Гондола что это такое


Гондола - это... Что такое Гондола?

Сюда перенаправляется запрос «Гондольер». На эту тему нужна отдельная статья.

Гондола на венецианском канале Гондола на венецианском канале Пробка из гондол Парковка гондол

Гондо́ла, итал. Góndola (Венецианская гондола) — традиционная венецианская гребная лодка[1]. Является одним из символов Венеции.

Исторически являлась главным средством передвижения по каналам города, в настоящее время служат для развлечения многочисленных туристов. По оценке историков в XVIII веке в Венеции насчитывалось несколько тысяч гондол.

Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто.

Произношение

В русском языке слово гондола традиционно произносится с ударением на второй слог: гондо́ла[2][3]. Интересно, что до начала XX века в русской литературе преобладало ударение на первый слог: го́ндола[4]. По одной из версий, переход к традиционному варианту произношения произошёл под влиянием русских поэтов, изменивших ударение так, чтобы слово рифмовалось со словом баркарола[5][6]. В настоящее время классическое произношение слова го́ндола используют гиды российского туристического бизнеса, имеющие отношение к Италии. По их мнению, в Венеции это слово уместнее произносить так, как оно звучит в оригинале, то есть с ударением на первый слог[7][8].

Конструкция

Размеры и конструкция лодки установлены законом, начиная с XVIII века.

Длина лодки составляет 11,05 метров, ширина 140 сантиметров, дно плоское без киля. Вес пустой гондолы составляет около 900 фунтов (примерно 400 килограмм). Гондола имеет асимметричную форму, длина обвода её левого борта на 24 сантиметра больше, чем правого. Корпус лодки имеет закруглённую форму, нос и корма подняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой, и задать гребцу ориентиры направления движения.

При изготовлении гондолы применяется девять сортов дерева. После изготовления корпус лодки покрывают в несколько слоев специальным чёрным лаком.

У гондолы всего одно весло, исторически это было вызвано узостью каналов, в которых двухвесельные лодки не смогли бы разойтись. Весло держится в замке весла, называемом «форкола» (итал. forcola). Конструкция форколы имеет сложную форму, позволяя реализовывать несколько положений весла для медленного движения вперёд, мощной быстрой гребли, вращения и поворотов лодки, замедления и гребли назад.

На носу гондолы устанавливается особый железный набалдашник — «ферро» (итал. ferro). Установка ферро преследует несколько целей: железный наконечник защищает нос лодки; является противовесом стоящему на противоположном конце гондольеру; по нему определяют высоту моста и возможности прохода гондолы под ним. В форме ферро присутствуют шесть выступов, символизирующих шесть районов города.

Максимальное количество пассажиров, перевозимых на гондоле, составляет шесть человек. Допускается наличие маленькой пассажирской каюты для укрывания пассажиров от солнца и дождя. Фактически, из-за конструкции лодки, при гребле гондольер применяет одно и то же усилие, как в случае пустой, так и в случае полностью загруженной гондолы.

Отклонения в конструкции гондолы допускаются только для специальных или церемониальных лодок. Такими гондолами являются, например, гондола ди регата (итал. gondola di regatta), предназначенная для участия в соревнованиях или трагетто (итал. traghetto) — паром, вмещающий до 15 человек, и передвигающийся поперек каналов.

При этом гондола Венецианского Дожа заметно отличалась от всех остальных и имела 12 гребцов[9].

Управление

Асимметричная форма лодки позволяет гребцу-гондольеру управлять лодкой одним веслом, находясь сбоку от линии, разделяющей лодку вдоль пополам. Гондольер стоит на лодке и управляет ею, глядя вперёд по направлению движения. Весло является как веслом, так и рулём.

Техника движения на гондоле не гребковая, а скорее толчковая. Гондольер раскачивает лодку и совершает движения веслом по специальной траектории.

Гондольер — мужская профессия, которая требует большого мастерства. Обычно передается по наследству от отца к сыну. Этой профессии не занимать романтизма, недаром у гондольеров есть даже особый вид песен, называемых баркарола (от итал. barca — «лодка»). В 2009 году в Венеции появилась первая женщина — лицензированный гондольер[10]. В Шанхае — управление гондолами — женская профессия.

  • Ежегодно в первое воскресенье сентября в Венеции проводится знаменитая Regata Storica (Историческая регата). Перед соревнованиями проводится парад гондол. После парада проводится соревнование гондольеров. Дистанция гонки составляет 7 километров. Каждый остров или район считают своим долгом выставить лодки на соревнование.[11]
  • Бучинторо
  • Вапоретто
  • Трагетто
  • Мотогондола
  • Гондола аэростата

  1. ↑ Гондола, венецианская лодка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ slovari.yandex.ru: Гондола (рус.)
  3. ↑ multitran.ru: Гондола (рус.)
  4. ↑ gramota.ru: Гондола (рус.)
  5. ↑ Гондольеры не берут в плавание документы и телефон. news.ntv.ru (рус.)
  6. ↑ Поэтическая функция итальянских имен и слов. imk.msu.ru  (рус.)
  7. ↑ Гондолы (Венеция) goitaly.ru  (рус.)
  8. ↑ Италия. Гондолы.vokrugsveta.ru
  9. ↑ О. Курти «Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма», перевод с итальянского А. А. Чебан, Издательство «Судостроение», Ленинград 1988 (второе издание), Часть Вторая, Глава XIII «Якоря, малые плавучие средства и рули», раздел «Мелкие суда», страница 383 ББК 75.717.96, К 93, удк 629.12.(086.5),

    Orazi Curti «Modeli navali. Enciclopedia del modelismo navale», U.Mursia & C.Milano

  10. ↑ В Венеции появилась первая женщина-гондольер
  11. ↑ знаменитая Regata Storica (Историческая регата)

dic.academic.ru

гондола - это... Что такое гондола?

Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата.

гондо́ла летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах свободных и управляемых аэростатов для обеспечения непредвиденной посадки на воду к оболочке подвешивали кабину в форме венецианской лодки (итал. gondola), в которой размещались люди и различные грузы. Со временем это устройство трансформировалось в специальную кабину, за которой закрепилось название «гондола». Г. может быть открытой и закрытой (герметичной).

Типовая открытая Г. свободного аэростата объёмом 600—2200 м3 имеет массу 25—65 кг, применяется для полётов на высоте до 12 км (рис. 1). При полётах на высоте более 4 км воздухоплаватели применяют индивидуальные кислородные приборы и утеплённые комбинезоны.

При полётах в стратосферу, выполняемых на высотных аэростатах — стратостатах, используются герметичные Г. с кондиционированием воздуха (рис. 2) или открытые Г., в которых пилоты поднимаются одетыми в специальные высотные скафандры. Идея создания герметичной Г. для полёта в высокие слои атмосферы была высказана Д. И. Менделеевым в 1875. Впервые герметичная Г. была применена в 1931 О. Пиккаром при полёте на стратостате. Первая в СССР герметичная Г. конструкции В. А. Чижевского была установлена на стратостате «СССР-1», на котором в 1933 Г. А. Прокофьев, К. Д. Годунов и Э. К. Бирнбаум поднялись на высоту около 19 тыс. м.

У дирижабля имеется одна или несколько Г., прилегающих снизу вплотную к его поверхности или подвешенных под корпусом на тросах (рис. 3, 4). Первоначально основой конструкции Г. дирижаблей являлся лёгкий деревянный или металлический каркас, который покрывала матерчатая обтяжка. Со временем эту конструкцию заменили кабины, собранные из алюминиевых профилей со стенками из гофрированных или гладких листов (монококовая конструкция). Г. изготавливаются также из стеклопластика.

Пассажирские Г. с рубкой управления обычно размещается ближе к носовой части корпуса. Под днищем Г. монтируются посадочные устройства: надувные пуфы, служащие пневматическими амортизаторами (а также поплавками), или ориентирующиеся опорные колёса.

2) Оболочка обтекаемой формы вокруг двигателя, обеспечивающая установку и эксплуатацию двигателя (рис. 5); является частью силовой установки летательного аппарата. Г. двигателя часто называют мотогондолой.

Основные элементы Г.: каркас с тонкостенными панелями и быстросъёмными крышками капота двигателя, система вентиляции, система крепления двигателя. Турбореактивный двигатель обычно жёстко крепятся к Г. или каркасу летательного аппарата; двигатели с воздушным винтом устанавливаются на мотораме. Задняя часть Г. располагается вокруг выходного устройства двигателя (реактивного сопла, реверсивного устройства) или составляет его часть. Г. могут крепиться на внешней подвеске (на пилоне, на концах крыла), устанавливаться рядом с поверхностью летательного аппарата и сопрягаться с ним обводами, а также быть составной частью конструктивно-силовой схемы крыла, фюзеляжа. В зависимости от конструкции каркас Г. может участвовать в передаче нагрузок от двигателей к силовой конструкции летательного аппарата, либо усилия от двигателей через стержневую систему их крепления передаются непосредственно на силовую конструкцию. По числу установленных двигателей различают Г. одиночного двигателя, спаренные и многодвигательные. На дирижаблях для уменьшения шума в пассажирской Г. мотогондолы обычно устанавливают в хвостовой части.

Е. М. Миндлин, В. И. Никольский.

Рис. 2. Гондола стратостата «СССР-1».

Рис. 3. Гондола учебно-тренировочного дирижабля В-1.

Рис. 4. Гондола жёсткого дирижабля LZ-129.

Рис. 5. Гондола турбовинтового двигателя.

Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.

avia.academic.ru

ГОНДОЛА - это... Что такое ГОНДОЛА?

  • гондола — Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата. гондола летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах… …   Энциклопедия «Авиация»

  • гондола — Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата. гондола летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах… …   Энциклопедия «Авиация»

  • гондола — Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата. гондола летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах… …   Энциклопедия «Авиация»

  • гондола — Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата. гондола летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах… …   Энциклопедия «Авиация»

  • ГОНДОЛА — (итал. gondola, уменьш. от gonda). 1) легкое гребное судно с каютой посредине, употребляемое на венецианских каналах. 2) род лодки или корзины, подвязываемой к аэростату. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • гондола — ы, ж. gondole f., пол. gondula

    dic.academic.ru

    гондола - это... Что такое гондола?

    • гондола — Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата. гондола летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах… …   Энциклопедия «Авиация»

    • гондола — Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата. гондола летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах… …   Энциклопедия «Авиация»

    • гондола — Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата. гондола летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах… …   Энциклопедия «Авиация»

    • гондола — Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата. гондола летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах… …   Энциклопедия «Авиация»

    • ГОНДОЛА — (итал. gondola, уменьш. от gonda). 1) легкое гребное судно с каютой посредине, употребляемое на венецианских каналах. 2) род лодки или корзины, подвязываемой к аэростату. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

    • гондола — ы, ж. gondole f., пол. gondula

      dic.academic.ru

      гондола - это... Что такое гондола?

      Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата.

      гондо́ла летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах свободных и управляемых аэростатов для обеспечения непредвиденной посадки на воду к оболочке подвешивали кабину в форме венецианской лодки (итал. gondola), в которой размещались люди и различные грузы. Со временем это устройство трансформировалось в специальную кабину, за которой закрепилось название «гондола». Г. может быть открытой и закрытой (герметичной).

      Типовая открытая Г. свободного аэростата объёмом 600—2200 м3 имеет массу 25—65 кг, применяется для полётов на высоте до 12 км (рис. 1). При полётах на высоте более 4 км воздухоплаватели применяют индивидуальные кислородные приборы и утеплённые комбинезоны.

      При полётах в стратосферу, выполняемых на высотных аэростатах — стратостатах, используются герметичные Г. с кондиционированием воздуха (рис. 2) или открытые Г., в которых пилоты поднимаются одетыми в специальные высотные скафандры. Идея создания герметичной Г. для полёта в высокие слои атмосферы была высказана Д. И. Менделеевым в 1875. Впервые герметичная Г. была применена в 1931 О. Пиккаром при полёте на стратостате. Первая в СССР герметичная Г. конструкции В. А. Чижевского была установлена на стратостате «СССР-1», на котором в 1933 Г. А. Прокофьев, К. Д. Годунов и Э. К. Бирнбаум поднялись на высоту около 19 тыс. м.

      У дирижабля имеется одна или несколько Г., прилегающих снизу вплотную к его поверхности или подвешенных под корпусом на тросах (рис. 3, 4). Первоначально основой конструкции Г. дирижаблей являлся лёгкий деревянный или металлический каркас, который покрывала матерчатая обтяжка. Со временем эту конструкцию заменили кабины, собранные из алюминиевых профилей со стенками из гофрированных или гладких листов (монококовая конструкция). Г. изготавливаются также из стеклопластика.

      Пассажирские Г. с рубкой управления обычно размещается ближе к носовой части корпуса. Под днищем Г. монтируются посадочные устройства: надувные пуфы, служащие пневматическими амортизаторами (а также поплавками), или ориентирующиеся опорные колёса.

      2) Оболочка обтекаемой формы вокруг двигателя, обеспечивающая установку и эксплуатацию двигателя (рис. 5); является частью силовой установки летательного аппарата. Г. двигателя часто называют мотогондолой.

      Основные элементы Г.: каркас с тонкостенными панелями и быстросъёмными крышками капота двигателя, система вентиляции, система крепления двигателя. Турбореактивный двигатель обычно жёстко крепятся к Г. или каркасу летательного аппарата; двигатели с воздушным винтом устанавливаются на мотораме. Задняя часть Г. располагается вокруг выходного устройства двигателя (реактивного сопла, реверсивного устройства) или составляет его часть. Г. могут крепиться на внешней подвеске (на пилоне, на концах крыла), устанавливаться рядом с поверхностью летательного аппарата и сопрягаться с ним обводами, а также быть составной частью конструктивно-силовой схемы крыла, фюзеляжа. В зависимости от конструкции каркас Г. может участвовать в передаче нагрузок от двигателей к силовой конструкции летательного аппарата, либо усилия от двигателей через стержневую систему их крепления передаются непосредственно на силовую конструкцию. По числу установленных двигателей различают Г. одиночного двигателя, спаренные и многодвигательные. На дирижаблях для уменьшения шума в пассажирской Г. мотогондолы обычно устанавливают в хвостовой части.

      Е. М. Миндлин, В. И. Никольский.

      Рис. 2. Гондола стратостата «СССР-1».

      Рис. 3. Гондола учебно-тренировочного дирижабля В-1.

      Рис. 4. Гондола жёсткого дирижабля LZ-129.

      Рис. 5. Гондола турбовинтового двигателя.

      Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.

      avia.academic.ru

      гондола - это... Что такое гондола?

      • гондола — Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата. гондола летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах… …   Энциклопедия «Авиация»

      • гондола — Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата. гондола летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах… …   Энциклопедия «Авиация»

      • гондола — Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата. гондола летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах… …   Энциклопедия «Авиация»

      • гондола — Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата. гондола летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах… …   Энциклопедия «Авиация»

      • ГОНДОЛА — (итал. gondola, уменьш. от gonda). 1) легкое гребное судно с каютой посредине, употребляемое на венецианских каналах. 2) род лодки или корзины, подвязываемой к аэростату. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

      • гондола — ы, ж. gondole f., пол. gondula

        dic.academic.ru


        Смотрите также