Арт искусство что это такое


Современное АРТ искусство

Невозможно дать четкое определение такому термину как – арт искусство. Слово «Арт» само по себе обозначает – искусство, но все чаще, таким образом, обозначают определенные художественные стили.

Главными отличительными признаками современного искусства являет то, что все формы, линии, цвета максимально приближены к естественным. Так же немаловажно, что в процессе активно применяются самые последние технологии.

Итак, современное арт искусство – это смешение различных жанров, всевозможные эксперименты и вообще, интерес ко всему новому, неизведанному.

В настоящее время есть большое количество самых разных направлений. Самыми высоко оцененными можно назвать следующие:

  • Поп-арт – самым ярким представителем данного направления является Энди Уорхол;
  • Видео-арт – это направление появилось в конце ХХ века. Видео-арт не является «культурой масс», так как эти видеоинсталляции предназначены для уже искушенного в данном вопросе, зрителя;
  • Оп-арт – это абстракционизм и основой произведений данного направления выступает оптическая иллюзия;
  • Соц-арт – самым ярким примером данного направления является картина Врубеля, на которой изображен поцелуй Брежнева и Хонеккера.

Точно не подсчитано, сколько всего направлений существует сейчас в искусстве. В современном арт-искусстве почти ежедневно появляются все новые течения, стили. Неотъемлемой частью современного искусства являются провокации и эпатажи.

К появлению новых жанров и течений приводит желание художников отойти от привычных рамок, изменить все уже имеющиеся нормы. В настоящее время сам художник и концепция, которая стоит за его произведениями, гораздо важнее, чем сам итог его творчества.

Современное искусство отзывы

Между художниками возникают споры о том, какими способами лучше выражать современное искусство. Некоторые из них считают что – современное арт-искусстве может быть всем и в то же время ничем. Они отошли от привычных способов, и проводят разнообразные акции и перформанс.

Необходимо разобраться, в чем же заключается современное искусство, отзывы о котором весьма противоречивы.

В XXI веке искусство славится необычными изображениями и формами, созданными в 3D формате. В современном мире 3D графика присутствует повсеместно. Она в прямом смысле слова – имеет большое количество сторон. Большое количество современных художников изображают на своих «творениях» объемные формы предметов, благодаря чему данные творения поражают своей реалистичностью. Большинство современных художников создают «шедевры», способные удивить абсолютно каждого.

Раньше заниматься искусством могли только состоятельные люди. На протяжении долгого времени его не выпускали за стены специальных заведений и попасть туда могли только избранные. Однако вечно так продолжаться не могло. Громадная сила искусства «задыхалась» в таких темницах и постепенно оно стало выбираться наружу. Так появилось – уличное искусство.

Из-за многообразия форм порой трудно найти различия между уличным искусством и вандализмом. В данный момент уличное искусство набирает обороты с бешеной скоростью.

Сегодня существуют несколько необычных и довольно интересных способов проявления современного арт - искусства. Одним из способов выступает – реди–мейд. Основной мыслью данного способа является то, что человек воспринимает предмет так или иначе, и зависит это от того что этот предмет окружает.

Техника создания изображений таким образом, что их можно полностью разглядеть только под определенным углом, называется – анаморфозы. Чаще всего такие произведения создаются из того что попадет под руку.

Еще одним способом выражения современного искусства является написание рисунка при помощи человеческих жидкостей. Так же используют жидкости животных. В основном это кровь и моча. Это самое спорное течение в искусстве XXI века.

artisevents.ru

Статья №1. Это что за художество? Стрит-арт и искусство

Стрит-арт: мышление посредством улиц

В первой из семи статей курса о стрит-арте Concepture дает свое определение этого художественного феномена, а также раскрывает историю и предпосылки возникновения стрит-арта.

Стрит-арт – это не изображения, это множество разнообразных по форме высказываний. Просто потому что именно в этом качестве в современной Западной цивилизации используются образы в публичном пространстве (особенно на стенах улиц и других схожих объектах).

И поэтому, говоря о стрит-арте, необходимо говорить о риторике образов, включая в осмысление: автора и его жест, аудиторию и ее культурный фон, контекст и средства, а также цели и эффекты сообщения. Также стоит помнить, что в силу рефлексивности мышления, люди способны (порой чисто интуитивно) понимать эти моменты, а потому любой, кто делает стрит-арт, одновременно практикует некоторую форму мышления. Он думает не только о том, что сказать и что его подталкивает к этому высказыванию, но и о том, как и кем оно будет воспринято.

Это мышление прежде всего эстетическое (если помнить, что эстетика никогда не ограничивалась пределами прекрасного), хотя в нем есть и рациональные элементы. Ну, в конце концов, строгое логическое рассуждение с аргументами – это по большому счету частный случай эстетики мышления. В силу этого в данном «курсе» хочется избежать музеификации стрит-арта (хотя это и невозможно полностью, т. к. в какой-то степени нужны и история, и теория, и обзоры-перечисления) и поговорить скорее о тех мыслях, которые вызывает стрит-арт. К тому же многие его авторы ироничны и остроумны не только в своих работах, но и в публичных высказываниях. Однако замечу, что получившийся «курс» представляет сугубо авторский взгляд на стрит-арт и во многом расположен к выявлению в нем наиболее спорных тем.

Итак, начнем...

Стрит-арт нужно видеть. И лишь только потом говорить о нем. Однако, говоря о нем, мы привычно сбиваемся на обыденное и знакомое. Говорить о новом сложно. Намного проще приклеить ярлык, который хоть и не добавляет понимания, но позволяет избежать неудобств в обращении. Неудивительно, что стрит-арт пытаются как-то объяснить через сравнения с искусством, как классическим, так и современным. Но действительно ли это так нужно? Как мне кажется, стрит-арт совсем не нуждается в покровительственной защите от лица искусства.

Еще одна арт-практика?

«Граффити – это одно из немногих средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если ты не имеешь ничего. И даже если ты не расправишься при помощи граффити с мировой нищетой, ты можешь заставить кого-то улыбаться, пока он ссыт». Бэнкси

Стрит-арт как явление – один из знаков современности. Его можно увидеть в любом большом городе. Но нужно ли определять, что такое стрит-арт? Наверное, да, поскольку о нем все равно говорят, порой подразумевая разное и делая сомнительные выводы. Определение позволит если не избежать, то хотя бы что-то противопоставить целому ряду неприятных тенденций, таких как: присвоение галереями и превращение в товар уличного искусства, неоправданное расширение области стрит-арта (когда им называют все подряд), неадекватные ожидания и восприятие. При этом интересно было бы понять место и значение стрит-арта без излишней метафизики и плодящихся сущностей.

Но «нужно» еще не значит, что это так уж просто. Назвать стрит-артом все, что происходит на улице – совершенно бесперспективно. Конечно, более-менее просвещенный человек вам скажет: стрит-арт – это красиво, ну и как минимум интересно. Пусть живет, это тоже искусство. Искусствовед к этому добавит лишь, что теперь все сложно, и искусство больше не ограничивается стенами музея или частной пинакотеки. Действительно, современное искусство породило много разных форматов, в связи с которыми стало удобнее говорить об арт-практиках, нежели об изображении чего-либо. И на первый взгляд стрит-арт (даже по «арт» в названии) можно легко вписать в этот ряд новых практик, наряду с ready-made, инсталляциями, хэппенингами, акциями и перфомансами.

Однако, как мне кажется, это было бы преждевременным, поскольку несмотря на отличия от классического искусства, все эти арт-практики имеют общие с ним конвенции и истоки (которые в общем-то и пытаются разными способами расшатать или деконструировать). Например, искусство модерна считало, что произведения должны быть посвящены вневременным сюжетам, поэтому постмодерн из штанов выпрыгивает в попытке быть актуальным и социально ответственным.

Вот только это все равно одна и та же идея, только понимаемая по-разному (словно идол, подпираемый с разных сторон, что гарантирует его устойчивость). У стрит-арта же совершенно другие предпосылки. Это что-то в духе «нарисовал – беги», «попался/не попался», «не изящно, но понятно», «мы ВХУТЕМАСов не кончали», а в ряде случаев еще и «залезешь на чужую территорию – убьют», «респект от братишек» и «я вам нах закрашу».

За работой

Да, конечно, как детище современности стрит-арт схож с постмодерном: он не чурается массовой культуры и эклектики, чуток к злободневным темам общества и не требует подготовленного зрителя. И все же к этим особенностям уличные рисовальщики приходят немного иными путями, чем те, кто запросто расскажет вам о своей преемственности с поп-артом, дадаизмом и позднесредневековой гравюрой. Так что искать прямую связь стрит-арта с каким-нибудь ленд-артом или с системой академий и галерей – то же самое, что искать у своего белорусского дедушки голубую кровь Габсбургов. В лучшем случае – занимательные совпадения, но не более.

Поэтому делать неразборчивые заявления, мол, «стрит-арт – это тоже искусство, ну такой (современный) подвид искусства», только на основании нескольких схожих черт – крайне поспешно. Хотя и можно. На это можно симметрично ответить: ну тогда стрит-арт – это подвид вандализма. Смотрите, ведь есть несколько общих черт. И да, лично мне больше нравится второй подход: стрит-арт я определяю как просвещенный вандализм. И более точного определения я пока не встречал. Ну разве что более поэтичное: арт-герилья.

Стрит-арт – это скорее продукт экспансии понимания в область маргинальной деятельности, чем результат выхода искусства за привычные рамки (тут результат может быть сильно похож на стрит-арт).

В упрощенном виде стрит-райтер от хулигана, портящего стены, отличается только подоплекой своей деятельности – она чуть более ответственная и осознанная. Она предполагает субъекта и содержание некоторого высказывания, а значит, лишена стихийности или заскорузлых идеологических штампов (что мы видим в рисунках вандалов? – бессмысленное закрашивание или перечеркивание, фаллосы, «я тута был», примитивные кричалки про жидомасонов и рептилоидов – а это и есть полный ноль и в части субъекта, и в части высказывания).

Стрит-арт в Москве. Работа художника под ником zoom

Не вижу ничего зазорного в том, что многие стрит-артисты были или могли стать подобными малевальщиками. Те же, кто приходит в стрит-арт из художественного образования, скорее всего либо продолжают «делать искусство» (и улица непринципиальна, что бы он по этому поводу умно не говорил), либо ищут брутальности и открытости (которой в искусстве ему не хватало).

Истоки просвещенного вандализма

Конечно, здесь стоит сделать важную оговорку: стрит-арт и его авторы по своим истокам очень многообразны. Это не направление в искусстве, которое логично вырастает из предшественников, это скорее некоторая полиморфная результирующая, в каждом конкретном случае имеющая более одного фактора влияния. Поэтому художники ХХ века (например, Ричард Хэмблтон, Энди Уорхолл, Кит Харинг, Жан-Мишель Баския и др.) безусловно были одним из источников для возникновения стрит-арта, но не единственным и, возможно, не главным. Другими источниками были:

> спрей-граффити, бразильские пишасао (pichação), муралс (которые делали в том числе большие художники, вроде Риверы, Сикейроса и др.);

> плакат и реклама ХХ века (не стоит забывать, что фасадами, плакатами и дизайном занимались Климт и Муха, Малевич и Лисицкий, мирискусники и Баухаус), развитие айдентики (лого теперь есть у любой группы);

> условные знаки субкультур (например, знаковый язык американских хобо, криминальные аббревиатуры, метки и образы, панк-граффити);

> надписи во время войн и революций (например, множество лозунгов в Париже 1968-го);

> а также целый ряд социальных процессов – рост отчуждения (в т. ч. в сфере образов и слов), ориентация на индивидуализм и самовыражение, усиление визуального элемента в культуре (с сохранением вербальности в его понимании) и другие.

Стоит заметить, что отчуждение с наибольшим размахом ХХ веке коснулось не только обычных рабочих, но и белых воротничков (журналисты, дизайнеры, креаторы, инженеры-разработчики и т. д.), что привело к поиску альтернатив. Отчуждение, возникающее на фоне массовых стандартизированных вещей, знаков и явлений обостряет запрос на что-то созданное «своими руками», вне устоявшихся конвенций.

Эксплуатацию сопровождала и агрессивная экспансия бизнеса в сферу образов и даже идеологий (например, корпоративная этика, политика бренда и т. п.). При этом воздействие рекламы и СМИ имеет неожиданный эффект: появляется значительное количество людей, интуитивно компетентных в оценке работы образов и сообщений. Этот феномен получил название «маркетолог внутри».

Воспринимая рекламу как часть среды, человек учится понимать и менять ее – отсюда, например, расцвет фотожаб и издевательств над рекламой в интернете, или раздражение в адрес брендов. Это не бессильная неприязнь к навязанным образам, это понимание механизмов, которое позволяет заставить образ работать против хозяев.

Одна из работ художника под ником Askew

Немаловажным было и появление аэрозольного баллончика с краской (а точнее – современного типа распылительного клапана) в 1949 году. Хотя и ошибочно приравнивать стрит-арт только к спрей-арту (об этом еще поговорим отдельно). Но еще раз подчеркну: как мне кажется, в каждом конкретном случае к стрит-арту могли побудить очень разные вещи – кого-то альбом с современным искусством, а кого-то местный граффити-хулиган, который начал к бомбинг-буквам добавлять чуваков с пушками или грудастых блондинок.

Две традиции стрит-арта

Тут можно упомянуть еще и такое наблюдение: некоторые (я в том числе) выделяют несколько традиций стрит-арта. Прежде всего англо-американская и французская (континентальная), которые как раз отличаются тем, что в первой ощутимо больше выходцев из социальных низов, а во второй – довольно много людей с образованием, а то и с двумя и более. Неудивительно, что у одних отсылки к массовой культуре и локальной версии какой-то субкультуры, а у других еще и к классическому искусству.

В англо-американском стрит-арте более ощутим культурный фон граффити: здесь до сих пор не одобряют сотрудничество с коммерческими фирмами и часто выясняют «кто кому продался». Также заметно тяготение к элементам примитивного, племенного и территориального в человеке, хотя и с элементами рефлексии. Для них актуальны и граффити-войны (например, между Бэнкси и Кинг Роббо).

Французский стрит-арт ощутимо более социален, но и рафинирован. Это заметно не только в гуманитарном образовании, но и в идеях служения обществу, попыток вписаться в городской ландшафт, не искажая и не разрушая среды (что во многом объясняется тем, что они творят в городах с прекрасной архитектурой, чего нельзя сказать о рабочих районах). Многие работы континентального стрит-арта гипер-рефлексивны, порой даже в ущерб образности – приходится дополнять его пояснениями в интервью и текстах выставок.

Можно выделить и другие традиции: например, латиноамериканский стрит-арт, довольно молодой арабский стрит-арт и другие (впрочем, в них всегда заметно влияние одной из выше перечисленных традиций).

После граффити?

История стрит-арта довольно коротка – с самыми искусственными удревлениями получится меньше 40 лет (если считать от первых опытов Ксавье Пру, более известного как Blek le Rat, в 1981 году). В дедушки стрит-арта можно записать и Ричарда Хэмблтона (особенно его серии работ «Crime Scenes» и «Shadowman»). Замечательные доисторические предки, вроде Kilroy was here и Taki 183 – не в счет. А как заметное явление он и вовсе сложился лишь на рубеже веков – в конце 90-х – начале 2000-х. При этом возникающие в последние 15 лет определения стрит-арта обычно страдают небрежностью.

«Здесь был Килрой» – рисунок-граффити, пользовавшийся огромной популярностью в англоязычных странах Запада в период с начала 1940-х по конец 1950-х годов и ставший частью массовой культуры того времени

Классический вариант: стрит-арт – это пост-граффити. Идея в целом понятна: большинство художников первой волны прежде были граффити-райтерами (это утверждение уже ощутимая натяжка, т. к. не для всех так), следовательно, делается вывод, что они со временем отошли от букв и тегов к сложным и простым образам или к иным техникам (уличная скульптура, принты, мозаика, скретч и т. д.).

Однако граффити слишком тесно связано с субкультурой гетто и ни к каким поискам других техник не побуждает. Да и в современном стрит-арте уж давно доминируют клей и постер, а не баллончик. Рисующий граффити обычно узко ограничен в самой мотивации, даже если рисунок содержит не только буквы, но и образы. Эти мотивы весьма понятны: заявить о себе, пометить территорию, похвалиться или оскорбить кого-то (почти то же самое можно увидеть в первоначальном рэпе – саморепрезент, дис, баттл).

Как заметил питерский стрит-артист agon_noga, в граффити главный принцип «Я есть», а в стрит-арте – «Я так думаю». Но по мне лучше: «Я говорю», где высказывание буквально является актом (пойти и сделать стрит-арт). Причем подобное «Я говорю» в полной мере охватывает не только сознательное высказывание, но и бессознательное – то, что «сказалось» якобы, само собой.

В этой версии мне нравится лишь негласная предпосылка, но не логика. Я имею в виду, что один из подразумеваемых мотивов развития граффити в нечто большее – это естественное для человека желание выделиться, удивить и соблазнить другого чем-то оригинальным или необычным. И вероятно те, кто хотели обращаться ко многим (а не только локальной тусовке «в теме) действительно составили первые ряды стрит-арт-неофитов. Граффити показало пример и тем оказало влияние.

Но верно и то, что появление стрит-арта в значительной степени повлияло на нынешние граффити и почти целиком вобрало их в себя. Почти, т. к. в целом ряде абстрактных граффити (Loomit, Graphic Surgery, Фелипе Пантоне и др.) или тех, кто продолжает оставаться граффити-шрифтовиком (Daim) можно увидеть то самое пост-граффити – граффити, оторванное от своих субкультурных корней. Впрочем, и абстракции могут служить формой для высказывания, и тогда это уже стрит-арт (или муралс/монументальная графика как в случае Askew).

Одна из работ художника под ником 1010

При этом я думаю, что уже в граффити был заложен определенный потенциал, который мог реализоваться намного шире, чем первоначально. Дело в том, что граффити, которые поначалу представляли собой создание своего уникального шрифта для букв – это такая интервенция в отчужденную сферу языка. Кроме того, использование спрей-краски оставляет большой простор для выражения – от сложных, детализированных рисунков до чистой экспрессии тела и эмоций. Все это и реализовалось в стрит-арте.

Небольшой итог

Что считать искусством, а тем более современным – это великие проблемы философской эстетики, и по большей части они неразрешимы – потому что искусство многообразно и изменчиво. Определить нечто новое через привычное, но малопонятное – так себе затея, по крайней мере для этого нового. По-настоящему новое требует нового языка, новой смысловой оптики. Иначе вместо понимания специфики вы будете обречены на повторение банальностей и ощупывание слона по частям.

Работа Ричарда Хэмблтона из серии «Shadowman» (начало 1980-х)

Говоря о стрит-арте, стоит более критично воспринимать эту «приставку» «-арт». Уличное искусство – не самый удачный термин, потому что оно не является одним из доменов или направлений современного искусства. Оно «искусство» в том более широком смысле, который был хорошо известен античным грекам (технэ) и довольно отчетлив в русском – искусство как мастерство, как искусность в технике и выразительности, а в каком-то смысле и сноровка (проникнуть, сделать, не попасться).

Этот «-арт» вообще доставляет ощутимые неудобства многим, особенно в России, где «художник» – это сильно нагруженное означающее (в отличие, например, от более абстрактного artist). Никита Номерз однажды сказал, что ему всегда проще говорить «я занимаюсь стрит-артом» (вместо «рисую») – и это звучит как неуклюжий канцелярит, но сохраняет связь с истиной. К тому же «уличный художник» звучит как человек, который в парке пишет за деньги быстрые портреты или развлекает зевак эффектным рисованием каких-нибудь природных или космических пейзажей, или создает ЖЭК-арт.

В отличие от совриска, стрит-арт все еще сопротивляется коммерциализации и деловитому участию галерей/кураторов (которые почти сразу же начинают решать по старинке: у кого есть пресловутая художественная ценность, а кто – мимо проходил). Он отказывается от подготовки зрителя и часто вместо деструкции языка/стереотипов использует их напрямую. А главное, стрит-арт все еще остается пафосным, серьезным и наивным, даже в своей иронии (никаких постмодернистских увиливаний от сообщения, никаких надежд на то, что «текст/образ вывезет»).

В этом смысле стрит-арт неотделим от вопросов этики и политики. И позиция высказывания уличного искусства – это современная версия пролетарского сознания. Это форма высказывания, близкая к искусству, но ориентированная на преодоление отчуждения в городской среде. Стрит-арт не привязан к эстетической норме, к стилистике и технике, зато в нем почти всегда ощутимо обращение к уличному зрителю и среде.

Само понятие «стрит-арт» можно использовать в расширительном и в более узком смысле. В расширительном смысле стрит-арт – это новая волна урбанистического творчества, включающая в себя практически любое (некоммерческое) эстетико-смысловое вмешательство в среду города (от декора и муралс до политических трафаретов).

В узком смысле стрит-арт – не столько реальность, скорее некоторый ориентир, позволяющий отделить попытку выражения от реализации других целей. В этом смысле я и предлагаю его рассматривать в данном курсе. Ярлыки вроде «уличная волна» или urban-art ничего нового по этому поводу не добавляют. Хотя и слово «стрит-арт» в определенной степени скомпрометировано.

Работа Рона Инглиша, сделанная в Вифлееме

И кстати, именно во втором смысле отнюдь не всякое «уличное» высказывание является стрит-артом. Эта граница хорошо ощущается, но нелегко формулируется. Например, рисунки на стене в Вифлееме, сделанные в 2007 году группой художников (Banksy, Ron English, Peter Blake, Antony Micallef, Paul Insect, Faile и др.) – это социально-политическое высказывание, сделанное в ситуации, когда одни лишены голоса, а другие – обладают властью заткнуть рты неудобным спикерам.

Несколько стрит-артистов, уже после этого рисовавших на палестинских территориях, были насильно высланы властями Израиля. Это стрит-арт, который призван привлечь внимание к сказанному, а не говорящему (хотя тупые масс медиа предпочли заметить только присутствие Бэнкси в инфоповоде).

Но очень похожие акции, сделанные JR в фавелах Рио-де-Жанейро или большим коллективом художников в Тунисе (проект Джербахуд) не впечатляют и не несут ощутимого высказывания, хотя они и снабжены умными текстами о правильных вещах (стрит-арт и проект с куратором – вещи малосовместимые).

Работы JR в фавелах Рио-де-Жанейро

Эти акции в странах третьего мира – скорее перфоманс с социологическим подтекстом, который, во-первых, рассчитан только на зрителя первого мира, а во-вторых, привлекает внимание к художнику, а не к проблеме. И само собой, всё легально и согласовано по линии дипконсульств (не удивлюсь, если узнаю, что JR сопровождал отряд автоматчиков – обычное дело для санкционированных поездок иностранцев в фавелы). Особенно этим грешат французы. Подобный «стрит-арт курильщика» заранее создан, чтобы стать фотовыставкой с кураторскими текстами в галерее, расположенной в фэшн-районе одной из европейских столиц.

Однако ценность стрит-арта не в том, что он на улице. Он хорош тем, что радикально пересматривает контекст всякого изображения/высказывания – вопросы границ и культурных ранжиров, серийности, авторства, легальности самовыражения, этики образов, контекста восприятия, целей эстетического высказывания. Вот об этом мы и поговорим в следующих текстах курса.

  1. Бэнкси – «Выход через сувенирную лавку» (2010)
  2. Марко Просерпио – «Кто украл Banksy» (2018)
  3. Джон Рейсс – «Бомба» (2007)
  4. Никита Номерз – «В открытую» (2017)

concepture.club

Современное искусство

Что такое современное искусство?

Нет точного определения для термина «Современное искусство» (Modern Art), оно остается достаточно обтекаемым и может подразумевать различные значения, что не удивительно, ведь художник и зритель находятся в постоянном движении. То, что считается современной живописью и скульптурой сегодня, через несколько лет или десятилетий утратит это свойство. Тем не менее, традиционно данным термином обозначают произведения, созданные в течение 1870–1970 годов. Эта «современная эпоха» последовала за длительным периодом господства академического искусства, вдохновленного Ренессансом. Многие искусствоведы и институты придерживаются хронологии, согласно которой конец современной эпохи (около 1970) стал отправной точной для искусства постмодерна. Однако, многие известные галереи и музеи не выделяют значимых отличий между «модернистскими» и «постмодернистскими» работами, описывая их общим термином.

Прекрасная Рафаэлла. Тамара Лемпицка.

При попытке понять историю искусства важно заметить, что оно не менялось одномоментно и отражало более глобальные изменения, происходящие в обществе и его мировоззрении. Таким образом, работа созданная в 1958 году, может быть «постмодернистской» (например, творчество Ива Клейна), в то время как консервативное произведение 1980-го года попадает в интервал «современной эпохи», но не является примером современного искусства. Кроме того, следует помнить, что многие термины в изобразительном искусстве создаются ретроспективно.

Работа Ива Клейна

Истоки

Чтобы понять современное искусство, полезно владеть историческим фоном того времени. 19 век стал временем значительных и быстрых перемен. Изменения в производстве, транспорте и технологиях повлияли на образ жизни людей. Отраслевые улучшения привели к улучшению благосостояния городов и его жителей, вырос спрос на городскую архитектуру, прикладное искусство и дизайн. Многие музеи мира были основаны магнатами 19-го века. Успехи в области фотографии, новые технологии (например, прообраз современных тюбиков краски Джона Ренда) и другие факторы радикально повлияли на изобразительное искусство, вдохновляя художников на поиски и исследования новых тем и идей. Вместо слепого следования иерархии жанров и академическим традициям, живописцы и скульпторы начинают интересоваться обычными людьми, местами, своими мыслями. Очевидными темами становятся обновленные города, с железнодорожными станциями и стройками, пригородные деревни, места празднеств и т.д.

Стеклянные слезы. Фотография Мана Рэя.

19-й век принес ряд философских концепций, оказавших влияние на искусство. «Интерпретация сновидений» (1899) Зигмунда Фрейда, например, способствовала популяризации понятия «подсознание», предложив художникам исследовать символизм, а затем и сюрреализм.

Сон. Дали.

Начало современного искусства

Датой, чаще всего называемой датой рождения нового направления, считается 1863 год — год, когда Эдуард Мане (1832–1883) представил публике шокирующую картину «Завтрак на траве». Несмотря на уважительное отношение Мане к французским академиям искусства и произведениям эпохи Возрождения, данная картина считается самой скандальной работой того периода. Но «Завтрак на траве» стал лишь предвестником новых тенденций. Новое поколение художников, которых уже не удовлетворяли традиционные формы искусства, приступило к использованию смелых методов и техник в реализации революционных идей.

Завтрак на траве. Мане.

Основные характеристики

Период «современного искусства», в классической интерпретации продолжавшийся около века, включал в себя множество различных художественных движений: от чистой абстракции — до гиперреализма, от флуксуса и дадаизма — до классической живописи, от ар-нуво — до баухауза и поп-арта. Такое разнообразие не позволяет выделить общие или объединяющие характеристики, определяющие эпоху. Но если есть что-то, отличающее современных художников от традиционалистов, — это отношение к искусству. Для последних искусство имело реальную ценность, что выливалось в строгое следование правилам (в общем случае). Модернисты и постмодернисты, в свою очередь, отвергали идею о внутренней ценности искусства.

Работа Бриджет Райли.

Хотя нет единого определяющего признака «современного искусства», можно отметить ряд важных характеристик:

  • Новые типы искусства. Современные художники развивали искусство коллажей, кинетического искусства, жанров фотографии, анимации и т.д.
  • Использование новых материалов. Современные художники использовали в работах новые предметы, такие как фрагменты газет, канцелярские принадлежности, бытовые инструменты и т.д. Скульпторы (например, Дюшан) создавали композиции из повседневных вещей (часы, чемоданы, ящики, автомобили и т.д.).
  • Выразительное использование цвета. Художники таких движений как фовизм и экспрессионизм первыми широко и смело начали использовать краски.
  • Новые методы. В изобразительном искусстве появляются совершенно новые средства, которые активно используются в стилях неодада, тахизм, синтетизм, кинетическое искусство и прочее.

Велосипедное колесо. Дюшан.

Важнейшие движения

Самыми влиятельными движениями «современного искусства» являются:

Современные художники

Некоторые известные представители популярных движений и стилей.

Импрессионисты

  • Клод Моне (1840–1926);
  • Пьер-Огюст Ренуар (1841–1919);
  • Эдгар Дега (1834–1917);
  • Камиль Писсарро (1830–1903);
  • Альфред Сислей (1839–1899);
  • Эдуард Мане (1832–1883);
  • Берта Моризо (1841–1895);
  • Джон Сингер Сарджент (1856–1925).
Разбивающиеся волны Пруд с кувшинками. Клод Моне. Лодка

Постимпрессионисты

Вид на Овер Ночная терраса кафе. Ван Гог. Звездная ночь Натюрморт с яблоками и апельсинами. Сезанн. Радость жизни. Матисс. Танец. Матисс.

Художники-плакатисты

  • Жюль Шере (1836–1932);
  • Теофиль Стейнлен (1859–1923);
  • Альфонс Муха (1860–1939);
  • Леонетто Каппелло (1875–1942).
Плакат сигарет job. Альфонс Муха. Танец. Альфонс Муха. Улица ‘Quinquina Dubonnet’. Жюль Шере.

Примитивизм

  • Анри Руссо (1844–1910);
  • Пауль Клее (1879–1940);
  • Марк Шагал (1887–1985).

Реализм

  • Уинслоу Хомер (1836–1910);
  • Томас Икинс (1844–1916);
  • Илья Репина (1844–1930).

Макс Шмитт в лодке. Икинс.

Экспрессионисты

Кубизм

  • Жорж Брак (1882–1963);
  • Пабло Пикассо (1881–1973);
  • Хуан Грис (1887–1927);
  • Робер Делоне (1885–1941);
  • Марсель Дюшан (1887–1968).
Дом в Эстаке. Жорж Брак Мальчик с трубкой Старый гитарист Обнаженная, спускающаяся по лестнице. Марсель Дюшан

Абстрактное искусство

  • Казимир Малевич (1878–1935);
  • Пит Мондриан (1872–1944).

Сюрреализм

  • Жоан Миро (1893–1983);
  • Рене Магритт (1898–1967);
  • Сальвадор Дали (1904–1989).

Поп-арт

  • Энди Уорхол (1928–1987);
  • Рой Лихтенштейн (1923–1997).

Скульптура

  • Огюст Роден (1840–1917);
  • Эрнст Барлах (1870–1938);
  • Вильгельм Лембрук (1881–1919);
  • Константин Бранкузи (1876–1957);
  • Александр Архипенко (1887–1964);
  • Раймон Дюшан-Вийон (1876–1918);
  • Осип Цадкин (1890–1967);
  • Александр Колдер (1898–1976);
  • Сезар Бальдаччини (1921–1998).

Граждане Кале. Роден.

Витражи

  • Марк Шагал (1887–1985);
  • Жоан Миро (1893–1983);
  • Гарри Кларк (1889–1931);
  • Сара Пёрсер (1848–1943).

Фотография

  • Альфред Штиглиц (1864–1946);
  • Ман Рэй (1890–1976);
  • Энсел Адамс (1902–1984);
  • Норман Паркинсон (1913–1990);
  • Ирвинг Пенн (1917–2009);
  • Ричард Аведон (1923–2004).

Вершины Титона и река Снейк. Энсел Адамс.

artrue.ru

Что такое арт. Арт стиль, визаж, одежда :

Все чаще в современных домах моды, салонах красоты, галереях встречаются названия, включающие в себя приставку «арт». Для того, чтобы понять о чем идет речь необходимо знать, что такое арт.

Значение понятия

Слово имеет английское происхождение и переводится как «искусство, творчество, художество». Это понятие имеет достаточно широкое применение. Его можно встретить не только в музеях или галереях, но и на модных показах, в глобальной сети, на улицах.

Арт-стиль – это всевозможные наряды, которые содержат в себе элементы любого из арт-направлений. Многие даже не задумываются, что изображение на тунике какого-либо принта также является частью этого стиля.

Основные направления арт-стиля

За последние десятилетия ведущие модельеры стали стилизовать одежду под определенные направления в искусстве. Особенно популярным является модерн. До этого времени мода была отделена от искусства и существовала в своем измерении обособлено.

Направления:

  • Арт-деко. Дословно с французского языка означает «декоративное искусство». Именно такое название имела выставка в Париже, проходившая по этой же теме в 1925 году. Стиль является неким синтезом модернизма и неоклассицизма. Его отличительные черты заключаются в смелых геометрических формах, этнических узорах, с использованием дорогих материалов. К ним относится слоновая кость, серебро, крокодиловая кожа.
  • Арт-нуво. Стиль был особенно популярен до Первой мировой войны. Что такое арт-нуво? С французского языка он означает «новое искусство», поэтому его также можно называть модерном. Стиль предполагает отказ от прямых линий, углов. За основу часто взяты орнаменты растительного мира с их изогнутыми линиями.
  • Поп-арт. Название является сокращением от английского словосочетания «популярное искусство». Возникло оно в 50-60-х годах прошлого века. Основным образом поп-арта является продукт массовой культуры. В нем лишь изменен масштаб и материал. Многие критики этого направления считают его не чем иным, как искусством рекламы.
  • Артхаус. В буквальном смысле словосочетание с английского языка означает «дом искусств». Изначально так называли кинопрокатную нишу, которая содержала фильмы не для широкой (массовой) аудитории. К ним относятся киноленты этнических, сексуальных меньшинств, они часто ориентированы на думающего зрителя. Появилось понятие в середине прошлого века в США для фильмов довоенных годов и иностранного производства.
  • Оп-арт. Направление дословно с английского означает «оптическое искусство». Появилось течение во второй половине прошлого века. Оно основано на использовании различных оптических иллюзий. Основоположником считается Виктор Вазарели, а возникло оно в качестве разновидности геометрической абстракции. Всемирную известность направление получило после Нью-Йоркской выставки 1965 года под названием «Чувствительный глаз». Основная задача оп-арта заключается в обмане глаза, в результате чего возникает несуществующий образ.

  • Ретроарт. Направление означает «обращенный к прошлому», то есть ретроспективный. Хотя временные рамки стиля достаточно расплывчаты, многие модельеры считают, что он относиться к моде конца 19 - начала 20 века.

Все рассмотренные направления можно встретить и в других сферах, например, в архитектуре, живописи, дизайне интерьеров. Теперь узнаем, что такое арт и каковые его основные черты в сфере моды.

Черты арт-стиля

Главной чертой подобного стиля является наличие деталей, характерных для направления какого-либо искусства. Достичь этого можно при помощи ярких геометрических узоров, фигур поп-арта, оп-арта, гипертрофических деталей, минимализма, неоновых цветов и тому подобного.

Арт-стиль в одежде

Главная задача дизайнеров-модельеров состоит в том, чтобы блузы, платья, юбки, брюки были красивыми, но при этом не банальными. Арт-одежда должна изобиловать необычными принтами и разнообразной фурнитурой.

Появление модерна в мире моды связано с 20-м веком. Именно в это время резко сменились формы, фасон и цветовые решения.

Верхняя одежда также во многом преобразилась благодаря арт-стилю. Проводится множество экспериментов с цветом и формой. Особенно это заметно в направлениях арт-деко и поп-арт.

Аксессуары и обувь выделяются не только принтами. Они дополняются крупными элементами в виде цветов, пряжек, бабочек, птиц.

Особенности арт-визажа

Арт-визаж является не чем иным, как креативным художественным макияжем. Он несет в себе неповторимые необычные образы. Создаются они в основном для показов мод, фотосессий для глянцевых журналов. Подобный макияж можно отнести к искусству, которое не рассчитано для повседневной жизни. Он чаще всего является дополнением к образу, который демонстрирует прическу, а также определенную линию одежды.

Чтобы понять, что такое арт, как стиль в моде, стоит добавить, что это не просто искусство, а отличный способ подчеркнуть женственность и придать образу индивидуальность.

www.syl.ru

Современное искусство

Современное искусство во всех проявлениях и видах.

12 скандальных картин Диего Риверы, вокруг которых не утихают споры по сей день

Диего Ривера - один из пионеров Мексиканского мурализма, прославился своими реалистичными фресками и яркими картинами. Он был увлечён живописью с детства и начал заниматься искусством в мексиканской Академии Сан-Карлос, когда ему было всего десять лет. Он мигрировал в Европу в 1907 году, а Теодор А. Дехеса Мендес, губернатор мексиканского штата Веракрус, спонсировал его исследования там.

«Большая пятёрка», «Молчание ягнят» и другие фильмы, которые собрали несметное количество наград

За последние несколько лет сотни фильмов были номинированы на премию «Оскар». Одни из них выиграли один-два, другим же удалось «забрать» с собой более трёх. Но на сегодняшний день только около пятидесяти фильмов получили пять и более «Оскаров». Многие из них, в том числе «Список Шиндлера», «Звёздные войны» и «Крёстный отец: Часть II», и по сей день считаются одними из лучших фильмов всех времён. Некоторые из этого списка – новая классика, а некоторые – хорошо позабытые многими картины затёртых годов, но так или иначе, все они одержали победу в одной из самых престижных номинаций.

10 знаменитостей, которые стали звёздами Instagram в 2019 году

С появлением Instagram большинство людей от мала до велика ежедневно стали делиться своими фотографиями, выкладывая в профиле абсолютно различные снимки, будь то еда, или же яркие и сочные фотки с путешествий, постепенно собирая свою маленькую, но преданную армию подписчиков, разделяющих интересы и взгляды на жизнь. Однако, на сегодняшний день этот ресурс стал одним из самых популярных в мире. Здесь ежесекундно появляются новые пользователи и фотографии, становящиеся смыслом и стилем жизни. И как все социальные сети, Instagram имеет своих лидеров по количеству фолловеров, бьющих все мыслимые и немыслимые рекорды.

Самые странные произведения искусства, за которые люди готовы платить миллионы

Если вы не считаете себя знатоком современного искусства, то, возможно, некоторые из представленных в этой подборке арт-объектов покажутся вам шуткой или провокацией, однако все это – общепризнанные шедевры, очень дорого оцениваемые и продаваемые на аукционах. Они, несомненно, заставляют задуматься о том, что же такое настоящее искусство, и как отделить по-настоящему талантливые произведения, если никаких точных критериев кроме внутренних ощущений каждого отдельного зрителя здесь нет и быть не может.

10 женщин-миллиардеров из списка Forbes, которые точно знают секрет финансового благополучия

Почти из двух тысяч миллиардеров, зарегистрированных Forbes, одиннадцать процентов – женщины. И хотя это число довольно низкое, оно растёт на протяжении многих лет, помогая удерживать их в данном рейтинге ста самых влиятельных миллиардеров по версии Форбс.

8 самых харизматичных мужчин в мире, перед которыми так сложно устоять

В мире полным-полно потрясающе красивых людей, о которых постоянно говорят и пишут в журналах. Но зачастую, большее внимание в данном случае уделяют именно женщинам, напрочь забывая о том, что помимо них в мире есть ещё и мужчины, не уступающие в своей красоте и харизме слабому полу.

Тайна Марии, матери Иисуса: Святая девственница или жертва ошибки перевода древнего текста

Дева Мария, мать Иисуса, является одним из ключевых символов христианства и женщиной, чей культ изменил мир. Однако до сих пор она является одной из самых загадочных и непонятых библейских личностей. По мнению некоторых исследователей, знаменитая история женщины, которая никогда не имела сексуального контакта с мужчиной, но всё же родила ребёнка, была вызвана ошибкой в переводе древнего текста.

Как «солнечная» женщина Джудит Скотт обрела сестру-двойняшку через 35 лет разлуки и стала гениальным скульптором

Большую часть жизни эта удивительная женщина провела в приюте. Еще в далеком детстве окружающие решили, что она не способна на общение, мыслительную деятельность, чувства и эмоции. Выйдя после сорока лет из этой «тюрьмы», Джудит Скотт неожиданно стала художницей, которую сегодня называют одним из гениев современного абстракционизма. Неспособная к вербальному общению, она смогла всему миру рассказать о своем внутреннем мире с помощью уникальных, ни на что не похожих «скульптур».

Чего ожидать от нового «Джокера»: Фантастический шедевр от Хоакина Феникса или же очередной провал DC?

Для многих стал настоящим сюрпризом и открытием, а также вызывающим сомнение тот факт, что жюри 76-го Венецианского кинофестиваля решили присудить главную награду фильму «Джокер» Тодда Филлипса наряду с историческим триллером «Офицер и шпион», созданным весьма спорным режиссёром Романом Полански. Соответственно, эти картины получили «Золотого льва» и «Приз Большого жюри». Стоит сказать, что на награждение «Джокера» указывали практически все знаки, поскольку во время показа на острове Лидо он вызвал в большинстве своём положительные, хоть и местами противоречивые отзывы. Что же известно об этом фильме и чего от него ждать?

5 телевизионных инноваций, которые были сделаны раньше, чем вы думаете (часть первая)

Сегодня мы воспринимаем телевидение как нечто обыденное, редко обращаем на него внимание и даже не подозреваем, что когда-то его появление было настоящим событием, вызвавшим у людей бурю самых разных эмоций. Однако не только заветный ящичек с картинками стал невероятной инновацией, но ещё и множество интересных вех, которые преодолели в кино, телешоу и сериалах намного раньше, чем мы себе представляли.

kulturologia.ru

Что такое современное искусство

С 8 по 10 сентября в Москве в пятый раз пройдет Cosmoscow — ярмарка современного искусства международного масштаба.

Искусствовед, основатель проекта «Школа популярного искусства Op_Pop_Art» Анастасия Постригай объясняет, что такое современное искусство, как к нему подступиться и кто делает погоду на арт-рынке.

Что такое современное искусство?

Давайте будем честными: современное искусство пугает и притягивает одновременно. По этому предмету не существует толковых учебников или внятных курсов, потому что все происходит здесь и сейчас. С вами.

И перед тем, как нырнуть в этот водоворот, стоит договориться на берегу: то, что мы видим перед собой сейчас — это искусство актуальное. Этот термин не употребляется так часто, как «современное искусство», но все же он более верный. Работы ныне живущих художников — это история про то, как они ощущают наше время.

Хочу разбираться в актуальном искусстве. С чего начать?

Расслабьтесь. Как на кушетке на приеме у психолога. Важно усвоить, что у актуального искусства очень широкий контекст — вы никогда не знаете наверняка, что хотел сказать автор. Художники полагаются на своих зрителей, они даруют нам свободу и право самим придумывать смыслы. И что бы вы ни придумали, вы не ошибетесь.

Но если все-таки хочется основательной конкретики, обратитесь к контексту. Изучите биографию художника. Откуда он родом? В каких обстоятельствах стал художником? Чем увлекается? Сколько, в конце концов, стоит эта непонятная картина, на которую вы сейчас смотрите?

Если картина дорогая — значит, художник хороший?

Это, пожалуй, самый сложный вопрос. Ситуация на современном арт-рынке очень неоднозначна. Признаться, старый фонд — картины художников прошлых столетий — куда более надежный объект инвестиций.

Такое искусство хорошо изучено, у произведений чаще всего богатая история владения, то есть провенанс. И зачастую интересный провенанс может поднять цену картины до небес, хотя сама по себе она и не несет в себе большой материальной ценности.

С актуальным искусством сложнее. Мы пока не знаем, кого из наших современников в XXII веке будут считать гением, а кого — бездарной выскочкой, а чьи имена и вовсе забудут. Поэтому во времена экономического кризиса коллекционеры покупают произведения старых мастеров, а на подъеме не боятся вкладываться в современных.

Получается, все решают коллекционеры?

Да. Не хочу вас разочаровывать, но мы стоим в длинных очередях на модные выставки потому, что кто-то уже оценил эти произведения. Измерил их потенциал в деньгах. Сегодня слово арт-критика почти ничего не значит. Прав не тот, кто знает, а тот, кто покупает.

Самыми активными и знаменитыми коллекционерами до сих пор остаются европейцы и американцы, хотя на Востоке происходит настоящий бум коллекционирования. Кто-то банально инвестирует в произведения искусства, а кто-то, как Франсуа Пино или Роман Абрамович, коллекционирует по велению души. Однако обе категории одинаково влиятельны в арт-бизнесе.

Где продаются произведения искусства?

Существуют аукционные дома. Самые крупные игроки на рынке — Sotheby’s и Christie’s. Там выставлены не только произведения искусства. Торги на этих площадках, безусловно, самые жаркие. В России тоже есть аукционный дом — VLADEY, организованный Владимиром Овчаренко, основателем галереи «Риджина».

Где, кроме музеев, «показывают» актуальное искусство?

У рынка нет такой задачи — загнать актуальное искусство в музеи. Конечно, есть несколько удачных примеров, в Москве это «Гараж» и ММОМА. Чаще всего актуальное искусство обитает в более подвижном пространстве. Основные форматы — выставка и ярмарка.

Важнейшие выставки актуального искусства — это Венецианская биеннале и «Документа» в Касселе. Кураторов этих событий выбирают самым тщательным образом, а участие в них считается едва ли не вершиной карьеры для художника. По крайней мере, стоимость его работ после этого гарантированно возрастет.

Я бы назвала Венецианскую биеннале и «Документу» этакими смотрами художественных достижений. Увы, но сегодня этот формат переживает кризис. Мегавыставки проводятся раз в два года — слишком маленький срок, чтобы в искусстве произошло что-то принципиально новое.

С ярмарками дела обстоят немного лучше, и не последнюю роль здесь снова играют деньги. Ярмарки вроде престижной Art Basel совмещают в себе формат выставки и аукциона. Единственная в России международная ярмарка Cosmoscow тоже выстроена по принципам «купля-продажа» и «изучение-созерцание».

Искусство здесь не выходит к тебе напрямую, как на биеннале, но дает понять, что оно где-то рядом, и ты в любой момент можешь его оценить. Или прицениться — смотря за какую команду на арт-рынке ты играешь.

weekend.rambler.ru


Смотрите также