Детский технопарк что это такое


Детские технопарки «Кванториум»

Каждый объект, находящийся на Земле, имеет координаты (широта, долгота), позволяющие точно определить, в какой точке пространства находится объект. Помимо этого можно определять свойства объекта: какой он формы и размера, на какой высоте находится и в каком направлении движется, его цвет, температуру, загрязнение, плотность и другие параметры, позволяющие исследовать объект или явление и его изменения во времени. Технологии измерений и сбора пространственной информации с помощью наземных, воздушных и космических устройств, её обработки и представления, постоянно развиваются и становятся с каждым днем доступнее для использования в повседневной жизни.

Люди каждый день используют сложнейшие системы, например ГЛОНАСС (навигация), ГИС (геоинформационные системы) и карты (поиск адреса, маршруты движения), не замечая всей их сложности за удобными сервисами (такими, как “Яндекс.Карты”).

Помимо повседневного личного использования, геопространственные технологии являются основой для работы и развития целых отраслей и направлений в мире: транспорт и логистика, геологоразведка и добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, строительство и ЖКХ, археология, кадастр и землеустройство, градостроительство, оборона и безопасность, управление территориями.

Обучение возможно по следующим проектным траекториям (по выбору обучающегося): - «Мой дом-Земля: познавая Мир»; - «Чрезвычайный дежурный: оберегая Мир»; - «ГеоПатруль: меняя Мир».

Школьники получат знания, которые позволят им понять основы устройства окружающего мира, законы развития природных явлений, получат навыки в применении геоинформационных инструментов и больших массивов данных. Смогут реализовывать индивидуальные и коллективные проекты в сфере исследования социальной среды и окружающего мира; начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки; собирать данные об объектах на местности (например, деревья и леса, дома города, поля, горы, реки, памятники и др.); разрабатывать проекты, направленные на улучшение качества жизни в регионе; изучать отдельные процессы, природные и техногенные явления. Направление «Геоинформатика» (DATA) разработано Московским государственным университетом геодезии и картографии (МИИГАиК) при технологической поддержке компаний «СКАНЭКС», ГК «GEOSCAN», «NextGis», «Цифровая Земля».

asi.ru

Что такое детский технопарк «Кванториум»?

Детские технопарки «Кванториум» создаются в рамках новой модели детского дополнительного образования в России, предложенной Агентством стратегических инициатив при Правительстве России уже с 2014 года. Их основной задачей является развитие творческого потенциала детей, воспитание будущих высококлассных специалистов в стратегически важных областях российской науки и техники. Ожидается, что в 2018 году сеть детских технопарков будет представлена уже в 70 регионах нашей страны.

«Кванториумы» оснащаются современным высокотехнологичным оборудованием, а для работы с детьми привлекаются преподаватели высокого уровня. Обучение детей бесплатно, а финансирование осуществляется за счет федерального и областного бюджетов, с привлечением заинтересованных в будущих специалистах частных и государственных инвесторов.

Модели детских технопарков и их оснащение

На текущий момент определены три основные модели построения детских технопарков. В зависимости от имеющихся возможностей, модель «Кванториума» можно реализовывать постепенно: развивать детский технопарк, дополняя его поэтапно современным оборудованием, площадями и новыми возможностями. Подразумевается государственная поддержка на любом из этапов, а не только в случае больших и развитых детских технопарков.

Модель «Мини»

«Кванториум» может быть создан уже на основе существующих детских кружков и центров дополнительного образования. Чтобы претендовать на этот статус нужно, чтобы среди них были представлены образовательные направления (квантумы) из списка приоритетных направлений технологического развития Российской Федерации (читать ниже о квантумах), наличие «цеха высоких технологий» (Hi-tech цеха) и набрать в течение года не менее 400 детей, которые будут обучаться за счет бюджетных средств, отдельная площадь под техноцентр — до 500 кв.м.

Не менее 5 приоритетных направлений в образовательной программе, отдельная площадь от 500 до 800 кв.м, охват не менее 800 детей в год.

Модель «Максимум»

Оснащение самого высокого уровня. Площадь — более 800 кв.м, свыше 5 приоритетных направлений в образовательной программе, обучение — свыше 1000 детей в год, наличие интерактивного музея науки и зоны коворкинга (пространства для совместной работы) и творческих экспериментов.

Из чего состоит «Кванториум»?

Творческие лаборатории (квантумы) являются основой всей системы «Кванториума». Занятия в лабораториях направлены не только на приобретение детьми набора знаний по определенным естественно-научным и техническим дисциплинам, но и на развитие определенных качеств и творческого потенциала юных ученых и изобретателей. Будущие ученые и конструкторы учатся изобретательскому мышлению и принципам решения различных задач, приобретают навыки работы над проектами, учатся правильно ставить задачи и решать их, работать в команде.

Робоквантум

На занятиях в этом квантуме дети узнают основы такой современной науки, как робототехника. Спектр применения современных роботов очень широк: от игрушек до сложных производственных систем и космических аппаратов. Занятие робототехникой невозможно и без изучения смежных дисциплин: математики и программирования, конструирования и мехатроники. Ученики «Робоквантума» учатся не просто делать маленькие открытия, но и видеть реальные области их применения (не только сконструировать робота, но сделать его для решения конкретной задачи).

Нейротехнологии стоят на стыке многих областей науки: изучения принципов работы человеческого мозга, программирования и робототехники. Нейротехнологии уже помогают множеству людей восстановить утраченные или сильно пострадавшие функции тела после аварий (интеллектуальные протезы и импланты). Контроль состояния человека помогает избежать критических ситуаций во время исполнения ответственной работы, например, управления поездом. Использование технологий для распознавания сигналов коры головного мозга позволяет добиваться управления различными механизмами одной «силой мысли».

Космоквантум

На занятиях в «Космоквантуме» можно построить модель настоящего космического спутника и «вывести его на орбиту», спроектировать лунную станцию или марсоход. Но все это невозможно без изучения таких дисциплин как астрономия, космическая механика, программирование и др. Современные образовательные решения: макеты, имитирующие условия космического пространства, 3D моделирование и пр. делают процесс увлекательным и наглядным.

От автомоделирования к современному автомобилестроению, от построения дистанционно управляемых моделей машин — к пониманию деталей машин и агрегатов, беспилотному транспорту.

Лазерквантум

Лазерные технологии, хотя и возникли достаточно давно, обладают огромным потенциалом и продолжают находить все новые области применения. Неудивительно, что они выделяются и в Национальной технологической инициативе среди приоритетных областей развития. Занятия в «Лазерквантуме» очень увлекательны для детей. Использование специальных обучающих наборов позволяет наглядно увидеть работу лазерного луча и получить первые практические результаты (например, сделать гравировку или вырезать свою модель из дерева). Кроме того, дети попутно учатся основам работы со специализированным программным обеспечением для лазерной обработки, узнают основы точных наук, получая знания, которые будут им хорошим подспорьем во взрослой жизни, если они изберут этот путь как свою будущую профессиональную деятельность.

Технологии дополнительной и совмещенной реальности перестали быть областью фантастических произведений и все уверенней занимают место в нашей жизни. Без 3D моделирования уже не обойтись в кинематографе, промышленном дизайне, организации различных шоу, архитектуре и строительстве, медицине и других областях современной жизни. Специалисты в этой области будут всегда востребованы. Тем более, если получать эти знания в юном возрасте — это открывает огромные перспективы для творческого поиска и новых изобретений.

Энерджиквантум

Сложно не согласиться с тем, что будущее за альтернативными источниками энергии. И этому будущему уже нужны свои специалисты. Развитие современных транспортных средств, использующих альтернативные виды энергии требует глубоких знаний и новых решений. Химия и физика химических источников тока, электротехника и фотоника, гидродинамика и др. Прикоснуться к этому сложному, но таком перспективному делу, дающему безграничный простор для поиска новых путей и открытий, дети смогут уже на занятиях в «Энерджиквантуме».

IT-технологии переживают стремительный рост и все шире проникают во все сферы нашей жизни. Современные научно-технические и производственные задачи уже не решить без привлечения высококлассных IT-специалистов. Изучение языков программирования и технологий IoT (интернет вещей) — путевка в будущее для юных программистов.

Наноквантум

Изучение, синтезирование и создание новых материалов. Получение современных высококачественных и конкурентоспособный материалов — одна из задач современных нанотехнологий. Увлекательное погружение в химию и материаловедение, знакомство с существующими наноматериалами и принципами их разработки, существующими запросами современности и развитие собственных исследовательских способностей.

Основы географии и геодезии, построение карт и 3D-моделей местности, создание виртуальных туров и работа с беспилотными летательными аппаратами — весь этот удивительный мир открывается детям на занятиях в «Геоквантуме». Хорошие специалисты в области геоинформационных систем постоянно требуются для геологоразведки и добычи полезных ископаемых, в градостроительстве и сельском хозяйстве, в обороне, безопасности и других отраслях.

Биоквантум

На занятиях в «Биоквантуме» ребята знакомятся с биологией и микробиологией, физиологией и ботаникой, генетикой. Учатся работать с современными средствами исследования невидимого мира (микроскопами, хроматографами и др.), узнают как выращивать клеточные культуры, как применяются современные биотехнологии для очистки воды, размножения лекарственных растений, для улучшения жизни людей.

Современный промышленный дизайн позволяет не только создавать красивые и удобные вещи, но и развивает творческое мышление, учит обращаться с современными материалами. Этот квантум предлагает обучение основам рисунка и живописи, компьютерной графики и 3D моделирования, основам материаловедения и составления чертежей.

Аэроквантум

Современное отечественное авиастроение остро нуждается в высокообразованных, увлеченных молодых специалистах. «Аэроквантум» может стать первой ступенькой на этом пути. Начиная с простейших авиационных моделей, дети знакомятся с удивительным и захватывающим миром авиастроения, получая знания по основам аэродинамики, радиоэлектроники и схемотехники, программирования и конструирования. Первые модели беспилотных летательных аппаратов, которые выходят из их рук, уже имеют практическое применение: составление карт местности, поиск пострадавших в зоне чрезвычайных ситуаций, разведка полезных ископаемых и др.

Другие функциональные зоны «Кванториума»

Музей науки, который может располагаться на территории комплекса «Кванториума», является хорошим подспорьем в образовательном процессе, позволяет повысить интерес учеников к современной науке, наглядно увидеть практические результаты в исследуемых ими областях. Интерактивные экспонаты разделяются по областям, например: «Физика и природные явления», «Электричество и магнетизм», «Астрономия и астрофизика», «Оптические эффекты» и др.

Hi-tech цех

Является общей технологической площадкой для всех отделений «Кванториума». Здесь установлено высокотехнологичное оборудование для практических занятий и исследований. Как правило, состоит из двух основных частей:

Управляющая часть

Здесь располагаются компьютеры со специальным программным обеспечением, позволяющие спроектировать и задать управляющие программы для 3D принтеров и станков с ЧПУ.

Производственная часть

Размещается оборудование, на котором реализуются проектные работы учеников (3D принтеры, станки с программным управлением и др.).

На территории Hi-tech цеха дети учатся не только основам современных производственных процессов, но и приобретают конкретные практические навыки (от пайки до работы с современными инженерными программами и станками).

Не менее важно, чем приобретение конкретных знаний и умений, научить будущих ученых и инженеров самому подходу к решению задач. Практически любое современное открытие или разработка являются результатом работы многих людей, специалистов из разных областей. Зона коворкинга «Кванториума» как раз и служит такой своего рода площадкой, где ученики обмениваются идеями, учатся работать вместе, находить решения, стоящие на стыке разных областей современной науки.

Кроме непосредственно учебных помещений, в современных кванториумах также оборудуются такие помещения, как:

  • испытательная площадка;
  • зона отдыха;
  • лекторий;
  • мультимедийная библиотека;
  • кафе.

Группа компаний «Атанор» готова помочь с оснащением вашего «Кванториума»: предложить проектные решения и оптимальный подбор необходимого мультимедиа оборудования.

Связаться с нами

atanorgroup.ru

Все о детских технопарках: инструкция для родителей

Детский технопарк — это площадка, где старшеклассники знакомятся с высокотехнологичным оборудованием и специализированными программами. Здесь ребята осваивают передовые технологии, учатся работать в команде и применять полученные навыки для создания собственных проектов. Детские технопарки открывают для того, чтобы поднять престиж рабочих и инженерных профессий, создать базу для подготовки новых профессиональных кадров.

Где в Москве есть технопарки для детей?

Сейчас в городе семь детских технопарков. Первые два открылись в 2016 году на базе технопарка «Мосгормаш» (Каширский проезд, дом 13, строение 4) и технополиса «Москва» (Волгоградский проспект, дом 42, корпус 13). Один заработал в ноябре 2017-го — «Байтик» в Троицке (Сиреневый бульвар, дом 11). Четыре открылись в декабре 2017-го — на базе Московского центра упаковки (улица Зорге, дом 9а), в технопарке «Калибр» (улица Годовикова, дом 9), в технопарке «Сколково», а также в Московском финансово-юридическом университете (улица Введенского, дом 1а).

До конца года появятся еще пять. Это будут детские технопарки на базе Московского политехнического университета (улица Лефортовский Вал, дом 26), в Национальном исследовательском университете «МИЭТ» (Зеленоград, площадь Шокина, дом 2), на базе Российского государственного социального университета (улица Беговая, дом 12), Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (Госпитальный переулок, дом 4/6) и на ВДНХ. В 2018 году откроется еще один детский технопарк на базе Курчатовского института.

Чему учат в технопарках?

У каждого технопарка свой набор программ. В технополисе «Москва» изучают авиамоделирование, робототехнику, нанотехнологии, промышленный дизайн и энергетику. Юные авиаторы учатся проектировать и собирать коптеры, робототехники — конструировать и программировать роботов. На занятиях по промышленному дизайну дети придумывают дизайнерские решения для разных технологичных изделий — от станка до автомобиля. А программа «Нанотехнологии» учит синтезу и модификации на микро- и наноуровнях.

В «Мосгормаше» три лаборатории: геоинформатики, космонавтики и робототехники.

В «Байтике» также есть три лаборатории, в которых ведутся занятия по восьми направлениям: «Программирование», «Робототехника», «Летательные аппараты», «3D-моделирование и прототипирование», «3D-визуализация и компьютерная анимация», «Видеомонтаж», «Дизайн интерфейсов» и «Интернет вещей».

Технопарк Московского центра упаковки предлагает детям заниматься не только по техническим направлениям («Архитектура и дизайн», «Макетирование», «Инженерные решения»), но и по программам, которые помогут подросткам получить знания и навыки в сфере продвижения и правового оформления проектов.

Детский технопарк «Калибр» специализируется на 3D-моделировании и компьютерной анимации. Для юных мультипликаторов уже открыты четыре лаборатории: «Основы трехмерного моделирования», «Компьютерная анимация и технологии захвата движения», «Компьютерная анимация в виртуальной реальности», «Компьютерная анимация в дополненной реальности».

Во флагманском «Кванториуме» в «Сколкове» для подростков работают 12 лабораторий: космонавтики, робототехники, геоинформатики, биотехнологий, нанотехнологий, авиамоделирования, информационных технологий, VR/AR (изучение основ виртуальной реальности, а также разработка и создание программ и приложений в этой области), энергетики, автомоделирования, когнитивных исследований (изучение основ искусственного интеллекта), промышленного дизайна.

Отличительная особенность технопарка в «Сколкове» в том, что в нем возможны занятия по всем основным направлениям детского творчества, а также здесь проходят обучение преподаватели подобных технопарков для детей.

В «Наукограде» Московского финансово-юридического университета с 1 февраля 2018 года заработают четыре лаборатории: архитектуры и геоинформатики (изучение и проектирование географических информационных систем), ИТ (изучение основ программирования), графического и промышленного дизайна (изучение основ дизайна, проектирования в 3D) и робототехники (изучение основ робототехники, типов и видов роботов, искусственного интеллекта).

Там также открыт кинолекторий для проведения лекций, дискуссий, круглых столов, просмотра научных фильмов и обсуждений с ведущими специалистами отрасли. До 1 февраля 2018 года, когда запустят основные обучающие программы, в детском технопарке будут проходить мастер-классы.

Как детям могут пригодиться эти знания?

Занятия в технопарках развивают у ребят практические инженерные и конструкторские навыки. Они учатся работать на современном оборудовании, получают знания и навыки научно-технических и инженерных профессий, а после окончания всего курса могут заключить отложенные трудовые договоры с ведущими компаниями. А еще наиболее талантливые выпускники детских технопарков могут получить возможность поступления в профильные вузы на льготных условиях.

На какой возраст рассчитаны занятия?

Технопарки «Москва» и «Мосгормаш» разработали программы для подростков 13–17 лет, «Байтик» — 14–17-летних. В «Наукоград» на мастер-классы приходят дети от 10 лет, а занятия рассчитаны для школьников с 14 лет. В детские технопарки на базе Московского центра упаковки и технопарка «Калибр» можно записать ребят от 14 до 18 лет, в «Сколково» — от 12 лет.

Уроки платные?

В технопарках «Мосгормаш», «Москва» и «Сколково» занятия бесплатные, в «Байтике» — платные, в «Наукограде» есть как платные, так и бесплатные занятия, в технопарках «Калибр» и Московского центра упаковки занятия платные, но при этом проводятся бесплатные мастер-классы.

В какой форме проводят занятия?

В технопарках проводят лекции, практические работы, мастер-классы. Занятия бывают и в игровой форме.

Как долго длится курс?

По продолжительности курсы отличаются. Есть рассчитанные на один — три года, есть краткосрочные, которые длятся от двух до шести месяцев. В программе детских технопарков бывают и выездные уроки для учеников школ, и летние экспресс-курсы. Например, этим летом на экспресс-курсах в технопарках «Москва» и «Мосгормаш» занятия шли с понедельника по пятницу.

Как часто и как долго идут уроки?

Как правило, занятия проводятся два раза в неделю. Один урок может длиться от часа до четырех с четвертью. Подробности — в расписании технопарков:

— «Байтик»; 

— «Москва»;

— «Мосгормаш». 

Расписания занятий в «Наукограде» (Московский финансово-юридический университет), детских технопарках на базе Московского центра упаковки, «Калибра» и «Сколкова» появятся позже.

Технопарки проводят занятия и в дни школьных каникул.

Сколько детей обычно присутствует на занятиях?

На одном занятии обычно бывает от восьми до 15 человек.

Проводятся ли на занятиях в технопарках экзамены?

Во время обучения возможен промежуточный анализ усвоенных знаний, но только для того, чтобы скорректировать или дополнить программы занятий. Ребята также защищают проекты, созданные персонально или в группе.

Какой документ выдают по окончании обучения?

В случае успешной защиты проектной работы выдается сертификат о прохождении курса.

Как записаться на занятия?

«Наукоград» и «Байтик» открыли запись на своих сайтах.

Чтобы пройти курс в детском технопарке Московского центра упаковки, нужно зайти на портал iMoscow (регистрация началась 6 декабря) или позвонить по телефонам: +7 (495) 984-71-58 и +7 (495) 926-57-69. Кроме того, можно отправить заявку по электронной почте: [email protected] 

Кто может посещать занятия в технопарках?

Занятия могут посещать школьники и учащиеся первых курсов колледжа. Специальные знания и навыки не требуются, но умение рисовать для ряда направлений приветствуется. Вступительные испытания не проводятся, учиться в технопарке может любой желающий.

Есть ли в технопарках дни открытых дверей?

Каждый из технопарков организует дни открытых дверей. Например, в этом году «Мосгормаш» и «Москва» провели их 1 сентября. Гости побывали на мастер-классах по всем обучающим курсам, попробовали себя в робототехнике, нанотехнологиях, космонавтике, промышленном дизайне и смогли записаться на курсы. Им показали все исследовательские лаборатории, продемонстрировали, как работают научные приборы, и вкратце рассказали о каждом направлении технопарков.

8 и 9 декабря в рамках акции «День без турникетов» дни открытых дверей прошли в детских технопарках «Калибр», «Мосгормаш», в технопарках Московского центра упаковки и в технополисе «Москва».

В технопарке «Наукоград» регулярно будут проводиться бесплатные пробные занятия, мастер-классы, открытые лекции. Также будет работать «Музей развития науки и техники», который расскажет о техническом прогрессе с начала XIX века до наших дней.

Подробная информация о мероприятиях и график работы музея будут размещаться на сайте технопарка и на портале iMoscow. Записаться можно будет онлайн.

Кто учит детей в технопарках?

Ребят в детских технопарках обучают высококвалифицированные преподаватели профильных вузов и работники ведущих предприятий города — индустриальных партнеров.

www.mos.ru

Детские технопарки «Кванториум»: растим инженеров

Совместно с Агентством стратегических инициатив Госкорпорация Ростех с 2016 года развивает федеральную сеть детских технопарков, призванных стать инкубаторами новой инженерной мысли в России. Сегодня любой подросток практически во всех регионах страны может попробовать свои силы в инженерном деле и прикоснуться к самым современным технологиям. О предпосылках появления нового образовательного проекта и особенностях «Кванториума» – в нашем материале. 

Образование ушло в отрыв

Раз в три года в разных странах международная Организация экономического сотрудничества и развития проводит тест, который позволяет оценить уровень знаний школьников и, самое важное – умение применять эти знания на практике. Согласно результатам 2015 года Россия по разным показателям занимает с 26-го по 23-е места. Сегодня разрыв между образованием и потребностями реального сектора экономики увеличивается. И если школьная система, призванная давать базовые знания, достаточно инерционна, чтобы быстро реагировать на запросы общества, то на дополнительное образование в этом плане возлагаются большие надежды. Проблема разрыва между качеством образования и насущными потребностями работодателей актуальна уже несколько десятилетий. В начале 2000-х как ответ на запрос возникают новые формы взаимодействия научной среды и индустрии. Крупные компании стали вкладывать ресурсы в корпоративные образовательные проекты. Особенно нехватка профильных кадров ощущалась в IT-индустрии, поэтому именно этот сектор первым откликнулся на веяние времени. Яркими примерами стали проекты в сфере образования таких компаний, как «Яндекс», ABBYY, «Лаборатория Касперского», 1С, Cisco, Mail.RuGroup. Опыт оказался успешным.

Ростех поддерживает новую модель

Проекты, о которых шла речь выше, были направлены в основном на студентов профильных вузов. А как быть школьникам, которые только начинают определяться с профессией? Для этого в 2015 году Владимиром Путиным была подписана стратегическая инициатива «Новая модель дополнительного образования детей», в рамках которой сегодня по всей стране создаются детские технопарки «Кванториум». Это совершенно новый формат внешкольной работы с учащимися от 10 до 18 лет, где подростки в проектной форме обучаются перспективным естественно-научным и техническим направлениям, осваивают инженерные навыки.

В октябре 2016 года Агентство стратегических инициатив, координатор проекта развития детских технопарков «Кванториум», и Госкорпорация Ростех подписали соглашение о развитии сети инженерных и бизнес-инкубаторов на территории России. Площадки существующих «Кванториумов» должны стать базой для создания инженерных инкубаторов.  

«Реализация стратегии ежегодного роста выручки Ростеха на 17% до 2025 года и увеличение доли гражданской продукции требует от нас формирования новой, современной среды, в которой юные таланты, молодые ученые и бизнес-ориентированные инженеры будут прорабатывать идеи и проекты по гражданскому использованию технологий двойного назначения и по практическому применению имеющихся и новых гражданских разработок», – отметила директор по организационному развитию Госкорпорации Ростех Анна Шарипова. – При том объеме разработок и интеллектуального капитала в военных технологиях, которым обладает Ростех, мы считаем оптимальным решением развитие площадок инженерных бизнес-инкубаторов».

Таким образом Ростех поддержал мировой тренд по созданию новой образовательной модели, когда молодые люди изучают инженерное дело не в аудитории за партой, а сами проходят всю технологическую цепочку от зарождения идеи до ее реализации и выстраивания бизнес-процесса. 

Детский технопарк – что это?

На данный момент открыто 89 технопарков в 62 регионах России, а также три мобильных технопарка «Кванториум» – в Калининградской и Нижегородской областях и Приморском крае. По сути детские технопарки в регионах заменили или, лучше сказать, усилили доставшуюся в наследство от Советского Союза систему Домов пионеров и Домов детского творчества. По словарному определению технопарк – это научно-производственный комплекс, совмещающий взаимосвязанные фундаментальные исследования, опытное производство, внедрение разработок и рынок, включая подготовку менеджеров и специалистов по маркетингу.

Детский технопарк отличается от обычного в той же мере, что и научное исследование от исследования учебного. Для одного и для другого характерны схожие этапы, компоненты и содержание. Отличие взрослого исследования от детского – в масштабе и действительном уровне новизны открытия. Основной целью деятельности детских технопарков является вовлечение максимального количества учащихся в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в разных областях.

Детские технопарки «Кванториум» – это прежде всего уникальная среда для развития универсальных навыков и предметных компетенций через решение реальных кейсов от промышленных партнеров программы. Можно сказать, что здесь детей «учат учиться», то есть педагоги не дают готовых знаний, а предлагают задавать вопросы, самостоятельно работать с информацией, осмыслять большие объемы данных и верифицировать их. Работа строится на основе развития четырех важных компетенций, или 4К: креативность, коммуникативность, критическое мышление, командная работа. Так «Кванториумы» воспитывают поколение детей, способных обеспечить будущий технологический прорыв в нашей стране. 

Как работают детские технопарки

Обучение в «Кванториумах» ведется по 13 направлениям или, как их называют в технопарках, квантумам, каждый из которых соответствует одному из приоритетных направлений инновационного развития:

  • автоквантум (наземный транспорт),

  • аэроквантум (летательные аппараты),

  • биоквантум (биология),

  • геоквантум (геоинформационные технологии),

  • космоквантум (различные области космонавтики),

  • наноквантум (работа с наноматериалами),

  • промдизайнквантум (проектирование объектов массового производства),

  • промробоквантум (промышленная робототехника),

  • энерджиквантум (энергетика),

  • IT-квантум (прикладные информационные технологии),

  • VR/AR-квантум (виртуальная и дополненная реальность),

  • data-квантум (анализ информации),

  • хайтек (умные технологии).

Образовательные программы детских технопарков «Кванториум» рассчитаны на возрастную категорию от 10 до 18 лет. В некоторые квантумы можно поступить на обучение только с 12 лет, что связано со спецификой работы с оборудованием. Работа в технопарках строится проектно, то есть все полученные знания дети могут применить в деле. Процессом руководят наставники-тьюторы, обладающие знаниями в той или иной области. Педагоги проходят многоступенчатый отбор. Большая часть сотрудников технопарков – увлеченные люди, молодые ученые или работники предприятий реального сектора.

Важно отметить, что обучение в «Кванториумах» принципиально бесплатное. Это государственный проект, который существует на бюджетные деньги с привлечением средств партнеров-промышленников. Количество учащихся ограничено только числом свободных мест, никаких дополнительных требований к поступающим не предъявляется. Самое важное – это желание ребенка получать новые знания и раскрывать свои таланты.

Через 7–10 лет, когда сегодняшние «кванторианцы» станут молодыми специалистами, обладающими компетенциями видеть весь цикл проекта от зарождения идеи до финального результата, умеющими эффективно работать в команде, ставить себе цели и креативно подходить к решению новых задач, тогда мы поймем, что наша цель достигнута

Марина Ракова, замминистра образования РФ, создатель сети «Кванториумов»

Региональная поддержка 

В каждом регионе «Кванториум» заручается поддержкой местных промышленных предприятий. Партнеры не только помогают создать инфраструктуру технопарка, но и курируют научную деятельность детей, организуют экскурсии, предлагают реальные проекты для разработки. 

Большинство предприятий-партнеров проекта входят в Госкорпорацию Ростех. Так, например, участники детского технопарка в Калининградской области сотрудничают с Калининградским янтарным комбинатом и занимаются вопросами автоматизации процессов производства янтаря в регионе. Тульский «Кванториум» стал частью креативного индустриального кластера, созданного на базе завода – производителя микрофонов «Октава» Госкорпорации Ростех. Рыбинская двигателестроительная компания «Сатурн» поддерживает местный технопарк, создавая технологические кейсы для юных изобретателей. Сотрудники холдинга «КАМАЗ» вошли в наблюдательный совет одного из первых «Кванториумов» в Набережных Челнах. В Удмуртии детские технопарки создаются с участием концерна «Калашников».

Каждому городу – по «Кванториуму»!

Сегодня в научную деятельность федеральной сети «Кванториум» на постоянной основе вовлечено 80 тысяч детей и около 600 тысяч охвачены мероприятиями, проводимыми сетью. В соответствии с планами развития нацпроекта «Образование» к 2024 году в каждом городе с населением более 60 тысяч человек будет функционировать как минимум один детский технопарк «Кванториум».

Есть надежда, что с помощью такого качественного и целенаправленного влияния на молодые умы при поддержке крупнейших предприятий и корпораций в России будет создан кадровый резерв будущих инженеров, технических экспертов, изобретателей, рационализаторов в самых современных областях науки и производства.

4 Марта 2019

Детские технопарки «Кванториум»: растим инженеров

rostec.ru

Все о детских технопарках: инструкция для родителей московских подростков

Сегодня старшеклассники сами конструируют беспилотники, создают дизайн автомобилей и компьютерные программы для умного дома.

Всему этому их учат в детских технопарках. Это учебно-экспериментальные зоны, оснащенные высокотехнологичным оборудованием. Они расположены на территориях вузов, высокотехнологичных предприятий и городских технопарков. Детей там обучают по инновационным программам, разработанным совместно с передовыми предприятиями Москвы и ведущими вузами столицы. Среди партнеров — Объединенная авиастроительная корпорация, «Союзмультфильм», Роскосмос и другие высокотехнологичные компании.

«В столице уже 14 детских технопарков. Они есть во всех округах и готовы принимать 60 тысяч учеников в год. В них обучают по программам, разработанным совместно с ведущими вузами и предприятиями города. С самыми талантливыми учениками детских технопарков работодатели заключают отложенные трудовые договоры», — ранее заявила заместитель Мэра Москвы Наталья Сергунина.

Что он даст ребенку?

Учеба в детском технопарке может стать трамплином к будущей профессии. Многим выпускникам технопарков будет легче поступить в вуз: институты и университеты дают льготы при поступлении. Слушатели технопарков могут получить от семи до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в 35 высших учебных заведениях.

Более того, успешные ученики могут даже устроиться на работу. С ними заключают отложенные трудовые договоры лучшие российские компании — это гарантирует прием на постоянную работу не позднее чем через два месяца после получения ребятами диплома колледжа или вуза.

На сегодняшний день заключено уже 95 отложенных трудовых договоров по направлениям «Авиация», «Робототехника», «Промышленный дизайн», «Энергетика», «Нанотехнологии». Это значит, что современные работодатели крайне заинтересованы в подготовленных сотрудниках, мотивированных и уже знакомых со спецификой производства. В основном договоры заключались со школьниками, которые успешно окончили курс в детском технопарке и защитили перед предполагаемым работодателем разработанный проект. В таком случае слушатели после технопарка могут продолжить обучение в школе или вузе, и на втором году обучения устроиться на работу по совместительству или проходить во время каникул оплачиваемые стажировки. Обязанность работодателя по их трудоустройству после окончания учебы в вузе или колледже сохраняется.

Чему учат в детских технопарках?

Сейчас в столице работает 14 детских технопарков. Первый был открыт в 2016 году. Ежегодно в них проходят обучение более 60 тысяч ребят по 29 направлениям. У каждого из технопарков свой набор программ.

На территории «Мосгормаша» с 2016 года работает первый московский детский технопарк. Его профильные направления — «Робототехника», «Геоинформатика», «Современная космонавтика». В 2018 году появилось еще одно, уникальное направление — «Нейротехнологии».

На территории технополиса «Москва» изучают авиамоделирование, робототехнику, нанотехнологии, промышленный дизайн и энергетику.

Детский ИТ-технопарк «Байтик» в Троицке обучает по восьми направлениям. Это «Программирование», «Робототехника», «Летательные аппараты», «3D-моделирование и прототипирование», «3D-визуализация и компьютерная анимация», «Видеомонтаж», «Дизайн интерфейсов» и «Интернет вещей».

В детском технопарке «Абстракт» при полиграфическом предприятии «Московский центр упаковки» обучают дизайну, архитектуре, созданию упаковки, а также навыкам в сфере продвижения и правового оформления проектов.

Анимационный технопарк на базе ОАО «Калибр» специализируется на 3D-моделировании и компьютерной анимации. Для учеников открыты лаборатории «Основы трехмерного моделирования», «Компьютерная анимация и технологии захвата движения», «Компьютерная анимация в виртуальной реальности», «Компьютерная анимация в дополненной реальности».

Во флагманском кванториуме в технополисе «Сколково» для подростков работает 12 разнообразных лабораторий — от промышленного дизайна и космонавтики до изучения искусственного интеллекта и виртуальной реальности. Отличительная особенность технопарка в том, что в нем есть занятия по всем основным направлениям детского творчества. Здесь учатся и преподаватели технопарков для детей.

В «Наукограде» Московского финансово-юридического университета ключевое направление — информационные технологии в проектировании и прототипировании. Там изучают программирование, дизайн и архитектуру, проектируют географические информационные системы, занимаются роботами.

Детский технопарк Центра развития инжиниринга Московского политеха специализируется на транспортных и аэрокосмических системах. Ребята учатся создавать космические и беспилотные аппараты, программируют микроконтроллеры, знакомятся с алгоритмами обработки видео и технологиями компьютерного зрения, изучают автомобили и проектируют их дизайн, готовятся к инженерным олимпиадам.

В детском технопарке «Кулибин Про» в павильоне «Народное образование» на ВДНХ учат робототехнике. Здесь собирают модели роботов и программируют их, получают навыки проектирования печатных плат, создают панорамное видео и делают интерактивные инсталляции.

Детский технопарк «Смарт-парк» открыт на базе Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» (МИЭТ) в Зеленограде. Это определяет его основную специализацию — электронику. Также здесь изучают биомедицину. Этот технопарк уделяет особое внимание поиску талантов для МИЭТ и всего инновационного научно-промышленного комплекса Зеленограда.

«Инжинириум» Московского государственного технического университета (МГТУ) имени Н.Э. Баумана специализируется на нанотехнологиях и композитных материалах. Также его ученики занимаются робототехникой. И все это — с уклоном в космические технологии, которые изучают в Бауманке. Вуз дает воспитанникам технопарка льготы при поступлении.

Детский технопарк Российского государственного социального университета (РГСУ) — первый технопарк равных возможностей. В нем есть необходимая инфраструктура и подготовленные преподаватели для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Здесь развивают инженерные, исследовательские навыки, изобретательское, творческое и производственное мышление.

Программы Детского технопарка на базе научно-исследовательского центра «Курчатовский институт» отражают специфику института — флагмана ядерной медицины в России. Ребята здесь изучают естественные науки, природоподобную энергетику, нейрокогнитивные технологии, информатику и коммуникации.

Как записаться в детский технопарк?

Обычно детские технопарки принимают детей с 14 лет, но «Москва» и «Мосгормаш» — с 13, а «Сколково» — даже с 12. Возраст посетителей мастер-классов, которые проводят по выходным дням, не ограничен. Записать ребенка в детский технопарк просто: надо пройти регистрацию на портале детских технопарков города Москвы.

Бесплатные занятия есть в технопарках «Мосгормаш», «Москва» и «Сколково», в остальных — платные, однако предусмотрены бесплатные мастер-классы по выходным. Также познакомиться с программами технопарков можно во время регулярных акций «День без турникетов» и «Технонавигатор: заводы — детям» — бесплатных экскурсий на промышленные предприятия и технопарки города. Проводятся и дни открытых дверей, во время которых устраивают мастер-классы по обучающим программам, демонстрируют исследовательские лаборатории и научные приборы, рассказывают о направлениях исследований.

www.mos.ru

Кванториумы — что это?

В новостях проскочило, что в Москве открылся кванториум — детский технопарк. Все рады. На открытии были и министр образования, и мэр Москвы. Значимое событие не только для столицы, но и для страны в целом. Но что такое эти кванториумы? Чем они хороши и для кого созданы?

Кванториумы — это технопарки для детей в возрасте от пяти до восемнадцати. Огромные структурированные территории, в которых дети бесплатно обучаются, возникают по проекту Минобрнауки и АСИ (Агентства стратегических инициатив). Так реализуется проект «Новая модель системы дополнительного образования детей в России». Проект, поддержанный В.В. Путиным, ставит своей целью вовлечь как можно больше учащихся в инженерно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельность в самых разных областях. В зависимости от направления, кванториумы подразделяются на:

  • автоквантумы;
  • авиаквантумы;
  • dataквантумы (геоинформатика);
  • экоквантумы;
  • энерджиквантумы;
  • робоквантумы;
  • нейроквантумы (нейротехнологии);
  • наноквантумы;
  • космоквантумы;
  • биоквантумы (биоинженерия);
  • Itквантумы;
  • радиоквантумы;
  • ноухауквантумы (изобретательство)
  • гелеоквантумы.

В каждом подразделении дети занимаются своим видом деятельности. Так, в IT-квантуме программируют и учатся защищать данные в Интернете, в биоквантуме изучают микробиологию и биотехнологии, в аэроквантуме знакомятся с созданием беспилотных летательных аппаратов.

Сама идея кванториумов в том, что дети, играя, изучают передовые технологии и учатся применять теоретические измышления на практике. При этом совсем не обязательно «прописываться» в одном квантуме. При желании, легко перейти в другой и в третий, выбрав то направление, которое больше всего увлекает.

Конечно, дети не сами по себе будут изучать новую информацию, а под руководством опытных преподавателей ведущих вузов и видных экспертов в своей отрасли.

Почему в технопарке ребёнку интересно?

Потому что он получает интересную информацию и сразу применяет её на практике. В целом же выделяют две составляющие образовательного процесса:

  1. работа в команде, нацеленная на достижение реального результата;
  2. получение детьми знаний, относящихся к надпредметным или междупредметным, таких как: умение ставить цели и достигать их, умение чётко выражать свои мысли, работать в условиях жёсткой конкуренции и при сжатых сроках.

Минобрнауки рассчитывает, что таким образом молодые таланты будут активно развиваться и занимать призовые места на ведущих международных конкурсах мастерства среди детей, подростков и юношества. А в конечном итоге в стране появятся активные думающие специалисты технического плана, которые возродят промышленность и смогут дать толчок развитию внутренних резервов страны.

Кто финансирует детские технопарки?

Дети занимаются в кванториумах бесплатно. За это платит государство и платят компании, заинтересованные в выращивании кадров мирового уровня для своих нужд.

Статистика утверждает...

Как возникла идея детских технопарков? У неё два источника: подзабытые уже станции юных техников, повсеместно развитые во времена СССР и опыт США и Японии.

Сейчас в системе дополнительного образования занято более 70% школьников. И всего лишь около пяти процентов из них занимаются наукой и техникой. Это очень мало. В США в таких технологических парках занимается каждый пятый школьник, в Японии — каждый десятый. В РФ лучшие показатели охвата детей научно-техническими кружками в Татарстане — 8%.

Российские перемены

В России сейчас меняется вектор. На днях открылся огромный технопарк «Кванториум» на территории технополиса «Москва». Это уже не первый кванториум в Москве и далеко не первый в России. Уже действуют кванториумы в Ханты-Мансийском АО, Татарстане, Томске. На очереди Новосибирск, Челябинск, Ульяновск, Самара, Подмосковье (Дмитров, Реутов, Королев, Жуковский). Только в этом году откроется 20 технопарков в 18 регионах России. Какой потенциал!

В кванториуме для детей есть:

  • учебные классы;
  • мастерские;
  • лекторий;
  • зона для игр;
  • зона для общения.

Для обучения будут приглашены дети из числа одарённых. Но каждый может посетить кванториум во время экскурсии или одного из многочисленных проводимых здесь мастер-классов.

Детские технопарки, с одной стороны, возрождение давно забытого прошлого, а с другой — современный механизм реабилитации науки и техники. Дети очень восприимчивы ко всему новому. Они быстро перенимают опыт и начинают применять на практике то, что даже для взрослых кажется сложным. Большое количество технопарков, действительно, позволит создать хорошую прослойку умных и теоретически подкованных детей, которым будет интересно работать. Кстати, предприятия, финансирующие существование кванториумов, тщательно отслеживают успехи каждого ребёнка и если он делает успехи, заключают с ним так называемый «отложенный договор», в котором обязуются принять его на работу сразу, как только он закончит своё обучение в одном из ведущих вузов России. Это — тоже уникальное новшество, позволяющее уверенно смотреть в жизнь даже сегодняшнему школьнику.

Пожелаем кванториумам активно развиваться и привлекать большое количество детей, увлечённых реальной наукой. Пусть наше будущее будет умным и здоровым!

ros-obrazovanie.ru


Смотрите также