако схожесть прослеживается и в процедуре принятия решений, а именно через публичные слушания.

Цель открытых слушаний:

  1. Предоставление полной информации о действиях местных органов власти по вопросам землепользования и застройки и учёта прав и мнения физических и юридических лиц, имеющих права собственности на участки в пределах конкретной зоны.
  2. Недопущение нарушения прав и любого вида ущерба лицам, соседствующим с участком, на которое запрашивается разрешение на застройку.

Открытые слушания носят назидательный и воспитательный характер.

Путём открытых слушаний решаются вопросы:

  • утверждение правил;
  • вопросы, связанные с согласованием отклонений от норм градостроительного регламента, строительных и земельных норм;
  • по планировке земельных участков.

Все принимаемые решения публикуются в открытых источниках. С течением времени правила подлежат изменению и коррекции для их соответствия текущему законодательств и времени.

Необходимость изменений обуславливается:

  1. Несоответствиями законодательных актов федерального и местного уровня.
  2. Необходимость включения дополнительных пунктов.
  3. Изменения границ зон и как следствие градостроительных регламентов.

Градостроительный план неразрывно связан с правилами землепользования и застройки. Изменения в одних ведут к корректировке других, являясь составной частью градостроительного кодекса.

Правила землепользования и застройки являются нормативно правовым актом, который разрабатывается местными органами власти, и уже на его основе вводятся градостроительные регламенты. Несмотря на то, что правила определяют, как используются или изменяются строительные объекты, градостроительный регламент определяет правовой характер взаимодействия всех заинтересованных лиц.

Стоит отметить публичность обоих видов документов. Хотя градостроительный регламент открытым можно назвать только в части работы комиссии при изменении вида разрешённого использования земель.

zhiloepravo.com

Статья 36. Градостроительный регламент | ГАРАНТ

Статья 36. Градостроительный регламент

1. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

2. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;

4) видов территориальных зон;

5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

3. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

4. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

2) в границах территорий общего пользования;

4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.

5. Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Статья 36 дополнена частью 6.1 с 11 августа 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

6.1. До установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством.

7. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами. Использование земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяется соответственно лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с лесным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях.

8. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

9. Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

10. В случае, если использование указанных в части 8 настоящей статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.

base.garant.ru

Градостроительный регламент - это... Что такое Градостроительный регламент?

  • Градостроительный регламент — совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ — совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов… …   Экологический словарь

  • ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ — совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов… …   Юридический словарь

  • ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ — Совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов… …   Словарь бизнес-терминов

  • Градостроительный регламент — в законодательстве РФ о градостроительстве совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, др …   Энциклопедия права

  • ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и… …   Юридическая энциклопедия

  • Градостроительный регламент — 9) градостроительный регламент устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в… …   Официальная терминология

  • градостроительный регламент — совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов… …   Строительный словарь

  • градостроительный регламент — совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов… …   Большой юридический словарь

  • Градостроительный регламент — Совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов… …   Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

dic.academic.ru

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ - это... Что такое ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ?

  • Градостроительный регламент — совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Градостроительный регламент — – устанавливаемые правилами землепользования и застройки в пределах границ соответствующей территориальной зоны: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (напр. жилые дома, объекты торговли и… …   Википедия

  • ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ — совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов… …   Экологический словарь

  • ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ — Совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов… …   Словарь бизнес-терминов

  • Градостроительный регламент — в законодательстве РФ о градостроительстве совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, др …   Энциклопедия права

  • ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и… …   Юридическая энциклопедия

  • Градостроительный регламент — 9) градостроительный регламент устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в… …   Официальная терминология

  • градостроительный регламент — совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов… …   Строительный словарь

  • градостроительный регламент — совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов… …   Большой юридический словарь

  • Градостроительный регламент — Совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов… …   Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

dic.academic.ru

Градостроительный регламент не распространяется. Что такое градостроительные регламенты

Градостроительный регламент устанавливает правовой режим для выделенных наделов, для всего, что находится над и под их поверхностями и используется для застройки и последующей эксплуатации объектов капстроительства. При его создании учитывается ряд условий. Рассмотрим далее, что собой представляет градостроительный регламент.

Условия

Градостроительный регламент формируется с учетом:

  1. Фактической эксплуатации наделов и объектов капстроительства.
  2. Возможности сочетать в границах одной зоны разные виды планируемого и существующего использования территории и сооружений.
  3. Функциональных частей местности и характеристик их предполагаемого развития, которые определены в документах МО.
  4. Типов территориальных зон.
  5. Законодательных требований к охране культурно-исторических и прочих защищенных нормами объектов.

Действие нормативных актов

В законодательстве определяются зоны градостроительного регламента. Действие нормативов распространяется на все наделы и объекты капстроительства, которые расположены в пределах района, обозначенного на соответствующей карте. Градостроительный регламент территориальной зоны не охватывает:

  1. Районы, в которых располагаются ансамбли и памятники, относящиеся к объектам культурно-исторического наследия народов РФ, в том числе вновь выявленные, решения о параметрах реставрации, воссоздания, консервации, приспособлении, ремонта, режиме содержания которых утверждаются в порядке, предусмотренном соответствующими законодательными документами.
  2. Районы общественного использования.
  3. Места расположения линейных объектов.

Кроме этого, административный регламент градостроительного плана не распространяется на:

  1. Лесной и водный фонды.
  2. Территории запаса.
  3. Сельскохозяйственные угодья.
  4. Особо охраняемые районы. Исключением являются земли курортов и лечебно-оздоровительных местностей.

Особые случаи

Правила землепользования и застройки (градостроительный регламент) для исторических поселений, оздоровительно-лечебных, достопримечательных и курортных мест с особыми условиями эксплуатации определяются по законодательству РФ. Уполномоченными субъектами в этих случаях являются органы государственной, региональной или местной власти. Наделы или объекты капстроительства, разрешенное использование, предельные параметры и размеры которых отличаются от приведенных в положениях регламента, могут эксплуатироваться без определения сроков приведения в соответствие. Исключением являются случаи, когда это может быть опасно для здоровья или жизни людей, окружающей среды или культурных памятников.

Реконструкция

Для объектов капстроительства, указанных в предыдущем абзаце, такая процедура может проводиться только после приведения их в соответствие с положениями либо уменьшением несоответствия. Допускается изменение вида разрешенного использования участков, отличающихся от параметров, определенных в регламенте. Это осуществляется исключительно приведением в соответствие указанных наделов положениям нормативного документа. Если эксплуатация участков и объектов продолжается и создает угрозу для жизни/здоровья населения, негативно влияет на окружающую среду и культурные памятники, на дальнейшее их использование может накладываться запрет согласно действующему законодательству.

Классификация

Существуют следующие виды градостроительных регламентов:

  1. Целевой. В таких нормативных документах перечисляются все варианты допустимой эксплуатации местности, которые исходят из функционального назначения конкретной части. Оно, в свою очередь, определяется в соответствии со сложившейся ситуацией либо генеральным планом. Как правило, эти установки совпадают. Из этого следует, что на местности одного типа распространяется один градостроительный регламент. На земельный участок, расположенный, например, в одной части населенного пункта, и на надел, находящийся в другой его части, распространяются, таким образом, одинаковые нормы. Варианты эксплуатации относятся в таком документе к идеальным условиям. Имеется в виду, что территориальная зона освобождена от любых ограничений. В действительности, любая местность находится под влиянием одного либо нескольких факторов, которыми устанавливаются определенные пределы градостроительной деятельности.
  2. Ограничительный. Такой градостроительный регламент выступает как дополнение к целевым нормативным документам. Они обуславливаются ограничениями антропогенного и природного характера. Такие регламенты привязываются к конкретным местностям.

В ограничительных документах определено 2 степени разрешения на эксплуатацию:

  1. Запрещена безусловно.
  2. Разрешена при условии выполнения комплекса мероприятий, направленных на нейтрализацию действия ограничений, или соблюдения ряда требований.

Правила землепользования и застройки

Градостроительный регламент является их неотъемлемым элементом. Кроме него, в них также включаются:

  • Порядок, в соответствии с которым допускается вносить изменения и применять положения.
  • Карта зонирования.

Нормативный порядок необходим для:

  • Формирования условий для обеспечения устойчивого развития муниципального образования, сохранения культурно-исторических объектов и окружающей среды.
  • Охраны законных интересов и прав юридических и физических лиц, в числе которых и правообладатели объектов капстроительства и наделов.
  • Формирования условий для планирования территории МО.
  • Усиления инвестиционной привлекательности, в том числе посредством предоставления возможности выбрать максимально подходящие варианты эксплуатации наделов и объектов капстроительства.

Ключевые положения

Градостроительные регламенты землепользования и застройки содержат информацию о:

  • Проведении публичных слушаний.
  • Подготовке документов по планированию местности территориальными органами власти.
  • Порядке регулирования застройки и землепользования структурами муниципального управления.
  • Внесении изменений в нормативные акты.
  • Регулировании прочих отраслевых вопросов.

Карта

На схеме градостроительного зонирования определяются границы размещения территориальных зон. Они должны соответствовать требованиям принадлежности каждого надела определенной местности. Не допускается образование одного участка из нескольких, находящихся в разных зонах. На карте в обязательном порядке отображаются пределы местностей с особым порядком их эксплуатации, а также районов, где располагаются культурно-исторические объекты.

Разделение местности

В процессе градостроительного зонирования могут выделяться следующие зоны:

  • Жилые.
  • Производственные.
  • Общественно-деловые.
  • Транспортно-инфраструктурные.
  • Сельскохозяйственного назначения.
  • Особо охраняемых территорий.
  • Специального назначения.
  • Размещения объектов военной инфраструктуры и так далее.

Жилые массивы

  • Малоэтажных домов.
  • Среднеэтажных сооружений.
  • Многоэтажных домов и прочих видов.

В жилых массивах разрешено размещение пристроенных, встроенных либо стоящих отдельно объектов:

  • коммунально-бытового или социального назначения;
  • здравоохранения;
  • образования (ДОУ, школы);
  • культового назначения;
  • для транспорта, в том числе гаражей;
  • связанных с проживанием людей и не влияющих негативным образом на окружающую среду.

Общественно-деловое пространство

В него могут входить зоны:

  • Коммерческого, общественного, офисного назначения.
  • Размещения объектов коммунально-бытовой или социальной сферы.
  • Обслуживания сооружений, необходимых для ведения предпринимательской и производственной деятельности и проч.

Общественно-деловая зона предназначена для размещения различных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения. В список сооружений, которые могут в ней находиться, могут входить гостиницы, жилые дома, многоэтажные и подземные гаражи.

Производственные и инженерно-транспортные местности

В их составе могут присутствовать зоны:

  • Размещения складских и коммунальных объектов, ЖКХ, транспорта и оптовой торговли.
  • Расположения производственных сооружений с разными нормативами влияния на окружающую среду и прочее.

При размещении объектов в пределах указанных территорий должны определяться границы санитарно-защитных зон согласно требованиям технических регламентов.

Сельскохозяйственные местности

В их состав могут входить зоны:

  • Сельскохозяйственных угодий. К ним относят пашни, залежи, пастбища, сенокосы, территории, занятые многолетними культурами (виноградники, сады и проч.).
  • На которых располагаются объекты сельскохозяйственного назначения и предназначенные для с/х деятельности, садоводства, огородничества, ЛПХ и проч.

Как правило, такие местности находятся за пределами населенных пунктов. Это обуславливается их большой площадью, а также спецификой самой деятельности, осуществляемой в их границах. Однако такие зоны могут включаться в состав территорий, находящихся в пределах населенных пунктов. В этом случае, как правило, они не занимают больших площадей. А сельскохозяйственная деятельность ведется с некоторыми ограничениями и не имеет больших масштабов. Речь, в частности, идет о небольших садах, огородах, виноградниках и проч.

Другие местности

В составе рекреационных зон могут присутствовать местности, занятые скверами, городскими лесами, парками, садами, озерами, прудами, водохранилищами, пляжами. К ним также относятся районы, предназначенные для туризма, отдыха, занятия физкультурой и спортом. При этом последние могут находиться в границах других территорий. К особо охраняемым местностям могут относиться районы, имеющие особое научное, природоохранное, эстетическое, историко-культурное, оздоровительное, рекреационное или иное ценное значение. В составе специальных территорий присутствуют скотомогильники, крематории, кладбища, свалки отходов и прочие объекты, размещение которых не допускается в других местностях. Кроме указанного пространственного деления, органы местной власти могут определить и иные категории. При зонировании учитывается функциональное назначение, специфика использования объектов капстроительства и участков. Данная процедура имеет ключевое практическое значение при распределении наделов на местности.

Регламент: градостроительный план земельного участка

ГПЗУ представляет собой специализированный документ, исполняющий информационную функцию. В нем приводятся сведения обо всех характеристиках участка, предназначенного для застройки. Кроме этого, в документ вносятся все ограничения, предусмотренные для данного надела. Воспроизведение имеющейся информации - основная задача, которую выполняет градостроительный план. Регламент формулирует нормативные положения, параметры и прочее, а ГПЗУ их отражает применительно к конкретному наделу.

Назначение

ГПЗУ необходим для:

  1. Создания проектной документации на реконструкцию или возведение объекта капстроительства.
  2. Получения разрешения на сооружение здания.
  3. Выдачи документа на ввод постройки в эксплуатацию.

В последнем случае исключениями являются объекты ИЖС, предусмотренные в ФЗ № 20.

Структура

В градостроительном плане земельного участка должны указываться:

  1. Границы надела.
  2. Пределы зон действия сервитутов (публичных).
  3. Минимальные расстояния от границ надела. Такие отступы необходимы для определения мест, за пределами которых не допускается размещение сооружений, зданий.
  4. Сведения о допустимом виде использования участка.
  5. Требования к параметрам, назначению, размещению объекта на данном наделе. Эта информация указывается, если градостроительный регламент на земельный участок не распространяется.
  6. Сведения о находящихся на наделе культурно-исторических объектах и иных сооружениях.
  7. Информация о техусловиях подключения сооружений к инженерно-коммуникационным системам.
  8. Границы территории предполагаемого размещения объектов капстроительства для муниципальных/государственных нужд.
  9. Сведения о возможности/невозможности разделить надел.

Если на объект распространяется градостроительный регламент, в ГПЗУ должны присутствовать сведения о нем.

Порядок подготовки и выдачи ГПЗУ

Формирование плана осуществляется в составе межевого проекта либо в качестве отдельного документа. Подготовку и выдачу выполняют по заявлению пользователя, собственника или другого заинтересованного лица. Формирование или предоставление ГПЗУ выступает в качестве обязанности служащего уполномоченного органа. При этом не имеют значения цели запроса. Не осуществляется истребование каких-либо документов, кроме тех, по которым идентифицируется личность заявителя. При обращении заинтересованного лица в уполномоченный орган для получения ГПЗУ публичные слушания не проводятся. Компетентная структура должна в течение 30 дней с даты поступления запроса подготовить и утвердить ГПЗУ. План предоставляется заявителю бесплатно.

Градостроительный регламент – это нормы, которые включаются в Градостроительный план земельного участка, устанавливающие правила пользования участком и находящимися на нем строительными объектами.

Существует несколько нормативно-правовых актов, которые устанавливают Градостроительный регламент:

  1. Генеральный план Москвы. Документ, который утверждается Президентом РФ на каждый год. Он содержит подробнейшую карту города и его окрестностей, в нем отражены все дома и сооружения, все красные линии, общественные и частные владения. Также в генплане утверждаются все будущие объекты капитального строительства.
  2. Межевой план земельного участка. Это документ, который содержит все данные об участке. Он включает текстовую часть, а также графическую часть. Графическая часть представляет собой геодезическую схему, чертеж участка и строительства, имеющегося на нем. Текстовая часть содержит кадастровые сведения о различных изменениях, производимых на участке, заключения инженеров и акты согласования границ участка.
  3. Проект планировки территории. Документ, который разрабатывается одновременно с межевым планом и отражает существующие объекты на участке, а также объекты, которые только планируется взводить. В отличие от Генплана, содержит более подробные сведения и прорисовки деталей, таких как инфраструктурные линии, характеристики зоны планируемых расположений.
  4. Правила пользования земельным участком. Правила пользования ЗУ устанавливают ряд ограничений, которым подвержен участок при возведении строительства. Например, высоту и ширину зданий, количество максимальных возведений, в зависимости от вида разрешенного использования и т.д. Тут же прописываются права и обязанности собственников участков,
  5. Постановление Правительства Москвы об утверждении особых режимов использования земель. В этом законодательном акте устанавливаются такие зоны, как охранные, санитарно- эпидемиологические, зоны культурного наследия, водоохранные зоны и заповедные зоны, и прочее. Включает в себя схемы особых режимов использования. Градостроительный регламент этот акт регулирует для того, чтобы можно было с достоверностью определить, входит ли в какую-либо из зон земельный участок, и если входит, определить насколько можно его застраивать и можно ли вообще.

В общем виде Градостроительный регламент представляет собой выдержки из всех этих нормативно-правовых актов. Составитель регламента тщательно их изучает и анализирует, для того чтобы включить в единый цельный документ, который сам по себе вошел в состав ГПЗУ.

Наделов и всего, что располагается под и над их поверхностью и применяется при застройке и в процессе последующей эксплуатации объектов капстроительства. Установление режимов осуществляется с учетом ряда факторов.

Условия, при которых определяется правовой режим наделов

Большое значение в процессе имеет использование земельного участка. Так, определение правового режима производится в соответствии с фактическим применением надела и объектов капстроительства в рамках отведенной зоны. Градостроительные регламенты устанавливаются также в соответствии с возможностями сочетания в границах одной территории разных типов планируемого и существующего использования территорий и сооружений на ней. Определение правового режима производится с учетом функциональных зон, характеристик и предполагаемого развития, что определяется документацией по территориальному планированию в муниципальных образованиях. Немаловажное значение имеют виды территорий, установленные требования по охране объектов культурного наследия, природных ареалов и прочих объектов.

Градостроительные регламенты. Распространение действия

Определению правового режима подвергается часть земельного участка, территориальная зона со всеми объектами, расположенными на ней и в пределах ареала, обозначенного на карте зонирования. Не распространяется действие на территории ансамблей и памятников, включенных в список культурного наследия народностей РФ. Решения по содержанию, консервации, параметрам реставрации, ремонту, воссозданию принимаются в установленном законодательно порядке. Градостроительные регламенты не устанавливаются в рамках зон общего использования, на территориях, предназначенных для размещения (или уже занятые) типа или для добычи ископаемых.

Порядок использования территорий

Применение земель, на которые правовой режим не распространяется, устанавливается уполномоченными федеральными, муниципальными или местными исполнительными органами в соответствии с законодательством. Использование территорий в границах особых зон экономического типа определяется органами их самоуправления. Объекты капстроительства или земли, предельные (максимальные или минимальные) параметры и размеры которых, типы разрешенного применения не соответствуют регламентам, могут быть использованы без определения срока приведения их в соответствие. Исключение составляют зоны и объекты, представляющие опасность для жизни и здоровья человека, объектов культурного наследия. Реконструкция осуществляется только после приведения в соответствие с нормами градостроительных регламентов параметров разрешенного строительства. Изменение видов допустимого применения территорий может проводиться путем приведения в соответствие с видами, установленными правовым режимом.

klump.ru


Смотрите также