Байопик что это такое


Что такое байопик. Топ-10 самых популярных байопиков

Одним из самых интересных жанров киноискусства является биографический. У подобных фильмов имеется и второе название – байопики. За основу сценария подобных кинокартин берут истории жизни реальных людей, часто знаменитостей.

Байопик – это то же, что и биографический фильм. Англицизм произошел от сложения слов biographical и picture. Основное отличие байопика от другого кино – сочетание в себе черт документального и художественного фильма.

Картины, выпускаемых в данном жанре, исчисляются сотнями. Из всего многообразия выбрать лучшие оказывается довольно сложной задачей. Но проще всего обратиться к результатам опросов пользователей популярных сайтов о кино.

ТОП лучших байопиков по-мнению интернет-пользователей выглядит следующим образом.

«Пианист»

Фото - kino-teatr.ru

Драма о доброте и человечности. Главным героем является польский пианист Владислав Шпильман – герой Второй мировой войны.

«Король говорит!»

На девятом месте списка – фильм, который повествует о другой, но не менее важной части истории Британии – времени правления короля Георга VI.

«Игры разума»

Для любителей науки – фильм о знаменитом математике Джоне Нэше, ставшим лауреатом Нобелевской премии. Драма жизни ученого заключается в том, что большую часть жизни он провел в борьбе со свои недугом – шизофренией.

«Список Шиндлера»

В центре кинокартины – Оскар Шиндлер, который спас 1200 евреев во время войны. Особую драматичность фильму придают черно-белые тона, в которых он отснят.

«Королева»

Шестую строчку ТОПа занимает драма, в которой рассказывает об одном из самых сложных периодов в истории Великобритании – смерти королевы Дианы.

«Поймай меня, если сможешь»

Правдивая история о преступнике Фрэнке, который в 16 лет начинает подделывать чеки, используемые в 26 странах мира. Фильм снят Стивеном Спилбергом, в главной роли – Леонардо Ди Каприо.

«Социальная сеть»

Четвертое место в рейтинге получил фильм, рассказывающий о жизни создателя одной из самых известных социальных сетей Facebook – Марке Цукерберге. Картина демонстрирует его учебу в университете, отношения с партнерами и друзьями, а также путь к успеху.

«Рэй»

В основе сюжета лежит биография Рэя Чарльза – известного американского джазового певца, пианиста и композитора. В детстве мальчик начал терять зрение, но несмотря на это он собрал всю волю в кулак и стал настоящей легендой джаза.

«Жизнь в розовом цвете»

Кинокартина, отснятая по биографии Эдит Пиаф, вышла в 2007 году и занимает второе место в ТОПе. Фильм переносит зрителя на несколько десятилетий назад, когда маленькая Эдит живет в крайней нужде, но взрослея, открывает в себе талант к пению и становится известной во всем мире.

«Дж. Эдгар»

Первое место – биографическая драма от режиссера Клинта Иствуда. Фильм посвящен главе ФБР Эдгару Гуверу, который за несколько десятилетий управления бюро заслужил противоречивую репутацию. Особую сюжетную линию составляют взаимоотношения Гувера с его компаньоном Клайдом Толсоном.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь постами в социальных сетях! Не пропустите еще больше интересных подборок.

Ваш Dомашний.

zen.yandex.ru

Что такое байопик. Топ-15 самых популярных байопиков – Кино и сериалы – Домашний

Байопик – это то же, что и биографический фильм. Англицизм произошел от сложения слов biographical и picture. Основное отличие байопика от другого кино – сочетание в себе черт документального и художественного фильма.

Еще по теме: 7 лучших фильмов о космосе

Картины, выпускаемых в данном жанре, исчисляются сотнями. Из всего многообразия выбрать лучшие оказывается довольно сложной задачей. Но проще всего обратиться к результатам опросов пользователей популярных сайтов о кино.

ТОП лучших байопиков по-мнению интернет-пользователей выглядит следующим образом.

Первое место – биографическая драма от режиссера Клинта Иствуда под названием «Дж. Эдгар». Фильм посвящен главе ФБР Эдгару Гуверу, который за несколько десятилетий управления бюро заслужил противоречивую репутацию. Особую сюжетную линию составляют взаимоотношения Гувера с его компаньоном Клайдом Толсоном.

Фильм Клинта Иствуда «Дж. Эдгар». Фото: kinopoisk.ruКинокартина «Жизнь в розовом цвете», отснятая по биографии Эдит Пиаф, вышла в 2007 году и занимает второе место в ТОПе. Фильм переносит зрителя на несколько десятилетий назад, когда маленькая Эдит живет в крайней нужде, но взрослея, открывает в себе талант к пению и становится известной во всем мире.

Кадр из фильма «Жизнь в розовом цвете», отснятая по биографии Эдит Пиаф. Фото: kinopoisk.ruНе уступает предыдущей кинокартине по музыкальному оформлению драма Тейлора Хэкфорда «Рэй». В основе сюжета лежит биография Рэя Чарльза – известного американского джазового певца, пианиста и композитора. В детстве мальчик начал терять зрение, но несмотря на это он собрал всю волю в кулак и стал настоящей легендой джаза.

Кадр из фильма Тейлора Хэкфорда «Рэй». Фото: kinopoisk.ruЧетвертое место в рейтинге получил фильм «Социальная сеть», рассказывающий о жизни создателя одной из самых известных социальных сетей Facebook – Марке Цукерберге. Картина демонстрирует его учебу в университете, отношения с партнерами и друзьями, а также путь к успеху.

Кадр из фильма «Социальная сеть». Фото: kinopoisk.ru«Поймай меня, если сможешь» – правдивая история о преступнике Фрэнке, который в 16 лет начинает подделывать чеки, используемые в 26 странах мира. Фильм снят Стивеном Спилбергом, в главной роли – Леонардо Ди Каприо.

Фильм «Поймай меня, если сможешь» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Фото: kinopoisk.ruШестую строчку ТОПа занимает драма «Королева», в которой рассказывает об одном из самых сложных периодов в истории Великобритании – смерти королевы Дианы.

Кадр из фильма «Королева». Фото: kinopoisk.ruНа седьмом месте «Список Шиндлера». В центре кинокартины – Оскар Шиндлер, который спас 1200 евреев во время войны. Особую драматичность фильму придают черно-белые тона, в которых он отснят.

Кадр из фильма «Список Шиндлера». Фото: kinopoisk.ruДля любителей науки – фильм «Игры разума» о знаменитом математике Джоне Нэше, ставшим лауреатом Нобелевской премии. Драма жизни ученого заключается в том, что большую часть жизни он провел в борьбе со свои недугом – шизофренией.

Фильм «Игры разума». Фото: kinopoisk.ruНа девятом месте списка – фильм «Король говорит!». Он повествует о другой, но не менее важной части истории Британии – времени правления короля Генриха VI.

Кадр из фильма «Король говорит!». Фото: kinopoisk.ru«Пианист» – драма о доброте и человечности. Главным героем является польский пианист Владислав Шпильман – герой Второй мировой войны.

Одиннадцатое место досталось картине «Пираты Силиконовой Долины», в которой рассказывается история о двух выдающихся личностях – Билле Гейтсе и Стиве Джобсе.

«Капитан Филлипс» – американский фильм о Ричарде Филлипсе – капитане морского судна, которое захватили пираты. Драма расположилась на 12-й строчке рейтинга.

Тринадцатое место заслужил отечественный байопик «Легенда № 17» – история жизни и стремительной карьеры советского хоккеиста Валерия Харламова.

Фильм о знаменитом хоккеисте Валерии Харламове «Легенда № 17». Фото: kinopoisk.ruНе менее интересной является биографическая драма «Авиатор», основанная на истории из жизни американского миллионера, режиссера и изобретателя Говарда Хьюза.

Ну а последнее, пятнадцатое место, в ТОПе занимает исторический фильм о жизни полководца Александра Македонского – «Александр».

domashniy.ru

Что такое байопик?

Что такое байопик? Англоязычный вариант названия биографической кинокартины. И вне всякого сомнения кинобиографии, как направление в кино, очень популярны у зрителя. В этом материале мы поговорим о том, какими бывают байопики и всегда ли они хороши.

Не будет лишним преувеличением сказать, что большинство людей хотя бы раз в жизни интересовались биографией того или иного известного человека. История человечества предлагает нам тысячи имён, жизнь которых была наполнена захватывающими событиями. Военачальники, писатели, политики, учёные, священнослужители, и многие-многие другие стали настоящими легендами.

Неудивительно, что кто-то может заинтересоваться судьбой Наполеона Бонапарта или Амедео Модильяни. Поэтому повествовательные искусства нередко пытаются взять чью-либо биографию и создать на её основе художественное произведение. В кино такое явление получило название «байопик» (от англоязычного biographical motion picture) – т.е. биографическая картина.

Популярность фильмов-байопиков не спадает никогда, поэтому имеет смысл попытаться разобраться в этом явлении. Что такое байопик? Этой теме и посвящаем отдельную статью в цикле «Жанры».

Конечно, не совсем корректно говорить о байопике, как о жанре. Потому как жанровая принадлежность биографической картины сильно варьируется в завимости от объекта рассказа. Так, история про военного деятеля (скажем, фильм «Паттон» Франклина Шаффнера) по форме будет склоняться к военной драме, а сюжет о кантри-гитаристе (как «Переступить черту» Джеймса Мэнголда), скорее всего, предстанет в виде музыкального фильма.

Паттон Переступить черту

Но важно отметить, военная драма про реально существовавшего полководца строится совсем не так, как аналогичный фильм о вымышленном генерале.

Основное отличие, разумеется, в том, что байопик хотя бы номинально должен придерживаться фактов, произошедших с героем в реальности. Вряд ли корректно делать кинокартину, в которой Александр Суворов будет доблестно сражаться с нацистскими войсками под Сталинградом (если перед нами всё же байопик, а не фарс). Мало того, что это может быть воспринято в качестве клеветы на человека, так ещё и гарантирует нападение на создателей фильма специалистов всех мастей, причём весьма справедливое.

Я не могу сказать, что сторонник стопроцентной историчности любой ценой – всё же игровое кино предполагает художественное осмысление действительности и не исключает необходимой драматизации. Однако излишнее фантазирование также чревато последствиями. Хотя, конечно, каждый отдельный случай нужно рассматривать особо.

Так или иначе, большая часть байопиков строится на уже давно устоявшихся элементах, о которых следует побеседовать.

Биография как стандарт

Интересно, что зачастую, вне зависимости от рознящегося жанра, биографические фильмы походят друг на друга. То есть имеют аналогичные структуры повествования. Казалось бы, что общего может быть в биографиях деятелей не только разных профессий, но даже разных эпох? Между тем, байопики почти всегда подвергаются жёсткой унификации формы.

Если выводить сюжетную структуру биографического фильма в виде сухого остатка, то почти всегда мы увидим формулу: великий человек (люди) покоряет всевозможные вершины, не смотря ни на что.

Подобный подход, надо полагать, возникает в первую очередь от стремления минимизировать риски. Потому, с одной стороны, требуется рассказать в фильме наиболее известные факты из биографии выбранной персоны, чтобы просветить интересующихся; с другой стороны важно не оскорбить ничьих чувств.

Указанный метод вполне подходит для создания крепкого фильма, рассчитанного на широкую аудиторию: вспомним «Трамбо» о легендарном голливудском сценаристе Далтоне Трамбо или «Социальную сеть» про создателя Facebook, Марка Цукерберга.

Трамбо

Но важно сказать, что линия наименьшего сопротивления с точки зрения формы может попросту привести к созданию «беззубого фильма».

Хороший примером служит вышедшая во второй половине 2018-го года «Богемская рапсодия», рассказывающая о творческом пути Фрэдди Меркьюри и группы Queen (режиссёр – Брайан Сингер). При заметном внешнем лоске, качественном воссоздании эпохи и крупных финансовых затратах, фильм с сюжетной точки зрения представляет собой экранизацию статьи в Википедии. Особенно иронично выглядит то, что на экране Queen представлены как радикальные творцы-экспериментаторы, а сам фильм боится поэкспериментировать даже в монтаже.

Богемская рапсодия

К сожалению, значительная часть байопиков именно такая – это стандартизированное, отточенное вплоть до каждой миллисекунды кино, опасающееся творческого поиска.

Значит ли, что стандартный байопик можно оценивать только отрицательно? Мне так не кажется. Такие киноленты могут выполнять минимально просветительскую функцию, и зритель, никогда не интересовавшийся объектом того или иного биографического фильма, возможно, сможет заполнить пробел в образовании. Условно говоря, упрощённая версия книжной серии «Жизнь замечательных людей».

Но этим применением биографический фильм не ограничивается. Некоторые режиссёры дают иной ответ на вопрос «Что такое байопик?».

Биография как политика

Советский историк Михаил Покровский утверждал, что история – это политика, опрокинутая в прошлое. Он имел в виду, что таким образом история имеет практическое применение, она может и должна использоваться как инструмент общественной работы сегодня. Че Гевара в книге «Партизанская война» также писал о том, что партизанам полезно было бы почитать жизнеописания героев прошлого.

Хорошо это или плохо, но политический подход довольно часто применяется и в работе с биографическими картинами: иначе говоря, байопик становится инструментом той или иной пропаганды.

Например, советский кинематограф сталинских времён отметился массой байопиков про российских политических и военных лидеров различных эпох («Александр Невский», «Суворов», «Чапаев», «Щорс», «Петр I», «Адмирал Нахимов», «Иван Грозны», «Адмирал Ушаков», «Котовский» и т.д.) – разворот в эту сторону требовался, чтобы поддержать общий разворот в политической жизни страны к сильной и авторитарной власти.

Александр Невский Суворов Щорс

Причём вспомнили даже многих дореволюционных деятелей, которых ещё недавно (в 20-х годах) оценивали в основном отрицательно. Сюжетно у большинства картин отмечалась ярко выраженная патриотическая ориентировка, а также упор на роль исключительной личности в истории. Учитывая, что в это же самое время складывается культ личности товарища Сталина и проводится линия непогрешимости коммунистической партии – тенденция вполне понятна.

Отдельно можно вспомнить так называемые «Ленинианы» и «Сталинианы» (кинокартины, посвящённые Ленину или Сталину, представляющие их, как никогда не ошибающихся вождей).

Ленин в Октябре

Другой характерный образец дарит нам уже современная Россия. В эпоху реставрации капитализма возникла идеологическая необходимость разрушить советские легенды, представить их в нелицеприятном виде и предложить альтернативу. Так появляется, например, биографическая картина «Адмиралъ» (дореволюционный стиль написания, разумеется, не случаен). В нём сложная фигура Александра Колчака трансформируется в благородного и доблестного офицера, единственным прегрешением которого становится любовная интрига на стороне (и то, тяжесть преступления сильно снижается, потому как чувства «искренние»).

Конечно же, красноармейцы и революционеры в фильме не претендуют ни на малейшую человечность – это шайка малограмотных бесчестных бандитов с садистскими наклонностями. По большому счёту, «Адмиралъ» является инвертированным «Чапаевым» (сталинская пропаганда переведённая наоборот). Здесь же вспомним и биографический сериал «Троцкий», берущей своей целью дискредитировать всякое революционное движение перед зрителем – революции здесь устраиваются исключительно властолюбивыми, одержимыми комбинаторами, поэтому население ни в коем случае не должно симпатизировать революционерам прошлого.

Забавно, что и Колчака, и Троцкого в названных лентах играет один и тот же Константин Хабенский – не исключено, что нашлись бы злые языки, которые поиронизировали бы над гипотетически возможным кроссовером о Гражданской войне, где с обеих сторон армиями руководил бы этот артист.

Любопытно, что Ленин в «Троцком» так же вывернут наизнанку относительно Ленина в сталинской пропаганде: из доброго и гениального старичка он превратился в расчётливого беспринципного монстра.

Хабенский-Колчак Хабенский-Троцкий

Россия в данном случае не особенный случай. Политический байопик проявлял себя и в других странах мира. Так, Оливер Стоун сделал «Никсона» и «Буша», посвящённых президентам США Ричарду Никсону и Джорджу Бушу-младшему соответственно – обе картины содержат весьма заметный критический взгляд на американскую политику последних лет.

Масштабная биографическая лента Спайка Ли «Малькольм Икс» о видном борце за права чернокожего населения также нацелена на то, чтобы улучшить понимание белыми чёрной культуры и транслировать идею о возможности мирного сосуществования.

Малькольм Икс

В общих чертах данный подвид биографического кино характеризуется тщательным отбором фактов таким образом, чтобы достичь конкретного политического результата. К несчастью, иногда метод становится инструментом совсем уж бесчестной игры.

Впрочем, есть и куда более экстравагантный формат байопика.

Биография как лаборатория

Наиболее любопытные фильмы получаются тогда, когда режиссёр подходит к созданию байопика, как к действительному творчеству. Автор картины осмысляет героя, о котором рассказывает, и подбирает необходимую художественную концепцию, не оглядываясь на общепринятые стереотипы сюжетной структуры байопика. На большую беду, биографических историй подобного толка появляется совсем немного.

В качестве образца можно вспомнить фильм Мартина Скорсезе «Бешеный бык», являющийся одновременно и спортивной драмой, и байопиком о жизни боксёра Джейка Ла Мотты. Для Скорсезе история Ла Мотты – это история саморазрушения и морального упадка. Отсюда и все средства выразительности: чёрно-белая картинка, локации в стиле неореализма, много грубости и агрессии. И, вне всякого сомнения, главный герой здесь не выглядит, как великий человек, покоряющий вершины.

Бешеный бык

Творчески подошёл к делу и Дон Чидл, популярный актёр, дебютировавший в режиссуре биографическим фильмом о джазмене Майлзе Дэвисе. «Убить трубача» в кинематографической манере старается перенять ритм и импровизационную манеру джаза – отсюда причудливый и изменчивый монтаж, взлетающая до фантастических пределов динамика повествования. Порой даже появляется ощущение, что перед глазами мелькает лишь фантазия. И девиз всего фильма задаёт сам персонаж Дэвиса в самом начале картины: «Когда рассказываешь историю – рассказывай её с интересом».

Убить трубача

Наконец, совсем радикальные эксперименты по отношению к биографиям известных личностей проводил британский кинематографист Кен Рассел. Его метод походит уже на откровенный вымысел и балансирует на грани фола (тот самый случай фарса).

Например, «Листомания» вроде бы является байопиком о пианисте и композиторе Франце Листе, но при этом больше напоминает кич: здесь Лист и Вагнер выглядят, словно рок-звёзды; повсюду фрейдистские символы и целенаправленное смешение эпох. В другом проекте, «Любителях музыки» о жизни Чайковского, Рассел делает уверенный крен в сторону гомосексуализма композитора, доходя до настоящего скандала.

Опыты Кена Рассела стремятся нарушить основное правило направления, а именно – хоть сколько-нибудь терпимую историческую достоверность. Эдакий «безумный» байопик.

Листомания

Естественно, экспериментальный подход к байопику горзадо более рискованный. Картину могут не принять зрители, не оценить критики, да ещё и от специалистов достанется. Однако лично мне кажется, они гораздо ближе стоят к кино, как искусству, чем к статье в Википедии. По крайней мере, такие фильмы всегда смотрятся свежее и неожиданнее.

Так или иначе, кинобиография живее всех живых. Она будет жить столько же, сколько живо кино, потому что история подарила нам очень много видных персонажей и немало подарит в будущем.

Может и некоторые из читателей настоящей статьи уже вынашивают в голове замысел фильма о ком-то ярком и значительном?

craftkino.ru

Что такое Байопик

23Янв

Байопик (Biopic) – это биографический фильм, созданный для показа в кинотеатрах или по ТВ, с целью ознакомления зрителей с особо драматичными моментами жизни реальной личности.

Что такое БАЙОПИК – значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Байопик – это полноценный художественный фильм, рассказывающий о жизни реально существующего или исторического персонажа. Как правило, байопики посвящены наиболее ярким личностям, которые своими действиями значительно повлияли на ход истории или внесли ощутимый вклад в развитие человечества в целом.

Следует отметить, что хоть байопик и основывается на реальной биографии человека, ему все же присущая изрядная доля драматизма и отклонений от подлинной истории. Все дело в том, что в первую очередь, это все-таки художественный фильм, который зрителю должно быть интересно смотреть. Таким образом, режиссеры часто упускают довольно важные с исторической точки зрения факты, и сосредотачиваются на тех акцентах, которые более драматично и ярко передают характер и мотивацию персонажа.

На самом деле, практически каждый байопик манипулирует фактами в определенный момент, когда это нужно сделать в угоду зрительскому интересу. И сколько бы не возмущались историки и биографы по поводу ошибок или несоответствий, данный жанр кино, является всего лишь мультимедийным контентом, созданным для заработка денег.  В некотором смысле, это режиссерские интерпретации биографий.

Фильмы Байопики.

На данный момент существует огромное количество байопиков, но все же, некоторые из них, по нашему скромному мнению, действительно хороши:

  • Список Шиндлера (1993);
  • Ганди (1982);
  • Амадей (1984);
  • Авиатор (2004);
  • Социальная сеть (2010);
  • Лоуренс Аравийский (1962);
  • Игры разума (2001);
  • Линкольн (2012);
  • Игра в имитацию (2014);
  • Тёмные времена (2017).

Байопик и Документальный фильм, в чем разница?

Основное и ключевое различие между двумя этими фильмами заключается в том, что документальный фильм должен в точности передавать все исторические события и факты, которые достоверно известны в отношении главного персонажа. Байопик в свою очередь может более свободно трактовать происходящие события, упускать или добавлять различные детали.

chto-takoe.net

Байопик: что это такое и в чем его специфика

Искусство и развлечения 3 июня 2014

Сегодня в нашем лексиконе появилось много англицизмов, один из них – модное словечко «байопик». Что это такое? Лексема происходит от слияния двух слов - biography (биография) и picture (картина). Значит, biopic - «биографическая картина, кино». Киноленты о жизни и судьбе знаменитой личности – это, стало быть, и есть фильмы-байопики.

Особенности жанра

Биографический фильм обычно строится не только на реальных событиях, случившихся в судьбе той или иной знаменитости, его задача – реконструировать жизненный путь личности. Некоторые авторы говорят про байопик, что это попытка рассказать о событиях и временах, оказавших решающее влияние на судьбу человека.

На байопиках охотно специализируется любая «фабрика грез». Голливуд сделает такую картину в духе захватывающей сказки для взрослых, российские кинокомпании постараются представить наиболее точный «отчет» о жизненном пути именитого человека. В Болливуде пойдут в ход мелодраматические и выразительные краски для воссоздания эпической личности, а японский кинематограф даст предельно насыщенную, жесткую и самобытную картинку.

Пионер среди байопиков

Первая биографическая кинолента вышла на экраны в 1899 году. Десятиминутный байопик «Жанна д’Арк» Жоржа Мельеса в характерной для немых фильмов технике пантомимы повествовал о видениях, подвигах и мученической смерти средневековой героини. С тех пор в кино непрестанно снимаются кинобиографии. Лучшие байопики становятся мировым достоянием и популярным источником, представляющим широкой публике истории жизни замечательных людей. Сосредоточим в нашем обзоре внимание на ярких образцах XXI века, снятых в жанре байопик. Что это за фильмы и как были встречены публикой?

Достоевский

За работу над «иконой» русской романистики взялся известный и талантливый режиссер Владимир Хотиненко. За основу он взял сценарий Эдуарда Володарского, который более чем на половину переписал. Восьмисерийный фильм 2011 года «Достоевский» эмоционально и образно представил судьбу Федора Михайловича через призму самых неоднозначных обстоятельств его жизни. Картину хорошо приняли зрители, но ею остались недовольны литературоведы, утверждавшие, что, на самом деле, все было не так. Что ж, может быть, им виднее. Байопик «Достоевский», тем не менее, получил премию «Золотой орел» за лучший мини-сериал.

Модильяни

Биографическую драму о судьбе итальянского экспрессиониста Амадео Модильяни снял в 2004 году американец Майкл Дэвис. В картине зритель встречается и с другой знаменитостью начала прошлого века – Пабло Пикассо. Обстоятельства жизни Модильяни показаны в точке острого соперничества двух титанов экспрессионизма. Фильм вызвал большой интерес у публики, не последнюю роль в этом сыграла превосходная музыка, созданная Гаем Фарли.

Часы

В 2002 году на экраны вышла лента, рассказывающая о жизни и творчестве Вирджинии Вулф. Роль английской писательницы досталась великолепной Николь Кидман, удостоившейся за нее «Оскара». Биография писательницы в фильме Стивена Долдри изящно соседствует с историями двух женщин, живущих в разных временах – скучающей домохозяйки Лоры (она живет в 1951 году) и редакторши Клариссы (2001 год), спасающей от СПИДа бывшую пассию, которой является сын той самой домохозяйки. Судьбы трех женщин оказываются причудливо переплетенными и в чем-то поразительно сходными. Байопик имел бешеный успех, его высоко оценили поклонники интеллектуального кино. Фильм претендовал на премию «Оскар» по десяти номинациям.

В заключение

Эти три картины можно назвать показательными, если речь идет о кино в жанре байопик. Что это значит? Для каждого из этих фильмов важно не столько строгое соответствие биографической канве в жизнеописании личности, сколько эстетически осмысленное переживание главных событий, так или иначе повлиявших на жизнь и творчество великого человека.

Источник: fb.ru

monateka.com

Байопик: что это такое и в чем его специфика

Сегодня в нашем лексиконе появилось много англицизмов, один из них – модное словечко «байопик». Что это такое? Лексема происходит от слияния двух слов - biography (биография) и picture (картина). Значит, biopic - «биографическая картина, кино». Киноленты о жизни и судьбе знаменитой личности – это, стало быть, и есть фильмы-байопики.

Особенности жанра

Биографический фильм обычно строится не только на реальных событиях, случившихся в судьбе той или иной знаменитости, его задача – реконструировать жизненный путь личности. Некоторые авторы говорят про байопик, что это попытка рассказать о событиях и временах, оказавших решающее влияние на судьбу человека.

На байопиках охотно специализируется любая «фабрика грез». Голливуд сделает такую картину в духе захватывающей сказки для взрослых, российские кинокомпании постараются представить наиболее точный «отчет» о жизненном пути именитого человека. В Болливуде пойдут в ход мелодраматические и выразительные краски для воссоздания эпической личности, а японский кинематограф даст предельно насыщенную, жесткую и самобытную картинку.

Пионер среди байопиков

Первая биографическая кинолента вышла на экраны в 1899 году. Десятиминутный байопик «Жанна д’Арк» Жоржа Мельеса в характерной для немых фильмов технике пантомимы повествовал о видениях, подвигах и мученической смерти средневековой героини. С тех пор в кино непрестанно снимаются кинобиографии. Лучшие байопики становятся мировым достоянием и популярным источником, представляющим широкой публике истории жизни замечательных людей. Сосредоточим в нашем обзоре внимание на ярких образцах XXI века, снятых в жанре байопик. Что это за фильмы и как были встречены публикой?

Достоевский

За работу над «иконой» русской романистики взялся известный и талантливый режиссер Владимир Хотиненко. За основу он взял сценарий Эдуарда Володарского, который более чем на половину переписал. Восьмисерийный фильм 2011 года «Достоевский» эмоционально и образно представил судьбу Федора Михайловича через призму самых неоднозначных обстоятельств его жизни. Картину хорошо приняли зрители, но ею остались недовольны литературоведы, утверждавшие, что, на самом деле, все было не так. Что ж, может быть, им виднее. Байопик «Достоевский», тем не менее, получил премию «Золотой орел» за лучший мини-сериал.

Модильяни

Биографическую драму о судьбе итальянского экспрессиониста Амадео Модильяни снял в 2004 году американец Майкл Дэвис. В картине зритель встречается и с другой знаменитостью начала прошлого века – Пабло Пикассо. Обстоятельства жизни Модильяни показаны в точке острого соперничества двух титанов экспрессионизма. Фильм вызвал большой интерес у публики, не последнюю роль в этом сыграла превосходная музыка, созданная Гаем Фарли.

Часы

В 2002 году на экраны вышла лента, рассказывающая о жизни и творчестве Вирджинии Вулф. Роль английской писательницы досталась великолепной Николь Кидман, удостоившейся за нее «Оскара». Биография писательницы в фильме Стивена Долдри изящно соседствует с историями двух женщин, живущих в разных временах – скучающей домохозяйки Лоры (она живет в 1951 году) и редакторши Клариссы (2001 год), спасающей от СПИДа бывшую пассию, которой является сын той самой домохозяйки. Судьбы трех женщин оказываются причудливо переплетенными и в чем-то поразительно сходными. Байопик имел бешеный успех, его высоко оценили поклонники интеллектуального кино. Фильм претендовал на премию «Оскар» по десяти номинациям.

В заключение

Эти три картины можно назвать показательными, если речь идет о кино в жанре байопик. Что это значит? Для каждого из этих фильмов важно не столько строгое соответствие биографической канве в жизнеописании личности, сколько эстетически осмысленное переживание главных событий, так или иначе повлиявших на жизнь и творчество великого человека.

autogear.ru


Смотрите также