Фанера фбс что это такое


Фанера ФБС: свойства, характеристики, области использования

В строительных и ремонтных работах часто мажет применяться фанера ФБС 1. Маркировка любого фанерного листа в первую очередь означает пропитку изделия, а этот момент оказывает влияние на все остальные характеристики.

Фото разной толщины ФБС

Работаем с фанерой

Чтобы понять, как пропитка может играть столь важную роль, рассмотрим этот вариант фанерного изделия, поговорим о его свойствах и областях применения и, конечно же, о том, насколько состав фанерного листа влияет на здоровье.

Что такое ФБС

Фанера всегда изготавливается по одной и той же технологии, изменяется только состав клеящего элемента.

Итак, у нас всегда:

  • Шпон. Специально подготовленные листы.
  • Клей.

Шпон кладется лист на лис, так чтобы волокна листа были перпендикулярно рисунку предыдущего листа. То есть получается своеобразная сетка крест-накрест. Это, естественно, придает фанерному листу прочности на разрыв и сгибание.

В нашем случае все происходит точно таким же способом, и ФБС означает, что в качестве клеящего элемента мы используем бакелитовый лак и различные синтетические смолы. Аббревиатура нашей фанерной плиты и означает, что она бакелизирована. Бакелитовый лак

Отметим так же, что в ней используется наиболее распространенный березовый шпон.

Важно! Мы действительно часто встречаемся с этим видом фанерного материала, особенно если вспомним название «финская фанера», а именно так еще называют этот материал.

Свойства

Бакелитовые фанерные листы обладают рядом интересных свойств, которые и определяют области использования.

В частности, это:

  • Длительный срок эксплуатации.
  • Возможность работы с листами в условиях агрессивного климата.
  • Противодействие резким температурным перепадам, причем речь идет о температурах от от –50° до +50° С.
  • Влагостойкость. Бакелитовые листы могут использоваться даже в морской воде
  • Несмотря на то, что это древесина, этот тип материала огнеупорен!
  • Противостоит тропическому агрессивному климату.
  • Разновидность материала, фанера БС 1, вообще используется в авиационной промышленности, благодаря своей прочности.
Листы БС 1

Области применения и разновидности

Прежде чем мы подойдём к областям использования материала еще раз напомним, что бакелизированная фанерная плита, это березовый шпон, расположенный с перпендикулярными волокнами в смежных слоях.

Различают несколько марок фанерного изделия, пропитанного бакелитовым лаком:

  • ФБС – суть в использовании спирторастворимой смолы.
  • ФБС-А. используется для автомобилестроения.
  • ФБВ – здесь используется водорастворимая смола.
  • БС 1 – как мы уже упомянули, это вид изделия, который по показателям прочности может быть использован в авиации.

Теперь рассмотрим более подробно именно области, где используется бакелитовые фанерные панели:

  • Автомобилестроение. Приставка «А» в обозначении маркировки означает автомобильную промышленность.
  • Судостроение. Здесь фанера отлично подходит под обшивку судов различного класса. Помимо этого, она часто встречается в переборках, понтонах, и плавучих доках.
  • Строительство. Это самая распространенная область использования. Здесь мы можем встретить финскую фанеру в самых разнообразных вариантах.
Отделка фанерой

На строительстве остановимся более подробно. В первую очередь, прочность и влагостойкость материала нашли свое применение в устройстве опалубки. Это очень удобно, учитывая, что фанеру впоследствии можно применять многократно для других бетонных работ.

Помимо этого, мы своими руками можем использовать материал для напольного покрытия. Причем, как для чернового варианта, так и для чистового пола, если речь идет о промышленных помещениях.

Бакелитовые плиты можно использовать и в качестве подложки под мягкую кровлю, причем здесь они реально экономят время на обрешетку крыши. Кровельные работы

Важно! Являясь вполне безопасными для здоровья, листы фанеры, пропитанные бакелитовым лаком, могут быть не только с внешней стороны кровли установлены, как подложка под битумную черепицу, но и с внутренней, в качестве чистовой обшивки мансардного варианта.

Габариты и характеристики

Почему еще можно использовать этот вариант фанерных плит во внутренних работах, ответит внешний вид изделия. Поверхность материала всегда ровная и гладкая. В производстве не допускаются царапины, вмятины и отпечатки валиков. Если фанера покрыта ламинирующим слоем, то исключены и сучки. Ламинированный материал

Можно сказать, что в результате пропитки и производства, материал получается без дефектов.

Из стандартных размеров можно отметить следующие параметры:

  • длина — 1500, 4400, 4900, 5600, 5700, 7700;
  • ширина — 1250, 1500. 1550;
  • толщина — 5, 7, 10, 12, 14, 16, 18.

Все параметры считаются в миллиметрах.

Такое разнообразие габаритов позволяет использовать фанеру в полном спектре работ, а главное, это удобно при самостоятельной работе.

Что можем мы

Учитывая большое разнообразие параметров фанерной плиты, инструкция по использованию изделия дает нам возможность для самостоятельного использования фанерных плит во многих работах.

В первую очередь, удобно использовать большие габариты листа при устройстве напольного покрытия. Мы просто кладем цельный лист, и он моментально покрывает большую площадь. Таким образом, экономится время, плюс, такая процедура установки достаточно простая, и ее может выполнить любой человек, даже без опыта устройства пола.

А вообще, как мы уже говорили, практически на любом этапе строительства, мы можем использовать любой тип ФБС материала.

Особенно, если подытожить, что у нас материал:

  • Высокопрочный.
  • Огнеупорный.
  • Термостойкий.
  • Водостойкий.
  • Износостойкий.

По всем показателям, материал может конкурировать даже с низколегированной сталью.

Вывод

Адекватная цена, прочность и влагостойкость делают плиты этого типа просто незаменимой во многих моментах строительства и ремонта. И главное, все это мы можем самостоятельно использовать. А в представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

fanera-info.ru

Характеристики и область применения фанеры ФБС

Марки фанерных листов различаются между собой лишь типом используемого для склеивания шпона клея. Именно клеевой состав определяет основные свойства продукции. Выясним, какой клей применяется для производства фанеры марки ФБС. Расскажем, что это такое вообще, какими особенностями обладает материал и где он используется.

ФБС – что это такое

Фанера ФБС расшифровывается как фанера бакелизированная спирторастворимая. Она изготавливается из березового шпона II сорта с применением фенолоформальдегидной спирторастворимой смолы (бакелита). Существует еще две разновидности этого материала:

  • ФБС1 – бакелит используется для склеивания только наружных слоев. На внутренние наносится фенолоформальдегидная водорастворимая смола.
  • ФБС1-А – тот же материал, что и ФБС1. Отличие заключается в том, что водорастворимый клей не наносится на 2-ой или 4-ый слой симметрично относительно центрального листа шпона.

Продукция марки ФБС изготавливается в виде фанерных листов или плит, длина которых может составлять от 1500 до 7700 мм. Ширина их может варьироваться в пределах 1250-1550 мм, а толщина – от 5 до 40 мм. Производители могут выпускать фанеру других форматов и толщин после их согласования с потребителем.

Внимание! Для марок ФБС1 и ФБС1-А может применяться березовый шпон III сорта. Это предусмотрено ГОСТ 11539-2014.

Свойства и область применения

Купить фанеру ФБС целесообразно для изготовления конструкций в машино-, судо-, авиа- и автомобилестроении, а также для возведения опалубочных систем. ФБС подходит для устройства внешних конструкций, а ФБС1 (в том числе ФБС1-А) – только для внутренних.

Эти марки фанеры обладают следующими свойствами:

  • водостойкость;
  • устойчивость к температурным перепадам (температура эксплуатации составляет -50…+50 оС);
  • огнеупорность (обугливаются при температуре в +350 оС, но не горят);
  • устойчивость к агрессивным средам (солям, щелочам, кислотам);
  • износостойкость (сохраняют эксплуатационные качества в течение 10-15 лет).

У нас можно купить бакелитовую фанеру по низкой цене в любом объеме. Мы быстро доставим заказ по Москве и области.

green-ply.ru

Что такое бакелитовая фанера, ее особенности и применение

Бакелитовая (бакелизированная, «морская») фанера – строительный материал многослойного типа, получаемый из березового шпона, скрепляемого между собой при помощи специальных фенолформальдегидных смол с термической активностью. Имеет особо высокую прочность и износостойкость. Такие исключительные качества, сравнимые данный тип фанеры приобретает в результате особой обработки, заключающейся в пропитывании внутренних и наружных слоев шпона бакелитовым лаком. Материал, получаемый данным способом, обладает улучшенной влагостойкостью и высокими прочностными характеристиками.

Фанера, которую часто называют «морской», может эксплуатироваться в температурном режиме от -50 до +50 С ⁰. Она не гниет, не поражается грибками и бактериями, что позволяет применять ее в странах с жарким климатом (тропиках и субтропиках) и в прибрежных зонах. Продолжительность эксплуатации – около 15 лет.

Современная промышленность выпускает две марки бакелитовой фанеры: ФБС и ФБВ, изготовленную на основе смол водорастворимого типа. В свою очередь, они также делятся на несколько основных видов: ФБС, ФБС – 1, ФБС – 1А, ФБВ, ФБВ -1.

При этом буква «А» в маркировке материала обозначает возможность его использования для производства внутренних работ, «В» — содержание в составе фанеры водорастворимых смол, «С» — спирторастворимых.

Для достижения лучшей прочности и стойкости к различным видам механического, бактериологического и химического воздействия бакелитовая фанера подвергается ламинированию.

Техническое описание и область применения бакелитовой фанеры вышеуказанных марок представлены в таблице:

Марка Описание Варианты использования
ФБС Все слои шпона пропитаны смолой спирторастворимого типа на основе фенолформальдегида. На изготовление наружных слоев идет шпон 1 сорта, внутренних — 2-го. Имеет высокую прочность. Не горюча. Конструирование автомобилей, машин, судов, строительство. Внутренние работы.
ФБС-1 Прочность материала – более низкая. Нанесение смолы производится на все слои шпона методом промазывания. Конструирование автомобилей, машин, судов, строительство.Внутренние работы.
ФБС -1А Спирторастворимой смолой промазываются все слои шпона, кроме поперечных. Полностью изготовлена из шпона 2 сорта. Имеет самую низкую цену и слабую стойкость к сложным метеоусловиям. Внутренние работы.
ФБВ Водорастворимая смола пропитывает внешние слои шпона, внутренние – только промазываются. Конструкционные части машин и агрегатов в машиностроении. Использование в наружных условиях только после дополнительной защиты лакокрасочными изделиями.
ФБВ -1 Все слои шпона промазываются формальдегидной смолой водорастворимого типа. Конструкционные части машин и агрегатов в машиностроении. Использование в наружных условиях только после дополнительной защиты лакокрасочными изделиями.

Ламинированная бакелитовая фанера имеет очень гладкую, глянцевую, твердую поверхность. За ней легко ухаживать, она очень прочна и не токсична. Может быть гладкой с обеих сторон или гладкой с одной стороны (с другой – сетка). Разновидность последнего типа (с поверхностью гладь-сетка), именуемая транспортной фанерой, применяется для изготовления противоскользящих полов в кузовах грузовых авто.

Фото бакелитовой фанеры

Свойства и технические характеристики

Отличить бакелизированную фанеру от обычной можно по цвету: он немного темнее, с красно-коричневым оттенком.

Стандартные параметры материала:

  • Размеры — 5700х1250 мм, 2850х1250, 2500х1250 мм, 2440х1220 мм.
  • Толщина — 7, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27, мм.
  • Плотность материала — 1200 кг/м3.
  • Предел прочности при растяжении вдоль волокон — 73,5 мПа.
  • Прочность на статический изгиб – 78,5 мПа.
  • Стандартные параметры ламинированной фанеры — 1220х2440 мм, 1250х2500 мм, 1500х3000 мм.
  • Толщина листов: 4, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 мм.
  • Ширина полос шпона: не менее 200 мм. Для марки ФБС – не менее 400 мм.

Одним из главных достоинств бакелитовой фанеры является ее высокая прочность, сравнимая с крепостью высококачественной легированной стали. Кроме того, этот материал обладает и другими положительными свойствами.

К ним относятся:

  • Высокая влагостойкость.
  • Долговечность.
  • Не подверженность расслаиванию в процессе эксплуатации.
  • Огнеупорность. При значительном превышении температуры (до 350 С⁰) она обугливается и не поддерживает горение. При этом дым, возникающий в процессе тления, не имеет выраженного удушающего и токсического действия.
  • Хорошая сопротивляемость бактериологическому и химическому воздействию (не боится керосина, морской воды, слабых кислот, щелочей, бензина, не повреждается грибком и плесенью).
  • Экологическая безопасность.

То есть, оценивая этот материал по пятибалльной шкале, можно присвоить ему «пятерки» в области качества, надежности и практичности. Кроме того, он достоин оценки «отлично» за простоту и удобство в работе с ним. Единственное, за что можно немного снизить баллы при оценке фанеры бакелитового типа – ее высокая стоимость.

Этапы и особенности производства

Компонент «бакелит», использующийся при производстве бакелитовой фанеры, был изобретен в начале 20-го века американским химиком, Лео Хендриком Бакеландом, получившим его из фенола и формальдегида с добавлением конденсирующих веществ щелочного типа.

Этот полимер стал первым пластиком, способным эксплуатироваться при высокой температуре. Кроме того, он имел диэлектрические свойства и не растворялся в воде. Затем бакелит стал использоваться в качестве одного из основных компонентов для производства фанеры особого сорта. На ее изготовление шел шпон березы, пропитываемый или промазываемый фенолформальдегидными смолами.

Сегодня технология производства данного материала состоит из нескольких этапов:

  • В зависимости от сорта и марки конечного продукта шпон полностью погружается в смолу или смазывается ей с обеих сторон.
  • Слои шпона укладываются перпендикулярно по отношению друг к другу и подвергаются прессовке при давлении до 4 мПа.
  • Находясь под давлением в прессе, фанера охлаждается до нужной температуры, после чего, при необходимости, проходит дополнительную обработку (ламинирование, шлифование и т.д.) и раскраивается по заданным стандартам.

Благодаря своим исключительным физико-техническим параметрам бакелитовая фанера находит применение в различных промышленных отраслях, включая:

  • Строительство. Из нее изготавливают плавучие доки, гидрозатворы и шлюзы, делают опалубку многоразового использования, а также навесы, перегородки и другие малые и большие архитектурные формы в сочетании с другими видами фанеры, например с гибкой или шпонированной.
  • Автомобилестроение. Этот материал используется для обшивки полов транспортных средств различного назначения, из него делают фургоны авто и т.д.
  • Строительство судов. Она идет на обшивку палуб и изготовление морских контейнеров.
  • Машиностроение. Из фанеры данного типа изготавливают внутренние части различных механизированных конструкций.

Постройка лодки из фанеры за 2 недели:

Этот материал очень хорошо зарекомендовал себя при возведении легких конструкций, например, летних садовых домиков и, так называемых, «времянок». Также он может использоваться для внутренней и наружной отделки домов.

Таким образом, подводя итог, можно заметить, что бакелитовая фанера идеальна для применения в «сложных условиях», связанных с повышенной влажностью, высокой температурой и эксплуатацией конструкций в агрессивных средах. Поэтому чаще всего она используется в странах с жарким влажным климатом.

Учитывая высокую стоимость этого материала, его нецелесообразно использовать в повседневной жизни (создание опалубки из бакелитовой фанеры, несмотря на все ее достоинства и положительные качества – это все-таки скорее роскошь, чем практическая находка), а вот для таких исключительных случаев, как сооружение лодки или катера он подойдет оптимальным образом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

И подписывайтесь на обновления сайта в Контакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

stroyres.net

Бакелизированная фанера - что это такое?

Бакелизированная фанера – многослойная фанера, состоящая из нескольких перпендикулярно склеенных слоев шпона, пропитанных специальным бакелитовым лаком. Именно ему бакелизированная фанера обязана повышенной влаго-, износостойкостью, устойчивостью к агрессивным средам.Бакелизированная фанера больше всего подходит для строительства в сложных условиях, в судостроении, в изготовлении спортивных снарядов, автомобильных подиумов и т.д. В общем, бакелизированная фанера может быть использована в любых конструкциях, где требуется прочность и легкость. Бакелизированная фанера - это один из популярных опалубочных материалов (благодаря большой длине, при использовании бакелизированной фанеры сокращается число швов на бетоне).Учитывая прочностные характеристики, бакелизированная фанера может конкурировать с некоторыми видами легированной стали, обладая при этом меньшим весом и более высокой коррозионной стойкостью. Иногда такую фанеру называют «морской», т.к. она идеально подходит для обшивки лодок, судов, яхт, плавучих доков и корабельных переборок.Длина: 7700 мм, 5700 мм, 5600 мм, 4900 мм, 4400 мм, 1500мм;

Ширина: 1550 мм, 1500 мм, 1250 мм;

Толщина: 5 мм, 7 мм, 10 мм, 12 мм, 14 мм, 16 мм, 18 мм;

Влажность бакелизированной фанеры зависит от толщины. При толщине 5-7 мм – 6%, 10-18 мм – 8%.

ФБС - Наружные слои пропитаны фенолформальдегидной спирторастворимой смолой. На внутренние слои смола наносится.

ФБС1 - На внутренние и наружные слои наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола.

ФБВ - Наружные слои такой бакелизированной фанеры пропитаны фенолоформальдегидной водорастворимой смолой. На внутренние слои смола наносится.

ФБВ1 - На внутренние и наружные слои наносится фенолформальдегидная водорастворимая смола.

ФБС-А - На внутренние и наружные слои наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола. Бакелизированная фанера данного типа используется для изготовления внутренних конструкций в автомобилестроении.

ФБС1-А - На наружные и внутренние слои фанеры (кроме 2 поперечных слоев, симметричных центральному) наносится фенолоформальдегидная спирторастворимая смола.

1. От марки (это касается и других видов, в том числе фанеры ламинированной).2. От толщины. Чем толще лист бакелизированной фанеры, тем он дороже. Но 2 листа тонкой фанеры будут стоить больше, чем 1 лист толстой. Т.е. стоимость кубометра тонкой фанеры будет выше.3. От формата: чем он больше, тем выше цена бакелизированной фанеры.

4. От качества шпона и дефектов обработки.

www.remontyes.ru

Бакелитовая фанера: история и современность, свойств, применение и марки, размеры

О свойствах и возможностях фанеры написано немало материалов, ими пестрит специальная литература и интернет сайты. Особое место в фанерной иерархии занимает бакелитовый аналог. О том, что такое бакелитовая фанера и для чего она применялась и применяется, пожалуйста, данная инструкция.

Кстати, что бы ни путаться в определениях хочется сразу заметить, что второе название материала – фанера бакелизированная.

Фото бакелитового продукта.

Исторический пролог

Самолет он и в Африке не поезд.

Само изобретение принадлежит отечественному химику и изобретателю Якову Давидовичу Аврасину, который в 40 годах 20 века, используя формальдегидные смолы, предал фанере те качества, которые позволили сооружать самолеты из этого материала. Необходимость изобретения была вызвана острой нехваткой в легких авиационных сплавах.

Идею подхватил и реализовал Владимир Петрович Горбунов, известный отечественный авиастроитель.

Сам процесс происходил следующим образом:

  • Березовый или сосновый шпон после изготовления пропитывали смолами либо крезолоформальдегидными, либо фенолформальдегидными;
  • После этого осуществлялось термическое прессование с применением высокого давления (270 градусов Цельсия, давления в 6 атмосфер);
  • Итог: на выходе имеем прочную слоенку, сравнимую со сталью по прочности, несколько тяжелее дерева, но и прочнее его.

Интересно знать! Одно время шли научные споры, о выделении этого материала в самостоятельную группу материалов, было придумано даже отдельное название для него – дельта-древесина. Однако, по сути, бакелитовый «слоеный пирог» оставался все равно фанерой, хоть и активно применялся в авиастроении, особенно в Японии. Легенды о фанерных самолетах летчиков-камикадзе до сих пор живы.

От истории к современности

Автомобили с кузовом из фанеры.

В настоящее время авиация оставила за собой этот материал только в так называемой малой авиации. Акцент применения сместился с авиастроения в кораблестроение. И хотя понятно, что никто не будет делать корпуса океанских лайнеров из этого материала, но для катеров, лодок, яхт бакелированная фанера вполне подойдет.

Несколько слов о технологии:

  • При проведении многочисленных экспериментов было замечено, что березовый шпон намного превосходит шпон хвойных пород по способности пропитываться специальными пропитками (в данном случае бакелитовым лаком);

К сведению! Лаки настолько плотно входили в состав древесины, что делали структуру шпона практически однородной, это и послужило причиной объявить о дельта-древесине.

  • Во всем остальном технология практически не изменилась. Перпендикулярно расположенные волокна соседних слоев после пропитки помещаются в камеру, где в условиях повышенной температуры и давления происходит прессовка материала.

Касаемо свойств

Фанера может быть использована при строительстве катеров.

Как и каждый материал, фанера имеет свои стандарты, по ним определяется  качество продукции и возможность его использования в современной промышленности. Все особенности бакелитовой слоенки можно найти в ГОСТ 11539 83 на бакелизированную фанеру.

Поговорим об этом чуть подробнее:

  1. Водостойкость. Это свойство достигается за счет все тех же специальных пропиток или лаков. Материалу не страшна ни пресная, ни соленая вода;

Обратите внимание! Способность материала стойко переносить соли морской воды, как в принципе и некоторые кислоты, выделило ее в ряд морских, существует еще одно народное название этой слоенки – «морская фанера».

  1. Пожаростойкость. Изделия из такого материала не горят. При температуре в 350 градусов Цельсия, фанера начинает обугливаться и не поддерживает активного горения. Дым, который выделяется при этом процессе, не оказывает выраженного удушающего воздействия;
  2. Не подвержен гниению или грибку. В принципе этим все и сказано, в дополнительных защитах и пропитках фанера не нуждается, нет необходимости и в ламинировании;
  3. Термостойкость. Материал прекрасно себя чувствует при резких сменах температур в диапазоне 100 градусов Цельсия. Изделия из него могут выдержать резкий перепад температур от -50, до +50 градусов Цельсия;
  4. Прочность. За счет различного расположения волокон шпона материал обладает хорошей прочностью и способен противодействовать значительным нагрузкам как прямого, так и бокового направления.

Про применение и марки

Широко используется в строительстве.

Что такое бакелизированная фанера вы уже имеете представление. Необходимо пройтись по области применения, для того, чтобы полностью расставить все точки над «и».

Итак,  бакелированная фанера используется в:

  • Судостроении – обшивка небольших суден, в том числе и небольших морских яхт;
  • Автомобилестроении – полы кузовов, борта, контейнеры, трейлеры;
  • Строительные работы – возведение опалубки для наращивания армированных плит, колонн и прочих строительных конструкций непосредственно на месте. Для строительства навесов, перегородок и прочих больших и малых архитектурных форм;
  • Гидротехника – изготовление гидрозапирательной аппаратуры – гидрозатворы, шлюзы и тому подобные элементы.

По видам пропиток, которые во многом определяют свойства фанеры, материал делится на марки.

А именно:

  • Бакелизированная фанера ФБС – фенолформальдегидная спирторастворимая смола пропитывает в основном наружные слои. Применение такого материала предполагает агрессивное внешнее воздействие, то есть активно применяется в самолетостроении (малая авиация – планеры), кораблестроении и автомобилестроении;
  • Ее разновидность, выделенная отдельной маркой ФБС 1 – в этом материале вышеназванная спирторастворимая смола пропитывает все слои шпона, таким образом, полностью готовит материал к агрессии окружающей среды. Область применения та же, но с большей гарантией;
  • Бакелизированная фанера ФБВ – в данном случае в слоенке применяется не спирторастворимая, а водорастворимая пропитка с применением  фенолформальдегида.
  • Область применения: внутренние детали в автомобилях, суднах, в строительстве. Может использоваться как вариант шумоизоляции и утепления в сандвич панелях. Для работы с наружной агрессивной средой изделия требуют дополнительной пропитки или покраски;
  • То же но с аббревиатурой ФБВ 1 – как и в аналогичном случае с ФБС 1, водорастворимым составом пропитываются все слои. Область применения в основном внутренние работы и внутренняя обшивка водного и колесного транспорта, для применения снаружи требует дополнительной пропитки или покраски (читайте также статью Обшивка фанерой фургона или как защитить металл от вмятин и коррозии).
Катер из фанеры давно никого не удивляет.

Примечание! Вы уже обратили внимание, что спирторастворимая фенолформальдегидная смола является более стойкая к атмосферным влияниям, чем водорастворимая. Это, конечно же, было замечено и разработчиками.

Для облегчения ценовой составляющей были продуманы и внедрены некоторые дополнительные марки, цена которых ниже, чем полностью пропитанных фенолформальдегидными лаками. Это ФБС-А, ФБС1-А. В данных случаях  пропитке подвергаются некоторые слои, например все кроме двух центральных.

  • Как вы видите марок всего две ФБС и ФБВ, что означает фанера бакелиризованная со спирторастворимым лаком и то же, но с водорастворимым лаком.

От марок к размерам

Форма — лист, определяет многое.

Все листы фанеры выпускаются нескольких размеров:

  • По площади 5700х1250, 2850х1250. Размеры даны в миллиметрах;
  • По толщине от 5 до 40 мм, наиболее востребованные, особенно при конструировании лодок, катеров, планеров своими руками фанера от 5 до 18 мм.

В заключение

Область применения бакелизированного материала.

Если уж совсем откровенно, то данный материал далеко не дешевый и купить его только для того, чтобы пару раз сделать опалубку из фанеры смысла иметь не будет – дорого. А вот для производства катера или лодки для любителей рыбалки, материал вполне подойдет (см.также статью Лодка из фанеры своими руками – готовимся к лету).

Видео в этой статье тоже есть что показать по теме.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ОДНОКЛАССНИКИ

Друзья, вступайте в нашу группу. Раньше всего новости появляются именно там!

Подписаться

Каждый день полезные советы и маленькие хитрости для квартиры, дома и сада.

Подписаться

fanera-info.ru

Характеристики бакелитовой фанеры и деление на сорта

Бакелизированная фанера – это строительный материал, состоящий из слоев шпона лиственных пород, склеенных между собой бакелитовым лаком — специальной фенолформальдегидной термоактивной смолой.  В процессе пропитки и прессования слоев, давление повышают до 6 атмосфер, а температуру — до 270 С ⁰. В итоге, фанера получается огнеупорная, влагостойкая и сопоставимая по прочности с низколегированной сталью.

Такие исключительные качества этого строительного материала позволяют использовать его во многих областях производства: судостроение, автомобильной промышленности, а также в профессиональном и частном строительстве.

Пачка листов бакелитовой фанеры огнеупорной и влагостойкой

Технические характеристики

Если говорить о характеристиках бакелизированной (бакелитовой) фанеры, то мы можем особо выделить следующие:

  • Прочность – вдвое превышает по показателям обычную древесину;
  • Водостойкость – можно использовать в судостроении, машиностроении и т.д.;
  • Легкость (по сравнению с другими стройматериалами);
  • Устойчивость к коррозии;
  • Огнестойкость – при температуре более 350 С ⁰ всего лишь обугливается и дым не токсичен;
  • Устойчивость к перепадам температуры в пределах 100 градусов (от -50 до +50 С ⁰);
  • Устойчива к явлениям окружающей среды – грибки, микроорганизмы, влажный/жаркий климат, а также – к действию многих щелочей, кислот, соленой воды и т.д.;
  • Износостойкость – сохраняет свои свойства не менее 10 лет.

Для усиления всех перечисленных качеств, производится ламинированная бакелизированная фанера, которая имеет глянцевую поверхность с обеих сторон или с одной стороны (чтобы можно было применять ее на объектах, где нужно уменьшить скольжение).

Ламинированная бакелизированная фанера имеет глянцевую поверхность с обеих сторон

Приведем таблицу параметров продукта, выпускаемого российскими производителями:

Длина х Ширина листа, мм

5700х1250

2850х1250

2500х1250

2440х1220

Толщина, мм

7, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27

При этом, ламинированная имеет другие характеристики:

Длина х Ширина, мм

2440х1220 

2500х1250 

3000х1500

Толщина листа, мм

4, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30

Влажность бакелизированной древесины зависит от толщины: при толщине 5-7 мм – 6%, 10-18 мм – 8%.

Бакелитовой фанерой застилают полы в фургонах

Вес определяют исходя из средней плотности 1217 кг/м3:

Толщина листа, в мм

Вес одного листа, кг

7

25

10

35,6

12

42,8

15

54,54

18

64,17

21

75

24

85

Т.к. каждый лист имеет определенный объем, вес бакелитовой фанеры относительно ее плотности очень важен, и, если знать плотность, то можно легко подобрать правильную марку и толщину изделия.

Сорта и марки

Бакелитовая фанера имеет два сорта — в зависимости от смолы, которой пропитывают древесину:

  • Фанера бакелизированная марки ФБС содержит спирторастворимые смолы (буква С);
  • Фанера бакелизированная марки ФБВ содержит водорастворимые смолы (буква В).
Бакелитовая фанера широко используется в строительстве при изготовлении опалубки

Чтобы наглядно показать способы применения различных подвидов, используем таблицу (марки указаны по порядку: от самой высококачественной до стандартной):

Марка

Характеристики

Применение

ФБС

Все слои шпона пропитаны полностью. Не допустимы сколы, вмятины или непроклеенные участки.

Строительство судов, автомобилей,стадионов, портов и других сооружений специального назначения, где требуется легкость и, одновременно, высочайшая прочность и устойчивость к проявлениям внешней среды.

ФБС-1

Смола наносится не пропитыванием, а промазыванием, поэтому прочность ниже.

Строительство подиумов, сцен, торговых центров, небольших судов, автомобилей и др.

ФБС-1А

Промазаны только продольные слои; слабая устойчивость к воздействию окружающей среды; преимуществом является цена.

Работы отделочного характера.

ФБВ

Полная пропитка внешних слоев, внутренние слои только промазываются. Слабая водонепроницаемость и устойчивость к условиям внешней среды.

Агрегаты и соединения внутри машин, внутренняя отделка зданий, в наружных работах возможно использование только после доп. обработки специальными средствами.

ФБВ-1

Слои древесины только промазываются, без использования процесса пропитки.

Рекомендуется использовать только как прочный материал, не предназначенный для использования в наружных работах, и без дополнительных требований стойкости к условиям окружающей среды.

Стоит отметить, что, несмотря на различные свойства, все сорта и марки бакелитовой фанеры соответствуют ГОСТ 11539-83 и подлежат обязательной проверке качества при производстве и выпуске продукции, а также, сертификации производителем. Чтобы у покупателя не осталось никаких сомнений в качестве изделия, на производстве каждый лист маркируется – впрессовывается этикетка завода-изготовителя, а также обозначения сорта и вида. Гарантийный срок бакелитовой фанеры — не менее 5 лет.

От чего зависит цена

Цена на бакелизированную фанеру, благодаря ее исключительным качествам, гораздо выше, чем на обычную, но, как советуют профессионалы, лучше использовать именно ее.

Производители бакелитовой фанеры в России, при формировании цены, прежде всего, ориентируются на:

  • Марку (т.к. применяются разные виды смол);
  • Надежность используемого в производстве шпона, и его обработки;
  • Толщину листа фанеры и формат: чем больше, тем дороже.

Но, всегда можно найти оптимальное соотношение цены и качества, например, покупка более толстого листа обойдется дешевле, чем два тонких.

Применение

Бакелизированная фанера незаменима при строительстве лодок, яхт, морских контейнеров, обшивки судов. Также, легко может применяться в портах, доках, при строительстве стадионов, сцен, автомобильных подиумов. Особо можно отметить применение во внешней и внутренней отделке промышленных объектов, зданий заводов, торговых центров, частных домов, особенно в неблагоприятном климате.

Влагостойкую бакелитовую фанеру применяют при строительстве лодок и яхт

Очень популярна бакелитовая фанера для производства фургонов, обшивки полов в транспортных средствах, а также, для строительства садовых домиков, летних кухонь, «времянок».

Имея столько необыкновенных качеств, влагостойкая бакелитовая фанера может использоваться везде, где требуются такие свойства материала, как легкость, прочность, устойчивость к внешним условиям окружающей среды. Единственный недостаток – достаточно высокая цена, поэтому стоит продумать заранее — действительно ли необходимо использовать именно бакелизированную фанеру, а после, тщательно распланировать расходы.

Вам помогла статья? (9 оценок, среднее: 4,78 из 5)

polodon.ru


Смотрите также