Анафема что это такое


Простыми словами о том, что значит анафема

Слово «анафема» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «отлучение».  В церковной практике означает запрет христианину участвовать в жизни церковной общины и причащаться святых даров. Накладывается за самые тяжкие прегрешения: 

  • уклонение в ересь, 
  • раскол. 

Провозглашается соборно в первую неделю Великого Поста во время особого чина, именуемого Торжеством Православия. 

Торжество Православия

История происхождения термина и его употребление в Библии

Этимологически восходит к греческому слову «анатифими», то есть «возлагать», «накладывать», предавать кому-либо что-либо». В начальной своей сути  — это жертва божеству, приносимая во исполнение обета. Упоминания анафемы впервые встречаем у древнегреческих авторов (Софокла, Гомера, Геродота) в трактовке «некоего предмета, используемого в качестве храмового подношения в дар богам». 

В Библии, при переводе книги с греческого, слово «анафема» претерпевает искажение смысла и употребляется в значении «проклятие», «изгнание», «то, что подлежит уничтожению». 

Если обратиться к каноническим текстам, в первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа» (1 Кор 16. 22). То есть проклят до тех пор, пока «маран-афа» — Господь не придет и не решит участь грешника. 

Что значит «предать анафеме»? 

 

В светском понимании анафема выглядит как проклятие Церкви конкретному лицу. Это неверно, ибо церковь не проклинает, а отлучает от себя, причем тех, кто образом жизни, мышлением, действиями сам отрекся от христианских догматов и церковных правил. Церковь, объявляя анафему, открыто свидетельствует, что данный человек пребывает вне ее тела, лишен ее молитвенной заботы и попечительства. Суть наказания заключается не столько в формальном запрете участвовать в богослужениях и Таинствах, сколько в реальной потере благодати, праве на спасение и жизнь вечную. 

Возможно ли ее снять? 

Несмотря на то, что анафема в отличие епитимьи имеет не временный характер, а постоянный, ее можно отменить. Для этого человек, преданный анафеме, должен принести публичное покаяние, искренне раскаяться в своих грехах. Согласно христианскому вероучению никто не может быть лишен права на спасение, ведь это противоречит основному закону христианства – любви к ближнему своему.

Вершить окончательный суд над людьми может только Высший Судья. Впрочем, взгляды на этот вопрос у католической и православной церквей расходятся. Если на Востоке анафема подлежит отмене, то на Западе этот акт окончательный и бесповоротный. 

В каких случаях происходи анафематствование

Анафеме может быть подвергнут любой, кто намеренно искажает официальную религиозную доктрину или отвергает Церковь как институт власти, не признавая ее влияния над собой, но, тем не менее, сохраняя верность ее догматам. Это относится к еретикам, лжеучителям и раскольникам. 

Анафема является высшей карой, а потому провозглашается только в крайних случаях. Ей всегда должна предшествовать попытка духовника убедить грешника в его неправоте путем наставления и приведения к покаянию.  

Отлучение от церкви во времена Вселенских Соборов 

Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе. Фреска Дионисия. 1502 г.

Как юридический вердикт анафема впервые выносится на Первом Вселенском соборе в IV веке пресвитеру Александрийской церкви Арию за распространение ереси о природе Святой Троицы. Позже другие Вселенские соборы упрочивают ее положение как церковного дисциплинарного взыскания, и уже в раннем средневековье окончательно закрепляется традиционная форма анафематствования: «Имярек да будет анафема». Пожалуй, самым известным примером провозглашения анафемы может служить VII Вселенский Собор, на котором отлучению от Церкви подверглись иконоборцы. 

Взаимные отлучения 1054 года и раскол церквей  на православную и католическую

Июль 1054 год. В храм Святой Софии в Константинополе входят папские посланники – легаты, возглавляемы кардиналом Гумбертом. Их цель – не молитва. В руках кардинала крепко зажата булла – документ, скрепленный свинцовыми печатями и содержащий обвинения в адрес тогдашнего патриарха Михаила Керуллария. Заканчивалось папское послание следующими словами: 

Папские легаты провозглашают анафему Патриарху Константинополя

Итак, папа Лев IX, три месяца как почивший в могиле, низложил константинопольского патриарха, а вместе с ним предал анафеме и всю Восточную церковь. 

Ситуация сложилась двусмысленная, но Михаил Керулларий не захотел улаживать конфликт с новым папским преемником. Буквально через неделю он созвал в столице Византийской империи собор, на котором были анафематствованы легаты, среди которых будущий понтифик Стефан IX . Анафема не распространялась на всю Западную Церковь, однако в народном сознании закрепилось мнение, что отлучению преданы все латиняне. То же касалось Запада – в их понимании каре подвергся весь Восток. 

Этот конфликт привел к расколу единой Церкви на римско-католическую и греко-православную, положив начало взаимному отчуждению и вражде, которые лишь укреплялись с годами. Историки единогласно называют этот раскол Великим, хотя в жизнь тогдашних христиан он не внес каких-то существенных изменений: в вопросах догматического, литургического и канонического характера латиняне и православные расходились уже давно.

К примеру, по западному обычаю хлеб для Таинства Евхаристии изготовлялся на опресноках, то есть на пресном тесте, а по восточному – на дрожжевом. Спор о том, как надлежит делать, вылился в беспрецедентную акцию: Михаил Керулларий повелел закрыть все латинские храмы в Константинополе, а пресный хлеб, символизирующий Тело Христово, выбросить из дарохранительниц. Считается, что это одна из формальных причин, послужившая снаряжению папского посольства в столицу Византийской империи и анафеме.

Как бы то ни было, отношения между Церквами были официально разорваны. И, несмотря на то, что в 1964 году анафемы были взаимно сняты тогдашними главами двух Церквей, факт сей не положил конец историческим распрям и не оказал никакого значимого влияния на дальнейшие взаимоотношения Востока и Запада. 

Почему отлучали политических преступников? 

В истории царской России нередки случаи, когда отлучению от церкви подвергались государственные преступники.  

Гришка Отрепьев, Ивашка Мазепа, Емелька Пугачев и Стенька Разин…Именно так звучали их имена во время чтения чина анафематствования. Эти люди не отрицали догматов православного вероучения и не создавали сект. Почему же их предали анафеме? Своими действиями они представляли собой серьезную политическую угрозу и подрывали основы государственного единства.

В то время институт государства и церкви представлял собой единый механизм, блюдущий интересы друг друга. Преступления против Государя, помазанника Божия, приравнивались к преступлению против Державы, которая веками выступала оплотом Православия. Вот почему виновных в государственной измене, судила и Церковь. 

А что с Толстым? 

Это отрывок из письма, посланного митрополитом Антонием жене Льва Толстого в ответ на ее обращение в Священный Синод.  

Это постановление шокировало общественную мысль, со всех сторон писателю полетели ободряющие, преисполненные сочувствия письма. Быстро откликнулись собраться по перу: в художественной периодике появляется рассказ Куприна «Анафема». С точки зрения литературной формы – произведение замечательное, но по своей сути являющееся чистым авторским вымыслом.

Главный герой произведения – протодиакон отец Олимпий, «большой формалист, педант и капризник»,  никогда не позволявший себе пропускать ни строчки из богослужебных книг. Ему предстоит трудная задача – анафематствовать любимого писателя. Однако во время этой процедуры случается непредвиденное: вместо того, чтобы отлучить литератора от Церкви, священник провозглашает ему с амвона «многая лета». Отца Олимпия можно понять, ведь в требнике, который «написал» для него Куприн, содержатся жуткие проклятия в адрес Толстого.

Эти слова больше похожи на заклятия какого-нибудь шамана, чем на выдержки из официального документа.  Никогда ни в одном чине, составленном Православной Церковью, не было ничего сходного с куприновскими выражениями. Кроме того, официально анафема Толстому не провозглашалась, и имя графа не было включено в списки анафематствования. А что же было? 

В Послании в очень деликатной формулировке констатировался факт отпадения от Церкви Льва Николаевича, который писатель сам подтверждал неоднократно. Само слово «анафема» в документе не употреблялось ни разу, скорее всего именно из-за  оттенка одиозности, присущего этому термину в широких массах.

Но Толстой не собирался идти на мировую. Более того, в письме, адресованном митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию, граф подтвердил свое презрительное отношение к учению церкви, назвав его «собранием самых глупых суеверий и колдовства», отверг Троицу, Христа и Таинства. В дальнейшем своем творчестве и мировоззрении литератор стойко придерживался Евангелия от Толстого – смысловой переработке канонических текстов, из которых Лев Николаевич выбросил все, что казалось ему «ненужным». 

Религиозная идеология русского писателя породила целое движение – толстовство, охватившее широкие слои населения. Общины, исповедовавшие непротивление злу насилием, создавались повсеместно в России, и не только в ней. Последователи Толстого появились даже в Англии, Западной Европе, Южной Африке, Японии и Индии! 

Русская Православная Церковь определенно должна была отреагировать на распространение ереси и в акте отречения формально изолировала Толстого от общения с «верными». Толстой уподобился «руке соблазняющей», а посему Церковь, следуя завету Христа, отсекла его от себя. 

Страдал ли от этого отречения Толстой? Наверное, лучше всего ответил на этот вопрос сам писатель: он повелел похоронить себя без «всяких заклинаний и молитв» … 

И еще несколько имен 

Мировая история знает еще несколько случаев отлучения от церкви, в которых фигурировали известные имена: 

  • в 1970 году анафему провозгласили вождю мирового пролетариата – Ленину, посмертно;
  • в 1918 году патриарх Тихон  дважды анафематствовал большевиков и их лидеров «творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной»; 
  • митрополит Филарет (Михаил Денисенко) в 1992 году был лишен сана, а в 1997 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был отлучен от Церкви через анафематствование;
  • бывший священник Глеб Якунин исключен из лона РПЦ за «самочинное ношение иерейского креста и священнических одежд» в 1997 году. Создатель и лидер Апостольской православной церкви. 

Чин Торжества Православия 

Торжество Православия

843 год… Православный мир окончательно превозмог ересь иконоборчества. В память об этом знаменательном событии был установлен праздник, получивший название – Торжество Православия. Его отмечают в первую седмицу Великого поста. Чуть позже, к XI веку сложился особый чин, включивший в себя догматы Православной Церкви и утверждавший постановления семи Вселенских соборов, а наряду с этим – анафему всем безбожникам, еретикам, а также лицам, которые считались изменниками Отечества. 

Чин постоянно претерпевал изменения: расширялись списки лиц, подвергнутых анафеме, в связи с постоянным возникновением новых ересей и врагов Церкви. К концу  XVIII века наметилась противоположная тенденция: списки стали сокращать, поскольку имен в них насчитывалось до 4 тысяч!

В наши дни Чин Торжества Православия не является общецерковным, а часть, связанная с  анафематствованием и вовсе часто опускается. По мнению некоторых священников, это происходит из-за неактуальности самих анафематизмов. Многие ереси стали анахронизмом, то есть пережитком древности. В условиях же нынешней ситуации, когда возникает огромное количество новых лжеучений, упоминать о том, что было полторы тысячи лет назад и молчать о современных псевдохристианских учениях немного не рационально. 

Какова настоящая цель отлучения

На сегодняшний день в светском сознании прочно закрепилась мысль, что анафема – это эквивалент проклятия. И тот, кто подвергся ей, обречен на муки вечные и ад. Но по своей непосредственной сути анафема – это акт проявления любви к заблудшему. Это пастырская попытка вразумления с целью спасения христианской души и та мера законности, которая может страхом удержать неразборчивого в религиозном плане человека от рокового шага в духовную погибель.

Автор: Галина Бочарова

pravoslavie.wiki

Анафема. История и смысл

Анафема [греч. ἀνάθεμα – отлучение от Церкви] – это отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.

Церковную анафему не стоит путать с отлучением (ἀφορισμός) – временным запретом человеку участвовать в церковных таинствах – наказанием за совершенные проступки:

воровство, блуд (Ап. 48), участие в получении церковной должности с помощью взятки (Ап. 30) и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу.

Смысл анафемы

интервью протоиерея Максима Козлова газете “Труд”

Анафема. История и смысл

— Видимо, отец Максим, разговор естественно начать с выяснения значения самого термина «анафема». Большая советская энциклопедия утверждает, что в христианстве это «церковное проклятие, отлучение от церкви». Так ли?

— «Анафема» — слово греческое, восходит к глаголу «анатифими», означающему «возлагать, предавать кому-либо что-либо». Анафема — то, что отдано, вручено в абсолютную волю, в абсолютное владение кому бы то ни было. В церковном же значении анафема — то, что предано на окончательный суд Божий и о чем (или о ком) Церковь уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы. Объявляя кому-то анафему, она тем самым открыто свидетельствует: данный человек, пусть даже и именует себя христианином, таков, что своим мировоззрением и поступками сам удостоверил — к Церкви Христовой он не имеет никакого отношения.

Так что анафема — это никакое не «проклятие церковное», как вслед за Большой советской энциклопедией считают иные люди или безграмотно трактуют мирские СМИ; это и не отлучение от Церкви в светском понимании этого термина. Конечно, преданный анафеме уже не вправе участвовать в жизни Церкви: исповедоваться, причащаться, быть на богослужениях. Но отлучение от церковного общения, как таковое, бывает и без анафемы. По нашим канонам, тяжко согрешивший может на известный срок отстраняться от участия в церковных Таинствах… Поэтому анафема означает не просто отлучение, а свидетельствование Церкви о том, о чем виновный, со своей стороны, давно сам знал и был в том утвержден: его мироощущение, позиции и взгляды с церковными никак не совпадают, никак не соотносятся.

— Верно ли, что впервые все вероотступники были преданы анафеме в IX веке, после победы Церкви над ересью иконоборчества?

— Это не совсем так. Уже в апостольских посланиях говорится о предании анафеме тех, кто не исповедует Христа Сыном Божиим, считая Его всего лишь мудрым учителем нравственности или неким идеальным пророком. Святой апостол Павел писал: «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Анафемы объявлялись, конечно, и на Вселенских Соборах. Так, в IV веке был осужден пресвитер Александрийской церкви Арий, отрицавший, что Сын Божий во всем равен Отцу. В V веке такая же участь постигла константинопольского патриарха Нестория, ложно учившего о соединении Божественной и человеческой природы во Христе. Такие церковные суды были вплоть до VII Вселенского Собора, на котором были преданы анафеме иконоборцы.

В 842 году в Греческой Церкви в первое воскресенье Великого поста был впервые совершен праздник Торжества Православия в знак победы над всеми ересями, осужденными на Вселенских Соборах, и вообще над всеми нечестивыми антихристианскими учениями. Богослужебный чин этого праздника включал в себя, во-первых, провозглашение вечной памяти подвижникам благочестия, защитникам веры, во-вторых, провозглашение многолетия царям, патриархам и иным ныне сущим защитникам веры и, наконец, объявление анафемы главнейшим ересям и их носителям.

— Этот праздничный чин и сейчас совершается в нашей Церкви?

Анафема. История и смысл

В. Суриков. Первый Вселенский собор

— В Неделю Торжества Православия («неделя» на славянском означает «воскресенье») этот чин полностью совершался у нас до большевистской революции 1917 года. И хотя никакого специального церковного постановления на сей счет не было, анафему перестали объявлять, чтобы не усугублять и без того враждебное отношение новой власти к Церкви. Данный чин в качестве общецерковного на сегодня не восстановлен, что представляется разумным, поскольку он конечно же нуждается в уточнении — применительно к нынешней церковной ситуации. Какой резон предавать анафеме несуществующих ариан или во многом отошедших от давних заблуждений преемников тех же несториан, если сегодня россияне буквально стонут от вакханалии враждебных Православию тоталитарных сект, псевдохристианских «учений» и лжехристов?

— К вопросу восстановления чина анафематствования мы позже обязательно вернемся, а пока хотелось бы поговорить об особо громких осуждениях в нашей церковной истории. Некоторые люди и сейчас задаются вопросом: не переборщила ли в свое время Церковь с отлучением Льва Николаевича Толстого?

— Признавая его одним из величайших русских писателей, Церковь вместе с тем не могла умолчать о религиозных заблуждениях писателя, ибо «молчанием предается Бог». Только не нужно представлять то событие по известному рассказу Куприна, с амвонов русских церквей анафема «боярину Льву» никогда не провозглашалась — это художественный домысел автора. В действительности же очень выдержанное Синодальное определение от 22 февраля 1901 года было свидетельствованием собственных взглядов писателя. Он к тому времени в своих религиозно-философских исканиях сам пришел и к отрицанию необходимости Церкви и ее Таинств — Крещения, Исповеди, Причастия, и к отрицанию основного постулата христианства — что Христос является действительно Сыном Божиим. Наконец, писатель дерзнул составить «Евангелие, изложенное Львом Толстым», в гордыне своей считая, что он лучше всех из живших на протяжении девятнадцати веков до него, лучше всех понял, чему учил Христос… «…Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею…» — говорилось в церковном определении. Напомню, что Лев Николаевич незадолго до смерти был в Оптиной пустыни, но войти в келью старца так и не решился, а в дальнейшем уже оптинского старца не допустили к умиравшему писателю. Так что окончательным для него был суд Божий.

— А чем объясняется предание анафеме такой личности, как гетман Мазепа?

— Не только он, изменник Отечества, но и Гришка Отрепьев, и Степашка Разин были отлучены от Церкви не по вероучительным основаниям, а как враги государства. В те времена существовало принципиальное понимание «симфонии властей» — церковной и светской. Первая заботилась о нравственном здоровье народа, вторая — о безопасности государства и защите самой Церкви. Всякий, кто восставал против государства, восставал не только против монархии, но против Державы, на протяжении веков являвшейся оплотом вселенского Православия. В силу этого антигосударственные действия одновременно расценивались и как антицерковные, поэтому виновные в них подвергались и церковному осуждению через анафематствование.

— В последние годы за антицерковную деятельность были преданы анафеме бывший митрополит Филарет (Денисенко), бывший священник Глеб Якунин… Скажите, у них и у других столь же сурово осужденных Церковью людей в принципе сохраняется возможность возвращения в Дом Божий?

— Анафема — это не только свидетельство церковному миру о виновных, но и свидетельство, обращенное к ним самим, к этим несчастным, впавшим в прелесть, в гордое самоослепление людям: «Одумайтесь! Предельный возможный суд на земле о вас вынесен. Покайтесь в содеянном и вернитесь в отчий дом, в родную Церковь». Как ни странным это кому-то покажется, но анафема есть и свидетельство христианской любви к уже, казалось бы, окончательно заблудшим людям, анафема все-таки не лишает их путей к покаянию.

Чин анафемы с людей, глубоко раскаявшихся, отказавшихся от своих заблуждений, снимается, восстанавливается полнота их пребывания в Церкви, они могут вновь приступить к Таинствам, а самое главное — они опять получают возможность спасения. Единственное, что не может быть им возвращено, — это прежний сан.

— Интересно, а существует ли анафематствование в Римско-Католической Церкви?

— В Ватикане есть Конгрегация по вопросам вероучения, которая является правопреемницей печально знаменитой священной инквизиции, бросавшей в Средние века в костры еретиков по всей Европе. Хотел бы здесь же подчеркнуть, что Русская Церковь никогда не занималась насильственным искоренением ереси… Так вот, в нынешней ватиканской Конгрегации по вопросам вероучения периодически выносятся суждения и о конкретных лицах, и о конкретных направлениях религиозной мысли. Можно назвать ряд бывших католических богословов и религиозных воззрений (к примеру, «теология освобождения» в Латинской Америке), которые в новейший период были осуждены Ватиканом, что равнозначно преданию анафеме.

— В заключение просил бы вас, отец Максим, вернуться к проблеме восстановления общецерковного чина анафематствования в Неделю Торжества Православия…

— Думаю, что при обстоятельном и широком разъяснении православному народу, что же являет собой анафема, что такое свидетельство Церкви о заблуждающихся, восстановление этого чина имело бы серьезное значение для многих наших современников. В первую очередь для тех, кто под воздействием сектантской велеречивости стал считать, будто и впрямь допустимо быть одновременно православным и, скажем, саентологом. Или быть православным и состоять в какой-то одиозной протестантской секте, лидеры которой обманно говорят о себе — «мы вообще христиане».

Полагаю, что «перспектива» быть анафематствованным может удержать неразборчивого в духовном плане человека от опасного увлечения лжеучителями, а это в конечном счете окажется небесполезным и в целом для духовного здоровья народа. Насколько я знаю, такого мнения придерживаются многие священники и миряне.

Предать анафеме

статья К.А. Максимовича из “Православной Энциклопедии“

Термин

Греч. термин ἀνάθεμα (ἀνάθημα) обозначал у языческих авторов (Гомер, Софокл, Геродот) «нечто посвященное богу; дар, приношение в храм» (т. е. нечто отделенное, чуждое обыденному употреблению). Он был использован в греч. переводе Библии (Септуагинте) для передачи древнееврейского термина – нечто проклятое, отверженное людьми и обреченное уничтожению (Числ 21. 2-3; Лев 27. 28 и сл.; Втор 7. 26; 13. 15 (16), 17; 20. 17; Нав 6. 17 сл.; 7. 11 сл.; Зах 14. 11; и др.). Под влиянием древнееврейского термин «Анафема» получил специфические негативные оттенки и стал обозначать «то, что отвержено людьми, обречено уничтожению» и потому «проклято».

В этом последнем смысле употребляется термин в посланиях св. ап. Павла: 1 Кор 12. 3; 16. 22; Гал 1. 8-9; Рим 9. 3. Ап. Павел в одном месте использует особую форму проклятия: «Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа» (1 Кор 16. 22). Добавление «маран-афа» (арам.- Господь близко) указывает на буд. пришествие Христа, Который только и может окончательно решить участь грешника.

В раннем иудаизме прообразом анафемы можно считать отлучение от синагоги, которое применялось, в частности, к исповедавшим Христа как Мессию (ср. термин ἀποσυνάϒωϒος в Ин 9. 22; 12. 42; 16. 2), о том же сообщает и св. Епифаний Кипрский (Adv. haer. 81, со ссылкой на Ин 16. 2).

Использование анафемы в истории Церкви против еретиков, раскольников и грубых нарушителей церковной дисциплины основано на употреблении этого термина в Гал 1. 8-9 и 1 Кор 16. 22. Впервые термин «Анафема» был официально применен в канонах Эльвирского Собора (после 300), а каноническая формула «если кто-либо… да будет анафема» утвердилась в церковных канонах начиная с Гангрского Собора (ок. 340 – Гангр. 1-20). В дальнейшем термин употреблялся в Лаод. 29, 34, 35; II Всел. 1; Карф. 11, 81 (92), 109 (123), 110-116 (124-130); III Всел. 7; Трул. 1; VII Всел. 1; Конст. (879). 3 и др.

В Византии изредка использовался и термин «катафема» (κατάθεμα – нечто преданное проклятию). «Катафема» в значении «проклятие» присутствует в Откр 22. 3, а также в «Учении 12 апостолов» (Дидахэ). В НЗ встречаются глаголы ἀναθεματίζω (клясться; ср.: Мк 14. 71; Деян 23. 12 и 14) и καταθεματίζω (ср.: Мф 26. 74). В сер. IX в. К-польский Патриарх Мефодий I провозгласил анафему и «катафему» ученикам прп. Феодора Студита Навкратию и Афанасию, не пожелавшим осудить сочинения своего учителя, направленные против Патриархов Тарасия (784-806) и Никифора I (806-815) (I. Doens, Ch. Hannick; J. Darrouzès; К. А. Максимович).

Сократ Схоластик в «Церковной истории» дает свое понимание термина: анафема, букв. «возложение», означает, по его мнению, как бы «воздвижение» особой стелы, на к-рой вырезаны проклятия еретикам для всеобщего обозрения и назидания (Hist. Eccl. VII 34. 15-17).

Сущность анафемы

В 1-м Послании Коринфянам (5. 1-5) ап. Павел предлагает «предать сатане» того, кто взял в жены жену отца своего. Но сам апостол говорит, что предается на мучение только плоть, и то лишь для того, чтобы душа спаслась (1 Тим 1. 20; см. толкование этого места у свт. Иоанна Златоуста (На 1 Тим. 5 – PG. 62. Col. 528). Однако под влиянием названных апостольских посланий убеждение, что А. представляет собой предание сатане, стало распространенным. Автор трактата «О том, что не следует предавать анафеме ни живых ни мертвых» (PG. 48. Col. 945-952), составленного в форме поучения и дошедшего под именем свт. Иоанна Златоуста (хотя, видимо, не принадлежащего ему), разделяет этот взгляд (Сol. 949), поэтому и считает А. недопустимой, поскольку лишение надежды на спасение противоречит основному закону христианства – закону любви к ближнему, независимо от чистоты его веры (в связи с этим приводится притча о милосердном самарянине из Лк 10. 30-37). Допустимым он признает лишь анафематствование догматических заблуждений (Сol. 952). Именно так поступил ап. Павел, произнося «да будет анафема» не против конкретных лиц, а против неправедных деяний (1 Кор 16. 22 и Гал 1.8) (PG. 48. Сol. 948). Что же касается людей, то суд над ними вершит Высший Судия – те же, кто осуждает других на вечную погибель, присваивают себе Его полномочия и будут жестоко наказаны как узурпаторы высшей власти (Сol. 949). Данный взгляд на А. нашел свою поддержку у визант. канониста Феодора Вальсамона (XII в.) (Ράλλης, Ποτλής. III 97; ср.: PG. 137, 1237A).

Основанием церковной анафемы служат слова Христа: «…если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф 18. 17) (Синайский, прот. С. 23, 25-26; Троицкий. С. 5-6).

Проблема необходимости и допустимости анафемы является весьма сложной. В истории Церкви применение или неприменение анафемы диктовалось каждый раз целым рядом конкретных обстоятельств, среди которых главную роль играла степень опасности для церковного сообщества наказуемого деяния или лица. Особую сложность придает проблеме А. ее одновременно богословский и юридический характер.

В средневековье как на Западе, так и на православном Востоке утвердилось мнение блж. Августина о том, что св. Крещение препятствует полному исключению индивида из Церкви и даже анафема не закрывает окончательно пути к спасению (Aug.). Тем не менее предание анафеме эксплицировалось в раннесредневековую эпоху на Западе как «предание на вечную погибель» (лат. damnatio aeternae mortis, excommunicatio mortalis), применявшееся, правда, только за смертные грехи и только в случае особенного упорства в заблуждениях и неспособности к исправлению (56-е прав. Собора в Мо – Mansi J. D. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio. Florentiae, 1759. T. 14. Col. 832).

В Православии церковная анафема представляет собой соборно провозглашаемое отлучение лица (группы лиц), мысли и действия которого (которых) угрожают чистоте вероучения и единству Церкви, «врачующий» акт изоляции от сообщества верующих, акт воспитательный и в отношении анафематствованного и в отношении сообщества верных. А. применяется после неоднократных тщетных попыток вызвать у совершившего преступление покаяние и с надеждой на покаяние и возвращение его в церковное общение в будущем, а следов., и на спасение его. Католическая традиция продолжает считать А. проклятием и утратой надежд на спасение. Отсюда и различное отношение к анафематствованию ушедших из земной жизни: если анафема- проклятие, то выходит, что наказываются мертвые; если же анафема есть свидетельство о непринадлежности человека к Церкви, то это свидетельство может иметь место в любой момент.

Поскольку основание свое анафема как наказание имеет в Свящ. Писании, т. е. вытекает из Божественного права, ее применение не ограничивается историческими рамками.

Провозглашение анафемы

Деяния, заслуживающие анафемы, как правило, носят характер крупного догматического или дисциплинарного преступления, поэтому персональная анафема применялась в древней Церкви в основном к ересиархам, лжеучителям, раскольникам. Из-за тяжести данного наказания к нему предпочитали прибегать в самых крайних случаях, когда более мягкие средства воздействия на согрешающих оказывались безрезультатными.

Произнесение анафемы над кем-либо первоначально предполагало формулу «имярек да будет анафема» (ἀνάθεμα ἔστω), т. е. «да будет отлученным (проклятым)»; постепенно формула могла принимать иной вид, в к-ром термин «Анафема» уже обозначал не отлученного субъекта, а акт отлучения как таковой: «имярек’у – анафема». Возможна и формулировка «анафематствую (ем) имярек и (или) его ересь».

Ввиду серьезности и ответственности такого шага, как предание кого-либо анафеме, уполномоченным органом для этого мог быть первоначально только представительный собор архиереев, синод во главе с Патриархом, а в наиболее сложных случаях – Всел. Собор. Патриархи даже в тех случаях, когда единолично решали вопрос о предании кого-либо А., предпочитали представить это как официальное соборное решение. Известен эпизод из жизни свт. Иоанна Златоуста, когда, будучи архиепископом Константипольским, он отказался единолично осудить сторонников еп. Гермопольского Диоскора и сочинения Оригена, но настаивал на «соборном решении» (καθολικὴ διάϒνωσις – ср.: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 14. 1-3).

В истории христианской Церкви наиболее драматичным случаем применения А. было взаимное анафематствование папских легатов, кард. Фридриха (буд. папа Стефан X), кард. Гумберта и архиеп. Амальфи Петра, и К-польского Патриарха Михаила I Кирулария в 1054 г., что послужило формальным поводом для бесповоротного разделения Зап. (католич.) и Вост. (правосл.) христ. Церквей.

В Русской Православной Церкви «канонические прещения, такие, как… отлучение от Церкви через анафематствование, налагаются епархиальным архиереем или Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом только по представлению церковного суда» (Устав, 2000. VII 5).

Если анафема налагается после смерти, то это означает запрет на поминовение души усопшего, панихид и заупокойных служб, произнесение разрешительных молитв.

В православной богослужебной традиции с 843 г. (восстановление иконопочитания существует особый чин «Торжества Православия» – ежегодное провозглашение спасительных догматов веры, А. еретикам, «Вечной памяти» усопшим и многолетия здравствующим верным (см. Православия неделя).

Анафема во внецерковных целях

Поскольку анафема является высшим церковным наказанием, ее использование во внецерковных (в частности, политических) целях не считается каноничным: оно не имеет основания в каноническом праве. Однако в условиях тесного сближения церковной и светской власти в православных государствах иногда имела место анафема политического характера. В истории Византии известны случаи предания анафеме мятежников и узурпаторов императорской власти: в 1026 г. при деятельном участии императора Константина VIII было принято соборное постановление об анафеме организаторам и участникам мятежа. Аналогичные определения издавались и последующими императорами (в 1171 и 1272). (В 1294 Патриарх Иоанн XII Косма и епископы не допустили издания аналогичного постановления в пользу Михаила IX Палеолога). К «политическому» использованию анафемы прибегали в Византии также в период гражданской войны в 40-х гг. XIV в. Однако и тогда эта практика встретила резкий отпор со стороны таких ведущих канонистов и богословов, как Патриарх Филофей Коккин и Матфей Ангел Панарет, которые опирались в своей аргументации на уже рассмотренный трактат, приписываемый святителю Иоанну Златоусту, и мнение Феодора Вальсамона. Противники «политической» анафемы кроме того, справедливо указывали на то, что узурпаторами были и православные византийские императоры, имена которых, следовательно, должны были быть вычеркнуты из диптихов и не поминаться на литургии, чего, однако, не происходило. В истории Русской Церкви аналогичный случай имел место на Соборе 1667 г., когда возник спор между греческими и русскими епископами относительно допустимости анафемы для заговорщиков, пытающихся свергнуть существующую власть. Греки, ссылаясь на некое Александрийское патриаршее «собрание законов», настаивали на анафеме для таких лиц, однако русские архиереи, признавая законность анафемы для еретиков и раскольников, не видели оснований отлучать от Церкви лиц, выступающих не против церковной, а против светской власти (Синайский, прот. С. 58-59).

При императоре Петре I, в условиях полного контроля государства над Церковью, известен случай анафемы государственному преступнику, наложенной не собором епископов, а императорским указом (отлучение от Церкви мятежника Стефана Глебова по указу от 23 авг. 1718).

К апотропеическому употреблению, то есть отвращающему от нежелательных действий, анафемы относятся надписи на многочисленных средневековых надгробиях, грозящие анафемой тому, кто разроет могилу. Писцы-копиисты часто помещали на первой или последней странице рукописи письменные анафему за возможную кражу книги, чтобы отпугнуть похитителей. Проклятия иногда призывались на голову тех, кто осмелится изменить текст книги, хотя в последнем случае нельзя говорить о «внецерковных целях», ибо подобное употребление анафемы содержит и текст Священного Писания (ср.: Откр 22. 18-19).

Духовные и юридические последствия анафемы

Официальное провозглашение кого-либо анафемствованным (или над кем-либо анафемы) приводит к исключению этого лица из церковной общины, отлучению от святых таинств, запрету посещать церковь и претендовать на христианское погребение. На Западе самое позднее с IX в. анафема полагалась и за общение с лицами, преданными анафеме (закреплено 3-м правилом Латеранского II Собора 1139). Преданный анафеме был ограничен в праве выступать истцом и свидетелем на суде, а его убийство не каралось в обычном законном порядке.

Снятие анафемы

Предание анафеме не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и в конечном счете к спасению. Снятие анафемы как высшего церковного наказания происходит посредством сложного юридического действия, включающего а) покаяние анафематствованного лица, которое производится в особом, как правило, публичном порядке; покаяние приносится непосредственно через обращение к органу церковной власти, наложившему анафему, либо через лицо, им назначенное (например, через духовника), б) при наличии достаточных оснований (искренность и полнота раскаяния, исполнение положенного церковного наказания, отсутствие опасности со стороны анафематствованного для других членов Церкви) принятие решения органом, вынесшим взыскание, о прощении данного лица. Анафема может быть снята и после смерти – в этом случае вновь допускаются все виды поминовения усопшего.

В 1964 г. в Иерусалиме по инициативе Афинагора, Патриарха Константинопольского (1886-1972), состоялась его встреча с папой Римским Павлом VI. Это была первая встреча такого уровня со времени Флорентийской унии 1439 г. (см. Ферраро-Флорентийский Собор). Результатом встречи стала отмена взаимных анафем, существовавших с 1054 г. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы раскольникам старообрядцам Собором РПЦ 1971 г.

Анафема в Русской Православной Церкви

Применение анафемы в Русской Церкви обладает рядом существенных особенностей по сравнению с древней Церковью. В истории РПЦ в отличие от византийской Церкви не было такого количества ересей, она почти не знала случаев явного отпадения от христианства в язычество или иные религии. В домонгольскую эпоху возник ряд правил, направленных против языческих обрядов,- так, правила 15 и 16 Иоанна II, митрополита Киевского (1076/1077-1089), объявляют «чуждыми нашей веры и отверженными от соборной Церкви» всех, кто приносит жертвы на вершинах гор, у болот и колодцев, не соблюдает установления христианского брака и не причащается хотя бы раз в год. По правилу 2 Кирилла II, митрополита Киевского (ок. 1247-1281), отлучение от Церкви грозило тем, кто в церковные праздники устраивал шумные игры и кулачные бои, причем погибшие в таких боях предавались проклятию «в сии век и в будущий» (Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. София, 1987. Т. 2. С. 183). Кроме того, правило 5 митрополита Иоанна отлучает от Церкви непричащающихся и употребляющих мясо и «скверное» в Великий пост, правило 23 – лиц, продающих христиан в рабство «поганым», правило 25 и 26 – вступивших в кровосмесительные браки (Там же. С. 79, 85-86).

Среди населения западных окраин Российского государства случались уклонения в католичество или протестантство, однако против соотечественников, вступивших в унию с Римом или перешедших в протестантство, РПЦ никогда не применяла анафему, она молилась о воссоединении их с православной Церковью. Характерной чертой РПЦ в борьбе с ересями, сектами и расколами являлось, как правило, осторожное и взвешенное применение анафемы – она провозглашалась непримиримым раскольникам и еретикам в соответствии с каноническим правом. В 1375 г. были отлучены от Церкви стригольники – новгородско-псковская ересь стригольников являлась едва ли не единственной русской ересью. Она продолжилась в XV – нач. XVI в. в новгородско-московской ереси «жидовствующих» (см. т. РПЦ. С. 53, 69-71), анафема «жидовствующим» последовали в 1490 и 1504 гг. Своеобразным явлением Русской Церкви стал старообрядческий раскол 1666-1667 гг., возникший на почве несогласия с исправлением церковных книг и обрядов по греческому образцу – анафема раскольникам старообрядцам провозглашена на Соборах 1666-1667 гг. В «Духовном регламенте» Петра I (1720) также содержится анафема господам, которые укрывают в своих имениях раскольников (Ч. 2. Мирские особы. 5).

В «Духовном регламенте» подробно говорится о том, в каких случаях, за какие преступления выносится анафема («…аще кто явственно хулит имя Божие или Священное Писание, или Церковь, или явно грешник есть, не стыдяся дела своего, но и паче тем чваняся, или без правильной вины покаяния и святыя Евхаристии больше году не приемлет; или чтолибо иное творит с явным закона Божия ругательством и посмеянием, таковый, по повторенном наказании, упрям и горд пребыв, достоин судится толикой казни. Ибо не просто за грех подлежит анафеме, но за явное и гордое презрение суда Божия и власти церковныя с великим соблазном немощных братий…» – Ч. 2. О епископах. 16), какова процедура анафемы (если после неоднократных увещеваний «непреклонен и упрям будет преступник, то епископ и тогда не приступит еще к анафеме, но прежде о всем том, как деялось, напишет к Духовному Коллегиум, а от Коллегиум получив соизволение на письме, предаст явно грешника анафеме…» -Там же), каковы последствия анафемы для анафематствованного и его семьи («…сам точию единолично анафеме сей подлежит, но ни жена, ни дети…» – Там же) и условия разрешения от анафемы, если «изверженный» раскается и захочет принести покаяние, если же не покается и «учнет еще ругать анафему церковную», то Духовный Коллегиум просит суда мирской власти. Анафема отсекается человек от Тела Христова, Церкви, пребывая уже нехристианином и «отчужден наследия всех благ, смертию Спасителевою нам приобретенных» (Там же).

Анафеме были преданы еретики-иконоборцы Д. Тверитинов и его сторонники в ходе судебного процесса над ними 1713-1723 гг. Наказание еретиков и раскольников в Патриарший период не ограничивалось анафемой – она, как правило, дополнялась либо телесными (в т. ч. членовредительскими) наказаниями, либо изгнанием и заточением, а зачастую и смертной казнью через сожжение (последняя применена к «жидовствующим» в 1504, по отношению к раскольникам старообрядцам узаконена царским указом от 1684).

Церковное отлучение провозглашалось также против лиц, совершавших тяжкие преступления против гос-ва – самозванцев, бунтовщиков, изменников. Во всех этих конфликтах со светской властью присутствовал, однако, элемент выступления и против Православия – либо в форме сговора с еретиками (переход самозванца Григория Отрепьева на сторону польск. интервентов в нач. XVII в., измена гетмана Малороссии Ивана Мазепы в 1709, во время войны со шведами), либо в виде прямых гонений на Церковь, как во время крестьянских войн XVIII в.

Чин «Торжества Православия», пришедший в Русскую Церковь после крещения Руси, постепенно подвергался здесь изменениям и дополнениям: в кон. XV в. в него были включены имена предводителей «жидовствующих», в XVII в.- имена изменников и самозванцев «Гришки Отрепьева», «Тимошки Акиндинова», мятежника Стеньки Разина, раскольников Аввакума, Лазаря, Никиты Суздальца и др., в XVIII в.- имя «Ивашки Мазепы». Чин, допускавший изменения со стороны епархиальных епископов, с течением времени утратил единообразие, поэтому Святейший Синод в 1764 г. ввел его новую, исправленную редакцию, обязательную для всех епархий. В 1801 г. чин Торжества Православия был существенно сокращен: в нем перечислены только сами ереси, без упоминания имен еретиков, а из имен государственных преступников оставлены (уже в исправленной форме) «Григорий Отрепьев» и «Иван Мазепа». Позднее, в редакции 1869 г., эти имена также были опущены – вместо них в чине появилась общая фраза о «дерзающих на бунт» против «православных государей». С течением времени, таким образом, при анафематствовании известных лиц Русская Церковь постепенно сокращала их число, избегая называть имена и обозначая этих лиц обобщенно, по причастности к тому или иному догматическому или дисциплинарному заблуждению, а также к государственному преступлению.

Большой резонанс в российском обществе начала XX века получило отлучение от Церкви писателя графа Льва Николаевича Толстого, осуществленное Святейшим Синодом (20-23 февр. 1901). В Определении Синода граф Толстой назван «лжеучителем», проповедующим «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской», который, «ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств – святую Евхаристию. …Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Вместо слова «Анафема» в Определении Синода употреблены выражения «отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православной», «отпадение его от Церкви». 4 апр. 1901 г. гр. Толстой выступил с ответом на Определение Святейшего Синода, в котором заявил: «Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей… То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупающем род человеческий, то это совершенно справедливо» (Цитата по: Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995. С. 88). В февр. 2001 г. правнук писателя В. Толстой обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с письмом, в котором просил снять отлучение с графа Толстого. В ответе корреспондентам по этому вопросу Святейший Патриарх сказал: граф Толстой отказался быть православным христианином, отказался быть членом Церкви, мы не отрицаем, что это гений литературы, но у него есть явно антихристианские произведения; вправе ли мы через 100 лет навязывать человеку то, от чего он отказался?

Святейший Патриарх Тихон дважды анафематствовал «творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной»: в 1918 г. в связи с начавшимися гонениями и в 1922 г. в связи с изъятием из церквей священных предметов под предлогом помощи голодающим (Акты свт. Тихона. С. 82-85, 188-190). Антирелигиозная политика властей в конце 50-х – 60-х годов  вызвала появление Постановления Патриарха и Свящ. Синода № 23 от 30 дек. 1959 г. «О публично похуливших Имя Божие»: священнослужителей, совершивших это преступление, бывш. протоиерея Александра Осипова, бывшего священника Павла Дарманского, «считать извергнутыми из священного сана и лишенными всякого церковного общения», «Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, публично похуливших Имя Божие, отлучить от Церкви» (ЖМП. 1960. № 2. С. 27). Осенью 1993 г., во время вооруженного противостояния у Белого Дома в Москве, Священный Синод РПЦ обратился с Заявлением (1 окт.), призывая людей одуматься, избрать путь диалога. 8 октября Святейший Патриарх Алексий II, Священный Синод и иерархи, прибывшие в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру, выступили с Обращением, в котором, не называя конкретных имен, осудили тех, кто пролил невинную кровь ближних своих, – «эта кровь вопиет к Небу и, как предупреждала святая Церковь, останется несмываемой каиновой печатью» на совести их (Православная Москва. 1993. № 5).

Архиерейский Собор РПЦ 1994 г. в Определении «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», следуя апостольской традиции, произнес слова отлучения (А.) тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологических, теософских, спиритических об-в и т. п., объявляющих войну Церкви Христовой. Архиерейский Собор РПЦ 1997 г. отлучил от Церкви мон. Филарета (Денисенко). Лишенный всех степеней священства на Архиерейском Соборе 1992 г., предупрежденный Архиерейским Собором 1994 г. о том, что в случае продолжения раскольнической деятельности он будет анафематствован, он продолжал совершать «богослужения», лжехиротонии; «не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»», своими преступными деяниями он продолжал наносить урон Православию. Собор, основываясь на Ап. 28, Сардик. 14, Антиох. 4, Васил. 88, определил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом». Собор предупредил участвующих в преступной деятельности бывш. мон. Филарета, призвал их к покаянию – в противном случае они будут отлучены от церковного общения через анафематствование. Собор известил Предстоятелей Поместных правосл. Церквей об анафематствовании бывш. мон. Филарета (Денисенко) (ЖМП. 1997. № 4. С. 19-20). Архиерейский Собор РПЦ 1997 г. осудил антицерковную деятельность Глеба Павловича Якунина, лишенного священного сана Определением Свящ. Синода от 8 окт. 1993 г. и предупрежденного Архиерейским Собором 1994 г.: «В случае продолжения бесчинного ношения иерейского креста и священнических одежд… будет поднят вопрос об отлучении его от Церкви». Г. П. Якунин не внял обращенному к нему призыву о покаянии и прекращении бесчинств. Собор на основании Ап. 28, Карф. 10, Сардик. 14, Антиох. 4, Двукр. 13, Васил. 88 определил: «Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом» (Там же. С. 20).

Лит.: Kober F. Der Kirchenbann nach den Grundsätzen des Kanonischen Rechts dargestellt. Tübingen, 1857; Суворов Н. О церковных наказаниях: Опыт исследования по церковному праву. СПб., 1876; Никольский К. Анафематствование, или Отлучение. СПб., 1879; Успенский Ф. И. Синодик в Неделю Православия. Одесса, 1892; Петровский А. В. Анафема // ПБЭ. Стб. 679-700; Turner C. H. The History and Use of Creeds and Anathemas in the Early Centuries of the Church. L., 1906; Синайский А., прот. О падших и отлученных в древнехристианской Церкви и русской. СПб., 1908; Преображенский А. Церковное отлучение (анафема) в своей истории и в своих осново-мотивах. Каз., 1909; Ширяев В. Н. Религиозные преступления. Ярославль, 1909; Троицкий А. Д. Церковное отлучение и его последствия. К., 1913; Amanieu A. Anathème // Dictionnaire de droit canonique. 1935. Vol. 1. P. 512-516; Мошин В. А., прот. Сербская редакция Синодика // ВВ. 1959. Т. 16. С. 317-394; 1960. Т. 17. С. 278-353; ̓Αλιβιζάτος Α. ̓Ανάθεμα // ΘΗΕ. Т. 2. Σ. 469-473; Gouillard J. Le Synodicon de l’Orthodoxie // Travaux et Mémoires. 2. Centre de Recherches d’ Hist. et Civ. Byzant. P., 1967; Doens I., Hannick Ch. Das Periorismos-Dekret des Patriarchen Methodios I. gegen die Studiten Naukratios und Athanasios // JÖB. 1973. Bd. 22. S. 93-102; Beck H.-G. Nomos, Kanon und Staatsraison in Byzanz. W., 1981, S. 51-57; Darrouzès J. Le patriarche Méthode; Ράλλη Κ. Μ. Ποινικὸν δίκαιον τῆς ̓Ορθοδόξου ̓Ανατολικῆς ̓Εκκλησίας. Θεσσαλονίκη, 19933; Fögen M. Th. von. [Hrsg.] Rebellion und Exkommunikation in Byzanz // Ordnung und Aufruhr im Mittelalter: Historische und juristische Studien zur Rebellion. F./M., 1995. S. 43-80; Паламарчук П. (сост. ) Анафема: История и XX век. [М.], 1998; Maksimovič K. Patriarch Methodios I. (843-847) und das studitische Schisma (Quellenkritische Bemerkungen) // Byz. 2000. T. 50/2. P. 422-446.

www.pravmir.ru

Что такое анафема и чем она опасна? - База ответов на любые вопросы

В христианском мире анафема считается одним из самых страшных наказаний для человека. Хотя на самом деле этот церковный акт несет в себе врачующую и воспитательную функцию, любой верующий в глубине души опасается быть подвергнутым анафеме, чтобы не лишиться всяких надежд на Спасение. Что же такое анафема? Чем она опасна и за что предают этой каре?

Что значит слово «анафема»? Что такое анафема? Что значит «предать анафеме»? За что могут предать анафеме? За что Льва Толстого предали анафеме?

Что значит слово «анафема»?

Термин «анафема» происходит от греческого слова ἀνατίθημι, что означает «накладывать, возлагать». Первоначально он использовался в качестве определения приношения в храм или подношения богам, однако при переводе Евангелия на греческий язык термин употребили для передачи древнееврейского выражения herem, означающего нечто проклятое, обреченное на уничтожение.

С тех времен анафему стали воспринимать в отрицательном смысле и трактовать как понятие «отверженного людьми».

Что такое анафема?

Согласно православным канонам, анафема подразумевает под собой отлучение от церкви за какие-либо грехи и проступки. Считается, что негативные действия и мысли несут угрозу единству церкви и нарушают чистоту учений о вере, поэтому люди, особенно тяжело провинившиеся перед Богом, лишаются возможности касаться святых Таинств и общаться с другими верующими. Анафеме предают путем соборного провозглашения, однако предоставляют возможность исправиться и вернуться в храм. Если человек осознал всю серьезность и неправомерность своих действий, допускается снятие наказания через публичное покаяние перед всеми прихожанами.

В католической церкви возврата к Богу не существует. Если верующий единожды был предан анафеме, он лишается всех надежд на Спасение и не может более быть причастным к церкви.

В давние времена людей, преданных анафеме, не просто изгоняли из храмов, но иногда и казнили. К примеру, в 1453 году отлучению от церкви подвергли Жанну д’Арк, после чего сожгли на костре. Такая же участь с преданием анафеме и сожжением постигла Джордано Бруно, но уже в 1600 году.

Что значит «предать анафеме»?

Под словами «предать анафеме» понимают полное отчуждение человека от церкви с исключением из церковной общины, запретом причащаться вином и хлебом, а для священнослужителей – невозможностью вернуться к занимаемой церковной должности.

Верующий, подвергнутый анафеме, теряет право посещать храм, исповедоваться, молиться вместе с другими прихожанами, а после смерти не может быть отпет и похоронен на христианском кладбище.

Нужно заметить, что перед преданием анафеме грешнику дают возможность осознать свою вину и исправиться. С ним ведут беседы, стараются внушить всю степень опасности, которую несут его действия и мысли, но если и тогда человек не пришел к покаянию, то его подвергают церковной каре. Из-за большой серьезности наказания предавать анафеме может только синод, возглавляемый патриархом, или собор архиереев, а в особенно тяжелых случаях – Вселенский собор.

За что могут предать анафеме?

Чтобы быть подвергнутым анафеме, нужно совершить очень страшное догматическое либо дисциплинарное преступление. Как правило, в прошлом наказание постигало раскольников, лжеучителей, основателей, глав ереси (ересиархов).

В нашей время анафеме может быть предан верующий человек, член церковной общины, который активно проповедует ложные взгляды, публично искажает учение Божье, стремится расколоть единую Церковь на несколько течений. Кара постигает только тех, кто сознательно совершает проступки, но не касается людей заблудших, идущих на преступление против церкви по незнанию или непониманию.

За что Льва Толстого предали анафеме?

Одним из самых известных людей в России, подвергнутых анафеме, был Лев Толстой. Отлучение писателя от православной церкви состоялось по определению Святейшего Синода в 1901 году в связи с его публичными высказываниями и убеждениями, не совместимыми с церковным членством.

В своих произведениях Лев Толстой явно указывал, что не принимает некоторые догматы Церкви, отрицает учение о Святой Троице и божественность Иисуса Христа. Он считал, что церковь ставит свои интересы превыше христианских идеалов, и подвергал сомнению авторитет священнослужителей. До самой смерти в 1910 году писатель так и не покаялся, в результате чего умер без причащения и отпущения грехов. Его супруга нашла священника, который провел церемонию погребения, но Церковь объявила этот обряд частной молитвой и не приняла в качестве отпевания.

www.mnogo-otvetov.ru

Анафема

Ана́фема (от греч. ἀνάθεμα — отлучение) – публичная констатация, свидетельство Церкви об отпадении от неё отдельного человека, группы людей, общины; крайнее средство вразумления отступника. Анафема соборно провозглашается и заключается в отлучении христианина от общения с верными и от Церковных Таинств. Следует обратить внимание, что анафема имеет отношение только: — к членам Церкви, а не её сторонним хулителям; — публично искажающим её учение, уклонившимся в ереси и расколы;

— активно проповедующим свои ложные взгляды, а не просто заблуждающимся.

В последнее десятилетие были осуждены те, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т.п. (1994 г.).

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Например, наложенная на Емельяна Пугачева анафема перед казнью была снята за то, что Пугачев «с сокрушением сердечным покаялся в своих согрешениях перед Богом», также в 1971 году была снята анафема старообрядцам.

Page 2

Ещё в  Ветхом Завете также имеются четкие утверждения о том, что прерывание беременности — это убийство человека.

В первую очередь, в 6-ой заповеди Декалога — «Не убий».

В Послании Иеремии 1:5 говорится: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» — что говорит о том, что нерождённый младенец уже имеет бессмертную душу, находясь во чреве своей матери.

И сам рост, и развитие зародыша происходит при участии Господа, о чем говорится в Псалме 138, стих 13: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей».

Пророк Исаия, 44:2: «Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней».

Правило 91 Шестого Вселенского Собора; Правило 21 Анкирского собора; Правило 2-е св. Василия Великого; Правило 8-е св. Василия Великого.

***

Аборт не аннулирует твою беременность, он делает тебя матерью мёртвого ребёнка

Адвокат Рафаэль Баллестрини в конце XIX века писал: «Самым верным доказательством того, что некий народ дошёл до крайней точки своего нравственного падения, будут те времена, когда аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым».

azbyka.ru

Что значит "Предан анафеме"

Многие думают, что это страшное проклятие, которое может наложить батюшка на голову неверного грешника. Другие — что это старинный, забывающийся церковный ритуал… Давайте же разберемся, что это значит, и только ли в прошлых веках практиковалось публичное отречение от церкви?

Что это такое?

В переводе с греческого это слово означает «накладывание» или «отлучение». В древние времена им обозначали посвящение себя божеству, жертву богам по обету. Чуть позже (а конкретно — в начале 4 века нашей эры) оно приняло диаметрально противоположное значение — отделение человека от церковной общины. В широкое употребление термин вошел еще позже — в 5 веке.

В наши дни церковная анафема означает, что человека отлучают от посещения церкви, общения с правоверными. Его не будут крестить, отпевать, хоронить на церковной (освященной) земле. Не нужно путать ее с епитимьей, во время которой христианин тоже не может ходить в церковь — епитимья это временное отречение, а анафема — вечное (за редкими исключениями).

Можно ли считать ее церковным проклятием? Сами священники уверяют, что нет. Это наказание, призванное показать человеку всю серьезность его проступка.

Любопытно, что не только отдельный человек может «удостоиться чести» попасть под такую немилость церкви. Анафеме предавались нигилизм, натурализм, социализм, коммунизм. А в 15 веке римский папа предал анафеме целый город — чешский Жатец. Причина: поддерживание Яна Гуса и гуситского движения.

Можно ли снять с человека анафему: мнение православной церкви

Да! Если преданный анафеме искренне покается в своих грехах, орган, отлучивший его от церкви, может отменить свое решение. В мировой истории случались яркие примеры этому (более детально о них вы можете прочесть ниже). Так что анафема — это не окончательный и бесповоротный приговор. Хотя конечно, это — очень и очень серьезное решение церкви.

Какие правители «удосуживались чести» быть преданными анафеме?

  1. Король Германии Генрих Четвертый (1050-1106 гг). Этот венценосный правитель хотел сам назначать епископов, что Ватикану очень не понравилось, и папа отлучил строптивого короля от церкви. В то время это было очень сильное наказание, которое могло стоить Генриху престола. Ему пришлось отправляться за прощением грехов (пешком!), несколько дней ждать аудиенции… Анафема была снята.
  2. Фридрих Второй Гогенштауфен (1194-1250 гг). Этот правитель протянул руки к принадлежавшим Ватикану землям. Правителя предали анафеме несколько раз, еще и назвали антихристом. Сначала он на это никак не реагировал, но под напором верующих вельмож он решил сделать Ватикану приятное — возглавил 4-й Крестовый поход, желая занять Иерусалим. И он сделал это, причем совершенно мирным способом — путем переговоров. Правда, от анафемы его это не спасло.
  3. Английский король Генрих Восьмой (1491-1547 гг). Он оказался весьма любвеобильным, женившись 6 раз. Первый же его развод так не понравился святым отцам, что папа римский отлучил его от церкви. Король ответил довольно жестко, запретив в Англии католицизм. Его соотечественники католического вероисповедания, которым не понравилось решение короля, подверглись гонениям. Правда, в политическом плане страна стала более независимой, ведь в ней появилась собственная церковь.
  4. Запорожский гетман Иван Мазепа (1639-1709 гг). Он повел своих козаков против Петра Первого, заключив союз с шведским королем. Это действие было не противорелигиозным, а мирским, политическим, но подчиненная Петру российская церковь провозгласила гетмана отщепенцем и предала анафеме, причем с большой помпой и проклятиями.
  5. Революционер, кубинец Фидель Кастро (1926-2016 гг). Ватикан боролся с коммунизмом, и Фидель тоже попал под их «руку». Впрочем, на Кубе большинство революционеров были истинными католиками. Они не жгли церквей, не расстреливали священников, Кастро даже встречался с понтификом. В общем, скорее всего, эта анафема не длилась долго.

И не правители, но тоже известные люди

  • Есть мнение, что от церкви отлучали Дмитрия Донского, героя Куликовской битвы. Историки даже доказывают, что перед битвой его не благословлял Сергий Радонежский, поддерживающий Киприана (он-то и предал будущего героя всем известного сражения анафеме). Интересно, что в наши дни Дмитрий причислен к лику святых.
  • Григорий Отрепьев, позже названый Лжедмитрием Первым. Беглый монах, назвавший себя сыном Ивана Грозного, ставший царем, позже убитый. Отлучен от церкви в 1604 году, еще при жизни.
  • Степан Разин (1671 год). В немилость церкви этот донской казак и атаман попал из-за того, что поднял бунт против действующей власти, причем казаки вели себя довольно жестоко.
  • Емельян Пугачев (анафема — 1775, снята перед казнью повстанца в этом же году).
  • Лев Толстой. Да-да, тот самый писатель. Один из его романов, «Воскресение», особенно не понравился церковником из-за критики нравов, царящих в современных автору храмах. Отлучение произошло в 1901 году, его провозгласил Священный синод. Правда, в российских храмах провозглашения не было.
  • Андрей Марков, математик, изучавший теорию чисел, вероятности и матанализ. Отлучение произошло в 1912 году. Причина: ученый горячо заступался за Льва Толстого, протестуя против отлучения писателя.

Что касается католиков, они предавали анафеме Жанну Дарк (воительницу), Мартина Лютера (богослова, протестанта), Джордано Бруно (философа), Яна Гуса (проповедника). Правда, с 1983 года этот термин католики больше не используют.

А на кого ополчалась РПЦ в наши дни?

  • Евграф Дулуман, главный атеист страны, сманивший на свою сторону много верующих и даже некоторых священников. Его отлучили в 1959 году. Кстати, этих самых атеистов предали анафеме за компанию с Евграфом.
  • Владимир Ленин (он предан анафеме в 1970 году). Причина: гонения на церковь. Собор РПЦ объявил о своем решении, находясь за границей.
  • Сторонники экуменизма, желающие объединить все церкви в одну. Отлучение произошло в 1983 году.
  • Киевский Патриарх Филарет, Предстоятель Украинской православной церкви (в миру Михаил Денисенко), предан анафеме РПЦ в 1997 году, а также извержен из сана. Впрочем, он остался в УПЦ, заявляя, что анафема произведена по политическим мотивам.
  • Глеб Якунин, диссидент, Протопресвитер Апостольской православной церкви. Анафеме предан в том же 1997 году. Еще ранее, в 1993-м, он был лишен сана, так как принял участие в выборах (а это не приличествовало духовному лицу). Но это церковное наказание не помешало Глебу стать депутатом.
  • Олег Дементьев, журналист, атеист. «Удосужился чести» в 2009 году, за критические статьи о женском монастыре.

Но как именно выглядит «процедура» предания анафеме? Это наглядно покажет короткое видео, снятое в церкви:

tayniymir.com

АНАФЕМА - это... Что такое АНАФЕМА?

  • АНАФЕМА — (греч. anathema, от ana далеко, и tihein ставить). 1) отлучение от церкви; 2) в просторечии: проклятие. 3) как бранное слово. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНАФЕМА 1) проклятие, отлучение от… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • анафема — См. проклятие предавать анафеме... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. анафема проклятие, херем, отлучение Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • АНАФЕМА — (греч. anathema) в христианстве церковное проклятье, отлучение от церкви …   Большой Энциклопедический словарь

  • Анафема — см. Заклятие …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • АНАФЕМА — АНАФЕМА, анафемы, жен. (греч. anathema). 1. только ед. Отлучение от церкви (церк.). Предать кого нибудь анафеме. || Проклятие (книжн. устар.). «Зачем анафемой грозите вы России?» Пушкин. 2. Проклятый, негодяй (прост. бран.). «Есть же такие… …   Толковый словарь Ушакова

  • АНАФЕМА — АНАФЕМА, ы, жен. 1. В христианстве: церковное проклятие за грехи против церкви, за поношение веры. Предать анафеме вероотступника. 2. Употр. как бранное слово (прост.). Сгинь с глаз моих, а. ты этакая. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… …   Толковый словарь Ожегова

  • АНАФЕМА — жен., греч. церковное проклятие, отлучение от церкви, отвержение обществом верующих; | ·об. брань, проклятие. Анафемствовать кого предавать анафеме; анафемить, ругать, проклинать, желать зла и гибели. Анафемщик муж. анафемщица жен. ругатель,… …   Толковый словарь Даля

  • Анафема — С древнегреческого: Anathema. Церковный термин древнегреческого происхождения, означающий отлучение от Церкви, церковное проклятие. Люди, отлученные от Церкви, фактически подвергались остракизму, то есть изгнанию из привычного им общества… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • АНАФЕМА — АНАФЕМА, СССР, Ленфильм, 1960, ч/б, 45 мин. Религиозная драма. По мотивам одноименного рассказа А.Куприна. Россия, 1900 год. Дьякон Олимпий, ранее ничем не выделяющийся среди служителей церкви, вдруг начинает проявлять интерес к светской… …   Энциклопедия кино

  • Анафема — (греч. anathema) отлучение от церкви. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

dic.academic.ru


Смотрите также