Азулежу что это такое


Азулежу: что это такое, как это произносится и используется в интерьере

Если вы желаете слыть знатоком в сфере дизайна интерьеров и околоинтерьерных наук, то вам просто необходимо прочесть данную статью, ведь в ней пойдет речь о жемчужине отделочных материалов и, даже более того — наследия мировой культуры. Сегодня мы расскажем все о плитке Азулежу: как произносится это название, откуда взялась сама плитка и как ее применить в современном интерьере.

История появления плитки Азулежу

Не узнать изразцы португальской глиняной плиточки Азулежу просто невозможно: ее характерная роспись, обжиг и глазурованная поверхность сразу бросается в глаза и остается в памяти надолго. Кстати, если подражать языку оригинала ( на португальском — Azulejo), название “азулежу” (ударение следует делать на слог “ле”) также можно произносить как “азульехо”, но такой вариант менее распространен.

Интересно то, что в Португалию и Испанию глазурованный расписной кафель Азулежу (изначально зульяйдж) появился благодаря арабам. Ведь первая облицовочная керамика изготавливалась на Востоке. В Португалии до сих пор сохранились образцы старинных азулежу — ними украшены стены монастыря Консейсан и дворца в Синтре. Эксперты утверждают, что они относятся к XV веку, то есть этой плитке уже около 500 лет.

Развитие дизайна плиток

Поскольку первоначальными дизайнерами азулежу были арабы, то рельефная поверхность плиток, чаще всего, складывалась в звездообразные рисунки, что весьма характерно для культуры Востока. Но жизнерадостные португальцы добавили разнообразия в расписные орнаменты, а со временем плитки азулежу стали изображать натуралистичные картины и даже людей. В XVI веке, под влиянием Италии,  в дизайн азулежу вошли сюжеты древнеримских мифов, да и сама техника росписи стала немного другой: краску наносили уже не на рельефную, а на плоскую поверхность плитки, предварительно покрытой цинковой глазурью.

Пик популярности Азулежу пришелся на середину XIX века, когда оригинальная плитка поступила в массовое производство и стала широко использоваться для облицовки стен во дворцах и храмах, а затем и для декорирования жилых зданий, причем не только изнутри, но и снаружи. Также Азулежу нередко украшали подступенки городских лестниц.  Подобный декор до сих пор можно встретить на улицах Лиссабона.

Азулежу в современном интерьере

Современные производители керамической плитки до сих пор используют особенности дизайна Азулежу и создают уникальные  образцы по подобию португальского оригинала. Так, блестящая глазурованная плитка с яркими мотивами или двухцветным орнаментом — это не просто отделочный материал, а колоритное дополнение дизайна интерьера. привносящее в оформление любой комнаты особый характер.

Кстати, мода на плитку пэчворк —  это отголоски Азулежу. Такая плиточка, несмотря на яркий узор, прекрасно смотрится в композиции. При желании, ее можно комбинировать с обычной белой плиткой.

Традиционные мотивы Азулежу прекрасно смотрятся в облицовке не только стен, но и пола, потолка и даже мебельных фасадов. Очень стильно и оригинально выглядит акцентная стена в стиле Азулежу. Словом, такая плиточка способна взять на себя роль главного украшения современного интерьера! Ее можно смело использовать для декорирования кафе и ресторанов, а одно из преимуществ хороших образцов  — они красиво старятся, а сколы и трещинки лишь дополняют общую картину.

При использовании материала ссылка на myinterior.info обязательна.

(c) http://myinterior.info/

(c) http://myinterior.info/

zen.yandex.ru

Азулежу - Португалия, Лиссабон. Здесь человек счастлив

Прогуливаясь по улочкам Лиссабона, можно бесконечно долго любоваться сказочной отделкой домов из керамической плитки. Где-то — это табличка с названием улицы, где-то — масштабное панно, а где-то — целые дома с красивым узором по всему фасаду!

Эта необыкновенная плитка буквально преследует повсюду, ведь узнаваемые узоры уже давно распространились на весь португальский быт. Одежда, аксессуары, сувениры, упаковки продуктов, этикетки вин — во всем без труда угадывается Португалия.

Конечно же, все это — азулежу (azulejo) — знаменитая керамическая плитка, без которой невозможно представить португальскую архитектуру.

Дом, покрытый плиткой. Лиссабон, район Graça Дом, покрытый плиткой. Лиссабон, район Graça

«Azul» по-португальски означает «синий». Это слово произошло от названия минерала Lápis-lazúli, известного нам как лазурит. «Lápis» с латинского означает «камень» (это же слово в португальском языке обозначает «карандаш», причем в единственном и множественном числе), а слово «lazúli» происходит от длинной цепочки заимствований латинский-арабский-персидский (в значении «синий камень») вплоть до индийского санскрита, где оно означало «кольцо» или «жизнь короля».

«Азулежу» произошло от арабского azzelij (или al zuleycha, al zuléija, al zulaiju, al zulaco), означающего «маленький отполированный камень».

Изначально керамическая плитка использовалась для облицовки стен на Востоке. В XIV-м веке мавры завезли эту традицию на Пиренейский полуостров. Развиваются местные фабрики, и уже в XV-м веке плитка попадает в Португалию из испанской Севильи. Самые ранние образцы можно увидеть в Национальном дворце Синтры (Palácio Nacional de Sintra).

Старейшая керамическая плитка в Национальном дворце Синтры

Керамическая плитка используется не только в качестве украшения, но и для практических целей. Зимой, когда на улице дожди и крайне высокая влажность, азулежу защищает от сырости, а летом — от жары.

Первые образцы азулежу имели рельефную поверхность с бороздками и канавками — тем самым предотвращалось смешение красок. Использовалось как правило четыре цвета, и в основе лежал геометрический рисунок. Цвета получали из оксидов различных металлов: кобальт (синий), медь (зеленый), марганец (коричневый и черный), железо (красный) и олово (белый). В это время еще нет стандартов относительно размеров плитки, так что встречаются различные варианты со стороной в пределах 13,5-14,5 сантиметров.

В конце XV-го века у итальянцев была перенята техника под название «майолика» (maiolica), в рисунках появляются сюжеты из античных мифов и сказаний, а плитка становится более красочной.

Рюмочная Ginjinha Rubi в Лиссабоне

В дальнейшем на изменение техники оказывает влияние импорт из Голландии, где, в свою очередь вдохновились пришедшим в Европу по морскому пути китайским фарфором, раскрашенным в бело-синие цвета.

Плитка на стене здания

Португальская знать охотно делала заказы на панно новейших модных тонов на исторические темы. Местные мастера быстро освоили голландскую технику, и производство азулежу приобретает массовый характер. Теперь внутренние стены многих домов, монастырей и дворцов покрылись керамической плиткой.

Узоры на португальских домах

Азулежу завоевывает многих местных художников. Например известный португальский мастер Франсишку ды Матуш (Francisco de Matos) украсил капеллу São Roque в одноименной церкви.

В период восстановления Лиссабона после разрушительного землетрясения 1755-го года, министр Маркеш ды Помбал (Marquês de Pombal) выводит производство плитки на новый уровень, найдя её не только весьма красивой с эстетической точки зрения, но и весьма дешевой в качестве материала оформления фасадов. Открываются новые фабрики, а спрос на азулежу существенно возрастает в связи с тем, что местные жители выкладывают изображения святых над входом в дом — они должны были защитить их жилища от новых природных катаклизмов.

Один из домов в Лиссабоне

В XIX-м веке изготовление азулежу приобрело поистине промышленные масштабы. Теперь в Португалии сложно найти дом, в котором не было знаменитого украшения. Несмотря на то, что азулежу – это всего лишь керамическая плитка размером 14х14 сантиметров, португальцы превратили её в настоящее произведение искусства и собственную гордость.

Узор на азулежу

Новую жизнь в развитие искусства азулежу вдохнули заказы на отделку интерьеров метро после окончания Второй Мировой войны. Весьма значимый вклад внесла Мария Кейл (Maria Keil), которая на протяжении 25-и лет занималась оформлением почти двух десятков станций лиссабонского метрополитена.

Стены станции метро Intendente в Лиссабоне Стены станции метро Campo Pequeno в Лиссабоне Стены станции метро Marquês de Pombal в Лиссабоне

В столице Португалии, в старинном здании конвента монастыря Богоматери (Igreja do Convento da Madre de Deus), специально для изучения португальской техники росписи керамической плитки, в 1980-м году открылся музей азулежу.

Экспонат Музея Азулежу в Лиссабоне Экспонат Музея Азулежу в Лиссабоне

Здесь можно узнать не только об истории азулежу, посмотреть старинные и современные образцы, но и посетить мастеркласс по росписи португальской плитки. Особенно среди экспонатов выделяется гигантское азулежу производства 1730-го года, изображающее панораму Лиссабона до землетрясения.

Панорама Лиссабона до землетрясения. Музей Азулежу в Лиссабоне

Изразцами местные жители украшают интерьеры домов, на плитках пишут названия улиц, магазинов, кафе. Иногда настоящие шедевры можно увидеть в абсолютно обыденной обстановке. Это вызывает двоякое чувство у путешественника, но не у жителя полуострова.

Конечно же, современное португальское искусство неразрывно связано с азулежу. Например в октябре 2016-го года известный уличный художник André Saraiva подарил городу уникальную стену-панно из азулежу. Француз португальского происхождения разрисовал 53 тысячи плиток, а длина стены составила 170 метров. Полюбоваться им можно на Campo de Santa Clara:

Стена азулежу авторства известного артиста André Saraiva в Лиссабоне

На протяжении истории изготовление плитки подвергалось влиянию разных стилей вплоть до модерна и стилей XX-го века. Однако вечной классикой считается техника изготовления азулежу XVIII-го века — кобальтовый синий рисунок на белом фоне. После обжига в печи краска становится особенно насыщенной. И, конечно же, чем старее плитка, тем она ценнее, поэтому в Лиссабоне есть «любители» нажиться на краже старинных образцов.

Азулежу во Дворце Келуш в стиле рококо

Настоящие художественные уникальные произведения из азулежу в Лиссабоне вы встретите в огромном количестве. Например, здание бывшей пивной фабрики «Fábrica da Trindade», известное под именем «Casa do Ferreira das Tabuletas». Фасад здания украшен мозаичным панно на масонскую тематику из азулежу ручной работы мастера Луиша Ферреира. Рядом находится ресторан «Cervejaria Trindade», где интерьер выдержан в аналогичном стиле.

Фасад Casa do Ferreira das Tabuletas, Лиссабон

Также нельзя пройти мимо бывшего здания одной из столичных фабрик азулежу — «Fábrica de Cerâmica da Viúva Lamego» на Intendente. В 1930-х года производство переехало в районе Palma de Baixo, а в 1992-м году — в Синтру, район Abrunheira.

Fábrica de Cerâmica da Viúva Lamego, Лиссабон

Для того, чтобы по-настоящему оценить красоту неповторимых португальских фасадов, интерьеров, сувениров и всего многообразия азулежу, нужно чуть-чуть проникнуть историей этой маленькой, но гордой страны. И обязательно купить плиточку в качестве сувенира!

Fábrica de Cerâmica da Viúva Lamego, Лиссабон

До встречи в стране культа керамической плитки 🙂

lissabon.guide

Португальские азулежу: происхождение и основные этапы развития

Азулежу – расписная глазурованная керамическая плитка, которая занимает важнейшее место в португальской культуре, без которой невозможно представить себе португальскую архитектуру и португальское искусство в целом [1]. В Португалии азулежу повсюду – на фасадах и в интерьерах церквей, общественных зданий и жилых домов. Ими украшены ступеньки лестниц, фонтаны, скамейки, вывески на магазинах, таблички с названиями улиц, станции метро и вокзалов. Глазурованная керамическая плитка прочно вошла в быт португальцев, стала частью их жизни и одним из главных символов Португалии. История португальских азулежу начинается с XV века. Однако это искусство своими корнями уходит в глубину истории [2].

Азулежу представляет собой глазурованную, расписанную, обожженную глиняную плитку квадратной формы, размер которой варьируется от 12 см до 14 см. Название «азулежу» (порт. «azulejo») имеет арабские корни, поскольку именно арабы в VIII веке, завоевав Пиренейский полуостров, привезли с собой в Европу глазурованный кафель, который с древних пор использовался на Востоке для облицовки стен.

Секрет глазурованной плитки – в стекловидном покрытии, которое отличается блеском и придает плитке твердость и влагонепроницаемость. Процесс глазурования осуществляется путем покрытия подсушенной глиняной плитки глазурью [3] с последующим обжигом. Добавление в глазурь оксидов металлов позволяет придавать изделию тот или иной цвет, который получается во время обжига в печах при высоких температурах [4].

Облицовочная керамика, покрытая глазурью, была известна еще в Древнем Египте и Месопотамии. III тысячелетием до нашей эры датируются керамические плитки бирюзового цвета, которыми облицованы помещения пирамиды Джосера в Саккаре. Бирюзовый цвет, наряду с зеленым, в Древнем Египте считался символом возрождения и победы над смертью.

Керамическая глазурованная плитка. Облицовка стен помещений пирамиды Джосера, Египет, III тыс. до н. э.

Всемирно известные ворота Иштар, через которые шли торжественные процессии вавилонян, построенные в VI веке до нашей эры царем Нововавилонского царства Навуходоносором, облицованы блестящей керамической плиткой. На синем фоне выделяются светло-желтые изображения быков и фантастических существ с рогатой змеиной головой, чешуйчатым телом, львиными передними и орлиными задними лапами.

Ворота богини Иштар, деталь. Вавилон. VI век до н. э. Пергамский музей, Берлин

Ворота богини Иштар, деталь. Вавилон. VI век до н. э. Археологический музей, Стамбул

А на стенах Дороги процессий, ведущей к воротам Иштар, торжественно вышагивают 120 львов с золотым гривами [5].

Стена Дороги процессий. VI век до н.э. Вавилон. Пергамский музей, Берлин

Эти стены вместе с воротами – убедительное доказательство того, что изготовление керамической плитки с многокрасочной глазурью достигло в Месопотамии высочайшего технического уровня.

Широко использовалась керамическая плитка и в Древней Персии. В эпоху Ахеменидов, династии персидских царей конца VI – IV века до нашей эры, глазурованной плиткой украшаются дворцы в Сузах и Персеполе. Керамический фриз на стенах дворца Дария I представляет личную гвардию персидского царя, так называемых «бессмертных воинов» (Бессмертные воины. Керамический фриз. Дворец Дария I, Сузы. 510 год до н. э. Лувр, Париж).

Бессмертные воины. Керамический фриз. Дворец Дария I, Сузы. 510 год до н. э. Лувр, Париж

Изображения крылатых быков во дворце в Сузах датируются IV веком до н. э. и относятся к периоду правления Артаксеркса II. (Крылатый бык. Изразцовый рельеф из дворца Артаксеркса II, Сузы. IV век до н. э. Государственный музей, Берлин).

Крылатый бык. Изразцовый рельеф из дворца Артаксеркса II, Сузы. IV век до н. э. Государственный музей, Берлин

Вплоть до VIII века нашей эры глазурованная керамическая плитка производилась главным образом на территории Персии. Дело в том, что основным строительным материалом в Месопотамии была глина, вследствие чего на протяжении многих столетий архитектура развивалась на основе техники строительства из кирпича, а основным декоративным элементом была как раз керамика.

О высоком уровне производства глазурованной керамической плитки в период правления персидской династии Сасанидов, с III по VII век нашей эры, свидетельствуют найденные обломки изразцов того времени. Однако сведения о мастерских и технологиях производства имеются весьма скудные и отрывочные, поскольку способы производства глазурованной плитки держались в строжайшей тайне.

В VII веке государство Сасанидов было завоевано арабами, и начавшаяся исламизация существенным образом повлияла на искусство керамической плитки. Ислам отрицал возможность изображения Бога и правомерность антропоморфных и зооморфных образов в искусстве. Поэтому с тех пор стены зданий стали украшаться многоцветным ковром из глазурованной, разнообразной по форме плитки с растительным и геометрическим орнаментом. XII – XIV века – период расцвета керамического искусства средневекового Ирана. Главная особенность иранской глазурованной керамической плитки этого периода – ярко выраженная декоративность, подкрепленная характерным для средневековых восточных мастеров стремлением украсить любую свободную плоскость [6]. (Иранская керамическая плитка. XIII век. Лувр, Париж; Иранская керамическая плитка из михраба мечети. Кашан. Конец XIII века. Музей прикладного искусства, Франкфурт-на-Майне).

Слева: Иранская керамическая плитка. XIII век. Лувр, Париж. Справа: Иранская керамическая плитка из михраба мечети. Кашан. Конец XIII века. Музей прикладного искусства, Франкфурт-на-Майне

Как раз этот вид глазурованной плитки и проник в Европу вместе с арабскими завоевателями, которые покорили Пиренейский полуостров еще в VIII веке. Поэтому в основе испанского и португальского азулежу лежит именно иранская традиция производства глазурованной керамической плитки, которая своими корнями уходит в искусство Древнего Востока.

Глазурованная керамика становятся важнейшим элементом декоративной отделки религиозных сооружений и дворцов мавританской архитектуры в Испании [7]. Яркими примерами использования керамики в отделке помещений мавританского зодчества могут служить испанские глазурованные плитки из дворца Алькасар в Севилье (XIII век), из дворца Альгамбра в Гранаде (XIII – XIV век) и из часовни Святого Варфоломея в Кордове (XIV век).

Дворец Алькасар, Севилья. Азулежу, XIII век

Альгамбра, Гранада, Испания. Азулежу, XIII век

Азулежу, техника аликатадо. Альгамбра, Гранада, Испания. XIII век

Азулежу, техника аликатадо. XIV век. Часовня Святого Варфоломея, Кордова, Испания

В мавританской архитектуре глазурованные плитки назывались «зулляйдж» от арабского слова «الزليج az-zulaiŷ», которое в переводе означает «полированный камень». Подобное название можно объяснить желанием имитировать технику мозаики из камня. Действительно, глазурованная керамика, которой украшали стены, напоминала по своему виду римскую пластиночную, или так называемую, штучную мозаику «opus sectile romano», которая получила широкое распространение особенно в эпоху поздней античности. Техника штучной мозаики заключалась в использовании разных по размеру отшлифованных пластин мрамора или другого камня, из которых выкладывался декоративный узор или какое-либо изображение. Среди самых известных произведений штучной мозаики поздней античности является мозаика с изображением тигра и теленка из римской базилики Юния Басса (325 год, Капитолийские музей, Рим) и мозаика из Остии с погрудным изображением Христа (IV век, Национальный музей Раннего Средневековья, Рим).

Тигр и теленок. Штучная мозаика. IV век. Из базилики Юния Басса, Рим. Капитолийские музеи

Христос. IV век. Штучная мозаика. Порта-Марина, Остия. Национальный музей раннего Средневековья, Рим

Из Испании производство глазурованной керамической плитки в XV веке распространилось и на территорию Португалии. На португальской земле слово «зулляйдж» превратилось в «азулежу». Керамические панно из Королевского дворца в Синтре, датируемые серединой XV века, считаются самыми первыми азулежу Португалии. Предполагают, что их делали испанские мастера, прибывшие из Севильи. От мусульманской культурной традиции был унаследован растительно-геометрический орнамент и цветовая гамма, в которой использовались в основном четыре цвета, получаемые из оксидов металлов: синий (кобальт), зеленый (медь), коричневый (марганец), белый (олово).

Королевский дворец, Синтра, Португалия. Азулежу XV века

Королевский дворец, Синтра, Португалия. Первые португальские азулежу XV века

Первые португальские азулежу были выполнены в технике, которая в Испании называлась «аликатадо». Название техники происходит от испанского слова «alicates» (щипцы, плоскогубцы). Пока глина была еще мягкая, керамисты резали ее щипцами. Потом из получавшихся глазурованных обожженных кусочков выкладывали орнаментальные композиции. Однако такая техника, имитирующая мозаику, была весьма трудоемкой.

Азулежу, техника аликатадо. Альгамбра, Гранада, Испания. XIII век

С XV века все чаще стали использовать технику «сухой веревки» (исп. «cuerda seca»). С помощью шаблонов получали плитку квадратной формы одинакового размера. Предварительный рисунок наносился на плитку припорохом с использованием бумажного трафарета с проколотыми дырочками и мешочка, набитого красящим веществом, как правило, углем. Перед тем как наносить цветную глазурь, контур рисунка процарапывался и обводился кисточкой со смесью карбоната марганца и льняного масла. Это делалось для того, чтобы цвета глазури не смешивались. После обжига контурная линия рисунка, в отличие от блестящих ярких глазурей, получались темного матового цвета.

Азулежу, XV век. Техника сухая веревка. Лувр, Париж

Поскольку декоративный узор плитки первоначально не отличался разнообразием и повторялся, стали использовать специальные формы-заготовки из дерева, с помощью которых на еще мягкой глине отпечатывали рисунок. На поверхности образовывались выступающие борозды, которые препятствовали смешению цветов глазури во время обжига. Так получались рельефные керамические плитки. Такие рельефные плитки являются частью декоративного украшения Королевского дворца в Синтре, наряду с плитками, выполненными в технике «аликатадо» и в технике «сухой веревки».

Королевский дворец, Синтра, Португалия. Азулежу XV века

Эволюция азулежу состояла не только в изменении технологии производства, но и в постепенном переходе от простых изображений с геометрическим и растительным орнаментом к сложным многоцветным композициям, отвечавшим требованиям европейской культуры и представлявшим исторические и христианские сюжеты. Этому способствовала заимствованная из Италии в XVI веке техника майолики.

В основе итальянской майолики лежала испано-мавританская глазурованная керамика, которая стала проникать в Италию из мавританской Испании через остров Майорка. От названия острова и произошёл термин «майолика». Цена на привозную майолику была столь высока, что это подстегнуло итальянцев самим производить глазурованную керамику. Вскоре был найден и свой способ производства, и начиная с XV века итальянская майолика стала распространяться по всем странам Европы.

Роспись разноцветными красками делалась по сырой непрозрачной оловянной глазури, нанесенной на предварительно обожженное глиняное изделие. После этого плитка повторно обжигалась. Техника майолики позволяла создавать большие красочные керамические панно со сложными многофигурными композициями, имитирующими живописные полотна и стенные росписи. Панно из азулежу отныне перестали быть чисто орнаментальными и превратились в большие картины на бытовые, исторические и религиозные сюжеты. Однако техника майолики имела свои сложности. Похожая по своей сути на технику фрески, роспись по сырой глазури требовала быстрой работы и не допускала никаких исправлений. Если раньше керамическую плитку были в состоянии изготавливать даже простые ремесленники, которые могли и не уметь рисовать вовсе, теперь же для выполнения «живописи по-итальянски» требовались искусные мастера.

Первым, кто на Пиренейском полуострове стал делать керамическую плитку в технике майолики, был уроженец Пизы Франческо Николозо, по прозвищу Пизано. Он работал в Севилье в начале XVI века, с 1503 по 1529 год. Его авторству принадлежит большое керамическое панно с изображением встречи Марии и Елизаветы из Капеллы Королевского дворца в Севилье (1504), алтарный образ из монастыря Тентудия, состоящий из 640 азулежу (1518, Калера-де-Леон, Испания), а также панно с изображение Бога Отца (начало XVI века), которое сейчас находится в Музее изящных искусств Севильи.

Франческо Николозо. Встреча Марии и Елизаветы. 1504. Азулежу. Капелла Королевского дворца в Севилье, Испания

Франческо Николозо. Встреча Марии и Елизаветы. 1504. Азулежу. Капелла Королевского дворца в Севилье, Испания

Франческо Николозо. Алтарный образ. Азулежу. 1518. Монастырь Тентудия, Калера-де-Леон, Бадахос, Испания.

Франческо Николозо. Алтарный образ. Сцена Благовещения. Азулежу. 1518. Монастырь Тентудия, Калера-де-Леон, Бадахос, Испания.

Франческо Николозо. Алтарный образ. Сцена Вознесения Девы Марии. Азулежу. 1518. Монастырь Тентудия, Калера-де-Леон, Бадахос, Испания.

Франческо Николозо. Алтарный образ. Голгофа. Азулежу. 1518. Монастырь Тентудия, Калера-де-Леон, Бадахос, Испания.

Франческо Николозо. Бог Отец. Начало XVI века. Азулежу. Музей изящных искусств Севильи

Влияние творчества Франческо Николозо на развитие искусства азулежу было огромным и распространилось не только на Испанию, но и на Португалию.

Во второй половине XVI века в Португалии в технике майолики работают местные мастера Марсал и Франсиску ди Матуш. Авторству Марсала ди Матуш приписывается керамическое панно 1580 года с изображением сцен Благовещения и Рождества Христова, которое раньше находилось в церкви Святого Андрея в Лиссабоне (ныне в Национальном музее азулежу Лиссабона).

Марсал ди Матуш. Благовещение. Рождество. Святые Иоанн и Лука. 1580. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Марсал ди Матуш. Рождество Христово. 1580. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Марсал ди Матуш. Рождество Христово. 1580. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Марсал ди Матуш. Слева: Святой Иоанн. Справа: Святой Лука. Азулежу. 1580. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Франсиску ди Матуш в 1584 году создает картины из азулежу с изображением сцен из жизни Святого Роха для одной из капелл церкви Святого Роха в Лиссабоне. Эта церковь, к слову сказать, не пострадала во время землетрясения 1755 года и является одним из важнейших памятников португальской архитектуры XVI века.

Франсиску ди Матуш. Азулежу. Сцены из жизни Святого Роха. 1584. Церковь Святого Роха, Лиссабон. Фото: olgau.livejournal.com

Из интересных образцов азулежу, выполненных в технике майолики, можно выделить также керамическую картину «Сусанна и старцы» XVI века из загородного королевского дворца в Азейтау и «Аллегорию Евхаристии» 1660 года из монастыря Святой Анны в Лиссабоне (ныне Национальный музей азулежу, Лиссабон).

Сусанна и старцы. XVI век. Азулежу. Загородный королевский дворец. Сетубал, Азейтау. Португалия

Аллегория Евхаристии. 1660. Азулежу из монастыря Святой Анны, Лиссабон. Национальный музей азулежу, Лиссабон

В XVII веке происходит еще одно революционное изменение в искусстве азулежу. Под влиянием голландской сине-белой плитки португальские азулежу становятся двухцветными. Сначала Португалия покупает необычную плитку у голландцев [8]. Так, например, в монастыре кармелиток в Лиссабоне (Convento dos Cardais) появились восемь керамических панно, выполненных в 1680-е годы голландским мастером Яном ван Оортом, иллюстрирующих сцены из жизни испанской монахини-кармелитки XVI века Святой Терезы Авильской.

Ян ван Оорт. Сцена из жизни Святой Терезы Авильской. 1688. Азулежу. Церковь монастыря Конвенто-душ-Кардаиш, Лиссабон

Ян ван Оорт. Сцена из жизни Святой Терезы Авильской. 1688. Азулежу. Церковь монастыря Конвенто-душ-Кардаиш, Лиссабон

Ян ван Оорт. Сцена из жизни Святой Терезы Авильской. 1688. Азулежу. Церковь монастыря Конвенто-душ-Кардаиш, Лиссабон

Португальские мастера, очарованные делфтскими сине-белыми изразцами, сами начинают производить двухцветную керамическую плитку. И вскоре вся Португалия покрывается сине-белыми керамическими панно. XVII­­ – XVIII века – эпоха господства синего рисунка на белом фоне, огромных многофигурных керамических картин в церковном и светском зодчестве Португалии.

К одним из самых известных произведений искусства азулежу этого периода относятся керамические панно из монастыря Святого Креста в Коимбре и из монастыря Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Беже.

Монастырь Святого Креста, Коимбра. Азулежу, XVII век

Монастырь Святого Креста, Коимбра. Азулежу, XVII век. Фото Diego Delso

Монастырь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Бежа, Португалия. Азулежу, XVIII век

В интерьерах церкви Божьей Матери бывшего монастыря ордена Клариссинок в Лиссабоне (монастырь Мадре де Деуш) [9] массивная позолоченная деревянная резьба, живопись в богатых золотых рамах неожиданным образом сочетаются с холодно поблескивающей сине-белой гаммой керамических панелей с изображением пейзажных далей и сцен из жизни Святого Франциска Ассизского.

Церковь Божьей Матери монастыря Мадре-де-Деуш, Лиссабон. Начало XVIII века

Церковь Божьей Матери монастыря Мадре-де-Деуш, Лиссабон. Начало XVIII века

Церковь Сан Лоренцо в городе Алмансил – один из редчайших примеров в истории мирового искусства, когда азулежу полностью покрывают все стены и своды. Керамические панно церкви иллюстрируют сцены из жизни Святого Лаврентия.

Церковь Сан-Лоренцо, Алмансил, Португалия. XVIII век

Церковь Сан-Лоренцо, Алмансил, Португалия. XVIII век

Сцены из жизни Святого Лаврентия. XVIII век. Азулежу. Церковь Сан-Лоренцо, Алмансил, Португалия

Святой Лаврентий. XVIII век. Азулежу. Церковь Сан-Лоренцо, Алмансил, Португалия

Катастрофическое землетрясение 1755 года и последовавшее за ним цунами практически стерли с лица земли Лиссабон – один из старейших и один из крупнейших на тот момент городов Европы. В Национальном музее азулежу Лиссабона хранится уникальное керамическое панно начала XVIII века с изображением панорамы города, которое увековечило вид Лиссабона до злополучного события 1755 года.

Панорама Лиссабона. Начало XVIII  века. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Панорама Лиссабона (фрагменты). Начало XVIII  века. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон

Для восстановления разрушенной до основания столицы требовалось много строительного и отделочного материала. Керамическая плитка считалась самым дешевым и самым подходящим материалом для облицовки стен. Во второй половине XVIII века открываются новые керамические фабрики. Производство азулежу с тех пор принимает промышленные масштабы, и керамическая плитка становится поистине народным достоянием.

Не только дворцы и церкви украшаются керамическими панно, но и на фасадах обычных жилых домов начинают появляться изображения святых. Обитатели домов в надежде на избавление от возможных будущих злоключений полагались на покровительство и заступничество святых, изображенных на стенах их жилищ.

Азулежу на фасадах домов. Порту

Азулежу на фасадах домов. Слева: Лиссабон. Справа: Коимбра

Азулежу на фасадах домов. Лиссабон

Азулежу используют не только в интерьерах, но и для украшения фасадов церквей. На боковом фасаде кармелитской церкви Игрежа ду Кармо в Порту представлено грандиозное панно, выполненное в 1912 году мастером Сильвестре Сильвестри, изображающее сцену основания ордена кармелитов на горе Кармель.

Сильвестре Сильвестри. Основание ордена кармелитов. 1912. Азулежу. Боковой фасад церкви Игрежа ду Карму, Порту

Сильвестре Сильвестри. Основание ордена кармелитов. 1912. Азулежу. Боковой фасад церкви Игрежа ду Карму, Порту

Сильвестре Сильвестри. Основание ордена кармелитов. 1912. Азулежу. Боковой фасад церкви Игрежа ду Карму, Порту

На фасадах капеллы Святой Екатерины (капелла Алмаш) города Порту гигантские панно, состоящие из 16 000 азулежу, покрывают общую площадь 360 квадратных метров. Осуществленные в 1929 году художником Эдуардо Лейте, они иллюстрируют сцены из жизни Святого Франциска Ассизского и Святой Екатерины.

Капелла Алмаш или капелла Святой Екатерины. XVIII век. Азулежу на фасаде 1929 год. Порту, Португалия

Эдуардо Лейте. Керамические панно на фасаде Капеллы Святой Екатерины, Порту. 1929

Эдуардо Лейте. Керамические панно на фасаде Капеллы Святой Екатерины, Порту. Азулежу. 1929

Эдуардо Лейте. Святая Екатерина. 1929. Азулежу. Капелла Святой Екатерины, Порту

Эдуардо Лейте. Святой Франциск Ассизский. 1929. Азулежу. Капелла Святой Екатерины, Порту

Эдуардо Лейте. Смерть Святого Франциска Ассизского. 1929. Азулежу. Капелла Святой Екатерины, Порту

В 1932 году мастер Жорж Колас создает большие керамические панно с изображением сцен из жизни Святого Ильдефонсо и аллегории Евхаристии для фасада церкви Святого Ильдефонсо в Порту.

Церковь Сан-Ильдефонсо, Порту. XVIII век

Жорж Колас. Слева: Сцена из жизни Святого Ильдефонсо. Справа: Умножение хлебов. 1932. Азулежу. Церковь Сан-Ильдефонсо, Порту

Не представляется возможным перечислить все произведения португальского азулежу, потому что их, на самом деле, бесчисленное множество. Без азулежу трудно себе представить Португалию. Родившееся на основе древних восточных традиций глазурованной керамической плитки, претерпевшее значительные изменения на протяжении веков, ставшее характерной особенностью португальской архитектуры, удивительное искусство азулежу до сих пор остается актуальным. Можно сказать, что керамическая плитка завоевала Португалию, как никакую другую европейскую страну. Нигде она не использовалась и не используется в качестве декора столь широко и столь масштабно, как здесь. Поэтому путешествие в Португалию превращается в прямом смысле этого слова в путешествие в мир азулежу.

Анастасия Татарникова

Примечания:

[1] Об искусстве Португалии в кн.: Каптерева Т. П. Искусство Португалии. – М.: Изобразительное искусство, 1990. 397 с.

[2] Подробно об истории происхождения и о развитии искусства азулежу в кн.: Sabo R. Azulejos in Portogallo. Piastrelle decorative e architettura. – Milano: Ed. Silvana, 1998; Les Métamorphoses de l’azur: L’Art de l’azulejo dans le monde latin. – Parigi: Ed. Ars Latina, 2002.

[3] Глазурь – тонкое стекловидное покрытие керамического изделия. Его основу составляют каолин, кварц и полевой шпат. Глазурную массу готовят смешением измельченных компонентов с водой. Стекловидный слой закрепляется на керамическом черепке путем обжига при высоких температурах.

[4] О свойствах и технологиях производства глазури в кн.: Орлов Е. И. Глазури, эмали, керамические краски и массы. – М., Л.: Народный комиссариат местной промышленности РСФСР, 1937.

[5] Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х годах в Пергамском музее Берлина из материалов, найденных немецким археологом Робертом Кольдевеем. Фрагменты ворот и изображения львов, украшавших Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира (в том числе в Археологическом музее Стамбула, в Лувре, в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в Музее изящных искусств Бостона).

[6] О средневековом искусстве Ирана см.: Веймарн Б., Каптерева Т. Искусство средневекового Ирана. // Всеобщая история искусств. В пяти томах. Том II. Кн. 2. – М.: Искусство, 1961.

[7] Мавританский архитектурный стиль сформировался в результате смешения арабских и испанских традиций и был распространен в XI – XV веках в Испании и Северной Африке.

[8] Голландские мастера Делфтской фабрики имитировали декор популярного в Европе в XVII веке сине-белого китайского фарфора.

[9] С 1980 года в монастыре Мадре де Деуш располагается Национальный музей азулежу.

xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai

Азулежу - это... Что такое Азулежу?

Муза Эвтерпа. Конец XVII в. Музей азулежу. Лиссабон

Азуле́жу, или азуле́йжос (порт. azulejo) — название португальских изразцов. Традиционный португальский азулежу представляет собой расписанную глиняную плитку, чаще всего квадратной формы, обожжённую, глазурованную, размером 14 см на 14 см.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Интересные факты
  • 3 Фотогалерея
  • 4 Ссылки

История

Изначально слово «zulaycha», «zuleija» — маленький полированный камушек — пришло в португальский язык из арабского. Керамические изразцы изготавливали на древнем Востоке и использовали для облицовки стен. Арабы принесли с собой глазурованный кафель в Испанию и Португалию. Самые старые азулежу в Португалии (Королевский дворец в Синтре, монастырь Консейсан в Беже) пришли из Севильи и относятся к XV в. Их поверхность рельефна, перегородки и канавки предотвращали нежелательное смешение красок. Орнамент, по мусульманской традиции, состоял в основном из звёзд.

В XVI в. у итальянцев была перенята техника майолики с нанесением красок на плоскую поверхность, покрытую цинковой глазурью. Из Италии пришли также и новые темы, например, сцены из античных мифов. Мотивы живописи — частью орнаментальные, частью натуралистические — становились всё многообразней и красочней.

С середины XVII в. в технике азулежу происходят изменения, связанные с возрастающим импортом из Голландии. Вместо привычного многоцветья художники начали использовать исключительно контраст между белым цветом и кобальтовой синью, а в качестве сюжетов предпочитали использовать жанровые композиции. В период рококо (вторая половина XVIII в.) азулежу снова стали полихромными с преобладанием нежных тонов (например, во дворце Келуш).

Истинно народным это искусство стало в середине XIX в. благодаря массовому промышленному производству. С этого времени блестящими изразцами начинают украшать не только дворцы и церкви, но также наружные и внутренние стены самых разных построек.

Интересные факты

В Лиссабоне есть музей азулежу — Музей керамики, в котором наглядно представлено развитие столь характерного для Португалии изразцового искусства от начальных этапов до наших дней. Один из экспонатов представляет собой панораму Лиссабона длиной 40 м, исполненную в 1730 г., показывающую, каким был город до его разрушения при землетрясении 1 ноября 1755 г.

Фотогалерея

Ссылки

dic.academic.ru

Музей Азулежу

Португалия без азулежу, как Россия без балалайки или Москва без Красной площади. Вся Португалия похожа на музей Азулежу, чего стоит только облицованные глазурованной плиткой фасады домов, церквей, интерьеры дворцов и железнодорожных вокзалов, парковые скамейки и питьевые фонтаны.

Азулежу — это традиционное португальское ремесло, которое переросло в уникальное не имеющее аналогов в мире искусство изразцовых картин. Обилие глазурованного богатства и многовековая история обусловили появление в Лиссабоне единственного в своём роде Национального музея Азулежу.

Азулежу [азулежу] azulejo — слово произошло от арабского al zellige, обозначающего керамические изделия, мозаику из глазурованной плитки.

Несмотря на то, что музей Азулежу находится не в историческом центре города, отправиться сюда все же стоит, поскольку знакомство с культурой Португалии без этого будет неполным.

Музей изразцов в 1960-м году поселился в здании монастыря Божьей Матери (Mosteiro da Madre de Deus), основанном в 1509 году королевой Донной Леонор.

Поразительной красоты часовня является частью экспозиции. В ней удивительно сочетаются сияющие золотые орнаменты с бело-голубыми изразцами и деревянным резным потолком.

Из-за ограниченности пространством в музее представлена лишь малая часть богатств, которые заколочены ящики и ждут своего звёздного часа.

Музей Азулежу рассказывает историю данного вида искусства, посредством интереснейших образцов. Пробираясь из зала в зал объясняется как и почему менялись изразцы.

Подобный стиль украшения стен появился в Португалии в XV веке, и корнями он уходит к мавританским традициям. Эту часть арабской культуры мавры принесли с собой на иберийский полуостров, во времена своего правления.

Первые образцы плитки португальцы заказывали в Севильи, а после во Фландрии (Италия). Во второй половине XVI века в Лиссабон были приглашены фламандские специалисты, обучившие португальцев этому ремеслу. И уже к началу XVIII века Лиссабон стал центром производства азулежу в Португалии.

Первые панно из азулежу имитировали дорогие ковры с пышным орнаментом и драгоценными камнями, такой прием позволял сделать интерьеры более яркими. Основными мотивами первых плиточных полотен были простые декоративные элементы, с растительными узорами, животными и геометрическими формами.

Ярким примером эволюции азулежу, служит переход от простых изображений к детальным полотнам, например, изображающим религиозные сцены. В музее есть любопытный алтарь конца XVI века.

С этого времени Изразцовое искусство получает свое масштабное развитие: разнообразными панно начинают украшать церкви, монастыри, дворцы и усадьбы. Основными мотивами были религиозные сцены, охота и сражения, мифология и сатира. Например, интересное панно под названием «Свадьба Курицы».

Манера росписи менялась в соответствии с веяниями эпохи: с конца XVII до начала XVIII под влиянием голландской культуры азулежу получило бело-голубой окрас.

Нам остаётся только догадываться, сколько красивых панно было утрачено во время землетрясения. В эпоху Помбала из-за вынужденной необходимости быстрого строительства, происходит возвращение к упрощенному орнаменту.

Уже к концу XVIII века с развитием классицизма наступает период, отличающийся тонким и легким рисунком. В это время создаются панно огромных размеров, украшение изразцами распространяется на всю Португалию. Появляются мастера в Обидуше, Коимбре, Порту и других городах.

В музее есть забавный экспонат начала XIX века — история жизни преуспевающего шляпника Антониу Жуакина Карнейру. Серия панно рассказывает историю успеха горожанина, который прошел путь от бедного пастуха до владельца шляпного завода.

Жемчужиной коллекции музея является большое панно с панорамой Лиссабона, до землетрясения.

Помимо старинных азулежу, в музее представлены любопытные работы современных художников.

Во внутреннем дворе бывшего монастыря часто проходят мастер-классы по керамике и росписи плитки.

Увести образец португальского искусства вы можете с собой, если не устоите перед соблазном приобрести какую-нибудь милую вещицу в сувенирном магазине. Там можно купить как целое панно азулежу, так и просто шарф или открытку.

На первом этаже в части, где раньше располагалась монастырская кухня, находится кафе. Старинная посуда, азулежу и милый сад с фонтаном, где водятся черепахи — отличное место для отдыха.

Подробности 747 Опубликовано: 06 января 2016 Последнее обновление: 02 ноября 2018

discoverportugal.ru

Азулежу, Португалия (+10 ФОТО)

Приезжая в Португалию, встречаешь удивительной красоты здания, облицованные от фундамента до крыши узорчатой плиткой, создающей настоящие картины на самые разные темы. Эта плитка называется «азулежу» и она — настоящее национальное достояние Португалии, которое в таком количестве можно встретить только в этой стране.

Фото 1. Что такое «азулежу»

Фото: Азулежу, Португалия

Стены храмов, отделанные азулежу, повествуют о библейских сюжетах и походах крестоносцев на край света. В отделке азулежу на вокзалах присутствуют исторические темы. Эта волшебной красоты плитка широко используется в отделке всех зданий, как изнутри, так и снаружи, защищая их от сырости и зноя. Технология изготовления и первые орнаменты азулежу пришли в Португалию из Мавритании в XV веке. Даже само название плитки арабского происхождения.

Как проходит процесс производства? Азулежу расписывается вручную специальными красками по керамике, обжигается в муфельной печи и только после этого приобретает глянцевый блеск.

Португальские мастера превратили роспись азулежу в искусство, создавая настоящие картины на глянцевом блеске плитки. Но Вторая мировая война принесла упадок многим отраслям Португалии, не миновав и изготовление азулежу. Однако строительство метро в Лиссабоне дало второй толчок коммерческого и общественно интереса к азулежу. Каждая станция лиссабонского метро сегодня является уникальным объектом. Особенно красивы и величественны станции, строившиеся в 50-60-х годах прошлого столетия. Это же можно сказать и о московском метро, кстати.

Используется азулежу и в современной португальской архитектуре, ее гармонией, формами и новаторством можно полюбоваться в Парке Наций — стильном районе Лиссабона.

А мы предлагаем вам отправиться на фото-экскурсию, чтобы оценить те образцы португальской плитки азулежу, которые нам удалось собрать на сайте. Будет красиво!

fountravel.ru


Смотрите также