Алхимия что это такое кратко


Наука алхимия

Таинственно, аж жуть!

Алхимия — средневековая наука, предшествующая химии. Изучая свойства различных веществ, ставила цель найти средство продления молодости и возможность превращения неблагородных металлов в золото и серебро. Термин «алхимия» происходит либо от арабского слова Al-kimia — производится, либо от слова kemi, коптского названия Египта, либо от греческого слова, означающего жидкость, сок.

Краткая история алхимии

    Родиной алхимии считается Древний Египет. Началом науки считаются труды мифического Гермеса Трисмегиста. Жил такой человек или нет — утверждать сложно, но книги, хотя далеко не все, приписываемые ему известны
  1. Пэмандр
  2. Вселенское слово Гермеса Асклепию
  3. Священное слово Г. Трисмегиста
  4. Кратир, или Монада
  5. Невидимый Бог весьма явен
  6. Благо в одном Боге и нигде больше
  7. Величайшее зло для людей неведение Бога
  8. Ничто не исчезает
  9. О мысли и ощущении
  10. Ключ,
  11. Ум к Гермесу
  12. О всеобщем Уме
  13. О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе
  14. Мудрость
  15. Посвятительная речь, или Асклепий

Существуют также три больших отрывка из книги «Дева мира» (или «Зрачок мира»); десять отрывков из разговора Гермеса с сыном его, Татом; восемь отрывков из книг Гермеса к Аммону; девять кратких отрывков без названия и, наконец, три «определения» Асклепия царю Аммону: о солнце и демонах, о телесных страстях и похвала царю. Средневековые алхимики приписывали Трисмегисту так называемую Изумрудную таблицу — отрывок загадочного содержания и неизвестного происхождения, где находили аллегорическое описание философского камня, они признавали этот отрывок основным текстом своего учения, которое и называли поэтому Герметической философией или Алхимией.

Усиленно и целеустремленно занимались алхимией греки, передавшие эстафету арабам в пору расцвета исламской цивилизации. От арабов восприняли идеи алхимии европейцы.

Знаменитые алхимики

  • Абу-Муза Джафара-аль-Софи. Жил в Севилье в конце VIII начале IX века. Предполагал, что металлы являются телами меняющейся природы, и состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно добавить то, чего у них недостает, и отнять то, что находится в избытке.
  • Альберт фон Больштедт (Альберт Великий) (1200, — 15 ноября 1280) — немецкий философ, схоласт и богослов. Жил в Париже, Регенсбурге, Кельне. Занимаясь в том числе алхимией впервые выделил мышьяк в чистом виде.
  • Роджер Бэкон (около 1214 — после 1292) — английский философ, ученый. Жил в Париже, Оксфорде. Занимаясь алхимией, делил её «теоретическую, которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине» (Википедия)
  • Арнольдо Вилланова (ок. 1235—1240 — 1311) — испанский врач, издал более 20 алхимических трудов, в том числе о ядах, противоядиях, лечебных свойствах различных растений и способах их употребления. Создатель так называемой медицинской алхимии
  • Раймунд Луллиус (1235 – 1315) — философ, богослов, писатель, путешественник. Жил в Испании, Франции, Италии, странствовала по Европе, Северной Африке, Ближнему Востоку. Написал несколько алхимических сочинений, наиболее известные из которых «Завещание», «Сборник правил, или путеводитель по алхимии», «Опыты».
  • Джованни Фиданца (Бонавентура) (1121-1274) — философ, теолог, католический священник. Жил в Париже, Лионе. В своей «Книге, составленной на основе многих опытов», писал о фармации и медицине; установил свойство азотной кислоты растворять серебро, отделяя его от золота.
  • Василий Валентин (1565-1624). Жил в Германии. В своих сочинениях по алхимии «Триумфальная колесница антимония», «О великом камне древних мудрецов», «Последнее завещание», «Раскрытие тайных приемов», «Трактат о естественных и сверхъестественных предметах металлов и минералов», «О микрокосме», «О тайной философии» приводит новые сведения о различных веществах, их свойствах и способах получения, в том числе впервые упоминает о соляной кислоте, даёт подробное описание сурьмы и её соединений.
  • Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна (980-1037)
  • Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази или Разес (864-925)
  • Абу-ар-Райхан Мухаммед ибн Ахмед Аль-Бируни (973 – 1048)
  • Абд ар-Рахман Ал Хазини (первая половина XII века)
  • Никола Фламель (1350 — 1413)
  • Альфонсо Десятый (1221 — 1284)
  • Пьер Добрый (1340 — 1404)

    Все они искали т. н. Философский камень или красный лев, или великий эликсир, или красная тинктура, панацея жизни, жизненный эликсир, с помощью которого серебро, а, возможно, и неблагородные металлы, превращались бы в золото, а раствор его, так называемый золотой напиток (aurum potabile), принятый внутрь в малых дозах, помогал исцелять болезни, возвращать молодость, продлевать жизнь до бесконечности

    .

Лаборатория алхимика

Лаборатория алхимика

«Комната имела восемь футов в длину, шесть в ширину и столько же в высоту; три стены (были) увешанны шкафчиками, полными книг, над шкафчиками были устроены полки, вмещавшие множество колб, склянок и коробочек. Напротив входа, кроме колб и реторт, помещалась печь — с козырьком, мехами и колосниковой решеткой. На ней стоял раскаленный добела тигель с кипящей жидкостью, пар от которой выходил через трубу на крыше; среди склянок, коробок и книг, в живописном беспорядке разбросанных по полу, виднелись также медные щипцы, куски угля, мокнущие в каких-то растворах, чаша, наполовину налитая водой: с потолка на нитках свисали пучки трав — одни из них на взгляд казались свежими, другие, видимо, были собраны уже давно» (А. Дюма «Жозеф Бальзамо»)

chtooznachaet.ru

Что такое алхимия?

Брат Марсий.

Алхимия — это Искусство и Наука преображения. Постичь ее нелегко, потому что правила и методы алхимии описываются по большей части через аллегории и мифологические символы, которые могут толковаться одновременно и на материальном, и на духовном уровне. Основная цель алхимии — привести все сущее, включая и человечество, к предопределенному для всех и каждого состоянию совершенства. В связи с этим алхимическая теория утверждает, что Вечная Мудрость остается сокрытой и беспробудно дремлет в человечестве до тех пор, пока люди пребывают в мирском невежестве и судят обо всем поверхностно. Таким образом, задача алхимии — в том, чтобы выявить эту Сокровенную Мудрость и устранить завесы и препятствия между человеческим разумом и его изначально чистым Божественным Источником.

Именно на эту духовную алхимию (в противовес чисто химическому искусству) и должна быть ориентирована работа мага. С момента посвящения начинается процесс духовной алхимии. Неофит (новообращенный)  — это грубая первоматерия, которую предстоит трансмутировать средствами Искусства в ходе Работы — движения по Герметическому Пути. Ему предстоит овладеть элементальными стихиями, из которых состоит его душа, научиться управлять ими (то есть пройти процессы сепарации и пурификации), дабы впоследствии все элементы личности мага воссоединились в новое очищенное целое (процесс когобации), а затем Адепт должен вобрать в свою сущность пятый элемент — Квинтэссенцию, то есть совершить операцию Познания и Собеседования со своим Священным Ангелом Хранителем. На это у него может уйти целая жизнь. Великая Работа, или поход за золотом духа, — это долгий путь. Но несмотря на то, что цель далека, каждый шаг на этом Пути приносит неисчислимые награды.

Как сказано в материалах Герметического Ордена Золотой Зари:

«алхимия как особая дисциплина, основывается на некоторых других дисциплинах. Это астрология, магия и каббала. Невозможно быть хорошим алхимиком, не будучи хорошим каббалистом. Невозможно быть хорошим каббалистом, не освоив магию, а освоить магию невозможно, не изучив предварительно астрологию».

Основные положения алхимии таковы:

1. Вселенная имеет божественное происхождение. Космос — это эманация Единого Божественного Абсолюта. Следовательно, все сущее едино.

2. Все физические проявления существуют в силу Закона Полярности, или Двойственности. Любое понятие можно определить через его противоположность: мужское/женское, солнце/луна, дух/тело и т.д.

3. Все физические проявления в каждом из так называемых трех царств (растительном, животном и минеральном) состоят из Духа, Души и Тела — аналогов трех алхимических первоначал.

4. Всякая алхимическая работа, будь то практические опыты в лаборатории или духовная алхимия, подразделяется на три основных эволюционных процесса: сепарацию (разделение), пурификацию (очищение) и когобацию (воссоединение). На эти же три стадии подразделяются и природные процессы.

5. Вся материя состоит из четырех стихий: Огня (тепловая энергия), Воды (жидкость), Воздуха (газ) и Земли (твердые тела).

6. Во всех четырех элементах содержится квинтэссенция, или пятая стихия. Это одно из трех первоначал, именуемое также Философской Ртутью.

7. Все сущее движется к предопределенному для него состоянию совершенства.

Символами этапов философского процесса алхимической трансмутации служат четыре цвета: черный (вина, истоки, латентные силы) — цвет Первоматерии, символ Души в ее исходном состоянии, или нерасчлененной массы стихий, таящей в себе бесконечные возможности; белый (Малая Работа, первая трансмутация, ртуть); красный (сера, страсть) и, наконец, золотой (духовная чистота).

В алхимической науке выделяется три основных субстанции, наличествующие во всем сущем. В индийских текстах эти три начала фигурируют под названием «три гуны», а у алхимиков Названия и символы этих Трех Первоначал (Tria Principia) таковы: «сера», «соль» и «ртуть» («меркурий»).

Эти субстанции не следует путать с обычными веществами, известными под теми же названиями. Три Первоначала тесно связаны между собой и изначально составляют единое и неделимое целое. Но в этом объединенном состоянии они остаются лишь до тех пор, пока алхимик не приступит к сепарации, цель которой — разделить гомогенную смесь Первоначал на три отдельных компонента. Затем эти три компонента очищаются средствами Искусства и воссоединяются в новое целое более высокого порядка.

Сера (копт. then, др.-греч. theion, лат. sulfur).

Это динамическое, расширяющееся, летучее, кислое, объединяющее, мужское, отцовское и огненное начало. Сера — это эмоции, чувства и страсти, побуждающие нас к жизни и деятельности. Это символ стремление к положительным переменам и жизненного тепла. Весь процесс трансмутации зависит от правильного приложения этого активного принципа. Огонь — важнейшая из стихий в искусстве алхимии. Сера — это сущность Души.

В практической алхимии Серу обычно выделяют из Ртути посредством дистилляции. Сера — это стабилизирующий аспект Ртути, из которой она выделяется и в которой растворяется вновь.

В мистической алхимии Сера — это сила, кристаллизующая вдохновение, которое рождается из Ртути.

Соль (копт. hemou, др.-греч. hals, лат. sal).

Это принцип, или субстанция, формы — тяжелое и инертное минеральное тело, составляющее часть природы всех металлов. Это тенденция к затвердеванию, фиксации, сжатию и кристаллизации. Соль считается тем носителем, в котором закрепляются свойства Серы и Ртути. Она представляет собой сущность Тела. Иногда ее называют просто Землей.

Ртуть (копт. thrim, др.-греч. hydrargos, лат. mercurius).

Это водное, женское начало, связанное с принципом сознания. Ртуть — универсальный Дух, или Жизненная Сила, пронизывающая всю живую материю. Этот текучий и творящий принцип символизирует сам акт трансмутации: Ртуть — это преобразующий агент алхимического процесса. Она представляет собой сущность Духа и считается важнейшим из всех Трех Первоначал, посредником между остальными двумя, смягчающим их крайности. В практической алхимии Ртуть существует в двух состояниях. Оба они — жидкие. Первое состояние, летучее, — то, в котором Ртуть находится до освобождения от Серы. Второе, фиксированное, — то, в которое она приходит после воссоединения с Серой. Это окончательное, стабилизированное состояние иногда называется Тайным Огнем.

Алхимические стихии, или элементы:

Primus —TERRA: первый элемент, Земля. Субстанция жизни. Порождение Природы.

Secundus —AQUA.: второй элемент, Вода. Вечная жизнь, обретаемая через подразделение вселенной на четыре части.

Tertius —AER: третий элемент, Воздух. Сила, обретаемая через связь с пятым элементом — Духом.

Quartus — IGNIS: четвертый элемент, Огонь. Трансмутация материи.

Алхимик воспринимает металлы совершенно по-иному, чем металлург. Для алхимика металлы — это живые сущности, такие же как животные или растения. И, подобно всем живым существам в природе, они проходят естественную эволюцию: рождаются, растут и приумножаются. Каждый металл содержит в себе собственное «семя» — залог дальнейшего роста. При определенных — особых для каждого металла — условиях это семя можно преобразить, но только естественным путем. Вот почему во многих алхимических трактатах снова и снова рекомендуется на определенных этапах оставлять трансформацию вещества на волю Природы — выжидать, пока процесс не завершится естественным путем, и не вмешиваться.

Наука алхимии играет важную роль в работах Алистера Кроули. Хотя ничего неизвестно о том, чтобы Кроули проводил алхимические опыты в лабораторных условиях, его интерес к духовной алхимии очевиден. В трудах Кроули неоднократно встречаются упоминание алхимии и различные алхимические термины («Черный Дракон», «Зеленый Лев», «Лунная Вода», Азот, Радуга, V.I.T.R.I.O.L.и др.). Именно чтение книг по алхимии пробудили в юном Кроули интерес к эзотерике и заставили его встать на путь посвящения. Также стоит помнить, что своей реинкарнацией Алистер Кроули считал знаменитого алхимика сэра Эдварда Келли (1555–1595), возможно потому, что он «писал с позиций Мага». Среди книг, рекомендованных Кроули для чтения, были трактат «Аш Мезареф» (др.-евр. «Огонь плавильщика») и книга Михаэля Майера «Atalanta Fugiens» (1617). Сам он написал небольшую работу, посвященную алхимии: Liber LV «Химический турнир Брата Perardua, на котором он преломил семь Копий», представляющую собой Магический и Мистический Путь, описанный на языке алхимии. Алхимические символы и идеи также используются в тайных наставлениях, относящихся к высшим степеням О.Т.О.

В своей книге «Магия в теории и на практике» Алистер Кроули утверждал, что

«по сути своей Алхимия также представляет собой область Магии и что ее можно рассматривать попросту как частный случай более общего явления — отличающийся от эвокационной и талисманической Магии лишь теми значениями, которые в нем приписываются неизвестным параметрам в составе ее многоликих уравнений».

В алхимическом процессе Кроули видел аналог трансформации, которую переживает человек, проходящий посвящения, когда он очищается от скверны и выявить в своем истинном «Я» бессмертный разум, свою Истинную Волю. Алхимические образы Алистер Кроули активно использует в описании символизма карт Таро, и различных магических операций (например, Причастия).

© Thelema.RU

www.thelema.ru

Алхимия - это... Что такое Алхимия?

Алхимия (лат. alchimia, alchymia, от араб. خيمياء‎‎ al-kîmîa, предположительно от египетского «kēme» — чёрный, откуда также греческое название Египта, чернозёма и свинца — «черная земля»; другие возможные варианты: др.-греч. χυμος — «сок», «эссенция», «влага», «вкус», др.-греч. χυμα — «сплав (металлов)», «литье», «поток», др.-греч. χυμευσις — «смешивание», др.-греч. Χιμαιρα — «Химера») — общее название существующих в различных культурах систем трансформации[источник не указан 665 дней] как физических предметов (в первую очередь металлов) или человеческого организма, так и духовного.

Алхимия складывается в эпоху поздней античности (II—VI века н. э.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуального герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля.

Алхимические символы элементов. 1 — олово; 2 — свинец; 3 — золото; 4 — сера; 5 — ртуть; 6 — серебро; 7 — железо

Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у арабов) являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующее небесное светило:

Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес.

Центром алхимии того периода считался храм Сераписа, при котором ок. 235 г. был открыт филиал Александрийской библиотеки. Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора. Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. Болос впервые высказал идею трансмутации металлов — превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии (III в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал «тетрасомату» — стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

В конце III в. в 296 г. египтяне под предводительством Домиция Домициана подняли восстание против римского императора Диоклетиана. Прибывший в Египет правитель Римской империи подавил восстание и издал эдикт, которым повелевалось собрать все старинные книги, учившие тому, как делать золото и серебро, и сжечь их. Это объясняли желанием Диоклетиана уничтожить источник богатства, а вместе с тем и высокомерия египтян. Однако от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представлявших собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, среди которых знаменитая «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста.

Алхимия на Арабском Востоке

После падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на Арабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов.

В конце VIII века персидский алхимик Джабир ибн Хайян развил теорию Аристотеля о первоначальных свойствах веществ (тепле, холоде, сухости, влажности), добавив ещё два: свойство горючести и «металличности». Он предположил, что внутреннюю сущность каждого металла всегда раскрывают два из шести свойств. Например, свинец — холодный и сухой, золото — теплое и влажное. Горючесть он ассоциировал с серой, а «металличность» с ртутью, «идеальным металлом».

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые — ртуть. Сера и ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов: железо, олово, свинец, медь, ртуть, серебро и золото. Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. Таким образом, он заложил основы ртутно-серной теории[1][2]. Эти принципы объясняли все характерные физические свойства металлов (ковкость, горючесть и пр.) и обосновывали возможность трансмутации.

Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие, а также о гомункуле.[3][4], развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ.

Другой арабский учёный Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью.

Арабские алхимики внесли существенный вклад в развитие естественно-научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат.

Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове[5]

Проникновение алхимии в Европу

После захвата Омейядами Пиренейского полуострова в VIII в. европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Арабского Востока. Кроме того, обстоятельством, способствующим проникновению древнегреческих алхимических представлений в Европу стало изучение античных трудов, например доминиканцами Альбертом Великим (трактаты «Пять книг о металлах и минералах», «Малый алхимический свод») и его учеником Фомой Аквинским.

Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в 1250 г.).

Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214—1294) (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе.[6] Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235—1313), Раймунда Луллия (1235—1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.). Уже в первой половине XIV в. папа римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков.[7]

Алхимия в эпоху Возрождения

«Алхимик Сендзивой» («Alchemist Sędziwój») Яна Матейка

В XIV—XVI вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.

Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он отказался от некоторых оккультных черт алхимии и сосредоточился на проведении физических и химических экспериментов, а также изучении свойств человеческого тела. Парацельс впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине.[8]

В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI, Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.

Император Рудольф II был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская лично проводили опыты: первый — в своем дрезденском «Золотом дворце», а его супруга — в роскошно устроенной лаборатории на своей даче «Фазаний сад». Дрезден долго оставался столицей государей, покровительствующих алхимии, особенно в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительных денежных расходов. При саксонском дворе алхимик Иоганн Бёттгер, не сумевший сделать золото, первым в Европе изготовил фарфоровые изделия.

Упадок алхимии начинается с XVI в., несмотря на то, что и в XVII и в XVIII в. некоторые учёные оставались приверженцами алхимических идей.

Философия алхимии

Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень».

Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией.

Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений — внутренней алхимией.

В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты (сознание, тело, дух, душа, отдельные энергии и т.п.) рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной — химической — метафоре часто развиваются другие символические ряды; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Так например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир» и пр.[9]

Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).

Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).

В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».

Первое звено — это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало — «соль» (движение).

Второе звено — это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).

В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Во всех алхимических традициях исключительную роль играет ртуть и её сульфид — киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна» (один из смыслов — «колесница ртути», «учение ртути») — индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») — название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии — Меркурия (бога и планеты) и её легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста).

Кроме того, используются сера, 6 традиционных металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка (прежде всего аурипигмент и реальгар), сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические соединения и органические соединения. В китайской, индийской и тибетской алхимии также драгоценные камни и травы.

Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:

Последняя в европейской алхимии имеет форму «химической свадьбы», «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны, Гермафродита и Салмакиды, самца и самки разных животных и т. д., в индийской — союза Шивы и Шакти, в китайской — соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи (Небесной Девы).

Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскресения (воскрешения).

Роль алхимии в истории науки

Лаборатория алхимика. Раскрашенная гравюра из книги Г. Хунрата «Амфитеатр вечной мудрости»

Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается, что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии. В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию», а практики получения различных веществ — как «внешнюю алхимию».

Алхимические инструменты: (по алфавиту)сосуд, мензурка, кривой выпуск, капсуль, сплавниковый фильтр с выпуском, капельница или пипетка, кривой слив, закрытый омыватель, фильтр газа, отсеивалка, сборник, сжигатель с большим выхлоповником, сито или фильтр, форматор с малым сливом; и знаки: (от знака Δ по часовой стрелке) огонь, вода, воздух, земля, соль, сера, восемь неясных знаков, золото, серебро,олово, медь, ?, железо, ртуть, свинец, щёлочь, неясные знаки

Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ. Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма.

Неясно, насколько алхимические системы разных культур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций, существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп: платонизм, позднеантичный гностицизм, христианство, неоплатонизм, зороастризм, манихейство, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия.

Психологическая интерпретация алхимии К. Юнгом

В начале XX в. швейцарский психолог Карл Юнг предположил, что алхимическая философия представляла собой «протопсихологию», нацеленную на достижение индивидом индивидуации или попытку духовного развития[10], которая достигается, в частности, в результате Великого Делания[11][12]. Уробороса Юнг считал символом бессмертия и одним из основных алхимических архетипов. Поиск философского камня был стремлением научиться обращаться со смертью, а процесс его изготовления Юнг сравнивал с этапами становления личности[13].

Следует отметить, что Юнг не был пионером в рассмотрении алхимии в свете психоанализа. Первым такой подход предложил Итан Аллен Хичкок ещё в XIX в. Затем, Херберт Зильберер, ученик Зигмунда Фрейда, рассмотрел поздний алхимический трактат «Парабола» в связи с «Эдиповым комплексом». Однако именно подход Юнга, с учением о коллективном бессознательном, достиг наибольшей популярности и обрёл последователей.

Алхимия также «вместила в себя» идеи гностицизма, которые формально до начала Эпохи Возрождения находились в забвении[14]. Теория Юнга была поддержана другими исследователями, например Стефаном А. Хёллером, Вальтером Пагелем, Марией-Луизой фон Франц и др.

См. также

Примечания

  1. ↑ Edwardes, Michael The Dark Side of History, — New York: Stein and Day, p. 29
  2. ↑ Strathern, Paul Mendeleyev’s Dream — the Quest for the Elements, — New York: Berkley Books, 1977
  3. ↑ Ragai, Jehane The Philosopher’s Stone: Alchemy and Chemistry //Journal of Comparative Poetics, vol. 12, 1992, pp. 58-77
  4. ↑ Holmyard E. J. Maslama al-Majriti and the Rutbatu’l-Hakim//Isis journal, vol.6, iss. 3, 1924, pp. 293—305
  5. ↑ Мировая история. Средние века
  6. ↑ Edwardes, Michael (1977). The Dark Side of History. New York: Stein and Day, p. 294
  7. ↑ Edwardes, Michael (1977). The Dark Side of History. New York: Stein and Day, p. 49
  8. ↑ Edwardes, Michael (1977). The Dark Side of History. New York: Stein and Day, p.47
  9. ↑ Мировая история. Средние века. Книга первая, — М.:Олма Пресс образование,2005, С. 32
  10. ↑ В. Зеленский. Словарь аналитической психологии
  11. ↑ Jung, C. G. (1944). Psychology and Alchemy (2nd ed. 1968 Collected Works Vol. 12 ISBN 0-691-01831-6). London: Routledge.
  12. ↑ Jung, C. G., & Hinkle, B. M. (1912). Psychology of the Unconscious : a study of the transformations and symbolisms of the libido, a contribution to the history of the evolution of thought. London: Kegan Paul Trench Trubner. (revised in 1952 as Symbols of Transformation, Collected Works Vol.5 ISBN 0-691-01815-4)
  13. ↑ Тайны гениев и злодеев, — СПб: Олма Пресс, 2002
  14. ↑ Jung, C. G., & Jaffe A. (1962). Memories, Dreams, Reflections. London: Collins. This is Jung’s autobiography, recorded and edited by Aniela Jaffe, ISBN 0-679-72395-1

На русском языке
  • Гермес Трисмегист. Aureus Tractatus / Пер. В. Н. Морозова // Studia culturae. Выпуск 9. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2006 г. — 360 с. (С. 291—317)
  • Василий Валентин. Алхимические трактаты / Пер. В. фон Эрцен-Глерона. К.: Автограф, 2008.
  • Василий Валентин. Двенадцать ключей мудрости / Пер. В. А. Каспарова. — М.: Беловодье, 1999.
  • Никола Фламель. Алхимия / Пер. со старофр. Г. А. Бутузова. — СПб.: Азбука; Петербургское Востоковедение, 2001. 384 с. + цв. вкл.
  • Садуль Жак. Сокровище алхимиков / Пер. с фр. — М.: Крон-пресс, 2000. 320 с.
  • Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры: Гермес трижды Величайший. Изумрудная скрижаль: пер. с лат., коммен., библиогр. осн. инояз. пер. / АН СССР, Институт истории естествознания и техники. — М.: Наука, 1979.
  • Франц, М.-Л. фон. Алхимия: Введение в символизм и психологию. Пер. с англ. Ю. М. Донец — СПб: Б. С. К., 1997.
  • Фулканелли. Тайны Соборов / Пер. с фр. В. А. Каспарова — изд. Энигма, 2008. 384 с.
  • Фулканелли. Философские обители / Пер. с фр. В. А. Каспарова — изд. Энигма, 2003. 624 с.
  • Эвола, Ю. Герметическая традиция / Пер. с итал. Г. А. Бутузова. Москва — Воронеж: Terra Foliata, 2010.
  • Элиаде, М. Азиатская алхимия. Пер. с рум., англ.  и фр. А. А. Старостина и др. — Москва: Янус-К, 1996.
  • Юнг, К. Г. Дух Меркурий. Собр. соч. Пер. с нем. А. Гараджи и др. — Москва: Канон, 1996.
  • Юнг, К. Г. Психология и алхимия. Пер. с англ. С. Л. Удовик — Москва: REFL-book, Ваклер, 1997.
  • Юнг, К. Г. Психология и алхимия. — М.: АСТ, 2008. — 608 с. — ISBN 978-5-17-050405-3, 978-5-9713-8088-7
  • Блинова О. В. Алхимия и её символика в творчестве Иеронима Босха // Науковедение. 2000. № 1. С. 82-127.
  • Брэм Эдмонд. Роль Роджера Бэкона в истории алхимии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Cерия философия. — 2009. — № 4. Т.2. — СПб., 2009. — С. 66-73. [1][2]
  • Бурмистров Константин. «Ибо он как огонь плавильщика»: каббала и алхимия. М.: ИФРАН, 2009.- 295 с. ISBN 978-5-9540-0139-6.
  • Володарский В. М. Леонардо да Винчи и Парацельс о магии и алхимии // Леонардо да Винчи и культура Возрождения. М.: Наука, 2004.- С.176-183. ISBN 5-02-032668-2
  • Карапетьянц А. М., Торчинов Е. А. История и теория алхимии в Китае (Обзор) // Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. Реферативный сборник. М., 1987.С.158-167.
  • Лысенко В. Г. Китайская алхимия и её западные аналоги (Обзор) // Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. Реферативный сборник. М., 1987.С.168-181.
  • Торчинов Е. А. Даосизм и алхимия в традиционном Китае // Петербургское востоковедение: Альманах. СПб. Вып. 2. 1992. С. 272—353.
  • Ютен С. Повседневная жизнь алхимиков в Средние века / Серж Ютен; Пер. с франц. В. Д. Балакина. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 248 с. — (Живая история: Повседневная жизнь человечества). — 5 000 экз. — ISBN 5-235-02734-5 (в пер.)
На иностранных языках
  • Chilackige, M. Oriental Alchemy… — Tokyo, 1936.
  • Farber, E. Great Chemists — Interscience Publishers, 1961.
  • Ferguson, J. The Books of Secrets — London: 1913—1914.
  • Klossowski de Rola, S. Alchemy: The Secret Art — London: 1973.
  • Holmyard, E.J. Alchemy — Edinburgh: 1957 (reprinted 1968).
  • Holmyard, E.J. Makers of Chemistry — Oxford: The Clarendon Press, 1939.
  • Hutin, S. L’alchemie — Paris: 1961.
  • Jung, C.G. Alchemical Studies — Complete Works, v. 4 — Princeton, NJ: Princeton Univ. Press.
  • Jung, C.G. Symbols of Transformation — Complete Works, v. 5 — Princeton, NJ: Princeton Univ. Press.
  • Multhauf, R.P. The Origins of Chemistry — 1967.
  • Partington, J.R. A Short History of Chemistry, 1939.
  • Pritchard, A. Alchemy: A Bibliography of English-Language Writings — 1980.
  • Read, J. Prelude to Chemistry: An Outline of Alchemy — New York: Macmollan, 1937.
  • Redgrove, H.S. Alchemy, Ancient and Modern — London: 1911.
  • Sarton, G. Introduction to the history of science — Baltimore: Williams and Wilkins, 1927.
  • Sivin N. Chinese alchemy: Preliminary studies. -Cambridge (Mass.)Harvard univ. press, 1968.- XXVI, 339 p. Harvard monographs in the history of science; Vol.
  • Stillman, J.M. Story of Alchemy and Early Chemistry.
  • Thorndike, L. History of Magic and Experimental Science — New York: 1923—1958.
  • Von-Meyer, E. History of Chemistry — 1906.

dic.academic.ru

алхимия - это... Что такое алхимия?

  • АЛХИМИЯ — (позднелат. alchimia) феномен средневековой культуры, в котором своеобразно переплетались начальные естественно научные (прежде всего химические) представления о мире и характерные для данной культуры представления о человеке и обществе. Главной… …   Философская энциклопедия

  • АЛХИМИЯ — (араб., al kimia, происход. или от слова kemi коптского названия Египта, или от греч. chymos жидкость). Средневековая наука, стремившаяся открыть философский камень, который мог все металлы превратить в золото, служить лекарством от всех болезней …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Алхимия —     АЛХИМИЯ, по арабски Ул Хеми, означает, как указывает это имя, химию природы. Все таки, Ул Хеми или Ал Кимия представляет собою лишь арабизированное слово, взятое от греческого  (хемейя), от сок , живица, выжатая из растения. Д р Уинн Уэсткотт …   Религиозные термины

  • алхимия —         АЛХИМИЯ (позднелат. alchymia; возможно, от греч. chymeia искусство выплавки металлов (chyma жидкость, литье) или от греч. Chemia название Древнего Египта; от древнеегипетского «хаме» черный, страна черной земли; частица «ал » арабского… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • АЛХИМИЯ — АЛХИМИЯ, форма химии, которую практиковали в Европе начиная с раннехристианского периода до XVII столетия; согласно преданиям, алхимики занимались поисками философского камня, способного превращать простые металлы в золото, и эликсира бессмертия …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Алхимия — (араб. Al kimia производится или от слова kemi, туземного(коптского) названия Египта, или от греческого cumoV жидкость, сок) так называлась нынешняя химия в средние века, вплоть до XVII столетия.Но с тех пор, как эта последняя получила научную… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Алхимия — (лат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III–IV вв. н.э.), алхимия получила широкое распространение в Западной Европе (IX–XVI вв.). Главная цель алхимии – нахождение так называемого «философского камня» для… …   Энциклопедия культурологии

  • АЛХИМИЯ — (от араб, приставки «аль» и слова химия), арабское обозначение слова химия. При развитии научной химии под А. стали подразумевать исключительно искусство превращения металлов с целью получения из «неблагородных» (железо,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • АЛХИМИЯ — (позднелатинское alchimia), явление культуры и донаучный период в развитии химии. Зародившись в глубокой древности, наибольшее распространение получила в Западной Европе 11 14 вв. Главная цель алхимии нахождение философского камня ( панацея ,… …   Современная энциклопедия

  • АЛХИМИЯ — (позднелат. alchimia) донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (3 4 вв. н. э.), получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (11 14 вв.). Главная цель алхимии нахождение т. н. философского камня для превращения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АЛХИМИЯ — (позднелат. alchimia) 1. Элемент средневековой культуры Западной Европы; 2. Исторический этап в развитии химических знаний (5 16 вв.); 3. Специфическая область исследований по получению золота и серебра из неблагородных металлов. Как элемент… …   Новейший философский словарь

dic.academic.ru

алхимия - это... Что такое алхимия?

        Особая отрасль теоретического и практического знания, сочетающая натурфилософию, магию и технохимические процедуры и направленная на преобразование материи (в первую очередь металлов), понятое как приведение ее в более совершенное состояние. Само слово возникло на рубеже VII и VIII вв. и занесено в Западную Европу в XII в. Его префикс представляет собой арабский определенный артикль «аль». Корень же исследователи (а иногда и сами алхимики) производят от греч. chymos - «сок, жидкость»; либо от древнеегип. khemi - «Черная» (подразумевается «Черная Земля» — самоназвание Древнего Египта).

        В науке принята следующая периодизация А.и. 1 -й период - александрийская, или греко-египетская А.я (II—VI вв.). Основные тексты написаны по-гречески и основаны на неоплатонически-гностических рассуждениях о единстве всего сущего, о возможности совершенствования и одухотворения плоти, о связи металлов с планетами, а также содержат технические сведения об амальгамировании, очистке металлов и об изготовлении поддельного (ученые спорят о том, считали ли его таковым сами мастера) золота.

        2-й период - арабский (VI I-XII вв.). Первым по времени арабским алхимиком считается Хадид-ибн-Язид (ок. 660-704), самым известным — автор книги «Сумма совершенств» Джабир-ибн-Хайан (ок. 721-815), получивший в Европе имя Гебер. Среди авторов алхимических сочинений называются: Ар-Рази (или Разес в европейской традиции) (865-925), великий медик Абу-Али-ибн-Сина (Авиценна) (980-1037), знаменитый философ Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198). Помимо описаний химической аппаратуры и реакций в трудах арабских алхимиков, не без влияния перипатетической мысли, появляются серно-ртутная теория (представления о том, что все металлы состоят из серы и ртути в разных соотношениях) и рецепты получения философского камня.

        3-й период — западная А.я (XII-XV вв.). Хотя первое упоминание об алхимиках на Западе относится к 1063 г., начало этого периода отсчитывают с XII в., момента появления большого количества переводов с арабского сочинений как греческих, так и собственно арабских авторов, начала активного распространения перипатетической философии. Алхимические теории занимают почетное место в средневековых энциклопедиях. Среди адептов А.и числятся мыслители Альберт фон Болыитедт (Альберт Великий) (1193-1280), Роджер Бэкон (ок. 1214-1292), генерал францисканского ордена Бонавентура (Джованни да Фиданца) (1221-1274), светоч схоластики Фома Аквинский (1225-1274), один из самых оригинальных умов средневековья Рамон Льюль (1235-1315), знаменитый медик Арнольд из Виллановы (1250-1313? или ок. 1235-1311), писатель, один из авторов «Романа о Розе» Жан де Мен (ок. 1250 -ок.1315), собственно алхимики француз Никола Фламель (1330-1418), англичане Джон Дастин (90-е гг. XIII в. - ок. 1385) и Исаак Холланд (XIV-XV вв.), немец Василий Валентин (сер. XV в.) и мн. др. Именно этот период считается эпохой расцвета алхимической теории и практики.

        Следующий, 4-й период описывается как время одновременно упадка А.и и зарождения идей, послуживших основанием для новой, научной химии. Этот период завершается в сер. XVII в. и именуется обычно периодом ятрохимии (от греч. iatros - «врач»). Основателем последней был Теофраст Ауреол Бомбаст фон Гогенхейм (1493-1541), более известный под псевдонимом Парацельс. Он заявлял, что «настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств». Ятрохимики, не отрицая аристотелевых натурфилософских теорий, основное внимание уделяли фармакологии. А.я продолжает практиковаться до кон. XVIII в. и даже в XIX в., и в это время ее представляли такие колоритные фигуры, как загадочный граф Сен-Жермен (ум. между 1784 и 1795) и авантюрист Джузеппе Бальзамо (1743-1795), именовавший себя графом Калиостро. Однако предел алхимическим теориям положил английский ученый Роберт Бойль (1627-1691), который в своей главной работе «Химик-скептик» (1661 г.) доказал химическую неизменность элементов.

        Подобная схема истории А.и достаточно условна. Ведь датировка большинства алхимических текстов весьма ненадежна: например, т.н. «Изумрудная скрижаль» впервые упоминается на рубеже XII и XIII вв., но известна нам лишь в издании 1541 г. значительная часть алхимических текстов дошла до нас в публикациях XVI — нач. XVIII вв. Многие алхимические труды созданы гораздо позднее того времени, которому они приписаны: так, под именем Гебера писал некий латиноязычный автор XIV в.

        Натурфилософские основы А.и базируются на учении Платона («Тимей») и Аристотеля (IV книга «Метеорологики»), согласно которому материальный мир состоит из четырех элементов — земли, воды, воздуха и огня и определяется двумя парами противоположных качеств: сухое — влажное и горячее - холодное. Особенности всякого иного вещества определяются набором этих составляющих первоэлементов и их качеств. Металлы и минералы образуются в недрах Земли путем различных природных процессов, заключающихся в смешении элементов и их нагреве. Вещества, в зависимости от сочетания элементов, длительности и температуры их взаимодействия, могут быть более или менее совершенными; самое совершенное, наиболее устойчивый сплав первоэлементов, -золото. Всего в природе наличествует семь металлов, каждому из которых соответствует своя планета: золоту — Солнце, серебру — Луна, ртути - Меркурий, меди - Венера, железу - Марс, олову - Юпитер, свинцу -Сатурн. Поскольку основа металлов и всего сущего едина, металлы могут превращаться один в другой; это изменение (трансмутация, на языке А.и - Великое Деяние) может иметь место в результате операций, воспроизводящих природные процессы. Все металлы состоят из двух начал: серы, сухой и горячей, состоящей из огня и наделенной свойствами горючести, летучести, активности и переменности состава, и ртути, влажной и холодной, состоящей из воды со свойствами огнеупорности, нелетучести, пассивности и постоянства состава. Сера (сульфур) - форма вещества, ртуть (меркурий, «живое серебро») - материя. В некоторых текстах упоминается и третье начало металлов: чаще всего соль, иногда конкретная аммонийная соль (нашатырь) , реже мышьяк или его соединения, еще реже вода, иногда не простая, а «металлическая». Это дополнительное начало воплощает в себе т.н. квинтэссенцию и является либо движущей силой химических реакций, либо принципом фиксации, т.е. достижения устойчивости полученного вещества. В самых ранних алхимических сочинениях превращение металлов происходит непосредственно, но уже в арабской А.и появляются представления о некоем реактиве, который, соединяясь с неблагородными металлами, превращает их в благородные, - философском камне (он же магистериум, тинктура, медикамент). Иногда речь заходит о двух разновидностях философского камня: малом магистериуме (он же - белый лев), с помощью которого неблагородные металлы превращаются в серебро, и великом магистериуме (красном льве) — для получения золота. Трансмутация трактуется в разных случаях по-разному: либо как постепенный переход одних металлов в другие, например, железа в свинец, свинца в медь и т.д. до золота, либо как процесс в два этапа — из неблагородного металла в серебро и далее в золото, либо как единовременный акт. Операции - растворение, возгонка, окрашивание и т.д. - применяются для создания философского камня. Магистериум не только преобразует металлы, он придает совершенство всему и является, таким образом, универсальным всеисцеляющим лекарством (панацеей), раствор философского камня (aurum potabile, т.е. «питьевое золото») дарует вечную молодость.

        Однако А.я не исчерпывается натурфилософией. Платоновские представления о сущностном единстве мира в позднем неоплатонизме и его гностических вариантах трансформировались в представления о единстве магическом. «Все в одном» - девиз и гностиков, и алхимиков, и магический знак этого единства и вечного возвращения — уроборос (змей, кусающий свой хвост) - является обозначением обратимой реакции в А.и. Трансмутация оказывается одновременно и природным (или подражающим природе) преобразованием, и волшебным превращением. Алхимики, основываясь на труде Аристотеля «О возникновении и уничтожении» и, в частности, на его утверждении о том, что идеальные первоэлементы — огонь, вода и т.д. — не тождественны эмпирическим огню и воде, также доказывали, что идеальные Меркурий и Сульфур философов — не то же самое, что обычные ртуть и сера. То же касается веществ и операций. «Дух» (spiritus) есть летучие вещества либо вещества, оставшиеся после перегонки, и тем самым являющиеся сущностью перегоняемого соединения (так получил свое название образующийся путем дистилляции вина винный спирт — spiritus vini, «дух вина») и одновременно духовная сущность, проникающая в тела и меняющая их субстанцию. Философский камень есть Великий Дух, но в «Книжице об А.и», приписываемой Альберту Великому, «субстанциональные духовные начала» суть аурипигмент (сернистый мышьяк, AS2S3) и нашатырь, и одна из глав упомянутого трактата называется «О растворении в воде субстанциональных духовных начал». Подобный ход мысли, практически не различающий идеального и реального, характерен для средневекового мышления. Алхимические практические действия являются одновременно и ритуальными. Существуют самые разные описания и перечни последовательных операций получения магистериума, но все они сводятся ктой идее, что для перехода из одного состояния в другое необходимо «умереть» и «возродиться». Все алхимические операции начинаются с реакций осаждения, коагуляции, первая стадия Великого Деяния обязательно включает в себя гниение (вся эта группа операций носит общее название melanosis - «чернение», или nigredo - «чернота»), т.е. смерть вещества, обращение его в нечто неподвижное, в труп, прах, первоматерию; затем идет растворение, фильтрация, осветление веществ (все это именуется leukosis - «беление», или albedo -«белизна»), т.е. оживление, возрождение и придание необходимых субстанциональных качеств; и, наконец, возгонка и получение искомого вещества красного и/или золотого цвета (это - xanthosis - «золочение», либо rubedo — «краснота»). Мифом и магией проникнута и алхимическая символика и терминология: например, Солнце - золото, Мертвая голова - нерастворимые осадки, Таинство соития (mysterium conjunctionis) - некоторые реакции, Могучий цыпленок - печь для нагрева. Символы в А.и неоднозначны, взаимозаменяемы. Одно название может обозначать разные вещества, например, красный лев - это золото, философский камень, киноварь, сурик и многое др.; разные наименования — одно, например, ртуть — это Меркурий, дева, царица, жена, белизна, матка и т.д., сера - Сульфур, юноша, царь, муж, краснота, семя и т.д. Серно-ртутная теория есть также и миф о соединении мужского и женского начал, о порождении всего материального мира, космогонический миф, персонажи которого являются одновременно и веществами, и существами. Темный язык алхимиков - средство сохранить тайны своего искусства и в то же время отличный от обыденного язык заклинаний.

        Цель А.и - не просто создание золота, но чудесное преображение материального мира, сотворение нового, совершенного космоса, трансмутация - одухотворение материи. В процессе Великого Деяния происходит преобразование и вещества, и самого алхимика, трансмутация доводит до совершенства обоих, и, наоборот, несовершенный человек не может проделать трансмутацию. Потому из трактата в трактат переходят особые требования, предъявляемые к алхимику. Здесь и запрет на передачу знаний посторонним, ибо это знание дает власть над миром и не должно попасть в дурные руки. Здесь и требование бескорыстия - сотворивший золото сам не должен им пользоваться, разве что — в благих целях: по легенде, Рамон Льюль созданное им золото передал королю Англии Эдуарду III(1312-1377, король с 1327) на организацию крестового похода (никого, видимо, не смущало, что Льюль умер через три года после рождения Эдуарда и за двенадцать лет до восшествия того на престол); Никола Фламель на алхимическое золото основал несколько больниц и домов для престарелых в Париже. Здесь и требование аскетической жизни ; это в.пародийной форме обыграл Бен Джонсон (1573-1637) в комедии «Алхимик» (1610 г.): дабы обмануть жадного горожанина, жулики-лжеалхимики накануне Великого Деяния, которое тот дол жен свершить по их рецептам, подсовывают ему девицу легкого поведения; трансмутация заканчивается полной неудачей, в которой виноват, конечно, сам несостоявшийся алхимик, нарушивший зарок целомудрия. Но все указанные этические требования неотделимы от технических: в упоминавшейся «Книжице об А.и» в списке правил поведения алхимика седьмое требует сторониться сильных мира сего, а предыдущее, шестое — использовать сосуды из стекла либо глазурованные изнутри.

        А.я находится в сложных отношениях с официальной религией. С одной стороны, пресуществление, преобразование плоти - вполне христианские понятия, и алхимики не уставали заверять всех, что их искусство - от Бога, с другой, в христианстве данные акты есть проявление божественной воли, есть чудо либо таинство, тогда как в А.и - результат технохимических операций. Алхимики сами именовали себя философами, т.е. любителями (и знатоками) мудрости, но это же слово значило в средние века и мага и неверующего.

        В Дантовом аду, в десятом рве восьмого круга мучаются алхимики - подделыцики металлов. Известны выпады Джеффри Чосера (1340-1400) против А.и в «Рассказе слуги каноника» из «Кентерберийскихрассказов». Но осуждается не столько сама А.я, сколько связанное с нею мошенничество. Осмеяв химерические бредни тех, кто гоняется за призраком богатства, а находит лишь нищету, Чосер признает существование подлинной А.и, достойнейшей из наук. Периоды особенного увлечения А.ей - II—VI и XIV-XVI вв., эпохи кануна и заката средневековья.

        Литература: Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII в. М., 1980; Джуa M. История химии. 2-е изд. М., 1975; Mорозов H.A. В поисках философского камня. СПб., 1909; Орлов M .A. Алхимия. Пг., 1917; Пуассон А. Теории и символы алхимиков. Пг., 1915; Рабинович В.Л .Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979; Berthelot M . Les origines de l'alchimie. P., 1885; Idem. La chimie du Moyen Âge. V. 1-3. P., 1893-1898; Crossland M.P. Historical studies in the language of chemistry. Cambridge (Mass.), 1962; Holmyard E.J. Alchemy. L., 1957; Hopkins A. J. Alchemy. Child of greek philosophy. N.Y., 1934; Jung C.G. Psychology and alchemy // Idem. The collected works. V. 12. L., 1957; Idem. Symbols of transformations// Ibid. V. 3. L., 1956; Klossowsky de Roi a S. Alchemy. The secret art. L., 1973; Lennep I. van. Art et alchimie. Etude de Piconographie hermétique et des ses interférences. Bruxelles, 1966; Lippman E.O.von. Entstehung und Ausbreitung der Alchemic Bd. 1-2. В., 1919-1931, Bd. 3. Weinheim, 1954; Stillman M. The story of alchemy and early chemistry. N. Y., 1960; Thomson G.J.S. The lure and romance of alchemy. L., 1932.

        Д. Э. Харитонович

Словарь средневековой культуры. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). Под ред. А. Я. Гуревича. 2003.

medieval_culture.academic.ru

АЛХИМИЯ - это... Что такое АЛХИМИЯ?

  • АЛХИМИЯ — (позднелат. alchimia) феномен средневековой культуры, в котором своеобразно переплетались начальные естественно научные (прежде всего химические) представления о мире и характерные для данной культуры представления о человеке и обществе. Главной… …   Философская энциклопедия

  • АЛХИМИЯ — (араб., al kimia, происход. или от слова kemi коптского названия Египта, или от греч. chymos жидкость). Средневековая наука, стремившаяся открыть философский камень, который мог все металлы превратить в золото, служить лекарством от всех болезней …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Алхимия —     АЛХИМИЯ, по арабски Ул Хеми, означает, как указывает это имя, химию природы. Все таки, Ул Хеми или Ал Кимия представляет собою лишь арабизированное слово, взятое от греческого  (хемейя), от сок , живица, выжатая из растения. Д р Уинн Уэсткотт …   Религиозные термины

  • алхимия —         АЛХИМИЯ (позднелат. alchymia; возможно, от греч. chymeia искусство выплавки металлов (chyma жидкость, литье) или от греч. Chemia название Древнего Египта; от древнеегипетского «хаме» черный, страна черной земли; частица «ал » арабского… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • АЛХИМИЯ — АЛХИМИЯ, форма химии, которую практиковали в Европе начиная с раннехристианского периода до XVII столетия; согласно преданиям, алхимики занимались поисками философского камня, способного превращать простые металлы в золото, и эликсира бессмертия …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Алхимия — (араб. Al kimia производится или от слова kemi, туземного(коптского) названия Египта, или от греческого cumoV жидкость, сок) так называлась нынешняя химия в средние века, вплоть до XVII столетия.Но с тех пор, как эта последняя получила научную… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Алхимия — (лат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III–IV вв. н.э.), алхимия получила широкое распространение в Западной Европе (IX–XVI вв.). Главная цель алхимии – нахождение так называемого «философского камня» для… …   Энциклопедия культурологии

  • АЛХИМИЯ — (от араб, приставки «аль» и слова химия), арабское обозначение слова химия. При развитии научной химии под А. стали подразумевать исключительно искусство превращения металлов с целью получения из «неблагородных» (железо,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • АЛХИМИЯ — (позднелатинское alchimia), явление культуры и донаучный период в развитии химии. Зародившись в глубокой древности, наибольшее распространение получила в Западной Европе 11 14 вв. Главная цель алхимии нахождение философского камня ( панацея ,… …   Современная энциклопедия

  • АЛХИМИЯ — (позднелат. alchimia) донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (3 4 вв. н. э.), получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (11 14 вв.). Главная цель алхимии нахождение т. н. философского камня для превращения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АЛХИМИЯ — (позднелат. alchimia) 1. Элемент средневековой культуры Западной Европы; 2. Исторический этап в развитии химических знаний (5 16 вв.); 3. Специфическая область исследований по получению золота и серебра из неблагородных металлов. Как элемент… …   Новейший философский словарь

dic.academic.ru


Смотрите также